Эскадренный миноносец ‘Настойчивый’ – флагман Балтийского флота

Эсминец в цифрах

Всего на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге было построено 21 судно класса «Современный», из которых 4 проходят службу в составе флота КНР. Эсминец «Настойчивый», в 1991 году спущенный на воду, до сих пор в строю и является флагманским кораблем Балтийского флота. Его основные характеристики приведены в следующей таблице:

Водоизмещение, тонн6600 — стандартное; 8000 — полное
Длина наибольшая, метров156,5
Ширина наибольшая, метров17,2
Осадка, метров8,2
Скорость максимальная, узлов33,4
Дальность плавания, морских миль1345 на 33 узлах и 3920 на 18 узлах
Автономность плавания, суток30
Экипаж, чел296 — мирное время; 358 — военное время
Силовая установка2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674
Общая мощность, л. с.100 000

Корабль оснащен достаточно архаичной котлотурбинной установкой, выдающей совокупно 100 000 лошадиных сил мощности, и отчаянно дымящей при запуске и изменении режима работы. В городе Балтийске, месте его дислокации, даже появились своеобразные шутки: «Настю» видно за горизонтом» или «весь город знает, когда «Настя» запускается». То есть дыма от него хватает. Тем не менее именно наличие такого мощного корабля позволяет называть флот – флотом, а не флотилией. Его вооружение позволяет оказывать поддержку наземным силам артиллерийским огнем из двух установок АК-130МР-184, выпускающих снаряды калибром 130 мм с темпом 90 выстрелов в минуту на расстояние до 23 км.

Кроме этого, имеются две многоцелевые скорострельные артиллерийские установки АК-630, калибром 30 мм и скорострельностью 5 000 выстрелов в минуту, способные также защищать судно от нападения с воздуха. Для борьбы с надводными кораблями эсминец оснащен ракетами «Москит-М», по четыре пусковые установки с каждого борта, а для противовоздушной обороны в составе вооружения имеется система «Ураган-Торнадо» с боезапасом в 48 ракет.

Несколько хуже обстоит дело с борьбой с подводными лодками противника. Несмотря на имеющийся противолодочный бомбомет РБУ-1000, установленный как на корме, так и на носу судна, а также две торпедные установки, эсминец «Настойчивый» проекта 956 способен защитить только себя от торпедных атак и уничтожить подводную лодку лишь на близких дистанциях и на небольшой глубине. Изначально предполагалось, что эти эскадренные миноносцы будут действовать совместно с противолодочными кораблями проекта 1155 «Удалой», взаимно дополняя возможности друг друга. Завершает список вооружения на борту вертолет Ка-27.

Особенности СКР

Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.

Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.

Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.

Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.

СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.

Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.

Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.

Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.

Вооружение

Особенно впечатляет вооружение эсминца: два «Урагана» (зенитные ракетные установки), которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые «выплёвывают» шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)… Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.

Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок «Москит» (сто семьдесят километров — дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец «Беспокойный» выиграет, включая даже боевые корабли американцев — новейшие, четвёртого поколения.

«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта

Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.

Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.

Справка «Известий»

«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.

В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.

Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.

Ушаков улыбается: присвоение кораблям имен героев повысит боеготовность флота

Новые обозначения получат так называемые безымянные плавсредства

«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.

Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».

— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.

— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.

В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».

Воздушный щит

В российском балтийском анклаве создана многоэшелонная система противовоздушной обороны. Ее основу составляет 44-я дивизия ПВО. Один из ее полков имеет на вооружении системы С-400, другой — мобильный комплекс С-300В4. Войсковая ПВО представлена 22-м полком с комплексом ТОР-М2. По данным из открытых источников, в Калининградской области в настоящее время находится также порядка восьми дивизионов ПВО С-400 и С-300, а также два дивизиона С-300В4. Такая насыщенность может быть сравнима только с зонами ПВО Москвы и Санкт-Петербурга. Не стоит забывать и про корабельные системы ПВО «Редут», размещенные на корветах.

А5

Военнослужащие подразделений противовоздушной обороны (ПВО) Балтийского флота во время тренировки по приведению в боевую готовность расчетов зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф»

Фото: ТАСС/Виталий Невар

Благодаря массовому поступлению новой авиатехники в состав ВКС появилась возможность восстановить морскую авиацию. Если ранее в составе флота было по одной эскадрилье истребителей и морских штурмовиков (так в МА называются самолеты типов Су-30СМ и Су-24), то теперь авиация БФ представлена 132-й авиадивизией в составе трех полков — истребительного, штурмового и вертолетного. В дальнейшем ожидается поступление в состав морских воздушных сил новых самолетов и вертолетов типов Ка-52 и Ми-28. Из-за активности стран-партнеров у летчиков-балтийцев нет недостатка в летной практике.

В Калининградской области развернуто большое количество радиоэлектронных систем. В 2019 году основу мощи радиоэлектронной борьбы составил комплекс «Мурманск-БН», способный отключить КВ-радиосвязь на всей территории Европы.

Благодаря своему географическому положению область стала удобной зоной для размещения радара противоракетной обороны «Воронеж-ДМ». Недавно сообщалось, что на территории региона будет развернута вторая загоризонтная радиолокационная станция «Контейнер». Она будет способна обнаруживать взлет самолетов и пуски ракет с территории Англии и акватории Северного моря.

А6

Военнослужащие во время боевого дежурства на радиолокационной станции «Воронеж-ДМ» в Калининградской области

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Страна тратит огромные деньги на свою оборону и вправе требовать от тех, кому это вооружение доверено, адекватного его освоения и использования. Летом 2016 года было снято всё командование Балтийского флота — за серьезные упущения в боевой подготовке и искажение реального состояния дел. Такое событие серьезно встряхнуло флотских начальников и активизировало уровень боевой подготовки. Результатом этого стали и дальние походы боевых кораблей, и нынешняя критика деятельности Балтийского флота со стороны британских властей.

Примечания

  1. 123456789101112Павлов А. С. «Эсминцы 1 ранга». — Якутск: «Сахаполиграфиздат», 2000. — С. 36.
  2. 12Автор-составитель — Михаил Лукин . [www.kommersant.ru/doc/856203?isSearch=True «Весь российский флот». Балтийский флот.] Газета «Коммерсантъ-Власть» (№ 7 от 25 февраля 2008 года, стр. 84) // kommersant.ru
  3. 123456 [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Флагман — эскадренный миноносец проекта 956 «Настойчивый».] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  4. [ria.ru/politics/20110731/409825900.html Медведев посетил флагман Балтфлота эскадренный миноносец «Настойчивый».] «РИА-Новости» // ria.ru (31 июля 2011 года)
  5. [function.mil.ru/news_page/country/ Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 20 лет : Министерство обороны Российской Федерации]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FeIAnfJW Архивировано из первоисточника 5 апреля 2013].
  6. [flot.com/2016/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%8221/ Отставки на Балтийском флоте не коснулись экипажа флагмана]
  7. [www.nvmu.ru/archiv/1/n_19/10416.htm ЛНВМУ. Архивные дела нахимовцев. Капитан 1 ранга Пинчук Сергей Михайлович.] Ленинградское нахимовское военно-морское училище // nvmu.ru
  8. Светлана Белоцкая . [old.redstar.ru/2010/02/17_02/2_02.html Флагманский характер. Честь нести флаг командующего выпала эскадренному миноносцу «Настойчивый».] Газета «Красная звезда» // redstar.ru (17 февраля 2010 года)
  9. [structure.mil.ru/structure/forces/type/navy/baltic/flagship/leader.htm Структура Министерства обороны России. Объединения Балтийского флота ВМФ России. Набока Андрей Валериевич — командир эскадренного миноносца «Настойчивый», капитан 1 ранга.] Министерство обороны Российской Федерации // structure.mil.ru
  10. [flot.com/nowadays/structure/baltic/detail.php?ELEMENT_ID=163972 Флагману Балтийского флота эскадренному миноносцу «Настойчивый» — 21 год.] «Центральный военно-морской портал» // flot.com (31 марта 2014 года)
  11. Андрей Выползов, Калининград . [www.kommersant.ru/doc/472573 Контр-адмирала потопил сын, которого подозревают в убийстве. Неуставные отношения.] Газета «Коммерсантъ» (№ 81 от 7 мая 2004 года, стр. 4) // kommersant.ru
  12. Валерий Громак, Калининград . [www.newizv.ru/society/2004-05-26/6858-synki-admiralov.html Сынки адмиралов. «Золотая» молодёжь стала главной проблемой Балтийского флота.] Газета «Новые Известия» // newizv.ru (26 мая 2004 года)
  13. Илья Стулов, Калининград . [izvestia.ru/news/296249 Сына адмирала будут судить за убийство сослуживца.] Газета «Известия» // izvestia.ru (9 ноября 2004 года)
  14. 123 [www.interfax-religion.ru/?act=news&div=57938 На флагмане Балтийского флота открыт походный храм.] «Интерфакс—Религия» // interfax-religion.ru (20 февраля 2020 года)

Из Таллина в Кронштадт

После 1905 года власти империи предпринимали попытки восстановить утраченную мощь Балтийского флота. В 1911 году император Николай II утвердил Программу спешного усиления Балтийского флота, однако ресурсов и времени на осуществление грандиозной задачи не хватило.

В период Первой мировой войны Балтийское море не стало театром ожесточённых сражений. Балтфлот был сосредоточен в основном на выполнении минно-заградительных операций и поддержке сухопутных войск.

После Февральской революции моряки Балтийского флота выступили в авангарде  движения в поддержку Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В марте 1918 года большевики переподчинили БФ. Однако разброд в среде матросов и казни офицеров привели к падению боеспособности флота.

Также по теме


«Совершая геройский подвиг»: 100 лет назад начался Ледовый поход Балтийского флота

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими…

Кроме того, с распадом империи социалистическая республика утратила удобные гавани в Финляндии и Эстонии. С 19 февраля по 2 мая 1918 года верные большевикам силы провели операцию «Ледовый поход» по выводу кораблей из Гельсингфорса (Хельсинки) и Ревеля, чтобы спасти остатки царского флота от захвата немецкими войсками.

Перед Великой Отечественной войной в структуре Балтийского флота появились подразделения ПВО, морской авиации и морской пехоты. В 1941 году силы БФ понесли большие потери, как и вся Красная армия. В конце августа 1941 года балтийцы были вынуждены фактически повторить «Ледовый поход» и эвакуировать группировку из Таллина в Кронштадт.

В 1942—1943 годах подразделения БФ сосредоточились на обороне Ленинграда и преследовании немецких транспортных судов. В 1944 году корабли Балтийского флота участвовали в прорыве блокады города на Неве, а пехотинцы — в контрнаступлении на Карельском перешейке.

В послевоенные годы Балтийский флот превратился в главную силу региона. Корабли и подлодки БФ использовались для охраны рубежей, разведки, слежения за натовским флотом и демонстрации силы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах.

  • Корабли Балтийского флота в районе полуострова Ханко, Великая Отечественная война
  • РИА Новости

«Петр Великий»

Тяжелый атомный крейсер. Крупнейший в мире действующий военный корабль, а не авианосец. Его длина составляет 250 м, ширина — 25 м, высота — 59 м, а масса — более 23 тонн. Энергетическая установка — 2 ядерных реактора, есть 2 вспомогательных котла, 2 турбины и 4 электростанции, 4 паровых и газовых турбогенератора, 2 гребных вала. Он способен развивать скорость до 32 узлов. Автономный круиз может длиться до 60 дней, этот срок ограничен количеством запасов продовольствия, 3 года нельзя пополнять запасы топлива.

Корабль способен поражать крупные надводные цели и защищать военно-морские соединения от нападения с воздуха и подводных лодок. Он имеет неограниченный радиус действия и оснащен крылатыми ракетами с дальностью полета более 600 км.

Офицерский состав ВМФ

К офицерскому составу относятся младшие и старшие, и также офицеры высшего ранга. Более подробно офицерский состав делят по следующим критериям.

Младшие офицеры

  • младший лейтенант. Может быть командиром взвода. Получают отслужившие 2 года и присваивают тем, кто командует каким-либо участком; Ранг «младший лейтенант» в переводе с французского означает «Заместитель».
  • старший лейтенант. Присваивается первому помощнику капитана-корабля;
  • капитан-лейтенант. Это высший чин в составе младших офицеров. Он имеет в распоряжении сотню подчиненных. Является заместителем корабля.

Младшие и Старшие офицеры ВМФ

Старшие офицеры

К составу старших офицеров относятся следующие чины:

  • капитан 3-го ранга. Для получения необходимо отдать долг Родине в течение 4 лет. Такому моряку доверяют управление малыми военными судами, торпедоносцами, десантными судами, тральщиками;
  • капитан 2-го ранга. Чтобы получить этот чин моряк должен отслужить 5 лет. Ему доверяют управлять миноносцами, большими десантными кораблями;
  • капитан 1-го ранга. Чтобы получить это звание моряк также должен отслужить 5 лет во флоте. Ему разрешают управлять авианосцами, крейсерами. Такие корабли отличаются сложным управлением.

Звание рангом выше в составе высших офицеров присваивается после того, как моряк отслужил год в прежнем чине.

Высшие офицеры

К составу высших офицеров относятся следующие чины:

  • контр-адмирал. Он может замещать командира флотилии, командовать группой военных судов;
  • вице-адмирал обладает наименьшими полномочиями, чем адмирал. Но он может его замещать;
  • адмирал. Человек положительно и с отличной стороны показавший себя в решениях стратегических военных задач. Находится рангом выше вице-адмирала;
  • адмирал флота. Им становится человек, который отлично проявил себя в процессах выполнения стратегических военных задач и миссий, возложенных на его плечи. Он руководит целой флотилией.

Высшие офицеры ВМФ

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз , в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

С 30 апреля по 20 июля 1995 года корабль прошёл доковый ремонт, после которого участвовал в параде на Неве.

23 июня 1996 года «Настойчивый» посетил Президент России Б. Н. Ельцин. В этом же году эсминец участвовал в совместных военно-морских учениях «Балтопс—96» военно-морских сил (ВМС) стран НАТО с нанесением визита в Эккенферд (Германия) в период с 6 по 17 июля. С июля по август «Настойчивый» принял участие в сбор-походе: учениях по прикрытию десанта, впервые в составе корабельной ударной группы (КУГ) отразил у мыса Таран налёт сразу семи ракет-мишеней. В конце сентября вышел в море, с по 13 октября нанёс визит в Шербур (Франция), посвящённый 100-летию визита в город Николая II. По итогам 1996 года эсминцы «Настойчивый» и «Беспокойный» были признаны лучшими на Балтийском флоте России по артподготовке, а «Настойчивый» — лучшим кораблём ВМФ России.

17 февраля 1997 года корабль вышел в море под флагом контр-адмирала Василия Апановича. С 15 по 18 марта участвовал в международной выставке вооружений и военной техники «IDEX—1997» в Абу-Даби, на обратном пути заходил в Саймонстаун (2—6 апреля) и Кейптаун в дни 75-летия ВМС ЮАР. Во время визита эсминец посетил Президент ЮАР Нельсон Мандела. Пройдя за время похода (72 ходовых суток) 19 800 морских миль «Настойчивый» возвратился на базу в Балтийске 30 апреля этого же года.

4 сентября 1997 года корабль «Настойчивый» посетил министр обороны России, маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев. Позднее, в октябре, эсминец обеспечивал испытания новой дизельной подводной лодки. По итогам года «Настойчивым» было занято первое место в ВМФ по артиллерийской и зенитной подготовке.

В следующем году корабль участвовал в учениях «Балтопс—98». 26 июля 1998 года, в День Военно-Морского Флота, «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России В. И. Куроедов. По итогам 1998 года кораблю был вручён приз Главкома ВМФ по ПВО и артподготовке, эсминец был объявлен лучшим кораблём ВМФ России.

В мае 1999 года «Настойчивый» доковался на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. С 21 сентября по 18 ноября 1999 года находился в Кронштадте для обучения китайского экипажа. По итогам года в составе КУГ завоевал приз по огневой подготовке.

8 февраля 2000 года эскадренный миноносец «Настойчивый» посетил Главнокомандующий Бундесмарине Дирк Хортен.

В июле 2008 года корабль осуществил поход по Балтийскому морю с заходами в Швецию, Финляндию, Данию, Польшу.

В 2009 году эсминец принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» совместных российско-белорусских оперативно-стратегических военных учениях, проводившихся в Белоруссии.

Д. А. Медведев на эсминце «Настойчивый», 31 июля 2011 года.

31 июля 2011 года, в День Военно-Морского Флота, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев посетил эсминец на главной военно-морской базе Балтийского флота в городе Балтийске (Калининградская область).

В настоящее время миноносец «Настойчивый» является флагманом Балтийского флота ВМФ России. За двадцать лет боевой службы эсминец находился в море в общей сложности около двух лет и прошёл более 70 000 морских миль.

В последние годы флагман Балтийского флота не выходил в дальние походы, проходя восстановление технической готовности в Балтийске. В 2015 году он эпизодически участвовал во флотских мероприятиях: в марте выходил в море в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа, в июле — участвовал в параде в честь Дня ВМФ. Согласно закупочным данным «33 судоремонтного завода», обслуживающего корабли Балтфлота, на «Настойчивом» ремонтируются системы главной энергетической установки (котлотурбинной), оборудование жизнеобеспечения, вооружение корабля.

Ответим «Калибрами»

Не секрет (сверьтесь с картой), что совместная финно-эстонская зона контроля береговой линии превосходит российскую в четыре с лишним раза, а дальность действия их ракет перекрывает ширину Финского залива. Такие угрозы звучали. Но стоило российской стороне перебазировать в Калининградскую область всего три истребителя МиГ-31И (носители гиперзвуковых «Кинжалов») и тональность заявлений Хельсинки и Таллина тут же изменилась. Кроме того, все моментально вспомнили, что Балтийский флот располагает и более серьёзными возможностями, чем просто гиперзвуковое оружие.

Кстати о ракетах. Корабли, базирующиеся в Кронштадте и Балтийске, имеют управляемое ракетное вооружение всех зон досягаемости: от ближнего класса «река-море» до дальней морской и океанской. Эти комплексы несут практически все типы крылатых противокорабельных ракет, начиная от почтенных, но вполне боеспособных «Москитов» и «Малахитов» ещё советского производства, до современных унифицированных Х-35У и «Калибров». Причём эти «изделия» по тактико-техническим характеристикам превосходят американский модифицированный «Гарпун», что неоднократно было доказано на практике. Кроме того, и Х-35У, и «Калибры» могут устанавливаться на все виды носителей (подводные, надводные, береговые и воздушные) и применяться не только по морским, но и по наземным целям.

Что касается береговой составляющей обороны западных рубежей России с балтийского направления, то и здесь учтены все варианты возможной агрессии. Уже свыше десяти лет несёт боевое дежурство в составе Балтийского флота противоракетная система С-400 «Триумф», способная уничтожить все существующие средства воздушно-космического нападения в зоне до 400 километров. А для прикрытия этих систем от ударов с малых высот в Калининградской области размещены зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».

mil.ru
Противокорабельный береговой ракетный комплекс «Бал».

На этот момент завершающим (но не последним) «аккордом» создания в Калининградской области комплексной многоуровневой системы ПВО и ПРО можно считать перевооружение дивизии противовоздушной обороны Балтийского флота на новейшие дальнобойные зенитные ракетные системы С-300В4 (не путать с С-300В «Антей-300В») – самые мощные не только в России, но и в мире. С-300В4 – единственный комплекс ПВО, подтвердивший на практике способность перехватывать гиперзвуковые средства вероятного противника, а своими дальнобойными гиперзвуковыми ракетами поражать различные аэродинамические и баллистические цели на дальностях до 400 километров и высотах до 30-35 километров.

Сухопутная группировка Балтфлота представлена полноценной мотострелковой дивизией. Причём один полк полностью перевооружён на современные боевые машины пехоты, другие получат свои БМП-3 в ближайшее время. Артиллерийские части укомплектованы оперативно-тактическими комплексами «Искандер-М», дальнобойной артиллерией и реактивными установками залпового огня «Смерч», которые достойно показали себя в ходе специальной военной операции на Украине.

flickr.com/realhokum
Истребитель Су-30СМ.

До конца года авиакрыло Балтфлота предполагается усилить ещё несколькими модернизированными Су-30СМ2, у которых более мощные и долговечные двигатели, радиолокатор с увеличенной дальностью обнаружения и расширенный набор боевых средств. Что не кажется лишним в регионе, где НАТО расширяет формат своего присутствия. Существенную поддержку старшим братьям оказывает «малая» авиация из смешанного вертолётного полка, на вооружении которого состоят транспортные Ми-8, ударные Ми-24, поисково-спасательные Ка-27ПС, противолодочные Ка-27ПЛ и модернизированные Ка-27М, всегда готовые к выполнению задач самого широкого спектра.

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий