Авианосцы США

Состав авиагруппы

Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.

Истребители-бомбардировщики «Хорнет»

Численность экипажа

Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.

Авианосец Нимиц ВМФ США

Авианосец Нимиц (USS Nimitz (CVN-68)) был заложен в далеком 1968, спущен на воду в 1972 и введен в эксплуатацию в 1975 году. Назван в честь Честера Уильяма Нимица – адмирала флота, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны, человека, подписавшего 2 сентября 1945 года акт о капитуляции Японии от имени США .

“Нимиц” участвовал в операциях “Орлиный коготь”, “Буря в пустыне” и в войне в Ираке. Обеспечивал безопасность Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году.

Авианосцы класса “Нимиц” были самыми большими, произведенными в 20 веке военными кораблями.

Наименование: USS Nimitz (CVN-68)

Прозвище: Old Salt (бывалый моряк, “морской волк”)

Классификация: Суперавианосец типа “Нимиц”

Изготовитель: Newport News Shipbuilding

В строю: с 3 мая 1975 года

Срок эксплуатации: до 2025 года (50 лет)

Приблизизительная стоимость: 4,5 миллиарда долларов при вводе в эксплуатацию в ценах 1975 году (примерно 8,3 миллиарда в ценах 2007 года)

Стоимость годовой эксплуатации: 160 миллионов долларов

Порт приписки: Naval Station Everett, 47° 59′ 33.54″ N, 122° 13′ 5.79″ W

Девиз корабля: Teamwork, a Tradition (командная работа – традиция)

ТТХ авианосца Нимиц

Водоизмещение: 98425 стандартное

Длина: 317 м по ватерлинии
             332,8 м наибольшая

Ширина: 40,8 м по ватерлинии
                76,8 м наибольшая

Осадка: 11,3 м нормальная
               12,5 м предельная

Бронирование: секретная информация (кто найдет – тому спасибо!)

Двигатели: 2 ядерных реактора Westinghouse A4W
                      4 паровых турбины, 4 движителя,

Мощность:  260000 л.с.

Скорость: до 31,5 узла (58,3 км/ч)

Дальность плавания: неограничена

Автономность работы: 20-25 лет

Экипаж:   Команда: 3200 человек
                 Авиакрыло: 2480 человек

Вооружение

Радиоэлектронное

РЛС воздушного обзора:
AN/SPS-48E
AN/SPS-49(V)5

РЛС управления огнём:
AN/SPQ-9B
4 × Mk 91 ЗРК Sea Sparrow
4 × Mk 95 ЗРК Sea Sparrow

РЛС управления воздушным движением:
AN/SPN-46
AN/SPN-43C

РЛС управления посадкой:
AN/SPN-41

Радиоэлектронное

Система РЭБ
AN/SLQ-32A(V)4

Система противоторпедной защиты
AN/SLQ-25A

Ракетное 2х ЗРК Sea RAM
2х ЗРК Sea Sparrow
Авиагруппа до 90 самолётов и вертолётов
По состоянию на 2010:
55 F/A-18С и F/A-18E/F
4 EA-6B
4 E-2C
4 SH-60F
2 HH-60H

Противолодочная оборона АУГ

Основным средством противолодочной обороны (ПЛО) АУГ являются противолодочные самолеты S-3A “Викинг”. Они осуществляют патрулирование на расстоянии до 185 км от авианосца, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Интервалы между приближением каждого самолета к центру АУГ должны составлять 1-2 часа. Каждый самолет производит поиск в своем секторе. На вооружениия самолет S-3A глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР “Гарпун”. Вместо оружия для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по 1140 л.
Поисковое оборудование включает: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 радиогидроакустических буев (РГБ) систем “Джезебел”, “Джули”, ДИФАР, ДИКАСС, КАСС, РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппаратура РТР AN/ALP-76. При слежении за подлодками поисковые средства используются комплексно. Основным средством обнаружения подводных лодок являются радиогидроакустические буи, которые самолет сбрасывает в количестве 6-8 штук за час.
В системе “Джезебел” используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. Эта система позволяет обнаруживать подводные лодки на дальности до 20 км.
В системе РГБ “Джули” применяются источники звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит к выставленным буям, а оттуда – к оператору на самолете. Система “Джули” обеспечивает обнаружение малошумных подлодок на дальности до 8 км.
Система ДИФАР используется в условиях сильных акустических помех: в районах оживленного судоходства, при сильном волнении моря, и включает пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн буев этой системы большая глубина погружения (до 300 м). Дальность обнаружения подводной лодки этой системой составляет до 25 км.
РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС управляются по радиокомандам с самолета, что позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местонахождение при меньшем количестве буев.
Система РГБ КАСС использует активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, включаемые по команде с борта самолета.
Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой ферромагнитной массой подлодки. Дальность обнаружения подводных лодок магнитным обнаружителем составляет 700-1000 м. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности использования их в условиях гидроакустического противодействия.
Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную по тепловому излучению ее корпуса и кильватерному следу. Дальность обнаружения подводной лодки по кильватерному следу до 20 км.
Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на прием, на дальности до 15 км.
Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на расстоянии до 600 км.
Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснашенные гидроакустическими станциями (ГАС). АПЛ выдвигаются на 75-165 км по курсу от центра походного ордера, и могут обнаруживать подлодки противника на расстоянии до 100 км. Для поражения вражеских подлодок используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды.
Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются на расстоянии друг от друга, равном 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Вертолеты используяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи. Дальность обнаружения подводных лодок ближним охранением составляет до 75 км от центра ордера.

В погоне за противником

Только в первой половине 1970-х СССР решился пойти по пути американцев, однако к тому времени он безнадежно отстал – авианосный парк США уже насчитывал 15 мощнейших ударных кораблей, три из которых были атомными. В общей сложности на них могли разместиться свыше тысячи самолетов.

На американских кораблях развертывались палубные истребители, разведывательные, противолодочные и прочие крылатые машины. Сократить разбег самолетам помогали специальные паровые катапульты, которые разгоняли 35-тонную машину до 250 км/ч за 2,5 секунды на участке в 100 метров. При посадке самолет тормозился специальными натянутыми поперек палубы фалами, за которые истребители цеплялись крюками-аэрофинишерами.

Ударные авианосцы «Нимиц»

Для успешного ведения боевых действий на море, не достаточно обычных кораблей, вроде фрегата, линкора или эсминца. Это обусловлено тем, что скорость их хода не достаточно велика, а при необходимости нанести молниеносный удар – это не всегда получается оперативно. Именно поэтому еще в начале XX века военные задумались о новом виде кораблей, которые назывались аэростатоносцами.

Предпосылки для создания нового класса авианосцев

В ходе Второй мировой войны, появилось такое подразделение, как морская авиация. Единственное различие от нынешних кораблей не только в двигателе, который обеспечивал ход судна, но и в способе старта и посадки самолетов. В те времена самолеты взлетали с палубы корабля, а приземлялись на воду. До недавнего времени весь флот Америки состоял из неатомных кораблей и субмарин. И, лишь в 50-е годы, американцы начинают активно строить субмарины и корабли с атомными силовыми агрегатами.

Крайнее судно, с неатомным двигателем поступило на вооружении флота США в 1972 году. По прошествии 3-х лет, в состав ВМФ входит первый авианосец  на атомном ходу USS Nimitz (CVN-68) «Нимиц». Его предшественником стал авианосец USS Enterprise (CVN-65).
В 1968 году был подписан договор о строительстве авианосца между командованием Военно-Морских Сил США и компанией Newport News Shipbuilding. Заказ состоял из 10 единиц техники. Первый авианосец на атомном ходу поступил на вооружение в 1975 году.

Технологии, использованные при строительстве

Безусловно, инновацией в строительстве многоцелевого авианосца является то, что вместо устаревших дизельных двигателей, были использованы атомные установки. Всего в своем распоряжении он имел два атомных реактора типа A4W, обеспечивающих неограниченную дальность плавания и максимальную скорость хода 30 узлов. Одним из преимуществ использования атомных реакторов стало то, что они практически всегда могут работать в условиях высокой производительности.

Необходимость постоянно питать огромное количество модулей электроэнергией, путем подачи пара на турбину, необходимость устанавливать дополнительные емкости для жидкого топлива – все это дает огромное преимущество перед устаревшими дизельными силовыми установками.

Последняя капля

Действительно, с определенного времени гордость ВМС США — авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести «ценности западной демократии» всем сопротивляющимся «недемократическим» странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.

Факты, связанные с техническими проблемами у авианосца «Джеральд Форд», эсминца «Замволт» и проблемы с сварными швами при строительстве атомных подлодок типа «Вирджиния», оказались лишь вершиной айсберга, подводную часть которого удавалось долго скрывать за ширмой дорогостоящих проектов. Пока американским адмиралам предлагали «чудо-оружие» в виде авианосца-невидимки («Джеральд Форд») или корабля с рельсотроном («Замволт»), ремонтные доки заполнились до отказа кораблями, которые составляют костяк ВМС США.

Именно авианосцы стали последней «каплей», которая вскрыла неудовлетворительное состояние военного флота США, и, может быть, именно поэтому Дональд Трамп заговорил о возможной скорой отставке Джеймса Мэттиса. Это неудивительно: выступая на предвыборных дебатах, Трамп обещал американцам за счет ввода в строй новых надводных кораблей и подводных лодок нарастить мощь флота страны до 355 единиц. Под эти обещания Пентагону был выделен рекордный бюджет — 716 млрд долларов.

И вдруг такой прокол! Авианосцы ломаются — как новые, так и старые. Союзники негодуют, русские вместе с китайцами — смеются. А еще при этом сведения о том, что в России есть гиперзвуковые противокорабельные ракеты, оказываются достоверными…

Ситуация с авианосцами схожа с положением дел в ВВС США, где 60% авиапарка требует срочного ремонта. При этом новые самолеты F-35 тоже постоянно ломаются, вызывая скепсис у потенциальных заказчиков. Да и баллистические ракеты «Минитмен-3» при проверке показали себя не лучшим образом.

Проблема «вызрела»

В сентябре 2018 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составила рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР «Адмирал Кузнецов», таиландский авианосец «Чакри Наруэбет», два австралийских — «Канберра» и «Аделаида», а также два американских — «Уосп» и новейший «Джеральд Форд».

Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, — необычный случай.

Факты о преследующих «Джеральда Форда» поломках периодически появляются в различных открытых источниках информации. Что это — рядовой случай с головным кораблем серии или закономерность, которую тщательно скрывает от налогоплательщиков командование ВМС США?

Вдогонку на сайте Военно-морского института США появилась статья эксперта Сэма ЛаГрона о текущем положении дел с авианосцами. Сразу после этого пролить свет на происходящее с американскими авианосцами попытался бельгийский интернет-ресурс Dedefensa, который опубликовал свой отклик на статью ЛаГрона. Одномоментное появление такого массива информации говорит о том, что проблема «вызрела».

ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев — 30 кораблей — было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев — 42% из списочного состава.

То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам — это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год — 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.

Казалось бы, что такого в этой информации? Для простых американских граждан стоящий на якоре авианосец — это повод для экскурсий или шанс попасть на авиашоу, приуроченное ко Дню независимости США. Специалисты же такой простой считают опасной тенденцией.

Ответ Западу

Авианесущий крейсер «Варяг» возводился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ЧСЗ) – единственном предприятии Союза, которому было под силу осуществлять подобные проекты. На мировом рынке корабль такого класса мог оцениваться в 2-3 млрд долларов, но его продали Китаю за смехотворные 20 млн.

«Варяг» должен был стать достойным ответом американским авианосцам. Китайская делегация, которая в качестве потенциального покупателя посетила это судно, была впечатлена увиденным. Китайцы отметили, что это совершенно новый корабль от брони до начинки. «Варяг» –  «это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных», – констатирует Валерий Бабич, который с 1979 по 1990 год был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.

История создания Авианосцев США

Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты.

В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.

CV-1 «Лэнгли»

1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей

Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.

В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов:

  1. Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
  2. Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
  3. Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».

Кризис ВПК и конец эпохи авианосцев

Можно ли ситуацию с авианосцами назвать началом системного кризиса военно-промышленного комплекса США? Если добавить информацию о том, что США отстают также в разработке комплексов РЭБ, новых МБР и технологии управляемого гиперзвука, то признаки упадка ВПК проступают достаточно явно. Потеря квалификации судоремонтных предприятий — «заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию авианосцев и 50 подводных лодок» — яркий этому пример.

Дело в том, что за весь свой период эксплуатации корабль или подводная лодка несколько раз заходит в доки для планового ремонта. Море — агрессивная среда. Периодичность между заходами в доки обычно составляет 5-7 лет, но если на борту подлодки или корабля стоит атомный реактор, то с ним также периодически надо становиться в док на плановую профилактику или замену ядерного топлива.

При интенсивном использовании кораблей в боевых операциях период выхода на ремонт сокращается. Таким образом, при отсутствии финансирования и должной квалификации специалистов, ремонтирующих корабль, уровень его боеготовности стремится к нулю.

Кстати, одной из причин, повлекших за собой системный сбой в работе ВПК США, является… коррупционная составляющая и передача производства сторонним организациям, часто находящимся за пределами США. Как следствие, новые дорогостоящие проекты, выглядевшие идеально на бумаге, стали поглощать львиную долю военного бюджета США, оставляя функцию поддержания боеспособности и боеготовности флота фактически на голодном пайке.

По моему мнению, скоро авианосцы уйдут в прошлое. Приведу аргументы, которые говорят за такую перспективу.

Во-первых, это постоянно растущая стоимость эксплуатации устаревающих авианосцев, которые теряют уровень своей боеспособности и боеготовности от ремонта к ремонту.

Во-вторых, новые авианосцы класса «Джеральд Форд» лишь на 30% превосходят авианосцы класса «Нимиц» по боеспособности. При этом их стоимость почти в три раза превышает стоимость эксплуатируемых авианосцев. Технические неполадки, связанные с двигательной системой корабля, электромагнитной системой запуска самолетов и системами блокировки, предназначенными для запуска и остановки самолетов, лишь повышают эксплуатационные затраты самого дорогого в обслуживании корабля.

В-третьих, авиационное крыло «Джеральда Форда» состоит из самолетов F-35, которые также не отличаются надежностью и дороги в эксплуатации.

Ну и наконец — боевая эффективность авианосцев стремительно уменьшается с появлением нового класса гиперзвуковых противокорабельных ракет, а совершенствующиеся средства разведки и целеуказания делают его удобной мишенью для высокоточного оружия.

Таким образом, можно констатировать, что очень скоро мы с вами станем очевидцами заката эпохи авианосцев.

Украина решила выдавить российских ученых из международных организаций

Боевые операции

Каждый авианосец за срок своей службы принимал в одной, а то и нескольких боевых операциях. Так, например, судно USS George Washington (CVN-73) «Джордж Вашингтон», нес боевое дежурство в Южно-Корейском море в момент обострения конфликта из-за спорных территорий. USS Harry S. Truman (CVN-75) «Гарри Трумэн» в 2018 году причастен к операции на территории Сирии и Ирака в борьбе с ИГИЛ (Запрещенной в России группировки). В 2011 году корабль Ronald Reagan (CVN-76) «Рональд Рейган» обеспечивал поддержку возле берегов Японии после землетрясения, выступая в роли заправочной станции для вертолетов, оказывавших помощь пострадавшим.

Как можно заметить, авианосцы – это корабли, которые могут выполнять различные задачи в разных точках мирового океана. Уже известно, что авианосец «Джордж Буш» будет «переходным» судном с класса «Нимиц» в класс «CVX». На авианосцах нового класса будут использоваться новейшие виды оборудования, применены новые конструкционные технологии относительно корпуса судна.

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд». Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц». Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2017 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

Модернизации и переоборудования

1 сентября 1955 года USS Midway был выведен из строя и следующие 25 месяцев проходил модернизацию в военно-морской верфи ВМФ США Puget Sound Naval Shipyard, расположенной в городке Puget Sound, штат Washington.

USS Midway в 1952 году

Целью модернизации было увеличение срока службы и расширение возможностей авианосца согласно программе SCB-110. В конструкцию корабля было внесено много изменений. Но основными были следующие:
– Посадочная полоса была развернута на 8 градусов относительно продольной оси корабля. Это позволило производить одновременно и взлет и посадку самолетов.
– Вместо двух старых паровых катапульт были установлены три более мощные (две C-11-1 и одна C-11-2).
– Было уменьшено количества тормозных кабелей а, так же проведено усиление этой системы.
– Изменилось расположение лифтов на палубе корабля и была увеличена их грузоподъемность.
– «Остров» подвергся большой модернизации, включая установку новых систем и оборудования.
– Авианосец получил новый закрытый «штормовой нос».
– Количества артиллерийских орудий было уменьшено до 8.
– Авиационный кран был заменен на более мощный.
– Объем емкостей для авиационного топлива на авианосце был увеличен.
– Был демонтирован броневой пояс в районе ватерлинии.

В результате всех этих изменений водоизмещение корабля увеличилось до 62000 тонн. 30 сентября 1957 года авианосец снова был введен в эксплуатацию.

USS Midway в 1958 году

11 февраля 1966 года авианосец прибыл в город San Francisco, штат California, где 15 февраля того же года в военно-морской верфи ВМФ США «San Francisco Naval Shipyard» началась вторая для авианосца и крупнейшая в истории кораблестроения комплексная модернизация корабля. Срок был поставлен 4 года. Согласно программе по модернизации SCB-101.66 на корабле были сделаны следующие изменения:
– Перенесены лифты, увеличена их площадь и грузоподъемность.
– Количество паровых катапульт уменьшилось до двух. Они были заменены на более мощные (две C-13).
– Установлена новая усиленная система тормозных кабелей.
– Площадь полетной палубы была увеличена в два раза (с 8000 кв.м до 16000 кв.м).
– Была проведена модернизация «острова». Она включала установку новой инерциальной навигационной системы а, так же замену многого оборудования.

USS Midway в 1971 году

Все эти меры позволили авианосцу оставаться в строю до 90-х годов. Однако, недостатком этой модернизации была ее высокая цена. Бюджет был превышен больше чем в два раза (с 88 млн $ до 202 млн $). Это наложило ограничения на модернизацию второго авианосца – USS Franklin D. Roosevelt CV-42, так же попадающего под программу модернизации SCB-101.66. Бюджет для него был уменьшен до 46 млн $. На корабле был переделан передний лифт, демонтирована третья катапульта, сняты два из 4-х артиллерийских орудия, а, так же реконструированы помещения для персонала.

31 января 1970 года корабль вернулся в строй. Длинна авианосца выросла до 303,8 м, ширина до 75,5 м, а водоизмещение увеличилось до 64200 тонн.

История создания

Схема изменений корабля на протяжении его службы

Планы по созданию новых авианосцев появились в США сразу после нападения Японии на Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Однако, мнения у руководства военно-морского флота США расходилось относительно типов авианесущих кораблей. Президент Франклин Рузвельт и адмирал Эрнест Кинг выступали за строительство небольших авианосцев. В то же время адмирал Честер Нимиц отмечал, что авианосцы с водоизмещением всего 11000 тонн имеют слишком много ограничений для их эффективного использования. И настаивал на строительстве кораблей с водоизмещением более 45000 тонн. В конечном итоге было принято решение о строительстве двух авианосцев водоизмещением более 40000 тонн. Проект был окончательно утвержден президентом Франклином Рузвельтом 29 декабря 1942 года.

27 октября 1943 года в сухом доке американской верфи «Newport News Shipbuilding», расположенной в городе Newport News, штат Вирджиния, состоялась закладка авианосца CV-41 и следующие 17 месяцев шло его строительство. 20 марта 1945 года в торжественной обстановке корабль был спущен на воду.

Предшественники

Предшественниками данного типа авианосцев были авианосцы Essex, которые были самыми многочисленными в то время. У авианосцев типа Midway схема бронирования была выполнена по их образцу. Схема расположения «острова» и самолетоподъемников также повторяла Essex. Внешним же отличием могла служить огромная дымовая труба, как у предков USS Yorktown и USS Lexington. Также на этом авианосце была установлена рубка, которой не было на «Эссексах».

Проектирование

Эскизные проработки тяжелого авианосца, которому в будущем предстояло стать преемником «Эссексов», начались еще в 1940 году. Разработка чертежей авианосца шла полным ходом, хотя перспективы построй­ки корабля-гиганта оставались неопреде­ленными вплоть до конца 1942 года. На развитие данного проекта в большей степени повлиял опыт второй мировой войны. В частности, самыми сильными аргументами в сторону увеличения бронирования стала гибель английского авианосца «Глориес», расстрелянного линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а так же бой у атолла «Midway», которая показала все положительные качества бронирования верхней палубы. Для это го авианосца даже была придумана специальная классификация, так как его мощность была гораздо выше, нежели у других авианосцев предшествующих ему. Авианосцу USS Midway был присвоен класс CV-B, что означало, что он относился к новому классу «боевых» авианосцев. Этот класс подобных кораблей просуществовал до 1952 года, пока не пришла на смену новая классификация.

Боевое дежурство и численность

На боевом дежурстве постоянно находится одна авианосная ударная группа ВМС США, однако иногда их состав может доходить до 4. До появления и принятия на вооружение системы «Иджис», большинство кораблей ВМС использовались в роли вспомогательных. Приданные АУГ корабли осуществляли функции по охране авианосца. С развитием технологий и вооружения ситуация кардинально переменилась. Новейшая система получила возможность дальнего обнаружения целей. Корабли были оборудованы установками вертикального пуска, которые могут запускать зенитные, противолодочные и крылатые ракеты. Получив новое вооружение корабли смогли, кроме нанесения ракетных ударов по суше, производить противовоздушную и противоракетную оборону сухопутных и морских сил.

До этого подобные функции могли быть осуществлены лишь с помощью самолётов, располагающейся на авианосце.

Военно-морские силы Америки имеют 22 крейсера, оснащенных системой «Иджис» и 2 установками вертикального пуска на 61 ракету. Планируется постепенная замена крейсеров «Тайкондерога», на более современные типы кораблей.

Главным кораблем надводного флота считается эсминец класса «Арли Бёрк». На настоящий момент на вооружении находятся 62 эсминца. Предполагается расширить их состав до 100 единиц. Кроме системы управления «Иджис» каждый эсминец оборудован установкой Мк 61 и несёт приблизительно 90 ракет. 22 подобных корабля входят в систему противоракетной обороны.

Новейший эсминец «Зумвалт», обладающий нестандартным обликом из-за применённой технологии «Стелс» должен прийти на им смену. Однако, хотя и задумывалось поставить на вооружение 32 корабля этого типа, запланировано производство лишь 3, что прежде всего связанно с неоправданно высокой стоимостью, вызывающей критику. «Зумвалт» вобрал в себя множество новейших технологий, например, рельсотрон.

Американские фрегаты класса «Оливер Перри», не считаются особо удачными кораблями, однако на вооружении стоит 15 подобных кораблей и 16 находятся на консервации. В соответствии с планами все их собираются исключить из флота.

Учитывая стратегические директивы страны, ВМС располагает всего 2 корветами. Действующие результативно в прибрежных водах, они не вписывались в общую стратегию ведения боевых действий. Их начали разрабатывать и строить совсем недавно. Рассматривая их высокую стоимость существенного увеличения их количества скорее всего не предвидится.

Учитывая географическое расположение и стремление активно участвовать в отстаивании личных интересов, США обладает самым большим количеством десантных кораблей, могущих высаживать спецназ, в том числе.

Тральщики «Авенджер» ВМС США находятся только в Тихом океане.

Перспективы развития военного флота США

Существующая программа по развитию предполагает существенное увеличение кораблей и численности ВМС. Она предусматривает увеличение ударных групп и боевых кораблей. В качестве приоритета выбраны авианосные группы, обновление боевых единиц и введение в строй новейших десантных кораблей.

Флот является неотъемлемой частью ядерного арсенала страны. Баллистические ракеты «Трайден 2» с ядерными боеголовками размещены на атомных субмаринах класса «Огайо». 10 из них постоянно находятся на дежурстве. В соответствии с международным договором о сокращении наступательных вооружений, 4 подлодки переоборудованы для размещения ракет «Томагавк». Всего же в составе ВМС США имеется 53 МПЛ, ставя Америку в лидирующее положение. Подлодки класса «Лос-Анджелес», составляющие большую часть из несущих боевое дежурство, считаются устаревшими и списываются по мере поступления новых образцов субмарин. Наиболее современными из подводных кораблей являются субмарины «Си Вулф», на данный момент их количество составляет 3 единицы. Всего в соответствии с программой по развитию подводного флота планируется ввести в строй 32 субмарины этого класса.

Однако, незыблемым символом морского превосходства Америки всё же считаются атомные авианосцы. Именно они помогают США участвовать в отстаивании своих глобальных интересов в любой точке мира, например, Carl Vinson у берегов Кореи.  Авианосцы считаются центрами АУГ ВМС США. Каждая из которых составляет основной боевой элемент оперативных флотов Америки. 10 авианосцев класса «Нимиц» несут службу в Тихоокеанском и Атлантическом флотах. Несколько кораблей переданы на консервацию. В прошлом году на вооружение поставлен авианосец новейшего типа «Джеральд Р. Форд», который по всем тактико-техническим характеристикам превосходит ранее стоявшие на посту авианосцы.

Подобный авианосец обладает более современной энергетической установкой. Экипаж корабля намного меньше, вследствие внедрения современных технологий по управлению и обслуживанию. Новейшая электромагнитная катапульта пришла на смену устаревшей паровой. Всё это позволило сократить расходы, выделяемые из бюджета на обслуживание этой боевой единицы, по сравнению с другими авианосцами. Всего по плану должно быть введено в строй 3 корабля подобного класса.

Каждый авианосец имеет размещенное авиакрыло, состоящее из нескольких эскадрилий. Авиация, дислоцирующаяся на авианосце может выполнять различные функции. Кроме истребительно-штурмовых, имеются самолёты, оборудованные приборами РЭБ и дальнего радиолокационного обнаружения, осуществляющих разведывательные действия. На авианосцах дислоцируются около 80 самолётов, часть из которых находиться в оперативном подчинении морской пехоты. Помимо самолётов на авианосце располагаются штурмовые и противолодочные вертолёты.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий