Преимущества модернизированного варианта
Все эти системы обеспечивают выполнение следующих функций: точное ориентирование пакетов направляющих со снарядами, синхронизация координат месторасположения установки прямо на ходу с отображением в режиме реального времени на дисплее бортового компьютера.
Такой вот ультрасовременный «Град». Система залпового огня, фото которой неоднократно встречаются в данной статье, позволяет экипажу осуществлять наведение на цель, даже не подходя к направляющим и не пользуясь прицельными приспособлениями. Что еще лучше, есть возможность дистанционной записи во взрыватели снарядов.
Конечно же, залп осуществляется без выхода экипажа из кабины, что существенно повышает мобильность и маневренность всей системы в целом.
Конструкция
Реактивная система залпового огня получила свои уникальные характеристики благодаря конструкции комплекса, которую можно разделить на несколько отдельных элементов:
- Боевого тягача созданного на базе модифицированного «Урала» 375Д;
- Системы управления огнём(КСАУО);
- Транспортно-заряжающей машины;
- Реактивного снаряда.
Начинать описание системы следует с боевой машины на базе «Урала» на который она устанавливалась. Максимальная скорость автомобиля находящегося на боевом дежурстве и полностью укомплектовано боекомплектом, составляет 75 км/ч.
Водитель имеет возможность отключить подвеску, что позволяет не использовать опорные домкраты во время выстрелов. Спустя несколько секунд после прекращения стрельбы, можно менять позицию, что позволяло избежать ответного удара. Корректировка огня осуществляется из другого автомобиля – КСАУО, входящей в состав батареи.
Кроме того в состав батареи и дивизиона входила машина топографической съемки, задача которой точная привязка к местности для нанесения удара. В дальнейшем, при модификации РСЗО «Град» до уровня «Примы» в её состав был введён комплекс КСАУО «Капустник» который одновременно выполнял функции топопривязчика.
Наведение на цель происходит путём использование прицельного устройства, состоящего из следующих устройств:
- Панорама Герца;
- Механический визир;
- Коллиматор К 1.
С помощью этого прицельного комплекса возможен точный залповый огонь даже в условиях недостаточной видимости.
Направляющие, расположенные в задней части рамы «Урала» соединены в пакет, состоящий из 40 труб. Блок со снарядами фиксируется в люльке, управление которой осуществляется с помощью подъёмного и поворотного механизмов. Движение последних осуществляется за счёт электроприводов, с возможностью переключения в ручной режим.
Общая характеристика
Что же собой представляет установка «Град»? Характеристики её довольно-таки интересные. Рассмотрим их более подробно. Этой машиной вооружали армию в 1963 году. Для залпа ей необходимо сорок 122-мм снарядов.
Предельная дальность установки «Град» достигает сорока километров. Минимальное расстояние поражения цели составляет примерно 1,6 км. Артиллерийские элементы собираются на модернизированных типах шасси грузовых авто и «Урал-4320», и «Урал-375»: данный нюанс зависит от модели.
Как правило, модель «Град-1» создаётся на базе ЗИЛ-131. Эти военизированные авто обычно передвигаются со скоростью 75-90 км/ч. Укомплектована система комплексом автоматического управления огнём «Виварий».
История создания оружия
Работники газодинамической лаборатории В. А. Артемьев и Н. И. Тихомиров ещё в 1921 году начали проектировать для самолётов реактивные снаряды. Б. С. Петропавловский в 1929-1933 годах с другими работниками ГДЛ проводил публичные испытания реактивных ракет различного назначения и калибров. Специалисты в экспериментах использовали многозарядные и однозарядные авиационные и наземные пусковые станки.
В 1937-1938 годах на вооружение РККВФ были приняты реактивные снаряды. Необходимо отметить, что их разрабатывало РНИИ под управлением Г. Э. Лангемака. 82-мм ракетами РС-82 оснащали истребители И-153, И-15 и И-16: в летний период 1939 года их успешно использовали на реке Халхин-Гол в боях с японской армией.
В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ А. С. Поповым, В. Н. Галковским, А. П. Павленко и другими был спроектирован многозарядный пусковой аппарат, смонтированный на грузовом авто.
В 1941 году установки испытали на полигоне, и весьма успешно. Их обозначили БМ-13 – военная машина с 132-мм ракетами. Снаряды БМ-13 и пусковой аппарат, созданный на основе грузовой машины ЗИС-6 БМ-1, взяли на вооружение в 1941 году, 21 июня. Именно данный тип машин и получил знаменитое имя «Катюша».
Боевое применение РСЗО «Град»
С момента своего создания батареи реактивных минометов использовались практически во всех локальных конфликтах, в которых принимал участие Советский Союз. Машина прошла успешные испытания в разных климатических условиях.
Даманский конфликт
Как говорилось ранее, первый раз она была использована в районе острова Даманский, во время конфликта между СССР и Китаем. Произошедшего на Дальнем Востоке в конце 60-х годов ХХ века. Все началось с того, что группа китайских военных, нарушившая границу, расстреляла советских солдат.
Произошло это 02.03. 1969 г. 15 марта переговоры зашли в тупик, и китайское правительство направило в сторону острова стрелковые подразделения, которые подкреплялись огнем артиллерийских орудий.
Удар пришелся на позиции противника, располагавшиеся на собственной территории. На протяжении 20 км ни осталось ничего живого: резервные склады, блок-посты, наблюдательные пункты – все было сожжено или выведено из строя.
Одновременно на остров было направлена бронетехника и солдаты мотострелкового и пограничного полков, китайцы были быстро выбиты с позиций.
Интересно! На тот момент оружие еще не было официально представлено, поэтому для оставшихся в живых китайских оккупантов огонь реактивными снарядами, продолжавшийся 10 минут, произвел удручающее впечатление, подавившее желание сопротивляться.
Тактико-технические характеристики БМ-21 Град
– Год(ы) производства: 1960 — 1988- Количество выпущенных, шт: более 8500- Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320- Колёсная формула: 6×6
Габаритные размеры БМ-21 Град
– Длина в походном положении, мм: 7350- Ширина в походном положении, мм: 2400- Высота в походном положении, мм: 3090- Клиренс, мм: 400
Вес БМ-21 Град
– Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870- Масса в боевом положении, кг: 13 700
Калибр БМ-21 Град
– 122 мм
Расчёт БМ-21 Град
– 3 человека
– Количество направляющих: 40- Максимальный угол возвышения: 55- Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.- Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М- Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5- Время залпа, с: 20
Дальность стрельбы БМ-21 Град
– минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м- максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м
Площадь поражения БМ-21 Град
– 145 000 м²
Двигатель БМ-21 Град
– Тип двигателя: Урал-375- Мощность двигателя, л. с.: 180
Скорость БМ-21 Град
– Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75- Запас хода по шоссе, км: 750
От «Катюши» к «Граду»
РСЗО стоят на вооружение нашей армии уже восемьдесят лет. Главным преимуществом советских «Катюш», выполненных в калибре 82 и 132 мм, над ствольными артиллерийскими системами был гораздо более высокий темп стрельбы, а недостатком – сильное рассеивание. Последнее с лихвой компенсировалось за счёт повышенного расхода боеприпасов, благо, что РС-82 и РС-132 в массовом производстве оказались дёшевы. Практически одновременно с Красной армией, РСЗО появились и у вермахта, но, как показал опыт сражений Великой Отечественной, советские разработки обладали рядом преимуществ. Этот факт нашёл отражение в том, что ближе к концу войны Германия была вынуждена запустить в производство аналог РС-82 с увеличением калибра до 88 мм (Panzerblitz I и др.).
Через десять лет после завершения войны провели конкурс на лучший проект массовой РСЗО. Среди привлечённых организаций был и коллектив тульского НИИ-147 под руководством Александра Ганичева, имевшего опыт работы со стальными гильзами артиллерийских снарядов на замену ранее использовавшимся латунным. Он оказался востребованным при разработке перспективного РС калибра 122 мм.
Боевая машина на шасси стандартного армейского грузовика с 40-ствольным пакетом трубчатых направляющих была создана совместно со свердловским КБ «Старт». Так в 1963 году появился впервые использовавшийся в боевой обстановке в ходе приграничного конфликта 1969 года на острове Даманском.
Фото Карнозова В.
РСЗО «Град».
«Град» широко используется всеми сторонами войны в Сирии. Борющиеся с правительством в Дамаске незаконные вооружённые формирования получали огромную помощь со стороны Запада и монархических арабских режимов поставками вооружения, в том числе «Градов» и снарядов к ним со складов бывших стран-членов Варшавского Договора, а также новых, выпущенных заводами Восточной Европы. Несмотря на щедрость иностранных спонсоров, НВФ так и не смогли превзойти по силе огня РСЗО правительственные войска, поскольку те, наряду с БМ-21, использовали ещё более мощные системы – «Ураган» и «Смерч».
«Ураган» и «Смерч»
Сам факт наличия у сирийской армии этих мощнейших систем говорит о том, насколько близки связи Дамаска с Москвой. Когда новый образец 9К57 «Ураган» приняли на вооружение, он стрелял 280-килограммовыми снарядами на дальность 35 км – рекордные показатели для 1975 года. Боевая машина на колёсном шасси ЗИЛ-135ЛМП весит 20 тонн и способна за треть минуты выпустить залп из шестнадцати РС, поразив живую силу противника на площади 430 тысяч квадратных метров.
Узнав о существовании 9К57, американские военные провели анализ, и пришли к необходимости создать близкую по параметрам систему – M-270 MLRS. Калибр увеличили с 220 до 227 мм, и разместили не на колёсном, а на гусеничном шасси. Как позже показали события в Ираке, это было ошибкой, поскольку танковая платформа оказалась тяжёлой, в жарком климате часто перегревалась и приводила к поломкам. Пентагону пришлось срочно переходить на новое автомобильное шасси, причём его делали с запасом и возможностью перевозки дополнительного пакета снарядов. При необходимости на место последнего ставятся тактические ракеты MGM-140 ATACMS.
Наша армия пошла по иному пути: изначально удачный «Ураган» поддерживается «как есть», а в дополнение к нему создан тактический ракетный комплекс «Искандер». Вместе с тем так называемая пакетная схема, при которой одна и та же боевая машина может нести снаряды разных калибров (220 и 300 мм), нашла применение в системе «Ураган-1М». Вместо ЗИЛ-135ЛМП она использует современное шасси Брянского автомобильного завода (БАЗ).
Некоторое время считалось, что «Ураган» и MLRS – максимум, что можно выжать из РСЗО; дальнейшее увеличение калибра и дальности приведёт к слишком большому рассеиванию. Поэтому в 1987 году за рубежом не приняли всерьёз информацию о принятии на вооружение Советской армии системы 9К58 «Смерч» с 12 трубчатыми направляющими калибра 300 мм для снарядов весом 800 кг.
Фото Карнозова В.
РСЗО «Смерч».
Отношение изменилось после первого заграничного показа на выставке в Абу-Даби в 1993 году. Предоставленный организаторами полигон позволял ежедневно выполнять практические стрельбы с подтверждением характеристик, заявленных НПО «Сплав». Ещё до закрытия мероприятия к российским участникам с заявками на приобретение «Смерча» обратились представители министерств обороны нескольких государств мира. Это был настоящий триумф российского оружия!
Таким образом, «Смерч» стал первой в мире системой РСЗО с корректируемыми ракетами и бестселлером на глобальном рынке вооружений. Сегодня он состоит на вооружении 16 стран мира, в том числе Алжира, Индии, Кувейта, ОАЭ и Сирии, а Китай выпускает близкую по характеристикам РСЗО А-100 на российской технологической платформе.
«Катюша»
Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.
Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.
Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.
Тактико-технические характеристики БМ-21 Град
— Год(ы) производства: 1960 — 1988 — Количество выпущенных, шт: более 8500 — Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320 — Колёсная формула: 6×6
Габаритные размеры БМ-21 Град
— Длина в походном положении, мм: 7350 — Ширина в походном положении, мм: 2400 — Высота в походном положении, мм: 3090 — Клиренс, мм: 400
Вес БМ-21 Град
— Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870 — Масса в боевом положении, кг: 13 700
Калибр БМ-21 Град
— 122 мм
Расчёт БМ-21 Град
— 3 человека
— Количество направляющих: 40 — Максимальный угол возвышения: 55 — Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200. — Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М — Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5 — Время залпа, с: 20
Дальность стрельбы БМ-21 Град
— минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м — максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м
Площадь поражения БМ-21 Град
— 145 000 м²
Двигатель БМ-21 Град
— Тип двигателя: Урал-375 — Мощность двигателя, л. с.: 180
Скорость БМ-21 Град
— Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75 — Запас хода по шоссе, км: 750
Тактические схемы
Вооруженные Силы использовали различные схему ведения огня из РСЗО. Они предпринимали как маневренные действия, заключавшиеся на многочисленных сменах позиций, так и покрытие шквальным огнем.
- Ангола – использовалась маневренная тактика. Сплошной фронт так и не был образован, обе стороны применяли отрядные способы передвижения, перемещаясь боевыми колоннами. Их окружением никто не занимался, преимущественно начинались бои при встрече двух противоборствующих, направляющихся навстречу друг другу. В этом случае использовался способ рассеивания реактивного залпа. Места попадания образуют незамкнутый круг, внутри которого сконцентрированы силы врага. Таким образом, вытянувшиеся колонны боевой техники противника представляли для «Града» идеальные цели;
- Афганистан – ситуация совершенно противоположная. В большей степени использовался «выжигательный» тип залпов. Преимущественно огнем нарывались большие площади, вместе с населенными пунктами, в которых было обнаружено скопление моджахедов. Здесь, советские артиллеристы в первый раз применили залповый огонь под малым углом прямой наводкой;
- Ливан. В противостоянии с Израилем, Советский Союз принял сторону арабов. Для решения военного конфликта была выделена одна боевая единица реактивной системы залпового огня. Она периодически наносила меткие залпы по позициям израильских войск и моментально меняла позицию. Характеристики, позволяющие передвигаться с большой скоростью и подготавливать машину к стрельбе всего за 3,5 минуты делали такую тактику очень результативной;
- Сомали – в этом столкновении советские машины использовались обеими сторонами. Произошло это из-за того, что направленные для решения конфликта 4 «Града» до своего адресата не дошли, так как были захвачены эфиопами. В дальнейшем они применяли их против сомалийцев, у которых тоже числились несколько «Градов».
Помимо перечисленных боевых конфликтов, РСЗО БМ 21 «Град» использовался азербайджанскими войсками в попытке решить карабахский конфликт, российскими в Первой и Второй Чеченских компаниях, стрелял в 2008 г. по грузинской армии на Присской высоте, пытаясь защитить от нее Южную Осетию. В настоящее время такая техника применяется на восточной Украине, причем огонь ведется с обеих сторон.
Белорусский вариант
А как выглядит белорусская модификация этого «железного зверя»? Военную машину РСЗО «Град-1А» (БелГрад) смонтировали на шасси грузового авто МАЗ-6317. Её наивысшая скорость перемещения – 85 км/ч, ходовой запас равен 1200 км. Радиус поражения установки «Град» достаточно велик – до 1000 м, весит она 16,45 т, а расчёт состоит из шести человек. Она может перевозить одновременно шестьдесят ракет! Время перезарядки – всего семь минут.
Необходимо отметить, что обстрел из БМ-21 имеет ужасные последствия. Установки «Град» имеют колоссальную разрушительную силу и, как правило, заставляют врага капитулировать.
История создания
Через пару лет после смерти Сталина, руководство страны приняло решение заменить комплекс БМ-14, стоявший на вооружении с 1945г. работы над проектом велись одновременно в нескольких предприятиях:
- Тульский НИИ-147;
- Московский НИИ-6;
- Свердловский СКБ-203;
- Московский ГСКБ-47 «Базальт».
В результате было рассмотрено несколько модификаций конструкций реактивного снаряда с различными типами стабилизаторов: прочно установленными и складывающимися.
В результате исследования проектов принято решение о создании ракеты с изогнутыми стабилизаторами, расположенными вдоль цилиндрической поверхности. Таким образом, калибр реактивного снаряда был увеличен до 122 мм, а направляющие приобрели трубчатую форму. Согласно официальному Постановлению Совета Министров, работы были разделены следующим образом:
- Реактивный снаряд и вся установка ведения огня – Тула;
- Доработка порохового заряда двигателя – Москва, НИИ 6;
- Боевая часть снаряда – Москва, «Базальт»;
- Автомобиль – Свердловск.
Тульскими инженерами было предложено сделать стабилизацию полёта не только с применением оперения хвостовой части, но и использовать для этого его энергию вращения. Хотя ракета делала всего несколько оборотов в секунду, данное решение позволило снизить нагрузку, оказывающуюся за счет рационально уменьшившейся массы боекомплекта.
Помимо этого принято решение об изготовлении корпуса снаряда способом раскалённого вытягивания (по методу изготовления гильз), на практике это существенно снизило стоимость производства.
Однако, они не прошли без эксцессов, в процессе стрельб машина получила повреждения и была направлена на доработку в результате которой усилен задний мост. В 1963 г. 28 марта, машина принята на вооружение.
Примерно в это время она была показана Н. С. Хрущёву. К концу 60-х, наладившийся после войны советский промышленный комплекс освоил производство и успел предоставить войскам несколько сотен единиц данной техники. В войска боевая машина стала поступать только через год, после того как на Урале в Миассе было налажено серийное производство шасси для автомобиля.
Машина послужила прототипом для проектирования огромного количества систем залпового огня этого калибра. За последующие годы было разработано и пущено в серийное производство несколько модификаций, отличавшихся базовыми характеристиками и количеством направляющих. Интересно! Первое боевое крещение РСЗО произошло на острове Даманский.
Описание комплекса
Для стрельбы установки «Град» размещают в поле, вдали от жилых домов. Их так и называют – “реактивная полевая установка М-21”. Конечно же, она более известна как РСЗО «Град» (индекс ГРАУ – 9К51). В её комплект входит оснащённое шасси «Урал-375Д», военное авто БМ-21 (индекс ГРАУ – 2Б5), неуправляемая ракета 122-мм М-21ОФ. Немного позже было разработано колоссальное количество 122-мм снарядов, сконструирована военная машина БМ-21-1, оснащённая доработанным шасси грузового авто повышенной проходимости «Урал-43202».
Снаряды в ящиках транспортируются в грузовых авто народно-хозяйственного значения. Снаряды без ящиков перевозятся машиной с набором стеллажей 9Ф37.
История создания РСЗО «Град»
Разработка РСЗО «Град» началась в середине 50-х годов – было принято решение о замене комплекса БМ-14, принятого на вооружение сразу после войны. Созданием системы занимались сразу несколько предприятий: НИИ-147 (г. Тула), НИИ-6 (г. Москва), СКБ-203 (г. Свердловск). Было предложено несколько вариантов конструкции реактивных снарядов – как со складными стабилизаторами, так и с жестко установленными.
В итоге решили создать ракету со стабилизаторами, изогнутыми по цилиндрической поверхности. Это позволило использовать трубчатые направляющие и вписать в них реактивный снаряд калибра 122 мм.
Конструкторы НИИ-147 предложили стабилизировать полет снаряда не только с помощью хвостового оперения, но и за счет его вращения по продольной оси в полете. Оно было не слишком интенсивным (несколько оборотов в секунду), но значительно уменьшило рассеивание боеприпасов. При этом удалось не выйти за пределы ее калибра (по габаритам). Также было предложено изготавливать корпуса реактивных снарядов методом горячего вытягивания (как гильзы), что значительно уменьшило их стоимость.
В 1961 году начались испытания РСЗО, в следующем году они были успешно завершены, а в 1963 году «Град» приняли на вооружение. Чуть позже он был продемонстрирован Н. Хрущеву. К концу десятилетия советская промышленность освоила выпуск системы и успела поставить сотни единиц боевых машин в войска. Впервые в боевых условиях РСЗО применили во время конфликта с Китаем на острове Даманском.