Ракетный крейсер ‘Варяг’ (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

История

Заложен в 1979 году , спущен на воду в 1983 , вступил в строй 16 октября 1989 года . Изначально носил название «Червона Украина». После распада СССР крейсер достался России; в 1996 году был переименован в «Варяг». С 2002 года является флагманом Тихоокеанского флота взамен тяжёлого атомного ракетного крейсера « Адмирал Лазарев ». В 2005 году крейсер «Варяг» в составе отряда боевых кораблей КТОФ посетил с деловым визитом Малайзию, Индонезию, султанат Бруней и КНР. С 2006 по 2008гг. проходил ремонт на «Дальзаводе» с заменой ГЭУ. В октябре 2008 года посетил с неофициальным визитом южнокорейский порт Пусан. В апреле 2009 года посетил с официальным визитом китайский порт Циндао. В июне 2010 посетил с неофициальным визитом американский порт Сан-Франциско  .09 ноября 2010 года прибыл с неофициальным визитом в южнокорейский порт Инчхон. На него была возложена историческая миссия доставки на родину реликвий своего легендарного предшественника – русского крейсера «Варяг», а также задача обеспечения пребывания в Южной Корее Президента РФ Дмитрия Медведева в период проведения саммита «большой двадцатки» (G20) , который состоялся в Сеуле 10-12 ноября 2010 года.

Бой с японской эскадрой

1 марта 1903 года командовать кораблём был назначен капитан 1 ранга В.Ф. Руднев. 16 Декабря корабль вышел в корейский порт Чемульпо для службы стационером при дипломатической миссии и находился в распоряжении русского посольства в Корее.

Фотография крейсера «Варяг»

Когда 27 января 1904 года началась война, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были заперты в бухте Чемульпо превосходящими силами японцев. Но русские моряки решили дать бой. Им пришлось маневрировать под непрерывным огнем превосходящих сил японцев по 20 километровому узкому фарватеру.

Русские корабли медленно двигались в выходном фарватере, и сражались против шести японских крейсеров, которые в 4 раза превосходили нас в артиллерии. Наши корабли повредили тяжёлый крейсер «Асама», вызвав на нём пожар, повредили ещё один крейсер и потопили миноносец врага. Но силы были неравные и наши моряки, выдержав ожесточенный и неравный бой, вернулись в бухту, где взорвали канонерку «Кореец» и затопили крейсер «Варяг».

Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Более ста человек получили различные ранения. Матросы и офицеры «Варяга» и «Корейца» вернулись в Россию через нейтральные порты, и были представлены к наградам.

Схема Чемульпинского боя

Правда, к капитану Рудневу отнеслись прохладно, так как часть офицеров считала, что он принимал неграмотные решения и отдал врагу крейсер. Руднева наградили Георгием 4 степени и вскоре отправили в отставку. В 1907 года Руднева наградил орденом за мужество в бою японский император. Руднев не хотел принимать орден от врага и сделал это после личной просьбы царя. Умер Всеволод Федорович Руднев в 1913 году в своем имении в Тульской губернии.

Фото крейсера Варяг

Похожее

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган — авианосец США

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш — авианосец США

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет — броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Тип «Осётр» — подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Конструкция

Корпус корабля проекта 1164 выполнен из стали и разделен на 15 отсеков. Толщину листов обшивки было решено довести до 8 мм, чтобы превысить по запасу расчетные нормы. Для обеспечения безопасности и живучести артиллерийские погреба пришлось разнести по кораблю, оборудовать системами пожаротушения и разделить непроницаемыми переборками. Специальные меры обеспечивают живучесть крейсера после затопления любых трех смежных отсеков.

В состав электронного оборудования крейсера «Москва» входят боевая информационно-управляющая система, а также системы управления артиллерийской, торпедной и ракетной стрельбой (из 130-мм и 30-мм артустановок, противокорабельными и противовоздушными ракетами, а также торпедами).

Имеются РЛС обнаружения воздушных целей. Радиоэлектронное противодействие обеспечивают активная и пассивная системы, система электронных помех из двух пусковых устройств ПK-2 (200 ракет). Для точного наведения ракет на борту корабля установлена глобальная спутниковая морская космическая система типа «Легенда» (на вооружении находится с 1976 г.), осуществляющая разведку и целеуказание.

На борту крейсера имеется кран грузоподъемностью 8,5 т, который в походном положении складывается и закрепляется.

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120,  с.,  л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307,  с.,  л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Firepower : Sea Warfare :  / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.

История службы


Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

История

Строительство

19 октября 1915 года в Николаеве («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев» (наблюдающий за постройкой — корабельный инженер Н. И. Михайлов). Однако захват власти большевиками и начавшаяся Гражданская война в России остановили работы по постройке корабля.

В феврале 1919 года «Адмирал Нахимов» захвачен французскими интервентами. В январе 1920 года отбуксирован Вооружёнными силами Юга России в Одессу и там брошен во время эвакуации, ввиду невозможности отбуксировать корабль из порта ввиду тяжёлых погодных условий. В феврале 1920 года, после падения белой Одессы, был возвращён в Николаев.

1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы решили достроить по первоначальному проекту, но отказаться от старых противоаэропланных пушек и заменить их 75-мм зенитными орудиями системы Меллера, и дополнить минно-торпедное вооружение тремя тройными надводными аппаратами диаметром 450 мм Возможность финансирования программы восстановления флота рассматривалась СНК РСФСР. На достройку крейсера «Адмирал Нахимов», исходя из бюджета Республики, выделили тогда только 250 тыс. руб., чего недостаточно всех достроечных работ.

Приказом Реввоенсовета Республики от 7 декабря 1922 г. крейсеру «Адмирал Нахимов» присвоено новое название «Червона Украина». В этом же месяце состоялся III Всеукраинский съезд Советов, который рассмотрел меры по содействию достройке крейсера и принял постановление о шефстве ВУЦИК над «Червоной Украиной». Вопрос о дополнительном финансировании достроечных работ вынесен на рассмотрение СНК УССР, который 8 мая 1923 г. принял решил выделить в фонд достройки корабля 200 тыс. руб. золотом. Окончательная готовность крейсера к сдаче назначена на 1 мая 1926 г.

Крейсер в момент прекращения достройки находился в высокой степени готовности: котлы, главные турбины, большая часть вспомогательных механизмов и трубопроводов погружены на корабль, трубы и мачты установлены. Главная задача достройки после перерыва в том, чтобы очистить корабль от грязи и коррозии, закончить работы по монтажу главных и вспомогательных паропроводов, трубопроводов, турбогенераторов и электропроводки, произвести наладку всех механизмов и устройств, подготовить их к сдаче.

При достройки Николаевский госзавод им. А. Марти в основном выдерживали промежуточные сроки выполнения работ. Так, на 1 февраля 1926 г. готовность крейсера по массе корпуса 96%, по главным турбинам – 99% и по вспомогательным механизмам – 84%.

В конце апреля 1926 г. «Червона Украина» успешно закончила заводское опробование механизмов швартовные испытания. Корабль ввели в док для осмотра и окраски подводной части корпуса. 13 июня 1926 г. крейсер «Червона Украина» предъявили на ходовые испытания. Средняя скорость при пяти пробегах 29,82 уз, наибольшая скорость на испытаниях приближалась к требованиям первоначальных условий на проектирование (30,9 уз). При ходовых испытаний по решению приемной комиссии завод дополнительно подкрепил корму корпуса в связи с ее сильной вибрацией на больших ходах. 24 ноября 1926 года контрольный выход в море.

7 декабря приемные испытания успешно завершились, и завод приступил к устранению мелких замечаний приемной комиссии.

Служба

До войны

«Червона Украина» вошла в состав флота 21 марта 1927 года.

В сопровождении эсминцев «Незаможник» и «Петровский» в 1928 году советский крейсер с дружественным визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года крейсер посетил И. В. Сталин. В 1930 году совершил переход в Средиземное море, с посещением Италии и Греции, через четыре года крейсер снова идет в Турцию. Прошёл капитальный ремонт в 1932 году.

В Великой Отечественной

В составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны принимал участие в боях и эвакуации Одессы.

В обороне Севастополя 8 ноября 1941 года первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани, попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.

3 ноября 1947 года поднят. 8 февраля 1948 года его поставили в док и отремонтировали. Использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года — корабль-цель.

10 мая 1952 года посажен на грунт в районе Бакальской косы как мишень для бомбометания морской авиации.

Крейсер «Варяг»

Длина (м)129,6
Ширина (м)15,9
Осадка (м)5,94
Мощность (л.с.)20000
Скорость хода (узлов)24
Экипаж20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров
Спущен на воду1899 год
Порт припискиПорт-Артур

Характеристика крейсера «Варяг»

Первоначально предполагалось поставить на крейсер надёжные котлы системы Бельвиля, но американцы настаивали на котлах системы Никлосса, как более лёгких и обеспечивающих заданную скорость. Их поддержали в Петербурге (в лице генерал — адмирала и нач. ГУКи С. Верховского). На Варяге было применено много интересных технических решений, например, размещение главных калибров в носу и корме судна, что давало выигрыш в компоновке и электрификации всего корабля, вплоть до камбуза. 11 Января 1899 года по распоряжению Императора и приказом морского ведомства, будущему крейсеру присвоили имя «Варяг».

Имя крейсер получил честь его предшественника парусно — винтового корвета. Для проведения ходовых испытаний 12 Июля 1900 года корабль вышел в океан. На них он развил скорость 24,59 узла, что превысило расчетную, но на последующих испытаниях 15 июля произошла первая авария левой машины. Испытания возобновили в сентябре и прошли они без особых замечаний. Наконец 22 сентября 1900 года крейсер был сдан и принят, хотя и с опозданием. Наблюдал за строительством крейсера капитан 1-го ранга В. И. Бэр, впоследствии первый командир «Варяга».

Фото крейсера Варяг

Похожие

статьи

«Адмирал Кузнецов» – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

«Адмирал Горшков» («Баку») – тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143.4

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

Авианосец «Шарль де Голль» ВМС Франции

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

ССВ-33 «Урал» – атомный корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Крейсер «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

“Худ” – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Затонувшие корабли

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

“Гнейзенау” – германский линкор типа “Шарнхорст”

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

“Акаги” – японский авианосец Второй мировой войны

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Английский линкор «Родни» типа «Нельсон» Второй мировой войны

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный»)

«Космонавт Юрий Гагарин» – научно-исследовательское судно

Корабельная 76-мм артустановка АК-726

«Мистраль» – десантные корабли-вертолетоносцы

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Дизель-электрические подлодки проекта 633

«Адмирал Ушаков» – русский броненосец

Английский десантный корабль типа «Альбион»

Корвет «Аль-Шамих» ВМС Омана

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводная лодка “Форель”

Подводная лодка “Кета”

Подводные лодки типа «Сом» 1904 – 1906 годов

Подводные лодки типа «Осётр»

Подводные лодки типа «Карп»

Проект «Орлан»

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 (шифр «Орлан») строились в СССР и России в 1974‒1998 годах. Всего Военно-морскому флоту было сдано четыре таких корабля. Первые два («Киров» и «Адмирал Лазарев») вывели из боевого состава в 1990-е годы.

Третий корабль серии — «Адмирал Нахимов» (до 1992 года имел название «Калинин») — законсервировали в 1997 году. Летом 2013-го был подписан контракт на его капитальный ремонт с модернизацией на судостроительном заводе «Севмаш».

Обновлённый крейсер планируют сдать флоту в 2022 году. В результате модернизации он будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками.

Алексей Рахманов
президент Объединённой судостроительной корпорации

Атомные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 в составе российского флота

Над созданием крейсера «Пётр Великий» трудились долгих 12 лет. Он был заложен 25 апреля 1986 года на Балтийском судостроительном заводе под наименованием «Юрий Андропов» и спущен на воду спустя три года — 25 апреля 1989 года.

Вступил в состав Северного флота в 1998 году под наименованием «Пётр Великий». 18 апреля в торжественной обстановке на борту корабля был поднят Андреевский флаг.

В разные годы на борту корабля побывали президенты России Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер своей гидроакустикой первым обнаружил место катастрофы атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море. Затем на нём длительное время размещался штаб для оказания помощи. Также в задачи входила охрана района, обеспечение связи всех судов и координация действий. В августе 2001-го крейсер патрулировал акваторию во время подъёма лодки.

Указом президента РФ от 28 июля 2012 года «Пётр Великий» был награждён орденом Нахимова за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования. 10 января 2013 года Владимир Путин во время своего визита в Североморск лично вручил командиру крейсера орден Нахимова.

В настоящее время столь многофункциональный и разнопланово вооружённый корабль есть только у России. «Пётр Великий» прямых аналогов за рубежом никогда не имел: американские атомные крейсеры УРО (с управляемым ракетным оружием) типа Virginia Были выведены из состава флота в середине 1990-х годов в связи с высокой стоимостью и трудоёмкостью обслуживания атомных силовых установок («Вирджиния») по водоизмещению в 2,5 раза меньше. Первый в мире надводный боевой корабль с ядерной силовой установкой USS Long Beach Атомный ракетный крейсер США, выведен из состава флота в 1995 году
был также меньше в 1,5 раза Полное водоизмещение — 16 600 т.

Владимир Касатонов
командир корабля с 2000 по 2005 год, вице-адмирал

Вооружение

Эти корабли относятся к числу самых вооруженных в своем классе. Благодаря наличию мощных ракет крейсеры проекта 1164 могут успешно атаковать даже такую защищенную цель, как авианосец.

Основой вооружения крейсеров этого типа являлись 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», которые могли оснащаться в том числе и ядерными боеголовками. Скорость полета ракеты составляла 2600 км/ч, дальность — 550 км. При модернизации на всех крейсерах проекта 1164 они заменены еще более эффективными ракетами П-1000 «Вулкан» (скорость полета составляет 3100 км/ч, дальность — 700 км).

Ракетное вооружение представлено двумя зенитными ракетными установками «Оса-МА» (боекомплект — 48 ракет) дальности действия до 15 км и высоты до 5 км, восьмью зенитными ракетными комплексами С-300Ф «Форт» (боекомплект — 64 ракеты) с дальностью полета до 90 км и высотой до 25 км. Эти средства предназначены для уничтожения самолетов, вертолетов и противокорабельных ракет.

Для борьбы с подводными лодками, а также с выпущенными торпедами корабль оборудуется двумя пятитрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм, двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, а также противолодочным вертолетом типа Ка-25 (либо Ка-27), для которого на борту имеются ангар и взлетно-посадочная площадка. В боекомплект входят 10 торпед и 96 реактивных глубинных бомб.

Спаренная корабельная артустановка АК-130, входящая в состав вооружения крейсеров проекта 1164 шифра «Атлант». При скорострельности в 95 выстрелов в минуту и массе снаряда 35 кг она обрушивает на врага 3 т стали и взрывчатки за минуту

Ствольная артиллерия представлена спаренной 130-мм корабельной автоматической установкой АК-130 (боекомплект — 600 снарядов, дальность стрельбы — до 24 км, скорострельность — 90 выстрелов в минуту) и шестью зенитными артиллерийскими комплексами АК-630 с дальностью стрельбы до 8 км (в боекомплект входит 16 000 патронов, скорострельность составляет 6000 выстрелов в минуту).

Примечания

  1. Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Судостроительная отрасль Крыма — перспективы возрождения
  3. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  4. Zaliv shipyard will purchase the shipbuilding assets from Bergen Group ASA (Norway) // JSC Shipyard Zaliv website
  5. . Дата обращения 20 февраля 2017.

  6. . Дата обращения 20 февраля 2017.

  7.  (недоступная ссылка). crimea vector. Дата обращения 20 февраля 2017.

  8. Елена Лесина. . КерчьИНФО: новости Керчи и Крыма. Дата обращения 26 апреля 2016.

Ракетный крейсер “Москва”

За безукоризненное выполнение поставленных задач награжден орденом Нахимова в 2016 году

Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.

Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.

Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий