Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Море или смерть

Китай вырвался из тисков догм, построил под руководством компартии корпоративный капитализм и превратился в мастерскую мира. Товары made in China завалили прилавки от центра Нью-Йорка до африканской глубинки. Даже крупнейшие морские ворота Европы потерялись в тени грандиозных китайских хабов глобальной торговли.

Экономика Китая завязана на морские коммуникации. По ним в гавани Поднебесной идёт поток сырья со всего мира — а обратно возвращаются промышленные товары от пластиковых безделушек до высокотехнологичных машин.

Первая мастерская мира, Великобритания, подкрепляла торговлю господством на море. В самых отдалённых водах планеты корабли под британским флагом были готовы разъяснить любому наглецу политику владычицы морей.

Ныне такой мастерской стал Китай — но волнами правит звёздно-полосатое знамя. Армада из трёх сотен вымпелов, включая одиннадцать авианосцев, способна разгромить коалицию нескольких морских держав разом. Включая Россию и Китай.

Структура экономики Поднебесной меняется. Пара десятков лет — и экономическая карта мира станет неузнаваемой. Гибкие автоматизированные сборочные линии под боком у богатого потребителя убьют спрос на всё менее дешёвую рабочую силу КНР.

Китай весьма успешно конкурирует и на этом поле. Но кто говорил, что борьба за потребителя ведётся честно? Всегда можно сказать, что Китай недостаточно демократичен. Не даёт независимость Тибету, загоняет в концлагеря уйгуров — и вообще они коммунисты. Наложить санкции, устроить морскую блокаду, понаблюдать с попкорном за гибелью империи и занять освободившиеся рынки.

Китай вкладывает огромные силы и средства в то, чтобы предотвратить этот сценарий.

Через Центральную Азию и Россию протягивается система сухопутных коридоров — но они гораздо дороже водного транспорта. Северный морской путь полностью подконтролен Москве, а в Поднебесной не любят складывать все яйца в одну корзину.


Торговые маршруты китайского интеграционного проекта «Один пояс, один путь» (источник фото)

Традиционный путь вдоль южных берегов Азии к Ближнему Востоку и Европе удобнее всего — но его и проще всего перекрыть. И задушить китайскую экономику.

Авианосец 001А

Данная модель пока только заканчивает ходовые испытания, и еще не передана на вооружение в полной мере, поэтому имеет только кодовое название без официального наименования. Согласно традиции, китайцы с каждой новой версией стараются внести улучшения, что произошло и в этот раз.

Как показывают наблюдения, авианосец получил ряд изменений, позволяющих эффективно использовать имеющееся пространство. По сравнению с предыдущей моделью, была переработана конструкция трамплина, что обеспечило более плавный и уверенный запуск самолетов с короткой полосы для разгона.

Согласно высказываниям специалистов, это поможет нагрузить корабль еще большим количеством техники. Считается, что на нем постоянно будет присутствовать более 50 единиц крупных летательных аппаратов, что позволит не только надежно защитить сам корабль, но и при первой же тревоге поднять в небо множество истребителей, готовых атаковать любого противника.

Однако, из-за этого придется отказаться от тяжелых самолетов, к примеру, бомбардировщиков. Они попросту не смогут набрать нужную скорость, поэтому для эксплуатации тяжелого оборудования, вроде радиолокационных радаров, будут использоваться специально оборудованные вертолеты. Для них нет никаких препятствий благодаря вертикальному взлету, поэтому допускают, что соотношение летательных аппаратов по типу будет примерно одинаковым.

Помимо классических самолетов, авианосец решено укомплектовать рядом беспилотников, которые за счет своей компактности и незаметности могут использоваться для разведки или внезапной атаки.

Будет интересно: Авианосцы России и СССР

Силовыми агрегатами корабля являются жидкостные двигатели. Они могут работать с одинаковым шансом как на дизельном топливе, так и на мазуте, но получить точную информацию о стратегическом объекте не представляется возможным.

Помимо самолетов и вертолетов, корабль получит собственное вооружение, включая ПВО, позволяющее защищаться от авиационных налетов противников.

Характеристики

Настройка палубы полета из Адмирал Кузнецов  : есть 2 внеосевых и выключение 3 балла. Это из провинции Ляонин похож на него.

Ляонин имеет палубу полета с площадью 14,700  м 2 с осевой взлетно – посадочной полосой и наклонной взлетно – посадочной полосой, а также стоп – нитями , но это не имеет катапульт . Осевая гусеница приподнята спереди с наклоном трамплина на выходе на 12 °. Имеет 3 реактивных дефлектора, позволяющих разместить 3 самолета во взлетном положении и 10 вертолетных площадок.

Его ангар имеет длину 153  м, ширину 26  м и высоту 8  м . Он может нести 36 самолетов, в том числе 24 тяжелых истребителя. Судно перевозит 2500 тонн авиационного топлива , что позволяет ему выполнять от 500 до 1000 самолето-вылетов на самолетах и ​​вертолетах.

Changhe Z-18J с радаром развернут в апреле 2021 года.

В здании около двадцати уровней и более 3000 жилых отсеков. Распределенный по восьми отделам, бригада включает тысячу человек, в том числе сотню женщин, размещенных в заповедной зоне.

Состав группы воздуха в 2016 году, раскрыты , но не рассматривается на эту дату до 12 охотников Шэньян J-15 Летающая акула, несколько вертолетов Ка-27ПЛ из борьбы с подводными лодками , 2 вертолета CSAR , транспортный вертолет Чанхэ Z-8 и может иметь 2 вертолета Ка-31 с бортовым дальним сигналом и морским наблюдением (оценка 2012 г.) и / или Changhe Z-18  (in) J, представленные в 2014 г. в этой роли в ожидании разработки бортового радиолокационного самолета.

Попытки китайской армии приобрести недавно выпущенные российские самолеты потерпели неудачу, потому что русские опасаются, что они будут скопированы .

ВМС Китая провели посадочные испытания с использованием макета кабины экипажа, построенного на суше, в масштабе 1: 1.

Су-33 в российской морской авиации на борту адмирала Кузнецова .

В начале 2011 года Китай представил самолет Shenyang J-15 Flying Shark, созданный на базе Су-33 . Предназначенная для оснащения бортовой авиации авианосцев, которую ВМС Китая намерены ввести в эксплуатацию в 2010-2020 годах, ее первый полет был объявлен как состоявшийся в 2009 году.

История службы

В. С. Высоцкий, командир экипажа ТАКР «Варяг» в 1991-1993 годах

В 1991 году в СССР для строящегося крейсера начали формирование экипажа на базе Тихоокеанского флота. Командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Владимир Высоцкий, ранее командовавший ТАКР «Минск». В 1993 году экипаж недостроенного корабля был расформирован.

В составе китайского флота, с 4 ноября 2012 года, только что вступивший в строй авианосец «Ляонин» обеспечивал тренировки морских лётчиков и испытания палубного истребителя J-15 перед его первой посадкой на палубу. После облётов корабля и «конвейерных» пробежек25 ноября 2012 года впервые в истории китайского флота была выполнена посадка истребителя на палубу с зацепом троса.

Авианосец «Ляонин» в открытом море

5 декабря 2013 года в Южно-Китайском море один из кораблей эскорта «Ляонина» едва не столкнулся с американским ракетным крейсером USS Cowpens типа Ticonderoga, который сопровождал китайское авианосное соединение. Как американская, так и китайская сторона обвинили в инциденте друг друга.

7 апреля 2014 года на корабле побывал Чак Хейгел, министр обороны США: находясь с официальным визитом в КНР, он специально попросил о возможности осмотреть первый китайский авианосец. В течение двух часов для министра и его сопровождающих были организованы экскурсии на мостик, полётную палубу, стартовый командный пост (из которого осуществляется управление полётами), а также в лазарет, жилые помещения и столовую младшего офицерского состава. После своего визита Хейгел заявил, что его впечатлила профессиональная подготовка экипажа авианосца, но при этом китайцам ещё предстоит многому научиться в области палубной авиации.

В октябре 2014 года, согласно сообщениям СМИ, во время учебного похода на авианосце произошла авария в машинно-котельном отделении с разрывом одной из магистралей пара низкого давления. В результате корабль на время лишился электроэнергии, но в скором времени проблема была устранена силами экипажа.

В конце сентября 2015 года ряд новостных сайтов сообщил о том, что китайский авианосец пришёл в Средиземное море и 25 сентября ошвартовался в порту Тартус (Сирия). Утверждалось, что корабль пришёл без авиагруппы, которая ожидается к середине ноября 2015 года. Документальных свидетельств или заявлений официальных лиц на эту тему так и не появилось. Поскольку столь крупный корабль практически невозможно было бы провести через Тихий и Индийский океаны незамеченным, а сообщений об его обнаружении в зонах боевого дежурства индийских ВМС или американских флотов не поступало, можно утверждать, что новость о появлении «Ляонина» в Средиземном море была дезинформацией.

Авианосец «Ляонин» с кораблями охранения в походе, декабрь 2016 года

24 декабря 2016 года авианосец в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая вышел в западную часть Тихого океана для проведения учений; 25 декабря морские силы самообороны Японии зафиксировали проход китайского авианосного соединения, вышедшего из Печилийского залива на юг. В состав авианосной группы, помимо «Ляонина», входили также эсминцы УРО «Гуаньчжоу», «Хайкоу» и «Чанша», фрегаты УРО «Яньтай» и «Линьи», корвет «Чжучжоу», а также судно комплексного снабжения. Китайское соединение проследовало в Южно-Китайское море, где выполнило демонстрацию силы с полётами палубной авиации и ракетными стрельбами в районе спорных островов Спратли.

В январе 2017 года авианосец через Тайваньский пролив совершил поход в Южно-Китайское море, где занимался боевой подготовкой.

6 июля 2017 года корабль прибыл в Сянган (Гонконг) для участия в торжествах по случаю годовщины возвращения бывшей британской колонии Гонконг под управление Китая. С 7 по 12 июля авианосец был открыт для посещения публикой.

22 апреля 2018 года в составе соединения занимался отработкой учебно-боевых задач в Восточно-Китайском море.

Обслуживание самолетов

4 ноября 2012 года сайт Народно-освободительной армии (китайский : 中国 军网) сообщил, что шэньянские J-15 прошли тренировку с авианосцем. 25 ноября 2012 года Китай объявил, что J-15 совершили пять успешных арестованных посадок на Ляонин. В июне 2013 года на борту Ляонина начался второй этап летных испытаний с участием персонала авиационного подразделения ВМС Бразилии, обеспечивающего поддержку авианосной подготовки ВВС ВМС Народно-освободительной армии. которые эксплуатируют J-15.

В августе 2014 года, основываясь на статье китайских государственных СМИ, западные новостные агентства сообщили, что два пилота были убиты при испытании самолетов, которые должны были работать из Ляонина. Китайские военные заявили, что такие сообщения вводят в заблуждение, и пояснили, что смерти на самом деле не связаны с испытаниями авианосца. Оригинальная китайская статья из Синьхуа также не связывает гибель с J-15 и не упоминает о какой-либо потере такого самолета.

В августе 2014 года китайскоязычная Shanghai Morning В сообщении указано, что Ляонин будет нести 36 самолетов: 24 истребителя Shenyang J-15, шесть вертолетов Changhe Z-18 F для ведения борьбы с подводными лодками (ASW), четыре вертолета Changhe Z- 18J вертолетов дальнего обнаружения и два спасательных вертолета Harbin Z-9 C. Инвентарь китайских самолетов-носителей аналогичен сбалансированному подходу к боевым и вспомогательным самолетам, предназначенным для советских авианосцев, которые поддерживали атомные подводные лодки, большие надводные корабли и наземные ударные бомбардировщики, выполняющие функции защиты от доступа. В авиакрыле отсутствуют дальнобойные радиолокационные и противолодочные самолеты, требующие поддержки со стороны самолетов берегового базирования, таких как Туполев Ту-154 противолодочный корабль и Shaanxi Y-8 самолет ДРЛО.. Министерство обороны США отметило, что у J-15 будут ниже нормальная дальность полета и вооружение при работе с авианосца из-за ограничений, накладываемых системой взлета трамплина. Отсутствие авианосца на борту самолета доставки, такого как ВМС США (USN) Grumman C-2 Greyhound, также ограничивает возможности логистики. Ляонину потребуется обширная наземная поддержка, чтобы противостоять авианосной ударной группе USN; тем не менее, он был бы мощным против Вьетнамского народного флота и филиппинского флота. Недостатки, вероятно, будут исправлены с помощью будущих авианосцев, которые, как ожидается, будут больше с обычными взлетными палубами и запуском с катапульты для более тяжелых истребителей, а также с радарами с неподвижным крылом и патрульными противолодочными самолетами.

Символ и гордость Китая – авианосец «Ляонин»

Переделанный советский авианосец “Рига”, переименованный в “Варяг”, разработанный в Ленинграде и построенный на Николаевских верфях, ржавевший в Украине и фактически разворованный, проданный за копейки в 1998 году, стал новым символом и гордостью Китая.

В Китае даже написали песню «Управляя мечтой» (Leading the Dream) и сделали видео-клип, посвященный авианосцу «Ляонину». В патриотическом видео запечатлены будни экипажа авианосца, взлеты палубного истребителя J-15 и его посадка на крейсер.

Напомним, в сети также появилось видео тренировки истребителей на палубе «Адмирала Кузнецова».

КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН» – БЫВШИЙ ТАВКР «ВАРЯГ»

В марте 2009 г. министр обороны КНР Лян Гуонле заявил, что «среди крупных наций только Китай не име­ет авианосца, однако КНР не может вечно оставаться без кораблей этого класса». Как выяснилось, под перс­пективным китайским авианосцем подразумевался достроенный и мо­дернизированный на китайском су­достроительном заводе бывший со­ветский тяжелый авианесущий крей­сер (ТАВКР) «Варяг» (пр. 1143.6), куп­ленный у Украины.

Закладка ТАВКР пр. 1143.6, ранее носившего имя «Рига», а затем — «Ва­ряг», состоялась 6 декабря 1985 г. на Черноморском судостроительном за­воде (г. Николаев), а спуск на воду был осуществлен 25 ноября 1988 г. Строительство этого корабля было приостановлено после распада СССР в 1992 г, при 67% готовности. В 1993 г. «Варяг» был исключен из состава Рос­сийского Военно-Морского флота и передан Украине, а в 1998 г. — продан правительством Украины китай­ской частной фирме Сhong Lot Tourist and Amusement Agency (за которой стояло китайское правительство), Со­гласно официальным заявлениям ру­ководства компании, она намерева­лась перестроить «Варяг» в плавучий развлекательный центр (подобно ра­нее приобретенным советским авианесущим крейсерам «Киев» и «Минск»). Стоимость сделки оценива­лась в 25 млн. долл.

2 ноября 2001 г. началась и 3 мар­та 2002 г. завершилась буксировка «Варяга» на ССЗ в г. Далянь (Даль­ний). Корабль прошел под шестью бук­сирами путь в 28200 км со средней скоростью 11 км/ч. Буксировка обо­шлась фирме Chong Lot Tourist and Amusement Agency в 5 млн. долл. В 2008 г. авианосцу был присвоен так­тический номер «16». По первоначаль­ным данным, кораблю планировалось дать китайское имя «Ши Лань» в часть видного китайского флотоводца, захватившего в 1681 г. остров Тайвань. Однако эти сведения не подтверди­лись: авианосцу было присвоено на­звание «Ляонин».

В ходе достройки и модернизации на верфи в Даляне, на «Ляонине» были демонтированы пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-500 «Гранит», располагавшиеся ра­нее в носовой части корабля. Это по­зволило высвободить дополнительные объемы для формирования корабель­ных помещений.

Вместо шести 30-мм шестистволь­ных АУ АК-630, по проекту предусмот­ренных на «Варяге», китайский авиа­носец получил три 30-мм артиллерий­ских установки китайского производ­ства «Тип 1130», являющиеся близ­ким аналогом системы «Голкипер» (Нидерланды). Зенитно-ракетное вооруже­ние «Ляонина» состоит теперь из трех восемнадцатизарядных пусковых уста­новок ракет FL-3000N ближнего дей­ствия, оснащенных ТГС и имеющих дальность действия 6 км. В целом, по мнению специалистов, оборонительное вооружение китайского корабля выг­лядит относительно ослабленным по сравнению с первоначальным проек­том «Варяга» и ТАВКР «Адмирал Фло­та Советского Союза Кузнецов».

Стандартное авиационное крыло «Ляонина» должно включать 30 истре­бителей J-15, а также до 24 вертоле­тов Z-8 и Ка-31. Взлет самолетов осу­ществляется с использованием трамп­лина, а посадка — на аэрофинишеры.

Корабль имеет стандартное водо­измещение 55000 т, полное водоиз­мещение 67500 т, длину по полетной палубе 304,5 м, максимальную шири­ну полетной палубы 75 м, ширину по корпусу 38 м и осадку 10,5 м. Котлотурбинная ГЭУ суммарной мощностью 200000 л.с. приводит во вращение четыре винта постоянного шага и обес­печивает авианосцу скорость полного хода 32 узла (по другим данным — 29 узлов). Расчетная дальность плава­ния «Ляонина» полным ходом составляет 7230 км. Экипаж корабля — 1960 человек (их них 626 человек из соста­ва авиационного крыла).

Модернизация

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены.

В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР, и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».

Shenyang J-15

В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолёт Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота.

«Варяг» на верфи в Даляне, 2011 год

В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки лётчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена.

8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

Сравнение полётных палуб авианосцев разных стран

В конце ноября — начале декабря 2011 года авианосец прошёл вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Жёлтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов». К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.

Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17. При этом, «Ляонин» также будет включён в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырёх до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Задачи и перспективы действий палубной авиационной группы (ПАГ) ВМС НОАК

Командир авианосца «Ляонин» получает приказ о выходе в море только от Командующего ВМС НОАК. Это полностью соответствует руководящему принципу «Основное руководство у Центрального Военного Совета, Основные боевые действия в море, Строительство вида вооруженных сил как главное», сформулированному Председателем КНР Си Цзиньпинем.


Председатель КНР Си Цзиньпинь

К настоящему моменту китайские стратеги определяют следующие задачи для палубной авиационной группы ВМС НОАК:

  1. Взаимодействие с авиационными подразделениями/соединениями ВВС НОАК в Тайваньском проливе.
  2. Патрулирование и перехват самолетов-нарушителей над акваторией Южно-Китайского моря.
  3. Обеспечение безопасности мореплавания в акватории Индийского океана.
  4. Демонстрация военного присутствия у берегов государств Ближнего Востока и Африки, защита национальных интересов и инвестиций, прикрытие действий морского десанта.

В случае необходимости выполнения любой из указанных задач в ближайшие пять лет командир авианосца должен осознавать, что его ПАГ не является полноценной, поскольку оборонно-промышленный комплекс КНР пока не начал серийный выпуск самолетов РЭБ и ДРДиН (подробнее…). В этой связи выделим возможные этапы эволюции тактики действий ПАГ ВМС НОАК.

Этап первый (5–10 лет)

Вполне вероятно, что к 2020–2022 гг. первые палубные самолеты РЭБ «Цзянь-15D» поступят на вооружение ВМС НОАК. Тогда в составе каждой ПАГ будут две дежурные пары истребителей «Цзянь-15» и дежурная пара самолетов РЭБ «Цзянь-15D». Такое общее количество дежурных самолетов обусловлено размерами палубы «Ляонина» и возможностями безопасного размещения и старта самолетов.

По мере отработки наиболее оптимального порядка размещения самолетов в ангаре и порядка действий палубной команды и летчиков (вероятно к 2025 г.) возможно увеличение дежурных сил истребителей до 10 ед., а самолетов РЭБ до 4–6 ед.

По мере необходимости палубная команда начнет готовить самолеты-заправщики с подвесными агрегатами заправки. Одновременно предприятия ОПК КНР будут активно вести работу по подготовке малозаметных палубных истребителей, разведывательно-ударных БПЛА, а также дронов-заправщиков. Последние обеспечат увеличение боевого радиуса для пилотируемой авиации.

Этап второй (10–15 лет).

К 2030 г. на палубе авианосца будут на постоянной основе размещать шесть дежурных истребителей. Однако, в первой «волне» палубная команда обеспечит вылет 16 боевых машин двух типов – «Цзянь-20Н» и «Цзянь-15G».

Этап третий (15–20 лет)

К 2035 г. в состав ПАГ войдут два типа БПЛА – разведывательный и воздушный танкер. Аппараты первого типа выполняют передовую разведку и наблюдение. БПЛА второго типа находятся в зоне ПВО кораблей АУГ и обеспечивают дозаправку пилотируемых истребителей.

Из расчета 16 истребителей в воздухе должно быть не менее 4 беспилотных заправщиков. Разведывательные БПЛА обеспечивают обнаружение надводных целей и наведение на них ПКР, которыми вооружены пилотируемые истребители.


Перспектива ПАГ ВМС НОАК к третьему этапу

Этап четвертый (20–25 лет)

К 2040 г. в составе ПАГ останутся разведывательно-ударные БПЛА, беспилотные заправщики, а из пилотируемых летательных аппаратов только палубные самолеты ДРДиН.


Перспектива ПАГ ВМС НОАК к четвертому этапу

Соотношение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поднимаемых в первом эшелоне, с учетом одновременного действия двух авианосцев на разных этапах

Тип летального аппарата/ЭтапПервыйВторойТретийЧетвертый
Истребитель «Цзянь-15»203020
Самолет РЭБ44
Самолет ДРДиН444
Вертолет ДРДиН4
Малозаметный истребитель «Цзянь-20н»1015
Разведывательный БПЛА6
БПЛА воздушной заправки58
Многофункциональный ударный БПЛА40


Процесс эволюции ПАГ ВМС НОАК с учетом принятия на вооружение двух новых атомных авианосцев с катапультами до 2035 г. По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин» погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Теперь уже китайский авианосец “Ляонин”

В составе китайского флота авианосец получил имя «Ляонин» в честь провинции Ляонин, пишет журналист ДжоинИнфо Влад Майоров. После долгой реконструкции и испытаний авианосец снова спустили на воду в 2011 году.

Водоизмещение китайского авианосца «Ляонин» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. «Ляонин» вооружен тремя зенитными артиллерийскими установками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.

В состав авиагруппы корабля входят 24 палубных истребителя J-15. Они разработаны на базе выкупленного у Украины прототипа истребителя Су-33. Кроме того, авиагруппа корабля включает в себя два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

В конце октября текущего года стало известно, что в Китае завершилась сборка корпуса авианосца проекта Type 001A. Это первый корабль такого класса, спроектированный и строящийся в Китае. В настоящее время на корабль устанавливается все необходимое оборудование. Позже на нем разместится его авиагруппа.

Птички для новорожденного «Ляонина»

Китай весьма изобретательная страна — для своего новоиспеченного корабля была разработана своя вариация палубного самолета Су-33, имеющего идентификатор J-15 «летающая акула». Взлет с авианесущего крейсера требует определенного мастерства от пилотов, поэтому для тренировки пилотов и их обучения в 2008 году было начато строительство испытательно-тренировочного комплекса морской авиации. Комплекс идентичен аналогичным базам в бывшем СССР. На сегодняшний день комплекс сдан в эксплуатацию.


«Летающая акула» J-15 По данным министерства обороны с палубы корабля уже было совершенно более сотни взлетов корабельных самолетов «летающая акула».

Примечания

  1. Приведена проектная численность экипажа без учёта авиагруппы (насчитывающей около 500 человек).
  2. «Авианосными» эти крейсера называли на флоте – в том числе и на закладных досках, привинченных к килевым блокам советских ТАКР при закладке, и на бронзовых памятных табличках, закреплённых в кают-компаниях этих кораблей. По документам Минсудпрома они проходили как «авианесущие», и эта расшифровка больше известна в популярной литературе.
  3. В честь советского города Рига, столицы Латвийской Советской Социалистической Республики. Это же название носил при закладке головной крейсер, пока в ноябре 1982 года его не переименовали в «Леонида Брежнева».
  4. В честь легендарного крейсера «Варяг», блокированного в корейском порту Чемульпо японской эскадрой и принявшего неравный бой в феврале 1904 года. Это же название носил гвардейский ракетный крейсер проекта 58 вплоть до своего списания в апреле 1990 года. Ныне в ВМФ России название «Варяг» носит ракетный крейсер проекта 1164 (бывший «Червона Украина»).
  5. В декабре 2009 года в новостях даже сообщалось об успешном испытании палубной версии J-10 на недостроенном тогда «Варяге» – но, скорее всего, это сообщение было дезинформацией, хотя из общих соображений тяжёлые J-15 было бы полезно дополнить на палубе авианосца лёгкими J-10. Распространённый аргумент о том, что последний из-за однодвигательной схемы малопригоден для палубы, представляется надуманным, поскольку история палубной авиации включает в себя ряд массовых однодвигательных машин (в том числе и реактивных), много лет успешно эксплуатировавшихся с авианосцев – например, американский A-7 «Корсар» или французский «Супер Этандар».
  6. На всех советских ТАКР, начиная с «Баку», задержник представляет собой убираемую гребнеобразную конструкцию, зубцы которой утапливаются под палубу при начале движения самолёта. Колёса шасси при этом прокатываются по решётке, постоянно закрывающей отверстие задержника в палубе – в рабочем состоянии зубцы задержника проходят между прутьями решётки. У китайцев же задержник выполнен в виде сплошного башмака, который при утапливании под палубу сам служит заглушкой своего отверстия.
  7. В ВМС США руководитель визуальной посадки называется landing signaling officer (LSO).
  8. В дальнейшем дослужившийся до звания адмирала В. С. Высоцкий возглавлял ВМФ России с 2007 по 2012 год.
  9. «Конвейер» – упражнение лётной подготовки, при котором выполняется касание полосы (палубы) колёсами шасси без попыток затормозить пробег, с последующим взлётом и уходом на второй круг.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий