76.2 мм установка АК-726

История создания

Грязев В.П.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60о.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.

При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.

36-я бригада ракетных катеров.(Балтийск)

1-й гвардейский дивизион ракетных катеров

Дивизион расплагает в своем составе противокорабельные ракетные катера проектов 1241.1 и 1241.1М.

Противокорабельное вооружение состоит из четырех пусковых установок противокорабельных ракет, у модификации 12411 в ПУ располагались ПК ракеты П-15 «Термит» (дальность 40 км, у модификации «М» – 40км), а у модификации 12411М в ПУ располагались ПК П-270 «Москит» (дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта).

Зенитное вооружение представлено ЗРК «Стрела-3» (дальность 4.5 км) (боекомплект — 16 ЗУР) или «Игла» (дальность 5 км – Игла-1)(с аналогичным боекомплектом).

Артиллирийское вооружение представленно в виде установки башенного типа АК-176 76.2 мм. (эффективная дальность 12 км, высота поражения 7 км)

Р-2 «Чувашия» — ракетный катер проекта 1241.1М. Бортовой номер 870, в составе флота с 1999 года.

Р-129 «Кузнецк» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 852, в составе флота с 1985 года.

Р-187 «Заречный» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 855, в составе флота с 1989 года.

Р-257 — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 833, в составе флота с 1986 года.

Р-291 «Димитровград» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 825, в составе флота с 1991 года.

Р-293 «Моршанск» — ракетный катер проекта 1241.1. Бортовой номер 874, в составе флота с 1992 года.

106-й дивизион малых ракетных кораблей

Дивизион располагает 4мя малыми противокорабельными ракетными кораблями проекта 1234.1

Противокорабельное вооружение состоит из шести пусковых установок противокорабельных ракет в блоках которых располагаются противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» (дальность: 15-150 км)

Зенитное вооружение представлено ЗРК «Оса-М». ЗРК «Оса-М» способен обеспечивать поражение целей, летящих со скоростью 300 м/с на высотах 200—5000 м и на дальности до 9000 м (для сверхзвуковых целей — 7100), на малых высотах (50—100) дальность поражения целей снижается до 4000—6000 м. Принятый в 1979 году на вооружение ВМФ СССР модернизированный ЗРК «Оса-МА» устанавливался на малых ракетных кораблях проекта 1234.1. Модернизированный комплекс имел повышенную дальность поражения воздушных целей (15 км) на высотах от 15 м.

Артиллирийское вооружение представленно в виде установки башенного типа АК-725 57 мм. Дальность стрельбы — 8420 м,

«Гейзер» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 555, в составе флота с 1989 года. капитан 3 ранга Деркач Руслан

«Зыбь» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 560, в составе флота с 1989 года.

«Ливень» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 551, в составе флота с 1991 года.

«Пассат» — малый ракетный корабль проекта 1234.1. Бортовой номер 570, в составе флота с 1990 года.

В данный девизион скорее всего также входят Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» и Малые ракетные корабли проекта 21631«Буян-М»

Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»

«Мытищи», «Советск», «Одинцово».

ПВО представленно, «Мытищи» и «Советск» – две АУ АК-630М, а «Одинцово» – зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М»

Артиллерия предствалена

  • одна 76,2 мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исполнение 1 («стелс»)
  • две шестиствольные 30 мм установки АК-630М
  • две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»

Крылатые ракеты – 8 ячеек с «Калибр-НК» (дальность по морским целям составляет 375 км, по наземным — 2600 км)

Малые ракетные корабли проекта 21631«Буян-М»

«Зелёный Дол», «Серпухов».

Корабль оборудован установкой вертикального пуска (УВП) 3С14 на 8 крылатых ракет «Оникс», а также «Калибр».

Артиллерийское вооружение корабля представлено одной 100 мм АУ А-190 «Универсал» и одной 30 мм автоматической АУ АК-630М-2 «Дуэт» с двумя шестиствольными вращающимися орудиями.

ПВО. МРК также вооружён двумя пусковыми установками ЗУР 3М-47 «Гибка Р», двумя 14,5 мм и тремя 7,62 мм пулемётами.

Конструкция

АК-176 на ракетном катере.

Одноствольная автоматическая артиллерийская установка закрытого типа. Ствол моноблочный, с постоянной нарезкой. Затвор вертикальный, клиновой. Автоматика действует за счёт энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное, производится забортной водой, прогоняемой через кожух ствола.

Питание орудия непрерывное, двухстороннее, безобойменное. Механизмы подачи состоят из двух групп, левой и правой и связаны в единую кинематическую цепь. Система подачи включает в себя платформу, на которой находятся два горизонтальных транспортёра с обоймами на 76 патронов каждый, два цепных элеватора и два маятника с приводом. В экстренных ситуациях возможно ручное заряжание.

Башня АК-176 впервые в отечественной практике изготовлена из лёгкого металла — алюминиево-магниевого сплава AМг6. Его толщина 4 мм, он защищает установку только от забортной воды и атмосферных воздействий. Предложение изготовить башню из броневой стали не было принято, так как даже 5-миллиметровая броня утяжелила бы установку на тонну. Приводы башни и механизмов орудия электрические.

Для наведения АК-176 возможны три способа:

  • Дистанционно-автоматически, под управлением корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175;
  • Полуавтоматически, с помощью башенного оптического прицела К-221А;
  • Вручную, с помощью визиров ВД-221, расположенных в самой установке.

Стрельба ведётся со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальная продолжительность непрерывной очереди — 70 выстрелов, после чего требуется охлаждение в течение 25-30 минут. Время перехода из походного положения в боевое — 3 минуты, из боевого в режим стрельбы — 15 секунд. Боеприпасы унифицированы с установкой АК-726. Масса унитарного патрона 12,8 кг, масса зенитного и осколочно-фугасного снарядов — 5,9 кг. Снаряды снаряжены 400 граммами взрывчатого вещества A-IX-2.

Расчёт установки в штатном режиме — 2 человека, командир и электрик. Для обслуживания установки в ручном режиме расчёт увеличивается до 4 человек.

История

Башня АУ AK-726 на БПК проекта 61, слева — РЛСУ МР-105 «Турель» (левее пусковой установки ЗРК М-1 «Волна»).

Работы над новой артиллерийской системой калибра 76,2 мм, используемой главным образом для противовоздушной обороны, а также для поражения морских целей, были начаты в 1954 году конструкторским бюро ЦКБ-7 (позднее КБ «Арсенал»; главный конструктор П. А. Тюрин). Основной частью системы является двухствольная артиллерийская башня (имеющая заводское обозначение ЗИФ-67), включает также систему управления огнём. Новое развитие проект получил в 1956—1957 годах. Прототип башни ЗИФ-67 был изготовлен в 1958 году. Два различных варианта башни были отправлены на Черноморский и Балтийский флоты, где проходили морские испытания с 1960-го по 1961 годы на двух противолодочных кораблях проекта 159 — ПЛК-1 и ПЛК-17. После испытаний был выбран вариант башни с упрощённой системой подачи боеприпасов как более надёжный, после чего началось серийное производство артсистемы и её монтаж на новых кораблях. Полная версия артиллерийского комплекса АК-726 с РЛСУ МР-105 «Турель» была впервые установлена на ракетном крейсере «Грозный» и БПК «Комсомолец Украины» в 1962 году.

Система была официально принята на вооружение 24 июня 1964 года. С этого времени АК-726 стала одной из самых распространённых артиллерийских систем на советских кораблях, а также экспортировалась за рубеж. Однако из-за низкой эффективности поражения морских целей, наряду с небольшим калибром, с 1980-х годов на новых кораблях эти установки были заменены на 100-мм артсистему АК-100.

Историческая справка

После получения задания на проектирование новой артустановки, ЦКБ-7 решило использовать наработки по универсальным автоматам меньшего калибра, таким как 57-мм ЗИФ-31, но с куда большей автоматизацией башни. Так как практически параллельно велись работы по новому зенитному 57-мм автомату АК-725, главный конструктор ЦКБ-7 П. Тюрин сделал многие решения сходными для обоих башен. Для АК-726 первоначально был разработан специальный полигонный станок ЗИФ-67П, на котором отрабатывалась как автоматика орудий, так и система подачи снарядов. В общей сложности с 21 мая 1956 года по 29 июня 1957 года из этой установки было отстреляно 2670 выстрелов. Все технические решения, заложенные в новую артсистему доказали свою жизнеспособность, после чего установку можно было предъявлять Флоту. В итоге, проект уже боевой версии установки под заводским индексом ЗИФ-67 был 24 мая 1956 года утвержден зам. Главкома ВМФ.

Опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом № 7 и с 14 марта по 12 августа 1958 года прошел заводские испытания. После заводских испытаний образец был доработан и прошел полигонные испытания с 14 октября 1958 года по 7 июня 1959 года. Полигонные, равно как и государственные корабельные испытания проводились одновременно для опытных образцов АУ ЗИФ-67 с вариантом подачи боеприпаса в приемник при помощи перегружателя маятникового типа, так и бесперегрузочного варианта подачи. В дальнейшем, после обширных корабельных испытаний (как раз на СКР пр. 159), остановились на бесперегрузочном варианте, как более простом и дешевом.

С 23 июня по 25 августа 1962 года на Белом море в районе Северодвинска проходил испытания уже полный комплекс вооружения из двух установок ЗИФ-67 в связке с ПУС «Фут-Б» и стрельбовой РЛС «Турель» на головном корабле пр.58 «Грозный» (заводской № 780). Официально установка ЗИФ-67 под названием «АК-726» была принята на вооружение приказом МО СССР № 192 от 24.06.1964 г.

Установка ставилась на множестве кораблей новых проектов, таких как ракетные крейсера пр. 58, авианесущие крейсера пр. 1143, эсминцы пр. 61, СКР пр. 159 и 35, БДК пр. 1171 и 1174. Поставлялись установки и на экспорт в страны Варшавского договора (ими вооружались, в частности, югославские фрегаты типа «Котор» и румынские типа «Тетал»).

Впоследствии, для кораблей новых проектов была разработана более мощная 100-мм артустановка АК-100, тем не менее, АК-726 до сих пор остается на службе.

голоса

Рейтинг статьи

Основные характеристики

Каждый из двух автоматов оснащался стволом-моноблоком с надетым на него пружинным накатником. На конце ствола установлен эжектор для продувки ствола после каждого выстрела. Ствол имеет 24 нареза постоянной крутизны. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически, непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий. Чтобы избежать разброса снарядов из-за несинхронного выстрела правого и левого орудий, на люльке автоматов монтировался механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится гидравлическим механизмом перезарядки.

Оба автомата монтируются в одной люльке, представляющей собой стальную сваренную из литых элементов конструкцию коробчатого сечения, закрепленную в подцапфенниках ладыг станка. Последний устанавливается на шаровом основании, зубчатый обод которого неподвижно крепится на уравнительном кольце палубы. Башни имеют необычно глубокие проемы для стволов, что позволило смонтировать поворотный узел люльки за осью вращения башни и обеспечить большие углы подъема стволов. Башня обеспечивает горизонтальное наведение в диапазоне ±147° (±153° для пр. 35) для носовой башни и ±164° — для кормовой. Углы вертикального наведения составляют -10/85°, скорость наведения по горизонтали — 26°/сек, по вертикали — 30°/сек. Бронирование башни составляет 5 мм и служит не столько броней в традиционном смысле этого слова, сколько укрытием механизмов и расчета от непогоды.

В отличие от более поздних систем, постоянного подведения охлаждающей забортной воды АК-726 не имеет. Охлаждение осуществляется в перерывах между очередями, для чего шланг, подключенный к судовой магистрали, вставляется в казенник ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения — 40-45 выстрелов, время охлаждения — порядка трех минут. Подача боеприпаса в приемники орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата.

Механизмы наведения установки имеют электроприводы с двумя способами управления — дистанционным и местным, а также запасной аварийный ручной привод. Огонь может вестись по данным артиллерийского радара МР-105 «Турель» и ПУС «Фут-Б» в автоматическом режиме, либо в полуавтоматическом режиме с применением оптического прицела «Призма» и в ручном режиме под управлением оператора. Расчет башни составляет 9 человек, из которых четверо находятся на подаче снарядов в подбашенном отделении.

Дальность стрельбы: до 16 км, боекомплект: 1000 снарядов (в игре — 488 на башню, плюс еще 276 в боеукладке первой очереди), скорострельность: 100 выстрелов в минуту (в игре — 90). Тони ДиДжиллиан у себя приводит несколько иные данные: дальность — 18 км, скорострельность — 45 выстрелов в минуту, очевидно имеется ввиду не техническая а боевая скорострельность, но все равно — как-то подозрительно мало.

Доступные снаряды

Для орудий доступны два вида снарядов, зенитный и фугасный. Какой и в каких количествах грузить — выбор за капитаном. Следует только помнить, что механика неполной загрузки артпогребов на флоте, в отличие от танков, не работает.

  • ОФ: Осколочно-фугасный выстрел УОФБ-62 со снарядом ОФ-62 с ударным взрывателем с самоликвидатором ВГ-67, вес снаряда 5,9 кг из них 400 г A-IX-2 (эквивалент 616 г TNT), фугасное бронепробитие — 10 мм на всех дистанциях;
  • ОФ-РВ: Зенитный выстрел УЗСБ-62РП со снарядом ЗС-62 с радиолокационным взрывателем АР-51Л, вес снаряда 5,9 кг из них 480 г A-IX-2 (эквивалент 739 г TNT), радиус срабатывания — 8 м, дистанция взведения — 400 м, фугасное бронепробитие — 11 мм на всех дистанциях.

Зенитный снаряд несет несколько больше довольно эффективного ВВ и позволяет вести огонь над препятствием, с некоторой вероятностью поражения цели осколками. Также, он весьма эффективен против вражеской авиации, но следует помнить, что взрыватель становится на боевой взвод он только на дистанции 400 м от среза ствола, так что в бою накоротке он может просто пробивать «москитный флот» навылет без разрыва. Динамического бронепробития обоим снарядам почему-то не завезли.

Сравнение с аналогами

Аналоги этим орудиям в игре подобрать сложно. Неким подобием можно назвать американскую систему 3″/50 (76-мм) Mk.34, установленную на тяжелом катере «Эшвилль», но она имеет только один ствол и в два раза худшую скорострельность, при примерно равнозначных снарядах. Еще ближе к АК-726 спаренная версия этой пушки — Mk.33, в игре эта артсистема встречается не на американских, а на японских кораблях. Фрегат «Тикуго» оснащен одной такой башенной установкой, фрегат «Исудзу» — двумя.

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.


Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Описания и характеристики орудия

Работа автоматики основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.

Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.

Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.

Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.

Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата.

Расчет — 2 чел
Диаметр шарового погона установки — 1350 мм
Число шаров — 164-166 шт
Диаметр шаров — 22.2 мм
Высота линии огня над шаровым погоном — 280 мм
Высота установки над основанием барабана — 1340 мм
Радиус обметания по стволам — 2020 мм
Радиус обметания по казенной части — 785 мм
Расстояние между осями стволов — 240 мм
Масса качающейся части установки — 359 кг (по техпроекту)
Масса вращающейся части установки — 804 кг (по техпроекту)
Масса установки:
— 1905 кг +2% (вариант «А», описание 1967 г.)
— 1974 кг +2% (вариант «А», описание 1981 г.)
— 1850 кг +2% (вариант «Б», описание 1967 г.)
— 1926 кг +2% (вариант «Б», описание 1981 г.)
Длина канала ствола вкл.казенник — 2140 мм (71.3 калибра)
Длина нарезной части ствола — 1897 мм (63.2 калибра)
Длина ствола (детали) — 1805 мм (60.1 калибра)
Объем каморы — 0.221 куб.дм
Крутизна нарезов — 28 калибров
Число нарезов — 12 шт
Глубина нарезов — 0.3 мм
Ширина нарезов — 4.5 мм
Предельная длина отката подвижных частей ствола — 92 мм
Масса автомата НН-30 — 156 кг
Скорость начальная — 1050-1060 м/с
Давление в канале ствола — 3100 кг/кв.см
Дальность максимальная (по таблице) — 4738 м
Дальность баллистическая — 6700 м (при угле вертикальной наводки +45 град, без самоликвидатора)
Дальность баллистическая по самоликвидатору — 5000 м
Дальность наклонная прицельная — 4000 м
Скорострельность — 1000 выстр./мин на ствол
Угол наведения по вертикали — от -12 до +87 град.
Угол наведения по горизонтали — +-180 град.
Скорость вертикального наведения — 24 град/с
Скорость горизонтального наведения — 35 град/с
Боезапас — 2 х 500 снар. (в ленте)

Стоимость первых образцов АК-230 составляла 715.000 руб (в ценах до 1961 г.).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий