СЭТ-53 – СЭТ-53М

Вооружение

  • 76 мм артиллерийская установка АК-176 (боезапас 550 выстрелов)
  • 30 мм артиллерийская установка АК-630М (боезапас 3000 патронов)
  • реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2» (48 глубинных бомб РГБ-60)
  • Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА» (боекомплект 24 ЗУР 9М-33М2)
  • 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-1124 (может нести 4 торпеды типа 53-65К, СЭТ-53, СЭТ-53М, СЭТ-65)
  • переносной зенитно ракетный комплекс «Стрела-3» (боекомплект 16 ЗР 9К34) с кормовой МТУ с четырьмя направляющими.

Гидроакустическое, навигационное и радиотехническое вооружение

  • ОГАС МГ-339Т «Шелонь-Т»
  • ГАС МГ-335 «Платина-С»
  • НРЛС «Дон-2»
  • РЛС общего обнаружения МР-320 «Топаз-2»
  • РЛС РТР «Бизань-4Б»
  • АП РЛС СУАО «Вымпел-А»
  • АП РЛС «Топаз-2В»;
  • Радиопеленгатор АРП-50Р
  • ГАС МГ-322Т «Амгунь»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
  • ГАС КМГ-12 «Кассандра»
  • ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ
  • Станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р
  • РАС «Нихром-КМ»

Командиры корабля

  • 1990-1991 гг — капитан-лейтенант Пупырев Владимир Григорьевич
  • 1991-1992 гг — капитан 3-го ранга Мясников Владимир Валентинович
  • 1992-1993 гг — капитан 3-го ранга Чубуков Александр Викторович
  • 1993-1993 гг — капитан-лейтенант Хвесько Александр Викторович
  • 1993-1996 гг — капитан 3-го ранга Рыбаков Игорь Николаевич
  • 1996-1998 гг — капитан-лейтенант Вьюрков Александр Николаевич
  • 1998-2000 гг — капитан-лейтенант Осипов Игорь Владимирович
  • 2000-2004 гг — капитан 3-го ранга Васильев Сергей Степанович
  • 2004-2008 гг — капитан 3-го ранга Панков Сергей Владимирович
  • С 2008 года — капитан 3-го ранга Потапов Олег

Техника и вооружение 2000 08 (fb2)

подрыв мины. Мина приводилась в боевое положение через 3,5-4,0 с после отделения от самолета и допускала установку на углубления от 2 до 7 м через один метр. В случае оборудования мины гидростатом «взрыв-потопление» минимальная глубина устанавливалась не менее 3 м.

В случае падения на нетвердое препятствие, мелководье или при всплытии на поверхность моря на 30-90 с, следовал подрыв мины. Безопасность обращения с миной обеспечивалась тремя предохранительными приборами: инерционным, временным и гидростатическим. Парашютная система состояла из двух парашютов: стабилизирующего и основного.

Принцип действия мины состоял в следующем. Через 3,5-4 с после отделения от самолета мина приводилась в состояние боевой готовности. Прибор срочности разарретировался, и часовой механизм приступал к отработке установленного времени.

Инерционные предохранители подготавливались к срабатыванию от удара мины о воду в момент приводнения. Одновременно вытягивался стабилизирующий парашют, на котором мина снижалась до 1000 м над уровнем моря.

На этой высоте срабатывал КАП-3, отделялся стабилизирующий парашют и вводился в действие основной, обеспечивающий снижение со скоростью 70-80 м/с. Если высота постановки оказывалась менее 1000 м, то основной парашют вводился в действие через 5 с после отделения от самолета.

Мина, за счет срезанной под углом 30° носовой части, независимо от высоты сбрасывания уходила под воду на глубину до 15 м. С погружением на глубину 2,5-4 м срабатывал гидростатический включатель и подключал запальное устройство к электросхеме мины. Удержание мины на заданном углублении обеспечивалось прибором плавания, работающим на сжатом воздухе и электроэнергии.

Для силового воздействия использовался сжатый воздух, а для управления механизмами, обеспечивающими плавание, – электроэнергия блока батарей. Запасы сжатого воздуха и источников электроэнергии обеспечивали возможность плавания мины на заданном углублении не менее 10 суток.

По истечении срока плавания, установленного прибором срочности, мина самоуничтожалась (в зависимости от установки затапливалась или подрывалась).

Мина снабжалась несколько отличающимися парашютными системами. До 1957 года применялись парашюты, усиленные капроновыми прокладками. Впоследствии прокладки исключили, и время снижения мины несколько уменьшилось.

Специальная авиационная мина ИГДМ (индукционная гидродинамическая мина) выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500. Она может применяться с самолетов, производящих полет на скоростях до 750 км/ч.

Комбинированный индукционно-гидродинамический взрыватель после прихода мины в боевое положение переводился в постоянную готовность к приему импульса магнитного поля корабля.

Гидродинамический канал подключался только после поступления сигнала определенной продолжительности от индукционного канала. Считалось, что подобная схема придает мине высокую противотральную стойкость.

Мина Серпей, подготовленная к подвеске под самолет..Ту-14Т

Мина «Лира»

Разрез авиационной якорной неконтактной мины «Лира»

Под воздействием ЭДС, наводимой в индукционной катушке мины при прохождении над ней корабля, возникает ток, и электрическая схема готовится к приему импульса гидродинамического поля корабля.

Если его импульс в течение расчетного времени не подействовал, то по окончании цикла работы схема мины приходит в исходное боевое положение.

Если мина получала импульс гидродинамического поля меньше расчетной продолжительности, то схема приходила в исходное положение; если воздействие было достаточно продолжительным, то отрабатывался холостой цикл или производился подрыв мин (в зависимости от установок). Мина снабжалась также прибором срочности.

На этой высоте анероид КАП-3 освобождает часовой механизм, через 1-1,5 с парашют с кожухом отделяются от мины и одновременно выталкивается камера с тормозным и основными парашютами.

Тормозной парашют раскрывается, вертикальная скорость снижения мины уменьшается, вступает в работу часовой механизм, из чехлов извлекаются и раскрываются основные парашюты. Скорость снижения уменьшается до 30-35 м/с.

При постановке мины с минимально допустимой высоты парашютный кожух от мины отделяется на меньшей высоте, а вся система срабатывает так же, как и при постановке с больших высот. Парашютные системы мин ИГДМ и АМД-2М аналогичны по

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала предприятия «Звёздочки» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (город Полярный)

877В

Основная статья: Б-871 «Алроса»

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ракетами ЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Подводная кругосветка: как советские подлодки обогнули земной шар

В уникальном походе участвовали серийные атомные подводные лодки без каких-либо доработок.

Ракетная лодка К-116 (проект 675) под командованием капитана II ранга Вячеслава Виноградова вошла в состав ВМФ в конце 1965 года. Она предназначалась для уничтожения кораблей и судов противника ракетами П-6, а также для ударов по крупным береговым объектам стратегическими крылатыми ракетами П-5М. Вторая атомная лодка К-133 (проект 627А) капитана II ранга Льва Столярова имела торпедное вооружение. Она была на три года старше подводного ракетоносца.

Перед советскими подводниками стояла амбициозная задача скрытно преодолеть противолодочные рубежи НАТО и США в Атлантике и Тихом океане, а также усилить Тихоокеанский флот двумя атомными подлодками. Поэтому непосредственно руководил операцией командующий 1-й подводной флотилией Северного флота, контр-адмирал Анатолий Сорокин. Его штаб разместился на К-116.

Для успеха командование ВМФ проложило маршрут через малоизученные районы Мирового океана. Хотя рассматривалось три возможных маршрута перехода. Первый подразумевал переход вокруг Южной Америки через пролив Дрейка, второй — вокруг Африки через Малакку и Сингапур, третий — вокруг Африки и Австралии мимо Сингапурского пролива. Адмирал флота Сергей Горшков остановил свой выбор на первом варианте — через пролив Дрейка.

Подлодки двигались под водой и только иногда поднимались на перископную глубину для определения местоположения.

Как вспоминал находившийся на К-116 ученый-ядерщик и доктор технический наук Анатолий Чечуров, субмарины только один раз всплыли на поверхность — у входа в пролив Дрейка. Это был самый трудный участок пути в 1 300 миль. У оконечности Южной Америки наблюдаются коварные течения и встречаются многочисленные айсберги, поэтому подводникам потребовалось обменяться навигационными материалами.

Через «кладбище кораблей» — пролив Дрейка — подлодки «провели» танкер «Дунай» и экспедиционное судно «Гавриил Сарычев». Семь дней потребовалось советским субмаринам, чтобы выйти за границу айсбергов.

Связь между подлодками под водой поддерживалась с помощью гидроакустической аппаратуры. Иногда К-116 и К-133 на определенное время расходились, чтобы обмануть противолодочные корабли США, а затем встречались в точке рандеву.

Успешно преодолели советские подводники и психологическое испытание. Как пишет член РВИО, историк Александр Коновалов, для снятия раздражительности, усталости и апатии проводились корабельные праздники, отмечались дни рождения членов экипажа. Кстати, под водой 24 марта 1966 года отпраздновали 45-летие командующего отрядом — контр-адмирала Анатолия Сорокина.

Моряки К-133 в течение всей экспедиции вели рукописный журнал «Летопись похода, или 25 000 миль под водой», где собраны стихи, очерки и рисунки подводников. Сейчас журнал хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

26 марта 1966 года, в 4 часа 26 минут, у берегов Камчатки подлодки были встречены советскими эсминцами. Переход занял 52 дня. После перехода К-116 и К-133 были зачислены в дивизию подлодок Камчатской военной флотилии. Появление двух новейших субмарин в бухте Крашенинникова стало неприятных сюрпризом для разведки США и стран НАТО.

По итогам беспримерного похода шестерым офицерам-подводникам, в том числе адмиралу Сорокину и командирам субмарин, было присвоено звание Героя Советского Союза. Других членов экипажей представили к орденам и медалям.

533 мм:

5-титрубные аппараты ПТА-53-1134(П – пятитрубный)побортно:

1) Крейсера проекта 1164 (скрыт за бортом).

4-хтрубные аппараты ЧТА-53-1155(Ч- четырёхтрубный)побортно:

2) БПК проекта 1155.

ЧТА-53-1135 – для 3) СКР проекта 1135. Отличий – почти никаких.

2-хтрубные торпедные аппараты ДТА-53-1124 (Д – двухтрубный) побортно:

4) МПК проекта 1124.

Почти такие же ДТА-53-956 для торпед СЭТ-65 под 5) эсминцы проекта 956.

И ещё почти такие же ДТА-53-11356 – для 6) фрегатов проекта 1135.6. Только они закрыты бортом.

1. 53-65, 1965 г.

Основной калибр советских и российских торпед – 533 мм. Самая старая из современных торпед – «53-65» противокорабельная парогазовая перекисно-водородная. Принята на вооружение в 1965 г. На 2022 г. остаётся на вооружении ВМФ России в модификации 53-65К. Разработана сотрудниками ОКБ Машиностроительного завода им. С. М. Кирова (Казахская ССР, Алма-Ата) – флагмана советского торпедостроения (к концу 1980-х гг. производили 18 разновидностей тепловых торпед 533 мм, 650 мм боеприпасы и «Шквал»). После развала СССР документация передана на «Завод Двигатель» (концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»).

В 1969 г. торпеда была модернизирована до уровня 53-65М. С 1969 г. выпускалась модификация 53-65К, стоящая на вооружении и сегодня. В 2011 г. все современные торпеды этого типа прошли модернизацию.

Масса 2,07 т., длина 7,945 м., боевая часть 307,6 кг. Скорость 45-68,5 узлов. Дальность до 22 км. Глубина 4-14 м.

2. СЭТ-65 “Енот”, 1965 г.

СЭТ-65 – противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда для поражения подводных лодок. Разработана НИИ «Гидроприбор» под руководством В.А. Голубкова. Масса 1,755 т., длина 7,8 м., боевая часть 240 кг. Скорость 40 узлов, дальность до 15 км. Глубина 20-400 м. Есть разные версии СЭТ-65/”Енот-2″/изделие 260; СЭТ-65III/изделие 260; СЭТ-65А/”Енот-3″/изделие 269; СЭТ-65Э/изделие 260; СЭТ-65К/изделие 260 и СЭТ-65КЭ/изделие 2517.

3. ВА-611 “Шквал”, 1977 г.

ВА-111 «Шквал» – комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5 для поражения надводных и подводных целей. Масса2700 кгДлина8 мДиаметр533,4 ммБоевая часть210 кгТехнические данныеСкорость300 км/чДальность13 кмГлубина30 м

4. УСЭТ-80, 1980 г.

УСЭТ-80 (Универсальная Самонаводящаяся Электрическая Торпеда) для подводных лодок. Главный конструктор А. В. Сергеев, ЦНИИ «Гидроприбор». Производилась на заводе «Дастан» в Киргизии. Масса 2 т., длина 7,9 м., боевая часть 200-300 кг., скорость 45 узлов, дальность 18 км. (на 43 узлах), глубина 1 км. Есть версии УСЭТ-80 “Тамга”/УСТ-А/изделие 2503; УСЭТ-80-05 “Ветла”/изделие 2503; УСЭТ-80 “Гетит”/изделие 2503; УСЭТ-80К “Керамика”; УСЭТ-80КМ.

5. УГСТ “Физик”, 2002 г.

Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда «Физик» – универсальная для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Разработка торпеды велась совместно в Санкт-Петербургском НИИ «Мортеплотехника» и на подмосковном предприятии «Регион» с 1986 г.; разработчикам была поставлена задача создать оружие, которое по своим характеристикам превосходило бы торпеду УСЭТ-80. Существует версия УГСТ-М.

6. ТЭ-2 (УЭТТ), 2007 г.

Создана коллективом конструкторов концерна «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Телеуправляемая электрическая универсальная самонаводящаяся торпеда для поражения подводных лодок во всех диапазонах глубин и скоростей их хода, крупных надводных кораблей и судов, разрушения неподвижных надводных целей.

Есть 4 версии: УЭТТ/ТЭ-2/изделие 2562, ТЭ-2-01, ТЭ-2-02/изделие 2556 и ТЭ-2-03. Длина 8,3 м. с катушкой телеуправления, 7,9 м. без неё. Масса2,45 т. с катушкой телеуправления или 2,4 т. без катушки телеуправления. Масса ВВ – 250 кг.

Создание морской мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

Торпеды и Мины

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 675 (Echo-II class)

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным оружием, имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Варианты[5]

Советские торпеды типа СЭТ-40 (спереди) и СЭТ-65, выпуска 1965 года. СЭТ-40 несет 80 кг взрывчатого вещества и имеет длину 4,50 метра при диаметре 400 мм. Он преодолевает расстояние до 7,5 км со скоростью 29 узлов. Тип СЭТ-65 содержит 205 кг взрывчатого вещества, имеет длину 7,90 метров и диаметр 533 мм. Он преодолевает расстояние до 15 км со скоростью 40 узлов.

  • 53-27Л (Первый выпускаемый вариант)
  • 53-38 / 53-38У / 53-59 / 53-56В и -56ВА (Стандартная прямоблочная советская торпеда времен ВОВ)
  • 53-51 (Первая советская торпеда с ходовой частью)
  • 53-57 / 53-58 / 53-61 (Семейство основных торпед в послевоенное время)
  • 53-65 / 53-65К и -65КЭ / ТТ-3 (первая серийная советская торпеда с самонаводящейся кильватерной катушкой, включая доработки двигателя)
  • САЭТ-50 (Первая советская противокорабельная самонаводящаяся торпеда)
  • СЭТ-53 / САЭТ-53 (Первая советская противолодочная самонаводящаяся торпеда)
  • САЭТ-60 / САЭТ-60М (Противокорабельная торпеда самонаведения, улучшение по сравнению с разработкой СЭТ-53)
  • СЭТ-65 Енот / СЭТ-65М Енот 2 (Первая эффективная советская противолодочная торпеда самонаведения, активная / пассивная самонаведение)
  • ТЕСТ-71 (Стандартная советская / российская торпеда с проводным наведением, активное / пассивное наведение)
  • УГСТ («Универсальная» тепловизионная торпеда, с ПВРД, активное / пассивное самонаведение)
  • УСЭТ-80 (современная российская торпеда для подводных лодок и надводных кораблей, активное / пассивное / следящее самонаведение)

История службы

11 февраля 1992 года МПК-17 включен в состав КТОФ. 12 февраля 1992 года на корабле поднят государственный флаг РФ и военно-морской флаг ВМФ СССР. МПК-17 зачислен в 11 ДНПЛК 47 БКОВР с базированием на бухту Парис острова Русский.

26 июля 1992 года торжественно спущен флаг ВМФ СССР и поднят Андреевский флаг.

В 1996 году местом базирования 47-й БрКОВР определена база Малый Улисс в городе Владивосток.

В 1998 году проведены очередные организационно-штатные мероприятия ТОФ, в результате чего 47-я БрКОВР и 165-я БрРКА были расформированы и на их базе была сформирована 165-я БрНК с тем же местом базирования. Корабль включён в состав 11-го ДнКОВР 165-й БрНК.

В 2003 году компания RUSTEEL взяла шефство над кораблём МПК-17.

22 июля 2007 года администрация города Усть-Илимск и командование в/ч 99396 подписали договор №83 от 22.07.2008 г. «О шефских связях между Администрацией города Усть-Илимска и командованием малого противолодочного корабля МПК-17».

29 июля 2007 года МПК «Усть-Илимск» принял участие в театрализованном шоу на День ВМФ в городе Владивосток с учебным пуском бомб из РБУ-6000.

12 февраля 2009 года представители компании RUSTEEL подарили экипажу МПК-17 освященную икону Николая Чудотворца — покровителя и защитника мореплавателей в честь 17-летия со дня поднятия флага на корабле.

16 января 2010 года Приказом Главнокомандующего ВМФ №10 в целях усиления военно-патриотического воспитания личного состава ВМФ и укрепления шефских связей между жителями города Усть-Илимск с военными моряками МПК-17 присвоено наименование «Усть-Илимск».

10 апреля 2010 года в бухте Малый Улисс состоялась торжественная церемония переименования корабля в «Усть-Илимск».

В августе-сентябре 2013 года — крупномасштабные учения воинских объединений Приморья и Камчатки. В маневрах приняли участие 20 самолётов и вертолётов, до 3 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, 30 кораблей и катеров, 10 судов обеспечения отряда боевых кораблей КТОФ, в составе БПК «Адмирал Виноградов», БПК «Маршал Шапошников», БДК «Николай Вилков», БДК «Ослябя», ЭМ «Быстрый», ССВ-208 «Курилы», МПК «Советская Гавань», МПК «Усть-Илимск», МПК «Приморский Комсомолец», КИЛ-927, КИЛ-498, ГС «Иртыш». Кроме сил Тихоокеанского флота, в учениях приняли участие представители МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС и Министерства транспорта РФ.

С начала 2015 года по март 2016 мпк «Усть-Илимск» прошел ремонт в Центре судоремонта «Дальзавод».

На январь 2016 года мпк «Усть-Илимск» входит в 11-ый дивизион кораблей охраны водного района 165-ой бригады надводных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота с базированием на Владивосток.

20 марта 2019 год ,на мпк “Усть-Илимск” была доставлена освященная Казанская икона Божией Матери и Господа Вседержителя, преподнесенная в дар команде корабля членом Общественной палаты города Усть-Илимск Ковелько С.Л, к 27 годовщине поднятия флага на корабле.

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий