Противокорабельная крылатая ракета П-800 Оникс

Эксплуатанты и носители

«Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолётах, надводных и подводных кораблях и береговых установках.

 Россия — «Оникс» 
Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион».
 — «Накат» КСФ ВМФ РФ (списан).
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — три МРК в составе Каспийской флотилии, три в составе Черноморского флота, два в составе Балтийского флота.
МПЛАТКР проекта 885 «Ясень» — одна АПЛ «Северодвинск» (в строю), еще две лодки проекта 885М готовятся к принятию в состав флота.
ПЛАРК проекта 949А Антей — в перспективе.
Корветы проекта 20385 – 2, Тихоокеанский флот.
Фрегаты проекта 22350 – 2 в строю, 8 фрегатов в перспективе.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В ходе ведущегося ремонта вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2022 год. По неподтверждённым данным аналогичная модернизация предстоит атомному ракетному крейсеру Петр Великий.
 Вьетнам — «Яхонт» 
Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в июне 2010 года.
 Сирия — «Яхонт» 
Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в конце 2011 года.
 Индия — «BrahMos» (вариант ракеты «Оникс», разработанный совместно с министерством обороны Индии)
Эсминец проекта 61МЭ — «Раджпут» — 1×4 ПУ БраМос
Фрегаты типа «Тальвар» — 1×8 ПУ БраМос
Фрегаты типа «Шивалик» — 1×8 ПУ БраМос
Эскадренные миноносцы типа «Калькутта» — 4×4 ПУ БраМос
БраМос-А: на Су-30МКИ (до трёх ракет) и Ту-142 (до шести)
БПРК с ракетами «БраМос».
 Индонезия — «Яхонт», поставка в первой половине 2010 г., количество неизвестно
Фрегаты типа «Ван Спейк».
Фрегат «Освалд Сиахаан» (англ.)русск.

История создания противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Ракетный противокорабельный комплекс четвертого поколения «Оникс» начал проектироваться в 1970-х г.г. на НПО Машиностроения под руковод­ством главного конструктора Герберта Ефремова. С самого начала он задумывался, как универсальный по носителям, одинаково пригодный и для от субмарин и для катеров.

Отличительными осо­бенностями новой ракеты должны были стать:

  • полная ав­тономность боевого применения по принципу «выстрелил-забыл»
  • высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета с набором «низких» и «высоких-низких» траекторий полета
  • загоризонтная дальность стрельбы
  • применение элементов технологий «Стелс» для снижения радиолокационной заметности.

По классификации НАТО, и «Оникс» (ЗМ55) и его экспортный аналог «Яхонт» (ЗМ55Э) получили кодовое обозначение SS-N-26. Российское обозначение собственно ракеты входящей в состав комплекса ЗМ55: «Оникс» П-800.

По сравнению с более ранними ракетами «Оникс» П-800, даже вместе со стартовым контейнером (стаканом) очень компактен, что позволяет разместить на одной и той же пусковой установке в два раза больше ракет — по три в ряд.

Стакан ракеты герметичен, в нем она покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится в арсенале и выдается на корабль-носитель. Это упрощает эксплуатацию, не требует подвода жидкости, газа и создания микроклимата. Техни­ческое состояние ракеты и её систем контролируется че­рез специальный борт-разъем и также не требует извлечения ра­кеты из контейнера. Схема запуска ракеты не требует специаль­ных мер по отводу газов реактивной струи.

Противокорабельная ракета «Оникс» П-800 («Яхонт»)

Ракеты «Оникс/Яхонт» способны действовать против одиночно­го корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против корабельного ордера

Ракеты способ­ны сами провести селекцию целей, классифицировать их по важности, выбрать тактику атаки и план её проведе­ния. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют следующие по важности цели

В бортовой циф­ровой вычислительной машине (БЦВМ) «Оникса» зало­жены электронные портреты всех современных классов кораблей.

Испытания ракет ЗМ55 «Оникс» начались в 1985 году, а бросковые испытания с МРК «Накат» — в 1987 году. Летно-конструкторские испыта­ния (ЛКИ) были завершены в августе 1996 года, а госу­дарственные испытания — в июне 1998 года. Комплекс был принят на МРК «Накат» в опытную эксплуатацию, а по её результатам, постановлением Правительства Рос­сии от 23 сентября 2002 года комплекс «Оникс» принят на вооружение.

Серийное производство экспортного варианта «Оникс», противокорабельной ракеты «Яхонт» ведет ПО «Стрела» в г.Оренбурге, а в Индии с 1998 года ведется её дальнейшая разработка совместным российско-индийским предприятием «БраМос» (аббревиатура по названиям рек Брахмапутры и Москвы).

МРК «Накат» проекта 1234.7 с ракетами Оникс П-800

Примечания

  1. ↑ . Оф. сайт газеты Коммерсантъ (28 августа 2010). Дата обращения 11 января 2014.
  2. . www.aif.ru. Дата обращения 15 сентября 2017.
  3.  (недоступная ссылка). www.yellow.ml. Дата обращения 15 ноября 2017.
  4.  (недоступная ссылка). maailm.tk. Дата обращения 15 ноября 2017.
  5. . rusila.su. Дата обращения 29 сентября 2017.
  6. ↑ . Сайт “Ракетная техника”. Дата обращения 11 января 2014.
  7. ↑ . Оф. сайт НПО машиностроения. — Рекламная листовка. Дата обращения 11 января 2014.
  8. Litovkin, Dmitry (8 August 2013).
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 31 мая 2010.
  10. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2014.
  11.  (рус.)  (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 3 апреля 2018.
  12. . rbase.new-factoria.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
  13. . testpilot.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
  14. . armedman.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
  15.  (рус.)  (неопр.) ?. army-news.ru. Дата обращения 23 ноября 2017.
  16. . m.allpravda.info. Дата обращения 23 ноября 2017.
  17.  (рус.)  (неопр.) ?. Международные новости (25 сентября 2019). Дата обращения 25 сентября 2019.
  18. Минобороны России. (15 ноября 2016). Дата обращения 15 ноября 2016.

Конструкция противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Силовая ус­тановка ракеты представляет собой маршевый сверхзву­ковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ус­корителем. Двигатель ракеты, разработанный в НПВО «Пламя», рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20000 м. Тяга двига­теля 4000 кгс, сухая масса камеры сгорания 200 кг. Мас­са стартово-разгонной ступени 500 кг.

Воздухозаборник двигателя — носовой осесимметричный с центральным ко­нусом, имеется система изменения тяги с регулируемым соплом. В центральном конусе воздухозаборника разме­щены блоки системы управления, антенна РЛС самонаве­дения и боевая часть массой 200 кг. Все внутренние объ­емы ракеты использованы под маршевое топливо.

После пуска и выхода ракеты из контейнера, включается твердотоплив­ный разгонный блок, размещенный в камере сгорания маршевого двигателя по принципу «матрешки». За не­сколько секунд ракета разгоняется до скорости 2 М, за­тем «стартовик» выключается и набегающим потоком воздуха выбрасывается из маршевого двигателя. Ракета продолжает полет на скорости 2,6 М (750 м/сек), но у земли скорость снижается до 2 М.

Ракета «Оникс» оснащена комби­нированной системой наведения: на маршевом участке траектории полета — инерциальной и на заключительном этапе полета -активной радиолокационной головки самонаведения. Полет­ное задание формируется автономным источником целеу­казания, а РЛС ГСН способна захватить крупную надвод­ную цель на дистанции до 75 км.

Дальнейшее развитие противокорабельных ракеты «Яхонт», российско-индийская разработка «БраМос», вместе со стартовым контейнером.

После захвата цели ракета выключает головку самонаведения и снижается до предельно малых высот порядка 5-10 метров (т.е. под нижней границей зоны ПВО). На коротком заключительном участке полета (после выхода ПКР из-за радиогоризонта) РЛС ракеты включается повторно, но сверхзвуковая скорость полета крайне затрудняет поражение ракеты средствами ПВО корабля и постановку радиолокационных помех.

Дальность действия головки самонаведения составляет до 80 км, её масса — 89 кг. Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры корабля- носителя не превышает 4 минут, время готовности головки самонаведения — 2 минуты.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий