Су-25СМ3

Боевое крещение и применение

В 1980 году самолеты СУ-25 завершили первичный цикл испытаний и перешли ко второму этапу. Причем министерство обороны решило проверить новые штурмовики в реальных боевых условиях. В то время ограниченный военный контингент активно воевал в Афганистане, поэтому над местом особо не задумывались. Операция по испытанию получила кодовое название «РОВ». В апреле 1980 года прилетели два самолета на Афганский аэродром Шинданд. Практически сразу они стали выполнять боевые вылеты.

Именно в Афганистане испытуемый самолет получит свое первое прозвище «Грач», так звучал радиопозывной первых машин. В дальнейшем военные, оценившие боевую мощь СУ-25, назвали его «Огнедышащий грач». Также его называют «Гребешок» «Расческа» из-за количества пилонов. А легкость в управлении добавила прозвище «Велосипед».

Но в основном военные называли их «грачи» и «летающий танк».

Боевые полеты серийных штурмовиков продолжались 50 дней, и в июне 1980 года самолеты покинули Афганистан. По результатам боевых испытаний СУ-25 был утвержден к принятию на вооружение Советской Армии. В феврале 1981 года началось формирование отдельной штурмовой авиаэскадрильи, после чего она была отправлена в Афганистан для продолжения боевого крещения.

Несмотря на хорошие летные качества, боевая служба в Афганистане выявила недостатки в конструкции самолета. Касались они в основном боевой живучести. Конструкторы разработали целый ряд мер по улучшению характеристик машины. В частности, для защиты двигателей на капоте установили дополнительную титановую броню. Но для облегчения установка была сделана на один двигатель, так как с одной исправной силовой установкой самолет способен вернутся в пункт предписания.

В 1987 году на вооружении моджахедов появились переносные зенитно-ракетные комплексы «Stinger». Потери Советских самолетов в Афганистане резко возросли. Изначально для противодействия ракетам с инфракрасным наведением на СУ-25ТМ было установлено 128 тепловых ловушек. Летчик сам мог выбрать интервал их отстрела.

Но в реальных боевых условиях все внимание пилота оказалось сосредоточенным на управлении на пилотировании самолета, выборе оружия и своевременном сбросе авиабомб или пуске ракет. Часто летчик не успевал или попросту забывал производить отстрел ловушек

Конструкторами было принято решение оснастить самолет автоматическим отстрелом ловушек при одновременной атаке. Серия сброса ловушек продолжалась пока самолет не покинет опасную зону.

Боевые действия где принимал участие СУ-25:

  • Ирано-иракский военный конфликт 1980/1988
  • Боевые действия в Персидском заливе 1991
  • Гражданская вражда в Таджикистане 1992/1997
  • Абхазский военный конфликт 1992/1993
  • Карабахский военный конфликт 1991/1994
  • Чеченская компания 1994/1996
  • Чеченская компания 1999/2000
  • Военные действия в Конго 1997/2002
  • Эфиопо-эритрейская война 1998/2000
  • Военные действия в Македонии 2001
  • Французско-Ивуарская компания 2004
  • Компания в Южной Осетии 2008
  • Дарфурский военный конфликт с 2003
  • Гражданская война на востоке Украины (с 2014)
  • Вооруженное столкновение на севере Ирака 2014
  • Вооруженная компания России в Сирии с 2015

Штурмовик Су-25 «Грач»

В феврале 1975 года в воздух впервые поднялся прототип советского штурмовика Т-8, впоследствии принятого на вооружение под обозначением Су-25. Самолет получил имя «Грач» – благодаря своей форме с широким крылом и толстыми мотогондолами он чем-то похож на эту умную и трудолюбивую птицу.

Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Среди пехоты штурмовик заслужил прозвище «Гребешок» за характерный вид крыла с ощетинившимся десятком подвесок. Но все же на долгие годы за Су-25 прижилось имя «Грач». 

Су-25 можно считать «долгожителем» – этот самолет и сегодня является основой штурмовой авиации ВКС России. Боевое крещение «Грач» прошел в Афганистане, после успел повоевать во многих горячих точках. За годы эксплуатации были разработаны несколько модификаций. Последняя модификация – Су-25СМ3 – была представлена в 2015 году. Эти модернизированные «Грачи», в частности, действовали в Сирии в составе авиагруппы ВКС России.

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.

Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки. На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.

Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик.  Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей. 

В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27

С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.

Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.

Самолет Су-30СМ

Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».

Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.

Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.

Модификации Су-25

  • Су-25 – Боевой одноместный штурмовик.
  • Су-25К – Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т- Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
  • Су-25СМ3 – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
  • Су-25КМ – Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ – Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО
  • Су-25М1 – Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».
  • Су-25УБМ1 – Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1.

Общее описание самолета СУ-25 «Грач»

Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.

Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.

Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.

Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.

Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу

Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков

При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы

Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.

Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.

Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.

Бомбардировщик Су-34 «Утенок»

Особенность этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. В кабине самолета можно встать в полный рост. Самолет имеет более широкий «нос» и именно за эту своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «Утенком». 

Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

«Утенок» при этом является достаточно грозной птицей. Во-первых, Су-34 оснащен всеми авиационными средствами поражения. При этом атаковать он способен при любых погодных условиях. Быстро обнаруживать цели стало возможным благодаря эффективной радиолокационной станции и встроенной оптической прицельной станции. «Утенок» может выполнять боевые задачи без поддержки истребителей прикрытия. Все преимущества такого сочетания в одной машине истребителя и бомбардировщика Су-34 уже продемонстрировал в реальных боях в Сирии.

История создания

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Вооружение

ГШ30-2

Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.

Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты

Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.

Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.

Управляемые бомбы, ракеты

Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.

Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее.

История создания

Советский Союз стал первым в разработке и широком применении специального самолета — штурмовика для поддержки наземных войск. По окончании Второй мировой войны части штурмовиков Ил-2 и их на-следников Ил-10 расформировали. В 1950-е и 1960-е годы воздушную поддержку наземных войск в советских ВВС осуществляли истребители-бомбардировщики, способные нести не только обычное, но и тактическое ядерное оружие. Типичным представителем этой концепции стал Су-7 и его варианты, дополненные ударными версиями истребителей МиГ-15 и Ми Г-17. В середине 1960-х годов в СССР разгорелась дискуссия относи-тельно необходимости возрождения штурмовика. Причиной этих споров стала информация из Юго-Восточной Азии и других зон локальных конфликтов, результаты учений стран Варшавского Договора, разведывательная информация об американском проекте ударного самолета А-Х (ставшего основой разработки штурмовика А-10Thunderbolt П) и выявившаяся недостаточная устойчивость истребителей-бомбардировщиков к повреждениям от огня с земли, в том числе и от стрелкового оружия главкому сухопутных войск И. Павловскому удалось убедить высшее руководство страны в необходимости создания нового штурмовика.

В марте 1969 года министр авиапрома издал официальные предложения по проекту ЛСШ «Штурмовик». В конкурсе приняли участие четыре конструкторских бюро — ОКБ А. И. Микояна, КБ А.С. Яковлева, КБ С.В. Ильюшина и КБ П.О. Сухого. Последнее представило свой проект Т8 в качестве частной инициативы группы конструкторов. Его конструкция не соответствовала взглядам тех времен, породившим такие самолеты как МиГ-23/27. Однако проект Т8 оказался вполне удачным и победил в конкурсе, хотя и нуждался в длительной доработке. КБ П.О. Сухого мечтало испытать свои новые машины в боевых условиях, и в апреле — марте 1980 года два прототипа Т8 приняли участие в операции «Ромб-1», включавшей и испытания вооружения в Афганистане. Государственные приемные испытания на авиабазе Мары в Туркмении проходил другой прототип из первой партии — Т8. В марте 1981 года после завершении программы испытаний новый самолет, получивший обозначение Су-25, рекомендовали к запуску в серию. Надо заметить, что прототип будущего штурмовика впервые был обнаружен американским спутником еще в 1977 году. Сначала американцы назвали его «Ram-J», затем — «Frogfoot». А в советской авиации самолет получил прозвище «Грач».

Интересные факты о штурмовике

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.

Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину.
Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени.
За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Су 25

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель.
Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.

Су 25

Тактико-технические характеристики Су-25К

Экипаж Су-25

— 1 лётчик

Размеры Су-25

— Длина: 15,36 м (с ПВД) — Размах крыла: 14,36 м — Высота: 4,8 м — Площадь крыла: 30,1 м² — Коэффициент удлинения крыла: 6 — Коэффициент сужения крыла: 3,38 — Угол стреловидности по передней кромке: 20° — Поперечное V крыла: −2,5° — База шасси: 3,57 м — Колея шасси: 2,51 м

Вес Су-25

— Масса пустого: 9315 кг — Масса снаряжённого: 11 600 кг — Нормальная взлётная масса: 14 600 кг — Максимальная взлётная масса: 17 600 кг — Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг

Двигатель Су-25

— Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш — Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)

Скорость Су-25

— Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой) — Крейсерская скорость: 750 км/ч — Посадочная скорость: 210 км/ч

Практическая дальность Су-25

(с норм. боевой нагрузкой) — на высоте: без ПТБ: 640 км — на высоте: с 2× ПТБ-800: 950 км — на высоте: с 4× ПТБ-800: 1250 км — у земли: без ПТБ: 495 км — у земли: с 2× ПТБ-800: 620 км — у земли: с 4× ПТБ-800: 750 км

Перегоночная дальность Су-25

— 1950 км

Практический потолок Су-25

— 7000 м

— Высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой: 5000 м — Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч) — Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг) — Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе) — Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)

Длина разбега Су-25

— на бетонной ВПП 550 м; на грунтовой ВПП 600 м

Длина пробега Су-25

— (без тормозного парашюта) на бетонной ВПП 600 м; на грунтовой ВПП: 700 м

Максимальная перегрузка Су-25

— с нормальной боевой нагрузкой + 6,5g; с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g

Вооружение Су-25

— Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 снарядов — Точки подвески: 10

Боевая нагрузка

— нормальная: 1400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки) — максимальная: 4400 кг

Управляемые ракеты

— ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8) — ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л

Неуправляемые ракеты

— 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или — 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или — 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или — 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25

Бомбы

— свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты — 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или — 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или — 8 или 32 × 100 кг или — 8 × контейнеров КМГУ-2

Стрелково-пушечные контейнеры

— 4 × СППУ-22-1 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов, СППУ-30 и СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30, и другие.

Доводка и модернизация

  • 1: ВПУ-17А
  • 2: Тормозные щитки
  • 3: Противобликовочный щиток
  • 4: Лазерная станция Клен-ПС
  • 5: БРЭО
  • 6: Антенны госопознавания
  • 7: Приёмники воздушного давления ПВД-18Г-3М
  • 8: Парашютно-тормозная установка
  • 9: Топливные баки
  • 10: Основная опора шасси
  • 11: Катапультное кресло К-36Л
  • 12: Бронестекло
  • 13: Перископ
  • 14: Турбореактивный двигатель
  • 15: Воздухозаборник
  • 16: Антенны РСБН-6С
  • 17: ПВД-7
  • 18: Передняя опора шасси
  • 19: Фонарь
  • 20: Прицел АСП-17
  • 21: Откидная стремянка
  • 22: Лонжерон
  • 23: Закрылки
  • 24: Предкрылок
  • 25: Руль направления с демпфером
  • 26: Элерон
  • 27: Автомат отстрела ловушек АСО-2В
  • 28: Антенны СПО-15
  • 29: Руль высоты
  • 30: Пилоны БДЗ-25
  • 31: Пусковые устройства АПУ-60

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.

Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.

Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе.

Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.. Основным топливом для двигателей является авиационный керосин

Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Вооружение

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 снарядов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту. Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:

  • Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
  • Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
  • Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
  • Многоэлементный снаряд МЭ-30.

Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.

Неуправляемые авиабомбы

Су-25 и применяемые им бомбы

В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:

  • ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на пилоне
  • ФАБ-250 одна бомба на пилоне
  • ФАБ-500 одна бомба на пилоне
  • САБ-100
  • БетАБ-500
  • БетАБ-500ШП
  • РБК-250
  • РБК-500
  • КМГУ-2
  • ЗБ-500
  • ОДАБ-500П

Неуправляемое ракетное оружие

Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:

  • С-5
  • С-8
  • С-13

НАР по одной на подвеске:

  • С-24Б
  • С-25

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:

  • С-25Л
  • Х-25МЛ
  • Х-29Л

Оружие «воздух-воздух»

Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.

Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.

Дозаправка топливом от воздушного танкера KC-135

Отдельная мотогондола двигателя Дает плюсы при модернизации самолета – новая силовая установка от размеров мотогондолы не зависит, можно воктнуть, что нужно. Так же, вероятно, такое расположение двигателя дает возможность возможность его быстрой замены при повреждении. Хороший обзор из кабины Форма носовой части бородавочника и фонарь кабины обеспечивают летчику хороший обзор, что дает лучшую ситуативную осведомленность. Но не решает проблем с поиском целей невооруженным глазом, таких же как и у летчика Су-25. Об этом подробнее – ниже. Превосходство “Грача” Скорость и маневренность Тут вперед выходит Су-25. Крейсерская скорость “Бородавочника” (560 км/ч) почти в полтора раза меньше скорости “Грача” (750 км/ч). Максимальная, соответственно – 722 км/ч против 950 км/ч. По вертикальной маневренности, тяговооруженности (0,47 против 0,37) и скороподъемности (60 м/с против 30 м/с) Су-25 тоже превосходит американца. При этом в горизонтальной маневренности американец должен быть лучше – за счет большей площади крыла и меньшей скорости на вираже. Хотя, к примеру, летчики пилотажной группы “Небесные гусары”, пилотировавшие А-10А, говорили, что разворот с креном больше 45 градусов у А-10А идет с потерей скорости, чего не скажешь о Су-25. Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, летавший на А-10 подтверждает их слова: “Су-25 более маневренный, у него нет ограничений как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может…” Живучесть Принято считать, что живучесть у них примерно равная. Но все же «Грач» более живуч. А Афганистане штурмовикам приходилось работать в очень суровых условиях. Помимо всем известных поставленных террористам американских ПЗРК «Стингер»… в горах Афганистана Су-25 встретили интенсивное огневое воздействие. Стрелковка, крупнокалиберные пулеметы, МЗА… причем «Грачей» зачастую одновременно обстреливали не только снизу, но и сбоку, сзади и даже… сверху! Хотелось бы посмотреть на А-10 в таких передрягах (с его большим фонарем кабины с “отличным обзором”), а не в условиях преимущественно равнинного Ирака. Оба бронированы, но конструктивно… бронекабина А-10А из титановых панелей скрепленных болтами (которые сами становятся вторичными элементами поражения при прямом попадании), у Су-25 – сварная титановая “ванна”; тяги управления на А-10А – тросовые, на Су-25 – титановые (в хвостовой части фюзеляжа из жаропрочной стали), выдерживающие попадания крупнокалиберных пуль. Двигатели тоже разнесены у обоих, но у Су-25 между двигателями фюзеляж и бронепанель, у А-10 – воздух.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий