Эксплуатанты и носители
«Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолётах, надводных и подводных кораблях и береговых установках.
- Россия — «Оникс»
- Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион».
- — «Накат» КСФ ВМФ РФ (списан).
- Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — три МРК в составе Каспийской флотилии, три в составе Черноморского флота, два в составе Балтийского флота.
- МПЛАТКР проекта 885 «Ясень» — одна АПЛ «Северодвинск» (в строю), еще две лодки проекта 885М готовятся к принятию в состав флота.
- ПЛАРК проекта 949А Антей — в перспективе.
- Корветы проекта 20385 – 2, Тихоокеанский флот.
- Фрегаты проекта 22350 – 2 в строю, 8 фрегатов в перспективе.
- Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В ходе ведущегося ремонта вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2022 год. По неподтверждённым данным аналогичная модернизация предстоит атомному ракетному крейсеру Петр Великий.
- Вьетнам — «Яхонт»
- Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в июне 2010 года.
- Сирия — «Яхонт»
- Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в конце 2011 года.
- Индия — «BrahMos» (вариант ракеты «Оникс», разработанный совместно с министерством обороны Индии)
- Эсминец проекта 61МЭ — «Раджпут» — 1×4 ПУ БраМос
- Фрегаты типа «Тальвар» — 1×8 ПУ БраМос
- Фрегаты типа «Шивалик» — 1×8 ПУ БраМос
- Эскадренные миноносцы типа «Калькутта» — 4×4 ПУ БраМос
- БраМос-А: на Су-30МКИ (до трёх ракет) и Ту-142 (до шести)
- БПРК с ракетами «БраМос».
- Индонезия — «Яхонт», поставка в первой половине 2010 г., количество неизвестно
- Фрегаты типа «Ван Спейк».
- Фрегат «Освалд Сиахаан» (англ.)русск.
История создания противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)
Ракетный противокорабельный комплекс четвертого поколения «Оникс» начал проектироваться в 1970-х г.г. на НПО Машиностроения под руководством главного конструктора Герберта Ефремова. С самого начала он задумывался, как универсальный по носителям, одинаково пригодный и для от субмарин и для катеров.
Отличительными особенностями новой ракеты должны были стать:
- полная автономность боевого применения по принципу «выстрелил-забыл»
- высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета с набором «низких» и «высоких-низких» траекторий полета
- загоризонтная дальность стрельбы
- применение элементов технологий «Стелс» для снижения радиолокационной заметности.
По классификации НАТО, и «Оникс» (ЗМ55) и его экспортный аналог «Яхонт» (ЗМ55Э) получили кодовое обозначение SS-N-26. Российское обозначение собственно ракеты входящей в состав комплекса ЗМ55: «Оникс» П-800.
По сравнению с более ранними ракетами «Оникс» П-800, даже вместе со стартовым контейнером (стаканом) очень компактен, что позволяет разместить на одной и той же пусковой установке в два раза больше ракет — по три в ряд.
Стакан ракеты герметичен, в нем она покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится в арсенале и выдается на корабль-носитель. Это упрощает эксплуатацию, не требует подвода жидкости, газа и создания микроклимата. Техническое состояние ракеты и её систем контролируется через специальный борт-разъем и также не требует извлечения ракеты из контейнера. Схема запуска ракеты не требует специальных мер по отводу газов реактивной струи.
Противокорабельная ракета «Оникс» П-800 («Яхонт»)
Ракеты «Оникс/Яхонт» способны действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против корабельного ордера
Ракеты способны сами провести селекцию целей, классифицировать их по важности, выбрать тактику атаки и план её проведения. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют следующие по важности цели
В бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ) «Оникса» заложены электронные портреты всех современных классов кораблей.
Испытания ракет ЗМ55 «Оникс» начались в 1985 году, а бросковые испытания с МРК «Накат» — в 1987 году. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) были завершены в августе 1996 года, а государственные испытания — в июне 1998 года. Комплекс был принят на МРК «Накат» в опытную эксплуатацию, а по её результатам, постановлением Правительства России от 23 сентября 2002 года комплекс «Оникс» принят на вооружение.
Серийное производство экспортного варианта «Оникс», противокорабельной ракеты «Яхонт» ведет ПО «Стрела» в г.Оренбурге, а в Индии с 1998 года ведется её дальнейшая разработка совместным российско-индийским предприятием «БраМос» (аббревиатура по названиям рек Брахмапутры и Москвы).
МРК «Накат» проекта 1234.7 с ракетами Оникс П-800
Примечания
- ↑ . Оф. сайт газеты Коммерсантъ (28 августа 2010). Дата обращения 11 января 2014.
- . www.aif.ru. Дата обращения 15 сентября 2017.
- (недоступная ссылка). www.yellow.ml. Дата обращения 15 ноября 2017.
- (недоступная ссылка). maailm.tk. Дата обращения 15 ноября 2017.
- . rusila.su. Дата обращения 29 сентября 2017.
- ↑ . Сайт “Ракетная техника”. Дата обращения 11 января 2014.
- ↑ . Оф. сайт НПО машиностроения. — Рекламная листовка. Дата обращения 11 января 2014.
- Litovkin, Dmitry (8 August 2013).
- (недоступная ссылка). Дата обращения 31 мая 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2014.
- (рус.) (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 3 апреля 2018.
- . rbase.new-factoria.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . testpilot.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . armedman.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- (рус.) (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
- . m.allpravda.info. Дата обращения 23 ноября 2017.
- (рус.) (неопр.) ?. Международные новости (25 сентября 2019). Дата обращения 25 сентября 2019.
- Минобороны России. (15 ноября 2016). Дата обращения 15 ноября 2016.
Конструкция противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)
Силовая установка ракеты представляет собой маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. Двигатель ракеты, разработанный в НПВО «Пламя», рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20000 м. Тяга двигателя 4000 кгс, сухая масса камеры сгорания 200 кг. Масса стартово-разгонной ступени 500 кг.
Воздухозаборник двигателя — носовой осесимметричный с центральным конусом, имеется система изменения тяги с регулируемым соплом. В центральном конусе воздухозаборника размещены блоки системы управления, антенна РЛС самонаведения и боевая часть массой 200 кг. Все внутренние объемы ракеты использованы под маршевое топливо.
После пуска и выхода ракеты из контейнера, включается твердотопливный разгонный блок, размещенный в камере сгорания маршевого двигателя по принципу «матрешки». За несколько секунд ракета разгоняется до скорости 2 М, затем «стартовик» выключается и набегающим потоком воздуха выбрасывается из маршевого двигателя. Ракета продолжает полет на скорости 2,6 М (750 м/сек), но у земли скорость снижается до 2 М.
Ракета «Оникс» оснащена комбинированной системой наведения: на маршевом участке траектории полета — инерциальной и на заключительном этапе полета -активной радиолокационной головки самонаведения. Полетное задание формируется автономным источником целеуказания, а РЛС ГСН способна захватить крупную надводную цель на дистанции до 75 км.
Дальнейшее развитие противокорабельных ракеты «Яхонт», российско-индийская разработка «БраМос», вместе со стартовым контейнером.
После захвата цели ракета выключает головку самонаведения и снижается до предельно малых высот порядка 5-10 метров (т.е. под нижней границей зоны ПВО). На коротком заключительном участке полета (после выхода ПКР из-за радиогоризонта) РЛС ракеты включается повторно, но сверхзвуковая скорость полета крайне затрудняет поражение ракеты средствами ПВО корабля и постановку радиолокационных помех.
Дальность действия головки самонаведения составляет до 80 км, её масса — 89 кг. Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры корабля- носителя не превышает 4 минут, время готовности головки самонаведения — 2 минуты.