1. История создания

В конце второй мировой войны, советским войскам удалось захватить большое количество трофейного германского оборудования, в их числе были и реактивные двигатели Jumo-004. В СССР двигатель был изучен и его копия (РД-10) была использована ОКБ Яковлева, для создания реактивного истребителя на базе Як-3. Конструкторы остановили свой выбор на реданной схеме, Jumo 004 устанавливался на месте ВК-107А с таким наклоном, чтобы реактивная струя уходила под фюзеляж и крыло. Остальная часть планера была оставлена практически без изменений, за исключением дополнительного теплозащитного экрана из жаропрочной стали в районе сопла. Вооружение самолёта включало две пушки НС-23КМ с боезапасом по 60 патронов на ствол. Первоначально новый истребитель Яковлева был обозначен Як-ЮМО.

С 5 по 10 декабря 1945 года самолёт проходил наземные испытания, а затем, до апреля 1946 года машину готовили к первому полёту, который состоялся 24 апреля 1946 года

Из-за осторожности Александра Сергеевича Яковлева, затянувшего подготовку к первому полёту, Як-15 стал вторым советским реактивным истребителем, всего на пару часов отстав от МиГ-9. После первого полёта начались заводские лётные испытания, которые закончились 22 июня

После чего, по приказу Сталина, истребитель пошел в серийное производство, развернутое на заводе №31 на заводе в Тбилиси.

Осенью 1946 года была изготовлена малая серия из пятнадцати истребителей. Первые двигатели были собраны из трофейных запчастей, формально их ресурс составлял 25 часов, однако на практике – в лучшем случае 17 часов. Первый и последний самолёты малой серии были предъявлены на госиспытания, которые провели лётчики Г.А. Седов и А.Г. Прошаков. По итогам госиспытаний, закончившихся в апреле 1947 года, было выявлено очень много недостатков. Так, из-за металлического хвостового колеса, во время движения по аэродрому вибрировал руль поворота, газовая струя двигателя разрушала покрытие лётного поля, а поднятые камни и бетонная крошка повреждали стабилизатор и рули высоты, крайняя недолговечность двигателя, задымление кабины и т.д. Однако Як-15 был очень прост по технике пилотирования, а кроме того, очень напоминал в управлении Як-3, на базе которого был создан. Вследствие этого, было решено, что хоть Як-15 не удовлетворяет требованиям ВВС к истребителю, он прекрасно подходит на роль переходного самолёта между поршневыми и реактивными самолётами.

Один из серийных Як-15 использовался в ЛИИ в качестве летающей лаборатории во время отработки крыльевого комплекса дозаправки самолетов в воздухе, предложенного летчиками-испытателями И.Шелестом и В.Васятиным. Истребитель был оснащен макетом топливоприемника и в 1948 г. задействовался в летных экспериментах, в которых роль танкера играл Ту-2.

Транспортная авиация ВМФ

К середине 1944 г. большинство этих авиационных отрядов было переформировано в отдельные смешанные авиационные эскадрильи, куда, кроме них, вошли также авиаподразделения связи, управления и санитарные. Так, на Балтике была сформирована 1-я ОСАЭ, на Чёрном море — 2-я ОСАЭ, на ТОФ — 122-я ОТАЭ.

В 1947 г. на базе этих эскадрилий были сформированы отдельные транспортные авиационные полки. В последующие годы эти части претерпевали неоднократные преобразования.

К моменту развала Советского Союза, в конце 1991 г. на каждом флоте имелось по одному транспортному авиаполку: 263-й ОТАП ВВС БФ, 917-й ОТАП ВВС ЧФ, 912-й ОТАП ВВС СФ и 593-й ОТАП ВВС ТОФ. Кроме них, имелись также отдельные авиационные отряды транспортных самолётов, которые входили в состав управлений дивизий и полков ВВС флотов. В послевоенное время соединения Морской Авиации последовательно перевооружались с самолётов У-2 и Р-5 на Ли-2 (С-47), Як-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ан-2, Ан-14, Ан-12, Ан24, Ан-26, Ан-72, Ту-104, Ту-134, Ту-154. Некоторое время в их состав входили подразделения вертолётов Ми-4.

В период 1995-1998 гг. все транспортные полки ВВС флотов были переформированы либо в смешанные, вместе с частями ПЛА, как это произошло на Балтике, Чёрном море и Севере, либо в отдельную эскадрилью, как это было на Тихом океане.

После декабря 2009 г. подразделения транспортных самолётов, основу которых составляли Ан-26 вошли в состав Авиационных баз, сформированных на флотах .

Корректировочная авиация ВМФ

На Тихий океан, где в начале 1930-х гг. ещё не было крупных боевых кораблей, был перебазирован 7-й ОКОРАО, вооружённый летающими лодками МБР-4. В 1935 г. он был переименован в 60-й ОКОРМАО, а в середине 1938 г. на его базе была сформирована 57-я ОМРАЭ ВВС ТОФ.

Во второй половине 1943 г. на флотах вновь был сформирован целый ряд корректировочных частей и подразделений: 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, 17-е ОКОРАЗ и 2-й ОАРТАО ВВС ЧФ, 29-я ОАРТАЭ ВВС СФ, 14-я ОАРТАЭ ВВС ТОФ и 11-й ОАРТАО АмВФ. На вооружении этих частей поступили современные самолёты Ил-2кор. Практически все они к 1948 г. были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на комплектование корректировочно-буксировочных авиационных частей ВВС флотов.

Сравнение финансирования

Финансирование авиации РФ происходит из средств федерального бюджета страны, а также из целевых программ. Разрешено использовать внебюджетные источники финансирования для государственных исполнителей и заказчиков.

Фронтовые бомбардировщики Су-34

Сегодня Министерство промышленности решило перевести субсидирование авиации на проектный подход. Это делают для того, чтобы направить ресурсы на развитие приоритетных проектов, что стало обычной практикой в развитых государствах. Экономия на научно-технической деятельности приведет к сокращению расходов в три раза до 2025 года.

В приоритетных проектах предусмотрено увеличение финансирования с 2022 по 2022 года.

ГодУвеличение в миллиардах рублейБюджет составит, в миллиардах
201919,58859,93
202046,23586,806
202143,30983,85

Министерство обороны США уделят особое внимание финансированию боевой авиации и специальной программы по укомплектованию ВВС дополнительными летчиками. На оборонный бюджет 2022 года выделено $716 млрд

Также предусмотрено увеличение количества военнослужащих ВМС и ВВС до 15 000 человек. Согласно открытых источников, в планах закупка истребителей F-35, и повышение зарплаты военных на 2,5%.

Боевая авиация США

Это необходимые затраты так как из-за нехватки финансирования военная техника США стала устаревать. Сравним оборонный бюджета США в 2010 и в 2015 годах:

  • в 2010 году – $ 691 млрд;
  • в 2015 году – $ 560 млрд.

Следует отметить, что Россия финансирует военную отрасль меньше, чем США, делая акцент на внутренней политике.

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

Фронтовая авиация

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.

На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.

Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2017 год ВКС России имели 200 штурмовиков.

Основные задачи

Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.

Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

На современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

Системы самолета

По своей укомплектованности радиотехническими и автоматизированными системами Як-44Э можно было сравнить с летающим информационно-вычислительным центром. Установленные системы обеспечивали разведчика информацией самого широкого диапазона:

  • РЛС и РТК (радиолокационная станция и радиотехнический комплекс) обеспечивала панорамный обзор и обнаружение целей в воздушном пространстве на расстоянии до 200 км, и над морем – на расстоянии дальше 300 км.
  • ПНК (Пилотажно-навигационный комплекс) определял координаты самолета в полете с учетом корректирующей информации от спутниковых и наземных навигационных систем; также ПНК вел наблюдение за состоянием систем и силовой установки самолета с дальнейшим отображением информации на дисплеях.
  • КСУ (Комплексная система управления или «автопилот») обеспечивала автоматическое пилотирование по заданному маршруту, и автоматическую посадку самолета по сигналам от наземных или корабельных средств посадки.
  • МНРС (Метеонавигационная радиолокационная станция) выдавала информацию о метеообстановке (например, о грозах) на маршруте и пути их обхода.
  • БАСК (Бортовая автоматизированная система контроля) осуществляла контроль и передачу данных о состоянии и ресурсах систем и оборудования на базу, давала прогнозы на их пригодность к эксплуатации, осуществляла тестирование агрегатов.
  • ЭДСУ (Электродистанционная система управления) – система, обеспечивающая управление самолетом и механизмами крыла в автономном режиме, в ситуациях перецентровки машины, вызванной другой компоновкой оборудования или топливными емкостями.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Конструкция

Самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44 — универсальная информационно-разведывательная машина, представлена выносным радиолокационным постом, который соединялся с воздушным пунктом наведения и управления авиацией против обнаружения воздушных, наземных и надводных целей. Основное назначение самолёта: контроль наземного, надводного и воздушного пространства; наведение ударных самолётов на обнаруженные цели.

Як-44 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с двухкилевым оперением. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Фюзеляж большого диаметра позволял свободно разместить аппаратуру и операторов наведения, а также обеспечивал экипажу комфортабельные условия для работы и отдыха. Кроме рабочей кабины операторов наведения был предусмотрен отсек для отдыха одного человека, санузел и буфет. Это позволяло сохранить в течение длительного полёта работоспособность экипажа на высоком уровне.

Крыло прямое трапециевидное в плане, с механизацией вдоль всей задней кромки. Крыло оснащено предкрылками, двухщелевыми закрылками с дефлекторами, спойлерами и интерцепторами.Консоли крыла складывающиеся. Для уменьшения индуктивного сопротивления установлены концевые крылышки.

Хвостовое оперение разнесённое двухкилевое.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой управляемой стойкой. Основные опоры убираются в гондолы двигателей.

Под крылом размещались два турбовинтовентиляторных двигателя.

Топливо размещается кессон-баках в корневой части крыла и в стабилизаторе.

Силовая установка состоит из двух винтовентиляторных двигателей (единственных в мире в таком классе) Д-27. Применение таких двигателей с повышенной тягой на режиме взлёта, а также учитывая обдув крыла, дало возможность обеспечить трамплинный бескатапультный старт Як-44Э с авианесущих кораблей. Обдув поверхности крыла повышало подъёмную силу. Двигатель Д-27 на высоких дозвуковых скоростях имеет лучшую экономичность по сравнению с современными турбореактивными двухконтурными двигателями.

На двигателе установлен винтовентилятор СВ-27. Винтовентилятор это высоконагруженный сверхзвуковой воздушный винт с саблевидными лопастями большой ширины. СВ-27 двухрядный, с противоположным направлением вращения лопастей, флюгерной-реверсный. Лопасти выполнены из современных полимерных композиционных материалов и оборудованы электротепловой противообледенительной защитой.

Автономный запуск двигателей на земле обеспечивается вспомогательгной силовой установкой (ВСУ). Установка представляет собой газотурбинный двигатель, расположенный под полом отсека оборудования. Система аварийного пожаротушения защищает отсеки двигателей и ВСУ. Система ручного пожаротушения установлены в кабине экипажа.

Антенна РЛС расположена на пилоне над фюзеляжем, во вращающемся обтекателе.
Радиолокационный комплекс Як-44 должен был одновременно отслеживать до 1300 целей, наводить на 120 наземных и 160 воздушных целей и обеспечивать обнаружение воздушных целей на дальности 150-200 км и надводных целей на дальности более 300 км.

На двигателях установлены четыре привод-генератора системы электроснабжения самолёта общей мощностью 300 кВт.

Система управления электродистанционная — комплексная аналого-цифровая система управления самолётом и механизацией крыла, обеспечивает полёт при различных центровках самолёта, связанных с различными вариантами оборудования и заправки.

Самолёт оснащён радиотехническим и пилотажно-навигационным комплексами, комплексной системой управления, метеонавигационной, радиолокационной станцией, совокупностью управления общесамолётным оборудованием, бортовой автоматизированной системой контроля, бортовой системой регистрации, электрической системой, устройством выкидывания фальшивых тепловых дипольных отражателей и целей, ответчиком госопознавания, маркерным радиоприёмником, ответчиком УВД, светотехническим оборудованием.

Модификации

— Як-44Э / Як-44РЛД — палубный самолет ДРЛО, построен макет.

— Як-44ПЛО — наименование условное, противолодочный самолет. Аванпроект самолета был создан не позже 1990 г. Техническое проектирование не велось. Предполагалось создание и корабельного и базового вариантов самолета.

— Як-44Э наземный — вариант самолета ДРЛОиУ для аэродромного базирования планировалось поставлять в ВВС СССР. Проект самолета успешно защищен осенью 1991 г. У самолета значителдьно увеличено время патрулирования, улучшены ТТХ радиотехнического комплекса.

— Як-44 пограничный / патрульный — модификация для контроля границы. Проектирование самолета числилось в плане работ ОКБ до 1994 г.

— Як-44 транспортный — предполагалось создание модификации.

— Як-44 спасательный — предполагалось создание модификации.

Базирование

базирование палубного самолета ДРЛОиУ предполагалось на следующих кораблях: 

— ТАКР пр.11435 — согласно уточненным ТТЗ от ноября 1980 г. планировалось включить в состав авиакрыла самолеты РЛД типа Як-44 с базированием на палубе корабля, со стартом с трамплина и с посадкой с использованием аэрофинишеров. Позже, в 1985 г. предполагалось размещение самолета в составе авиакрыла в количестве 2-4 шт после завершения создания самолета.

— авианосец пр.11437 «Ульяновск» — предполагалось использование в составе авиакрыла корабля 6 самолетов РЛД типа Як-44. Базирование на палубе и в ангаре корабля, старт с трамплина и с катапульты, посадка с использованием аэрофинишеров.

Аварийно-спасательная авиация ВМФ

С момента своего формирования и вплоть до середины 1950-х гг. задача спасения экипажей Морской Авиации, терпящих бедствие над морем, фактически, лежала на самих «утопающих». Специальных частей, предназначенных для выполнения аварийно-спасательных действий, на флотах не было. Ситуация несколько изменилась с середины 1950-х гг., когда в составе ВВС флотов появились специализированные части аварийно-спасательной авиации. Они были сформированы на базе уже существующих разведывательных авиационных частей. Так, на Чёрном море появилась 237-я ОАСАЭ, на Севере — 232-я ОАСАЭ, а на ТОФ — 167-я ОАСАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6 и вертолёты Ми-4, но в середине 1960 г. они были расформированы, либо переформированы в вертолётные полки.

В середине 1960-х гг. на всех флотах в составе полков ракетоносной и разведывательной авиации были сформированы аварийно-спасательные авиационные отрады (по одному отряду на флот). На их вооружение поступили самолёты Ту-16, оснащённые системой «Фрегат», в состав которой входили сбрасываемые в полёте спасательные радиоуправляемые катера без экипажей. Данные подразделения просуществовали до середины 1980-х гг., когда были расформированы. К счастью, этим отрядам не пришлось на практике доказывать своё значение, за исключением фильма «Случай в квадрате 36-80», где самолёт Ту-16сп Авиации СФ «образцово-показательно» сбрасывал спасательный катер для спасения экипажа аварийной «американской» ПЛ.

В очередной раз попытка возродить аварийно-спасательную авиацию произошла в начале 1990-х гг., когда на аэр. Майгатка была сформирована 355-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (поисково-спасательная). На этот раз в качестве носителей катеров выступали самолёты Ан-12сп, а сами катера «Ёрш» должны были сбрасываться с командой спасателей. Но в это «лихое время» стало не до спасения на море. Командование ВВС ВМФ не могло позволить транспортным самолётам просто так «утюжить небо», не принося коммерческой пользы…

Во второй половине 1998 г. 355-я ОСАЭ ПС была переформирована в 184-й отдельный авиационный поисково-спасательный отряд, но и он в сентябре 1999 г. был расформирован, а его личный состав и авиационная техника были включены в 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ. На этом завершилась история спасательной авиации ВВС ВМФ.

Характеристики истребителя

По словам летчиков, Як-9 был очень устойчивым, маневренным и простым в управлении. Стандартная версия имела двигатель мощностью 1180 л. с. Версия 9У на моторе М-107А была мощнее – 1500 л. с. Максимальная скорость самолета составляла 577 км/ч, а в улучшенной версии он мог разгоняться до 672 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 512 км/ч и 575 км/ч.

Практическая дальность составляла 848 км у базовой версии, 675 км – у версии 9У. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолок стандартной версии и 9У был практически одинаковым и составлял 10750 и 10650 м. Выше всех поднималась модель 9ПД – 13100 м. Меньше времени на набор высоты требовалось варианту 9У. и он мог подниматься до 5 км за 5 минут. Базовая версия отставала только на 0,1 минуты. Медленнее всех был 9ДД, которому требовалось 6,8 минуты.

Вы знакомы с историей истребителя ЯК-9?

ДаНет

А-50 – единственный самолет ДРЛОиУ России

Единственным современным самолетом с системой АВАСТ, который стоит на вооружении в ВВС РФ является А-50. Он был создан в совместной разработке Таганрогского КБ Бериева, ООО «Вега-М» и НИИ Приборостроения на базе самолета Ил-76. Специально для него был создан радионавигационный комплекс «Шмель». Его удалось опробовать и доработать еще на Ту-126. Самолет А-50, который должен был сменить на боевом дежурстве устаревшие Ту-126, оправдал ожидания разработчиков и существенно превзошел ЛТХ своего предшественника. РНК «Шмель» способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 650 км. Список функциональных возможностей самолета ДРЛОиУ расширился, и теперь ему под силу обнаружение крылатых ракет на расстоянии до 200 км. Дальность фиксации надводных целей ограничена видимостью радиогоризонта. Современная система АВАКС на А-50 позволяет проводить одновременное отслеживание 300 целей и руководить 12-ю истребителями, передавать разведданные на 60 самолетов для самостоятельного наведения.

Самолет А-50

Разработчики позаботились также об увеличении скорости и дальности полета. Экипаж А-50 состоит из десяти человек. Самолеты А-50 по контракту закупили на внешнем рынке ВВС Индии и Китая.

В нынешнее время флот самолетов А-50 в России насчитывает 19 аппаратов, каждый из которых является современным воздушным командным пунктом.

Конструкция

Самолёт построен по схеме свободнонесущего высокоплана, со стреловидным крылом и оперением. Шасси велосипедного типа, с передней и задней подфюзеляжными стойками и парой дополнительных поддерживающих стоек на законцовках крыла, причём задняя стойка существенно короче передней и стояночный угол самолёта составляет +6 градусов. Силовая установка состояла из 2 ТРД Р-11-300 различных модификаций (как на МиГ-21), расположенных в мотогондолах под крылом. Запас топлива размещался в 6 топливных баках, также могли подвешиваться дополнительно два подвесных бака под крылом.

На самолёте устанавливалась РЛС «Инициатива-2» (на разведчиках также стояла РЛС бокового обзора «Булат»). Автопилот — АП-28К1. Оптический бомбовый прицел — ОПБ-115 (впоследствии устанавливали более совершенный ОПБ-116). Часть самолётов оборудовалась радиодальномерной станцией ДБС-2С «Лотос». Устанавливалась система ближней радионавигации РСБН-2 «Свод». На постановщиках помех стояли станции «Фасоль»(СПС-5-28), «Сирень-ФШ» (в вариантах СПС-141, СПС-142, СПС-143) и «Букет» (в вариантах СПС-22-28, СПС-44-28, СПС-55-28). Эти станции (кроме «Сирени») и вспомогательное оборудование устанавливались на опускаемом спецконтейнере в грузоотсеке. Для фоторазведки устанавливались различные типы АФА, для ночной съёмки применялись две фотовспышки НА-Я7. На Як-28БИ в грузовом отсеке устанавливалась РЛС бокового обзора «Булат». Приёмо-передающий блок с антенной разместили в гондоле, которая при картографировании местности автоматически выдвигалась вниз.

На всех модификациях, кроме перехватчика, штурман находился впереди лётчика, в кабине с застеклённым носом. На Як-28П лётчик и штурман располагались друг за другом, их рабочие места закрывал общий сдвижной фонарь. На ЯК-28 стояли катапультные кресла К-5МН и К-7МН, соответственно, первое у лётчика, второе — у штурмана. На кресле К-7МН была надувная подушка в чашке кресла, приподымающая штурмана, для удобства работы с бомбовым прицелом.

Пушечное вооружение — одна пушка НР-23, в дальнейшем заменённая на ГШ-23, с боезапасом в 50 снарядов. Бомбовое вооружение располагалось в грузоотсеке в фюзеляже. Самолёт мог нести любые свободнопадающие боеприпасы калибром до 1500 кг, включая ядерное оружие.

На перехватчиках пушечное вооружение не устанавливалось. На самолёт подвешивались две ракеты «воздух-воздух» Р-8М-1 с полуактивной системой наведения и радиолокационный прицел «Орёл-Д». В дальнейшем машину довооружили ракетами Р-3С.

Самолёты вначале были окрашены «серебрянкой», в дальнейшем на ремонтных заводах стали перекрашиваться в трёхцветный камуфляж, низ голубой. Приборные доски экипажа — чёрные.

Дизайн и развитие

В конце 1970-х гг. Советский флот принял план строительства крупных авианосцев, способных эксплуатировать обычные самолеты, а не ВСТОЛ Яковлев Як-38с эксплуатируется существующими Авианосцы киевского класса. Эти новые авианосцы требовали корабельного воздушное раннее предупреждение (AEW) самолет должен быть эффективным, а Яковлев конструкторское бюро Было поручено разработать такой самолет в 1979 году. Хотя ДРЛО будет основной ролью самолета, также планировалось разработать версии для использования в противолодочная война (ASW) и доставка на борт перевозчика (COD) роли.

Базовая компоновка и размеры окончательного проекта Як-44Э были аналогичны таковому у Грумман E-2C который работал в той же роли с американских авианосцев, будучи двухмоторным высокопланом. моноплан с вращающимся радиолокационный купол (ротодом ) над фюзеляжем самолета. Як-44 был рассчитан на перевозку гораздо большего количества топлива и поэтому был намного тяжелее. Двигателей должно было быть два Прогресс Д-27 пропфаны мощностью 14000 л.с. (10290 кВт) каждый, вождение пропеллеры встречного вращения. Экипаж из пяти человек должен был быть размещен в герметичном фюзеляже, в то время как ротодом самолета нести НПО Вега импульсный доплеровский радар мог быть убран, чтобы уменьшить высоту самолета при размещении под палубой в авианосце. ангар. Крылья самолета также сложенный вверх, а двойной хвост был подогнан.

Самолет был подчеркнут, чтобы позволить катапульта запуск и арестован приземлений, но также был способен работать с из Проект 1143.5 перевозчики (позже стали известны как Адмирал Кузнецов учебный класс).

Подробный полноразмерный макет был завершен в 1991 году и утвержден с небольшими изменениями Советская военно-морская авиация (А-ВМФ). Распад Советского Союза в 1991 году привел к тому, что программа была отложена, и катапульты были оснащены Ульяновск отменяется и списывается, а второй Адмирал Кузнецов перевозчик класса, Варяг, оставаясь незавершенным. От программы Як-44 отказались ВМФ России в 1993 г.

Утраченная перспектива

Яковлев Як-44 — советский палубный самолёт дальнего радиолокационного дозора, не имеющий индекса по классификации НАТО (в отличие от остальных проектов А.С.Яковлева), хранящийся под грифом «Сов. секретно». Даже запланированный  показ макета Як-44Э на Московском аэрокосмическом салоне в 1995 году был запрещен Минобороны. Этому есть только одно логическое объяснение – проект устарел, но конструкторская мысль, обогнавшая время, не утратила актуальности и в наше время, хотя работы над проектом Як-44Э были прекращены почти два десятка лет назад.

Самолеты РЛДН Як-44Э в модификациях транспортный, пограничный, патрульный, спасательный незаменимы в отдаленных районах, в условиях отсутствия аэродромов или с нефункционирующими или короткими взлетно-посадочными полосами. Они нашли бы применение не только внутри страны, но и смогли составить конкуренцию зарубежной авиатехнике аналогичного назначения.

Учебно-тренировочная авиация ВМФ

Повторно части учебно-тренировочной авиации появились на флотах весной 1940 г., когда на Балтике, Чёрном море и Тихом океане сформировали 1-ю, 2-ю и 3-ю запасные авиационные эскадрильи. В июле 1941 г. все они были переформированы в 1-й, 2-й и 3-й запасные авиационные полки ВВС БФ, ЧФ и ТОФ.

В мае 1941 г., одновременно с этими авиачастями, на флотах сформировали 2-й, 3-й и 1 -й учебно-резервные полки. На вооружении этих полков состояли практически все типы летательных аппаратов, которые имелись на вооружении строевых частей Авиации ВМФ. Уже в августе того же года все три УРАП были расформированы и обращены на укомплектование запасных полков ВВС флотов. Вскоре обстановка на театрах военных действий вынудила командование ВВС ВМФ вывести все запасные полки из состава флотов и сделать их частями центрального подчинения.

Развитие авиационной техники и массовое перевооружение частей ВВС ВМФ на реактивные самолёты заставило командование Морской Авиации вновь вспомнить о методах подготовки лётного состава непосредственно на флотах. Во второй половине 1950 г. практически при всех истребительных и минно-торпедных дивизиях были сформированы учебно-тренировочные авиационные эскадрильи. Они были предназначены для переучивания лётного состава на поступающие на флоты самолёты МиГ-15 и Ил-28. Так, только на ТОФ их было 10 единиц. К началу 1954 г. все эти эскадрильи, как выполнившие своё предназначение, были расформированы. С этого времени учебно-тренировочных авиационных частей в составе флотов больше не было.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий