Р-14 (8К65) – одноступенчатая баллистическая ракета

Тесты

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.

Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.

Видео:20-ый Пуск Булавы

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.

  1. 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
  2. 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
  3. 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
  4. Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
  5. 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
  6. 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно — 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
  7. Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года — он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
  8. Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», — произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Межконтинентальная баллистическая ракета 15А14 Р-36М (СССР)

Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ “Южное” для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР “О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)” было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты – с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.

Видео ракеты Р-36М (15А14) «Сатана»

https://youtube.com/watch?v=da6figH7oEY

По конструктивно-компоновочной схеме Р-36М в основном аналогична ракете Р-36, однако конструкция Р-36М была облегчена за счет использования более передовых технологий и более плотной компоновки. На первой ступени ракеты использовался блок из 4 однокамерных ЖРД замкнутой схемы. На второй ступени был установлен однокамерный маршевый двигатель замкнутой схемы и 4-камерный рулевой ЖРД открытой схемы. Двигатель второй ступени размещался в полости тороподобного бака горючего. Управление полетом первой ступени осуществлялось с помощью поворотных маршевых двигателей. Ракета была оборудована автономной инерциальной системой управления в состав которой входил бортовой цифровой вычислительный комплекс.На Р-36М было впервые реализовано торможение отделяемых ступеней за счет стравливания газов наддува из баков и так называемый химический наддув баков (путем впрыска горючего в бак окислителя и наоборот). Это позволило отказаться от использования специальных тормозных двигателей и существенно упростило аппаратуру системы наддува. Использование более совершенной конструкции и более эффективных двигателей замкнутой схемы позволило при практически тех же, что и у Р-36 габаритах увеличить стартовую массу ракеты со 183 до 209.6 т, а забрасываемый вес — с 5.8 до 8.8 т.В состав разделяющейся головной части ракеты Р-36М входили 8 боевых блоков индивидуального наведения и агрегатно-приборный блок (АЛБ) с системой управления и двигательной установкой разведения боевых блоков.Боевые блоки конической формы размещались вдоль образующей внешней поверхности АЛБ попарно, основаниями друг к другу.

Загрузка Р-36М «Сатана» в ШПУ

Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере, который был выполнен из стеклопластика. Контейнер с ракетой устанавливался в переоборудованной шахтной установке ракеты Р-36. Пусковая установка ракеты Р-36М представляла собой сооружение с глубиной ствола 39 м и диаметром 5.9 м и отличалась повышенной защищенностью. При запуске ракета выбрасывалась из контейнера с помощью порохового заряда, установленного в нижней части ТПК. Запуск маршевых двигателей первой ступени производился после выхода ракеты из шахты.Первоначально предполагалось, что летно-конструкторские испытания комплекса начнутся в 1971 г. Однако в дальнейшем срок начала АКИ был перенесен. В январе 1971 г. начались броско-вые испытания ракеты, в ходе которых отрабатывался минометный старт. Летно-конструкторские испытания комплекса начались 21 февраля 1973 г. Испытания комплекса Р-36М в трех видах боевой комплектации завершились в октябре 1975 г., а 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс был принят на вооружение.Для размещения на ракете Р-36М была создана разделяющаяся головная часть 15Ф143 и моноблочная ГЧ 15Б86, принятая на вооружение 20 ноября 1978 г. В период с июля 1978 г. по август 1980 г. были проведены летные испытания предназначавшейся для Р-36М самонаводящейся головной части 15Ф678, оснащавшейся двумя вариантами аппаратуры визирования.0 В варианте с самонаводящейся ГЧ ракета не развертывалась.Первый полк с ракетным комплексом Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. В период с 1980 по 1983 г. все ракеты Р-36М были заменены на усовершенствованные ракеты Р-36МУТТХ.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М “Сатана”

Пистолет Para Ordnance P14-45 | Military-Today.com

Страна происхождения Канада
Калибр . 45 АСР
Вес (пустой) 1 100 г
Длина 216 мм
Длина ствола 127 мм
Начальная скорость 250 – 350 м/с
Емкость магазина 14 патронов
Прицельная дальность ~ 50 м
Дальность эффективного огня ~ 50 м

Пара Ordnance P14-45 — канадский полуавтоматический пистолет.

Р14-45 является клоном знаменитого М1911А1. Боезапас у него вдвое больше, чем у оригинального M1911A1. Этот Пистолет также известен как 14-зарядный M1911. Раннее пара артиллерийское вооружение пистолеты были практически точными копиями М1911А1.

Этот пистолет под патрон .45 ACP. Также существуют версии этого оружия, под патроны .40 S&W и 9×19 мм Парабеллум.

Пара Ordnance P14-45 — оружие с короткой отдачей. Он использует классическая система запирания Браунинга и стрельба с запертым затвором. Большинство Пистолеты Para Ordnance имеют стальную рамку, однако есть и версии с рамой из алюминиевого сплава. Этот пистолет имеет Ударно-спусковой механизм типа «одинарного действия».

Это оружие имеет ручной предохранительный рычаг, расположенный сбоку рамы. Пистолеты серии «Limited» поставляются с двусторонними рычагами. Там есть также М1911-стильная автоматическая безопасность захвата. Кроме того, существует отсоединить или, что не позволяет пистолету стрелять, если затвор не полностью закрыт и ствол заперт.

Этот пистолет имеет двойной магазин. это улучшение над одним стеком M1911A1. У Р14-45 в два раза больше патронов, однако Недостатком является то, что его не так удобно держать и стрелять.

Этот пистолет может быть оснащен фиксированным или регулируемым прицелом. Целик вписывается в слайд.

Количество были созданы варианты этого канадского пистолета, в том числе компактный и малолитражные модели под патроны различных калибров.

Варианты

Пара Ordnance P13-45 представляет собой компактную версию P14-45. Это под патрон калибра .45 АСР. Магазин вмещает 14 патронов.

Пара Ordnance P12-45 представляет собой компактную версию. Он под патрон .45 ACP. Его магазин вмещает 12 патронов.

Пара Ordnance P10-45 — малолитражный вариант. Он под патрон .45 ACP. Его магазин вмещает 10 патронов.

Пара Ordnance P16-40 – полноразмерная версия под патрон .40 S&W. боеприпасы. Его магазин вмещает 16 патронов.

Пара Ordnance P10-40 — компактная версия под патрон .40 S&W. боеприпасы. Его магазин вмещает 10 патронов.

Пара Артиллерия П18-9.

Пара Ordnance P14-45 LDA — пистолет серии «Легкий». Эта линия пистолетов был представлен в 1999 году. Эти пистолеты получили несколько новых функции, такие как тип «только двойного действия» спусковой механизм. Так что это ружье можно спокойно носить с патроном в патронник и молоток вниз. Доступны пистолеты серии LDA с одинарными или двойными магазинами и разнообразной отделкой.

БРСД Р14у “Чусовая”, Республика Беларусь

Под городом Сморгонь в густых лесах расположен бывший стратегический объект «ядерного щита» СССР — подземные ракетные шахты бывшего 428 ракетного полка 32 ракетной дивизии РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Комплекс включает в себя командный центр и три шахты, в которых с 60х до конца 80х годов базировались термоядерные ракеты Р-14У 8К65У. Шахтные пусковые установки баллистических ракет являлись одним из символов Холодной войны. В 1987 году между СССР и США был подписан договор о частичной ликвидации стратегического вооружения — ракет средней и малой дальности. В течении нескольких лет ракеты базировавшиеся в этом комплексе ликвидировали, а комплекс расформировали. Миновало больше 30 лет и подобные объекты в центральной части России почти под чистую разобрали, а мародеры распили что осталось, но этот объект, и другие посещенные мною в Белоруссии позже, весьма неплохо сохранились. Прогуляемся?

Полтора киллометра по бетонке и мы на территории комплекса. Территория состоит из 3 пусковых шахт, где раньше располагались баллистические ракеты. Находились они под такими вот толстыми железобетонными колпаками.

Мш

Из поста БРСД Р14у “Чусовая” от 13 мая 2015г

голоса

Рейтинг статьи

Первые межконтинентальные

В 1954 г. началась разработка первой в СССР межконтинентальной ракеты (МБР) Р-7, легендарной «семерки». После успешных пусков в 1957 г., в 1960 г. Р-7 приняли на вооружение. Незадолго до этого, в 1959 г., в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.

Основой ядерных сил США стала МБР SM-65 «Атлас», принятая на вооружение в том же 1959 г. И советская, и американская ракеты несли термоядерные боеголовки. Окислителем ЖРД этих ракет был жидкий кислород, который быстро испарялся. Поэтому ракету заправляли кислородом непосредственно перед стартом, что занимало несколько часов, а будучи заправленной, ракета не могла долго ждать запуска.

Способы защиты

Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) предназначена для обнаружения запуска ракет противником и расчета времени и места их подлета. Она позволяет вовремя привести в боевую готовность свои МБР и нанести ответный удар.

В СПРН входят: группировка искусственных спутников Земли, которая отслеживает старт МБР; радиолокационные станции дальнего обнаружения; загоризонтные радиолокационные станции. Данной системой обладают Россия и Америка.

Стратегическая ПРО подразумевает перехват МБР противника специальной баллистической противоракетой с осколочной или ядерной боевой частью.

К концу 20-го века территориальная ПРО не создана (имеет объектовый характер).

Свое развитие система получила после выхода США из договора по ограничению ПРО в 2001 году. Была разработана противоракета GBI и ее облегченная версия PLV. Районы размещения – Калифорния, Аляска, Восточная Европа. Моделирование с перехватом GBI одиночной неманеврирующей ГЧ дало 98% шанс уничтожения.

По мнению зарубежных и российских специалистов использование ГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения и современной системой ложных целей делает американскую противоракетную оборону бесполезной. Так из расчетов следует, что вероятность преодоления ПРОракетой «Тополь-М» — 99%.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы…………..минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) кмСкорость ракеты………………300-500 м/сСтартовая масса………………2010 кгТяга двигателя………………9788 кгсВремя работы………………18—28 сПодлётное время на максимальную дальность…………136 сБоевые части (БЧ)………массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуреВремя подготовки к пуску……..из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)……………18145 кгМаксимальная скорость передвижения ПУ с ракетой…….по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/чЗапас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)…………650 кмТехнический ресурс боевых машин………………15000 кмЭкипаж………………4 чел.

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Р-14 (8К65) – одноступенчатая баллистическая ракета

Ракетный комплекс с ракетой Р-14 стал развитием концепции, предложенной и опробованной коллективом ОКБ-586 на примере ракеты Р-12. По сравнению с Р-12, опиравшейся на имевшуюся производственно-технологическую базу серийного производства ракет Р-5, Р-14 имела большие размеры и обладала вдвое большей дальностью стрельбы. По существу Р-14 была демонстрацией максимальных возможностей одноступенчатой схемы баллистической ракеты.

Видео баллистической ракеты Р-14

https://youtube.com/watch?v=6dzuLzQtfE4

Разработка Р-14 была санкционирована постановлением от 2 июля 1958 г. Задание предусматривало создание ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у Р-12 (т.е. 4000 км вместо 2000), срок начала АКИ устанавливался в апреле 1960 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 М. К. Янгеля.Эскизный проект был завершен в декабре 1958 г. Конструкция ракеты Р-14 была в основном аналогична конструкции ракеты Р-12. Увеличение запаса топлива достигалось увеличением диаметра топливных баков. При этом в конструкции баков впервые использовались алюминиевые панели, обработанные методом химического фрезерования.

Двигательная установка Р-14 состояла из двух двухкамерных ЖРД. Замена горючего с углеводородного ТМ-185 на несимметричный диметилгидразин позволила повысить удельный импульс и исключить пусковое горючее. Кроме того, для привода турбонасосного агрегата впервые использовался газогенератор, работающий не на перекиси водорода, а на основных компонентах топлива. Управление полетом по-прежнему осуществлялось с помощью газовых рулей. Однако в отличие от прежних одноступенчатых ракет на Р-14 была применена система опорожнения баков, позволившая уменьшить гарантийные запасы топлива.

В составе автономной инерциальной системы управления впервые использовалась гиростабилизированная платформа, что позволило снизить инструментальные погрешности системы управления и повысить точность попадания. На Р-14 впервые был применен метод отвода ракеты от головной части после разделения с помощью тормозных твердотопливных двигателей, что уменьшало возмущения движения ГЧ после разделения и также способствовало повышению точности. В целом, несмотря на вдвое большую дальность, Р-14 обеспечивала то же предельное отклонение, что и Р-12. Р-14 оснащалась таким же зарядом, что и Р-12, но ввиду более высоких тепловых нагрузок ее головная часть была выполнена в виде затупленного конуса.

Летные испытания Р-14 начались в июле 1960 г. и завершились в декабре 1960 г.с или феврале 1961 г.а Комплекс с ракетой Р-14 был принят на вооружение 24 апреля 1961 г. В мае 1960 г. было принято решение о начале разработки унифицированного варианта ракеты Р-14У, рассчитанного на применение с шахтными и наземными пусковыми установками. В состав стартового комплекса ракет Р-14, получившего название “Чусовая”, входили 3 шахтные пусковые установки, расположенные на расстоянии менее 100 метров друг от друга. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-14У в варианте наземного старта начались 12 января 1962 г., в варианте шахтного старта— 11 февраля 1962 г. После завершения испытаний комплекс быд принят на вооружение.Первый полк с ракетным комплексом Р-14 наземного базирования заступил на боевое дежурство 1 января 1962 г.Ракеты Р-14 и Р-14У были развернуты в максимальном количестве 97 пусковых установок (1965-1969 гг.). В период с 1978 г. по 1983 г. они были заменены на ПГРК “Пионер” и в 1984 г. сняты с вооружения. В 1988-1991 гг. остававшиеся 6 неразвернутых ракет были уничтожены в соответствии с Договором о РСМД.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-14

definition – Р-11ФМ

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Р-11ФМ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Р-11ФМ
Общие сведения
Страна СССР
Индекс8А61ФМ
НазначениеБРПЛ
РазработчикГРЦ
Основные характеристики
Количество ступеней1
Длина10,3 м
Диаметр88 см
Стартовая масса5500 кг
Забрасываемый вес975 кг
Вид топливакеросин
Дальность полета150 км
Тип головной частиядерная, неотделяемая
Количество боевых блоков1
Мощность заряда10 кт
Система управленияинерциальная
Способ базирования611АВ
История запусков
Состояниеснята с вооружения в 1967
Принята на вооружение1959

Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.

История создания

5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».

Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.

Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.

Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.

Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°

11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.

В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.

Государственные испытания

В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.

Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.

Эксплуатация

Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Носители

Основная статья: Подводные лодки проекта 611

В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.

Файл:Agm119 penguin.gifЭто незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Описание ракеты

Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.

Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.

Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.

В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.

Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.

«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, ра­дио­вы­со­то­мер, систему встроенного самоконтроля.

Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.

Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.

Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.

Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.

В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.

Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.

Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий