История боевого применения

Торпеды Whitehead, как и торпеды других разработчиков, стали поступать на вооружение военно-морских флотов в первой половине 1870-х. Ни у одного из флотоводцев того времени не было ясного понимания особенностей боевого применения торпед, поэтому ими вооружались самые различные корабли — от минных катеров до броненосцев. Уже первые попытки боевого использования торпед позволили определить дальнейшие пути развития торпедоносных кораблей и разработать основы их боевой тактики.

Битва в бухте Пакоча

Первое задокументированное использование торпеды в реальном бою произошло 29 мая 1877 года возле перуанского города Ило. В ходе вооруженного конфликта английский фрегат HMS Shah попытался выпустить торпеду по перуанскому монитору «El Huascar». «Shah» произвёл торпедную атаку с дистанции чуть более 825 метров, но из за низкой скорости торпеды (не более 9 узлов) монитор смог уклониться от атаки.

Чесменское сражение

Из копии с рапорта лейтенанта Зацаренного командующему пароходом «Великий Князь Константин» (С. О. Макарову) от 16 января 1878 года:

В 2 1/2 часа ночи на 14-е января отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд, но легкий береговой туман и снег на горах изменяли форму берегов, — почему пришлось идти медленно и только в 1/2 2 часа мы вошли на рейд с севера. Луна восходила из-за гор и около 2-х часов ярко осветила неприятельскую эскадру и рейд, на котором прежде всего увидали стоящее, при выходе с рейда, сторожевое двухмачтовое судно, затем освещенные луною белые здания города, батарею на маячном мысе и семь судов, стоящих у берега, как всегда в Батуме, кормами к берегу, между ними особенно отличались беловатые кожухи одного 2-х мачтового парохода, ближайшего к выходу, затем следовали: два трехмачтовых судна, пароход с большими кожухами и еще в глубине бухты три судна с рангоутом, число мачт на которых было весьма трудно определить. Расстояние от нас до эскадры было около 1 мили, а до сторожевого судна около 1/2 мили. Освещенные луною снежные горы делали картину еще светлее. Подойдя к сторожевому судну и определив, что оно военное, приблизительно от 1000—1500 тонн, двухмачтовое, имеющее фок-мачту с реями, винтовое, под парами, с шестью поднятыми белыми шлюпками, я дал самый малый ход и с расстояния 40 — 30 саженей выстрелил миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Шешинский пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Шешинского правее, подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и пароход накренившись на правую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное «ура», катеров известили неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохода. Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту

Оба катера осторожно вошли в массу обломков, желая спасти хотя часть людей, но путаясь все время винтами в обломках, мы поспешили выйти на чистое место и направились обратно к своему пароходу. В это время в стороне эскадры показался дым, вероятно идущего судна или катера для спасения людей и открылась с берега орудийная пальба, а затем действительно минут через 10 — 15, на месте катастрофы показались огни фалшвееров. В начале 4 часов катера пристали к борту парохода Великий Князь Константин

Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно. О чем имею честь доложить

В начале 4 часов катера пристали к борту парохода Великий Князь Константин. Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно. О чем имею честь доложить.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры “Курска”

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина “П-13”

Мина типа “Р” – “Рыбка”

Мина типа “С”

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины “Ремин” и БИД

Мины “Мираб” и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Шумящая мина (проект)

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина “Лира”

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мины МДС, СМДМ

МТПК-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-51

53-57

53-61

САЭТ-60, САЭТ-60М

СЭТ-40

РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р

ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

МТУ ТОФ 1939-2011

1 Флотилия пл СФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.

Адрианов И.М.

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Мещерский В.И.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д “Двигатель” 1852-1917

Обуховский з-д (1863-1917)

Обуховский з-д. Производство торпед

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 “Поиск”

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
  • БТВ 2708 1933-1945
  • БТВ 2708 1946-2013
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Происхождение термина

В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).

В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», «минами Уайтхеда», а торпедистов — «минёрами».

В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)

И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.

Предпосылки к созданию

Немецкая торпеда, что была разработана в 1922 году на базе торпед времен Первой мировой войны , на 1938 год уже устарела как технологически, так и морально, однако новых проектов и идей не было. Именно поэтому адмиралтейство Kriegsmarine

решило переделать G7 с торпеды диаметром в 500 мм в торпеду 533.3мм — 22 дюйма — для большей стандартизации и усиления боевой мощи. В дальнейшем, торпеда G7 получила разделение на две основные ветки — G7a — парогазовая и G7e — электрическая. Второй тип был разработан в 1939 году для противодействия основному минусу парогазовых торпед — пузырьковому следу, который выдает как торпеду, так и положение подводной лодки в момент пуска. 1940 год — торпедный кризис, который решается новыми модификациями взрывателей.

История разработки

В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на заводах «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на заводе «Красный Прогресс» и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.

Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. завод «Красный Прогресс» приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на заводе «Двигатель», а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

Зарубежные аналоги

Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя – Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.

В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.

Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.

Что такое морские мины и торпеды? Как они устроены и каковы принципы их действия? Являются ли в настоящее время мины и торпеды таким же грозным оружием как и во времена прошедших войн?

Обо всем этом рассказывается в брошюре.

Она написана по материалам открытой отечественной и зарубежной печати, а вопросы использования и развития минно-торпедного оружия изложены по взглядам иностранных специалистов.

Адресуется книга широкому кругу читателей, особенно молодежи, готовящейся к службе в Военно-Морском Флоте СССР.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед. Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки. Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
ТипГод разработкиКалибр, ммДлина, мПолная масса, кгМасса ВВ, кгДальность хода, мСкорость хода, узловТип двигателяПрименяемость
Александровского24-дюймовая18686105,8210007626-81-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая18685607,34100010-121-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод.18756106,1182-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г.18763815,7335026400202-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г.18803814,5632433400202-цилиндровыйвоздушныйминные катера
Whitehead обр. 1882 г.18823553,3519740550212-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г.18863815,5239140600242-цилиндровыйвоздушныйброненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В»18893815,5239580600222-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О»18893815,5242080600252-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С»18943815,5245580600273-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С»18943815,24266440090030253-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л»18943815,184306440090030253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г.19044505,1364870800200033253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/5019044503,5539050800243-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г.19074505,264190600100020004034273-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
Whitehead обр. 1908 г.19084505,2650951000200030003834284-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л»19104505,26651001000200030004000383429254-цилиндровыйвоздушный
45-1219124505,588101002000500060004330282-цилиндровыйвоздушныйнадводные корабли
45-1519154505,26651002000500060004330284-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
53-1719175337,017002653000323-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала

Алма-Атинский «Калашников»

Слава богу, нашлись те, кто спас положение в критический момент. И были это вовсе не ученые из профильных НИИ…

Таких людей трое. Первый – директор Машиностроительного завода имени С.М. Кирова (МЗК) в Алма-Ате Петр Резчик. Второй – начальник торпедного отдела Управления противолодочного вооружения (УПВ) ВМФ Грант Акопов. Третий – начальник УПВ Борис Костыгов.

В начале 60-х годов МЗК серийно изготавливал торпеды 53-56 (окислитель – кислород), 53-57, 53-61 (окислитель – перекись водорода). В опытной мастерской завода работал инженер Евгений Барыбин, торпедист от Бога. Ему были знакомы сильные и слабые узлы всех тепловых торпед. В талантливой голове конструктора и художника в душе (и, кстати, по хобби) родилась идея собрать все удачные агрегаты в одном простом и надежном образце с хорошими характеристиками:

— кислородный резервуар от торпеды 53-56; — турбину от 53-61; — ряд удачных узлов от 53-65 и 53-58.

Предполагалось, что по скорости и дальности хода торпеда будет близкой к торпеде 53-61.

Свои предложения Барыбин доложил директору завода Резчику. Тот идею не просто одобрил, он принял самое деятельное участие в ее реализации. Решительность Петра Харитоновича, положившая начало работам над торпедой, поразительна. Главным действующим лицом в создании торпеды 53-65К сам Барыбин считал именно Резчика. Приказом директора была сформирована группа конструкторов из восьми человек, которую возглавил начальник ОКБ завода Константин Селихов (после ухода его на пенсию – Даниил Гинсбург).

Всякое дело спорится, если за него берутся энтузиасты. Конструкторы КБ Гинзбург, Барыбин, Шубин, Зикеев, Гормина, Штода, Чуканова, Кривулин, Попова разрабатывали техническую документацию. Изготовление материальной части начиналось, едва были готовы чертежи, а иногда и просто по эскизам.

В 1963 году в Москву, в Управление противолодочного вооружения на первый доклад к Гранту Акопову отправились Селихов и Барыбин. Предложение МЗК было следующим: создать торпеду из самых надежных составных частей, узлов и агрегатов других торпед – кислородную, однорежимную, скорость – 40–50 узлов, дальность – около 20 км. Три опытных образца завод сможет сделать за свой счет.

Акопов поддержал МЗК, предложив вести работы под легендой «модернизации торпеды 53-56 под оптическую систему самонаведения (ССН)». Координация работ УПВ – завод осуществлялась через военное представительство (подчинявшееся в те годы УПВ). Это было сделано для того, чтобы придать инициативе заводчан хоть какой-то официальный статус.

В успехе дальнейшей работы очень большую роль сыграла военная приемка МЗК и будущий ее руководитель – Петр Колядин.

Не прошло и года, как первая торпеда была готова. Правда, торпедой ее можно было назвать только условно: она не имела пока аппаратуры самонаведения – по существу ходовой макет. Барыбин отправился со своим детищем на полигон на озере Иссык-Куль, где опытные образцы буквально сразу показали хорошие результаты. Далее планировались стрельбы на Черном море, но…

О «подпольной» работе завода узнали в 4-м Главном управлении Минсудпрома (куратор «торпедного направления») и прислали телеграмму с требованием прекратить испытания самоделки. Для решения проблемы в Москву отрядили Гинзбурга. История умалчивает, как он сумел уладить ситуацию, но работа продолжилась. Торпеда оказалась на высоте: на черноморском полигоне при пусках и с торпедного катера, и с подводной лодки прошла хорошо и не один раз.

Началось изготовление малой серии из трех штук почти полноценных торпед с оптической системой самонаведения. Изготовили. Постреляли на полигоне. И огорчились до невозможности – торпеды упорно не хотели наводиться на цель.

Тогда на одной из трех заменили аппаратуру самонаведения, взяв ее от торпеды 53-65, и летом следующего года Барыбин снова прибыл в Севастополь.

С точки зрения обычного алгоритма разработки выходить на морские испытания всего с тремя торпедами – авантюра: можно потерять образцы и завалить испытания. Но как говорили древние римляне: «Счастье покровительствует смелым». И торпеды не подвели своих создателей: и с подводной лодки, и с торпедного катера отработали штатно. Хотя оптическая ССН отказала и в море…

В 1965 году, имея на руках конкретные результаты работы, подтвержденные стрельбами с боевых кораблей, в Москву на второй доклад к начальнику УПВ вице-адмиралу Костыгову отправилась делегация во главе с директором завода Петром Резчиком.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий