Поиск

Возвращение крейсера «Маршал Устинов»

Неудачи «Маршала Устинова» на Босфоре

Тем временем у «Маршала Устинова» началась череда неудач. По сообщениям, крейсер дважды не смог причалить к пристани и дважды возвращался на якорную стоянку в Мраморном море.

По сообщениям, крейсер не смог причалить «из-за сильного ветра». В то же время российский эксперт, редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко сообщил Крым.Реалии, что, по словам моряков, которые часто проходят Босфор, в тот день ветер был не настолько сильным, чтобы доставить проблемы крейсеру

Войтенко обратил внимание на видео, опубликованное очевидцами, которое, по его словам, свидетельствует о том, что проблема была, «скорее всего, с рулевым механизмом»

Михаил Войтенко в комментарии Крым.Реалии назвал инцидент с неудачной швартовкой российского крейсера «конфузом» и выразил недоумение по поводу того, что об этом практически не пишут российские СМИ, хотя ранее российские издания неоднократно публиковали информацию об этом крейсере как о «мощнейшем российском корабле».

При этом эксперт допустил: поначалу предполагалось, что в Стамбуле президент Турции вместе с Путиным посетит «Маршал Устинов» и что крейсер будет находиться у берегов Сирии во время визита российского президента в Дамаск. Однако инциденты со швартовкой нарушили эти планы.

«Я не завидую «Маршалу Устинову», вплоть до последнего матроса, если это так. Но похоже, что так и есть, а иначе почему все молчат? Конечно, конфуз очень неприятный. Его так все воспевают, а он элементарно не смог пришвартоваться», – сказал Михаил Войтенко.

После стоянки в районе Мода в Мраморном море «Маршал Устинов» поднял якорь и направился к Черному морю, переправившись через Босфор во второй половине дня 8 января.

Литература и источники информации

Литература

Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4

Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X

Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Ссылки

Фотографии крейсера «Маршал Устинов» на navsource.narod.ru

Подборка материалов о РКР «Маршал Устинов» в блоге Олега Кулешова

Страница «Википедии» о ракетном крейсере «Маршал Устинов»

Прибытие РКР «Маршал Устинов» на Северный флот после модернизации, 2016 год (фотогалерея)

Новость от 19 июня 2017 года об участии РКР «Маршал Устинов» в учениях флота

Статья о ЗРК «Форт» на сайте pvo.guns.ru

Общая оценка проекта

В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.

Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).

Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.

В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

«С военно-морской точки зрения, это скандал»

На фоне отчетов об «успешно проведенных» учениях у берегов Севастополя о ситуации с поломкой российского крейсера «Маршал Устинов» российские СМИ практически не пишут, хотя журналисты вряд ли могли обойти вниманием один из главных российских ракетных крейсеров, на котором был оборудован штаб для наблюдения Путина за ходом военных учений. Главный редактор украинского информационного агентства Black Sea News Андрей Клименко в комментарии Крым.Реалии высказал предположение, что неудачи экипажа привели к тому, что Путин был вынужден возвращаться из Турции в Севастополь самолетом, хотя первоначально мог планироваться морской переход

«Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана. Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко.

Президент России Владимир Путин (л) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (п) в Стамбуле, 8 января 2020 года

Эксперт напомнил, что «Маршал Устинов» дважды предпринимал безуспешные попытки причалить к берегу.

«Крейсер сначала пытались поставить к причалу прямо у дворца Долмабахче в Босфоре. Он там чуть не спилил носом набережную и потом ушел в Мраморное море. На следующий день его пытались поставить к парадному причалу мыса Сарайбурну – там военный причал, куда обычно становятся иностранные военные корабли. Но и туда не смогли. Конечно, это выглядит – особенно с точки зрения турок – просто смешно, потому что к тем причалам становятся океанские лайнеры по триста метров в длину. С военно-морской точки зрения, это скандал», – рассказал Крым.Реалии Клименко.

Андрей Клименко

По его мнению, инцидент мог привести к смене планов российского руководства.

«Моя версия такова: командир крейсера «получил по шапке» и корабль пошел в Севастополь сам. Понятно, что после таких инцидентов, о которых, несомненно, доложили главнокомандующему, для его охраны стало ясно, что рисковать нельзя, раз они в Босфоре такой ляп дважды допустили. Поэтому Путин улетел самолетом. Крейсер пошел сам, ход у него быстрый, и сегодня утром он взял Путина на борт и вышел пострелять в море», – сказал Андрей Клименко.

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Примечания

  1. Данные о суммарной мощности энергоустановки крейсеров проекта 1164 разнятся в разных источниках; значение в 110000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этим данным, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М21 складывается из: форсажных (основных) газовых турбин ДТ59 – 2 по 22500 л. с.; маршевой газовой турбины ДС71 – 7000 л. с.; паровой турбины утилизационного контура – 3000 л. с., итого 55000 л. с. на один агрегат и 110000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Данные о дальности хода экономическим ходом в разных источниках расходятся; цифра в 7500 миль приведена в «Боевых кораблях мира» Александрова и Апалькова, в то время как в «Советском ВМФ» Бережного указана дальность в 8070 миль.
  3. Данные о численности экипажа в 485 человек взята из «Боевых кораблей мира» Александрова и Апалькова. Встречаются и другие данные – например, в «Советском ВМФ» Бережного указана численность экипажа 610 человек.
  4. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом “Водопад-НК” и универсальным ракетным комплексом “Калибр-НК”.
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 75 км и до 25 км по высоте.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий