Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»

Скорость (надводная)…………..12 узлов Скорость (подводная)…………..25 узлов(46,3 км/ч) Рабочая глубина погружения…………..400 м Предельная глубина погружения…………..500 м Автономность плавания…………..180 суток (6 месяцев) Экипаж…………..160 человек(в т.ч. 52 офицера)

Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула» Водоизмещение надводное…………..23 200 т Водоизмещение подводное…………..48 000 т Длина наибольшая (по КВЛ)…………..172,8 м Ширина корпуса наиб……………23,3 м Средняя осадка (по КВЛ)…………..11,2 м

Силовая установка 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый. 2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт Резервные: 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт) Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение Торпедно-минное вооружение…………..6 ТА калибра 533 мм; 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал» Ракетное вооружение…………..20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ) ПВО…………..8 ПЗРК «Игла»

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Характеристики и возможности

Лодка получилась очень удачной, хотя при этом и весьма внушительных размеров. Длина «Акул» составила 172,8 м, ширина корпуса 23,3 м, средняя осадка 11,2 м. Для постройки этих исполинов на заводе был специально возведён новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире.

Основные технические характеристики ТРПКСН проекта 941:

  • Скорость (надводная) — 12 узлов;
  • Скорость (подводная) — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • Рабочая глубина погружения — 400 м;
  • Предельная глубина погружения — 500 м;
  • Автономность плавания — 180 суток (6 месяцев);
  • Экипаж — 160 человек (в том числе 52 офицера);
  • Водоизмещение надводное — 23 200 т;
  • Водоизмещение подводное — 48 000 т;
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.

Все требования, указанные в тактико-техническом задании, оказались соблюдены. На лодках 941-го проекта смогли разместить 20 больших межконтинентальных баллистических ракет «Р-39». Была предусмотрена возможность одновременного пуска всех ракет залпом. Это было проверено и подтверждено в ходе учений в 1998 году.

Хотя на кораблях данного класса обычно не предусмотрено торпедное вооружение, «Акул» также укомплектовали шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Лодка получилась значительно менее шумной, чем ее предшественницы проекта 667. Высокая автономность плавания позволяла лодкам данного типа совершать длительные походы. Большой запас плавучести обеспечивался особенностями конструкции, а прочность корпуса позволяла проламывать льды толщиной до 2,5 м.

«Плавучий Хилтон»

Уникальными были не только боевые характеристики новых подлодок, но и практически всё, что с ними связано.

Проект предусматривал строительство в подмосковном Обнинске специального центра подготовки подводников со всей инфраструктурой для членов экипажей и их семей.

Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2–3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Статья по теме

Последний парад наступает. АПЛ «Ленинский комсомол» ушла в утиль

Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели. В результате «Акулы» получили ещё одно прозвище — «плавучий Хилтон».

История

Подводная лодка класса “Тайфун” на поверхности в 1985 году.

Советская подводная лодка с баллистическими ракетами типа «Тайфун» со вставкой, изображающей поле для американского футбола, чтобы передать ощущение огромных размеров судна.

Поперечные сечения

Класс “Тайфун” разрабатывался по проекту 941 как российский Акула класс (Акула), что означает акула. Иногда его путают с другими подводными лодками, поскольку Акула – это название, которое НАТО использует для обозначения российского проекта 971. Щука-Б (Щука-Б) -класса ударных подводных лодок. Проект разрабатывался с целью соответствовать вооружению БРПЛ Огайо-учебный класс подводные лодки, способные нести 192 ядерные боеголовки по 100 кт каждая, но со значительно большей дальностью полета. Чтобы приспособиться к такому увеличению дальности, советские БРПЛ были значительно крупнее и тяжелее, чем их американские аналоги ( Р-39 Риф более чем в два раза тяжелее UGM-96 Trident I; она остается самой тяжелой БРПЛ из всех находящихся на вооружении в мире). Подводную лодку пришлось соответствующим образом масштабировать.

В начале 1990-х годов поступали также предложения о переоборудовании некоторых подводных лодок типа «Тайфун» для подводные грузовые суда для транспортировки нефти, газа и грузов под полярным льдом на далекие северные территории России. Подводные лодки могли принять на борт до 10 000 тонн груза и отправить его под полярным льдом в танкеры ожидание в Баренцево море. Эти корабли – после значительных инженерных работ, необходимых для разработки технологий перекачки нефти с буровых платформ на подводные лодки, а затем и на ожидающие танкеры – затем доставляют свои грузы по всему миру.

Было построено шесть подводных лодок типа «Тайфун». Первоначально подлодки обозначались только бортовыми номерами. Позднее имена были присвоены четырем судам, оставленным ВМФ России, которые спонсировались городом или компанией. Заказ на строительство дополнительного судна (бортовой номер ТК-210) был отменен и так и не был выполнен. Только первая из этих подводных лодок, которая будет построена, Дмитрий Донской, до сих пор находится на действительной службе в ВМФ России, служа испытательной платформой для Булава (SS-NX-32) ракета. Архангельск (ТК-17) и Северсталь (ТК-20) остаются в резерве, в настоящее время не задействованы в российском флоте. Все ракеты Р-39 списаны. Тайфуны были заменены Борей класс с 2010-2011 гг.

В конце декабря 2008 года высокопоставленный чиновник ВМФ объявил, что две подводные лодки класса «Тайфун», ТК-17 Архангельск и ТК-20 Северсталь, находящиеся в резерве, не будут перевооружены новой БРПЛ «Булава». Однако их можно было модифицировать, чтобы нести крылатые ракеты или положить шахты, или могли использоваться в специальных операциях. В конце июня 2009 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил журналистам, что две субмарины будут зарезервированы для возможного будущего ремонта и модернизации. В мае 2010 года главком ВМФ сообщил, что российские подводные лодки класса «Тайфун» останутся на вооружении ВМФ до 2019 года. В сентябре 2011 года Минобороны России приняло решение о списании всех проектов 941. Акула атомные подводные лодки с баллистическими ракетами до 2014 года. Корабли класса «Тайфун» – это ограничения, наложенные на Россию Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений, и успешные испытания новых Подводная лодка типа “Борей”.

Несмотря на то, что они заменяют многие типы подводных лодок, подводные лодки класса Borei немного короче, чем подводные лодки класса Typhoon (170 м (560 футов) в отличие от 175 м (574 футов)), и имеют меньший экипаж (107 человек вместо до 160). Эти изменения были частично направлены на снижение затрат на строительство и обслуживание подводных лодок. Кроме того, США и Канада предоставили 80% средств для слом старые подводные лодки класса «Тайфун», что делает строительство новой подводной лодки гораздо более экономичным.Однако, по данным других источников в Минобороны, такого решения принято не было; в этом случае подводные лодки останутся в составе ВМФ России.

В 2013 году государственное агентство «РИА Новости» объявило, что в 2018 году ВМФ утилизирует два «Тайфуна». Это будут ТК-17. Архангельск и ТК-20 Северсталь. По состоянию на 2017 год решение об утилизации ТК-17 и ТК-20 еще не принято.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Актуальный статус

Все шесть подводных лодок типа «Тайфун» были переданы в состав 18-й дивизии подводных лодок Северного флота . Они базируются в бухте Нерпичия на военно-морской базе Западная Лица , полностью переоборудованной в 1977 году для размещения стратегического командного центра дивизии «Тайфун». Были установлены новые доки, а база была оборудована ракетно-транспортной машиной Р-39 и внушительным порталом для погрузки ракет на борт, а также комплексом текущего ремонта (плавучий док) и зданиями, в которых размещались береговые ремонтные бригады.

Как и западные подводные лодки, каждая подводная лодка класса «Тайфун» укомплектована двумя экипажами. Тайфуны обладают самой высокой мощностью Северного флота. Действительно, в то время, когда действовали шесть «Тайфунов», два постоянно находились в море и каждый совершал в среднем от трех до четырех трехмесячных патрулей в год.

В 1989 году строительство седьмого «Тайфуна», ТК-210, было отменено, и он был демонтирован до завершения. Для одних финансовые проблемы России были решающими в этом выборе, для других – двусторонние договоры о разоружении SALT I и SALT II . Политическая ситуация в Российской Федерации между 1990 и 2000 годами, безусловно, оставила северный флот в плачевном состоянии с недостаточным текущим бюджетом для поддержания флота в рабочем состоянии.

По тем же причинам ТК-202, затем ТК-12 и, наконец, ТК-13 исключены из списка действующих кораблей ВМФ. Это решение, в частности, сопровождает приход к концу срока службы ракеты Р-39, которой они оснащены. В марте 2009 года все три были демонтированы, в том числе один – благодаря американским и канадским фондам.

21 мая 2013 года Россия объявила о выводе и демонтаже ТК-17 Архангельск и ТК-20 Северсталь . В строю останется только ТК-208 Дмитрия Донского , модернизированный для испытаний баллистических ракет.

В период с 2000 по 2010 год, в ожидании разоружения тайфунов, верфи Рубина изучали возможные варианты капитального ремонта, чтобы превратить их в подводные грузовые суда минерального сырья, что позволило бы открыть горнодобывающие или сталелитейные предприятия, порты которых заблокированы льдом. месяцев в году, оснащая доступные терминалы под водой. Эти проекты больше не актуальны.

На начало 2021 года (дата написания данного параграфа) ТК-208 «Дмитрий Донской» все еще находится на вооружении. В 2017 году он участвовал в военно-морском параде в Кронштадте перед Санкт-Петербургом. Российские власти планируют положить конец его карьере к 2025 или 2026 году. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» по-прежнему стоят в порту Северодвинска. Двадцать люков ракетных шахт на двух кораблях были сняты, но демонтажные работы не начались. Национальный морской музей в Лондоне разработал проект по интеграции TK-17 или TK-20, но формально ничего не было оформлено.

В начале мая 2021 года (дата написания этого параграфа) российские военно-морские источники сообщили, что личный состав флота планирует вывести из строя ТК-208 «Дмитрий Донской» при исчерпании его текущего ядерного топлива, что должно произойти в г. 2025. Потом его разберут. Причины в основном бюджетные, новая модернизация корабля, требующая затрат, считается нецелесообразной. Кроме того, увеличение количества новых единиц класса «Борей» также узаконивает вывод ТК-208. Напомним, изначально планировалось, что подлодки класса «Борей» полностью заменят «Тайфуны» в период с 2017 по 2018 год.

Технические характеристики

Открытые пусковые шахты

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 являются самыми выдающимися в мире. Гигантские размеры в сочетании с надежной компоновкой и огневой мощью делают любой такой крейсер надежным средством ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Атомная электростанция относится к модульному типу. Он состоит из двух водоохлаждаемых реакторов ОК-650 на тепловых нейтронах. Тепловая мощность каждой составляет 190 МВт, общая мощность вала — 2х50000 л.с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинные установки. Каждый из них расположен в кормовых отсеках главных корпусов, что повысило живучесть подводной лодки. Двухкаскадные резиновые кабельные демпферы и блоки обеспечивают виброизоляцию агрегатов, снижая общий уровень шума.

Движитель

«Акула» имеет два низкоскоростных семилопастных винта фиксированного шага. Для снижения создаваемого шума пропеллеры помещены в кольцевые кожухи (фенестроны).

Резервные средства движения

Резервные двигательные средства подводной лодки проекта 941 включают два дизель-генератора ASDG-800 мощностью 800 кВт, два двигателя постоянного тока мощностью 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены два подруливающих устройства с двигателями мощностью 750 кВт и поворотные подруливающие устройства. Они расположены в носовой и кормовой частях.

Радиоэлектронное оборудование

Изначально Shark был разработан для полярной службы.

  • Омнибусная боевая информационно-управляющая система;
  • Гидроакустическая система «Скат-КС», которая на ТК-208 была заменена на «Скат-3»;
  • Гидроакустическая станция поиска мин MG-519 «Арфа»;
  • Эхолот MG-518 «Север»;
  • Радиолокационная система МРКП-58 «Буран»;
  • Навигационная система «Симфония»;
  • Комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • Телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и обозначения целей на глубине 150 м, а также подо льдом.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Подводные лодки «Акула» имеют следующие скорости

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • скорость подводной лодки — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономная навигация — до 6 месяцев.

Глубины погружения

Подводные лодки проекта 941 могут погружаться на глубину до 500 м. Оперативная глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается до 150 м, баллистические ракеты могут быть выпущены до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 следующие:

  • длина ватерлинии — 172,8 м;
  • Ширина корпуса — 23,3 м
  • Осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам, «Акула» — это самая большая в мире подводная лодка, специально предназначенная для перевозки ракет Р-39, с экипажем 160 человек, включая 52 офицера.

Основные характеристики

  • Тип корабляТРПКСН
  • Обозначение проекта941 «Акула»
  • Разработчик проектаЦКБМТ «Рубин»
  • Главный конструкторС. Н. Ковалёв
  • Классификация НАТОSSBN «Typhoon»
  • Скорость (надводная)12 узлов
  • Скорость (подводная)25 узлов (46,3 км/ч)
  • Рабочая глубина погружения400 м
  • Предельная глубина погружения500 м
  • Автономность плавания180 суток (6 месяцев)
  • Экипаж160 человек (в т.ч. 52 офицера)

Размеры

  • Водоизмещениенадводное23 200 т
  • Водоизмещение подводное48 000 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ)172,8 м
  • Ширина корпуса наиб.23,3 м
  • Средняя осадка (по КВЛ)11,2 м

Силовая установка

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000 – 50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт

Резервные:

  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение

  • Торпедно-минное вооружение6 ТА калибра 533 мм;
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,УСЭТ-80 или ракето-торпеды«Водопад»
  • Ракетное вооружение20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО8 ПЗРК «Игла»

Технические характеристики

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания — до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное — 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии — 172,8 м;
  • ширина корпуса — 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

U-31

Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.

Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.

Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.

Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.

Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.

В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.

В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.

I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.

В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.

Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Сравнение размеров

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Первая Акула

Экипаж и условия для несения службы

В составе экипажа лодки:

  • 108 матросов;
  • 52 офицера.

Для каждой из двух категорий служащих есть две кают-компании

Важно отметить, что экипаж размещается в условиях повышенного комфорта. Служить на лодках типа «Акула» считается престижным

Между собой матросы сравнивают их с отелем «Hilton».

Зона отдыха АПЛ «Акула»

Для экипажа на борту предусмотрены следующие удобства:

  • «живой уголок»;
  • просторная столовая зона, которая служит и кинозалом;
  • музейная экспозиция;
  • спортзал;
  • сауна;
  • глубокий бассейн размером 4 на 2 метра, заполняющийся морской водой, с подогревом;
  • фотолаборатория.

Интересный факт: все, кто погружается впервые, должны пройти особый ритуал посвящения: выпить кружку забортной воды и поцеловать раскачивающуюся булаву или кувалду. Президент России, В. Путин, оказавшись на лодке, также прошел старинный обряд.

Матросы отмечают, что пользоваться сауной и залом в течение длительного похода почти не удается из-за плотного графика, а при нахождении на базе доступ к ним не ограничен.

История создания

Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.

Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий