Поиск

Атомная подводная лодка «Курск»

Памятные мероприятия и памятники

Рубка АПЛ «Курск» в Мурманске

Рубка АПЛ «Курск» была 15 июня 2009 года установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

В память о подводной лодке были установлены памятники и в других городах:

В Северодвинске

  • В Северодвинске, городе где был построен корабль.
  • В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище установлен мемориал памяти АПРК «Курск» работы архитектора Геннадия Пейчева.
  • В Сестрорецке в память о моряках «Курска» устроена часовня святителя Николая Чудотворца. Она была заложена 17 сентября2000 года и освящена 16 сентября 2001 года (архитектор И. Надеждин).

Мемориал в Москве

  • Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск» — в Москве напротив Музея Вооружённых сил.
  • В Курске на территории Мемориала Победы и Аллеи Подводников.

в г. Курске на Аллее подводников, (изготовлен из фрагментов корпуса подлодки)

Иллюминатор с подлодки Курск вЦентральном музее Вооруженных Сил в Москве

  • В 2008 году в Нижнем Новгороде на кладбище Марьина роща, где похоронены трое моряков-нижегородцев.
  • В Севастополе на кладбище Коммунаров.
  • В Заозёрскe.

На кладбище Коммунаров вСевастополе

В 12-й североморской школе установлена мемориальная доска.

Пригородный электропоезд ЭД4М-0107 локомотивного депо «Раменское» Московской железной дороги, отправляющийся с Казанского вокзала города Москвы, носит имя «Имени экипажа АПЛ „Курск“».

В Крыму одна из пещер на плато Ай-Петри носит название «Памяти подводников Курска».

Средняя школа № 134 в Санкт-Петербурге названа именем Сергея Дудко, одного из членов экипажа погибшей субмарины.

Средняя школа № 29 г. Белгорода носит имя капитана третьего ранга Дмитрия Борисовича Мурачева — командира дивизиона движения атомного подводного крейсера «Курск».

Два года на опознание

После того как «Курск» был поднят со дна и доставлен в Росляково, с его борта начали эвакуировать тела моряков. Первых погибших подняли на поверхность еще в конце августа 2000 года, прежде всего тех, кто находился в девятом отсеке, но большинство (свыше 70 моряков) удалось извлечь из отсеков лодки только после ее подъема. К концу марта 2002 года были найдены и опознаны останки 115 человек из 118, находившихся 12 августа 2000 года на борту «Курска». Не удалось обнаружить только члена группы целеуказания матроса Дмитрия Коткова, командира отделения торпедистов матроса Ивана Нефедкова и представителя завода «Дагдизель» (предприятия, производящего большинство российских торпед, в том числе и тех, которые стоят на вооружении лодок проекта «Антей») Мамеда Гаджиева.

Памятный крест перед погружением на месте гибели подводной лодки «Курск»

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.

Капитанская рубка «Курска» как фрагмент Памятника морякам-подводникам в Мурманске. Источник wikimedia.org

Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Описание конструкции

Корпус

Двухкорпусный корабль с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.
Для того что бы было легче всплыть во льдах, боевая рубка имела усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.

Энергетическая установка и ходовые качества

  • Атомная энергоустановка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью – 2х190 мегаватт и с мощностью на валу ‑ 2х50000 л.с.
  • 2 паровые турбины (по 90 000 л.с.);
  • 2 семилопастных винта.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову… и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.

Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Походный штаб

Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович — начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н.Г. Кузнецова

Багрянцев Владимир Тихонович

Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович — заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ

Белогунь Виктор Михайлович

Капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович — флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ

Щепетнов Юрий Тихонович

Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич — помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ

Исаенко Василий Сергеевич

Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович — врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП

Байгарин Мурат Ихтиярович

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Гибель “Курска”

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 “Курск” Северного флота участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находился штатный экипаж, группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода “Дагдизель” – всего 118 человек. Около 11:00 в районе маневров были зафиксированы два подводных взрыва. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, начались поиски.

13 августа аппаратура крейсера “Петр Великий” обнаружила на дне К-141, лежащую на глубине 108 м. Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей АПЛ.

19 августа операция стала международной. К ней присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли.

26 августа командиру “Курска” Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившиеся на субмарине специалисты посмертно награждены Орденами Мужества.

Только осенью были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа “Курска”. В дальнейшем из лодки были извлечены тела еще 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. Через год подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года ее отправили на судоремонтный завод “Нерпа” для утилизации.

Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате № 4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды; позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где скончались спустя сутки.

«Работа идет по плану»

Скорее всего, «Белгород» так и умер бы не родившись, но тут грянули Мюнхенская речь Владимира Путина, а затем «война трех восьмерок» в Южной Осетии. Конфронтация в отношениях России и Запада стала стремительно усиливаться. Вероятно, именно это обстоятельство подтолкнуло военно-политическое руководство страны к решению форсировать работы по ОКР «Скиф», плавно превратившиеся в создание системы вооружения «Статус-6». 

Но «Статусу» был нужен подводный носитель. Вот тут-то в Москве и вспомнили о «Белгороде».

20 декабря 2012 года «Белгород» перезаложили по новому проекту 09852. Подлодка лишилась основного вооружения «Антеев», крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», зато превратилась в носителя беспилотных подводных аппаратов. Для этого корпус «Белгорода» пришлось удлинить до 184 метров, что превратило К-329 в самую длинную подлодку в мире.

Срок завершения строительства «Белгорода» долгое время оставался под вопросом, пока 20 февраля 2019 года Владимир Путин в своем 15-м послании Федеральному собранию не объявил дословно следующее: 

То, что при этом речь шла именно о «Белгороде», сомнений ни у кого не было. Косвенным подтверждением того, что К-329 действительно готовится к спуску на воду, стала рабочая поездка 12 марта в Северодвинск министра обороны Сергея Шойгу.

Наконец, ровно через месяц стал известен не только точный срок спуска «Белгорода» на воду — 23 апреля 2019 года, — но и предполагаемое время передачи подлодки в состав ВМФ РФ. Еще раз подчеркнем — подлодки, вооруженной уникальной системой вооружения, гарантирующей России возможность нанесения неотразимого удара возмездия по территории США.

Как К-141 стал «Курском»

Атомная подводная лодка К-141 была заложена на «Севмашпредприятии» — одном из ведущих судостроительных заводов, выпускающих атомные субмарины — 22 марта 1990 года. Это была одна из последних крупных подлодок, заложенных в советское время. Она строилась по проекту 949А, который в СССР имел шифр «Антей», а на Западе — Oskar II, и имела заводской номер 662. 31 января 1991 года лодка была зачислена в состав советского ВМФ, а уже 18 марта, за три года до спуска на воду, был сформирован экипаж новой субмарины: это было обычной практикой, поскольку до передачи лодки флоту члены ее экипажа должны были пройти обучение в учебном центре подплава в Обнинске. Лодка еще достраивалась, когда 6 апреля 1993 года по приказу главнокомандующего российским ВМФ ей было присвоено собственное имя — «Курск» – в честь 50-летия победы на Курской дуге (тем же приказом собственные имена получили еще пять лодок проекта «Антей» и тоже в честь городов-героев и городов воинской славы). 16 мая 1994 года лодку спустили на воду, а 20 января на ней торжественно подняли Андреевский флаг.

Экипаж К-141 «Курск»

История службы

В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

Поход АПРК «Курск» осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В. А., который дал ему следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»

«Курск» вёл скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшегоавианосец «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям.. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам.

Внезапное появление в Средиземном море новейшего «убийцы авианосцев» вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск» и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки». Командир АПЛ представлен к званию Героя России.

Из официального документа

В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК «Курск» признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз «Лучшая подводная лодка Северного флота».

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» — лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей — «отличные». 23 % членов экипажа — мастера военного дела. Остальные 77 % — специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».

Боевая часть-2

Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович — командир БЧ-2, 1970 г.р., КВВМУ

Силогава Андрей Борисович

Капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович — командир ГУ, 1974 г.р., ВВМУПП

Шевчук Алексей Владимирович

Старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович — инженер ГУ, 1975 г.р., С-Пб ВМИ

Панарин Андрей Владимирович

Капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович — командир ГС, 1975 г.р., КВВМУ

Гелетин Борис Владимирович

Старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич — командир ГЦУ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ

Узкий Сергей Васильевич

Мичман Вишняков Максим Игоревич — техник ГЦУ, 1977 г.р., г. Кривой Рог

Вишняков Максим Игоревич

Мичман Кислинский Сергей Александрович — техник СГ, 1974 г.р., Костромская обл., п.Тареча

Кислинский Сергей Александрович

Старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич — механик, 1979 г.р., Курская обл., д. Подазовка

Аненков Юрий Анатольевич

Матрос Котков Дмитрий Анатольевич — механик, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Новинки

Котков Дмитрий Анатольевич

Матрос Павлов Николай Владимирович — механик, 1980 г.р., Воронежская обл., с. Лесково

Павлов Николай Владимирович

Версии гибели подводной лодки Курск

Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми. При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?

Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки. Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий