Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Конец звездной флотилии?

После развала Советского Союза страна практически закрыла все космические направления в науке и технике. Расформировали воинскую часть, к которой были приписаны корабли космической службы (большинство к Ленинграду, некоторые к Одессе). «Академик Сергей Королев» и флагман нашего космического флота «Космонавт Юрий Гагарин» остались на Украине. Киев не смог их содержать и продал в Индию по 170 долларов за тонну металлолома.

Нужно было спасать хотя бы память о героическом прошлом звездной флотилии. Идея родилась у лауреата Государственной премии за создание кораблей для приема и обработки телеметрической информации с космических аппаратов Виталия Безбородова, двадцать лет командовавшего судами космической службы.

Так на энтузиазме был создан Клуб ветеранов морского космического флота, а затем музей, в котором что ни экспонат, то живая история страны, ее восхождения на пьедестал космической державы.

Что же предложило новое время?

Прогресс в системе космической связи заставил заменить корабли на спутники-ретрансляторы на геостационарных орбитах. Теперь они работают как передатчики. Но проблема существует. При работе через спутники информация проходит множество промежуточных звеньев. При этом теряется время и снижается точность. Командно-измерительные суда могли напрямую управлять космическим аппаратом, минуя услуги посредников.

США, Китай, Англия и Франция не отказались от кораблей с функцией командно-измерительного комплекса. У нас же из всей звездной флотилии остался один «Космонавт Виктор Пацаев». Он стоит в Калининграде, в Музее Мирового океана. У стенки.

Сегодня судьба судна вызывает опасение. Ветеранская организация не без основания предполагает, что оно тоже может уйти на металлолом, как говорится, на патефонные иголки. После прекращения работы на Роскосмос корабль оказался в положении чемодана без ручки – и нести тяжело, и бросить пока жалко. На средства, собранные ветеранами, и личные деньги дочери космонавта Светланы Викторовны Пацаевой в 2015 году провели культурно-историческую экспертизу. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» признано памятником культурно-исторического наследия России и внесено в реестр согласно приказу за номером 73. Но пока не нашлось ведомства, готового взять судно на баланс и провести доковый ремонт.

Спасать этот корабль имеет смысл – он прекрасно может служить как музейная площадка. В более прагматичном варианте – это отличная учебно-производственная база для курсантов военно-космических вузов, Военно-морского флота, для студентов радиотехнических вузов, юнармейцев, кадетов. На нем как минимум 200 хорошо оборудованных жилых мест, есть камбуз, столовая, несколько залов для совещаний, учебные классы и аппаратура, которая работала по реальным космическим программам.

Решение вопроса находится в режиме ожидания.

Татьяна Улитина

Газета “Военно-промышленный курьер”, опубликовано в выпуске № 16 (879) за 4 мая 2021 года

Колоссальные масштабы

Растение по-своему уникально. Общая площадь составляет 300 га, с более чем 100 подразделениями и 38 производственными участками. Это сопоставимо с площадью шести государств Ватикана.

Здесь расположены самые большие в России крытые причалы общей площадью 100 000 квадратных метров, позволяющие строить суда с шириной корпуса до 38 метров и водоизмещением до 100 000 тонн, а также плавучие сооружения и морские нефтедобывающие платформы длиной и шириной до 126 метров, высотой до 100 метров и весом конструкции до 85 000 тонн.

Сегодня завод площадью 300 гектаров включает в себя более 100 отделов и 38 производственных подразделений.

Главная дорога имеет длину около 5 км. На трех строительных дамбах установлены козловые краны, способные выдерживать нагрузку до 160 тонн. В рамках проекта по модернизации недавно прибыл 200-тонный кран, работа которого позволит сократить время, необходимое для выполнения заказов в коридоре.

Все цеха встроены в единую, технологически слаженную судостроительную цепочку, а сами цеха расположены строго в два ряда, — объясняет сотрудник музея: — Первый ряд — это пирсы — 50, 55 и 42, то есть цеха, где строятся корабли. Другие цеха уже готовы — 40-й, 41-й, 9-й, 43-й, 7-й и цех сварки корпусов. Вторая линия уже состоит из цехов по сборке конструкций и двигателей, производящих более 25 000 единиц номенклатуры в год для собственного производства.»

Сегодня завод площадью 300 гектаров включает в себя более 100 отделов и 38 производственных подразделений.

Один из первых — эллинг № 1 (цех № 50) — построен на сваях из лиственницы. Под своими куполами он может вместить 14 соборов Василия Блаженного.

На момент строительства размеры самого зала не были сопоставимы ни в нашей стране, ни за рубежом, а технические решения, использованные при проектировании металлических конструкций, содержали передовые идеи конца 1930-х годов. Здесь впервые в Советском Союзе для строительства надводных кораблей был применен метод поточно-складского строительства. Цех стал известен как главная опора завода.

Михаил Будниченко, председатель правления Севмаша

Первая в мире дизельная подводная лодка, способная запускать баллистическую ракету из подводного положения, была закончена в этом цехе и отправлена на испытания. Всего было спущено на воду более 90 атомных подводных лодок различных конструкций, — говорит глава компании, — но на протяжении всей своей истории литейный завод выпускал и другую продукцию. В 1990-х годах она начала строить атомные подводные лодки, заключать торговые контракты и строить буксиры и баржи. Здесь же велось строительство единственной в России морской платформы «Приразломная».

Корпус ледостойкой стационарной морской платформы «Приразломная» и эллинг № 2 (на заднем плане).

Ангар № 2 (бывший цех 55) — самый большой в мире крытый ангар для строительства подводных лодок. На крыше здания можно разместить шесть футбольных полей. Этот объект был создан в 1974 году в рамках гонки вооружений. Именно здесь были созданы знаменитые акулы.

История

Построено в 1971 году в Ленинграде как проект 1909 на базе танкера проекта 1552. Главный конструктор Д. Г. Соколов. Наибольшая длина 231,6 м, наибольшая ширина 31,0 м, высота борта у миделя 15,4 м. Водоизмещение с полными запасами 45 000 т, осадка 8,5 м. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19 000 л. с., максимальная скорость хода до 18 узлов. Дальность непрерывного плавания 20000 миль. Судовые запасы: котельное топливо (мазут) — 9000 т, дизельное топливо — 1850 т, смазочные масла — 115 т, котельная вода — 80 т, питьевая и мытьевая вода — 2100 т, провизия — 180 т. Запасы провизии, топлива и масла рассчитаны на 130 суток, запасы пресной воды — на 60 суток. Кроме того, пресная вода могла быть получена от двух опреснительных установок, производительность которых составляла 40 т в сутки. В составе экипажа 140 человек, экспедиции — 215 человек. Район плавания мореходными качествами судна не ограничен.

Судно на почтовой марке

Было приписано к порту Одесса. С 1971 по 1991 год судно выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. В его задачи входило управление полётами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций.

Космонавтика

В 1959 году Гагарин дослужил до звания старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 3-го класса. Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.

Отбор проходил не по навыкам или заслугам. Руководивший проверками Сергей Павлович Королев в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности. Показатель, чуть было не стоивший Гагарину карьеры, в этот раз стал счастливым билетом. При невысоком росте претендента его вес составлял 68 кг — будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок летчика утвердили как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года он приступил к тренировкам.

Юрий Гагарин в скафандре /

Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный, он никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Юрий Алексеевич легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком, на остальное у него просто не было времени. В результате по анонимному опросу, проведенному среди кандидатов в космонавты, большая часть назвала именно Гагарина как человека, наиболее подходящего для первого полета в космос. Несмотря на то что летчик не был лидером ни в одной области подготовки, по сочетанию навыков, черт характера и психологической устойчивости именно он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос.

Память

Спустя семь лет на месте крушения самолета возвели мемориал в память о погибших летчиках. Он стал далеко не единственным напоминанием о Гагарине — в честь первого космонавта были названы различные учреждения, транспортные средства и территориальные единицы.

Имя Гагарина получил хребет в Антарктиде и множество улиц, например в городе Уфе в микрорайоне Сипайлово, проспект Гагарина есть в Московском районе Санкт-Петербурга. Памятники, посвященные космонавту, были установлены в разных городах России и мира.

Юрий Алексеевич был лично знаком с Александрой Пахмутовой и Николем Добронравовым.В память о космонавте творческая семейная пара создала цикл «Созвездие Гагарина», особой популярностью из него пользовалась песня «Знаете, каким он парнем был». В нее была включена знаменитая фраза «Поехали!».

Именем Юрия Алексеевича было названо научно-исследовательское судно (НИС), построенное в 1971 году для управления полетами космических аппаратов. Вместе с профилем Гагарина оно было зафиксировано на почтовой марке.

Оригинальный скафандр, в котором космонавт совершил знаменитый полет, стал экспонатом музея ОАО «НПП Звезда», расположенного в поселке Томилино Московской области. Спустя 52 года после полета Юрия Алексеевича вышел биографический художественный фильм Павла Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе», на создание которого семья космонавта дала добро. Воплотить на экране именитого летчика повезло Ярославу Жалнину.

Выбор кандидата

В 1961 году ввиду соперничества СССР с США возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля. Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина — это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. Германа Титова утвердили запасным.

Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. В записях Королева фигурирует пометка, что Титов более подготовлен, чем Гагарин, но в решающий момент выбран был все-таки второй. Одна из версий гласит, что в выбор вмешался политический фактор. Первому космонавту предстояло стать неким символом, и Юрий Алексеевич, обладавший образцовой славянской внешностью и «чистой» биографией всей семьи, показался властям более подходящим на роль представителя советской космонавтики.

Другая теория утверждает, что Титов был более важен для проекта, поэтому им не хотели рисковать в первом полете. Уже в это время он был утвержден на второй. Параллельно велась работа над длительным пребыванием в космосе. Герман Титов показался Королеву пригодным для того, чтобы провести вне Земли целые сутки.

Еще одна теория гласит, что Гагарина выбрал лично Королев. СМИ утверждают, что Юрий Алексеевич стал фаворитом начальства после того, как единственный из подготовительной группы откликнулся на предложение посидеть в корабле-спутнике «Восток», когда группе впервые продемонстрировали корабль.

Юрий Гагарин с женой Валентиной Гагариной /

По словам матери космонавта, Юрий прошел некий неофициальный экзамен, устроенный Королевым.

Конструктор не мог выбрать из пяти схожих летчиков одного. У мужчин были почти одинаковые рост и вес, воинское звание. Все, кроме капитана Комарова, служили старшими лейтенантами. Королев провел с кандидатами личные беседы, задавая каверзный вопрос о центрифуге.

Гагарин честно заявил, что чувствует себя в этом испытании плохо и даже ненавидит центрифугу. Остальные кандидаты отрапортовали, что подготовка проходит отлично. Так Юрий прошел тест на честность

Для Королева и командования базы было первостепенно важно, чтобы космонавт мог откровенно рассказать обо всех проблемах и ошибках в полете, а не импровизировал и держал лицо

Журналисты и исследователи допускают также, что сам вопрос о том, почему Гагарин стал первым человеком в космосе, некорректен, так как Юрий Алексеевич таковым не являлся. В 1993 году М. Руденко и Н. Варваров опубликовали фамилии трех летчиков в газете «Воздушный транспорт». По словам журналистов, в 1957 году во время суборбитального полета погиб летчик Алексей Ледовских, в 1958-м — Сергей Шаборин, а в 1959-м — Андрей Митков.

Эксперименты оставались засекреченными, а в 1960 году прошел отбор летчиков в программу подготовки космонавтов. Статью в специализированной газете не оспорил ни один сотрудник космической отрасли.

От линкоров к подлодкам

Первоначально завод был спроектирован для строительства кораблей всех типов и категорий, как надводных, так и подводных, и для любого водоизмещения. «Первые линкоры, построенные здесь, были настоящими гигантами не только тогда, но и сейчас, — говорит сотрудник музея, — для сравнения: «Титаник» был длиной 254 метра, а наши линкоры — 269 метров и имели водоизмещение 56 000 тонн.» Но линкоры не были достроены — началась Великая Отечественная война.

Эсминцы проекта 30.

До начала войны здесь работало около 6 000 человек, в первые месяцы войны 2 500 из них ушли на фронт, поэтому вся тяжесть работы легла на плечи женщин и молодых людей. Завод строил эсминцы, малые противолодочные корабли, дизельные подводные лодки, паромы и шхуны, обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонтировал суда (участники арктических конвоев), доставлявшие грузы для союзников по Северному морскому пути.

«Во время войны было отремонтировано 140 кораблей, катеров и ледоколов, в том числе 70 иностранных транспортов, которые доставляли оружие, военное оборудование, топливо и продовольствие по программе Ленд-лиза. Во время войны на заводе было построено восемь больших подводных лодок, — рассказывает начальник Севмаша, — строились и поступали на флот подводные лодки, перевозимые по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и по железной дороге из Горького. В начале 1945 года более 20 кораблей, построенных на нашем заводе, участвовали в обороне советского Заполярья.

После войны завод № 402 (который в 1959 году был переименован в Северное машиностроительное предприятие) оставался главной северной базой по ремонту кораблей ВМФ СССР и участвовал в реализации проекта строительства военных кораблей. Началось строительство дизель-электрических, а с 1955 года и атомных подводных лодок.

Здесь были построены первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» типа 627 «Кит» и первая в мире подводная лодка с титановым корпусом К-162 типа 661 «Анчар». Он также стал самым быстрым кораблем в мире. На испытаниях в 1971 году он развил скорость 44,7 узла (около 83 км/ч) — рекорд, который не побит до сих пор. Из-за высокой стоимости строительства он получил прозвище «Золотая рыбка».

Строительство подводной лодки проекта 627

Особенности корабля «Космонавт Юрий Гагарин»,

Корабль был спущен на воду в 1969 году. Уже в 1971 году судно было оснащено разнообразными приборами и устройствами связи, укомплектовано экипажем и вскоре отправилось в свое первое путешествие.

Первое, что стоит отметить – это огромные размеры судна и его параболические антенны. Согласно официальным данным в общей сложности на корабле было установлено 75 антенн. Благодаря им экипаж мог обеспечить сеанс связи сразу с несколькими спутниками, находящимися в космосе и на орбите Земли. Установка большого количества антенн была не случайной. В начале 1970 годов космическая программа СССР развивалась очень активно.

Однако у обилия антенн на корабле были и свои минусы. Неравномерное распределение нагрузки привело к смещению центра тяжести судна. Конструкторам пришлось изрядно потрудится для того, чтобы создать специальную систему управления и позиционирования судна. Благодаря передовым разработкам советских ученых корабль маневрировал, при этом оставаясь все время на связи со спутниками.

Уникальная специализированная система успокоителей, разработанная инженерами СССР, позволила судну снизить амплитуду качания до внушительных 3 градусов. Причем данный показатель оставался таким же даже при больших волнах.

Одной из особенностей судна была его автономность. Корабль был спроектирован таким образом, что его танки вмещали более 11 тыс. тонн топлива. Этого количества горючего хватало кораблю для преодоления 20 тыс. морских миль. Фактически, судно могло без проблем совершить кругосветное путешествие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Космонавт Юрий Гагарин» мог не заходить в порт на протяжении 6-7 месяцев, при этом активно передвигаясь.

Для удобства экипажа корабль был снабжен всем необходимым. Кроме научно исследовательских лабораторий на судне было порядка 100 комфортабельных кают. Кроме них на территории жилого комплекса располагался кинотеатр, спортзал и множество рекреационных зон отдыха.

История появления научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»

Начало 1960 годов является знаковым периодом не только для СССР, но и для всего мира. В 1961 году, 12 апреля произошло то, чего люди ждали долгое время – начался период покорения человеком космоса. Именно в этот день Юрий Гагарин совершившим полёт в космическое пространство

Для граждан и правительства СССР – это событие было очень важно. Ведь Советский Союз стал первым государством, который сумел отправить в космос человека, оставив страну конкурента – США, далеко позади

Вторым шагом на пути покорения космоса должна была стать высадка человека на Луну. Для обеспечения связи с командой космонавтов был создан уникальный корабль, который назвали «Космонавт Юрий Гагарин». Несмотря на то, что корабль был спроектирован и собран в конце 1960 годов, до конца ХХ столетия ему не было равных.

Лучшие умы СССР сделали все для того, чтобы научно-исследовательский корабль был лучшим во всех возможных направлениях. Главной задачей судна и его экипажа было обеспечение связи с космонавтами на Луне. Однако мечтам граждан СССР не суждено было сбыться.

В начале 1966 году скончался ученый и конструктор ракетно-космических систем СССР – Сергей Павлович Королев, который был непосредственным руководителем «Лунного—+ проекта». После ряда неудачных попыток запуска ракеты Н-1 от полета человека на Луну в СССР решили отказаться.

Первый полет в космос

Полет на корабле «Восток-1» был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина. По причине спешки не были продублированы некоторые важные системы, корабль не был оборудован системой мягкой посадки, отсутствовала даже система аварийного спасения на случай неполадок во время старта. Шанс, что первый космонавт погибнет, так и не поднявшись в воздух, был очень большим.

12 апреля 1961 года был осуществлен взлет корабля «Восток-1» с космодрома Байконур. Из-за того, что возникли неполадки с оборудованием, Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось. Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.

Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Алексеевич благополучно спустился на Землю. Его аппарат приземлился не там, где планировалось. Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Гагарин позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм. Поскольку полет был секретным, даже советские СМИ узнали о технологическом прорыве родного государства только на следующий день.

Смерть

27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и по неизвестным причинам совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли. Тела летчиков были кремированы, урны с прахом похоронены в Кремлевской стене.

Одной из возможных причин трагедии называют сближение с другим самолетом и резкое уклонение от него, в результате чего МиГ-15УТИ Гагарина ушел в штопор. Из-за неверных данных о метеоусловиях и показателей приборов летчики попросту не успели вывести самолет из падения. Долгие годы истина оставалась неизвестной.

Отсутствие стройного официального объяснения породило многочисленные предположения о причине смерти первого космонавта. Популярность набрали конспирологические теории. Ходили слухи, что Гагарин сам разыграл собственную смерть и сбежал. Другая версия гласила, что летчик погиб во время испытаний новой ракеты, а тренировочный полет замел следы неудачного эксперимента космической программы.

В 2013 году космонавт Алексей Леонов поделился с прессой рассекреченной информацией о последнем полете Гагарина. Первая версия полностью подтвердилась. Непонятным образом рядом с самолетом Гагарина и Серегина оказался истребитель СУ-15, который своим потоком вогнал МиГ-15УТИ в спираль. Летчики погибли, не успев вывести самолет из падения.

Риск со страховкой

Об отслеживании полета Гагарина нужно сказать особо. Это был второй выход в море. С помощью кораблей определили, куда именно космонавт приземлится. По программе предусматривалось совершить всего один виток. Рассчитанное приземление – район Джезказгана. Но когда Юрий Гагарин стартовал, первая и вторая ступени отработали чуть дольше и он взлетел на 100 километров выше, чем положено.

Изначально Королев вместе с Келдышем, отвечавшим за математику и баллистику, рассчитали, что если тормозные двигатели не сработают в плановом порядке, то космический аппарат будет притянут Землей максимум через неделю. А семь дней человек всяко выдержит и останется жив. У Гагарина был на этот случай запас воды и еды. Когда же он взлетел выше, то стало ясно: приземление может отодвинуться на 45–47 суток. Это уже смертельно.

Фото: ski-omer.ru

И тут выполнили свою задачу корабли. С их помощью определили, что тормозная двигательная установка включилась, параметры физического состояния космонавта нормальные, он жив. Рассчитали тормозной импульс и поняли, что аппарат идет на приземление

Это было важно, потому что возникла еще одна проблема – от спускаемого аппарата никак не мог отсоединиться приборный отсек. В ЦУПе царила крайняя степень напряжения

Предвкушение выполненной задачи появилось только тогда, когда установили, в каком квадрате искать космонавта. И то, что Гагарин приземлился не в Джезказганской, а в Саратовской области, уже воспринималось как победа.

Двигатели

Общая мощность моторов судна составляла впечатляющие 19 000 л. с. Вместо аккумуляторов и генераторов корабль получил несколько полноценных электростанций. Они отличались высокой производительностью.

Первая имела четыре дизельных генератора, выдающих суммарно 6 000 кВт. Эта электростанция отвечала за работу всего специализированного оборудования и лабораторий. Мощности хватало на все с избытком.

Вторая электростанция работала исключительно на обеспечение судна, начиная от машинного отделения, заканчивая последней лампочкой в гальюне. Во время хода корабля запускались два двигателя общей мощностью на 1 500 кВт. В режиме стоянки хватало дополнительного дизель-генератора на 300 кВт.

На всякий случай предусмотрели и аварийную электростанцию, выдающую 400 кВт.

И снова поиск

Новый этап начался с ревизии подходящих судов. Выбрали четыре, которые были названы именами погибших космонавтов – Виктора Пацаева, Георгия Добровольского, Владислава Волкова, а также рано ушедшего Павла Беляева. В свое время эти корабли строились как лесовозы ледового класса для Северного морского пути. Мощные, с хорошими мореходными качествами и большим запасом хода, они уже были обеспечены современными средствами связи. К тому же белоснежные, гармоничные, эти корабли выглядели как произведения искусства. Эстетика была в каждом элементе.

За воплощением в жизнь концепции этих судов следил второй космонавт СССР Герман Степанович Титов. Он ставил свою подпись на акте приема и ввода в строй уникальных плавучих средств. Корабли несли вахту с 1977–1979 годов.

«Суда были артефактами специального судостроения, – рассказывает Виктор Митропов. – В чем их особенность? На первых кораблях на палубе антенн не было. Их выносили за полчаса или за 15 минут до связи, быстро прикручивали, а после отработки программы убирали так же активно. На новых судах антенны уже открыто смонтировали. Но прежде нужно было решить сложнейшую проблему. Наземные измерительные пункты были разбросаны по всей стране. Передающую радиостанцию вообще относили на 40 километров от приемной, чтобы своими лучами она не забивала сигнал. А здесь куда отнесешь? «Академик Сергей Королев», на котором я ходил, 125 метров в длину – и все. На палубе больше 150 антенн. Какая же гениальная инженерная мысль должна была созреть в головах наших ученых, чтобы рассчитать электромагнитную совместимость. В 60–70-е годы наши ученые и конструкторы сделали не один, а сотни шагов вперед. Участвовали в этом люди всех национальностей СССР. И в этом была сила».

Такие привлекательные взору радиопрозрачные шары и антенны на «Космонавте Владимире Комарове», например, создавали парусность. А если парусность, то реальна опасность оверкиля. Нужно было решить эту проблему. Когда из сухогруза «Геническ» делали «Космонавта Юрия Гагарина», просто наварили дополнительный борт. Туда засыпали песок. Судно осело на два метра и уже могло безопасно ходить по волнам.

Но был случай, когда антенны спасли команде жизнь.

Корабль «Юрий Алексеевич Гагарин», на котором также ходил Виктор Митропов в 1979–1981 годах сперва начальником станции траекторных измерений, а затем сменным начальником управления полетом, являлся флагманом флотилии.

«Мы располагались в Атлантике в районе Канады. Это место знакомо всем морякам, потому что здесь зарождаются ураганы и тайфуны. Несмотря на риски, было преимущество: наши корабли могли видеть с этой точки до 10–12 витков космических аппаратов, проходивших мимо территории Советского Союза.

Вахту несли в середине треугольника тайфунов. Но так как в океане судно не может стоять на якоре, корабль в активном дрейфе описывал восьмерку. Ночью при очередном повороте отвечавший за управление судном упустил так называемый девятый вал. Их обычно двенадцать, но девятая волна самая большая. И когда эта громадина ударила в носовую часть (а там стоит танковая броневая сталь в два с половиной сантиметра), стальной лист прогнулся на полтора метра. Такая сила. В этот момент судно дало угол оверкиля. И здесь антенны сработали как парус, и нас вернуло обратно. Если бы мы перевернулись, то нам оставалось жить всего около 20–30 минут, так как температура за бортом была около семи градусов. Полчаса – и тело каменеет. Помощи ждать было неоткуда. Так что спасибо антеннам говорила вся команда».

Детство и юность

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино в Западной области СССР (сейчас Смоленская область) в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четырех детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

В шесть лет Юра пошел в школу, но успел окончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий Алексеевич предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что немецкие солдаты выгнали семью Гагариных из дома и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где Юрий продолжил учебу. Он был очень способным и любознательным юношей, занимался разными видами деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того как Гагарин окончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.

Юноша жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же он увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды. В 1951 году Гагарин переехал в Саратов, где начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло его первое знакомство с небом.

В 1954 году Юрий Алексеевич попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Константина Эдуардовича Циолковского, молодой человек просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, но продолжил посещать аэроклуб и успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.

Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове (ныне Оренбург). Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший ему человеку жизни.

Юрий Алексеевич, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего молодой человек пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух — отношения к подопечным он не поменял.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.

Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на невысокий рост парня (165 см, а по некоторым данным, и вовсе 157) и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения

Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий