пр.21820 Дюгонь – DYUGON

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.


Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.


Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

пр.21820 Дюгонь – DYUGON

Десантный катер на воздушной каверне. Проект разработан “Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева” (г.Нижний Новгород). В 1998 г. ЦКБ по СПК был разработан проект большого скоростного десантного катера “Шельф”. К 2000 г. планировалось завершить разработку катера и создать головной образец. Головной катер проекта Д-105 заложен на ССЗ “Волга” в Нижнем Новгороде 21 февраля 2006 г., спущен на воду в июле 2009 г. и в 2010 г. принят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.

23 июня 2011 г. между Министерством обороны России и Ярославским ССЗ подписан контракт на производство серии катеров пр.21820. Первый серийный катер “Денис Давыдов” (зав.№701) заложен 18 января 2012 г.

Конструкция корпуса катера выполнена из коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг.

По состоянию на осень 2012 г. по головному кораблю “Атаман Платов” (зав.№С-811) сообщается, что в следствие экслуатации на корпусе корабля образовались трещины (в кормовой части), а швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости. Есть ничем пока не подтвержденное предположение, что данные дефекты являются следствием непродуманной конструкции корабля.

Двигатели – 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.

ТТХ катера:Экипаж – 6 чел

Длина – 45 мШирина – 8.6 мОсадка – 2.2 мВодоизмещение полное – 280 тГрузоподъемность максимальная – 140 т

Скорость полного хода – 35 узДальность плавания – 300 мильМореходность – 5 баллов

Вооружение: 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами КПВТ калибра 14.5 мм.

Оборудование: в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой “Агат-М3” разработки и производства ООО “НПП “АНФАС” (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой “изменение 4” (2010 г.).

Полезная нагрузка: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту “Шельф” – 3 БМП или 3 БТР.

Модификации:– пр.21820 – базовая модификация десантного катера на воздушной каверне.

– пр.21820Э – проект экспортной модификации.

– пр.21821 – проект модернизации десантного катера.

– “Лань” – проект морского скоростного грузового судна ЦКБ по СПК и ССЗ “Волга”, 1990-е годы. Двигатели – 2 х дизеля мощностью по 4000 л.с.Экипаж – 6 челДлина – 44.5 мШирина – 8.2 мОсадка – 2.1 мВодоизмещение полное – 280 тМасса полезной нагрузки – 120 тДальность плавания:– не менее 100 миль (при скорости 30 уз)– 300 миль (экономическим ходом)– до 600 миль (при уменьшении массы полезной нагрузки до 25 т и увеличении запаса топлива)Мореходность – 6 баллов

Статус: Россия

– 2012 г. 18 января – в Ярославле заложен первый серийный катер проекта – “Денис Давыдов”.

– 2012 г. 21 июня – на Ярославском ССЗ заложен второй серийный катер проекта – “Лейтенант Римский -Корсаков”.

– 2013 г. 18 января – на Ярославском ССЗ ожидается закладка десантного катера “Мичман Лермонтов” пр.21820 заводской №703 (источник).

– 2013 г. 23 января – в СМИ сообщается о планах руководства ВМФ России получить три серийных катера пр.21820 производства Ярославского ССЗ в течение 2013-2014 г.г. (источник).

– 2013 г. 26 июля – Ярославский ССЗ спустил на воду десантный катер пр.21820 “Денис Давыдов” заводской №701 (источник).

голоса

Рейтинг статьи

Список кораблей

В прошлом году в боевой состав ВМФ был принят новейший большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711. В этом году ожидается передача заказчику второго БДК этого проекта – «Петр Моргунов». Корабли проекта 11711 водоизмещением 5 тыс. т имеют крупную десантную палубу, способную вместить до 13 танков, до 36 боевых бронированных машин или до 300 десантников. Также корабль несет два вертолета Ка-29. Для поддержки высаживаемого десанта используются крупнокалиберные пулеметы артиллерийские установки семейства АК-630М.

БДК типа «11711» были разработаны на основе проекта 1171 «Тапир». В строю остается четыре корабля этого типа – «Саратов», «Орск», «Николай Вилков» и «Николай Фильченков». Корабли водоизмещением 4360 т могут перевозить до 20 танков или до 45 бронетранспортеров. Имеются кубрики на 300 человек. Вооружение «Тапиров» зависит от модификации. На кораблях разных серий используются реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М», зенитные комплексы «Стрела» или «Игла», а также артиллерийские системы калибром 25 и 57 мм.

Наиболее массовыми БДК российского ВМФ являются корабли проекта 775. Из 28 построенных кораблей в строю остаются 16. Такие БДК при полном водоизмещении 4,4 тыс. т способны брать на борт 10 средних танков или 10-12 единиц другой бронетехники, а также 340 десантников. При высадке десант поддерживают установка «Град-М» и ПЗРК, а также артиллерийские установки АК-725 калибром 57 мм или АК-176 калибром 76 мм и зенитные автоматы АК-630М.


Корабль «Цезарь Куников» пр. 775/II, Черноморский флот.

Уникальными представителями российских десантных сил являются малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». К сожалению, из достаточно крупной серии в строю осталось только два таких корабля. «Зубр» способен перевозить 3 танка или до 10 легких бронемашин. Имеются кубрики для 140 человек десанта. Грузовая палуба может быть переоборудована для размещения личного состава и обеспечить перевозку еще 366 человек.

Корабли проекта 12322 несут пару систем залпового огня А-22 «Огонь» и два автомата АК-630. Также имеются ПЗРК. Важнейшей особенностью «Зубров» является наличие воздушной подушки, позволяющей развивать скорость до 60 узлов и выходить на пологие участки берега.

Флот также располагает почти тремя десятками десантных катеров нескольких проектов. С точки зрения общей численности, именно они составляют основу десантных сил российского ВМФ. Более многочисленные катера должны дополнять крупные корабли и ускорять доставку десанта к берегу.

Самыми старыми из несущих службу являются десантные катера пр. 1176 «Акула», строившиеся с начала семидесятых годов. Сейчас в составе ВМФ числится 13 таких катеров. Ее четыре продолжают службу в других силовых структурах. «Акула» имеет полное водоизмещение чуть более 107 т. Она может взять на борт до 50 т груза – один танк, две легкие бронемашины или два грузовика, а также 20 десантников. Собственное вооружение отсутствует.


Малые десантные корабли пр. 12322 «Зубр».

Продолжают службу 12 десантных катеров проекта 11770 «Серна». Эти катера имеют полное водоизмещение 105 т и способны развивать скорость до 30 узлов. Высокие ходовые качества достигаются за счет использования т.н. воздушной каверны под днищем корпуса. «Серна» берет на борт 45 т груза. Это может быть танк или пара боевых машин либо до 92 человек десанта. Штатное вооружение отсутствует, десанту приходиться полагаться только на свое оружие.

Развитием идей «Серны» стал проект 21820 «Дюгонь», тоже использующий принцип воздушной каверны. К настоящему времени построено пять новых кораблей пр. 21820. Катера имеют водоизмещение 280 т и грузоподъемность 140 т. Они могут перевозить 2 танка или 4 боевые машины пехоты либо до 90 человек. В отличие от предшественников, «Дюгонь» получает пару тумбовых установок с пулеметами КПВ, а также перевозит несколько ПЗРК.

Разработка нового поколения

На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».

Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.

БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.

Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.

Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»

На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.

Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.

Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.

Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.

Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.

  • Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
  • РИА Новости

На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.


Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.


Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Летающий «Зубр» и другие десантные катера России

Десантный катер проекта 12061 «Мурена»

Мечта морских пограничников и десантных частей ВМФ «Мурена» появилась на свет в середине 80-х годов. По сути, это глубоко переработанный проект катера на воздушной подушке «Кальмар», который в свое время считался лучшим подобным судном.

Водоизмещение «Мурены» было увеличено до 50 тонн, длина — до 31,3 метра, что позволило беспрепятственно перевозить на ней один танк, два БТР или БМП или 130 человек десанта. Вместе с тем судно не потеряло скорости, маневренности и способности преодолевать полутораметровые рвы и стены. Эти чудеса ловкости стали возможны благодаря двум нагнетательным агрегатам воздушной подушки, по 2,2 метра каждый. Для связи с остальными кораблями на катере была установлена самая передовая аппаратура: спутниковая навигация, радиопеленгаторы, приборы ночного видения и многое другое.

«Мурена» с легкостью дает отпор любому врагу, ведь она снабжена двумя автоматическими установками АК-306 по 30 миллиметров каждая, двумя установками БП-30 с гранатометами АГС-17 «Пламя» и минимум 8 ЗРК «Игла».

На данный момент на вооружении ВМФ России находятся 11 штук кораблей класса 12061, а в ближайшие полтора года планируется постройка еще пяти катеров.

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера типа «Дюгонь» — настоящая гордость Военно-морского флота России. Подобного проекта вы не найдете больше нигде.

Этому катеру нет равных в высадке десанта и техники на абсолютно неприспособленных для этого побережьях и пляжах. И все это благодаря системе воздушной каверны, которая сама по себе уникальна. Нагнетая воздух под днище корабля, она снижает гидродинамическое сопротивление, что повышает скорость и маневренность судна, уменьшая при этом его осадку.

Длина корпуса проекта 21820 равняется 45 метрам, что позволяет поместить внутрь катера три танка Т-90, пять БТР или 90 военнослужащих. Скорость передвижения для подобных десантных кораблей довольно высока, около 35 узлов или 65 километров в час. Благодаря двум сильнейшим дизельным двигателям по 9000 лошадиных сил и вентилируемым водометным движителям «Дюгонь» комфортно себя чувствует при высоте штормовых волн до 3,5 метров. Также на вооружении катера находятся два крупнокалиберных пулемета и 8 ЗРК «Игла».

На данный момент готово три корабля из проекта — головной корабль «Атаман Платов», первый серийный катер «Иван Карцов», а буквально на днях был подписан акт о приемке следующего катера «Денис Давыдов». В 2015 году ожидается появление в строю еще двух катеров проекта 21820.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

«Зубр» — это самый большой в мире корабль на воздушной подушке. Неудивительно, ведь его длина равняется 57,3, ширина — 25,6 метрам, а водоизмещение составляет 555 тонн. Ближайшие конкуренты — американские катера LCAC — на его фоне просто карлики.

Но размер — это не самое главное достоинство «Зубра». Подсчитано, что он способен высадить десант на 70 процентах берегов во всем мире. Для него не имеет особого значения, каким будет берег, это может быть и галька, и песок, и скалы, и даже 15 километров мелководья. Да что там говорить, «Зубр» и на земле будет чувствовать себя как рыба в воде. Он может двигаться по проселочной местности, болотам и лугам, обходить минные поля, перепрыгивать небольшие рвы и высаживать десант туда, где его меньше всего ждет противник, а все это из-за уникальной конструкции воздушной подушки. Чудеса вездеходности и крайне высокая максимальная скорость в 60 узлов достигается с помощью трех воздушных винтов, привод которых осуществляет силовая установка мощностью 50 000 лошадиных сил. Корпус создан из специального антикоррозийного сплава, ведь чего только не предстоит ему на себе ощутить — от соленых морских вод до сучьев и грязи неизведанных берегов и троп.

Вместимость проекта 12322 достойна уважения: до трех основных танков или 9 транспортеров и более сотни десантников с ними. Если надобности в тяжелой технике совсем нет, то внутри «Зубра» может разместиться до 500 военнослужащих — а это уже маленькая, но крайне мобильная армия.

Вооружен катер двумя установками А-22 «Огонь», двумя тридцатимиллиметровыми АК-630, а ракетное вооружение представлено традиционными ЗРК «Игла».

В середине 2000-х годов ВМФ Греции закупили для собственных нужд 4 таких корабля. На балансе ВМФ России находятся два «Зубра», но планируется постройка еще минимум четырех штук и модернизация ранее построенных.

вооружение БДК проекта 775

Как было сказано выше, совершенствование десантных кораблей со временем привело к их универсальности, что позволило им самостоятельно проводить подготовку района высадки посредством ведения боевых действий из индивидуальных средств, уничтожая огневые точки противника.

Для подавления береговых укреплений и уничтожение живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Град». Комплекс состоит из двух сорока-ствольных 122 мм пусковых установок. Максимальная дальность стрельбы составляет 21 км, интервал выстрела реактивных снарядов 0,5 сек.

Артиллерийское вооружение БДК включает две спаренные 57 мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением, и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей противника с скорострельностью 120 выстрелов в минуту. Управление механизмами наведения осуществляется при помощи приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии (ПУС МЗА) МР-103. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775 был установлен артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/76, в состав которого входят одна установка АК-176, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой.

Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.

К положительным качествам десантных кораблей проекта 775 можно отнести их конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, а также хорошие бытовые условия, как для экипажа, так и для десанта.

К слабым качествам БДК проекта 775 можно лишь отнести отсутствие вертолетной площадки, но вспомнив существующую концепцию 70-х годов, становится понятно, что десантные корабли в поддержке авиации не нуждались.

Технические характеристики большого десантного корабля проекта 775:Водоизмещение – 4080 тонн;Длина – 112,5 м;Ширина – 14,9 м;Осадка – 3,6 м;Силовая установка – дизельная, двухвальная, общей мощностью 19200 л. с.;Скорость хода – 18 узлов;Дальность плавания – 6000 миль;Автономность – 30 суток;Экипаж – 98 человек;Вооружение:Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М» – 8;Сдвоенные артиллерийские установки AK-725 57 мм – 4 (боезапас – 1000 снарядов);Пусковые установки РСЗО «Град» – 2;Зенитные установки 30 мм АК-630 – 2;Артиллерийские установки АК-176 76 мм – 1;Десантовместимость:1-й вариант – 10 средних танков и 190 морских пехотинцев;2-й вариант – 24 БТР и 170 морских пехотинцев;Мины заграждения – 92 ед.;Дополнительный груз – 482 тонн;

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий