Боеприпасы
В боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83. Взрыватели МГ-30 и МГ-31 — головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 — донный, инерционного действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11- 20 секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом.
У всех выстрелов заряд единый — пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с, при максимальном давлении в канале 3100 кг/см2.
Великое строительство
12 лет – за такой срок возвели самый большой в мире крейсер (исключение составляют авианосцы), который стал флагманом Северного флота.
Идея создания кораблей исполинских размеров родилась в 80-х годах. В СССР начали конструировать семь тяжелых крейсеров, которые могли бы предотвратить авианесущий удар. И «виной» всему – Америка.
США во многом превосходили нашу страну. С американских заводов один за другим сходили авианосцы, их количество исчислялось десятками. В итоге руководство СССР придумало строить средства борьбы с авианесущими крейсерами и создало проект 1144 «Орлан». В него входило строительство четырех тяжёлых атомных ракетных крейсеров:
- «Петр Великий».
- «Адмирал Нахимов».
- «Адмирал Ушаков».
- «Адмирал Лазарев».
Сегодня «Петр Великий» является единственным действующим атомным крейсером ВМФ.
Фото АК-630
Похожее
Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны
Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны
Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки
Джеральд Р. Форд — авианосец США
Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России
Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск
Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая
Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры
Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Затонувшие корабли
Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота
ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Фото американских авианосцев. Подборка
Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»
Акаги — японский авианосец Второй мировой войны
Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли
«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке
БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль
«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны
Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)
Россия — броненосный крейсер российского императорского флота
«Дельфин» — первая российская подводная лодка
Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли
«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны
Рональд Рейган — авианосец США
АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер
Джордж Буш — авианосец США
Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы
КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Пересвет — броненосец российского императорского флота
Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно
Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 — корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков — русский броненосец
Кета — подводная лодка
Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов
Форель — подводная лодка
Тип «Осётр» — подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»
You have no rights to post comments
Описание
Двуствольность даёт АУ большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту), но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы системы (АУ — 98 т, СУ — 12 т, механизированный погреб — 40 т). Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. В АУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Также орудие благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).
Приборы управления стрельбой
Система управления стрельбой “Лев-218” (МР-184) создана в КБ “Аметист” на базе СУ “Лев-114” (МР-114 от комплекса АК-100). По некоторым данным на эсминцах пр.956 используется СУ “Лев-214 (МР-104). В состав системы входят РЛС сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер ДВУ-2 (дальномерно-визирное устройство, разработано ЦНИИАГ и ПО ЛОМО с использованием системы автономной косвенной стабилизации лазерного луча в 1977 г.), баллистический вычислитель, аппаратура селекции целей и помехозащиты. СУ стрельбой обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам, автоматическое слежение за снарядом.
РЛС МР-184 – двухдиапазонная РЛС сопровождения целей, одновременно сопровождает 2 цели;
Дальность инструментальная – 75 км
Дальность сопровождения целей – 40 км
Масса системы – 8 т
Основные пользователи АК-130
АУ размещена на кораблях ВМФ России (проектов 956, , ) и др. На эсминцах пр. 956 размещены две (носовая и кормовая) башни А-218: перед надстройкой на баке и за вертолётным ангаром. Сектор стрельбы по горизонтали в пределах по 100 градусов от борта, боезапас каждой башни — по 320 снарядов. Эсминцы проектов 956 и 956Э, а также их варианты стали первыми кораблями подобного класса, оснащёнными этими установками.
На ракетных крейсерах проектов 1164 и 1164А «Москва» установлено по одной установке А-218 на баке перед фальшбортом носового среза. Установка обеспечивает горизонтальный сектор стрельбы 210 градусов, имеет боезапас — 340 выстрелов. На крейсере «Москва» оснащена по системе модернизации прибором АСУ артиллерии «Пума» (аналог наземного комплекса «Подача») для централизованного «бесприцельного» наведения по целям близким к дальней границе поражения.
На тяжёлых атомных крейсерах (на самом первом из серии 2 башни АК-100 на всех последующих 1 башня АК-130) проекта 1144 «Киров»
(переименован в «Адмирал Ушаков») установлена одна башня А-218 в корме за ограждением кормового наблюдательного поста с сектором стрельбы 180 градусов. Установка монтируется на всех кораблях, кроме самого «Кирова», то есть на трёх последующих. Боезапас установки 440 выстрелов, она оснащена системой управления «Русь-А» от поста централизованного наведения корабельной артиллерии.
Ещё одним эксплуатантом установки является эсминец проекта 1155-3, переделанный из противолодочного корабля проекта 1155 «Удалой» под проект 956ЭСМ-1 с установкой двух пакетов ПКРК 3М80 и одной спаренной башни А-218 в носу с боезапасом 210 снарядов.
АК-630 — зенитная корабельная 30-мм шестиствольная установка
На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.
Видео уничтожения сомалийских пиратов из установки АК-630
Работы по созданию установки АК-630 были начаты в феврале 1963 г., полигонные испытания проводились с 1972 по 1973 гг., на вооружение ВМФ СССР она была принята в 1976 г. Установка АК-630 включает автомат А-213 и прибор (систему) управления стрельбой МР-123 «Вымпел». Автомат А-213 отличается весьма высокой скорострельностью — 4000-5000 выстр./мин. Он имеет блок из шести стволов, вращающийся под действием пороховых газов, отводимых поочередно из каналов ствола. Это позволило реализовать достаточно простую и надежную схему параллельной перезарядки каждого ствола после очередного выстрела. Питание автомата патронами при стрельбе осуществляется из ленты, состоящей из стальных звеньев, расцепляющихся при стрельбе. В первоначальном варианте установки лента укладывалась в плоский магазин емкостью 2000 патронов. В конце 70-х годов установка была модернизирована с целью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения. При этом вместо плоского был введен круглый магазин такой же емкости, а в барбете смонтирован дополнительный бункер, вмещающий еще 1000 патронов. Автомат с круглым магазином получил обозначение А-213М, а установка — АК-630М.
В качестве боеприпасов используются осколочно-фугаснозажигательные и осколочно-трассирующие снаряды весом 0,39 кг. Установки обоих модификаций имеют одинаковую жидкостную систему охлаждения стволов во время стрельбы. Наведение установки на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. При этом обеспечивается круговое вращение установки, максимальный угол возвышения блока стволов составляет 88°. Стрельба из установки ведется, как правило, с использованием системы МР-123 «Вымпел» с радиолокационной станцией, пригодной для использования в качестве РЛС общего обнаружения. Система «Вымпел» обеспечивает управление одной (двумя) 30-мм или разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В конце 70-х годов система «Вымпел» была модернизирована, что позволило использовать ее для управления стрельбой одной 30-мм и одной 76-мм установками. На случай выхода РЛС из строя и при стрельбе по плавающим минам или береговым объектам может быть использован выносной пульт управления с оптическим прицелом.
Тактико-технические характеристики установки АК-630
Калибр, мм | 30 |
Длина ствола, калибров | 54 |
Количество стволов | 6 |
Максимальный угол возвышения, град. | 88 |
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с | 50 |
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с | 70 |
Скорострельность на ствол, выстр./мин | 5000 |
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, с | 400/15 |
Дальность стрельбы, км | 8,1 |
Досягаемость по высоте, м | 500 |
Вид снаряда | ОФ, ОТ |
Масса снаряда, кг | 0,39 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 880 |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | 2000 |
Масса артустановки, т | 1.85 |
Фото зенитной установки АК-630
Источник
АК-726 — корабельная 76-мм артустановка
АК-726 — корабельная 76-мм артустановка
Спаренными универсальными 76-мм артустановками АК-726 были вооружены многие корабли советского ВМФ, в том числе находящиеся в боевом строю сторожевые корабли проекта 1135 и экспортные сторожевики проекта 1159. Работы по созданию артустановки были начаты в ЦКБ-7 в апреле 1954 г. Заводские испытания проводились в 1958 г. и дали в целом положительные результаты, однако полигонные испытания и доводка установки затянулись до 1963 г. На вооружение ВМФ СССР она была принята в 1964 г., серийное производство осуществлялось с 1961 по 1988 гг.
Артустановка АК-726 разработана как палубно-башенная, с достаточно длительным ведением автоматического огня и в комплексе с РЛС управления стрельбой. Она состоит из боевого и подбашенного отделений. Боевое отделение представляет собой поворотную платформу (станок), на которой смонтированы качающаяся часть артустановки, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, элеватора подачи патронов, система охлаждения стволов и прицельные приспособления. На поворотной платформе смонтирована также броневая защита, выполненная из стальных листов толщиной 5 мм. Она защищает расчет, орудия и механизмы от осколков снарядов малого калибра.Качающаяся часть артустановки представляет совой систему из двух 76-мм автоматов, расположенных в общей люльке. Люлька связана с механизмом вертикального наведения зубчатым сектором. Механизм вертикального наведения снабжен электроприводом и обеспечивает скорость вертикального наведения 30 град./с.
Каждый автомат установки АК-726 состоит из ствола с затвором, досылателя пружинного типа с шестеренчатым ускорителем, приемника с вертикальной и поперечной подачами, гидравлического тормоза отката веретенного типа с игольчатым тормозом наката и компенсатором. Ствол выполнен в виде моноблока, его длина составляет 59 калибров, на дульной части установлен эжектор, обеспечивающий продувку канала ствола после каждого выстрела (во время стрельбы в башне находится часть расчета артустановки, и попадание пороховых газов из канала ствола в башню крайне нежелательно). Охлаждение стволов производится забортной водой в перерывах между очередями; живучесть ствола составляет около 3000 выстрелов; живучесть автомата — 5000 выстрелов.Подача патронов в приемники автоматов производится из подбашенного отделения элеваторами подачи для каждого автомата отдельно. Элеваторы имеют независимые приводы — гидравлический и ручной. Подача патронов в подбашенное отделение на стеллажи артустановки осуществляется вручную из корабельных элеваторов или корабельных стеллажей через окна в неподвижном барабане корабля во время охлаждения ствола или других перерывов в стрельбе.
На всем пути подачи патроны транспортируются в обоймах по 2 патрона в каждой. Производительность элеватора обеспечивает практическую скорострельность, равную темпу стрельбы автомата.Для стрельбы из АК-726 используются выстрелы унитарного заряжания (патроны) УЗСБ-62РП (зенитный) и УОФБ-62 (осколочно-фугасный). Снаряды ЗС-бЗ выстрелов УЗСБ-62РП комплектуются радиолокационным взрывателем ЛР-51Л. Осколочно-фугасные снаряды ОФ-62 выстрелов УОФБ-62 имеют ударный взрыватель ВГ-67 с самоликвидатором, имеющим время срабатывания 28-31 секунду. Потолок стрельбы по самоликвидатору составляет 11 000 м. Управление стрельбой может осуществляться дистанционно с помощью системы дистанционного управления Д-67 от прибора управления стрельбой корабля «Фут-6» или МР-105. Также предусмотрено управление стрельбой с поста, находящегося в башне. Данные на установленные на этом посту приборы наведения ПУГН и ПУБН могут поступать из центрального поста (центральная наводка) или от прицела «Призма» (автономная наводка).
Фото артустановки АК-726
Тактико-технические характеристики артустановки АК-726
Калибр, мм
76,2
Длина ствола, калибров
59
Количество стволов
2
Максимальный угол возвышения, град.
84
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с
30
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с
35
Скорострельность на ствол, выстр./мин
90
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, мин
60/1-2
Дальность стрельбы, км
5,7
Достигаемость по высоте, м
1000
Вид снаряда
ОФ, с РВ
Масса снаряда, кг
5,9
Начальная скорость снаряда, м/с
980
Количество готовых к стрельбе выстрелов
60
Масса артустановки, т
26
Руководство
Система наведения Лев-218 (МР-184) разработана КБ «Аметист» на базе Лев-114: (МР-114 от АК-100). По некоторым данным, на эсминцах проекта 956 вместо него использовался Лев-214 (МР-104). В состав комплекса входят РЛС сопровождения цели, ТВ-прицел, лазерный дальномер ДВУ-2, баллистический вычислитель, система выбора оборудования и противодействия помехам. Система способна получать целеуказание от оборудования обнаружения на корабле, параметры движения, поднимать пушки и автоматически корректировать стрельбу очередями, а также отслеживать снаряды. ДВУ-2 вместе с программным обеспечением был разработан ЦНИИАГ и ПО ЛОМО с использованием автономного косвенно стабилизированного лазерного луча в 1977 году.
130-миллиметровая пушка М-46 образца 1953 года (52-П-482)
Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пушек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 км\час). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.
Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.
Разработчик – конструкторское бюро завода №172.
Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.
Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2; Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с; Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м; Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг; Масса полного заряда – 12,9 кг.
Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм; Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм; Калибр – 130 мм; Число нарезов — 40; Нарезная часть – 5860 мм; Длина хода нарезов – 30 калибров; Ширина нарезов – 6 мм; Ширина поля – 4,2 мм; Глубина нарезов – 2,7 мм; В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л; Длина отката: Длина отката короткого – 775 ±40 мм; Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм; Длина отката до СТОП – 1350 мм; В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л; В накатнике начальное давление составляет — 56 ±2 кгс/см2; Наибольший угол склонения — -2°30′; Наибольший угол возвышения — 45°; Угол горизонтального наведения — 50°; Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2; Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2; Ширина колеса — 390 мм; Диаметр колеса — 1350 мм; Высота линии огня — 1380 мм; Ход подрессоривания — 80 мм; Ширина хода — 2060 мм; Высота окуляра панорамы — 1490 мм;
Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Вес в походном положении – около 8450 кг; Вес в боевом положении – около 7700 кг; Вес ствола и затвора – 2780 кг; Вес качающейся части — 3880 кг; Вес дульного тормоза — 80,5 кг; Вес колеса лафета — 410 кг; Вес передка с укладкой – около 650 кг.
Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина в походном положения – около 11730 мм; Длина в боевом положении – 11100 мм; Ширина в походном положении – 2450 мм; Высота по стволу в походном положении – 2550 мм; Клиренс по передку – 375 мм; Клиренс по лафету – 400 мм.
Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек): Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм; Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.
Пользователи [ править ]
ВМФ России использует пушки на проектах 956, 1144, 1164 и других.
На каждом эсминце проекта 956 размещены две башни А-218, по одной на носу и корме, прежде чем добавился ангар для танков и вертолетов. Поворот ограничен 100 градусами с каждой стороны, в каждой башне хранится 320 снарядов. Этой компоновкой оснащаются эсминцы проектов 956 и 956Э, а также их варианты.
На крейсерах класса « Слава»
в передней части корабля устанавливается одноместный А-218. Предусмотрен горизонтальный сектор 210 градусов, в башне хранится 340 снарядов.На крейсерах класса «Слава» установлен модернизированный прибор артиллерийских систем наведения «Пума» (по сути аналог наземного комплекса «Подача») для наведения на цель.
Тяжелые атомные крейсеры класса « Киров»
несут башню, установленную в корме, за исключением самых ранних вариантов, которые имеют 2 АК-100. Башня имеет 180-градусный сектор. Башня установлена на всех вариантах, кроме первого «Кирова». На складе хранится 440 снарядов, установлена централизованная система наведения корабельной артиллерии Русь-А.
Предисловие
Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.
Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.
С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое — это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.
Приборы управления стрельбой
Система управления стрельбой “Лев-218” (МР-184) создана в КБ “Аметист” на базе СУ “Лев-114” (МР-114 от комплекса АК-100). По некоторым данным на эсминцах пр.956 используется СУ “Лев-214 (МР-104). В состав системы входят РЛС сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер ДВУ-2 (дальномерно-визирное устройство, разработано ЦНИИАГ и ПО ЛОМО с использованием системы автономной косвенной стабилизации лазерного луча в 1977 г.), баллистический вычислитель, аппаратура селекции целей и помехозащиты. СУ стрельбой обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам, автоматическое слежение за снарядом. РЛС МР-184 – двухдиапазонная РЛС сопровождения целей, одновременно сопровождает 2 цели; Дальность инструментальная – 75 км Дальность сопровождения целей – 40 км Масса системы – 8 т
История создания[ | ]
Б-13 в музее-заповеднике «Малая земля», Новороссийск Пушка Б-13 создана на базе 130/55 пушки образца 1913 года.
В конце 1920-х годов Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало новую 130-мм пушку под индексом Б-13. В ноябре 1929 года КБ завода представило эскизный проект орудия с длиной ствола 45 калибров. Благодаря увеличению давления в канале ствола с 2750 до 3150 кг/см², баллистические данные новой пушки совпадали с данными пушки образца 1913 года, а меньшая длина ствола позволяла устанавливать Б-13 на подводных лодках типа П. Проект предусматривал следующие характеристики орудия: , полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, гидропневматический броскового типа и ручную досылку заряда в гильзе.
23 января 1930 года проект получил одобрение УВМС на условии внесения некоторых изменений: увеличения скорострельности до 14 выстрелов в минуту, замена ручных приводов наведения электрическими и т. д. Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца должны были быть завершены к началу марта 1932 года.
27 февраля 1932 года начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский утвердил Программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, а которую была включена 130/45 артустановка в двух вариантах: для подводных лодок (с углом возвышения до +30°) и для надводных кораблей (с углом возвышения до +45°).
19 мая 1932 года УВМС скорректировал тактико-техническое задание, выданное заводу. В связи с изменением проекта подводной лодки, на которую планировалось ставить орудия, и слишком высоким давлением в стволе длину ствола увеличили до 50 калибров. Кроме того, по финансовым причинам командование флота потребовало вернуться к картузному заряжанию, поршневому затвору системы Виккерс и ручным приводам наведения.
Изготовление опытного образца Б-13 было завершено лишь в начале 1934 года. Начавшиеся 8 апреля 1934 года заводские испытания выявили ряд дефектов, и образец вернули на завод для доработки. Испытания возобновили в апреле 1935 года и, несмотря на недоделки, в мае 1935 года запустили орудия в серию, а в декабре 1935 официально приняли на вооружение.
Наиболее серьёзным дефектом было то, что высокое давление в канале ствола привело к уменьшению живучести стволов до 130 выстрелов. Проблему увеличения живучести ствола поставили сразу перед несколькими КБ и НИИ. Решение было найдено в виде применения лейнированного ствола. Однако рассогласование в работе научных организаций привело к тому, что в серию пошли лейнеры с двумя разными видами нарезов: система, разработанная Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (44 нареза глубиной 1,95 мм), и система, разработанная в НИИ-13 (40 нарезов глубиной 2,7 мм).
Таким образом, флот получил три системы Б-13 с различной нарезкой. Благодаря этому каждой артсистеме были нужны снаряды, таблицы стрельб, прицелы и тому подобное, не подходившие к другим системам. К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой (16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство — с нарезкой НИИ-13.
Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом (Б-13-Ic), со второго полугодия 1939 года со щитом обтекаемой формы (Б-13-IIс). В 1948 году начали производство третьей серии (Б-13-IIIс) с изменённым устройством досылателя в устройстве досылателя.
В 1939 году на базе пушки Б-13 в ОТБ-1050 НКВД была создана двухорудийная башенная установка Б-2ЛМ.