Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

Защита Владивостока

В порту мастера починили «Рюрик». Крейсер (тип которого был броненосный) пополнили продовольственными запасами, и он вновь отправился в путь. Начался второй поход. В море японских кораблей не было. Но даже этот вояж российской эскадры заставил противника перебросить часть своих сил, чтобы устрашить русских.

В марте вражеская эскадра, покинув Желтое море, направилась к острову Аскольд в заливе Петра Великого недалеко от Владивостока. В отряде были новейшие японские башенные крейсера «Адзума», «Идзумо», «Якумо» и «Ивате». Их сопровождало несколько легких кораблей. Эскадра открыла огонь по Владивостоку. Снаряды до города не долетели, но жители были не на шутку напуганы. «Рюрик» снялся с якоря в порту уже через десять минут после того, как прозвучали первые залпы. В бухте стояли льды. Они помешали быстро выйти из порта. Отряд крейсеров оказался в Уссурийском заливе в тот момент, когда японцы уже покидали свои позиции. Наступали сумерки, и корабли, пройдя еще двадцать миль и завидя противника на горизонте, остановились. Кроме того, во Владивостоке стали опасаться того, что японцы где-то поблизости оставили мины.

История создания

Морскому техническому комитетуКорабль«Рюрика»

Проект предусматривал бронированые траверзы, лучшее бронирование боевой рубки. Вес брони по проекту должен был равняться 2090 т. (включая палубу). Корабль должен был получить четыре дымовых трубы, водотрубные котлы, две маршевые и одну вспомогательную машину, три винта (центральный для вспомогательной машины). По сравнению с «Рюриком» проектом было предусмотрено уменьшение толщины бортовой брони до 127 — 203-мм, бронирование траверзов 178-мм, увеличение бронирования боевой рубки до 305-мм, казематов 127-мм, вооружение должно было составлять 4 х 203-мм, 16 х 152-мм, 13 х 75-мм, 16 х 37-мм, 2 десантных орудия Барановского, 5 надводных торпедных аппарата, два катерных и два аппарата для метания мин.

Инцидент на Кронштадтском рейде

1 октября 1896 года на «России» успешно провели швартовные испытания механизмов, а 5 октября крейсер впервые поднял андреевские флаг, вымпел и гюйс. Согласно первому строевому рапорту командира, на корабле было 598 рядовых, 68 унтер-офицеров и 23 офицера.

Выход на кронштадтский рейд проходил при сильном ветре (порывы до 11 баллов). При приближении к месту стоянки на Большом рейде сильным порывом ветра нос крейсера резко бросило в сторону. Остановить снос корабля не удалось, и его всем бортом прижало к отмели. Волнами крейсер начало бить о грунт — пришлось затопить несколько междудонных отсеков, чтобы смягчить удары. Попытки снять корабль с мели с помощью броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и эскадренного броненосца «Сисой Великий» не увенчались успехом — уровень воды заметно упал, и крейсер плотно сел на грунт.

Утром 27 октября к месту аварии прибыл управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов, который одобрил решение углубить грунт под левым бортом крейсера, чтобы столкнуть его в вырытый рядом канал. В Петербурге, Либаве, Гельсингфорсе начали готовить землечерпательные и землесосные снаряды. В ночь на 29 октября, пользуясь подъёмом воды, предприняли ещё одну неудачную попытку стащить крейсер с мели на буксире.

30 октября на крейсере поднял флаг контр-адмирал В. П. Мессер, принявший на себя руководство работами. К 11 ноября вдоль левого борта крейсера был сделан ров глубиной 7,5—8,5 м. Одновременно грунт выбирали и из-под правого борта. При каждом подъёме воды броненосцы «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» пытались стащить крейсер с мели, но 15 ноября эти попытки были прекращены.

Несмотря на приближение зимы, отказался[кто?] от предложения подготовить крейсер к зимовке во льдах и приказал форсировать дноуглубительные работы. Эти работы продолжались и после того, как Балтику сковало льдом — команда крейсера прорубала во льду проходы для землечерпалок. К 4 декабря до 30 м длины крейсера были уже на чистой воде. На льду в 200 м от борта крейсера установили три деревянных ручных шпиля. В 2 часа утра 15 декабря, с очередным подъёмом воды, шпили привели в действие. За ночь «Россия» подвинулась в сторону на 25 м и почти столько же прошла вперёд. Утром начали продвигать крейсер вперёд, постепенно разворачивая в канал на фарватер. Около 2 ч дня стало ясно, что крейсер уже на чистой воде. В 4 ч он отдал якорь в Средней гавани против Николаевского дока.

Вооружение

Данный крейсер мог развивать максимальную скорость до девятнадцати узлов в час, из вооружения можно назвать пару пушек Барановского, несколько подводных торпедных аппаратов, агрегаты противоминной артиллерии, более пятисот разнокалиберных орудий.

Крейсер «Громобой», вооружение которого слабым не назовешь, «съедал» очень много угля, потому все трюмы были доверху наполнены именно им и боеприпасами. Если говорить о конкретике, то хоть крейсер и стал весить двенадцать тонн вместо запланированных пятнадцати, ему для поддержания полного хода необходимо было в каждый рейс брать не менее 1700 тонн угля.

История службы

Повреждённый крейсер во Владивостоке после боя в Корейском проливе, 1904.

Ремонтные работы в сухом доке во Владивостоке, 1904.

Моряки на броненосном крейсере «Россия». 1908~1909 гг.

  • Переведён с Балтийского моря на Дальний Восток в состав эскадры Тихого океана, где под командованием капитана 1-го ранга А. П. Андреева стал флагманским кораблём Владивостокского отряда крейсеров. За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна.
  • 1 августа 1904 — Бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о. Ульсан. Тяжело повреждён (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установлены 6х152-мм, погонное орудие перенесено на верхнюю палубу.
  • Зима 1904−1905 — Использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лёд у входа в бухту Новик.
  • 1906—1909 — Капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода (отремонтирован корпус, механизмы и устройства, демонтирована средняя машина экономического хода, заменены котлы, облегчён рангоут).
  • 1909 — Зачислен в отряд первого резерва.
  • 1911 — Зачислен в бригаду крейсеров Балтийского моря.
  • Сентябрь 1912 — март 1913 — Поход в Атлантику с учениками школ строевых унтер-офицеров.
  • Сентябрь 1913 — 28 февраля 1914 — Поход в Атлантику с учениками школ строевых унтер-офицеров.
  • 1914 — Флагман 2-й бригады крейсеров Балтийского моря.
  • Сентябрь 1914 — Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника.
  • Январь 1915 — Участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий лёгких сил флота.
  • 1915—1916 — Перевооружён (6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемёта; для установки дополнительных 203-мм орудий срезан полубак).
  • 25 октября 1917 — Вошёл в состав советского Балтийского флота.
  • 22—25 декабря 1917 — В составе отряда крейсеров перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.
  • Май 1918 — Поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту.
  • 1919 — Часть 152-мм орудий передана для обороны Риги.
  • 1 июля 1922 — Продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл».
  • 3 октября 1922 — Сдан «Рудметаллторгу» для разборки.

В конце 1922 года при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина.
Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведён в Киль, где и разобран.

История создания

Предпосылки к созданию

В начале 1860-х годов во всем мире происходил переход от деревянного военного кораблестроения к железному. В 1859 году во Франции был спущен на воду корабль La Gloire смешанной деревянно-железной конструкции — первый в мире мореходный броненосец. Ответом Англии стал Warrior — первый в мире цельнометаллический броненосец, сошедший на воду в конце 1860 года.

Российский флот стремился не отставать от технического прогресса в области кораблестроения; кроме того, резко обострившаяся после начала в 1863 году восстания в Польше политическая ситуация требовала немедленного усиления флота современными кораблями. Учитывая первоочередную задачу обеспечения береговой обороны Финского залива, первыми металлическими броненосными кораблями российского флота стали плавучие батареи и мониторы. В 1861-63 годах для Балтийского флота были заказаны три плавучие батареи («Первенец», «Не тронь меня» и «Кремль»), а также 11 мониторов (10 однобашенных типа «Ураган» и один двухбашенный «Смерч»). Они обладали хорошей защитой и ильным вооружением, но слабой мореходностью, не позволявшей им действовать вдали от берега.

Первыми мореходными броненосными кораблями российского флота стали фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск», деревянные корпуса которых были защищены несколькими рядами броневых плит. Но бесперспективность деревянного кораблестроения была очевидна, и в марте 1864 года, когда «Севастополь» и «Петропавловск» находились еще в стадии строительства, Морским министерством было принято решение о строительстве полностью металлических мореходных броненосных судов — четырех «большого ранга» и четырех «меньшего ранга» (в итоге по программе были построены два броненосных крейсера, четыре броненосца береговой обороны и два монитора). При этом особо оговаривалось, что корабли должны быть построены в России и по возможности из российских материалов.

Проектирование

Учитывая отсутствие в России опыта проектирования и строительства мореходных броненосных кораблей Морское министерство обратилось к английскому предпринимателю и инженеру К. Митчелу. Выбор был не случаен — Митчел был хорошо знаком морскому ведомству как подрядчик при строительстве броненосной батареи «Не тронь меня» и монитора «Смерч». Для рассмотрения предложенных компанией Mitchell & Co проектов и чертежей Морским министерством было создано особое совещательное собрание; одобренные им проекты поступали на рассмотрение Морского технического комитета.

Внимание руководства российского флота привлек проект под литерой «С», представлявший собой казематный броненосец по образцу английского Bellerophon, который на тот момент еще даже не был спущен на воду. Спроектированный Э. Ридом, этот корабль отличался концепцией размещения артиллерии — вместо ее расположения в батарее по всему борту (как на деревянных линейных кораблях) орудия крупного калибра были сконцентрированы в хорошо защищенном каземате в центре корпуса

За счет уменьшения батареи и площади бронирования на Bellerophon удалось уменьшить длину корпуса (что благотворно сказалось на маневренности) и повысить скорость.

Ридом, этот корабль отличался концепцией размещения артиллерии — вместо ее расположения в батарее по всему борту (как на деревянных линейных кораблях) орудия крупного калибра были сконцентрированы в хорошо защищенном каземате в центре корпуса. За счет уменьшения батареи и площади бронирования на Bellerophon удалось уменьшить длину корпуса (что благотворно сказалось на маневренности) и повысить скорость.

Несомненные преимущества проекта «С» привели к его одобрению и решению строительства по нему двух броненосцев — будущих «Князя Пожарского» и «Минина». Изначально эти корабли рассматривались как однотипные, но вскоре после начала строительства «Минин» решили достраивать как башенный броненосец, затем его проект вновь изменили и в итоге оба корабля вступили в строй со значительными отличиями друг от друга.

Модернизации и переоборудования

В 1906-1909 гг. на Балтийском заводе демонтировали машину экономичного хода и бизань-мачта, фок и грот-мачты разнесли к оконечностям, заменили котлы, установили новою систему ПУАО, новые оптические прицелы, новые дальномеры, заменили станки 203-мм орудий на станки с центральным штырем.
В 1915-1916 гг. на корабле срезан полубак, часть 152-мм/45 орудий и 75-мм пушек были заменены на 4 х 203-мм/45, орудия главного калибра составляли 8 х 203-мм/45 и 14 х 152-мм/45, 2 х 47-мм зенитных пушки, 3 зенитных пулемета, устройства для установки мин (крейсер мог загрузить на борт 300 мин), две радиостанции Telefunken, одна радиостанция Maracio, приборы управления огнем, телефоны, приборы гальванической стрельбы, систему продувания стволов орудий.

Примечания

  1. Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
  2. Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
  3. Выполнили строительство «Новгорода»
  4. Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
  5. Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
  6. Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.

  Российский военно-морской флот

Корабли и суда  Надводные корабли • Подводные лодки • Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
История  Мифы о русско-японской войне • Оборонительная операция в Заполярье и Карелии 1941 года • Ленинградская оборонительная операция 1941 года • Раздел Черноморского флота
В культуре Музыка и песни
См. также Российское судостроение

Примечания

  1. Здесь и далее — характеристики приведены по головному кораблю серии на момент включения в списки флота.
  2. Стандартное водоизмещение в тоннах
  3. Скорость в узлах, в скобках приведено значение в км/ч.
  4. Вооружение в формате: (количество орудий) х (калибр, мм). Главный калибр отделён от остального вооружения.
  5. Данные по вооружению приведены на момент включения в списки флота, со временем эти данные изменялись значительно (кроме орудий главного калибра). Также при модернизации изменялись другие характеристики и внешний вид.
  6. Бронирование в формате: 1) главный пояс, 2) палуба, 3) башни главного калибра / барбеты башен главного калибра, 4) ходовая рубка. Всё в мм
  7. Главные размерения — длина, ширина, осадка — в метрах
  8. ПМ — паровая машина,ПТ — паровая турбина,ПТЭ — паровой турбоэлектрический привод.
  9. Суммарная мощность машин в л. с.. Для паровых машин приведена индикаторная мощность, для турбин — мощность на валу, для нереализованных проектов — проектная мощность.
  10. , с. 122—123.
  11. , с. 173.
  12. , с. 123—124.
  13. , с. 174.
  14. , с. 127—128.
  15. ↑ , с. 175.
  16. , с. 128—129.
  17. , с. *.
  18. , с. 176.
  19. , с. 132—134.
  20. ↑ , с. 177.
  21. , с. 134—136.
  22. , с. 121—125.
  23. ↑ , с. 178.
  24. .
  25. , с. 126—128.
  26. , с. 130—131.
  27. , с. 179.
  28. ↑ , с. 135—137.
  29. ↑ , с. 180.
  30. , с. 132—133.
  31. , с. 179—180.
  32. , с. 134—135.
  33. , с. 120.
  34. , с. 137—139.
  35. , с. 121.
  36. ↑ , с. 181.
  37. , с. 139—140.
  38. , с. 122.
  39. , с. 141—142.
  40. , с. 123.
  41. ↑ , с. 182.
  42. , с. 143—146.
  43. , с. 124.
  44. ↑ , с. *.
  45. ↑ , с. *.
  46. ↑ , с. 183.
  47. , с. 184.
  48. ↑ , с. 185.
  49. , с. 302.
  50. , с. 303.
  51. , с. 304.
  52. , с. 325.
  53. , с. 325.
  54. ↑ , с. *.

Описание конструкции

рангоутаводоизмещением

Шесть 120-мм пушек заменили на четыре 152-мм Перемещением пушек и боевой рубки обеспечили нормальные углы возвышения носовых 203-мм орудий. Кормовую 152-мм пушку с батарейной палубы перенесли на палубу. В казематах между орудиями установили 37-мм бронепереборки для защиты прислуги орудий, 76-мм броней защитили кожухи элеваторных шахт. Так же на корабле были установлены патронные 75-мм пушки.

Главный калибр

Обуховском сталелитейном заводе

До 1907 года боекомплект состоял из бронебойных, фугасных и сегментных снарядов. В 1907 году на вооружение принимают снаряды нового образца: фугасный весом 87,8 кг, вес ВВ — 9,3 кг, и полубронебойный весом 106,9 кг, вес ВВ — 9,3 кг.

152-мм/45 – пушка системы Канэрусско-японской войны

Вспомогательная артиллерия

миноносцами

47-мм пушкаHotchkiss et Cie

Орудие комплектовалось русскими и французскими чугунными и стальными гранатами (1,5 кг, вес ВВ около 0,02 кг). Стальная граната пробивала у среза ствола по нормали 88-мм котельного железа.

По окончанию русско-японской войны пушки начали демонтировать с кораблей. Это было связано с недостаточным разрушающим воздействиям на корабли противника.
А по воздействию на живую силу противника данная пушка проигрывала пулеметам из за скорострельности.

Защищенные крейсеры

Крейсер Риурик

Россия почти не разрабатывает защищенные крейсеры – тип кораблей, спроектированных британцами, – скорее она сосредоточится на строительстве броненосных крейсеров. Большинство этих судов официально относятся к крейсерам 1- го  ранга, за исключением нескольких единиц, которые они отнесены к Балтийскому флоту.

Витязь класс

  • Витязь ( Витязь , рыцарь) (1884), проводит экспедицию на Дальний Восток (1886-1889), (1891-1893), был кораблекрушение в Корейском проливе в 1893 году.
  • Рында ( Рында колокол) (1885), предпринимает путешествие на Дальний Восток (1886-1889), (1893-1896), превращается в учебный корабль в 1906 году, демонтировано в 1922 году.

Паллада класс

  • Паллада ( Паллада ) (1899 г.). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1904 гг.), Затоплен в Порт-Артуре в 1904 г., снят с мели японцами, состоял на службе в Императорском флоте Японии под именем Цугару , преобразован в минный заградитель в 1920 г. Японский флот в 1922 году, затонул как корабль-цель в 1924 году.
  • Диана ( Диана ) (1899). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в Сайгоне французскими властями (1904 г.) после битвы на Желтом море, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 г., выведен из состава флота в 1918 г. , демонтирован. в 1922 г.
  • Аврора ( Аврора , Аврора ) (1900). На вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в США (1904 г.), вернулся в строй в 1905 г., участвовал в Октябрьской революции (1917 г.), переоборудован в учебный корабль для курсантов ВМФ СССР ( 1922-1961), корабль-музей с 1948 года на якоре в порту Санкт-Петербург .

Новик класс

  • Новик ( Новик ) (1900) Данциг ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1903–1904), поврежден, во избежание захвата, затоплен в 1904 году у острова Сахалин , снят с мели японцами в 1904 году, служил в Императорском флоте Японии как легкий крейсер. под названием Suzuya , разобран в 1913 году.
  • Боярд ( Боярин , Boyarine ) (1901- Копенгаген ). В строю на Дальнем Востоке (1903–1904), затоплен на мине у въезда в Порт-Артур в 1904 году.

Богатырь класс

Крейсер Аскольд (1900)

  • Богатырь ( Богатырь ) (1901- Штеттин ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902–1906), совершал экспедицию в Средиземное море (1907–1910), в 1918 г. выведен из состава ВМФ СССР, в 1922 г. распущен.
  • Очаков ( Очаков ), переименованный в 1906 году в Кагул ( Кагул ). Был назначен на Черноморский флот (1902 г.), в 1912 г. принадлежал Русскому спасательному обществу, принял имя Кавказ . Переименован в Отчаков в 1917 году, захвачен немцами в 1918 году, захвачен Великобританией и передан Белой армии флоту генерала Врангеля , крещеного генерала Корнилова ( Генерал Корнилов ), интернированного французскими властями в Бизерте в Тунисе , сдался Советскому Союзу. ВМФ 1924 г., разобран в 1933 г.
  • Pamiat Merkouria ( Память Меркурия , Меркурий Мемориал ), ранее Kagoul ( Кагул ) в 1906 году . На вооружении Черноморского флота (1902 г.). Разрушенная английскими войсками в 1919 году , отремонтирован, превращается в легкий крейсер, она служила в ВМФ СССР под названием Коминтерн ( Коминтерн ) (1922), выведенныхэксплуатации в 1922 году, отремонтирован в 1923 году, служилкачестве учебного корабля после 1930 и участвовал во время Второй мировой войны .
  • Олег ( Олег ) (1903). Отправленный на Дальний Восток в 1905 году, флагманский корабль контр-адмирала Оскара Адольфовича Энквиста в Цусимском сражении (1905), интернированный Соединенными Штатами в конце битвы, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 году. экспедиция в Средиземное море в 1900 г., торпедирована в 1919 г., расформирована в 1938 г.

Изумруд класс

  • Жемчуг ( Жемчуг , жемчуг) (1903 г.). Служил на Дальнем Востоке (1905-1914), интернирован Соединенными Штатами после Цусимского сражения (1905), возобновил службу в Российском императорском флоте в 1905 году, служил в Сибирской флотилии, потоплен в битве при Пенанге в1905 году.1914 г.
  • Изумруд ( Изумруд , изумруд) (1903). Ее отправили на Дальний Восток в 1905 году , во избежание захвата японскими войсками, в 1905 годузатопили, затонувшее судно обнаружили водолазы в 1989 году .

Тактико-технические характеристики крейсера Россия

— Изготовитель: Балтийский завод — Строительство начато: 20 ноября 1893 года — Спущен на воду: 30 апреля (12 мая) 1895 года — Введён в эксплуатацию: 13 сентября 1897 года — Выведен из состава флота: 1 июля 1922 года — Статус: Разобран на металл

Водоизмещение крейсера Россия

— нормальное: 13060 т, полное: 15600 т (на 1914 г.)

Размеры крейсера Россия

— Длина: 144,2 — Ширина: 20,9 — Высота: 8 м

Двигатели крейсера Россия

— 3 паровые машины, 32 котла Бельвиля — 17 680 л. с. (13 МВт) — 2200 т угля

Скорость крейсера Россия

— 19,74 узла (36,6 км/ч) (к 1914 примерно 18 узл)

Дальность плавания крейсера Россия

— 7740 морских миль на 10 узлах, 5040 морских миль на 12 узлах

Бронирование крейсера Россия

— пояс — 152-203 ( в корме — 127) мм, носовой траверз — 178 мм, гласис — 127 мм, кожухи дымоходов — 76 мм, казематы — 12,7 мм, щиты орудий — 25-31 мм, траверзы батареи — 38 и 127 мм, палуба — 51 мм, карпасная палуба в носу — 63-76 мм, рубка — 305 мм.

Вооружение крейсера Россия

— 4 × 203-мм/45, — 16 × 152-мм/45, — 12 × 75-мм/50, — 20 × 47-мм, — 18 × 37-мм, — 2 десантные пушки Барановского — 5 надводных 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 782 чел (фактически до 1080 чел).

Постройка

Постройка крейсера затягивалась из-за проектных неувязок, необходимости строительства крытого каменного эллинга и перестройки судостроительной мастерской. Тем не менее, к моменту официальной закладки 20 мая 1895 года в составе корпуса на стапеле было более 1400 т металла, включая 31-тонный бронзовый форштевень. В августе установили двойной ахтерштевень с рулевой рамой, к осени — кронштейны гребных валов. Тогда же стальной корпус стали обшивать деревом и медью. В октябре начали прибывать заказанные во Франции водотрубные котлы Бельвиля. Как раз в это время в мастерских завода завершали сборку главных машин.

Завод рассчитывал подготовить крейсер к ходовым испытаниям к осени 1896 года с тем, чтобы окончательно сдать его в 1897 году, но министра Н. М. Чихачёва эти сроки не устраивали, и он требовал завершить все испытания и подготовить крейсер к плаванию уже в октябре 1896 года, хотя Обуховский завод обещал поставить 152-мм пушки не ранее апреля 1898 года. Однако изготовление орудий и минного вооружения ускорили. Часть гарвеированных броневых плит заказали (с переплатой за срочность) в США на заводе Карнеги.

Форсирование работ сделало возможным его спуск на воду 30 апреля 1896 года, после чего начались работы по установке броневых плит, продлившиеся до конца лета. Чтобы крейсер не застрял на всю зиму в Кронштадте, завершение работ решили провести в незамерзающем порте Либава, для чего порт срочно пришлось дооборудовать. Наблюдать за достройкой крейсера в Либаве назначили младшего помощника судостроителя А. И. Моисеева.

Рождение легких сил

Именно Россия стояла у истоков миноносного флота: здесь увидели перспективу оружия, способного поразить противника в подводную часть корпуса. Уже в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по предложению вице-адмирала Попова велось усиленное строительство прибрежных носителей шестовых и самодвижущихся мин (так в ту пору называли торпеды) — миноносок. Построено их в разных сериях было 100 штук. Наряду с видимыми достоинствами был и недостаток — малый радиус действия.

Миноноска № 61 типа «Дракон». 1885. Интересно, что вопреки сложившейся уже тогда практике данный прибрежный корабль вооружен минными аппаратами, которые применяли исключительно в русском флоте не для стрельбы, а для метания мин (торпед)

Стремясь исправить это, русское командование пошло двумя путями. В 1877 г. на петербургском заводе Берда построили первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Он был похож скорее на торговое судно, чем на боевой корабль. Да и скорость — 12 узлов — явно не соответствовала задачам быстрого удара по эскадрам противника.

В 1880 г. в Англии был заказан для русского флота мореходный миноносец «Батум». Условия для известного британского кораблестроителя Ярроу стояли крайне жесткие — создать корабль, способный на сильном волнении держать скорость 20 узлов, при этом его дальность плавания должна была позволить перейти из Англии в Севастополь. Хотя британские судовладельцы постоянно обманывали свое Адмиралтейство, с русским заказом сделать это было невозможно. В результате на воду спустили корабль, мореходность которого стала нарицательной. До сего дня в Королевском флоте способность боевых кораблей ходить по бурному морю оценивают по типу «Батума».

«Батум» — основоположник целого поколения русских миноносцев

Эскадренный миноносец «Буйный» — типичный представитель класса мореходных миноносных судов начала ХХ в. 1901–1905

Этот миноносец послужил прототипом для различных серий аналогичных кораблей в ряде флотов мира, и, развивая его, русский флот к концу века получил несколько серий мореходных миноносцев, способных на скорости более 20 узлов действовать с эскадрой броненосцев и крейсеров, что и проявилось в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Правда, к ее началу у российского флота было и секретное оружие — первые, но уже пригодные для боевого применения подводные лодки.

Русский военный флот четверть века (1880-1905) осваивал подводные силы. И если первые серийные субмарины России были способны лишь на защиту гаваней, то к началу войны с Японией в 1904-1905 гг. ее подводные лодки уже стали наступательным оружием, пусть лишь теоретически.

Памятник первой серийной подводной лодке конструкции С. К. Джевецкого в Гатчине. Всего было построено 50 единиц

Минный (торпедный) аппарат (вверху) и типичная торпеда Уайтхеда

Поделиться ссылкой

Номер один: “Петр Великий”

Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.

История корабля

Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.

На сегодняшний день, этот тяжелый атомный крейсер является самым большим не авианесущим кораблем в мире.

К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.

На счету корабля несколько интересных достижений:

  • первым обнаружил место крушение подлодки “Курск”;
  • снимался в фильмах;
  • задержал несколько суден сомалийских пиратов;
  • входит в список самых смертоносных боевых кораблей мира.

“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.

Характеристики самого большого корабля

Боевая численность судна насчитывает свыше тысячи человек

Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:

  • 250 метров в длину;
  • 25 метров в ширину;
  • почти 60 метров в высоту;
  • водоизмещение – до 25 тыс.тонн;
  • 60 суток автономного плавания.

Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.

Интересно! Другие страны, в частности США, отказались от использования таких крейсеров, так как в случае повреждения корабль представляет опасность для своей же команды.

Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.

Конструкция

Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.

Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:

  • 1600 помещений;
  • 30 кубриков;
  • 140 одноместных и двухместных кают для офицеров;
  • 15 душевых;
  • 2 бани;
  • сауна и бассейн;
  • медицинский блок на 2 уровня;
  • кабинеты диагностики;
  • спортзал;
  • телестудия;
  • салон отдыха для адмиралов с бильярдом и роялем.

Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий