Комплекс K-22, ракета Х-22 – AS-4 KITCHEN

Operational history[]

Kh-22 under a Tu-22M3

The first combat-ready missiles entered service in 1962.

The missiles were used by Soviet and then Russian Air Forces on the Тu-22K (‘Blinder-B’) and Tu-95K22 (‘Bear-G’) strategic bombers. Current main launch platform is the Tupolev Tu-22M3 (‘Backfire’) long-range strategic bomber.

2022 Russian invasion of Ukraine

The first combat use of the missile was reported during the 2022 Russian invasion of Ukraine. On 11 May 2022, a video emerged on internet showing a Russian Air Force Tu-22M3 strategic bomber launching a pair of two Kh-22 or Kh-32 missiles at targets somewhere in Ukraine.

The UK Ministry of Defence stated that Russia is possibly using anti-ship missiles, like the Kh-22, against ground targets. Such missiles “are highly inaccurate and therefore can cause severe collateral damage and casualties”.

On 9 May 2022, 13 Kh-22 missiles were reportedly fired by the Russian Air Force: seven at Fontanka, a coastal village about 15 km (9.3 mi) north of Odessa, where at least one smashed into the Riviera shopping mall around 10:35 PM (after curfew), killing one, and six at targets in the Donetsk Oblast.

Between 12 May and 25 June 2022, at least 10 other Russian Kh-22 strikes in Ukraine, involving at least 44 missiles in total, were reported in the media.

On 27 June 2022, two Kh-22 or Kh-32 missiles, launched by Russian Tupolev Tu-22M3 bombers, were reportedly used in the Kremenchuk shopping mall attack, killing at least 21 people and injuring at least 59. One missile smashed directly into the mall while the other fell about 450 meters away, into the edge of the Kredmash Road Machinery Plant, which primarily manufactures asphalt and concrete mixers, where it injured two of the 100 employees present. Both missiles might have been aimed at the same target since such distance is within the limited accuracy of Kh-22 missiles.

In the night between 30 June and 1 July 2022, three Kh-22 missiles were fired from Tu-22M3s into a 9-storey apartment building and a recreational center in Serhiivka, Ukraine, killing at least 21 people and wounding at least 39.

On 14 September 2022, it was reported at least seven Kh-22 missiles were launched by Russia at various hydraulic structures in Kryvyi Rih, including a nearby dam. This caused the water level of the Inhulets river to increase by 2–3 metres (6 ft 7 in – 9 ft 10 in), or even 5–6 metres (16–20 ft). Previously, the Inhulets was too shallow, allowing the Ukrainian army to build pontoon bridges during its southern counteroffensive. However, Ukrainian MoD claimed that Kh-101 missiles were used in the strike.

On 14 January 2023, a Russian missile strike, possibly using a Kh-22, demolished a 9-story apartment building in Dnipro and started a large fire. At least 44 civilians were killed and 73 were wounded in the attack.

История

29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.

Ночью 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.

14 апреля 2014 года в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащённой разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.

26 декабря 2014 года в 11:02 (МСК) с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне Кура на полуострове Камчатка.

28 октября 2015 года на полигоне «Плесецк» произведён испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

12 сентября 2017 года с 1 ГИК «Плесецк» был произведён испытательный пуск РС-24 шахтного базирования, с экспериментальными боевыми блоками, которые прибыли в заданный район Камчатки на полигоне Кура. Поставленные цели достигнуты, задачи выполнены в полном объеме.

6 февраля 2019 года на территории Плесецка был произведён запуск МБР РС-24 «Ярс». Ракета была запущена в 11:30 (МСК). В военном отчёте отмечается, что ракета успешно долетела до Камчатского полуострова, где находится полигон Кура. В нём также указывается, что цель этого пуска заключалась в подтверждении всех тактико-технических параметров новой ракетной установки. В результате удалось с успехом выполнить все поставленные задачи.

Версии

Х-31П (справа), экспонированный по бокам от Р-27 (слева) и Х-59 (в центре), на военной выставке “МАКС” в Жуковском , 1999 год.

Существующий

Х-31А
Оснащен . Используется как противокорабельная ракета против судов размером до эсминца. Дальность от 25 до 50  км (от 13,5 до 27  Н · м ). Ракета скользит по поверхности воды по мере приближения к своей цели, чтобы снизить вероятность того, что она будет обнаружена системами защиты корабля-цели.
Х-31П (Тип 77П)
Оснащен . Используется как противорадиолокационная ракета. Он остается на большой высоте на протяжении всего полета, что обеспечивает высокую скорость и значительно увеличивает дальность полета до 110  км (60  Н · м ). Датчик ГСН доступен в трех версиях одного и того же модуля, взаимозаменяемых и позволяющих покрывать разные диапазоны частот радара . Однако их можно изменить только на заводе.
Х-31АД / Х-31ПД ( «  Х-31 Мод 2  » )
Небольшое улучшение дальности полета ракеты за счет удлинения фюзеляжа с 4,70  м до 5,23  м .
Х-31АМ / Х-31ПМ
существенное обновление бортовой электроники. Запланированные испытания проведены в 2005 и 2006 годах. Повышенная сопротивляемость контрмерам , улучшенные ракеты (детонаторы) и улучшенная силовая установка 31DP, которая значительно увеличивает дальность полета ракеты за счет незначительного увеличения веса. Х-31АМ оснащен усовершенствованной активной ГСН РГС-31, а на Х-31ПМ Л-111, Л-112 и Л-113 заменены одним многодиапазонным блоком Л-130.
MA-31
Оборудован множеством телеметрических и других систем, произведенных и установленных группой McDonnell Douglas / Boeing . Планируемый для использования в качестве беспилотного летательного аппарата ВМС США , он проходил испытания в период с 1996 по 1999 год. Усовершенствованная версия, оснащенная GPS, была представлена ВМФ в качестве предложения по замене старой системы , но они купили GQM-163 Coyote . Даже с дополнительным оборудованием МА-31 все еще мог летать со скоростью 2,7 Маха и выполнять маневры на 15  G в «противокорабельном» профиле полета . Он также мог достигать 3,5 Маха в «антирадарном» профиле полета на высоте 48 000  футов (15 000  м ).
КР-1
Версия Х-31П, экспортированная в Китай в 1997 году. Похоже, что « Звезда» хотела продать первоначальный набор копий КР-1 Китаю, прежде чем она в конечном итоге сама их произведет. Вместо трех первоначально запланированных исследовательских модулей, KR-1 имеет единственную экспортную модель K-112E, нацеленную на излучение в . Очевидно, он будет оптимизирован специально для обнаружения тайваньских радаров .
YJ-91 ( Ин Цзи 91 )
Китайская ракета на базе Х-31П с более высокой скоростью, немного увеличенной дальностью и более простой заменой ГСН. Сообщается, что в настоящее время они разрабатывают противокорабельную версию с ГСН местного производства, а также другую версию, которая может быть запущена с подводных лодок . Название “YJ-91” уже использовалось в 1997 году, и на самом деле, возможно, это было китайское название, данное оригинальным российским ракетам, обозначенным русскими “X-31” . В 2005 году название «  YJ-93  » было дано ракетам, произведенным в Китае, но западные отчеты обычно не делают различий между YJ-91 и YJ-93.

Вероятный

В 1992 году на авиасалоне МАКС был анонсирован вариант с активным / пассивным наведением “воздух-воздух”, предназначенный для использования против тихоходных самолетов поддержки .

По прозвищу «  Убийца ДРЛО  » ( убийца ДРЛО ), ракета будет иметь дальность действия 200  км . Это будет меньше 300–400  км, обещанных ракетами « Вымпел Р-37» (АА-13 «Стрела» ) и Новатор Р-172 , но у производной от Х-31 будет то преимущество, что его можно будет нести. с помощью большого количества различных устройств. Однако могло случиться так, что это заявление было чистой пропагандой: в 2004 году Корпорация тактических ракет категорически отрицала, что проводила какие-либо работы над производными Х-31 класса “воздух-воздух”.

В 2005 году слухи об этой ракете еще продолжались, в отношении российской ракеты, созданной на базе противокорабельного Х-31А, а с китайской стороны – производной от YJ-91 – от Х-31П.

Начало разработки

Основная заслуга в производстве межконтинентальных ракетах принадлежит гениальному конструктору и разработчику Сергею Королеву. Именно его бюро поручили создать оружие, способное на тысячи километров переносит ядерный заряд и попадать в цель с точностью в +- 500 метров. Но также Совет Министров постановил вести разработки и в другом, параллельном направлении.

Мнение эксперта

Кобельман Давид Борисович

Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Тогда, еще на заре создания подобного вооружения, шли горячие споры о том, какая конструкция лучше и позволит лететь дальше и нести у больше — у баллистических ракет, либо же у крылатых. Так как конкретных, опытных испытаний никто еще не проводил, правительство СССР решило поручить создание “крылаток” другому бюро, планируя по происшествию годов, затраченных на разработку, разобраться, какое направление перспективней.

Работа была поручена ОКБ-301, руководителем проекта назначили Н.С. Чернякова. Произошло это в 1954-ом году. Были заданы требуемые технические характеристики, установлены сроки создания и выпуска первого опытного образца. Также для выполнения работ, которые не могли выполнить специалисты 301-го были привлечены другие конструкторские организации. Сформировалась рабочая команда, устаканился ориентировочный план.

Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С. Черняков

Спустя несколько месяцев был готов первый эскиз, который получил одобрение у начальства. Следующие три года заняло воплощение задумок в жизнь. Так как Черняков и его команды были первопроходцами в этой области(до этого не существовало работающих моделей межконтинентальных крылатых ракет, разве что на бумаге), то, естественно, они столкнулись с рядом вопросов, на которые никто не мог дать ответа.

Как вы оцените проект «Бури»?

Зря потратили деньги Мощное оружие

Многое пришлось решать только методом проб и ошибок. Понятно, что такой подход существенно замедлял процесс. Ободряло только одно — у конкурентов, у Королева и его сотрудника, дела обстояли не лучше.

Конструкция

Фюзеляж ракеты круглого сечения, технологически разделён на 4 отсека. В конструкции широко используется нержавеющая сталь и титан. В носовой части ракеты установлен радиопрозрачный обтекатель с антенным блоком и приводом антенны. Изготовление обтекателей было очень сложным — по ним в ВИАМ было защищено 7 кандидатских и докторских диссертаций. В первом отсеке установлены блоки аппаратуры наведения с контрольным разъёмом, спиртовая система охлаждения блоков аппаратуры наведения и , боевая часть с системой взведения и предохранения. Далее находятся бак-отсек окислителя на 3049 кг и бак-отсек горючего на 1015 кг. В четвёртом отсеке находятся блоки автопилота АПК-22, программно-исполнительный механизм, электрооборудование, ампульная аккумуляторная батарея, баллоны с воздухом и азотом и агрегаты наддува баков, гидроприводы рулей, ЖРД, заправочные горловины топлива и окислителя.

Размеры ракеты: длина — 11,6 м; диаметр — 0,94 м. Стартовая масса ракеты — до 5780 кг. Оперение: переднее — треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 75,5°; заднее оперение — крестообразное, со складным подкилевым гребнем и складной верхней частью киля. Силовая установка — двухрежимный ЖРД Р201-300. Горючее — «Самин» ТГ-02, в качестве окислителя применяется 27 % раствор (меланж) тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте, с ингибитором коррозии, под названием АК-27И. Боевая часть массой 960 кг — проникающая, с 630 кг взрывчатого вещества ТГАГ-5 (смесь тротила, гексогена и алюминия), с контактным взрывателем, или моноблочная ядерная с тротиловым эквивалентом от 350 килотонн до 1 мегатонны, со взрывательным устройством, инициировавшим контактный подрыв или воздушный, на заданной дальности от цели. Х-22ПСИ комплектовалась исключительно спецзарядом, а для Х-22П была разработана облегчённая БЧ с 1200 поражающими элементами. При срабатывании фугасно-кумулятивного заряда ракеты в борту корабля-цели образовывалась зона разрушений площадью 22 м² и глубиной до 12 м, причём кумулятивная струя направлена вниз (под углом к оси ракеты).

Система наведения ракеты: комбинированная система самонаведения «ПГ», сочетающая программное управление от автопилота и радиолокационное — от головки «ПГЫ», для ударов по радиоконтрастным точечным целям. «ПМГ» — модифицированная ГСН с активным радиолокационным координатором цели и двухрежимным автопилотом, с верхней 22,5 км и нижней 11,5 км траекторией полёта. Высота траектории определялась высотой пуска ракеты, при пуске до 6 км — нижняя, при пуске выше 6 км — верхняя.

Пассивная пеленгационная ГСН «ПСН» с наведением на излучение импульсных РЛС (или пассивная цифровая координатная ГСН «ПСИ» для ударов по площадной цели). Типовая программа траектории полёта ракеты с радиолокационной системой наведения: после отцепки с носителя просадка вниз, запуск двигателя и разгон с набором высоты 18 500 — 22 500 метров (по мере выработки топлива высота полёта увеличивается), затем пикирование на цель при угловом рассогласовании 30°.

Круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты с пассивной системой наведения при стрельбе по площадям составляет до 5 км.

Комплекс K-22, ракета Х-22 – AS-4 KITCHEN

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) Комплекс К-22 “Буря” / Д-2, ракета Х-22 – AS-4 KITCHENКомплекс К-22М / Д-2М, ракета Х-22М – AS-4 KITCHEN   Авиационный ракетынй комплекс с крылатой ракетой (противокорабельной, для стрельбы по площадям и позже с противорадиолокационной). Разработка комплекса К-22 с самолетом-носителем “105” (будущий Ту-22) начата дубнинским филиалом ОКБ-155 (с 30.04.1966 г. МКБ “Радуга”) по Постановлению Совмина СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Главный конструктор – А.Я.Березняк. Изначально комплекс разрабатывался с двумя вариантами крылатых ракет: с ракетой для поражения высококонтрастных точечных (в т.ч. подвижных) целей, а так же с ракетой для поражения площадных целей с заранее известными координатами. Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах:

  • – с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
  • – с активной радиолокационной ГСН
  • – с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств – РЛС, средства связи и навигации.

Постановлением Совмина СССР от 21 июля 1959 г. ОКБ-155 предписывалось построить для испытаний 2 ракеты Х-22 в 4-м квартале 1959 г. и 3 ракеты в 1-м квартале 1960 г., а так же представить весь комплекс на совместные с ВВС испытания в 1-м квартале  1961 г. Первые образцы ракет для проведения испытаний изготовлены в 1962 г. заводом №256 ГКАТ. Испытания ракет были начаты в том же 1962 г. с борта специально переоборудованного самолета-носителя Ту-16К-22. Испытания ракет Х-22 столкнулись со многими трудностями и затянулись. Государственные испытания комплекса К-22 с ракетой Х-22 с активной радиолокационной ГСН и штатным носителем Ту-22К с РЛС ПН завершились только в 1967 г. В этом же 1967 г. комплекс К-22 с самолетом-носителем Ту-22К был принят на вооружение Дальней Авиации  ВВС СССР. Серийный выпуск ракет Х-22 был начат на заводе №256 (с 1966 г. переименован в Долгопрудненский Машиностроительный Завод). Позже выпуск ракет велся так же на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах. Создание и испытания ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения ПСИ затянулись и ракета была принята на вооружение только в 1971 г. В 1971 г. группа специалистов МКБ “Радуга” во главе с А.Я. Березняком за создание ракеты Х-22 была награждена Государственной премией СССР.По разработка противорадиолокационного варианта ракеты в 1962 г. было принято отдельное Постановление Совмина СССР, но работы по созданию этого варианта ракеты Х-22 шли с большим трудом и были завершены позже.     Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 “Армада”. М., Экспринт, 1999 г.)

Применение

Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К-22.

Единственный в стране 444-й бомбардировочный авиационный полк из гарнизона Воздвиженка был вооружён серийными Ту-16К-22, с 1968 по 1991. На самолёты можно было подвесить по две ракеты Х-22 на внешней подвеске. Задачей полка была борьба с АУГ в акватории Тихого океана.

В 1965—68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15-й гв. Гомельской тяжелобомбардировочной авиадивизии: 341-й ТБАП (Озёрное), 121-й гв. ТБАП (Мачулищи) и 203-й гв ТБАП (Барановичи). Первый практический пуск ракеты выполнен экипажем 203-го ТБАП в 1968 году. Цели для полков дивизии находились в Северо-Западной и Центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах.

Применение ракетоносцев Ту-22К, оснащённых ракетами Х-22, по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолётов составом вплоть до (до 80 машин) по различным схемам — от фронтального удара с одного направления до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны (по дальности) и применением в авангарде уже запущенных ракет самолётов постановщиков помех.

Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов-ракетоносцев по согласованию с ведущим самолётом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача дивизии считалась выполненной при поражении авианосца (выводе из строя на длительное время или потоплении).

Машины типа Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.

Самолёты Ту-22М в 1973 году поступили в 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ в г. Николаеве (Кульбакино). В 1974 году началось перевооружение на Ту-22М2 943-го морского ракетоносного полка ЧФ (Октябрьское, Крым). Затем в 1976 году вооружился 240-й МРАП из Быхова. Далее — 5-й МРАП (Весёлое, ЧФ), 924-й МРАП (Оленегорск, СФ), 574-й МРАП (Лахта, СФ), 568-й и 570-й МРАПы (Каменный ручей, ТОФ).

В части Дальней Авиации новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185-й гв. ТБАП в 1974 году.

Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней авиации РФ (по состоянию на 2018 год).

Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ (носители КР Х-20). Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 году. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 1006-й ТБАП в Узине и 1226-й ТБАБ в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73-я гв. ТБАД, с составе двух полков — 40-го гв. ТБАП и 79-го гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане. Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.

Разработан и серийно выпускался имитатор ракеты Х-22 — «И-098», который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать лётные экипажи (т. н. тактические пуски). Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущенным килем подфюзеляжной ракеты запрещена). Для этого выбирали несколько экземпляров ракет и использовали на постоянной основе для учебных целей, наносили на борту красную надпись «учебная». Эти ракеты для реальных пусков не использовали.

Development

After analyzing World War II naval battles and encounters in the late 40s and early 50s, Soviet military thinkers assessed that the times of large seaborne battles were over, and that stand-off attacks were the way to neutralize and incapacitate large battle groups without having to field a similar force against them. Substituting cruise missiles for air attacks, VVS and AV-MF commanders set about to convert their heavy bombers to raketonosets, or missile carriers, which could be launched against approaching enemy fleets and task forces from coastal or island airfields. The Kh-22 (Complex 22) weapon was developed by the Raduga design bureau and used to arm the Tupolev Tu-22.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий