УЭТТ – ТЭ-2

Классификация

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Устройство торпеды шквал

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды – 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Практически 30 лет не существовало торпеды способной противостоять в совокупности характеристикам “Шквала”. Но в 2005 году Германия предложила свою разработку – суперкавитационную торпеду под названием “Барракуда”.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед. Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки. Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Применяемость
Александровского24-дюймовая 1868 610 5,82 1000 762 6-8 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая 1868 560 7,34 1000 10-12 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод. 1875 610 6,1 18 2-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г. 1876 381 5,73 350 26 400 20 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г. 1880 381 4,56 324 33 400 20 2-цилиндровыйвоздушный минные катера
Whitehead обр. 1882 г. 1882 355 3,35 197 40 550 21 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г. 1886 381 5,52 391 40 600 24 2-цилиндровыйвоздушный броненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» 1889 381 5,52 395 80 600 22 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» 1889 381 5,52 420 80 600 25 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» 1894 381 5,52 455 80 600 27 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» 1894 381 5,2 426 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» 1894 381 5,18 430 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г. 1904 450 5,13 648 70 8002000 3325 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/50 1904 450 3,55 390 50 800 24 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г. 1907 450 5,2 641 90 60010002000 403427 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
Whitehead обр. 1908 г. 1908 450 5,2 650 95 100020003000 383428 4-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» 1910 450 5,2 665 100 1000200030004000 38342925 4-цилиндровыйвоздушный
45-12 1912 450 5,58 810 100 200050006000 433028 2-цилиндровыйвоздушный надводные корабли
45-15 1915 450 5,2 665 100 200050006000 433028 4-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
53-17 1917 533 7,0 1700 265 3000 32 3-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала

533 мм:

5-титрубные аппараты ПТА-53-1134(П – пятитрубный)побортно:

1) Крейсера проекта 1164 (скрыт за бортом).

4-хтрубные аппараты ЧТА-53-1155(Ч- четырёхтрубный)побортно:

2) БПК проекта 1155.

ЧТА-53-1135 – для 3) СКР проекта 1135. Отличий – почти никаких.

2-хтрубные торпедные аппараты ДТА-53-1124 (Д – двухтрубный) побортно:

4) МПК проекта 1124.

Почти такие же ДТА-53-956 для торпед СЭТ-65 под 5) эсминцы проекта 956.

И ещё почти такие же ДТА-53-11356 – для 6) фрегатов проекта 1135.6. Только они закрыты бортом.

1. 53-65, 1965 г.

Основной калибр советских и российских торпед – 533 мм. Самая старая из современных торпед – «53-65» противокорабельная парогазовая перекисно-водородная. Принята на вооружение в 1965 г. На 2022 г. остаётся на вооружении ВМФ России в модификации 53-65К. Разработана сотрудниками ОКБ Машиностроительного завода им. С. М. Кирова (Казахская ССР, Алма-Ата) – флагмана советского торпедостроения (к концу 1980-х гг. производили 18 разновидностей тепловых торпед 533 мм, 650 мм боеприпасы и «Шквал»). После развала СССР документация передана на «Завод Двигатель» (концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»).

В 1969 г. торпеда была модернизирована до уровня 53-65М. С 1969 г. выпускалась модификация 53-65К, стоящая на вооружении и сегодня. В 2011 г. все современные торпеды этого типа прошли модернизацию.

Масса 2,07 т., длина 7,945 м., боевая часть 307,6 кг. Скорость 45-68,5 узлов. Дальность до 22 км. Глубина 4-14 м.

2. СЭТ-65 “Енот”, 1965 г.

СЭТ-65 – противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда для поражения подводных лодок. Разработана НИИ «Гидроприбор» под руководством В.А. Голубкова. Масса 1,755 т., длина 7,8 м., боевая часть 240 кг. Скорость 40 узлов, дальность до 15 км. Глубина 20-400 м. Есть разные версии СЭТ-65/”Енот-2″/изделие 260; СЭТ-65III/изделие 260; СЭТ-65А/”Енот-3″/изделие 269; СЭТ-65Э/изделие 260; СЭТ-65К/изделие 260 и СЭТ-65КЭ/изделие 2517.

3. ВА-611 “Шквал”, 1977 г.

ВА-111 «Шквал» – комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5 для поражения надводных и подводных целей. Масса2700 кгДлина8 мДиаметр533,4 ммБоевая часть210 кгТехнические данныеСкорость300 км/чДальность13 кмГлубина30 м

4. УСЭТ-80, 1980 г.

УСЭТ-80 (Универсальная Самонаводящаяся Электрическая Торпеда) для подводных лодок. Главный конструктор А. В. Сергеев, ЦНИИ «Гидроприбор». Производилась на заводе «Дастан» в Киргизии. Масса 2 т., длина 7,9 м., боевая часть 200-300 кг., скорость 45 узлов, дальность 18 км. (на 43 узлах), глубина 1 км. Есть версии УСЭТ-80 “Тамга”/УСТ-А/изделие 2503; УСЭТ-80-05 “Ветла”/изделие 2503; УСЭТ-80 “Гетит”/изделие 2503; УСЭТ-80К “Керамика”; УСЭТ-80КМ.

5. УГСТ “Физик”, 2002 г.

Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда «Физик» – универсальная для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Разработка торпеды велась совместно в Санкт-Петербургском НИИ «Мортеплотехника» и на подмосковном предприятии «Регион» с 1986 г.; разработчикам была поставлена задача создать оружие, которое по своим характеристикам превосходило бы торпеду УСЭТ-80. Существует версия УГСТ-М.

6. ТЭ-2 (УЭТТ), 2007 г.

Создана коллективом конструкторов концерна «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Телеуправляемая электрическая универсальная самонаводящаяся торпеда для поражения подводных лодок во всех диапазонах глубин и скоростей их хода, крупных надводных кораблей и судов, разрушения неподвижных надводных целей.

Есть 4 версии: УЭТТ/ТЭ-2/изделие 2562, ТЭ-2-01, ТЭ-2-02/изделие 2556 и ТЭ-2-03. Длина 8,3 м. с катушкой телеуправления, 7,9 м. без неё. Масса2,45 т. с катушкой телеуправления или 2,4 т. без катушки телеуправления. Масса ВВ – 250 кг.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры “Курска”

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина “П-13”

Мина типа “Р” – “Рыбка”

Мина типа “С”

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины “Ремин” и БИД

Мины “Мираб” и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Шумящая мина (проект)

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина “Лира”

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мины МДС, СМДМ

МТПК-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-51

53-57

53-61

САЭТ-60, САЭТ-60М

СЭТ-40

РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р

ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

МТУ ТОФ 1939-2011

1 Флотилия пл СФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.

Адрианов И.М.

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Мещерский В.И.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д “Двигатель” 1852-1917

Обуховский з-д (1863-1917)

Обуховский з-д. Производство торпед

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 “Поиск”

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
  • БТВ 2708 1933-1945
  • БТВ 2708 1946-2013
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Происхождение термина

Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )

И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .

Возможные модификации

Модернизация гидрореактивной торпеды относится к важнейшим задачам конструкторов оружия для российских военно-морских сил. Поэтому работы по улучшению Шквала не сворачивались полностью даже в кризисные девяностые.

В настоящее время существует не менее трех модифицированных «сверхзвуковых» торпед.

  1. Прежде всего, это упомянутая выше экспортная вариация Шквал-Э, спроектированная специально для производства с целью реализации за рубеж. В отличие от стандартной торпеды, «Эшка» не рассчитана на оснащение ядерной боеголовкой и поражение подводных военных объектов. Кроме того, эта вариация характеризуется меньшей дальностью – 10 км против 13 у модернизированного Шквала, который производится для ВМФ России. Шквал-Э применяется только с пусковыми комплексами, унифицированными с российскими кораблями. Работы по конструированию модифицированных вариаций под пусковые системы отдельных заказчиков пока «в процессе»;
  2. Шквал-М – усовершенствованная вариация гидрореактивной торпедо-ракеты, завершенная в 2010 году, с лучшими показателями дальности и веса боевой части. Последняя увеличена до 350 килограммов, а дальность составляет чуть более 13 км. Проектировочные работы по совершенствованию оружия не прекращаются.
  3. В 2013 году сконструирована еще более совершенная – Шквал-М2. Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет.

Торпеды, мины, автономные аппараты

Одну из крупнейших экспозиций в Северную столицу привезло АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Компания продемонстрировала свои новейшие изделия: экспортный вариант малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», морскую шельфовую мину с глубиной постановки от 60 до 600 м и донные мины МДМ-2 и МДМ-3.

Из ракетного вооружения КТРВ показала авиационную крылатую ракету повышенной дальности Х-59МК, способную уничтожать надводные цели на расстоянии до 285 км, и полутонную противолодочную ракету воздушного базирования АПР-3М с фугасной боевой частью.

Внимание публики привлекли изделия входящего в КТРВ петербургского АО «НИИ мортеплотехники». Предприятие представило универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ), которая по показателю «эффективность — стоимость» превосходит зарубежные аналоги

Калибр торпеды составляет 53 см, длина — 7,2 м, масса — не более 2,2 тонны, максимальная дальность хода — 50 км, скорость — 40—50 узлов (74,08—92,6 км/ч), глубина стрельбы с подлодки — 400 м.

  • Образцы торпедного вооружения КТРВ на МВМС-2021
  • RT

Разработчик отмечает, что УГСТ с высокой эффективностью поражает подводные лодки и корабли противника благодаря возможности телеуправления, наличию оптимальных алгоритмов поиска и наведения, мощному боезаряду, а также усиленной защите от средств гидроакустического противодействия.

Помимо этого боеприпаса, НИИ мортеплотехники презентовал малогабаритную тепловую торпеду (МТТ), которая может применяться авиацией. По совокупности характеристик данное изделие не уступает лучшим мировым аналогам.

Калибр МТТ — 32,4 см, длина — 3,2 м, масса — не более 390 кг, дальность хода — до 20 км, скорость — 30—50 узлов (55,6—92,6 км/ч), глубина хода — до 600 м.

Также по теме

«Держать порох сухим»: как Россия укрепляет оборонный потенциал на Дальнем Востоке

На Курильских островах и Сахалине стартовали совместные учения частей Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. В ходе…

Из беспилотников на стенде КТРВ представлены самоходный подводный аппарат, входящий в состав российской интегрированной системы поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ», малогабаритный разведывательный подводный робот МПА и надводная автономная платформа «КиберБоат-330» разработки АО «Концерн «Гранит-Электрон».

«В большей степени «КиберБоат-330» подходит для мониторинга глубин на мелководье. На ней установлена система технического зрения, которая позволяет распознавать объекты, фиксировать их в своей памяти либо передавать на пульт оператора, который может находиться на берегу или на корабле. Также «КиберБоат» может действовать и автономно», — рассказал RT специалист концерна Егор Чугунов.

Снаряжённую массу беспилотного надводного аппарата разработчик оценивает в 390 кг, водоизмещение — в 550 кг, полезную нагрузку — в 30—160 кг, радиус сканирования — в 10 км, максимальную скорость — в 60 узлов (111 км/ч).

Как считают в компании, «КиберБоат-330» получился «практически непотопляемой машиной». Это качество обеспечено размещением внутри корпуса вспененного высокомолекулярного полиэтилена. Материал сохраняет платформу на плаву при пробитии бронированного днища и сильной деформации внешней конструкции, которая в зависимости от желания заказчика изготавливается из алюминия или карбона.

«Наша платформа будет полезна для выявления различных нарушений. Например, она может фиксировать утечку нефтепродуктов и ядовитых веществ. Дальность связи платформы с оператором зависит от множества факторов. Но аппаратом можно управлять через спутниковый канал, то есть почти из любой точки мира», — пояснил Чугунов.

  • Беспилотник «Кибербоат-330» на МВМС-2021
  • RT

«КиберБоат-330» способен продолжать работу при ветре до восьми баллов и волнении до четырёх баллов. Главным образом беспилотник предназначен для мониторинга прибрежного пространства и речной акватории. В случае необходимости на него устанавливается оборудование для поиска мин определённого класса.

Благодаря гибридной силовой установке запас хода платформы достигает 140 часов, а дальность плавания может превышать 500 морских миль (926 км). Чугунов утверждает, что КПД двигателей изделия «близок к 100%». Машина уже запущена в серийное производство.

История разработки реактивной торпеды «Шквал»

Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).

Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.

С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли – миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.

Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр – увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой .

Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:

  • более массивная / мощная боевая часть;
  • более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
  • невосприимчивость к погодным условиям – торпедам не помеха никакие шторма и волны;
  • торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.

Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.

Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович – с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.

В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.

Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.

От процветания до выживания

Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.

В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были завод «Дагдизель», завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), завод «Двигатель» (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).

Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).

Коллаж Андрея Седых

В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.

После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.

90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий