Ка-50 «Чёрная акула» (Россия)

Технические характеристики

Технические данные

Ка-50 BlackSharkКа-52 АллигаторКа-50-2 Эрдоган
Диаметр ротора14,50  м
Поверхность диска каждого ротора165,13  м 2
Общая длина (вращающиеся роторы)16.00  м
Длина фюзеляжа15  м
Длина фюзеляжа без учета носовых датчиков14,20  м
Охватывать7,34  м
Ширина каждого плавника3,16  м
Общая высота4,93  м
Пустая масса7800  кг
Нормальная масса9800  кг10400  кг9800  кг
Максимальный взлетный вес10,800  кг12 500  кг11,300  кг

Выступления

Ка-50 BlackSharkКа-52 АллигаторКа-50-2 Эрдоган
Двигателидва Климова ТВ3-117ВМАдва Климова ТВ3-117ВМА-02
Мощность2 х 2190  л.2 х?
Крейсерская скорость 275  км / ч
Максимальная скорость 310  км / ч 300  км / ч
Максимальная скорость пикирования 350  км / ч
Скорость подъема (на 2500  м ) 10  м / с
Максимальный коэффициент загрузки+3  г
Практический потолок5 500  м
Максимальный потолок при зависании4200  м
Автономность на внутренних баках450  км
Автономность с дополнительными баками1,200  км

Вооружение

Вооружение Камов Ка-50.

  • Канон  :

    • Ка-50 и Ка-52: Пушка 2А42 30  мм однотрубная с правой стороны прибора. Оружие является производным от орудия боевой машины пехоты БМП-2 . Его перемещение с гидравлическим управлением ограничено от -37 ° до + 3,5 ° по углу места и от -2,5 ° до + 9 ° по азимуту; эта слабость компенсируется маневренностью Ка-50 и автоматической системой управления самолетом по рысканию (навигации) для компенсации отклонений. Пилот может выбрать тип снаряда (орудие снабжается двумя ящиками боеприпасов, расположенными в центре фюзеляжа: один в передней части содержит 240 бронебойных снарядов, а второй за 230 кассетно-фугасными снарядами) и скорострельность. огонь (низкая скорость 350.  раундов / мин и с высокой скоростью в 550 – 600  выстрелов / минуту , в пакетах из 10 или 20 оболочек). Снаряды имеют начальную скорость 980  м / с и дальность полета 4000 метров.
    • Ка-50-2 Эрдоган: башня GIAT 621 (см. Описание модификации)
  • Внешнее вооружение  : две точки подъема типа BD3-UV под каждым стабилизатором, наклоняемые вниз на 10 ° для облегчения огня с земли и позволяющие нести максимальную общую нагрузку примерно 2300  кг . На каждой точке самовывоза могут быть закреплены:

    • Противотанковые ракеты: УПП 800 с наклоном на 10 ° вниз, содержащий кластер из шести ракет 9А4172 « Вихрь» (АТ-16), но только один комплекс может быть установлен крылом вечером, всего 12 ракет. Ракета 9А4172 представляет собой сверхзвуковую с лазерным наведением двойную емкость – танковую и зенитную. Могут использоваться разные типы детонаторов (пилот выбирает правильный в полете);
    • Четыре B8V20A ракетные корзины двадцати S-8 ракет 80  мм каждый, или четыре В-13L корзины из пяти S-13 ракет по 122  мм каждый. Текущая конфигурация Ка-50 и Ка-52 – двенадцать ракет « Вихрь » на внешних точках и две корзины Б8В20А на внутренних точках;
    • Ракеты класса “воздух-земля” (с возможностью поражения на безопасном расстоянии): Х-25 (AS-10 Karen или AS-12 Kegler ) и Х-29 (AS-14 Kedge );
    • Гондолы УПК-23-250, содержащие 23-  мм пушку с боекомплектом 250 снарядов;
    • Ракета зенитно – артиллерийской самообороны « Игла-В» (SA-16 Gimlet ) может быть прикреплена под каждым пунктом оплаты; Р-73 (AA-11 Archer ) также может быть транспортировано;
    • 500- килограммовые бомбы ФАБ-500  или кассетные бомбы;
    •  Под каждую точку полезной нагрузки можно закрепить бак с топливом на 500 литров.

Конструкция Ка-50

Вертолет оснащен двухдвигательной силовой установкой, которая передает мощность на соосный главный винт. На вертолете установлены прямые удлиненные крылья с качественным оперением во всех плоскостях.

При изготовлении корпуса машины было применено большое количество полимерных материалов и сплавов алюминия, что привело опять же к снижению веса вертолета. 30% всей массы вертолета изготовлены из композиционных материалов. Это все привело к упрощению изготовления деталей и снижению их стоимости, а самое главное то, что они имеют значительно больший срок службы.

Фюзеляж разделен на три отсека: передний, задний и хвостовой. Усиление конструкции производится с помощью лонжеронов. В носовой части вертолета расположена кабина пилота, которая полностью герметична и оснащена усиленной броней. Она защищает пилота от бронебойных пуль противника. Общая масса брони машины составляет порядка 350 килограммов. Половина остекления кабины пилота изготовлена из прозрачной брони.

В средней части вертолета расположены ящики с боеприпасами для пушек и топливные баки машины. Тут же помещена электронно-вычислительная аппаратура для управления всеми системами вертолета. В этом отсеке находится крепление для двигателей и редукторов, а также элементы рулевой системы. В хвостовой части машины расположены блоки, в которых установлено радиооборудование.

Шасси вертолета состоит из трех стоек, которые убираются во время полета. Передняя опора оснащена парой колес, с помощью которых можно производить эффективное руление на земле. На шасси установлена демпферная система колебаний, которая может безопасно ломаться при перегрузках машины. В аварийной ситуации или при неоткрытии шасси вертолет можно посадить на брюхо, при этом крылья предохраняют от опрокидывания машины.

Эффективный полет машины обеспечивают два газотурбинных двигателя, каждый из которых выдает по 2,2 тысячи лошадиных сил. Двигатели силовой установки расположены по бокам корпуса в гондолах. Преимуществом двигателей является то, что они оснащены автоматическими масляными системами, которые обеспечивают смазку всех узлов и агрегатов. Масляная система предотвращает перегрев и износ движущихся деталей моторов. Силовая установка имеет высокую степень безопасности, поскольку она может продолжать работать при полной потере масла еще в течение тридцати минут. На двигателях установлены центробежные системы отбора пыли. Для снижения видимости в инфракрасном свете аппарат оборудован экранно-выхлопными системами.

Несущая система Ка-50 представлена двумя соосными винтами, которые имеют по три лопасти. Они крепятся к валу с помощью втулок и дополнительных торсионов. Главным винтом управляет автоматическая система перекоса. Нужно отметить тот факт, что верхний несущий винт вращается по часовой стрелке, а нижний − против стрелки часов. Лопасти винтов могут выдерживать попадание снарядов до 20 мм и при этом сохранять работоспособность.

Металлическая «Курица»: Ка-15

Если первые винтокрылые аппараты Камова были больше похожи на летающие мотоциклы, то палубный Ка-15 уже напоминал современный вертолет − с закрытой двухместной кабиной и шасси вместо поплавков, которые были у предыдущих моделей. С 1956 года Ка-15 серийно выпускался на Улан-Удэнском авиазаводе.

Этот миниатюрный вертолет предполагалось использовать для борьбы с подводными лодками, в качестве разведывательной и связной машины. Вертолет был выполнен по соосной схеме, управлялся одним пилотом и мог взять на борт еще одного человека.

По классификации НАТО вертолет получил обидное, но во многом отражающее реальность название «Курица». Пилоты, работавшие на Ка-15, отмечали его недостаточную надежность и безопасность, с ним часто случались аварии. Кроме того, его размеров и мощности оказалось мало для военных нужд: в противолодочных операциях приходилось задействовать несколько машин одновременно. Тем не менее до начала 1970-х годов, когда появились более продвинутые модели, Ка-15 использовался в учебных целях, в сельском хозяйстве и в промысловом рыболовстве.

Видеоигры

  • В видеоигре Heatseeker в миссии 1-3 повстанцы атакуют Ка-52, чтобы пройти мимо звезд.
  • Eagle Dynamics выпустила и регулярно обновляет очень подробный симулятор Ка-50 (Черная акула и Черная акула 2).
  • В симуляторе Enemy Engaged Ка-52 сражался с американскими команчами.
  • Этот вертолет присутствует в играх Wargame: AirLand Battle, а также в его продолжении Wargame: Red Dragon в рамках фракции СССР.
  • Управлять этим вертолетом в составе российских войск можно в игре ARMA II . На Ка-52 тоже можно играть.
  • В Battlefield: Bad Company Легионеру принадлежит Ка-52.
  • В игре DCS (цифровой боевой симулятор) доступна черная акула Ка-50.
  • В игре Air Missions: HIND можно играть на Камов Ка-50.
  • В игре War Thunder можно играть за Ка-50 и Ка-52.

История появления вертолёта Ка 50

Ми-24

В конце семидесятых годов Ми-24 стал недостаточно эффективен для ведения боевых действий, а начало испытаний американцами Ан-64 «Апач» подтолкнуло руководство к созданию нового ударного вертолёта.

Главный конструктор С. Михеев и ОКБ Камова выбрали особый путь создания концепции новой машины. Впервые применены соосные несущие винты укороченного диаметра, что позволило увеличить тяговооруженность и скороподъёмность и при отсутствии хвостового винта, направить мощность на основные. В этом случае стала не нужна трансмиссия для передачи вращения на хвостовой винт и уменьшился вес вертолёта, и как следствие повысилась живучесть машины.

Достижения ВПК в сфере прицельно-навигационных комплексов дали возможность сократить экипаж до одного человека и снизить вес вертолёта за счёт необходимой брони, защищающей лишь одного пилота. Впервые за  практику вертолётостроения для спасения лётчика машину оснастили катапультным креслом.

В июне 1982 года лётчиком-испытателем Бездетновым выполнено пробное висение на опытном образце под номером 010. Этот вертолёт не был полностью укомплектован и предназначался только для проверки лётных качеств. Уже второй экземпляр 011 располагал силовой установкой и полагающимися системами для продолжения испытаний.

В 1984 году ОКБ Камова показало результаты выше по сравнению с ОКБ Миля, и тогдашний министр авиапрома подписал приказ о выпуске в серию В-80. В апреле 1985 года лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин, испытывая вертолёт на предельных режимах в результате перехлёста лопастей, погиб, спасая машину.

Чтобы исключить подобные происшествия, расстояние между несущими винтами решили увеличить и поставили автоматику, создающую усилия на ручке управления при опасном сближении лопастей.

В сентябре 1985 после окончательного этапа сравнительных испытаний, В-80 комиссией МО утверждён для серийного производства. До 1995 года шли государственные, а затем и войсковые испытания и после них, 28 августа 1995 года президент РФ подписал указ о взятии ударного вертолёта, получившего название Ка-50 на вооружение российской армии. Но в это время государство испытывало значительные финансовые трудности и было выпущено только 10 машин.

Ка 50

Многоцелевой характер: Ка-62

Ка-62 – перспективный многоцелевой вертолет, первый для ОКБ Камова выполненный не по соосной, а по традиционной схеме. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.

Рулевой винт Ка-62 выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Грузоподъемность вертолета составляет до 2,2 т в кабине и 2,5 т на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с. Ка-62 может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины. Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. 

Описание ударного вертолёта Ка 50

Соосная схема несущих винтов без хвостового винта привела к уменьшению их диаметра и общих размеров машины. У Ка-50 фюзеляж, горизонтальное оперение и руль поворота выполнены как у самолёта, крыло для вертолёта необычно большое и работает для разгрузки несущих винтов.

Лопасти несущих винтов прямоугольные состоят из пяти лонжеронов, что важно, при повреждении одного из них, лопасть продолжает работать. Шасси трёхопорное, носовая стойка упирается в нишу фюзеляжа, а основные прижимаются к бокам корпуса. Бронь из комбинированных материалов защищает кабину лётчика и агрегаты машины

Не страшны попадания 23-мм снаряда, а бронированное остекление кабины выдерживает поражение пулей

Бронь из комбинированных материалов защищает кабину лётчика и агрегаты машины. Не страшны попадания 23-мм снаряда, а бронированное остекление кабины выдерживает поражение пулей.

Ка 50

Размещённое внутри катапультное кресло с ракетной системой тянущего типа разрешает покидать вертолёт с нулевой высоты и на любой скорости. Лопасти несущих винтов и фонарь кабины при катапультировании отстреливаются.

Жизненно важные узлы и оборудование машины защищены бронёй, вес которой составляет 350 кг. В отсеке за кабиной лётчика конструкторы разместили агрегаты топливной, гидравлической системы и главный редуктор. На корпусе вертолёта сзади стоит руль поворота и горизонтальный стабилизатор с боковыми килями.

Снизу на плоскости крыла размещены пилоны для вооружения или подвесных баков, в конце крыла установлены пусковые устройства отстрела ложных тепловых целей.

Два газотурбинных двигателя ТВ3-117ВМА разнесены по обоим сторонам корпуса и размещены в мотогондолах с устройствами защиты от пыли.Установлены устройства экранирования выхлопа снижают видимость машины в инфракрасном спектре.

Для запуска двигателей предусмотрена вспомогательная силовая установка АИ-9. При отказе одного из двигателей, система регулирования автоматически повышает мощность исправной силовой установки.

Боевая живучесть вертолёта достигается за счёт дублирования и защиты жизненно важных узлов и агрегатов. Два топливных фюзеляжных бака, снизу и частично сбоку, установлена система пожаротушения, сами баки для безопасности заполнены ячеистым пенополиуретаном.

Телевизионное и инфракрасное оборудование поиска, установленное на вертолёте разрешает определить цель днём на удалении 20 км, а ночью – на расстоянии 13 км. На машине установлен бортовой компьютер для автоматизации полёта и уменьшения нагрузки на пилота. Информация о полёте выводится на ЖК-экраны, размещённые на приборной панели.

В результате усилий конструкторов, Ка-50 чуть ли не единственный вертолёт в мире, выполняющий мёртвую петлю, боевую воронку и способный лететь со скоростью 100 км/час назад и вбок.

Лётные характеристики Ка 50 «Чёрной акулы»

  • Диаметр лопастей несущей системы – 14,5 м.
  • Вес не заправленной машины – 7700 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 10800 кг.
  • Вес топлива в баках – 1487 кг.
  • Вес полезной нагрузки – 2800 кг.
  • Наибольшая скорость – 310 км/час.
  • Скорость крейсерского режима – 265 км/час.
  • Максимальная скорость пологого пикирования – не более 390 км/час.
  • Максимальная дальность полёта с подвесными баками – 1160 км, без подвесных баков – 520 км.
  • Допустимая перегрузка – 3G.
  • Угол по крену – не более 700, по тангажу – не более 600.

Вооружение вертолёта Ка 50

  • 4 точки подвески, вес – 2 тыс. кг.
  • Встроенная 30-мм пушка 2А4А.
  • Две подвесные 23-мм пушки УПК-23-250.
  • НУРС С-24.
  • НАР С-8 – 80 шт.
  • НАР С-13 – 10 шт.
  • УРС Х 25 МЛ.
  • ПТУР «Вихрь» — 10 шт.
  • УРС Р-73.
  • Игла-В – 4 шт.
  • Бомбы КМГУ-2.
  • ФАБ-500.
  • РБК-500.
  • 3Б-500.

Аварии с Ка-50

Вместе с тем, что «Черная акула» демонстрировала превосходство над другими моделями винтокрылых машин и была оснащена передовой электронной начинкой, с ней тоже случались неприятности. За все время разработок и освоения вертолета произошли две трагедии.

Дело в том, что соосной схеме присущи недостатки. У трансмиссии повышена масса, но не это главное. Сложность в том, что сохраняется угроза перехлеста лопастей при вертикальных маневрах, а без таковых использовать боевую машину невозможно.

Впервые катастрофа случилась еще в период испытаний — в 1985 году. Тогда аппарат попал в кольцевой вихрь — явление, которое иначе называют вертолетным штопором. При нем аппарат резко снижается, тем временем винты утрачивают эффективность в потоке турбулентности. В тот день, 3 апреля, при испытательном полете погиб летчик Евгений Ларюшин.

Трагедия побудила разработчиков увеличить расстояние между винтами, чтобы свести к минимуму шансы перехлеста. Однако в 1998 году авария повторилась. 17 июня проходили полеты в Торжке. И снова произошло соударение винтов. Это случилось из-за того, что летчик увел машину в слишком резкое пике. В итоге в управлении произошел сбой. Пилот, введенный техникой в заблуждение, попытался не реагировать на отклонение, но резкий маневр заставил лопасти схлестнуться. Опытный пилот, генерал-майор, даже не успел катапультироваться и погиб. Его звали Борисом Воробьевым.

Оба катастрофических случая, как утверждают эксперты, произошли по вине летчиков. Они превысили ограничения по эксплуатации машины. Впрочем, тут же нашлись противники Ка-50, которые набросились на ненавистную им технологию соосности. При этом они умалчивали, что ничуть не реже соударение случается и у аппаратов с классической компоновкой.

Перспективы

Ка-50 – уникальный вертолетный комплекс, создатели которого наградили машину большими возможностями. 15 различных модификаций, на основе первой модели, нашли применение в эскадрильях России.

Ка-52, модификация, кабина которой рассчитана на двух пилотов. Конструкторы не отказались от соосной конструкции несущих винтов. Функции пилотов строго распределены: на одного пилота возложено пилотирование комплекса, второй пилот держит под контролем системы вооружения и текущую обстановку боя.

Многие страны имеют совершенные технологии в производстве автомобилей, самолетов, но вертолеты – это приоритет нескольких стран. На примере «Черной акулы» можно быть уверенным в настоящих и будущих успехах российского вертолетостроения.

Вооружение Ка-50

На борту вертолета установлен мощный комплекс вооружений, который способен поразить современный бронированный танк на расстоянии более 8 км.

  • Пушка. Конструкторы КБ Камова оснастили новую машину несъемной одноствольной автоматической пушкой, которая использовалась на сухопутных боевых машинах разработки Тульского машиностроительного предприятия. Калибр пушки 30 мм, питание ленточное. Орудие оснащено выстрелами двух видов: бронебойно-трассирующими и осколочно-трассирующими. Пушка, показавшая отличную работу в условиях сильной запыленности, оказалась подходящей для вертолета, разработка которого предполагала его действия на малых высотах. Однако вес пушки значительно увеличивал вес вертолета, нужно было найти подходящее для нее место. В итоге пушка была установлена в наиболее прочном и жестком месте фюзеляжа, снизу, в центре масс. Пушка поражает цели на расстоянии в 4000 метров, исключая приближение в опасную зону действия ПВО вражеских сил. Внутренние пилоны крыльев могут вместить специальный контейнер со встроенной двуствольной пушкой ГШ-23.
  • Управляемые ракеты. Основным вооружением вертолета стали управляемые ракеты, взятые с сухопутных систем вооружения. Ракет «Вихрь» продукта Тульского КБ Приборостроения, размещаются на специально изготовленные подвижные конструкции, два комплекта по 6 штук. Ракеты предназначались для поражения целей по направлению лазерного луча, без корректировки высоты полета с дистанции 8 км. Ракеты рассчитаны на бронированные и сильно укрепленные объекты. Предусмотрено дополнительное оснащение вертолета подвеской тактической ракеты Х-25МЛ с лазерным наведением.
  • Неуправляемые ракеты и бомбы. На борту летающей «Акулы» имеются ракеты неуправляемые, четыре блока по двадцать ракет С-8 калибром 80 мм и два блока ракет С-5 с калибром 122 мм. На борту могут находиться так же авиабомбы фугасные, бомбовые рассеивающие кассеты, зажигательные баки.

Тактико-технические характеристики Ка-50

Взлетный вес9,8 тонны нормальный, 10,8 тонны максимальный
Запас горючего1 870 литров во внутрифюзеляжных баках, по 550 литров в каждом из подвесных
Высота вертолета4,9 м
Размах крыла7,34 м
Длина вертолета15,6 м (при вращении винтов)
Диаметр несущего винта14,45 м
Крейсерская скорость255 км/ч
Максимальная скорость310 км/ч
Дальность полета450 км (с четырьмя подвесными баками до 1100 км)
Динамический потолок5500 м
Статический потолок4000 м

Во время тестовых полетов вертолет Ка 50 «Черная акула» разгонялся до 350 километров в час, а на пологом снижении он может развивать еще более высокую скорость – до 390 км/ч. Вертолет способен маневрировать с перегрузками до 3,5 G.

Истребитель субмарин: Ка-27

В 1981 году на смену Ка-25 в Военно-морской флот приходит вертолет Ка-27 (в экспортной вариации – Ка-28), выпущенный уже после смерти Н.И. Камова. Эта машина в современных модификациях выпускается до сих пор и является единственным в России противолодочным вертолетом.

По своим боевым характеристикам он значительно превосходил предыдущие модели ОКБ Камова. Ка-27 оснащался современным интегральным комплексом бортового оборудования, новейшими самонаводящимися торпедами с ядерными боеголовками и глубинными бомбами. Выпускаемый сегодня противолодочный Ка-27ПЛ может обнаруживать субмарины противника днем и ночью в сложных метеоусловиях на глубине до 500 м и способен удаляться от базы на 200 км. Поисково-спасательная модификация Ка-27ПС может проводить работы в сложных условиях при волнении моря до 5 баллов. Вертолет оснащен лебедкой грузоподъемностью 300 кг. Он способен осуществлять автоматизированный полет в заданную точку.

Образ «Черной акулы» в культуре страны

Как уже говорилось, вертолет прозвали «Черной акулой» благодаря ленте 1993 года, которая так и называлась. В художественном фильме снимался вертолет Ка-50. Кстати, внешне его корпус действительно напоминает очертания акулы.

Главный герой фильма — реальная боевая машина, впоследствии участвовавшая в чеченских боях. А в картине действие происходит в Афганистане, где, к слову, этот аппарат в реальности ни разу не применялся.

Кинолента стала популярной во многом благодаря тому, что впервые в ней показали новейшую боевую технику. Раньше в СССР она была засекреченной. Что касается людей, центральную роль сыграл настоящий профессиональный военный — это был Валерий Востротин, Герой Советского Союза. Вскоре после выхода кино Ка-50 оказался популярнейшим в России вертолетом.

В приморском Арсеньеве сегодня красуется своеобразный памятник легендарному вертолету. На постаменте стоит планер машины — корпус, структурная часть без оборудования, силовой установки и, конечно, оружия. В свое время Ка-50 прославил Арсеньев — место, где он производился свыше 15 лет. А установлен он там к 80-летию предприятия.

В январе 2009 года производство летательного аппарата Ка-50 остановили. В числе причин такого решения была критика одноместного пилотирования. Появился Ка-52, рассчитанный на двух пилотов. Дело в том, что даже напичканный вспомогательными системами Ка-50 все равно вызывал трудности у летчика — сложно в одиночку выполнять сразу задачи по пилотированию и работе с вооружением. Решили разделить обязанности, расширив экипаж до пары человек.

За все время построили только 15 машин. А сегодня в стране сохранилось 12. По прямому боевому назначению ни одна из них не используется. Да и для полетов пригодно только 6 единиц. Но их применяют в качестве учебных вертолетов, остальные стоят как музейные экспонаты.

«Черная акула» появилась раньше времени, поэтому и завершила свою историю, толком не успев себя проявить. На рубеже 1980–1990-х годов в стране банально не хватало технологических возможностей для создания полноценного виртуального помощника пилоту. В любом случае Ка-50 уже навсегда вошел в историю не только российского, но и мирового вертолетостроения. Он стал революционным аппаратом, на котором реализовали ряд инноваций, давших толчок к дальнейшему рождению конструкторских идей.

Делайте выводы…

…И маленькая ремарка. В отличие от американского вертолёта AH-64, поступившего на вооружение через 9 лет после первого полёта, начатый разрабатываться ещё в СССР Ка-50 поступил на вооружение Российской армии только через 13 лет после первого полёта, а Ми-28 аж через 31 год… Эксперты также отмечают, что принятые на вооружение Ка-52 и Ми-28 и получившие в войсках как положительные, так и отрицательные отзывы, в целом, выигрывают по бронированию и манёвренности в сравнении с AH-64 «Апач», однако уступают ему по БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) и вооружению. Сравнимое с установленным на AH-64D/E, БРЭО появилось уже на модернизированном Ми-28НМ, как и на Ка-52М с усовершенствованными обзорно-прицельными системами и ракетами увеличенной дальности.

Но вернёмся к специальной военной операции на Украине. Надо отметить, что в целом российские ударные вертолёты подтверждают заложенные в них характеристики. Однако опыт боевого применения позволяет наметить ряд направлений для совершенствования боевых машин и тактики их применения. В частности, отмечаются случаи поражения Ка-52 с помощью зенитных ракет, зафиксирован случай попадания в «Аллигатор» из противотанкового комплекса.

flickr.com/25252844@N07
Атаковать самому и уйти от атаки противника – главная задача вертолётчика.

Именно боевой опыт, даже негативный, должен быть положен в основу совершенствования боевой тактики армейской авиации и совершенствования самой авиационной техники. При этом надо понимать, что на Украине задействована далеко не вся линейка средств противовоздушной обороны стран НАТО, поэтому необходимы решительные шаги на опережение – чтобы было чем неприятно удивить противника.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий