Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
boroda 01.03.2018 659
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись, что это временное помешательство и страна будет восстановлена.
Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и, более того, наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.
Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.
Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень – скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.
Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.
Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую часть страны круглогодично СевМор путем.
Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель ), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.
За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний Восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт – перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.
Американцы как-то вяло наблюдали за “Звездой” в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря – катапульта.
К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто-напросто куплены.
Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации
Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.
18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый подводный авианесущий крейсер “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому, как теперь понятно – жизнь….
* * *
Как всегда, модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.
Оригинал – https://navyper.livejournal.com/86926.html
Совместные учения с Китаем
21 мая 2014 г. отряды боевых кораблей Тихоокеанского флота провели совместные учения в Южно-Китайском море.
Статья по теме
Ползущий дракон. В чем сила армии Китая?
В учениях с российской стороны задействованы:
- гвардейский ракетный крейсер «Варяг»,
- большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»,
- большой десантный корабль «Адмирал Невельской»,
- эсминец «Быстрый»,
- танкер «Илим»,
- морской буксир «Калар».
Китай задействовал на учениях шесть своих кораблей.
Впервые учения прошли в составе смешанных отрядов кораблей, кроме этого, впервые проведены ракетно-артиллерийские удары по морским целям на разные дальности.
В 2014 году российско-китайские учения провели уже в третий раз. В в июле 2013 года они состоялись в Японском море, в них приняли участие около 20 кораблей.
Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
Подводная лодка К-64 (БС-64) «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» ВМС России
АПЛ «Подмосковье» после завершения ремонта | АПЛ «Подмосковье» вышла на ходовые испытания | АПЛ «Подмосковье», церемония выхода из эллинга |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-64 «Подмосковье» стал третьим в серии из семи подводных крейсеров проекта 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО) и относится ко второму поколению атомных подводных лодок. Головным является К-51 «Верхотурье» (введен в строй 29 декабря 1984 года), вторым — К-84 «Екатеринбург» (введен в строй 30 декабря 1985 года).
Проект 667-БДРМ был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».
РПКСН «Подмосковье» под именем К-64, строительный номер 381, был заложен 18 декабря 1982 года на стапелях «Северного машиностроительного предприятия» в городе Северодвинске. Спущен на воду 02 февраля 1986 года. Вступил в строй 23 декабря 1986 года. 24 февраля 1987 года вошёл в состав 13-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.
Бортовые номера: 815 (1990 год), 855 (1992 год). Порт приписки Гаджиево.
Основные характеристики: Водоизмещение надводное 11740 тонн, подводное 18200 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 167,4 метра, ширина корпуса наибольшая 11,7 метра, средняя осадка по КВЛ 8,8 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 24 узла. Рабочая глубина погружения от 320 до 400 метров. Предельная глубина погружения от 550 до 650 метров. Автономность плавания от 80 до 90 суток. Экипаж составляет 140 человек.
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: 4 носовых аппарата 533 мм; 4 торпеды в аппаратах, 8 на стеллажах.
ПВО: ПЗРК.
В 1999 году корабль был выведен из состава флота и отправлен на ЦС «Звездочка» с целью прохождения среднего ремонта и переоборудования по проекту 09787 для выполнения специальных задач в интересах ГУГИ МО России. Тактический номер К-64 изменен на БС-64, лодке было присвоено имя «Подмосковье».
По состоянию на 2002 год из лодки вырезаны ракетные отсеки, планируется установка блока специальных отсеков с оборудованием и жилыми помещениями, взятого от подводной лодки БС-411 «Оренбург», проекта 09774, которая применялась как носитель атомных глубоководных аппаратов.
Находится на переоборудовании в цехе № 15 ЦС «Звёздочка».
11 августа 2020 года состоялась торжественная церемония вывода из эллинга.
22 октября 2020 года корабль покинул заводскую акваторию и вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. По сообщению от 26 декабря передана Военно-морскому флоту России после завершения ремонта, который проводился .
Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России
Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.
Ржавеющий корабль
Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.
Таблица
В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.
Ставка на атомный подводный флот
Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.
Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»
Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».
Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.
Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.
Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.
Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
- проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
- проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
- проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
- проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Подпишитесь на “Морского волка”!
ВМФ Российской Федерации является одним из мощнейших в мире. В его состав входят более 300 кораблей самых различных классов и проектов, а также около 70 подводных лодок, 49 из которых являются атомными.
Сегодня “Морской волк”представляет Вам полный список всех атомных подводных лодок ВМФ России!
ТРПКСН проекта 941 “Акула” (по классификации НАТО – “Typhoon”)
ТК-208 “Дмитрий Донской” (1981) . Модернизирован по проекту 941УМ. Перевооружен на МБР Р-30 “Булава”. В строю СФ;
ТК-17 “Архангельск” (1987). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР “Калибр-ПЛ”. СФ;
ТК-20 “Северсталь” (1989). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР “Калибр-ПЛ”. СФ.
РПКСН проекта 955 “Борей” (по классификации НАТО – “Borei”, “Dolgorukiy class”)
К-533 “Юрий Долгорукий” (2013). В строю СФ;
К-550 “Александр Невский” (2013). В строю ТОФ;
К-551 “Владимир Мономах” (2014). В строю ТОФ.
РПКСН проекта 667БДРМ “Дельфин” (по классификации НАТО – “Delta-IV”)
К-51 “Верхотурье” (1984). Перевооружен на МБР Р-29РМУ2 “Синева”. В строю СФ;
К-84 “Екатеринбург” (1985). В строю СФ;
К-64 (БС-64) “Подмосковье” (1986). Переоборудован по спецпроекту 09787 в носитель сверхмалых подводных лодок. В строю СФ;
К-114 “Тула” (1987). Первооружен на МБР “Синева”. В строю СФ;
К-117 “Брянск” (1988). Первооружен на МБР “Синева”. В ремонте. СФ;
К-18 “Карелия” (1989). Перевооружен на МБР “Синева”. В строю СФ;
К-407 “Новомосковск” (1990). Перевооружен на МБР “Синева”. В строю СФ.
РПКСН проекта 667БДР “Кальмар” (по классификации НАТО – “Delta–III”)
К-433 “Святой Георгий Победоносец” (1980). В резерве, ожидает утилизации. ТОФ;
К-129 (БС-136) “Оренбург” (1981). Модернизирован по спецпроекту 09786 в носитель сверхмалых подводных лодок. В ремонте. По некоторым данным, списан. СФ;
К-44 “Рязань” (1982). В строю ТОФ.
МПТЛАРК проекта 971 “Щука-Б” (по классификации НАТО – “Akula”)
К-391 “Братск” (1989). На ремонте. ТОФ;
К-331 “Магадан” (1990). Проходит модернизацию и ремонт. Планируется передача в лизинг ВМС Индии. ТОФ;
К-317 “Пантера” (1990). В строю СФ;
К-461 “Волк” (1991). На ремонте. СФ;
К-328 “Леопард” (1992). Имеет улучшенную скрытность по сравнению с предыдущими кораблями серии и на западе классифицируется как «Improved Akula». На модернизации по проекту 971М. СФ;
К-419 “Кузбасс” (1992). В строю ТОФ;
К-154 “Тигр” (1993). По некоторым данным, на ремонте. СФ;
К-157 “Вепрь” (1995). Проект 971М (по классификации НАТО – “Akula-II”). На ремонте и модернизации. СФ;
К-295 “Самара” (1995). Проходит модернизацию по проекту 971М. ТОФ;
К-335 “Гепард” (2001). Изменана конструкция корпуса и новое оборудование (по классификации НАТО – “Akula-III”). В строю СФ.
К-534 “Нижний Новгород” (1990). В строю СФ;
Б-336 “Псков” (1993). В строю СФ.
ПЛАРК проекта 949А “Антей” (по классификации НАТО – “Oscar-II”)
К-132 “Иркутск” (1988). На ремонте. ТОФ;
К-119 “Воронеж” (1989). В строю СФ;
К-410 “Смоленск” (1990). В строю СФ;
К-442 “Челябинск” (1990). На ремонте. ТОФ;
К-456 “Тверь” (1992). В строю ТОФ;
К-226 “Орел” (1992). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр-ПЛ” и “Оникс.” СФ;
К-186 “Омск” (1993). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр” и “Оникс.” ТОФ.
ПЛАТ проекта 945 “Барракуда” (по классификации НАТО – “Sierra-I”)
Б-239 “Карп” (1984). В резерве. По некоторым данным на 2014 г. с “Карпа” начали выгружать топливо. По слухам, планируется возвращение в строй. СФ;
Б-276 “Кострома” (1987). Планируется ремонт и модернизация. Возможно, в резерве. СФ.
ПЛАТ проекта 671РТМК “Щука” (по классификации НАТО – “Victor-III”)
Б-138 “Обниск” (1990). В строю СФ;
Б-414 “Даниил Московский” (1990). В резерве, ожидает утилизации. СФ;
Б-448 “Тамбов” (1992). На ремонте. СФ.
Атомные глубоководные станции проекта 10831 “Калитка” (по классификации НАТО – “NORSUB-5”)
АС-12 (АС-31, прозвана “Лощариком” в связи с конструкцией) (2003). Доставлена на ремонт в Северодвинск на “Звездочку” после аварии 1 июля 2019 года. СФ.
Атомные глубоководные станции проекта 1910 “Кашалот” (по классификации НАТО – “Uniform”)
АС-13 (1986). Нет данных о состоянии вымпела. Вероятнее всего, в резерве. СФ;
АС-15 (1991). На ремонте. СФ;
АС-33 (1994). В строю СФ.
Взгляд за горизонт
После 2031 года в соответствии с ПВК-2050 на российских верфях должны быть заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Однако их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Предощущение появления таких платформ связано со строительством автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».
hisutton.com
Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).
Их конструктивным отличием станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как набор деталей в конструкторе LEGO — под поставленные задачи и районы боевых действий.
Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанной на новых физических принципах
Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения
Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещенных в космическом, воздушном и морском пространствах.
Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций — уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство российских авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере, включены отдельной строкой в ПВК-2050. Однако каждый новый главком ВМФ, похоже, вздыхает с облегчением, когда тяжелый груз создания авианосцев перекладывается на погоны следующего флотоводца.
wikipedia.org
Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».
Сложность проблемы заключается в ее комплексном характере.
Первая проблема — место строительства. Нужных верфей в России нет. Потребуется переоборудовать существующие эллинги под строительство двух авианосцев — строить один технологически не имеет смысла.
Второе. Без кораблей боевого обеспечения, входящих в авианосную ударную группу (АУГ), авианосец будет так же беззащитен, как «Москва» на якорной стоянке у острова Змеиный. Следовательно, для эскорта каждого авианосца потребуется построить два-три крейсера, столько же эсминцев и фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.
Третье. Необходимы два полка корабельной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, и специальная подготовка летчиков-операторов. Пока на Северном флоте, например, готовят только операторов беспилотников.
Четвертое. Нужно развернуть строительство судов снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в Мировом океане.
И наконец, в-пятых — строительство инфраструктуры базирования. Для понимания проблемы: за 31 год эксплуатации на Северном флоте единственный российский авианесущей крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и не получил своего причала.
Все эти проблемы, видимо, решено отработать в процессе будущей эксплуатации УДК проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования. Следовательно, строительство авианосцев откладывается еще как минимум на 18 лет — до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого, как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».
militaryrussia.ru
Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».
Уверен, лейтенанты, которые будут служить на нем, в этом году пойдут пока только в первый класс общеобразовательной школы.
Прорывные направления
В России активнее развиваются проекты кораблей ближней морской зоны. Прежде всего, речь идёт о корветах проекта 20380/20385 водоизмещением порядка 2 тыс. т, строительство которых ведут «Северная верфь» и «Амурский судостроительный завод».
Сегодня в строю находятся пять таких кораблей: четыре («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий») — в составе Балтийского флота, а корвет «Совершенный» получил в 2021 году Тихоокеанский флот. Летом текущего года он пополнится и кораблём «Громкий». В 2019—2021 годах предприятия планируют передать ВМФ ещё семь корветов.
В задачи судов проектов 20380/20385 входит борьба с кораблями и подлодками противника, нанесение ударов по наземным объектам, поддержка десантных операций.
Одним из прорывных направлений в развитии военно-морского флота России стало строительство малых ракетных кораблей (МРК). 12 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Татарстан) был заложен 12-й корвет проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Ставрополь».
«Шесть преступников нейтрализованы, двое задержаны»: ФСБ предотвратила серию терактов в Москве и регионах
«Буяны» получили известность после ракетного удара по позициям сирийских боевиков в октябре 2015 года. На текущий момент ВМФ уже поставлены шесть МРК («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочёк»). К 2023 году будут построены оставшиеся шесть корветов.
Несмотря на скромное водоизмещение (около 1 тыс. т), «Калибры» позволяют «Буянам» поражать цели на дальности до 1,5 тыс. км
Важное преимущество проекта 21631 — способность передвигаться по крупным рекам. Так, в июне «Град Свияжск» и «Великий Устюг» были переброшены из Каспийского моря к берегам Сирии
В дальнейших планах Минобороны — реализация проекта 22800 «Каракурт» — более совершенного МРК. К концу этого года на вооружение ВМФ поступит головной корабль «Ураган». В общей сложности флоту будет передано 12 корветов.
«Каракурт» превосходит «Буян-М» по мореходным качествам и показателю малозаметности. Помимо этого, новейший МРК защищён противокорабельным комплексом «Оникс» и морской версией «Панциря».
Малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» Кадр с видео Минобороны России
Современные технологии, которые освоили российские кораблестроители, воплотились также в базовом тральщике проекта 12700 «Александрит». Корабли противоминной обороны нового поколения должны стать основой трального флота РФ как минимум на ближайшие полвека.
Отличительная особенность «Александрита» — корпус, который изготовлен из стеклопластика. Этот материал прочнее и легче стали. Подобная инновация и широкое использование композитов позволили уменьшить водоизмещение корабля до 890 т и таким образом сократить расход топлива.
Минобороны рассчитывает получить до 40 кораблей проекта 12700. Сейчас в стадии строительства находятся пять тральщиков («Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»), а службу в составе ВМФ с 2021 года несёт «Александр Обухов».
Северный флот
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПЛАРБ | ТК-208 «Дмитрий Донской» | пр.941УМ | 1981 |
ПЛАРБ | К-535 «Юрий Долгорукий» | пр.955 | 2012 |
ПЛАРБ | К-51 «Верхотурье» | пр.667БДРМ | 1984 |
ПЛАРБ | К-84 «Екатеринбург» | пр.667БДРМ | 1985 |
ПЛАРБ | К-114 «Тула» | пр.667БДРМ | 1987 |
ПЛАРБ | К-117 «Брянск» | пр.667БДРМ | 1988 |
ПЛАРБ | К-18 «Карелия» | пр.667БДРМ | 1989 |
ПЛАРБ | К-407 «Новомосковск» | пр.667БДРМ | 1990 |
ПЛАРК | К-119 «Воронеж» | пр.949А | 1989 |
ПЛАРК | К-410 «Смоленск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-266 «Орёл» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-560 «Северодвинск» | пр.885 | 2013 |
ПЛА | К-317 «Пантера» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-461 «Волк» | пр.971 | 1991 |
ПЛА | К-328 «Леопард» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-154 «Тигр» | пр.971 | 1993 |
ПЛА | К-157 «Вепрь» | пр.971 | 1995 |
ПЛА | К-335 «Гепард» | пр.971 | 2001 |
ПЛА | Б-239 «Карп» | пр.945 | 1984 |
ПЛА | Б-276 «Кострома» | пр.945 | 1987 |
ПЛА | Б-534 «Нижний Новгород» | пр.945А | 1990 |
ПЛА | Б-336 «Псков» | пр.945А | 1993 |
ПЛА | Б-138 «Обнинск» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-414 «Даниил Московский» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-448 «Тамбов» | пр.671РТМК | 1992 |
ПЛАСН | БС-64 «Подмосковье» | пр.09787 | 1986 |
ПЛАСН | БС-136 «Оренбург» | пр.09786 | 1981 |
ПЛАСН | АС-23 | пр.1851 | 1986 |
ПЛАСН | АС-21 | пр.18511 | 1991 |
ПЛАСН | АС-35 | пр.18511 | 1995 |
ПЛАСН | АС-13 | пр.1910 | 1986 |
ПЛАСН | АС-15 | пр.1910 | 1991 |
ПЛАСН | АС-33 | пр.1910 | 1994 |
ПЛАСН | АС-31 | пр.10831 | 2010 (?) |
ПЛСН | Б-90 «Саров» | пр.20120 | 2008 |
ДПЛ | Б-585 «Санкт-Петербург» | пр.677 | 2010 |
ДПЛ | Б-808 «Ярославль» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-459 «Владикавказ» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-471 «Магнитогорск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-177 «Липецк» | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-800 «Калуга» | пр.877 | 1989 |
ТАКР | «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | пр.11435 | 1990 |
ТАРКР | «Адмирал Нахимов» | пр.11442 | 1988 |
ТАРКР | «Пётр Великий» | пр.11442 | 1998 |
РКР | «Маршал Устинов» | пр.1164 | 1986 |
БПК | «Вице-адмирал Кулаков» | пр.1155 | 1981 |
БПК | «Североморск» | пр.1155 | 1987 |
БПК | «Адмирал Левченко» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Харламов» | пр.1155 | 1989 |
БПК | «Адмирал Чабаненко» | пр.11551 | 1999 |
ЭМ | «Адмирал Ушаков» | пр.956 | 1993 |
МРК | «Айсберг» | пр.12341 | 1979 |
МРК | «Рассвет» | пр.12341 | 1988 |
АКА | АК-388 | пр.1400М | 1980 |
МПК | «Брест» | пр.1124М | 1988 |
МПК | «Юнга» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Нарьян-Мар» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Онега» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Мончегорск» | пр.1124М | 1993 |
МПК | «Снежногорск» | пр.1124М | 1994 |
МТЩ | «Гуманенко» | пр.12660 | 2000 |
МТЩ | «Комендор» | пр.266М | 1974 |
МТЩ | «Машинист» | пр.266М | 1975 |
БТЩ | «Полярный» | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | «Ельня» | пр.1265 | 1986 |
БТЩ | «Котельнич» | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | «Соловецкий юнга» | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | «Коломна» | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | «Ядрин» | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-236 | пр.1258Э | 1985 |
БДК | «Иван Грен» | пр.11711 | 2018 |
БДК | «Оленегорский горняк» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Кондопога» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Александр Отраковский» | пр.775 | 1978 |
БДК | «Георгий Победоносец» | пр.775/II | 1985 |
ДКА | Д-464 | пр.1176 | 1985 |
ДКА | Д-148 | пр.1176 | 1993 |
ДКА | Д-182 | пр.1176 | 1996 |
ДКА | «Николай Рубцов» | пр.1176 | 2005 |
Суммарно СФ |