Поиск

Происхождение термина

Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )

И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .

Виды торпед

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

Суперкавитационная торпеда

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Устройство торпеды шквал

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды – 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

См. также[ | ]

В Викисловаре есть статья «торпеда »
  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
  • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
  • метательная мина

Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

Ракетный противолодочный комплекс РПК-6 «Водопад»

Противолодочный комплекс управляемых ракет для подлодок и надводных кораблей.

Фото: Илья Курганов

В 1969 году в СССР вышло постановление о создании комплексов управляемого противолодочного вооружения, применяемого через торпедные аппараты подлодок. Для 533-мм аппаратов был спроектирован комплекс РПК-6 «Водопад», для увеличенных 650-мм — РПК-7 «Ветер» .

Головной разработчик — свердловское ОКБ «Новатор», главный конструктор Лев Люльев. После 12 лет разработки комплекс был принят на вооружение ВМФ в 1981 году.

Ракеты комплекса «Водопад» могли применяться из обычных 533-мм торпедных аппаратов, стандартных для флота. Также была разработана специальная версия РПК-6М «Водопад-НК», приспособленная для выброса из торпедных аппаратов с крупных надводных кораблей.

Боевое применение комплекса было следующим. После предварительной засечки цели и определения ее местоположения с установленной точностью производился выстрел ракетой из торпедного аппарата. После прохождения определенной дистанции на ракете запускался стартовый двигатель, выводивший ее из-под воды в воздух. Там включался маршевый двигатель, с помощью которого ракета прибывала «поверху» в район предположительного нахождения цели, после чего сбрасывала боевую нагрузку.

С «Водопадом-НК» все было точно так же. После выброса из торпедного аппарата ракета погружалась на установленную глубину, после чего отрабатывала стандартную циклограмму, как при подводном запуске.

Сверхзвуковая ракета комплекса несла двухрежимный (для стартового и маршевого участков) твердотопливный двигатель. Предусматривалось два варианта боевого оснащения.

В варианте 83Р (83РН для «Водопада-НК») боевая часть представляла собой отделяемую 400-мм универсальную малогабаритную торпеду УМГТ-1. После сброса с парашютом над конечной точкой баллистической траектории, торпеда погружалась на установленную глубину, и далее описывала спиральную циркуляцию с включенной активно-пассивной системой самонаведения, пока не находила цель.

В варианте 84Р (84РН) ракета оснащалась гравитационным снарядом (глубинной бомбой) с ядерным боезарядом.

Комплекс «Водопад-НК» устанавливался на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (кроме головного «Кирова»/«Адмирала Ушакова» ), сторожевых кораблях проекта 11540 «Ястреб» и большом противолодочном корабле проекта 1155.1 ( «Адмирал Чабаненко» ).

Дальнейшим развитием ракет комплекса «Водопад» стала ракета 91Р (91РТ), входящая в состав универсального ракетного комплекса «Калибр».

  • Длина ракеты: 8,2 метра,
  • Масса ракеты: около 2,5 тонн,
  • Дальность действия: от 37 до 50-60 км (по разным данным).

РПК-6 Водопад – SS-N-16 STALLION (1981 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РПК-6 “Водопад”, ракеты 83Р, 84Р – SS-N-16 STALLIONРПК-6М “Водопад-НК”, ракеты 83РН, 84РН – SS-N-16 STALLION

Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ “Новатор”) по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор – Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 “О развитии работ по созданию подводного оружия” от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) – лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс “Водопад” применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М “Водопад-НК” применяется из торпедных аппаратов – пусковых установок надводных кораблей.

Пусковая установка – штатные торпедные аппараты калибра 533 мм, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.

Ракета комплекса:Конструкция – классическая твердотопливная ракета с отделяемой в конечной точке полета БЧ.

Система управления и наведение – система управления ракеты инерциальная разработки НИИ-25 Минавиапрома СССР, главный конструктор – А.С.Абрамов. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК подводной лодки. Ввод полетных данных ракету осуществляется оборудованием АЭРВД-100. Органы управления – решетчатые рули, ракета управляется на всей траектории полета. Продолжительностью подводного стартового участка траектории регулируется дальность действия ракет комплекса.

– “Водопад” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается в атмосфере по баллистической траектории. По достижении точки прицеливания от ракеты отделяется боевая часть и приводняется на парашюте.

– “Водопад-НК” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, ракета падает в воду, достигает глубины в несколько метров после чего включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается аналогично ракетам комплекса “Водопад”.

Двигатели – РДТТ, универсальный двухрежимный стартово-маршевый Тип топлива – смесевое топливо

ТТХ ракет:Калибр – 533 ммДлина – 8.2 м

Дальность действия – 37 км / до 50 км (по разным данным)

Типы БЧ:– ракета 84Р / РН – глуинная бомба с ядерной БЧ;Мощность заряда – около 200 ктГлубина погружения – около 200 м

– ракета 83Р / РН – торпеда УМГТ-1 – универсальная малогабаритная торпеда, разработчик – НПО “Уран” Минсудпрома СССР, главный конструктор – В.А.Левин. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр.690 BRAVO. Система управления – акустическая активно-пассивная система самонаведения, радиус реагирования по активному каналу – 1500 м Источник энергии – серебряно-магниевая батарея активируемая морской водойКалибр – 400 ммСкорость максимальная – 41 уз

Модификации:– ракета 83Р – ракета с БЧ – торпедой для вооружения подводных лодок;

– ракета 83РН – ракета с БЧ – торпедой для вооружения надводных кораблей;

– ракета 84Р – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения подводных лодок;

– ракета 84РН – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения надводных кораблей;

– ракета 91Р – ракета с БЧ – торпедой, упоминается в описании СКР пр.11540 – т.е. является вариантом ракеты ПЛРК для надводных кораблей.

Носители:– “Водопад” – подводные лодки ВМФ разных проектов.

– “Водопад-НК”:– ракетный крейсер пр.11442

– ракетный крейсер пр.1164

– БПК пр.11551 “Адмирал Чабаненко” – 2 х 4 универсальные торпедные пусковые установки

– СКР пр.11540 “Неустрашимый” – по 3 неподвижные бортовые универсальные торпедно-ракетные пусковые установки на борт;

Модификации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 апреля 2020 года

  • Тип 93 Модель 1 — базовая модификация, принята на вооружение в 1933 году боевая часть: 490 кг TNA (тринитроанизол с тротиловым эквивалентом 1,06).
  • Тип 93 Модель 3 — модификация с увеличенной до 780 кг боевой частью (1943 год). Самая мощная торпеда Второй мировой.
  • Тип 95 — модификация с калибром 533 мм для подводных лодок
  • Тип 97 — модификация с калибром 450 мм для сверхмалых подводных лодок

Противолодочная торпеда СЭТ-53

За время перехода от предыдущего экспоната к этой торпеде, мои познания в торпедной технике особо-то не расширились. Начну с цитирования статьи с MilitaryRussia.Ru: “Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях противолодочной торпеды велось на базе торпеды САЭТ-50 в НИМТИ (Минно-Торпедный Институт) ВМФ с 1950 г. Испытания опытного образца торпеды проходили на Ладожском озере в 1954 г. по оригинальной методике подледных испытаний, предложенной НИМТИ. Руководитель испытаний и главный конструктор – В.М.Шахнович. С 1955 г. работы по созданию торпеды переданы СКБ завода “Двигатель” и НИИ-400 (позже переименовано в ЦНИИ “Гидроприбор”), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем – В.А.Поликарпов. В 1956 г. на заводе “Двигатель” по чертежам приготовленным в НИИ-400 изготовлены первые 8 экспериментальных торпед. Испытания опытной партии велись в том же году на Ладожском озере и на Черном море. В 1957 г. торпеда предъявлена на Государственные испытания в ходе которых произведено 54 выстрела торпед (проводились на Ладоге). Торпеда принята на вооружение в 1958 г. Модернизированный вариант СЭТ-53М разработан под руководством Г.А.Каплунова и принят на вооружение в 1964 г.”

История разработки

В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на заводах «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на заводе «Красный Прогресс» и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.

Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. завод «Красный Прогресс» приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на заводе «Двигатель», а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.

История создания

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 апреля 2020 года

Разработка кислородной торпеды в Японии началась в 1926 году, когда была получена информация о ведущихся в Великобритании работах по созданию аналогичного оружия. Испытания действующих образцов начались в 1930 году. Серийное производство началось в 1933 году. Принята на вооружение 28 ноября 1935 года и изначально использовалась только на крейсерах типа «Могами» и эсминцах типа «Хацухару» и «Сирацую», позже ей вооружались все новые или прошедшие модернизацию надводные корабли с 610-мм торпедными аппаратами.

Особенностью данной торпеды было подача окислителя — после пуска торпеда начинала работать на сжатом воздухе, подаваемом из отдельного баллона, а потом воздух постепенно заменялся чистым кислородом. Она могла пройти 20 км со скоростью 48 узлов, или 32 км со скоростью 40 узлов, или 40 км со скоростью 36 узлов.

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.

commons.wikimedia.org/One_half_3544
Ничто не сравнится по скорости с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал».

При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» – малый радиус действия и примитивная система наведения, – также компенсируются невероятной скоростью.

В некотором смысле это подобно выстрелу в упор – попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение – дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» – это последний аргумент в морском бою.

Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

vitalykuzmin.net
Российская торпеда «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.

Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.

Сверхлегкие малокалиберные торпеды американской разработки

Китайские специалисты полагают, что именно появление высокоэффективного и надежного комплекса противоторпедного вооружения в РФ привело к тому, что руководство американской корпорации «Нортроп Грумман» еще в 2016 г. приняло решение о проведении инициативной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по сверхлегкой малокалиберной торпеде (Very Light Weigt Torpedo, VLWT, далее – СМТ). Следует отметить, что ВМС США предусмотрели финансирование НИОКР по данной теме только в рамках бюджета на 2021 год в размере 49,5 млн. долл. США.

СМТ VLWT от компании «Нортроп Грумман»

В разработке данного образца вооружения на начальном этапе проектирования приняли участие сотрудники профильной исследовательской лабораторией Университета штата Пенсильвания. Акустические тесты проводятся в испытательном бассейне, расположенном на одном из предприятий   «Нортроп Грумман» в г. Анаполис, шт. Мэрилэнд.

В отношении СМТ, разработанной американскими специалистами известно, что данный боеприпас при длине 2160 мм и калибре 171 мм имеет массу около 100 кг. Такие параметры позволяют членам экипажа проводить перезарядку торпедных аппаратов (ТА) ручную.

Для сравнения легкая торпеда модели Мк.50 при калибре 324 мм, длине 2940 мм имеет массу 364 кг. Для ее зарядки в ТА необходимо использовать крановую установку или лебедку, а также привлекать наиболее физически сильных членов экипажа НК.

Крановая установка с торпедой Мк.50

По данным китайских источников, СМТ от корпорации «Нортроп Грумман» состоит из пяти основных элементов.

В носовой части расположена цифровая активно-пассивная акустическая система наведения. Она, благодаря быстродействующему компьютеру (расположен в отсеке контроля и управления), способна автоматически сопровождать подводную цель в районах с переменными условиями гидролокации. Также, собственная вычислительная система исключает искусственные помехи и другие средства противодействия. На дистанции 2500 м до цели СМТ включает активную акустическую подсистему наведения, которая непрерывно функционирует до момента поражения цели.

В центральной части торпеды расположен двигательный отсек, в котором размещена силовая установка теплового типа с двойным закрытым контуром. Такая конструкция позволяет снизить акустическую и химическую заметность торпеды, обеспечивает интенсивное ускорение (торпеда набирает 75% от максимальной скорости за 12 секунд) и высокую максимальную скорость – 60 узлов. Двигатель для новой СМТ разработала компания «Barber-Nicols, Inc», расположенная в г. Дэнвер, шт. Колорадо.

Американские специалисты рассчитывают, что благодаря малой заметности рассматриваемая СМТ позволит радикально повысить эффективность перспективных операций по противолодочной обороне.

Согласно замысла американских разработчиков, сверхлегкие малокалиберные торпеды поступят на вооружение ВМС США, а именно будут размещены на АПЛ проекта «Вирджиния» модификации Block III и BlockIV. Кроме того, их ТА планируется разместить на корветах проектов «Свобода» и «Независимость» и, с высокой вероятностью, на перспективных фрегатах проекта FFG(X). Вполне вероятно, что пять авианосцев проекта «Нимиц» также получат новые СМТ. С учетом малого калибра СМТ указанные АПЛ и НК получат значительно больший запас этих боеприпасов по сравнению с современными торпедами Мк.54.

СМТ планируют оснащать палубные противолодочные вертолеты MH-60R от компании «Bell Helicopters». В отношении беспилотной техники ВМС США известно, что рассматриваемыми СМТ будут комплектовать палубные беспилотные летательные аппараты вертолетного типа MQ-8 Fire Scout, а также надводные и подводные безэкипажные аппараты различных типов и моделей.

Противоторпеда SeaSpider от компании TKMS

В дополнение к вышесказанному отметим, что в настоящее время, кроме РФ и США только немецкая компания TKMS ведет разработку комплекса противоторпедного вооружения под обозначением «Морской паук» для надводных кораблей ВМС бундесвера. Китайские специалисты, в свою очередь, пристально наблюдают за ходом работ по «Морскому пауку».

По материалам китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» 

Общая информация

Новый тип вооружения предназначался для оснащения современных подлодок, что не могло не сказаться на его облике. Ракету-торпеду «Водопад» предполагалось запускать через специальные аппараты калибром 533 мм. Это послужило причиной для появления некоторых ограничений по размерам, массе и ТТХ изделия. Также конструкция запуска определила рабочие алгоритмы систем субмарины и снаряда.

В рамках рассматриваемого проекта велись работы по созданию двух противолодочных зарядов типа 83Р и 84Р, которые между собой отличались конструкцией и типом боевой части. Длина снарядов составила 8200 мм, калибр – 533 миллиметра. Усовершенствованная ракета РПК-6М «Водопад» и ее аналог получили твердотопливный силовой агрегат с двумя режимами. Единый двигатель на смесовом топливе должен был обеспечить перемещение ракеты на начальном и маршевом этапе, для чего были предусмотрены соответствующие рабочие позиции. Еще позже было начато производство аналогичных зарядов для надводных носителей.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий