130 мм установка А-217

Использование[ | ]

САУ СУ-100-Y Б-13 в Музее отечественной военной истории в Падиково В годы Великой Отечественной войны 130-мм пушки Б-13 были самыми распространёнными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и некоторые минные заградители, а также большинство береговых батарей. Орудия Б-13 использовались также в составе бронепоездов и железнодорожных батарей.

Проект 130-мм железнодорожного транспортёра разрабатывался в 1939 году АНИМИ. На сварной раме, установленной на двух двухосных тележках типа «Даймонд», размещалась корабельная установка Б-13. Транспортёр снабжался четырьмя опорными ногами, а снаряды укладывались в железных ящиках на раме. Опытный образец (АТ-1), изготовленный заводом им. Урицкого, имел ряд серьёзных недостатков, однако был допущен к испытаниям. Испытания и доработка первого образца затянулись, и массовое производство 130-мм установок началось уже во время войны. В связи с тем, что изготавливать новые транспортёры не было времени, орудия Б-13 зачастую устанавливались на обычных платформах.

В 1940 году Ижорским заводом была предпринята успешная попытка установить орудие Б-13 на тяжёлую самоходную артиллерийскую установку СУ-100-Y (T-100-Y). 14 марта опытный экземпляр самоходного орудия был готов, но испытания отменили в связи с окончанием Зимней войны. В ноябре 1941 года участвовала в обороне Москвы.

В 1944 году конструкторское бюро опытного завода № 100 на шасси самоходного орудия ИСУ-122С разработало самоходную артустановку ИСУ-130, вооружённую пушкой Б-13. Машина прошла фронтовые испытания, но в серию принята не была.

В годы войны недостаточная автоматизация Б-13 обернулась достоинством. Благодаря отсутствию приборов и механизмов, требующих электропитания, пушками за несколько часов вооружали железнодорожные платформы и полевые батареи.

В течение 35 лет они эксплуатировались в Китае на переданных ему в 1955 году четырёх эсминцах проекта 7. К середине 80-х годов на вооружении и складах ВМФ оставалось свыше 600 единиц Б-13.

В 1970, после событий на острове Даманский, 90 орудий Б-13 в составе 20 батарей были размещены на полуострове Муравьёва-Амурского для защиты Владивостока от возможного вторжения Китая. Орудие оставалось на вооружении батарей береговой охраны вплоть до распада СССР.

Смерть имитаторов

С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.

100-мм корабельная артиллерийская установка АК113

Как сообщается в газете «Арсенал» (№ 15 от 27 сентября 2013 года) — корпоративном издании санкт-петербургского ОАО «Машиностроительный — в настоящее время в ОКБ № 159 ОАО «М3 «Арсенал» выполняется инициативная опытно-конструкторская работа по теме «Создание среднекалиберной артиллерийской корабельной установки c инерциальной системой подачи боеприпасов». Разрабатываемое изделие получило предварительное обозначение АУ АК113 (главный конструктор — П.И. Немировский). В качестве прототипа использована АУ А190 калибра 100 мм.

К проекту АК113 было выдвинуто требование: не уступая по боевым и массогабаритным характеристикам прототипу, обеспечить стабильность показателей надёжности разрабатываемой установки при темпе стрельбы 80 выстрелов в минуту. Прототип такой стабильностью не отличается, главным образом, из-за отказов системы подачи.

(с) ОАО «Машиностроительный В соответствии с указанным требованием в первую очередь была разработана новая система подачи, названная инерциальной. В инерциальной системе подачи переносное движение унитарных выстрелов по узлам подачи происходит непрерывно и с постоянной скоростью, что исключает возникновение значительных динамических нагрузок на механизмы этих узлов и, следовательно, исключает отказы системы, обусловленные возникновением таких нагрузок.

Инерциальная система подачи содержит магазин, два элеватора цепного типа, два питателя, выполненных в виде тележечных конвейеров, и два перегружателя, осуществляющих связь элеваторов с соответствующими питателями.

При заправке роторного магазина и двух питателей выстрелами (боекомплект, готовый к автоматической стрельбе – 94 выстрела) данные о типе снаряда и о том, в каком гнезде ротора установлен каждый выстрел, вводятся в контроллер управления. Запоминание типа снаряда и контроль местоположения каждого выстрела осуществляются с помощью датчиков углового положения, встроенных в приводы указанных узлов, и с помощью бесконтактных датчиков, установленных на соответствующих участках системы подачи.

Перемещение выстрелов с минимальными ускорениями при их переносном движении по узлам инерциальной системы подачи и плавное безударное перемещение выстрелов при их относительном движении исключает возникновение динамических нагрузок на механизмы этих узлов и, следовательно, исключает отказы системы, обусловленные возникновением таких нагрузок.Модульное исполнение инерциальной системы подачи позволяет разместить на установке готовый к автоматической стрельбе боезапас в количестве 94 выстрелов.

Из докладов М. Зацепиной и С. Тихонова на IV Молодёжной научно-технической конференции «Инновационный арсенал молодёжи»

Состав[ | ]

В состав комплекса «Берег» входят от четырёх до шести самоходных артиллерийских установок калибра 130 мм, мобильный центральный пост с системой управления МР-195, а также одна-две машины обеспечения боевого дежурства, располагающие источниками энергии (два агрегата по 30 кВт), мини-столовой, различным вспомогательным оборудованием, и имеющие по одной 7,62-мм башенной пулемётной установке. Для всех машин в качестве базы используется автомобиль повышенной проходимости МАЗ-543М с колёсной формулой 8 × 8.

  • Центральный пост (ЦП) — 1;
  • Самоходная артиллерийская установка (САУ) — 6 (4);
  • Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) — 1 (2).

130-миллиметровая пушка М-46 образца 1953 года (52-П-482)

Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пушек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 км\час). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.

Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.

Разработчик – конструкторское бюро завода №172.

Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.

Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:

Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2; Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с; Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м; Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг; Масса полного заряда – 12,9 кг.

Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:

Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм; Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм; Калибр – 130 мм; Число нарезов — 40; Нарезная часть – 5860 мм; Длина хода нарезов – 30 калибров; Ширина нарезов – 6 мм; Ширина поля – 4,2 мм; Глубина нарезов – 2,7 мм; В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л; Длина отката: Длина отката короткого – 775 ±40 мм; Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм; Длина отката до СТОП – 1350 мм; В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л; В накатнике начальное давление составляет — 56 ±2 кгс/см2; Наибольший угол склонения — -2°30′; Наибольший угол возвышения — 45°; Угол горизонтального наведения — 50°; Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2; Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2; Ширина колеса — 390 мм; Диаметр колеса — 1350 мм; Высота линии огня — 1380 мм; Ход подрессоривания — 80 мм; Ширина хода — 2060 мм; Высота окуляра панорамы — 1490 мм;

Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:

Вес в походном положении – около 8450 кг; Вес в боевом положении – около 7700 кг; Вес ствола и затвора – 2780 кг; Вес качающейся части — 3880 кг; Вес дульного тормоза — 80,5 кг; Вес колеса лафета — 410 кг; Вес передка с укладкой – около 650 кг.

Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:

Длина в походном положения – около 11730 мм; Длина в боевом положении – 11100 мм; Ширина в походном положении – 2450 мм; Высота по стволу в походном положении – 2550 мм; Клиренс по передку – 375 мм; Клиренс по лафету – 400 мм.

Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек): Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм; Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.

Перспектива

МАК «Берег» был принят на вооружение в ВМФ РФ в 1996 году. Мобильность, эффективность ведения огня делают эту самоходную установку важным звеном в деле ведения береговой обороны. Уникальность А-222 состоит в том, что в мире нет аналогов у подобного вооружения.

В настоящее время к подобным комплексам проявляется большой интерес, не только в нашей стране, но и в мире. Возрастает политическая напряженность, военных конфликтов становится больше. Многие страны заинтересованы в приобретении подобной военной техники для защиты своих границ с берега акваторий, ярким представителем которой является А-222 «Берег». Читайте Электровоз 2ЭС4К «Дончак»

Зенитная артиллерия

Разумеется, на ум сразу приходит зенитная артиллерия – стоимость артиллерийских снарядов значительно ниже, чем ЗУР. Однако и вероятность поражения ими воздушных целей значительно ниже, особенно если цели эти малоразмерные, малозаметные и высокоскоростные.

Ситуацию может исправить дистанционный подрыв снарядов на траектории, и наши противники активно работают в этом направлении. В частности, немецкая компания Rheinmetall представила новый зенитный комплекс малой дальности Skynex, где в качестве средства поражения выступает скорострельная пушка калибра 35 мм, использующая снаряды с дистанционным подрывом на траектории.

Кадр детонации одного из снарядов с дистанционным подрывом на траектории из презентации комплекса Skynex компании Rheinmetall

Саму презентацию можно посмотреть, нажав на эту ссылку.

США хотят пойти ещё дальше и разработать управляемые снаряды для пушек вплоть до калибра 20 мм – ранее мы говорили об этом в материале «30-мм автоматические пушки: закат или новый этап развития». Впрочем, зная американский ВПК, можно предположить, что эти управляемые снаряды окажутся дороже ЗУР.

В России 30-мм снаряды с дистанционным подрывом на траектории вроде бы разработаны московским НПО «Прибор». В отличие от индуктивной системы, используемой компанией Rheinmetall, в российских снарядах применена система инициации дистанционного подрыва при помощи лазерного луча.

Предполагалось, что 30-мм снаряды с дистанционным подрывом на траектории будут испытаны в 2019 году и в дальнейшем встанут на снабжение Российской армии. В 2021 году генеральный конструктор НПО «Прибор» Олег Чижевский говорил РИА «Новости» о том, что боеприпасы с дистанционным подрывом для 30-мм пушек уже вышли на этап государственных испытаний и что они войдут в боекомплект боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор», однако на текущий момент больше никакой информации по этой тематике не поступало.

Будем надеяться, что работы будут завершены в ближайшее время, поскольку снаряды калибра 30-мм с дистанционным подрывом на траектории как воздух нужны всем видам Российских вооружённых сил.

Другой перспективный проект Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) – это комплекс «Деривация ПВО» калибра 57 мм, о котором мы говорили в одном из предыдущих материалов.

Комплекс «Деривация ПВО». Изображение wikipedia.org

Комплекс «Деривация ПВО» должен эффективно бороться с воздушными целями с использованием снарядов с дистанционным подрывом на траектории. По данным ряда источников, комплекс «Деривация-ПВО» потенциально способен бороться и со снарядами реактивных систем залпового огня (РСЗО), а значит – он сможет сбивать и снаряды хвалёных HIMARS.

Информация о сроках поступления комплекса «Деривация ПВО» на вооружение, а главное – о готовности снарядов с дистанционным подрывом на траектории, без которых проку от «Деривации» будет немного, отсутствует.

Так какие у нас ещё есть альтернативы?

203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион»

1 мая 1957 года на параде в Москве были показаны тяжелые самоходные установки: 406-мм артиллерийское орудие 2АЗ “Конденсатор-2П” (64 тонны) и 420-мм миномет 2Б1 “Ока” (55 тонн). Оба изделия были крайне громоздкими (длина – 20 метров, ширина – примерно 3 метра, высота – около 6 метров) и тяжелыми, но вес и габариты установок фактически задали атомщики, считавшие, что диаметр тактического атомного снаряда должен быть не менее 400 мм. Произвели их всего лишь по 4 экземпляра, но главное, что промышленность получилас опыт создания артсистем, способных стрелять ядерными тактическими боеприпасами на большие расстояния. К 1960 году их доработку прекратили, отдав предпочтение решению задачи доставки ядерного заряда с помощью тактических ракетных комплексов (Например: ). Между тем, тактические ракеты ещё не имели систем самонаведения, поэтому их точность на предельной дальности была неудовлетворительной.

Надо сказать, что за несколько лет до этого первомайского парада, 25 мая 1953 года, США уже испытали систему аналогичного назначения на ядерном полигоне в Неваде, состоявшей из буксируемой 280-мм пушки Т131 (после принятия на вооружение М65, прозвище в войсках “Атомная Анни”) и 280-мм артиллерийского снаряда Atomic Mk.9 (T124) Shell с атомной боеголовкой W9 мощностью 15-20 кТ. Снаряд был запущен из пушки M65 (массой 77 тонн) на заданные 32 км и успешно детонировал. Как и в случае с советской пушкой 2А3, американское орудие было громоздким и малопригодным для боевых действий. Произвели всего 20 орудий, которые недолго служили в Западной Европе. Но уже в 1963 году в США принимается на вооружение 155-мм снаряд для самоходных гаубиц М114, М109 и т.п. Снаряд оснащался ядерным зарядом W48 мощностью 72 тонны в тротиловом эквиваленте (модификация Mod 1) и имел выдающиеся весогабаритные характеристики: длинна 33,3 дюйма, вес 128 фунтов (51,2 кг). Ещё через год, в 1964, для 203-мм самоходной гаубицы M110 был принят на вооружение снаряд с ядерным зарядом W33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

В 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС ушёл Н.С.Хрущёв с его маниакальной страстью решать все вопросы с помощью ракетных технологий. В это же время в СССР была достигнута технологическая готовность: учёные добились уменьшения критического размера атомных боеприпасов по диаметру. Откровенно говоря, работы которые были заморожены при Хрущёве, предполагали лишь эволюцию САУ, принятых на вооружение в Великую Отечественную войну (например, ИСУ-152 в ИСУ-152К и т.д.).
К этому времени стало очевидным существенное отставание СССР от США по самоходной артиллерии и по созданию ядерных зарядов малого калибра для обычных орудий, т.е. в обеспечении армейских подразделений тактическим атомным оружием. Для устранения этого отставания в декабре 1967 года начались опытно-конструкторские работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки. Первоначально не был задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы – 25 км. В результате было принято решение на разработку САУ в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а активно-реактивным снарядом – 45 км). 8 июля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №427/161 с которого началась разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование “Пион”. Головным разработчиком и исполнителем был назначен ленинградский Кировский завод, качающуюся часть изготавливал волгоградский завод “Баррикады” по проекту ЦКБ “Титан”.

Описание

Двуствольность даёт АУ большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту), но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы системы (АУ − 98 т, СУ − 12 т, механизированный погреб − 40 т). Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. В СУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Также орудие благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

Береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег» (1987 – 1996 гг.)

Береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег» (1987 – 1996 гг.)

Основой уникального подвижного артиллерийского комплекса береговой обороны «Берег» ВМФ СССР являлась мощная 130-мм самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на базе МАЗ-543М с дополнительным электрогенератором и четырьмя домкратами с электроприводом. В экспортном варианте «Берег-Э» она имела индекс А222-С1Э. Комплекс служил для охраны морского побережья и поражения малых и средних быстроходных надводных кораблей и десанта противника на непосредственных подступах к береговой линии, а также для поражения наземных целей. Он мог работать на специально подготовленном или на неподготовленном участке суши и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток при любых погодных условиях. Разработка комплекса «Берег» началась в декабре 1976 года в СКБ-2 под руководством Г. И. Сергеева. В 1980 году он был передан для производства на одноименный завод. Первый опытный образец появился только в январе 1987 года и поступил на испытания под Севастополем. В его состав входили автономные центральный пост управления и машина боевого дежурства, также смонтированные на шасси 543М.

САУ А222-С1 оборудовалась задним опорно-поворотным устройством с массивной башней и артиллерийским орудием калибра 130 мм, в котором использовались элементы от 152-мм самоходной гаубицы «Мста» (2С19) и от корабельной системы АК-130. Угол наведения по горизонтали составлял 240?, дальность эффективной стрельбы достигала 23 км, скорострельность – 12 – 14 выстрелов в минуту. В башне размещались также места шести членов экипажа (командира, наводчика и четырех заряжающих), блоки управления работой всех систем, приборы наблюдения, наведения и управления огнем, средства связи, освещения, отопления и вентиляции, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрических и электромеханических механизмов башни, орудия и базового шасси за кабиной водителя автомобиля имелся агрегатный отсек с силовым электрогенератором постоянного тока и блоком аккумуляторных батарей. В зависимости от конкретных условий время перевода машины в боевое положение занимало от 5 до 30 минут. Ее полная масса с боезарядом и экипажем составила 43,7 т. На шоссе САУ развивала скорость 60 км/ч и имела запас хода 650 км. С ноября 1992-го и до конца мая 1993 года в Крыму проводились государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке их включили в состав военно-морских сил Украины. После решения взаимных притязаний в 1996 году комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003 года заступил на боевое дежурство.

Самоходное 130-мм орудие А222-С1 противокорабельного артиллерийского комплекса «Берег». 1987 год

ТТХ

  • Калибр: 130 мм
  • Длина ствола: 6581/50 мм/клб
  • Угол вертикального наведения: −5/45°
  • Скорость наводки: вертикальной: 5 град/с
  • горизонтальной: 5 град/с

Высота линии огня от палубы: 1671 мм
Радиус обметания
:

  • по дульному срезу: 4985 мм

по казённой части: 2295 мм
Высота системы по щиту: 2240 мм
Ширина системы по щиту: 2750 мм
Толщина лобовой брони щита: 13 мм
Масса:

  • качающейся части орудия: 7200 кг

щита 2150 кг
полная 12800 кг
Расчёт: 11 чел.
Скорострельность: 7-8 выстр./мин
Начальная скорость
снаряда:

  • образца 1911 года массой 36,86 кг: 823 м/с

образца 1928 года массой 33,4 кг: 870 м/с
Дальность стрельбы на предельном угле возвышения:

  • снарядами образца 1911 года: 20 300 м

снарядами образца 1928 года: 25 750 м (139 кабельтовых)

«Бастион» здесь правит «Бал»

Россия и Китай — пока единственные страны, которые создают эшелонированные системы береговой обороны, отвечающие современным требованиям концепции A2/AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и маневра).

При этом у ракетных комплексов основными целями являются десантные корабли и корабли поддержки, а артиллерийский «Берег» способен точечно уничтожать десантные катера и высадившиеся на берег силы десанта с бронетехникой. Мобильность комплексов, использующих колесные шасси, позволяет им быстро и скрытно развернуть оборонительный рубеж на любом опасном направлении.


mil.ru

Ракетный комплекс береговой обороны «Бал».

Помимо этого, все комплексы пригодны для оперативной транспортировки самолетами ВТА ВКС России на любые расстояния — будь то Камчатка или Сирия. Между собой комплексы могут объединяться информационно, что позволяет исходя из возможностей национального бюджета грамотно выстраивать береговую оборону.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий