Крейсер I ранга «Паллада» («Паллада», «Аврора», «Диана»)

Место и обстоятельства гибели

Увы, радоваться успешному началу карьеры экипажу крейсера «Паллада» пришлось совсем не долго. Уже в конце сентября, примерно через полтора месяца после описанного выше подвига, корабль был торпедирован.

Немецкая подводная лодка двое суток пролежала на дне Финского залива и 28 сентября (11 октября по старому стилю) вышла на охоту. Утром она встретила два корабля, возвращавшихся после смены дозора – это были «Паллада» и «Баян». Подпустив их всего на три кабельтова (меньше полукилометра) немецкие подводники дали залп двумя ракетами. Промахнуться с такой дистанции было бы откровенно сложно, да и моряки на «Палладе» расслабились после тяжелого дежурства, считая, что вблизи от родных берегов им ничего не грозит. В результате обе торпеды достигли цели. И, судя по всему, попадание привело к детонации боеприпасов на корабле. Прогремел страшный взрыв, моментально уничтоживший весь корабль вместе с почти шестью сотнями людей на борту.

«Баян» не имел средств противолодочной защиты (в годы Первой мировой войны многие даже мудрые и дальновидные военные не воспринимали подводные лодки как нечто опасное) и был вынужден уйти с места противолодочным зигзагом.

Таким образом, «Паллада» стала одним из первых русских кораблей в истории, погибших от вражеской подводной лодки.

Рекомендации

  • Роберт Гардинер, изд. (1979). . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  0-8317-0302-4.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN  0-85177-245-5.
  • Маклафлин, Стивен (2019). “В Аврора‘s Shadow: Русские крейсеры класса “Диана”. В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. С. 81–97. ISBN  978-1-4728-3595-6.
  • Скворцов, Алексей В. (2015). Крейсеры первого ранга: Аврора, Диана, Паллада. Сандомир, Польша: Stratus. ISBN  978-83-63678-56-2.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: оружие и доспехи. ISBN  0-85368-912-1.

Стиль императорского флота

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать несколько замечаний о стилистике этого периода.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода. Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев. В этом смысле линкор «Генералиссимус граф Суворов-Рымникский», выведенный Леонидом Соболевым в «Капитальном ремонте» (1932), оказался не столько иронией над пафосом павшего самодержавия, сколько остроумным пророчеством о грядущем засилье канцелярщины в каронимике 1960-1980-х.

Флот, с самого начала забрав себе сухопутные победы империи, не пускал на борта имена армейских военачальников (как это широко было принято у другой великой континентальной державы — Германии). Исключение было сделано для Суворова (но не для Кутузова), а также вождей ополчения 1612 года Минина и Пожарского (в преддверии 250-летия дома Романовых). Политическая конъюнктура привела к появлению корвета «Скобелев». К слову, имена Суворова и Кутузова применялись, но не в военном флоте, а среди кораблей, являвшихся собственностью Российско-американской компании — «госкорпорации», осваивавшей Аляску и тихоокеанское побережье Северной Америки. Герои же войны 1812 года на флоте никакого упоминания не получили.

Крупные корабли флота практически не именовались в честь городов империи. Городами обычно называли мелкие корветы и коммерческие пароходы. Вообще, географическая составляющая в каронимике до 1917 года представлена скудно, за исключением малых и вспомогательных сил флота. Единственное, что выделялось, — это части света («Европа», «Азия», «Африка»), но и они к концу империи отошли на второй план. Можно отметить разве что минные заградители, традиционно именовавшиеся в честь крупных рек России.

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», представленный в XVIII веке и до середины XIX, наоборот, исчез. Княжеские имена домонгольского периода, широко использовавшиеся в парусном флоте, вернулись в одной из серий новых эсминцев в 1910-е годы, но статус их был явно ниже, чем у кораблей 1-2 ранга.

Полностью отсутствуют и победы допетровского периода, даже такие фундаментальные, как Ледовое побоище, Куликово поле, стояние на реке Угре, взятие Казани или битва при Молодях.

«Общегосударственные» деятели популярностью на флоте также не пользовались. Редчайшие исключения — Лефорт, Потемкин и уже упоминавшийся Орлов. Но кораблей, названных в честь Меньшикова, Остермана, кого-то из Шуваловых, Безбородко, Сперанского, Аракчеева, Милютина или Горчакова, так и не появилось.

Каронимическая система Российского императорского флота была практически полностью разрушена двумя революциями. Советская система каронимики, однако, в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования. Этому периоду мы посвятим следующий материал.

Строительство крейсера

На строительство крейсера ушло 6 лет. Его спустили на воду 11 мая 1900 года. Но после этого еще производились достроечные работы. Из-за этого в состав флота «Аврора» вошла только 16 июля 1903 года. Стоит отметить, что «Аврора» не имеет особенных боевых качеств. У нее нет высокой скорости хода. Так, эскадренные броненосцы того периода времени могли развивать скорость 18 узлов, а «Аврора» двигалась со скоростью 19 узлов. Что касается вооружения, можно выделить восемь 6-дюймовых орудий, что также не является чем-то особенным. И все же, «Аврора» справлялась со своими задачами по ведению разведки и уничтожению судов противника. К тому же, она несла дозорную службу. Она соответствовала требованиям того времени, имея солидное водоизмещение и превосходную мореходность. С полным запасом угля в 1430 тонн крейсер вполне мог дойти до Владивостока из Порт-Артура и при этом вернуться обратно.

Источники

  • Chesneau, Roger and Eugene M Kolesnik, eds. Conway’s All The World’s Fighting Ships 1860–1905. Conway Maritime Press (1979). ISBN 0-85177-133-5
  • Howarth, Stephen. The Fighting Ships of the Rising Sun: The Drama of the Imperial Japanese Navy, 1895–1945. Atheneum; (1983) ISBN 0-689-11402-8
  • Jentsura, Hansgeorg. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869–1945. Naval Institute Press (1976). ISBN 0-87021-893-X
  • McLaughlin, Stephen. In Avrorás Shadow: The Russian Cruisers of the Diana Class // Warship 2019 (неопр.) / Jordan, John. — Oxford, UK: Osprey Publishing, 2019. — С. 81—97. — ISBN 978-1-4728-3595-6.
  • Skvorcov, Aleksiey V. Cruisers of the First Rank: Avrora, Diana, Pallada (англ.). — Sandomierz, Poland: Stratus, 2015. — ISBN 978-83-63678-56-2.
  • Watts, Anthony J. The Imperial Russian Navy (неопр.). — London: Arms and Armour, 1990. — ISBN 0-85368-912-1.
  • Evans, David. Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941. US Naval Institute Press (1979). ISBN 0-87021-192-7
  • Jane, Fred T. The Imperial Japanese Navy. Thacker, Spink & Co (1904) ASIN: B00085LCZ4
  • Schencking, J. Charles. Making Waves: Politics, Propaganda, And The Emergence Of The Imperial Japanese Navy, 1868-1922. Stanford University Press (2005). ISBN 0-8047-4977-9
  • 海軍歴史保存会『日本海軍史』第7巻、第9巻、第10巻、第一法規出版、1995年。
  • 片桐大自『聯合艦隊軍艦銘銘伝』光人社、1993年。ISBN 4-7698-0386-9
  • 中川努「日本海軍特務艦船史」『世界の艦船 増刊第47集』海人社、1997年3月号増刊、第522集。
  • 防衛庁防衛研修所戦史室『Senshi Sōsho 海軍軍戦備<1> 昭和十六年十一月まで』朝雲新聞社、1969年。
  • 『官報』
  • 日露役旅順附近海戦一覧表(明治37年) (неопр.).
  • 日露役(旅順附近黄海海戦)に於ける沈没艦船並戦死者一覧表(昭和10年6月7日旅順要港部港務部調製) (неопр.).
  • 日露役旅順陥落迄の両国艦船勢力並亡失表(明治37年) (неопр.).
  • 露国海軍太平洋第1、第2、艦隊艦船名 (неопр.).
  • 第3号 旅順口港内沈没戦利軍艦破損箇所詳細図(明治38年10月19日旅順口海軍工作廠より海軍軍令部に送付せるものなり)/阿蘇、津軽、周防、肥前、丹後、相模 (яп.).
  • 第3編 戦利艦船の収容引揚及ひ回航/第1章 収容艦船の概要 (неопр.).
  • 第3編 戦利艦船の収容引揚及ひ回航/第9章 津軽(元「パルヲーダ」)引揚及ひ回航 (неопр.).
  • 明治38年 公文備考 巻10艦船1/進水、命名、艦船籍、類別、等級 (неопр.).
  • 大正11年 達 完/4月(1) (неопр.).
  • 大正13年 公文備考 巻25 艦船/沖風、須磨、白雪、松風、野分、霰、津軽 (неопр.).
  • 写真及活動写真(5) (неопр.).

Водители фрегатов

По мере строительства флота, в середине XVIII века и далее, традиция органично видоизменялась. Петровские «загибы» и прочая иностранщина в каронимике в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод» и т.п.). В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый» и т.п.)

Не обходилось и без царедворства в виде «Славы Екатерины» — кстати, довольно быстро ставшей «Преображением Господним», причем по личной просьбе императрицы. Были два «Графа Орлова» (1770 и 1791).

После войны 1812 года и зарубежных походов к победам, начертанным на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз» (орфография сохранена), «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине XIX века начали теряться старые петровские победы — например, «Лесное» и «Фридрихштадт».

В начале XIX века в наименованиях проявились признаки серийности — например, в 1830-х годах строятся три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана». В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы».

1 / 3

Изображение: Алексей Боголюбов, «Фрегат “Паллада”, 1847 года», Бумага, акварель. 25.2 x 35 см

2 / 3

Бронепалубный крейсер I ранга «Паллада», фото сделано около 1902-1903 года.

Фото: Deutsches Bundesarchiv

3 / 3

Броненосный крейсер «Паллада», снимок сделан перед Первой мировой войной

Фото: архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Интересное место в политически обусловленной каронимике империи занимал линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.

Два одноименных крейсера

Довольно часто когда заходит разговор о крейсере «Паллада», между начинающими экспертами возникает серьезный спор. Одни утверждают, что он был построен в конце девятнадцатого века и был уничтожен еще в годы Русско-Японской войны. А другие считают, что построили и спустили на воду «Палладу» уже после окончания этой войны. Кто же из них прав?

На самом деле не ошибается ни одна из сторон. Дело в том, что в 1899 году действительно был построен такой крейсер. Он относился к классу бронепалубных крейсеров Первого ранга. Свое название он получил в честь древнегреческой богини мудрости – Афины Паллады. Увы, прослужил Отечеству он совсем недолго и уже в феврале 1904 года был потоплен торпедой, пущенной с японского миноносца.

Но о славном судне не забыли! И когда строили новые броненосцы Российского Императорского флота, было принято решение «возродить» его, дав вторую жизнь. Так появилась новая «Паллада», спущенная на воду всего через несколько лет после гибели первой.

«Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет.

В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Проектирование

Внешнеполитическая обстановка, сложившаяся в конце XIX века, принуждала правительство Российской империи не только наращивать силы береговой обороны, но и создавать сильный океанский флот, в частности, крейсерские силы. К началу 1890-х годов обострившиеся противоречия с Великобританией привели к новому витку гонки военно-морских вооружений. Одновременно с заказом кораблей на иностранных верфях было принято решение осуществлять их постройку и на отечественных заводах. По указанию управляющего Морским министерством адмирала Н. М. Чихачёва Морской технический комитет 2 марта 1894 года объявил конкурс на лучший проект стального, быстроходного, бронепалубного океанского крейсера — «истребителя торговли». По итогам рассмотрения предложенных проектов три были признаны победителями, однако ни один из них так и не был реализован. Урегулировав противоречия с Англией, Российская империя столкнулась с «германской угрозой»: на Балтийском море Императорские военно-морские силы возросли как качественно, так и количественно. В качестве ответной меры российская судостроительная программа была скорректирована.

Не дожидаясь окончательных итогов конкурса, в рамках внесённых в 1895 году дополнений в двадцатилетнюю судостроительную программу были заказаны три «карапасных крейсера», ставших впоследствии крейсерами типа «Диана». Главной целью этих дополнений «служило уравнение наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств»

. Наряд на проектирование и постройку новых крейсеров был 7 апреля 1895 года выдан Главным управлением кораблестроения и снабжения Морского министерства Балтийскому заводу. Тактико-технические характеристики будущих крейсеров соизмерялись с фактическими параметрами кораблей, создаваемых в крупнейшей морской державе — Великобритании; в соответствии с этим указанием предполагалось, что за основу будет взят проект одного из крейсеров, построенных в Англии за последние годы. Первоначально предполагавшийся в качестве прототипа крейсер «Астрея» был отвергнут, так как, по мнению инженеров . В течение месяца специалисты завода выполнили и представили в Морской технический комитет три эскизных варианта крейсеров различного водоизмещения — от 4400 до 5600 тонн. Через несколько дней был добавлен ещё один разработанный вариант водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого стал новейший английский крейсер «Тэлбот». По мнению историков, инициатором создания и главным конструктором этого проекта стал сам управляющий заводом, старший судостроитель С. К. Ратник. «В представленном Балтийским заводом проекте артиллерийское вооружение состояло из двух 203-мм и восьми 152-мм орудий, двадцати семи 57-мм орудий. Этот вариант, с учётом предписания генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича заменить 203-мм орудия на 152-мм, и послужил основой для дальнейшей разработки»

В ходе ряда обсуждений нового типа крейсера были согласованы его главные размерения, формы обводов корпуса, расположение помещений и ряд других параметров. Неоднократно пересматривавшийся состав артиллерийского вооружения крейсеров к маю 1896 года заключал в себе 10 152-мм, 20 75-мм и восемь 37-мм орудий.

В ноябре 1896 года проект был в последний раз пересмотрен ввиду неожиданно обнаружившегося перегруза в 182 тонны. Для его устранения пришлось сократить запас угля и провизии, отказаться от использования орудийных щитов и уменьшить количество 152-мм орудий до восьми. Принятию этого решения способствовало то обстоятельство, что к концу 1896 года «германская угроза» отошла на второй план и более актуальным стало назревавшее противостояние с Великобританией. На бумаге проект превосходил все английские аналоги, а автономность плавания не играла большой роли ввиду договорённости с Францией об использовании в случае конфликта её морских баз.

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй — «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго — «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Создание броненосцев

Так уж вышло, что Россия не была в числе зачинателей броненосного кораблестроения. Первый русский бронированный корабль — броненосная плавучая батарея с говорящим названием «Первенец» — был построен не в России, а в Англии в 1863 г. и в незаконченном виде (из-за дипломатического конфликта с Великобританией) приведен в Кронштадт.

Собственно, англо-русский конфликт со всей наглядностью показал, что рассчитывать на техническую и материальную помощь Запада в строительстве боевых кораблей России не следует. Да и особой необходимости в этом не было. В стране уже существовала своя оригинальная конструкторская школа, родоначальником которой был знаменитый адмирал Попов.

А. А. Попов (1821–1898) — выдающийся русский флотоводец, изобретатель, конструктор броненосных кораблей и организатор судостроения, видный военно-морской теоретик, полный адмирал. 1891

Под его руководством в 1872 г. был спроектирован и построен первый русский мореходный броненосец «Пётр Великий», ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — эскадренных броненосцев. Именно они будут следующие 40 лет хребтом всех ведущих флотов мира.

«Пётр Великий» отличался удачным сочетанием всех конструкционных элементов и весьма добротной постройкой. Он прослужил до 1959 г., хотя в первой линии пробыл не так уж и долго — с 1877 по 1903 г.

Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Постройка и эксплуатация «Петра Великого» поставила ряд проблем перед русскими кораблестроителями и флотоводцами. Во-первых, выяснилось, что корабль такого класса очень дорог, и потому много их быть не может. Во-вторых, оказалось, что по своим тактико-техническим характеристикам он подходит для Балтики, но не для Черноморского флота.

И действительно, последующие русские эскадренные броненосцы почти полностью соответствовали идеологии «Петра Великого» — мореходные (у них постоянно увеличивались водоизмещение и высота борта), с хорошей дальностью плавания и неизменным основным вооружением — четыре 305-миллиметровых орудия в двух 2-орудийных башнях в носу и корме. Лишь длина ствола 12-дюймовок постоянно росла — от 20 до 40 калибров, равно как и увеличивался вес снарядов, дальность и скорость стрельбы. И конечно, скорость корабля — с 14 до 18 узлов (предел для тяжелых военных кораблей с паровой машиной). Вплоть до 1890 г. броненосцы для Балтийского флота не строились — вся судостроительная активность России была сконцентрирована в последующее десятилетие на Чёрном море. И не случайно.

Особые броненосцы

Победив Османский флот в войне 1877-1878 гг., русское военно-морское командование почивать на лаврах не могло. Броненосный флот Блистательной Порты по-прежнему был мощным — 14 единиц. То, что в силу ряда причин турки его в последующие десятилетия не развивали, в начале 1880-х гг. предположить не могли. Русскому же политическому руководству и военному командованию не давала покоя мысль о захвате Константинополя, для чего нужны были особые броненосцы, которые и воплотились в серии кораблей типа «Чесма» — «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», построенных в Николаеве в 1886-1892 гг.

По тем временам это были примечательные корабли. В отличие от принятого во всех мировых флотах стандарта — четыре 12-дюймовых орудия, они несли 6 таких пушек в трех башенноподобных установках, расположенных треугольником (2 впереди — справа и слева от надстройки, 1 сзади). Такое конструкторское решение было не случайным. Бригада новейших русских броненосцев должна была драться с турецким или британским флотом на встречном курсе у пролива Босфор.

В 1890 г. для Черноморского флота был построен броненосец «Двенадцать апостолов». Этот корабль от многих своих «одноклассников» в зарубежных флотах отличался весьма скромными размерами и крайне тривиальной судьбой: прослужив 20 лет, он не участвовал ни в одном сражении, на нем не произошло ни единой существенной аварии или поломки.

Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892

Пятерка эскадренных броненосцев на целое десятилетие стала основой русского Черноморского флота (в 1895 г. к ним добавился «Три Святителя»). По своей мощи эти новейшие корабли превосходили застывший на уровне 1878 г. флот Османской империи.

Потому дальнейшие усилия в постройке эскадренных броненосцев русское командование сосредоточило на Балтийском флоте. Тем более что его корабли и активно действовали в Средиземном море, и ходили по бурной Атлантике.

Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Броненосный корабль Чесма

«Аврора» в Первую Мировую войну

Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры «Олег», «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург». Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля. И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.

Корабли в классе

Вскоре после ввода в строй в конце 1901 г. Паллада и Диана были отправлены в Порт-Артур для использования в составе Тихоокеанской эскадрильи России. Все три корабля Паллада класса использовались в бою во время Русско-японская война 1904–1905, но без особого успеха. Паллада был заблокирован в пределах Порт-Артура и затонул на якоре. Диана вырвался из блокады, пытаясь добраться до дома, но был интернирован в Сайгон. Аврора плавал со Второй Тихоокеанской эскадрой, которая была уничтожена на Цусимская битва; Аврора сбежал, но был интернирован в Манила.

После войны, Паллада был поднят японцами и введен в Императорский флот Японии как японский крейсер Цугару. В Первая Мировая Война, Диана и Аврора служил на Балтийском флоте России. Аврора впоследствии прославился выстрелом, который считается началом Октябрьской революции в России.

Технические характеристики и недостатки корабля

Проект корабля «Аврора» предполагал, что крейсер стает достойным соперником вражеским кораблям. Описание его характеристик выглядело для своего времени убедительно:

  1. Размеры: осадка – 6,2-6,4 м; ширина – 16,8 м; длина – 126,7 м.
  2. Водоизмещение нормальное – 6731 тонна, полное – 7130 тонн.
  3. Личный состав – 570 человек (включая 20 офицеров). Численность экипажа в ходе службы немного варьировалась.
  4. Силовая установка включала в себя три паровые машины, каждая из которых работала на свой гребной винт. Суммарная мощность составляла почти 12 тыс. л.с.
  5. Проектная скорость предполагалась до 20 узлов, фактически крейсер не развивал больше 19,2 узла.
  6. Изначальное вооружение крейсера состояло из восьми орудий 152 мм/45 системы Канэ, 24 противоминных пушек Канэ калибра 75 мм (длина ствола 50 калибров), вспомогательной артиллерии (восемь 37 мм пушек). Для поддержки десанта на борту имелись две 63,5 мм пушки Барановского на колесных лафетах. Дополнительно были установлены три торпедных аппарата калибра 381 мм (один в носу и по одному на каждом борту). В 1904 году крейсер оснастили парой 7,62 мм пулеметов системы Максим.
  7. Защита корабля состояла из броневой палубы толщиной от 38 до 63,5 мм. Утолщения листов располагались над ответственными участками конструкции. Командный пост располагался в боевой рубке, имевшей защиту толщиной 152 мм. Установленные позднее щиты на главном калибре имели толщину 25,4 мм.
  8. Дальность плавания на экономичном режиме – 4000 миль.

Но в этих красивых числах затаились подвохи. Скорость в 20 узлов была на то время недостаточной для крейсера (тот же «Варяг» по проекту должен был выдавать 23 узла, а «Аскольд» показал на испытаниях 24,5 узла). Испытания показали, что корабль не вытягивает даже этот показатель – скорость выше 19,2 узлов не фиксировалась.

Во время постройки и службы крейсера в его систему вооружений вносились изменения. Например, количество торпедных аппаратов было изменено еще в процессе строительства – их стало три вместо одного. Значительные изменения были проведены во время Первой мировой войны.

Основные характеристики

Теперь расскажем об основных характеристика крейсера «Паллада», чтобы даже человек, незнакомый с основами судостроения, смог оценить его.

Водоизмещение составляло 7800 тонн – весьма прилично для своего времени. Для сравнения, куда более известный крейсер «Варяг» имел водоизмещение всего 6500 тонн.

При этом общая длина корпуса была 137 метров, а ширина – 17,5 метра! Осадка также была весьма впечатляющей – больше шести метров, что обеспечивало высокую устойчивость и возможность выходить в море даже во время самого сильного шторма.

Два мощных винта позволяли развивать скорость до 21 узла – почти 39 километров в час. Да и дальность плавания впечатляла – без дозаправки топливом «Паллада» могла пройти 3900 морских миль – больше семи тысяч километров.

Экипаж состоял из 23 офицеров, а также 550 нижних чинов – мичманов, матросов и других.

Корабли в классе

Вскоре после ввода в строй в конце 1901 г. Паллада и Диана были отправлены в Порт-Артур для использования в составе Тихоокеанской эскадрильи России. Все три корабля Паллада класса использовались в бою во время Русско-японская война 1904–1905, но без особого успеха. Паллада был заблокирован в пределах Порт-Артура и затонул на якоре. Диана вырвался из блокады, пытаясь добраться до дома, но был интернирован в Сайгон. Аврора плавал со Второй Тихоокеанской эскадрой, которая была уничтожена на Цусимская битва; Аврора сбежал, но был интернирован в Манила.

После войны, Паллада был поднят японцами и введен в Императорский флот Японии как японский крейсер Цугару. В Первая Мировая Война, Диана и Аврора служил на Балтийском флоте России. Аврора впоследствии прославился выстрелом, который считается началом Октябрьской революции в России.

Гвардейская память

Два каронима не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.

Распространенное в русском флоте имя «Азов» (в честь одной из баталий Петра I) получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание «Память Азова» — так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).

Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001-м).

1 / 2

Парусно-винтовой крейсер «Память Меркурия» на севастопольском рейде.

Фото: photographer.ru

2 / 2

«Память Меркурия» (бывший «Кагул») — бронепалубный крейсер типа «Богатырь» (фото сделано до 1913 года).)

Фото: Wikipedia

При этом еще до того, в XVIII-XIX веках, русский флот эксплуатировал сразу три парусных корабля под схожим образом сконструированным именем «Память Евстафия», не имевших, однако, Георгиевского флага. Названы они были в честь линейного корабля «Святой Евстафий Плакида», погибшего в Чесменском сражении 1770 года. Традицию то ли доломали, то ли, наоборот, возобновили в начале XX века, назвав один из черноморских броненосцев просто «Евстафием».

Рекомендации

  • Роберт Гардинер, изд. (1979). . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  0-8317-0302-4.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN  0-85177-245-5.
  • Маклафлин, Стивен (2019). “В Аврора‘s Shadow: Русские крейсеры класса “Диана”. В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. С. 81–97. ISBN  978-1-4728-3595-6.
  • Скворцов, Алексей В. (2015). Крейсеры первого ранга: Аврора, Диана, Паллада. Сандомир, Польша: Stratus. ISBN  978-83-63678-56-2.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: оружие и доспехи. ISBN  0-85368-912-1.

Итальянские апельсины

На Родину крейсер вернулся только в 1906 году в разгар русской революции. В 1910 году с кораблем и его экипажем произошло уникальное событие. В период заграничного плавания «Аврора» зашла в порт Мессина. Она прибыла для получения золотой медали, так как в 1908 году русские моряки участвовали в спасении местных жителей от землетрясения. Но в первую же ночь прибытия в город вспыхнул сильный пожар, и моряки участвовали в спасении жителей от новой катастрофы. При этом моряки прибыли раньше местных пожарных. За это итальянцы наградили экипаж крейсера лимонами и апельсинами. Отправившись после этого в испанскую Малагу, матросы снова тушили пожар на берегу.

В начале славных дел

Первое имя русского флота — «Орел» (1667 год), построенный еще при Алексее Михайловиче. «Орлов» в русском флоте потом было много, включая «северных», и даже трижды — в варианте «Норд Адлер». В чистом виде его носили два корабля: первый отечественный винтовой линейный корабль специальной постройки (1855 год) и эскадренный броненосец (1903), а кроме того — госпитальное судно (1890) и вспомогательный крейсер (1910).

Первые серии петровского флота заложили фундамент отечественной каронимики на долгие десятилетия и породили ряд курьезов. Поскольку в соответствии с тогдашней традицией корабль получал имя вместе с девизом, в ряду кораблей Азовской флотилии Петра Алексеевича образовался баркалон «Три рюмки» с девизом «Держи во всем меру». В том же ряду стояли «Разженное железо», «Заячий бег», «Стул» и «Весы», а также иностранные каронимы вроде голландского «Вингельгаак» или химерического «Гото Предестинация» (латино-немецкая смесь, означающая «Божье предназначение»).

Система начала прорисовываться ко второму десятилетию XVIII века, когда Петр приступил к строительству Балтийского флота. Крупный блок имен был посвящен религиозной тематике, она была популярна до конца XIX века.

Фрагмент гравюры, на которой изображен линейный корабль «Гото Предестинация»

Гравюра Адриана Шхонебека / Wikipedia

На бортах кораблей появлялись имена архангелов («Гавриил», «Ягудиил» и т.п.) и чтимых святых. Встречались и более сложные варианты: «Трех иерархов» и «Святых жен Мироносиц» (именно в родительном падеже, хотя впоследствии встречался и именительный), «Богоявление господне». Около 1800 года обнаруживается «Зачатие святой Анны».

К этой же группе относится один из самых известных каронимов отечественного флота — «Не тронь меня» (его носили шесть кораблей, построенных в период с 1725 по 1864 год). Восходит он к Евангелию от Иоанна: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», — так обратился воскресший Христос к Марии Магдалине («Мария Магдалина» на флоте тоже была). Характерно, что в 1941-1942 годах это же имя носила плавбатарея советского Черноморского флота.

С самого начала флот увековечивал победы русского оружия. Так, уже в 1710-х годах появились «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и переживет ее.

Плавучая броненосная батарея «Не тронь меня», построенная в 1860-х годах.

Фото: Wikipedia

Оценка проекта

Постройка крейсеров типа «Диана» стала первым опытом отечественного судостроения в серийном создании кораблей такого класса. По механизации и электрификации оборудования данные корабли на момент вступления в строй превосходили все построенные в России корабли. Тем не менее, многие устройства отличались крайней непродуманностью и неоптимальностью, а сама конструкция крейсеров этого типа в ряду «одноклассников», строившихся, в том числе и для России, не может быть признана удачной. Как отмечали современники, уже на момент вступления в строй крейсера типа «Диана» могли считаться морально устаревшими: длительная постройка кораблей привела к их устареванию на стапеле. К концу XIX века скорость 20 узлов была недостаточной для крейсера, а слабое вооружение делало новые русские корабли заведомо уступающими всем потенциальным противникам. Кроме того, служба этих кораблей показала недостаточную вместимость угольных ям, а значит, сниженную дальность плавания. Таким образом, крейсера типа «Диана» практически не имели никаких достоинств, но обладали целым рядом значительных недостатков. Куда большую пользу крейсера «Диана», «Аврора» и «Цугару» принесли в качестве учебных кораблей в русском, советском и японском флоте. Они стали тем местом, где готовили будущих офицеров.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий