Предпосылки к созданию
В годы Первой мировой войны подводные лодки стали принципиально новым классом кораблей, внёсших революционные изменения в тактику и стратегию войны на море. При этом в тот период времени практически не существовало эффективных способов обнаружения и борьбы с подводными лодками в погружённом состоянии. В межвоенный период широкое распространение получили гидрофоны, позволявшие обнаружить шумовой след лодок и глубинные бомбы для их уничтожения. Во время Второй мировой войны стали широко применяться радары, противолодочная авиация, радиоэлектронная разведка, что в комплексе повысило эффективность обнаружения подводных лодок, а для их уничтожения применялись как глубоководные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды.
После окончания войны задачи по обнаружению подводных лодок выполнялись самыми различными средствами, от пассивных гидроакустических стационарных систем SOSUS до специальных противолодочных подводных лодок типа Barracuda. Однако для уничтожения лодок продолжали применяться устаревшие типы вооружения, имеющие ограниченную дальность поражения. С появлением атомных подводных лодок с атомным оружием на борту их уничтожение с помощью обычных противолодочных торпед значительно усложнилось из-за роста скоростей субмарин.
Для повышения эффективности противолодочного вооружения его стали оснащать ядерными боевыми частями. Это позволило снизить требования к точности, так как ядерный взрыв имеет значительный радиус поражения. Для доставки ядерных зарядов использовались как обычные торпеды, так и ракеты, имевшие более высокую скорость и дальность полёта. Противолодочные ракеты запускались с надводного корабля или подводной лодки, находящейся в погружённом положении и по баллистической траектории достигали местоположения цели. В заданной точке от ракеты отделялась головная часть, которая погружалась в воду и на заданной глубине производился подрыв ядерного заряда. Фактически противолодочные ракеты представляли собой доставляемые по воздуху глубоководные мины. Высокая скорость полёта и относительная скрытность пуска снижали вероятность совершения маневра уклонения целью.
Со временем для повышения эффективности противолодочные ракеты стали оснащаться маневрирующей головной частью, которая фактически представляла собой малогабаритную торпеду. Возможность применения маневрирования после погружения в воду позволяло поражать подводную лодку даже в случае её уклонения или нахождения на большой глубине. После отделения от ракеты и погружения в воду торпеда осуществляет самостоятельный поиск цели, двигаясь по кругу с постепенным погружением. При обнаружении цели происходит её захват системой наведения, сближение и подрыв боевой части, в которой может использоваться обычное взрывчатое вещество. Таким образом сочетание ракеты и торпеды на текущий момент времени является одним из наиболее эффективных способов уничтожения подводных лодок.
Модификации
После испытаний у руководства флотом появилось предложение доработать комплекс таким образом, что бы появилась возможность его установки на надводные корабли, в результате чего был разработан комплекс РПК-6М.
Модифицированный вариант, предназначенный для надводного пуска, получил обозначение «Водопад-НК». В качестве носителя использовались сторожевые корабли проекта 11540, для чего на них в кормовой части устанавливались специальные пусковые установки. При пуске ракеты, имевшей обозначение 83РН или 84РН, у неё раскрываются рули, она погружается на несколько метров под воду, после чего производится запуск ракетного двигателя в стартовом режиме. После разгона ракета выходит из воды и двигатель переходит в маршевый режим, далее движение происходит аналогично базовому варианту.
Возможно, ведутся разработки ракеты 91Р, которая в дальнейшем послужила частичной основой для создания ракетного комплекса «Ответ».
Сравнительные характеристики ракето-торпедных комплексов
Сравнительные характеристики иностранных ракето-торпедных комплексов | ||||||||||
Модель | AUM-N-2 Petrel | RUR-5 ASROC | RUM-139 VLA ASROC | Ikara | Malafon | Otomat Milas | UUM-125 Sea Lance | Type 07 | CY-1 | Hong Sang Eo |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Изображение | ||||||||||
Разработчик | США | США | США | Австралия Великобритания | Франция | Франция Италия | США | Япония | КНР | Республика Корея |
Начало испытаний | 1951 | 1960 | 1986 | 1960 | 1966 | 1971 | 1982 | 1991 | ???? | 1999 |
Носители | Lockheed P-2 Neptune | USS Norfolk, типов Gearing, Spruance, Lütjens, Restigouche, фрегаты типа Knox, крейсера типа Belknap | типа Arleigh Burke, крейсеры типа Ticonderoga | Фрегаты типов River, Leander, типа Perth, Bristol | типов Surcouf, фрегаты типов La Fayette | Фрегаты типа FREMM типа Durand de la Penne, Type 212A | типов Akizuki, Asahi, Maya | типа фрегаты типов Type 053, Type 054, Type 039, Harbin SH-5вертолёт Harbin Z-9 | типов Chungmugong Yi Sun-sin, Sejong the Great | |
Калибр , мм | 571 | 324 | 324 | 324 | 533 | 324 | 324 | 324 | 324 | 324 |
Тип торпеды | Mark 21 Mod 2 | Mark 46 | Mark 46Mark 54 | Mark 44Mark 46 | L4 | MU90 Impact | Mark 50 | Type 12Type 97 | ET52Yu-7 | K745 ChungSang Eo |
Дальность, км | 32 | 9,7 | 28 | 19 | 13 | 35 | 65 | 30 | 20 | 19 |
Наведение | ||||||||||
Тип | фугасная | фугаснаяядерная | фугасная | фугаснаяядерная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная |
Сравнительные характеристики ракето-торпедных комплексов СССР и России | |||||||||
Модель | РПК-1 «Вихрь» | РПК-2 «Вьюга» | УРПК-3 «Метель» | РПК-6 «Водопад» | РПК-5 «Ливень» | РПК-7 «Ветер» | УРК-5 «Раструб-Б» | РПК-9 «Медведка»/«Метелица» | «Ответ» |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Изображение | |||||||||
Обозначение НАТО | FRAS-1 | SS-N-15 Starfish | SS-N-14 Silex | SS-N-16 Stallion | SS-N-16 Stallion | SS-N-27 Sizzler | |||
Начало испытаний | 1964 | 1965 | 1968 | н.д. | 1975 | 1975 | 1975 | 1978 | 2019 |
Носители | пр.1123 «Кондор»пр.1143 «Кречет» | пр. 705 «Лира»пр. 671 «Ёрш»пр. 671РТ «Сёмга»пр. 671РТМ(К) «Щука»пр. 971 «Щука-Б»пр. 661 «Анчар» | пр.1134А «Беркут-А»пр.1134Б «Беркут-Б»пр.1144 «Орлан» | пр. 671РТМ(К) «Щука»пр. 971 «Щука-Б»пр. 941 «Акула»пр. 945 «Барракуда»пр. 949 «Гранит» | пр. 11540 «Ястреб»пр.1124 «Альбатрос» | пр. 671 «Ёрш» | пр.1134А «Беркут-А»пр.1134Б «Беркут-Б»пр.1155 «Фрегат» пр. 1135 «Буревестник»пр.1144 «Орлан» | пр.1141 | |
Калибр , мм | 533 | 533650 | 533 | 400 | 282 | 400 | 400 | 324 | 533 |
Тип торпеды | АТ-2УМ | УМГТ-1 | УМГТ-1 | УМГТ-1 | МПТ-1УЭ | МПТ-1УММПТ-1УМЭ | |||
Тип ракеты | 82Р | Д-95АД-95Б81РА(81Р)Д-93У81РТ | 84Р | 83Р84Р | 87Р89Р | 88Р100РУ | 85РУ | 87Р | 91РЭ1 |
Дальность, км | 24 | 42 | 50 | 50 | 9,3 | 100 | 90 | 20,5 | |
Наведение | инерциальное | инерциальное | |||||||
Тип | ядерная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугасная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугасная | фугасная |
Крылатая ракета средней дальности П-120 «Малахит»
Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) Машиностроение (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П 70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1.5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.
ОТ «АМЕТИСТА» К «МАЛАХИТУ»
Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году).
Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.
Читать: Конструкция пистолета МСП «Гроза»
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Ракета П 120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг. а осколочно-фугасная боевая часть — 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки.
Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81 возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627± 15 кг, а в снаряженном — 2776±25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс а на маршевом участке — 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2 °С и 360 с — при температуре +32 °С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70). Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге.
Читать: ТОС-1 А «Солнцепек»
С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация Малахита, была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления Дунай-1234, усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка.
Несмотря на то что в 1991 -1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120 были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.
Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.
Читать: ЗРК PAAMS
Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража — Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.
Конструкция
Ракета КСР-2
сходна по схеме с ракетой КС-1 и конструктивно включала подобные агрегаты — крыло и оперение стреловидностью 55°, цельнометаллический сигарообразный фюзеляж но без воздухозаборника и менее в диаметре. Крыло складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы. Носовой радиопрозрачный обтекатель из двух слоёв стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем.
Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М
, с дальностью захвата до 160 км. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типаФК-2 . Последняя имела 681 кг взрывчатого вещества при общем весе 840 кг и пробивала 300-мм корабельную броню.
Затем в ракете располагались: бак окислителя ёмкостью 990 литров (1570 кг) и бак горючего на 630 л (530 кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02
, известный как«самин» (смесь ксилидина и изомерных триэтиламинов в соотношении 1/1, разработанная в Германии, сокращение«ТГ» расшифровывается как«трофейное горючее» ). Окислитель АК-20И — 20 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте с ингибитором коррозии. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРДС2.721В (С5.6.000 ) турбонасосным агрегатом.
Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматичским автопилотом АП-72-4
, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500 сек. работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.
ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400—1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч. На удалении 15 км от цели происходила перенастройка ГСН и ракета переводилась автопилотом в пологое пикирование.
Модернизированная ракета КСР-2М
предназначена для низковысотных пусков. Автопилот сокращал просадку ракеты после отцепки до 150—200 м. Ракета после запуска ЖРД плавно набирала высоту более высоты самолёта-носителя 500—800 м, затем переходя на наклонную траекторию с управлением от ГСН, при этом практическая дальность пуска не превышала 70-80 км.
На базе КСР-2
была разработана и применялась крылатая ракета-мишеньКРМ-2 .
Носителем ракеты КСР-2
являлись переоборудованные и доработанные ракетоносцы Ту-16КС (50 машин) и бомбардировщикиТу-16А (155 машин). Доработанный ракетоносец получил индексТу-16КСР-2 . В дальнейшем были доработаны подКСР-2 и близкую по конструкции КСР-11 ещё 156 бомбардировщиков, а также носители ракетКС-1 (Ту-16КС), спасателиТу-16С (вТу-16К-11-16 ). Всего под комплексыК-11 иК-16 прошёл доработку 441 самолёт, из которых 211 несли службу в Дальней авиации и 230 — в Морской.
Конструкция и принцип работы
Движители
Противолодочная торпеда УМГТ-1
Ракетная часть имеет твердотопливный ракетный двигатель на смесовом топливе. Двигатель может работать в двух режимах, стартовом и маршевом. Управление движением осуществляется с помощью решётчатых рулей. После выхода из воды двигатель переключается из стартового в маршевый режим и обеспечивал движение по баллистической траектории до места сброса. Скорость полёта может достигать 2 или 2450 км/час.
Торпеда УМГТ-1 калибра 400 мм имеет электрический двигатель и водно-химический источник тока с серебрянно-магниевой батареей, активируемой забортной морской водой. Она развивает скорость 41 узел и имеет дальность хода 8 км на глубине до 500 м. Особенностями торпед такого типа является малая шумность, отсутствие следа и ограниченная применяемость в малосолёной воде, что исключало их использование, например, в водах Балтийского моря. Торпеда оснащается активно-пассивной системой самонаведения с радиусом действия 1 500 м.
Система наведения и маневрирования
Пуск ракет комплекса “Водопад-НК” из торпедных аппаратов БПК пр.11551
Наведение производится по ориентировочным данным, полученным от гидроакустического комплекса, которые вводятся в систему управления АПП-2 через устройство сопряжения АЭРВД-100. После пуска управление осуществляется инерциальной наводящей системой.
Пуск осуществляется из 533-мм торпедного аппарата сжатым воздухом. После пуска происходит раскрытие решетчатых рулей и включение стартово-маршевого ракетного двигателя. Первая часть траектории проходится под водой, её продолжительность определяется необходимой дальностью стрельбы. Затем ракета выходит из воды и осуществляется полёт по баллистической траектории. При достижении места сброса торпедной части она отделяется от ракетного носителя и на парашюте опускается в воду. При погружении происходит активация серебряно-магниевой батареи забортной водой, которая вырабатывает питание для одновального электрического двигателя. Одновременно с запуском двигателя торпеды включается активно-пассивная система наведения. При обнаружении цели торпедная часть наводится на неё, при отсутствии цели движение производится в режиме поиска.
Взрывчатая часть
Торпедная часть оснащалась либо обычной фугасной боевой частью весом 60 кг в варианте 83Р, в варианте 84Р использовалась ядерная глубинная бомба. Активация глубинной бомбы производилась на глубине 200 м. При мощности 200 кт уничтожение или нанесение серьёзных повреждений подводным лодкам гарантировалось в радиусе нескольких километров от точки подрыва.
Статьи по Теме
- РПК-6 Водопад / РПК-7 Ветер
- Противокорабельный комплекс Метель
- П-120 Малахит
- CY-1
- СУБРОК
- Копье граната
Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначения НАТО ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” | Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь ) • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 ) • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб ) • Шило AA-4 • Ясень AA-5 • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий ) • R-23 ( AA-7 Apex ) • R-60 ( AA-8 Aphid ) • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos ) • R-27 ( AA-10 Alamo ) • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer ) • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder ) • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow ) | ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” | КС-1 Комет ( Питомник АС-1 ) • К-10С ( АС-2 Киппер ) • Х-20 ( АС-3 Кенгуру ) • Х-22 ( Кухня АС-4 ) • КСР-2 ( АС-5 Кельт ) • KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) • Kh-23 ( AS-7 Kerry ) • Kh-28 ( AS-9 Kyle ) • Kh-25 ( AS-10 Karen ) • Kh-58 ( AS-11 Kilter ) • Х-25 ( АС-12 Кеглер ) • Х-29 ( АС-14 Кедж ) • Х-55 ( АС-15 Кент ) • Х-15 ( АС-16 Отдача ) • Х-31 ( АС-17 Криптон ) • Х-59 ( АС-18 Казу ) • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала ) • Х-35 ( Байдарка АС-20 ) • Х-47М2 ( Кинжал ) | ||||||
Зенитные ракеты |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” |
| ||||||
Код НАТО в курсивом |
Проектирование и испытания
Лев Вениаминович Люльев
Разработка комплекса велась в соответствии с правительственным Постановлением, вышедшем в конце 1969 года. Главным конструктором был назначен Лев Вениаминович Люльев, разработка велась в ОКБ-8. Пуск ракеты должен был осуществляться с помощью торпедных аппаратов калибра 533 мм. Велась параллельная разработка двух вариантов комплекса – 83Р с самонаводящейся торпедой УМГТ-1 и 84Р с ядерной боевой частью класса «вода ─ воздух ─ вода». В обоих случаях дальность полёта должна была составить 50 км.
По сравнению с предшественниками, разрабатываемый комплекс должен был иметь увеличенные глубину пуска, дальность стрельбы и сокращённое время подготовки к старту. Способ пуска напрямую повлиял на внешний облик и массо-габаритные характеристики изделия.
Разработка комплекса шла со значительными проблемами, связанными, в том числе, с большим числом задействованных смежных организаций и уникальностью проводимых работ. Отдельные составные части комплекса разрабатывались обособленными организациями. Торпеда УМГТ-1 разрабатывалась в ЦНИИ «Гидроприбор», а её водомётный движитель в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Разработка инерциальной системы наведения ракетной части выполнялась авиационным НИИ-25, специальной боевой части – ВНИИА. В 1976 году правительством были установлены более жёсткие сроки на проведение работ.
Стендовые испытания комплекса проводились на специальном статическом комплексе «Водопад» разработанном СКБ-143. Для лётно-конструкторских и приёмных испытаний была произведена доработка подводных лодок проектов и . Лодка С-49, получившая после модернизации индекс 633РВ, была доработана на заводе «Красное Сормово» 30 ноября 1972 года. Доработка лодки С-11 была произведена в 1982 году.
РПК-5 Ливень РБУ-10000
Ракетный противолодочный комплекс. Количество направляющих ПУ — 6. РПК «Ливень» разработан Московским институтом теплотехники, главный конструктор Н.П.Мазуров (группа разработчиков удостоена Государственной премии СССР за его создание) по решению ВПК при СМ СССР от 2 июля 1969 г. и по решению ВПК при СМ СССР №241 от 12.09.1972 г. Комплекс предназначен для поражения подводных лодок и торпед. Эскизный проект комплекса принят в 3-м квартале 1971 г. Бросковые испытания ракет с макетами гравитационных снарядов РПК по ПЛ-мишени пр.690 проводились с 23 апреля по 9 июня 1975 г. Пуски ракет по ПЛ-мишени пр.690 производились так же в ходе командно-тактических учений Черноморского флота в 1980 г. Испытания комплекса проводились с опытового малого противолодочного корабля МПК-5 пр.1124А (заводской №702).
В 1982 г. комплекс принят на вооружение. Серийное производство реактивных снарядов комплекса велось Петропавловским заводом тяжелого машиностроения (г.Петропавловск, источник). Предполагалось вооружить комплексом СКР пр.11540 «Ястреб» и другие корабли, но разработка комплекса была прекращена.
Россия
- Справочник
- АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК
Память
- Минеры “Курска”
Мины
- Мина Купреянова, 1885
Мина “П-13”
Мина типа “Р” – “Рыбка”
Мина типа “С”
Мины Колбасьева
Минные защитники
Мины МАВ-1, МАВ-2
Мина М-26
Мины “Ремин” и БИД
Мины “Мираб” и УМ
Мина АМГ-1
Мина Р-1
Мина ПБМ-1
Мина АГ
Мина КБ
Мины НЭМ и НЯМ
Мина ПЛТ, ПЛТ-Г
Мина ПЛТ-2
Мина АМД-1
Мина ЭП, ЭП-Г
Мина АПМ-1
Мина МЯМ
Мина КБ-КРАБ
Мина АГСБ
Мина АМД-2
КПМ
АПМ
Мина КАМ
Мина АМД-2М
ПДМ-1М
Мина ПДМ-2
ПДМ-3Я
Серпей
Шумящая мина (проект)
Мина АМД-4
Мина МДТ
ТУМ-500, ТУМ-1000
Мина ИГДМ
Мина “Лира”
Мина ИГДМ-500
Мина КСМ
Мина КРМ
Мины ГМ, УГМ
Мина ПМ-1
РМЗ
ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ
Мина УКСМ
Мина РМ-1
Мины РМ-2, РМ-2Г
Мина ПМ-2
Мина ПРМ
Мина УДМ-Э
Мина ПМР-1
Мина ПМТ-1
Мина ДМ-1
Мины МДС, СМДМ
МТПК-1
Мина АПДМ
Торпеды и ПЛР
- Проекты XIX века
- Торпеды Александровского
45-12
53-17
53-38
53-39, 53-39ПМ
ЭТ-80
ЭТ-46, ЭТ-56
53-61
САЭТ-60, САЭТ-60М
СЭТ-40
РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р
ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)
XIX век
- КОПО
- Кронштадт 1853-1856
- Шиллинг П.Л.
- Якоби Б.С.
- Петрушевский В.Ф.
Управления, отделы
- История МТУ ВМФ (1938-1965)
- Брыкин А.Е.
- Бутов С.А.
- Емелин Г.В.
- Костыгов Б.Д.
- Ларионов А.И.
- Панферов В.Н.
- Сокольский К.И.
- Шибаев Н.И.
История МТО БФ 1939-1945
ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990
Начальники МТО БФ
История МТО ЧФ
Начальники МТО ЧФ
МТУ ТОФ 1939-2011
1 Флотилия пл СФ
ВМУЗ, ВУЗ, УЦ
- МОК
- Выпускники МОК (1875-1905)
- Беклемишев М.Н.
- Пилкин К.П.
- Тверитинов Е.П.
ВМА (1827-1917)
ВМА (1917-1945)
ВМАКВ (1945-1960)
ВМА (1960-1990)
ВМА (1990-2012)
ППС ВМА
Выпускники ВМА (1926-1960)
Выпускники ВМА (1961-1990)
Выпускники ВМА (1991-2013)
Белобородый В.С.
Гончаров Л.Г.
Горовенко Г.З.
Денисов Б.А.
Добротворский Ю.А.
Емельянов А.В.
Коробов Ю.А.
Подобрий Г.М.
Поленин В.И.
Скворцов И.А.
Скрынский Н.Г.
Стекольников Ю.И.
Трофимов А.В.
Шишкин М.А.
Эйст А.И.
6 ВСОК и ФВ
Кафедра БПТВ (ПЛ)
Кафедра БППЛВ
Кафедра БПМПМВ
ППС Минной кафедры
Абрамов О.К.
Ворожцов В.Г.
Дьяконов Ю.П.
Запутряев С.А.
Кимбар Ю.Ю.
Лонцих Л.Я.
Салмин Е.И.
Саранюк Д.В.
Соколов Е.В.
Шушлебин И.П.
ВВМКУ им. Фрунзе
ВВМКУ им. Фрунзе ч.2
ВВМКУ им. Фрунзе ч.3
Ком.ф-та и ППС
ТОВВМУ
ВВМУПП
Ком. 2 ф-та
ППС ВВМУПП
К-ры рот ВВМУПП
Выпускники ВВМУПП 1952-1971
Выпускники ВВМУПП 1972-1991
Выпускники ВВМУПП 1992-2015
Агафонов А.Г.
Балакшин А.И.
Будкин Н.И.
Булкин В.М.
Иевлев В.И.
Красников В.В.
Костин О.И.
Макурин А.В.
Сазонов А.В.
Шугайло Д.Д.
ВВМУИО
Командование и ППС ВВМУИО
Выпускники ВВМУИО
История ФМО ВМИ
Руководители ФМО ВМИ
ППС ФМО
Выпускники до 1945 г.
Выпускники после 1945 г.
ТМАУ
93 УЦ ВМФ
УЦ ВМФ Сосновый Бор
КНТ (1947-1957)
НИИ, КБ, заводы
- Борушко А.М.
- Ботов А.Д.
- Будылин А.П.
- Вайнер И.П.
- Васильев А.М.
- Вольфсон Л.М.
- Гейро А.Б.
- Гринев М.А.
- Жизмор Р.С.
- Калчев С.А.
- Киткин П.П.
- Колбасьев Е.В.
- Корытов С.С.
- Лямин Б.К.
- Матвеев Л.П.
- Миляков Ф.М.
- Пятницкий А.А.
- Скоробогатов А.Т.
- Троицкий О.К.
- Умиков З.Н.
- Шрейбер Н.Н.
- Эсаулов Г.Ф.
Александровский И.Ф.
Кокряков Д.А.
Корвин-Коссаковский Р.Н.
Шамарин Н.Н.
Остехбюро (1921-1937)
Бекаури В.И.
Бехтерев П.В.
НИМТИ
Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.
Адрианов И.М.
Брон О.Б.
Верещагин А.К
Курнаков М.Н.
Мещерский В.И.
Федоров Н.Г.
Челышев И.Д.
КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)
З-д “Двигатель” 1852-1917
Обуховский з-д (1863-1917)
Обуховский з-д. Производство торпед
Пшенецкий Б.Л.
НИИ-22 “Поиск”
Зотов-Лобанов Ф.Я.
Арсеналы, базы, станции
- 18 Арсенал 1809-1917
- 18 Арсенал 1917-1939
- 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
- БТВ 2708 1933-1945
- БТВ 2708 1946-2013
- 15 Арсенал 1938-1945
- 15 Арсенал л/с 1938-1945
- ТБВ 2790
- ТБВ 2800
- 10 Арсенал
- ТБВ 2848
- БМПВ 2722
- БМПВ 2722, л/с
Разоружение мин
- Разоружение 1854-1920
- Разоружение 1939-1945+
Разоружение мин на ЧФ 1941-1945
Грачев В.С.
Приказчиков М.С.
Титов Б.А.
Халеев М.Я.
Разоружение мин на БФ 1941-1945+
Алексютович Б.К.
Вершовский К.Г.
Тепин Ф.И.
Разоружение на СФ 1941-1945
Разоружение на БВФ 1941-1945
Макаров В.И.
Нормец В.А.
Разоружение Вьетнам (1965-1973)
Есть что рассказать?