Поиск

Торпедный катер «Комсомолец» – партизан прибрежных районов

Особенности конструкции

Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.

Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.

Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа.

Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу – 1200. Время работы двигателя на задний ход – 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

И в атаку, и в разведку

Первое, что приходит в голову при слове «торпедный катер», это мчащийся поднимая буруны кораблик, атакующий вражеский транспорт, или миноносец. Тактика катерников была разнообразной: они парами или группами выходили на свободную охоту, прятались в засадах под берегами и в шхерах возле маршрутов вражеских конвоев, совершали нападения на порты и даже вели маневренные бои при поддержке авиации. И, конечно, прославились советские катерники прежде всего именно этими лихими атаками.

Кроме того, уже в самом начале войны стало понятно, что корабли такого типа могут выполнять и множество других функций. Например, когда Красная Армия вынуждена была оставить не только Крым, но и часть Черноморского побережья Кавказа, катера стали использовать как конвой для… эшелонов! Базировавшиеся в Черном море немецкие подлодки подходили по ночам к берегу и из своих пушек обстреливали поезда, идущие вдоль побережья. Чтобы отпугнуть немцев, и стали использовать катера: их высокая скорость и торпеды были достаточной угрозой для подводников.

Торпедные катера серии Д-3 Балтийского флота принимают на борт бойцов в порту Виртсу (Эстония) во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) Моонзундского архипелага, сентябрь 1944 года

Но таких экзотических примеров не много, и гораздо чаще торпедным катерам доводилось заниматься другой работой. Как корабли, имеющие осадку не больше метра, они могли подходить вплотную к берегу, причем не только в ясную погоду, но и в туман, не слишком опасаясь подводных препятствий; на малом ходу они были почти бесшумными, а на крайний случай на каждом катере имелась система постановки дымовой завесы. Все это превращало торпедные катера в идеальное средство доставки разведывательных групп, десантов и боеприпасов для них. Кроме того, дюралевый или деревянный корпус позволял использовать эти корабли для борьбы с донными магнитными минами: они «глушили» их своими глубинными бомбами, и те же бомбы применялись для борьбы с подлодками.

Такая разнообразная работа делала службу на торпедных катерах очень опасной: порой эти кораблики, многие из которых строились из дерева (как те же Д-3), возвращались на базы с парой, а то и тройкой сотен пробоин. Стоит ли удивляться, что за годы войны был потерян каждый четвертый торпедный катер из состава флота. К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 кораблей этого типа, в военное время в строй вступили еще 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.

Морские мины типа Р-1 в торпедных лотках катеров типа Г-5. Катера этой серии, как и другие торпедные катера РККФ, применялись в том числе и для постановки минных заграждений

Обложка: pinterest.ru

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Альбатрос ФРГ 1975 год

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег», произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили . Главное требование — катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода — строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

ЦАГИ АНТ-3 «Первенец» в севастопольской бухте

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой.
В процессе испытаний обнаружились явления , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания — получили . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Катер типа Ш-4 Балтийский флот, лето 1935 года

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается — . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего
прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное — увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий  — пятый).

Минные катера

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – торпеды.

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как миноносцы. Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Катера

Минный катер “Чамса”

Советский «Первенец»

6 марта 1927 года построенный в Москве АНТ-3 погрузили на поезд и отправили в Севастополь, куда он прибыл 14 марта. Через три дня начались испытания, и на них катер развил сумасшедшую скорость — до 54 узлов, то есть больше 100 км/ч! Правда, так быстро он мог идти только по спокойной воде, что определялось теми же конструктивными особенностями корабля, которые обеспечивали высокую скорость. Отсутствие развитого киля и наличие редана, то есть выступа на днище, позволявшего катеру выходить на глиссирование (то есть опираться на воду только задней половиной днища, снижая сопротивление) как раз и снижали его мореходность. Но все это не смутило военных моряков: согласно концепции того времени, новые торпедные катера планировалось, как и минные катера времен Крымской войны, доставлять к театру боевых действий на крупных боевых кораблях типа легких крейсеров, и только там спускать на воду. И хотя вскоре от этой концепции отказались, переделывать юркие быстрые катера уже не стали.

Первыми серийными кораблями, наследниками «Первенца», стали торпедные катера типа Ш-4, принятые на вооружение в 1928 году. Они представляли собой чуть модернизированные корабли того же реданного типа, но получившие более мощное основное вооружение: два торпедных аппарата вместо одного. За счет этого их максимальная скорость немного упала и составила «всего» 46 узлов, то есть 85 км/ч, но и этого было достаточно, чтобы суметь выйти на атакующий курс, выпустить торпеды и уйти с их курса. Это был, пожалуй, главный недостаток Ш-4: чтобы выстрелить по цели, катер должен был иметь скорость не ниже 17-18 узлов, потому что только она позволяла ему успеть отвернуть от торпед, которые сбрасывались с лотков назад по ходу корабля, но хвостовой частью вперед и сразу же начинали движение. И если торпедный катер не успевал увернуться от своих же торпед, он мог стать их жертвой.

Советский торпедный катер ТКА-15 типа Д-3 Северного флота в порту Полярный, 1942 год

За четыре года Красный флот получил 59 кораблей типа Ш-4. Они неплохо зарекомендовали себя, но в процессе эксплуатации «четверок» стало понятно, что флоту нужны более мореходные и «дальнобойные» торпедные катера с более современным вооружением, чем дореволюционные торпеды калибра 450 мм. Создание таких кораблей вновь поручили Андрею Туполеву, который на основе Ш-4 в 1933 году разработал новый торпедный катер серии Г-5, которому суждено было стать самым массовым кораблем такого типа советского ВМФ: их было построено 307 единиц!

История создания

В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса

Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»

Список кораблей входивших в состав флота СССР

Значение:

  • ЧФ – Черноморский флот
  • ТОФ – Тихоокеанский флот
  • СФ – Северный флот
  • “?” – неизвестно
  • “-” – нет или не было
Тактический № Название Проект № ССЗ Заводской № Зачислен в списки Заложен Спущен Вступил в строй Веден в строй В составе
МПК-134, до 1982 МПК-64 «Муромец», до 1992 «Киевский комсомолец» 1124М 302 001 30.10.1981 19801982 10.12.1982 05.03.1983 ЧФ
МПК-118 «Суздалец», до 1992 «Комсомолец Молдавии» 1124М 302 002 19.01.1983 01.08.198127.03.1983 03.10.1983 03.11.1983 ЧФ
МПК-142 ? 1124М 340 101 29.02.1984 20.02.1982 19.05.1984 30.12.1984 04.03.1985 СФ
МПК-139 ? 1124М30200325.05.198308.04.198218.02.198402.08.198407.12.1984 СФ
МПК-190 ? 1124М 30200409.07.198405.04.198320.01.198508.08.198512.11.1985 СФ
МПК-199 «Касимов», до 1992 «Комсомолец Армении» 1124М 30200512.06.198520.02.198407.12.1985 07.10.198619.10.1986 ЧФ
МПК-198 ? 1124М 340102 07.03.1986 03.08.1984 27.04.1986 29.12.198624.02.1987 СФ
МПК-202 ? 1124М 30200611.04.198622.01.198510.11.1986 06.10.1987? СФ
МПК-221, до 1992 МПК-200 «Приморский Комсомолец» 1124М 876 80 11.04.1986 08.02.1985 29.04.1987 29.12.1987 30.12.1987 ТОФ
МПК-69 ? 1124М 340 103 10.03.1987 04.04.1985 02.05.1987 29.12.1987 ? СФ
МПК-113? 30200710.03.198712.11.1985
МПК-89 ? 1124М8768110.03.198721.01.198603.11.198713.12.1988? ТОФ
МПК-207«Поворино» 1124М30200804.03.198812.06.198606.05.198803.04.198921.04.1989 ЧФ
МПК-222 «Кореец» 1124М8768220.02.198907.01.198727.04.198720.12.198928.02.1990 ТОФ
МПК-217 «Ейск» 1124М30200920.02.198916.03.198712.04.1989 26.12.198928.02.1990 ЧФ
МПК-194 «Брест» 1124М 340 10426.05.1987 11.05.198730.07.198827.09.1988 09.11.1988 СФ
МПК-196 ? 1124М 34010504.03.198811.05.198730.07.198830.12.1988 01.03.1989 СФ
МПК-125, до 02.02.1990 МПК-214 «Советская Гавань», до 15.02.1992 «Ленинская кузница» 1124М 302010 20.02.1989 20.08.198730.03.199029.09.199029.12.1990 ТОФ
МПК-28 ? 1124М 8768313.04.198902.09.198709.09.198925.12.1989 ? ТОФ
МПК-197 ? 1124М 340106 20.02.198927.10.198708.04.198925.10.1989 28.02.1990 СФ
МПК-64 «Метель» 1124М 876 8515.01.1990 04.01.198802.10.199031.12.199014.03.1991 ТОФ
МПК-107 «Иркутский комсомолец» 1124М 8768403.11.198922.02.198805.06.1990 14.12.199014.03.1991 ТОФ
МПК-203 «Юнга» 1124М 34010720.02.198926.03.198819.07.1989 28.12.1989 28.02.1990 СФ
МПК-130 «Нарьян-Мар», до 1992 «Архангельский комсомолец» 1124М 340108 15.01.1990 17.08.198809.03.199028.09.1990 29.12.1990 СФ
МПК-56 ? 1124М 340 10915.01.199012.04.198930.06.199029.12.199014.03.1991 СФ
МПК-82 ? 1124М 30201115.01.199020.04.198920.04.199126.09.199119.03.1990 ТОФ
МПК-17 «Усть-Илимск» 1124М 8768631.01.199122.01.199028.08.199130.12.1991 11.02.1992 ТОФ
МПК-20 ? 1124М 8768731.12.1991 1990
МПК-7 «Онега» 1124М 340 110 ? 1990199119911992 СФ
МПК-10 ? 1124М 34011131.01.199119.03.199027.07.1991 28.12.1991 11.02.1992 СФ
МПК-59 «Снежногорск» 1124М340 11313.05.199220.11.199022.05.1993 12.08.199417.11.1994 СФ

definition – Торпедные_катера_типа_«Комсомолец»

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Торпедные катера типа «Комсомолец»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Файл:Komsomolets torpedo boat.JPG Торпедный катер-памятник проекта 123-бис «Комсомолец», Санкт-Петербург, Россия

«Комсомолец» (пр. 123) — серия советских малых торпедных катеров (32 ед.).

Головной катер был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода №194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16.05.1940, вступил в строй 25.10.1940, 12.03.1941 был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от серийных катеров:

  • Водоизмещение: 16,98 т.
  • Двигатели: 2 бензиновых ДВС, 2000 л. с.
  • Скорость: 51,6/32 узла.
  • Дальность: 650 миль.
  • Вооружение: 2 х 1 х 533 мм торп. аппарата, 1 х 12,7 мм, 4 глубинные бомбы.
  • Экипаж: 6 чел.

В 40-50 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода “Море” сошло более 200 торпедных катеров “Комсомолец”.

Особенности конструкции

Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.

Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.

Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные.

ТТХ

  • Длина: 18,7 м
  • Ширина: 3,4 м
  • Осадка: 1,2 м
  • Водоизмещение стандартное: 20,5 т
  • Водоизмещение полное: 23 т
  • Двигатели: 2 авиационных бензиновых ДВС «Паккард»
  • Мощность: 2 х 1200 л. с.
  • Макс. скорость: 48 узлов
  • Крейс. скорость: 28,8 узлов
  • Боевая автономность: 36 часов
  • Макс. дальность плавания: 345 миль
  • Макс. мореходность: 4 балла
  • Бронирование: рубка 7 мм
  • Вооружение: 2 х 2 х 12,7 мм (впоследствии 2 х х 20-мм ШВАК); 2 х 1 х 533-мм ТА; 2 лотковых бомбосбрасывателя; 6 глубинных бомб М-1; 40-литровый баллон с дымсмесью
  • Экипаж: 7 чел.

Список катеров проекта

НомерНазваниеЗаложенСпущенВведен в стройФлотПримечания
ТК-35130.07.193916.05.194025.10.1940ЧФГоловной катер серии
ТК-7«Одесский патриот»Начало 1944Осень 19444.02.1945ТОФ
ТК-100«Одесский колхозник»ТОФ
ТК-110ТОФ
ТК-111ТОФ
ТК-112ТОФ
ТК-120ТОФ
ТК-122ТОФ
ТК-123ТОФ
ТК-130ТОФ
ТК-131«Речник Ангары»КБФ15.04.1945 в Гданьском заливе совместно с ТК-141 тяжело повредил германский эсминец Z-34
ТК-132«Артёмовец»КБФ1.04.1945 был поврежден береговой артиллерией противника в Гданьском заливе, выбросился на берег, уничтожен советской штурмовой авиацией.
ТК-133«Трудящийся Артёма»КБФПредположительно потопил 28.04.1945 транспорт «Emili Sauber» (2475 брт)
ТК-140ТОФ
ТК-141«Одесский комсомолец»КБФ15.04.1945 в Гданьском заливе совместно с ТК-131 тяжело повредил германский эсминец Z-34. По ошибке потоплен советской авиацией 9.05.1945 в р-не Либавы.
ТК-142ТОФ
ТК-143ТОФ
ТК-146ТОФ
ТК-148ТОФ
ТК-350«Черноморец»ЧФ
ТК-472«Моряк Дальстроя»ТОФ
ТК-473«Ливадия»ТОФ
ТК-474ТОФ
ТК-475ТОФ
ТК-476ТОФ
ТК-477ТОФ
ТК-478ТОФ
ТК-479ТОФ
ТК-480ТОФ
ТК-481ТОФ
ТК-607«Комсомол Казахстана»ТОФ
ТК-608ТОФ
Файл:FR-frigate template.gifЭто незавершённая статья о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Вооружение Катера

Вооружение катеров состояло:

Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов.

Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал.

Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со “стопа”. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня – только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз.

Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов.

Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки – нет данных.

Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения — до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией “Штиль-К”.
Радиостанция “Штиль-К” могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 25 октября 1940 года.

Список катеров проектов 123 и 123бис в годы Великой Отечественной войны

НомерНазваниеЗаложенСпущенВведен в стройВ составе флотаПримечания
ТК-351 30.07. 16.05. 25.10.1940ЧФГоловной катер серии проекта 123
ТК-7«Одесский патриот»Начало 1944Осень 1944 4.02.ТОФ
ТК-100«Одесский колхозник»ТОФ
ТК-110ТОФ
ТК-111ТОФ
ТК-112ТОФ
ТК-120ТОФ
ТК-122ТОФ
ТК-123ТОФ
ТК-130ТОФ
ТК-131«Речник Ангары»15.05.1944окт. 194419.11.1944КБФЗаложен на Тюменской судоверфи (с октября 1941 г. — завод № 639), 30.09.1944 г. отправлен по железной дороге в Ленинград для достройки. Вошел в состав БФ 30.01.1945 г. 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-141 тяжело повредил германский эсминец Z-34. В 1995 году на заводе Алмаз был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта М-123бис. Бортовой номер присвоен в честь ТК-131.
ТК-132«Артёмовец»КБФ 11.04. был повреждён береговой артиллерией противника в Гданьском заливе, выбросился на берег, уничтожен советской штурмовой авиацией.
ТК-133«Трудящийся Артёма»КБФПредположительно потопил 28.04. транспорт (2 475 брт)
ТК-140ТОФ
ТК-141«Одесский комсомолец»КБФ 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-131 тяжело повредил германский эсминец Z-34. По ошибке потоплен советской авиацией 9.05.1945 в районе Либавы.
ТК-142ТОФ
ТК-143ТОФ
ТК-146ТОФ
ТК-148ТОФ
ТК-350«Черноморец»ЧФ
ТК-472«Моряк Дальстроя»ТОФ
ТК-473«Ливадия»ТОФ
ТК-474ТОФ
ТК-475ТОФ
ТК-476ТОФ
ТК-477ТОФ
ТК-478ТОФ
ТК-479ТОФ
ТК-480ТОФ
ТК-481ТОФ
ТК-607«Комсомол Казахстана»ТОФ
ТК-608ТОФ

Все по

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий