Поиск

Проект 971 атомной подводной лодки АПЛ «Щука»: реализация

Владимир Дорофеев: Перспективные подлодки станут модульными

В эти дни на испытаниях в Белом море находятся сразу две атомные подлодки – многоцелевая “Казань” и построенный там же, на “Севмаше”, стратегический ракетоносец “Князь Владимир”. Корабли разные, принадлежат уже четвертому поколению, но родословную ведут от первой советской АПЛ, что принята в состав ВМФ шестьдесят лет назад. Как изменились за это время технологии проектирования и строительства атомных субмарин? О чем свидетельствует наш и зарубежный опыт?

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью “Российской газете” отвечает генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения “Малахит” Владимир Дорофеев.

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», а также Горьковское предприятие “Красное Сормово” мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Примечания

  1. Смотрите К-152 «Нерпа»
  2. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  3. Фёдоров, Вячеслав . Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008.
  4. Михайлов, Андрей  . Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Дата обращения 13 марта 2008.
  5. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  6. Мясников, Виктор . nvo.ng.ru (07.07.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  7. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  8. . militaryrussia.ru. Дата обращения 4 января 2020.
  9. ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ . snariad.ru (2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  10. ↑ . milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  11. . Сайт «Герои страны».
  12. Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». Смотрите . lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Дата обращения 16 марта 2008.
  13. [www.vlasti.net/news/25817 Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008]
  14. Submarina.Ru  (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 16 марта 2008.
  15. Polmar, Norman  (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Дата обращения 16 марта 2008.
  16. . shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Дата обращения 10 марта 2008.
  17.  (недоступная ссылка). Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  18. . kazan.kp.ru. Дата обращения 3 июня 2011.
  19. ↑ . lenta.ru (23 января 2012). Дата обращения 23 января 2012.
  20. Тельманов, Денис . Известия (27 октября 2011). Дата обращения 28 октября 2011.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2008.
  22. ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН . vpk.name (5 сентября ). Дата обращения 10 марта 2008.
  23. Николаев, А. С. (). Дата обращения 10 марта 2008.

На море и на суше

После завершения всех работ «Тигр» прослужит на флоте не менее пяти лет, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Для своего времени такие многоцелевые лодки были, наверное, лучшими — они превосходили аналогичные американские класса «Лос-Анджелес», — рассказал специалист «Известиям». — Они до сих пор остаются одними из самых бесшумных. Их разрабатывали для противолодочных операций по защите прибрежных вод и действий против коммуникаций противника. По этой причине субмарины оснастили эффективным противолодочным вооружением и противокорабельными ракетами «Гранат». Они имеют по четыре 650-мм и 533-мм торпедных аппарата, с помощью которых ведут стрельбу.

В ходе эксплуатации «Щуки-Б» зарекомендовали себя как надежные корабли, способные решать широкий круг боевых задач, резюмировал эксперт.

Новое вооружение — ракеты «Калибр» — серьезно расширит возможности лодок этого проекта, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Обновленные субмарины станут смертельно опасны для эскадр и авианесущих группировок противника, — заявил эксперт «Известиям». — Один их залп может поразить сразу несколько целей. Причем сделать это можно на расстоянии предельной дальности действия ракет. Для атаки необходимо получить координаты вражеских объектов от разведывательных спутников, беспилотников, самолетов или кораблей.

Обновлять данные надо раз в полчаса или час, чтобы не потерять эскадру противника из виду, отметил адмирал. Попав в район, указанный разведчиками, «Калибры» с помощью головок целенаведения сами найдут и уничтожат врага.

«Калибры» в исполнении для подлодок могут вооружать проникающей фугасной боевой частью массой до 450 кг, дальность стрельбы — около 1500 км.

Морская версия «Калибра» прошла боевое крещение, зарекомендовав себя как сверхточное и безотказное оружие

Важно и то, что с их помощью можно наносить разящие удары по наземным объектам, что было продемонстрировано в Сирии. Теперь «Щуки» смогут эффективно поддерживать действия наших Сухопутных войск или десантных сил

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий