пр.641Б – TANGO

Список лодок проекта 641Б

ЛодкаНазваниеСпуск на водуВывод из состава флотаСовременный статус
Б-443май 19734 августа 1995разобрана на металл в 2003 году
Б-474декабрь 197412 октября 1995разобрана на металл.
Б-437До 1992 г. «Магнитогорский комсомолец»сентябрь 19751 ноября 2001в 2001 году находилась в акватории завода Нерпа, в ожидание утилизации
Б-498декабрь 19754 августа 1995разобрана на металл в 2003
Б-51529.04.197610.04.2002музейный экспонат в Гамбурге под обозначением U-434
Б-519декабрь 19764 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)отбуксирована на утилизацию в Угольную гавань Санкт-Петербурга
Б-290сентябрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Кронштадте
Б-303декабрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)разобрана на металл до 1999
Б-146Комсомолец Казахстанасентябрь 197822 января 1998разобрана на металлолом
Б-546декабрь 19781998В 2002 поставлен в отстой г. Полярный, позже утилизирована
Б-30октябрь 19791998(2001???)???
Б-215декабрь 19796 октября 1997 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Полярном
Б-396«Новосибирский комсомолец» (1984—1992)сентябрь 198022 января 1998музейный экспонат в Москве
Б-30730 декабря 1979с 2004музейный экспонат в Тольятти
Б-319ранее «Комсомолец Чувашии» (с 16 декабря 1988 по 15 февраля 1992 года)сентябрь 198122 января 1998разобрана. Рубка установлена в г. Полярный как часть мемориального комплекса
Б-225декабрь 198122 января 1998разобрана на металл
Б-312июль 198216 марта 1998продана как металлолом
Б-380«Горьковский комсомолец» (1982—1992) «Святой князь Георгий»декабрь 1982247-й отдельный дивизион подводных лодок Черноморского флота РФ. Проходила капитальный ремонт в Севастополе с 2000 по 2009 годы. В конце 2009 года принято решение ремонт прекратить, корабль передать в ОФИ для демонтажа и утилизации.

14 декабря 2019 года затонула в Южной бухте Севастополя. Будет отправлена на утилизацию 16 декабря 2019 года. Отреставрированная рубка ПЛ 380 — музейный экспонат в Подмосковье (в составе экспозиции подводного флота ВМФ СССР на территории отеля Мистраль)

Примечания

  1. Проект 641Б. Дата обращения: 22 августа 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  2. МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ И БОЕВЫХ СРЕДСТВ ВМФ СССР. www.clubrmt.ru. Дата обращения: 11 октября 2021. Архивировано 11 октября 2021 года.
  3. Музей U-434 (20 июня 2011). Дата обращения: 20 июня 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  4. Большие подводные лодки. Дата обращения: 5 декабря 2014. Архивировано 10 декабря 2014 года.
  5. В Севастополе всплыла подлодка, затонувшая вместе с доком. Российская газета. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
  6. Затонувшую в Севастополе подлодку отправят на утилизацию в понедельник. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.

Проект 641Б, шифр «Сом»

Неатомные подводные лодки

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта

Таблица судов проекта

Сортировать по: Дате постройки

· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка

10330.09.197503.05.2001Б-437 Магнитогорск 1998ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
Б-437 26.07.1992
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-437 Магнитогорский комсомолец 09.06.1980
Б-437 1977
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
10529.12.197610.04.2002U-434 10.04.2002ГамбургПамятники
Б-515 1999ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
26.07.1992
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
12128.09.197905.05.2001Б-30 26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
14.07.1981ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
12330.09.1980Б-396 16.03.1998МоскваПамятники
26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-396 Новосибирский комсомолец 01.05.1986
Б-396
12430.12.1980Б-307 2002ТольяттиПамятники
≈ 1996ВМФ РоссииДважды Краснознамённый Балтийский флот
26.07.1992Краснознамённый Северный флот4-я эскадра ДПЛ
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
12525.09.198116.03.1998Б-319 26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-319 Комсомолец Чувашии 16.12.1988
Б-319
13326.12.19822016Б-380 Святой князь Георгий ????ВМФ РоссииКраснознамённый Черноморский флот
Б-380 26.07.1992
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
Б-380 Горьковский комсомолец 12.11.1982
Б-380

Простой вид списка судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта

Список лодок проекта 641Б[ | ]

ЛодкаНазваниеСпуск на водуВывод из состава флотаСовременный статус
Б-443май 19734 августа 1995разобрана на металл в 2003 году
Б-474декабрь 197412 октября 1995разобрана на металл.
Б-437До 1992 г. «Магнитогорский комсомолец»сентябрь 19751 ноября 2001в 2001 году находилась в акватории завода Нерпа, в ожидание утилизации
Б-498декабрь 19754 августа 1995разобрана на металл в 2003
Б-51529.04.197610.04.2002музейный экспонат в Гамбурге под обозначением U-434
Б-519декабрь 19764 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)отбуксирована на утилизацию в Угольную гавань Санкт-Петербурга
Б-290сентябрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Кронштадте
Б-303декабрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)разобрана на металл до 1999
Б-146Комсомолец Казахстанасентябрь 197822 января 1998разобрана на металлолом
Б-546декабрь 19781998В 2002 поставлен в отстой г. Полярный, позже утилизирована
Б-30октябрь 19791998(2001???)???
Б-215декабрь 19796 октября 1997 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Полярном
Б-396«Новосибирский комсомолец» (1984—1992)сентябрь 198022 января 1998музейный экспонат в Москве
Б-30730 декабря 1979с 2004музейный экспонат в Тольятти
Б-319ранее «Комсомолец Чувашии» (с 16 декабря 1988 по 15 февраля 1992 года)сентябрь 198122 января 1998разобрана. Рубка установлена в г. Полярный как часть мемориального комплекса
Б-225декабрь 198122 января 1998разобрана на металл
Б-312июль 198216 марта 1998продана как металлолом
Б-380«Горьковский комсомолец» (1982—1992) «Святой князь Георгий»декабрь 1982247-й отдельный дивизион подводных лодок Черноморского флота РФ. Проходила капитальный ремонт в Севастополе с 2000 по 2009 годы. В конце 2009 года принято решение ремонт прекратить, корабль передать в ОФИ для демонтажа и утилизации. 14 декабря 2021 года затонула в Южной бухте Севастополя. Будет отправлена на утилизацию 16 декабря 2021 года.

«Новосибирский комсомолец» в Музее ВМФ Лодка Б-307 в музее АвтоВАЗа

Б-515. U-434 музейный экспонат в Гамбурге.

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.

Доказательства и ссылки

Замечания

  1. B-143 упоминается в подписи и на страницах музея. Однако, согласно российским источникам, в Зебрюгге выставлен катер B-821.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ к А.Б. Широкорад : Советские подводные лодки послевоенные постройки. С. 68 и Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
  2. ↑ А. Широкорад: Советские послевоенные подводные сооружения. С. 68.
  3. ↑ Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
  4. Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. С. 732.
  5. А.Б. Широкорад: Поствоенные постройки советских подводных лодок. С. 64.

литература

  • А.Б. Широкорад: Советские подводные лодки послевоенной постройки (AB Широкорад: Пост-военные постройки советских подводных лодок. ) Москва 1997, ISBN 5-85139-019-0 (рус.).
  • Я. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. (Например: Корабли СССР – многоцелевые подводные лодки и специальные подводные лодки. ), Санкт-Петербург 2003, ISBN 5-8172-0069-4 (рус.).
  • Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. 5-е издание, US Naval Institute Press, 2006, ISBN 978-1-55750-262-9 (английский).
  • Джеффри Толл: подводные лодки и глубоководные аппараты. Neuer Kaiser Verlag, 2002, ISBN 3-7043-9016-X .

разработка

Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .

корпус

Чертеж правого борта катера проекта 641

Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами , поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .

Системы машин

Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.

Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.

Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала , средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода , который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.

Диапазон

При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.

Вооружение

Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре – в кормовом.

Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .

Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.

Датчики

Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии “Регул”.

Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге

Проект 641 был оборудован гидроакустической системой “Арктика-М”. Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат» , радар «Флаг» и несколько радиоантенн.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Проект 613 («Whiskey») – 1951 г.

Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Самая массовая ДЭПЛ в СССР (выпущено 215 шт.), более 20 лет составляла основу советского подводного флота. Модификация 613В – с увеличенной до 45 суток автономностью. В составе КЧФ (не считая модификаций, описанных ниже): С-66 (В), С-67 (РЗС-576, ПЗС-85; В), С-70 (В), С-74 (В), С-76, С-88 (В), С-89 (В), С-95, С-96, С-97 (РЗС-495), С-98 (УТС-284), С-100, С-147 (СС-552), С-157, С-165 (УТС-386), С-172 (В), С-185 (В), С-186, С-197 (В), С-217, С-230, С-231, С-232, С-233, С-234, С-243 (СС-243), С-244 (в Болгарии – «Слава»), С-245 (в Болгарии – «Победа»), С-246, С-282, С-284, С-287, С-296, С-338, С-339, С-344, С-348, С-360, С-376 (УТС-187), С-379, С-382, С-383

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.


На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Доказательства и ссылки

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 46.
  2. ↑ Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 46 и далее.
  3. Олег А. Годин, Дэвид Р. Палмер: История русской подводной акустики. С. 503.
  4. Олег А. Годин, Дэвид Р. Палмер: История русской подводной акустики. С. 507.
  5. Дж. Апалькоу: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 46.
  6. Норман Фридман: Руководство военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. С. 733, 734.
  7. Все боевые корабли Конвея мира, 1947-1995 , ВМС США институт прессы. ISBN 1-55750-132-7 . С. 399.

литература

  • Я. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. (Например: Корабли СССР – многоцелевые подводные лодки и специальные подводные лодки. ) Санкт-Петербург 2003, ISBN 5-8172-0069-4 (рус.).
  • Олег А. Годин, Дэвид Р. Палмер: История русской подводной акустики. World Scientific Publishing Company, 2008, ISBN 978-9812568250 (английский).
  • Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. 5-е издание, US Naval Institute Press, 2006, ISBN 978-1557502629 (английский).

Характеристики двигателей


Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

единицы измерения

Б-396 в Москве

Б-307 в Тольятти

Всего с 1971 по 1982 год было построено и поставлено на вооружение ВМФ СССР 18 единиц этого класса. В их основные задачи входило использование против надводных кораблей и противолодочные задачи. Лодки проекта 641Б находились на вооружении ВМФ до конца 1990-х годов . На сегодняшний день все они списаны, находятся в резерве флота или переоборудованы в музеи.

Выбор:

В-515

Основная статья : U-434

Лодка заложена в Горках 30 марта 1975 года, спущена на воду 29 апреля 1976 года. После ввода в строй 29 декабря 1976 года он был закреплен за Северным флотом. В период с 1980 по 1984 год он провел несколько патрулей в Средиземном море и посетил Гавану в октябре 1985 года . В 1996/1997 году украинский художник Александр Пономарёв применил узор из желтых, белых и красных фигур по всей длине лодки над ватерлинией в рамках арт-проекта. В 1998 году лодка была передана в резерв флота и окончательно списана в апреле 2001 года. В 2002 году лодка была продана немецкому предпринимателю и преобразована в корабль музей U-434 на заводе Blohm & Voss . Его можно посмотреть в Гамбурге .

В-396

Б-396 заложен 31 августа 1979 года, спущен на воду 17 мая 1980 года в Горьком. Он служил на Северном флоте и выполнял задания в Средиземном, Атлантическом и Черном море . В 1984 году ему было присвоено почетное наименование « комсомольский из Новосибирска ». В 1988 году он был оснащен новым оборудованием связи. В 1992 году, после распада Советского Союза, почетное имя снова упало. В 1997 году лодка была переведена в резерв и списана в 1998 году. Лодку отбуксировали в Северодвинск и переоборудовали в корабль-музей на верфи . В 2001 году B-396 был отбуксирован через реки в Москву , где 26 июля 2006 года он открылся как музей.

В-307

Лодка заложена 7 марта 1980 года в Горках и спущена на воду 30 сентября того же года. B-307 был назначен на Северный флот и в последующие годы выполнил множество миссий в Атлантике и Средиземном море. Он пересек экватор и посетил Сирию и Алжир в 1985 году . В 1990 году лодка была пришвартована для капитального ремонта, но работы не были завершены по финансовым причинам. В ходе подготовительных работ к сдаче на слом при демонтаже деталей произошла авария, в результате которой погибли офицер и помощник капитана . В 2002 году лодка была продана музею. B-307 был отбуксирован через Неву , Ладожское озеро , Свирь , Онегу , Белое озеро, Рыбинское водохранилище и, наконец, через Волгу к месту назначения в Тольятти , где его можно было увидеть.

Подводная лодка проекта 641 («Foxtrot»), ПЛ проекта 641Б («Tango»)

  • Рубрика:
  • Железо |
  • Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

В середине 1950-х гг. в ЦКБ-18 (ныне — ЦКБ МТ «Рубин») был разработан проект большой ПЛ, на четверть века ставшей основной дизельной подлодкой в СССР. Корабли пр. 641 («Фокстрот») строились на заводах «Судомех» и «Адмиралтейский» (Ленинград) с 1958 г., частично на заводе № 402 (г. Северодвинск) в 1962 г. Всего было построено 75 единиц. Главные конструкторы — Е. А. Егоров и З. А. Дерибин.

Новинками этих двухкорпусных ПЛ, разделенных на 7 отсеков, являлись:— откидная радиоантенна «Ива»;— более мощная ГАС «Геркулес»;— новый торпедный автомат стрельбы «Геркулес»— глубина стрельбы до 80 м.

Основные тактико-технические элементы:– водоизмещение(надводное / подводное), т 1950 / 2400— длина, ширина, осадка, м 91,3×7,5×7,5— глубина погружения(рабочая / предельная), м 250 / 280— скорость хода(надвод. / подвод.), уз. 16,4 / 16 — кол-во имощность двигателей(дизели / электродв.), л.с. 3×6000 /2×1350, 1×2700-дальность плавания, мили(надвод./ подвод. ходом) 30000 (8 уз.)/15 (16 уз.)— экипаж, чел. 70— автономность, сут. 90— вооружение:носовые 533-мм ТА, шт. 6 (12 торпед)кормовые 533-мм ТА, шт. 4

ПЛ этого проекта несли боевую службу в Средиземном море (Северный флот) и в западной части Индийского океана (Тихоокеанский флот), широко поставлялись в дружественные страны.Большие противолодочные ПЛ проекта 641 Б («Танго») строились на заводе «Красное Сормово» с 1972 по 1982 гг. Всего построено 18 единиц. Главные конструкторы — З. А. Дерибин, Ю. Н. Кормилицин. При проектировании лодок значительно использовались технические решения пр. 641, хотя внешне это два разных корабля.

Принципиально новыми были:— гидроакустическое вооружение;— боевая информационная управляющая система;— более совершенный навигационный комплекс,Подводная лодка пр. 641 Б оказалась самой малошумной для своего времени. На ней были улучшены условия обитаемости: размещение офицеров в двухместных каютах, обеспечение всего личного состава спальными местами. Основные ТТХ субмарины приближались к прототипу. Водоизмещение несколько увеличилось, имелся электродвигатель экономического хода (140 л.с.), у последних единиц — буксируемые антенны.

голоса

Рейтинг статьи

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Список лодок проекта 641Б

ЛодкаНазваниеСпуск на водуВывод из состава флотаСовременный статус
Б-443май 19734 августа 1995разобрана на металл в 2003 году
Б-474декабрь 197412 октября 1995разобрана на металл.
Б-437До 1992 г. «Магнитогорский комсомолец»сентябрь 19751 ноября 2001в 2001 году находилась в акватории завода Нерпа, в ожидание утилизации
Б-498декабрь 19754 августа 1995разобрана на металл в 2003
Б-51529.04.197610.04.2002музейный экспонат в Гамбурге под обозначением U-434
Б-519декабрь 19764 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)отбуксирована на утилизацию в Угольную гавань Санкт-Петербурга
Б-290сентябрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Кронштадте
Б-303декабрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)разобрана на металл до 1999
Б-146Комсомолец Казахстанасентябрь 197822 января 1998разобрана на металлолом
Б-546декабрь 19781998В 2002 поставлен в отстой г. Полярный, позже утилизирована
Б-30октябрь 19791998(2001???)???
Б-215декабрь 19796 октября 1997 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Полярном
Б-396«Новосибирский комсомолец» (1984—1992)сентябрь 198022 января 1998музейный экспонат в Москве
Б-30730 декабря 1979с 2004музейный экспонат в Тольятти
Б-319ранее «Комсомолец Чувашии» (с 16 декабря 1988 по 15 февраля 1992 года)сентябрь 198122 января 1998разобрана. Рубка установлена в г. Полярный как часть мемориального комплекса
Б-225декабрь 198122 января 1998разобрана на металл
Б-312июль 198216 марта 1998продана как металлолом
Б-380«Горьковский комсомолец» (1982—1992) «Святой князь Георгий»декабрь 1982247-й отдельный дивизион подводных лодок Черноморского флота РФ. Проходила капитальный ремонт в Севастополе с 2000 по 2009 годы. В конце 2009 года принято решение ремонт прекратить, корабль передать в ОФИ для демонтажа и утилизации.

14 декабря 2019 года затонула в Южной бухте Севастополя. Будет отправлена на утилизацию 16 декабря 2019 года. Отреставрированная рубка ПЛ 380 — музейный экспонат в Подмосковье (в составе экспозиции подводного флота ВМФ СССР на территории отеля Мистраль)

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий