пр.1143 Кречет – KURIL – KIEV

История проектирования

Проект 1135 начал разрабатываться в период с 1964 по 1966 год. Руководство работами осуществляло Северное проектно-конструкторское бюро. Новому кораблю нарезался широкий спектр задач наряду с сопровождением конвоев через сложные районы, в которых ведутся боевые действия, решением задач по борьбе с подводными лодками противника и обеспечением противовоздушной обороны конвоев и соединений кораблей.

В связи с тем, что водоизмещение должно быть меньше по сравнению с проектами 1134 (большой противолодочный корабль), вертолеты на этих кораблях не предусматривались. Однако предполагалось оснастить их современными ракетными комплексами, способными поражать не только подводные лодки, но и надводные цели.

Литература и источники информации

Литература

Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X

Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672 с. — ISBN 966-8147-82-0

Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-699-20954-5

Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8

Заблоцкий В. П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №7/2003. — 32 с.

Мельник Н. Н. Одиссея краснознамённого авианосца «Киев». — М.: МКЦ Якорь, 2002. — 288 с. — ISBN 5-901793-01-3

Пыков В. Н. Командир пяти кораблей Северного флота. — М.: Галея-Принт, 2014. — 211 с.

Ссылки

  • «Киев» (авианесущий крейсер) – страница из русской «Википедии»
  • Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 «Кречет» (типа «Киев»)
  • Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143 «Кречет» (типа «Киев»)
  • пр.1143 «Кречет» на military.tomsk.ru
  • Военно-морской флот России
  • Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ на navsource.narod.ru
  • Сайт ветеранов советского авианосного флота

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Заложен: 30.09.1975 г., спущен на воду: 26.12.1978 г., вступил в строй: 14.08.1982 г. Заводской № 103, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев).  Корабль входил в состав Северного и Тихоокеанского флота СССР.

Во время прохождения госиспытаний на палубу Новороссий­ска садились не только штатные Як-38 и Ка-27, Ка-25, но также тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-8. С 14.05.1983 по 7.06.1983 г. «Новороссийск» перешел из Николаева в Североморск, где в принял участие в учениях «Магистраль-83» (август 1983 г.) и «Океан-83» (сентябрь 1983 г.).

С 17.10.1983 г. по 27.02.1984 г. «Новороссийск» в сопровождении БПК «Николаев», сторожевого корабля «Порывистый», БДК «Александр Николаев» пере­шел из Североморска во Владивосток. Во время перехода корабль с деловыми визита­ми посетил порты Анголы и Мозамбика, а также Индии, с дружественным визитом. За время перехода его самолеты Як-38 выполнили 600 полетов. При этом один из самолетов упал в море (пилота удалось спасти).

В 1984 г. «Новороссийск» участвовал в учени­ях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень».  С 25.04 по 17.04.1985 г. «Новороссийск» совместно с БПК «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», СКР «Ревностный» и «Порывистый», а также ТН «Влади­мир Колечицкий», «Илим» и «Абакан» в районе Гавайских островов принимал учас­тие в оперативно-тактических учениях Тихоокеанского флота.

Классическое фото призванное показать мощь советского флота. На снимке ТАКР «Новороссийск»

С 29.05 по 16.06.1985 г. «Новороссийск» совмест­но со сторожевиками «Ревностный» и «Порывистый» в Японском море участвовал в поисковой опера­ции, а с 12-го по 16.05.1988 г. совместно с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР).

С 1991 г. «Новороссийск» не выходил в море из-за плохого технического состояния главных механизмов, а в его авиагруппе находились только вертолеты. В июне 1993 г., в связи с отсутствием средств на средний ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, Новороссийск исключили из списков флота, и разоружили.

В январе 1996 г. корпус корабля был продан южнокорейской компании «Young Distribution Со», после чего он был разделан на металл в г.Пусан (Юж­ная Корея). Есть также сведения, что «Новороссийск» не разбирали на металл, а продали Китаю, но подтвердить или опровергнуть информацию невозможно.

«Адмирал Горшков» или «Баку» — советский тяжелый авианесущий крейсер

Тактико-технические характеристики ТАВКР «Киев» проекта 1143

Порт приписки: Мурманск-35 Изготовитель: Черноморский судостроительный завод Строительство начато: 21 июля 1970 года Спущен на воду: 26 декабря 1972 года Введён в эксплуатацию: 28 декабря 1975 года Выведен из состава флота: 30 июня 1993 года Статус: продан китайской компании в парк развлечений

Размеры

■ Длина: 273 м ■ Высота: 61,6 м (от киля до клотика) ■ Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 49,2 м (ширина полётной палубы) ■ Осадка: 8,95 м (средняя), 11,1 м (учитывая обтекатель антенн)

Энергетическая установка

■ Котлотурбинная установка из 4х ТВ-12-3, суммарной мощностью 182 500 л. с. (134, 225 кВт) ■ Движитель: 4 ■ Скорость хода: 32 узла (59,3 км/ч) ■ Дальность плавания: 4600 миль (полным ходом), 8000 миль (экономным ходом)

Экипаж — 1642 человека (из них 430 человек — авиагруппа).

Вооружение

■ Авиагруппа: 12 самолётов (с вертикальным взлётом и посадкой), 12 вертолётов ■ Артиллерия: 2 × 2 76,2-мм АК-726 ■ Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 ■ Ракетное вооружение: 4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт», 2 × ЗРК «Шторм» ■ Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000

На палубе «Киева», 1987 год: на переднем плане (площадка «С») — спасательный Ка-27ПС, далее (площадка «2») — противолодочный Ка-25ПЛ, на технических позициях у надстройки и правого борта видны несколько Як-38М

Контейнеры главного ударного комплекса на «Минске», фото 1980-х годов

Як-38 на палубе ТАКР «Киева»

Корабли

Имя№ проектаТезкаСтроительПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюСудьба
Киев1143 Г. Киев (Киев) Советский ССЗ № 444, Николаев21 июля 1970 г.26 декабря 1972 года28 декабря 1975 г.Продана китайской компании в 1996 году, преобразована в тематический парк в Тяньцзинь с 2004 года. С 2014 года был отремонтирован и превратился в роскошный отель.
Минске1143Г. Минск28 декабря 1972 года30 сентября 1975 г.27 сентября 1978 г.Продан в Китай как музей, помещен в военно-морской музей в г. Цзянсу с 2016 года.
Новороссийск11433 / 1143MГ. Новороссийск30 сентября 1975 г.26 декабря 1978 г.14 сентября 1982 г.Распалась на Pohang, 1997
Баку подкласс
Адмирал Горшков(бывший-Баку)11434Сергей Георгиевич Горшков Советский ССЗ № 444, Николаев17 февраля 1978 г.1 апреля 1982 г.11 декабря 1987 г.Продан в Индию в 2004 году, сейчас INSВикрамадитья

Описание

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.

Вооружение

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

Навигационный комплекс

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.

Авиакрыло

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Доработки

  • в корпусе вырезаны ниши в районах сходных трапов и в кормовой части корпуса. Переборки ниш изготовлены из пластика 0,5 мм, вклеены и окрашены до монтажа основной палубы;
  • на корме бор-машинкой выбрал углубление, которое предназначалось для упора вспомогательного судна при швартовке, приклеил усиливающие брусья из тонкой проволоки;
  • изготовлены из пластика 0,3 мм основания антенн связи на углу полетной палубы по левому борту, штатные были слишком толстые и неаккуратные;
  • из пластика 0,3 мм имитировал корпусные подкрепления – «кницы» на горизонтальном балконе по левому борту и на кормовых балконах (на них расположены зенитные автоматы АК-630). Штатные с кормового балкона срезал, т.к. толщина была не масштабная;
  • гребные валы заменил стальными трубками D=0,8 мм;
  • из пластика 0,3 мм имитировал подкрепления горизонтальных площадок на надстройке, а также изготовил некоторые площадки под радары в носовой части надстройки;
  • ПУ ракетного комплекса «Ураган – 1143». Из вертикальных трапов от набора травления GMM сделал ограждение, а из проволоки D=0.1 мм сделал магистрали на всех установках;
  • родная подставка отправлена в закрома родины. С днищем она совершенно не стыкуется. Взял детали от набора «Адмирал Кузнецов» от Звезды. Одну из них доработал, срезав верхнюю часть и установив новую площадку сопряжения с днищем корабля;
  • изготовлены новые приборы (назначение не знаю), размещающиеся на полукруглых выступах мостиков на надстройке;
  • гюйс-шток и штанга для ходовых огней над ходовым мостиком;
  • изготовлено заново основание РЛС «Фрегат». Китовое то ли слишком тонкое было, то ли в травленом основании антенной решетки слишком большое отверстие;
  • почти полностью сделаны заново антенные посты системы управления «Гром»: от китовых остались только цилиндрические основания и малые тарелки;
  • доработана антенна «Привод», сделаны площадки по бокам антенны, а также т.н. «рога» из трубочек;
  • изготовлены пожарные раструбы;
  • изготовлены ветроотбойные щиты в носовой части;
  • изготовлены из трубочек D=0.5 мм и щетины от кисти антенны связи на палубе и надстройке.

Кроме того часть деталей заменена на более масштабные от других наборов:

  • антенны систем управления огнем «Турель»;
  • арт-установки АК-726 (их пришлось немного доработать: изготовить основания и стволы);
  • бомбометные установки РБУ-6000 (эту и 2 выше перечисленные запчасти помог найти наш коллега DeLoro, за что ему огромное спасибо!);
  • зенитные автоматы АК-630 и салютные пушки К-20;
  • ПУ помех.

Оценка проекта

Авианесущие крейсера проекта 1143 были первыми в советском флоте кораблями, с которых могли эксплуатироваться самолёты. Они представляли собой значительный шаг вперёд по сравнению с предшествующими противолодочными крейсерами-вертолётоносцами проекта 1123.

Тем не менее, крейсера проекта 1143 трудно считать полностью удачными. При значительных размерах кораблей (до 45000 тонн полного водоизмещения) их авиационные возможности были весьма ограничены. Составлявший основу авиагруппы штурмовик СВВП Як-38, в отличие от близкого по лётным характеристикам английского Hawker Siddeley Harrier, не имел бортовой РЛС. Из-за этого Як-38 был практически не способен к участию в воздушном бою, исключая ситуации сближения на дистанцию визуального обнаружения. Кроме того, гамма бортового ракетного вооружения Як-38 была представлена лишь сравнительно недальнобойными ракетами, что делало его применение против кораблей или береговых объектов с мощной ПВО весьма опасным занятием. В определённой степени слабость ударной авиации крейсера проекта 1143 компенсировалась его мощным арсеналом противокорабельных ракет, но компенсировать неспособность Як-38 вести воздушный бой оказалось невозможно.

В результате реальная боевая мощь авиагруппы крейсера проекта 1143 практически не превышала боевых возможностей авиагруппы гораздо меньшего британского лёгкого авианосца типа «Инвинсибл» и значительно уступала возможностям авиагруппы сравнимых по размерам французских авианосцев типа «Клемансо». Предполагаемые сверхзвуковые СВВП Як-141 для замены Як-38 на палубах крейсеров проекта 1143 так и не были доведены в связи с распадом СССР.

Описание[ | ]

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.

Вооружение

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

Навигационный комплекс

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.

Авиакрыло

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Представители проекта

Всего было построено четыре корабля подобного типа:

  • «Киев» (головной корабль проекта 1143) — заложен в 1970 году.
  • «Минск» (проект 1143.2) — заложен в 1972 году.
  • «Новороссийск» (проект 1143.3) — заложен в 1975 году.
  • «Баку» (проект 1143.4) — заложен в 1978 году.

Также в состав проекта 1143 входят три корабля, фактически являющиеся дальнейшей его эволюцией. Основным их отличием является возможность взлётов и посадок самолётов традиционной схемы. Для этого крейсера имели значительно увеличенную полётную палубу (за счёт освобождения её от ракетно-артиллерийского вооружения) и трамплин для взлёта самолётов.

  • «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5) — заложен в 1981 году.
  • «Варяг» (проект 1143.6) — заложен в 1985 году.
  • «Ульяновск» (проект 1143.7) — заложен в 1988 году.

Кроме того, проект «Ульяновск» отличался от предшественников наличием ядерной силовой установки и паровых катапульт (ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после развала СССР).

Описание

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.

Вооружение

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

Навигационный комплекс

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация.
Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.

Авиакрыло

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов

— Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»

— Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»- СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»

— Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»

— Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)

— Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

— Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)

Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

— Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС- Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий