ПБИА ЦНИИ-45 (проект)

Середина 30x ~ конец 30x гг.

Проектирование (начальные стадии) в НИВК кораблей «большого» флота в том числе линейных кораблей
пр. 23, тяжелых крейсеров пр. 69, легких крейсеров пр. 26 и 68, эсминцев пр. 7, 7У, 3О, подводных лодок всех
основных подклассов и боевых катеров.

В 
1930-е
гг. решен ряд проблем проектирования в области прочности. Создана
нормативно-техническая
база, позволившая обеспечить проектирование и строительство кораблей и судов всех классов, включая подводные
лодки. Написанные в те годы
А. Н. Крыловым
,
Ю.А. Шиманским
,
П.Ф. Папковичем
,
В.В. Новожиловым
монографии представляют собой, по сути, энциклопедию строительной механики корабля.

Легкий крейсер пр.26 «Ворошилов»

Тяжелый крейсер пр. 69 (проектное изображение)

Линейный корабль пр.23 (проектное изображение)

Линейный корабль пр.23 «Советская Украина» на стапеле

Легкий крейсер пр.68 «Орджоникидзе» на стапеле

Легкий крейсер пр.26 бис «Лазарь Каганович»

Лидер пр.1 «Ленинград»

Лидер пр.38 «Харьков»

Эсминец пр.30 «Огневой»

Эсминец пр.7 «Громкий»

Эсминец пр.7У «Смышленый»

Подводная лодка типа М

Подводная лодка типа К

Подводная лодка типа С

Фрегаты

Основное назначение фрегата — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Это универсальный корабль, способный действовать на любом удалении от берега и принимать участие в военных конфликтах.

В России после ухода парусного флота фрегатам по размерам и функциям соответствуют сторожевые корабли. Они предназначены для:

  • поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника;
  • обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море;
  • нанесения ударов по кораблям и судам в море и на базах;
  • поддержки боевых действий сухопутных войск;
  • обеспечения высадки морского десанта и решения других задач.

Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: Commons.wikimedia.org

1938

В 1938 г. директором Института назначается
инженер-капитан
2 ранга
И.В. Харитонов
.

Передача
научно-исследовательского
института военного кораблестроения Наркомату оборонной промышленности СССР, превращение его в головной
научно-исследовательский
институт судостроения
НИИ-45
. Выделение из Наркомата оборонной промышленности самостоятельного Наркомата судостроительной промышленности.
Наркомат возглавил
И.Ф. Тевосян
, по инициативе которого принято решение о передаче НИВКа из 
Рабоче-Крестьянского
Красного флота в промышленность с сохранением военнослужащих института в кадрах флота.

Иван Васильевич Харитонов

Иван Федорович (Тедросович) Тевосян

Есть ли будущее у «крылатых» кораблей?

В чем же причина угасания столь популярного транспорта?

Все просто: их успех в России ушёл вместе с протекцией Алексеева в начале восьмидесятых. По инерции какое-то время они ещё производились, но все силы были брошены на более перспективные по мнению руководства корабли на воздушной подушке (кто же сравнивает несравниваемое, скажете вы?)

Частные речные пароходства в своей массе не смогли в голодные девяностые содержать, и что самое главное, обновлять столь дорогостоящие аппараты: экономически не выгодно.

Голландская “Комета”. Сегодня по нормам шума их эксплуатация там запрещена

К тому же российские малые населённые пункты стали вымирать — а ведь именно им были удобны скоростные корабли, поскольку на той же Волге СПК заходили почти в каждую деревню по пути своего маршрута.

Поэтому сохранились отдельные экземпляры для развлечений туристов. А общественные перевозки стали использовать другие виды транспорта.

Такая же пристань существовала в каждой деревне Ульяновской области

А в XXI веке их необходимость и вовсе сомнительна: есть скоростные поезда, самолёты, частный автотранспорт. Кто хочет — сам придумает как добраться.

Можно ли без СПК? Конечно. Но для России пока ничего лучше не придумали.

iPhones.ru

…Летали корабли по рекам.

Рассказать

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

История компании

Орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) образован в 1949г. приказом Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова как ЦНИИ-173 по автоматическому управлению наведением силовых установок c задачей создания высокоточных следящих систем и приводов наведения для перспективных комплексов вооружения Армии и Флота. Ядром создания института стало слияние специализированных подразделений, занимавшихся созданием систем дистанционного управления сухопутных и морских артиллерийских и зенитных установок, трёх НИИ (НИИ-20 МОП, ВЭИ МЭП, НИИ-10 МСП).

С января 2012г. АО ` ЦНИИАГ` (правопреемник ФГУП `ЦНИИАГ`) возглавляет генеральный директор и главный конструктор А.Б.Шаповалов.

Коллективом ЦНИИАГ создано более 200 образцов специальных систем для комплексов ВВТ, принятых на вооружение армии и флота, в основном, это пионерские работы, не имеющие зарубежных аналогов.

Первые разработки (1950-60гг.): электрические и электрогидравлические системы наведения зенитных артиллерийских установок, приводов корабельных артиллерийских установок, систем стабилизации танкового вооружения, систем приводов стартовых комплексов баллистических ракет на полигоне Байконур.

Дальнейшие разработки (1970-80гг.):для Сухопутных войск (СВ) – гидроприводы самоходных минометов большого калибра, системы дистанционного управления ПТУРС, системы управления танковым огнем; для РВСН – рулевые приводы баллистических ракет, гидроприводы самоходных пусковых установок; для ПВО – приводы наведения пусковых установок ЗРК, антенн РЛС; для ВМФ – электроприводы наведения артиллерийских установок надводных кораблей, гидроприводы наведения и стабилизации антенн гидроакустических станций авианесущих крейсеров и подводных лодок, приводы пусковых установок корабельных ЗРК, системы телеуправления торпед, гидрокомплексы и манипуляторы глубоководных аппаратов; для космоса – системы ориентации ИСЗ, электроприводы космических фотоаппаратов, системы наведения космических телескопов.

Особое место занимают работы по созданию автономных инерциальных систем управления для тактических ракет СВ – широко известных высокоточных ракетных комплексов «Точк» и «Ока».

ЦНИИАГ разработал первую в стране высокоточную оптическую корреляционно-экстремальную систему наведения на цель для управляемой головной части баллистической ракеты РК СВ «Аэрофон».

Институт решил проблему создания нового класса высокоточных систем управления ракет, обеспечивающих эффективное поражение малоразмерных целей зарядами обычного снаряжения, разработав систему управления, объединившую в едином автоматизированном цикле процессы разведки, целеуказания, боевого управления, подготовки полетных заданий, пуска и наведения ракет на цель. При этом для формирования наземной инфраструктуры системы информационного обеспечения разработаны унифицированные подвижные пункты подготовки информации и командно-штабные машины. Современная высокоточная система управления реализована в ОТРК СВ “Искандер” (принята на вооружение в 2005г.).

Разработаны системы высокоточного наведения ракет различных вариантов базирования c современными оптико-электронными блоками, высокопроизводительными ЭВМ, сложным программно-алгоритмическим обеспечением, позволяющие эффективно преодолевать зоны противоракетной обороны противника и обеспечить требуемую точность попадания в цель.

Обладая мощным интеллектуальным потенциалом в области информационных технологий, оптики, электроники, гидравлики и вычислительной техники, Федеральный научно-производственный центр `АО `ЦНИИАГ` занимает лидирующие позиции в разработке высокоточных систем управления и приводов для комплексов вооружения.

Теория. Как работают подводные крылья

Принцип работы подводных крыльев

Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

Схема судна на подводных крыльях

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

Неатомные особенности

В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.

  • Сренд ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге

«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.

Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.

Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.

По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.

Также по теме


На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.

При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.

«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.

Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.

«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.

Четвертый ранг

К данному классу относятся двухдечные линкоры, количество пушек у которых варьируется в пределах от 44 до 60 штук. По размерам корабли четвертого ранга считаются самыми маленькими и с водоизмещением не более 500 т. Прибрежная морская зона стала местом для использования этих судов. В данную классификацию вошли боевые и десантные катера.

Первые корабли уничтожают морскую технику противника, вторые – осуществляют выгрузку десанта и вооружения на берег. В данной категории имеются специальные тральщики для рейдов в акваториях. С 2000 г. на Балтийском флоте используются ракетные катера «Р-2» и «Р-32».

Подводные крылья для мелководья: «Беларусь», «Полесье» и «Валдай»

После того как было налажено серийное производство судов на подводных крыльях для озёр, морей и больших рек, в ЦКБ по СПК (Горький) принялись за разработку СПК для малых рек.

Сначала решили модифицировать СПК «Ракета» с целью уменьшить осадку, и некоторое время наряду с обычными «Ракетами» выпускалась «Ракета-М».

Этого было недостаточно, поэтому в 1962 году было создано экспериментальное СПК «Чайка» с ещё меньшей осадкой.

Как продолжение этих двух проектов было сконструировано и запущено в серию мелкосидящее СПК «Беларусь» с осадкой всего в 30 сантиметров.

Малой осадки удалось добиться благодаря кардинальной модификации движительно-рулевого комплекса серийного СПК: гребной винт специальной конструкции располагался выше крыльевой системы и работал в зоне гребня кормового крыла в условиях неполного погружения.

Это позволяло судну подходить к пристаням деревень и других малых населённых пунктов, а также эксплуатироваться в верховьях рек и во время «низкой воды».

В 1980-х годах на смену судам типа «Беларусь» и «Ракета-М» (версия с уменьшенной до 1,2 метра осадкой — против 1,8 метра у обычной «Ракеты») сконструировали новое СПК «Полесье». Теплоходы данного типа производились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе с 1983 по 2008 годы.

СПК «Полесье» поставлялись на экспорт: не только в страны СЭВ, но и в Западную Европу. После 1991 года множество кораблей выкупил Китай, дав им новое название “Лунтан”.

На основе него разработана модернизированная версия «Полесья» — проект 21380 «Валдай 45Р», первая серия которых из 6 кораблей была спущена на воду в 2019 году.

Оно предназначено для скоростных пассажирских перевозок протяжённостью до 400 километров по малым рекам и водохранилищам класса. Конструкция СПК позволяет высаживать пассажиров даже на необорудованный берег

Пять «Валдаев» эксплуатируются в Нижегородской области, два — в Обь-Иртышском бассейне. Заключены также контакты на дальнейшее производство, планируются поставки иностранным заказчикам из Юго-Восточной Азии

Универсальные десантные корабли

Универсальный десантный корабль (УДК) по своему боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу. Сегодня затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию делают контракт на поставку такого корабля сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев.

В России контракт на строительство для России УДК типа «Мистраль» осуществляется французскими компаниями DCNS и STX. Его стоимость — 1,12 млрд евро (около 1,52 млрд дол.).

В соответствии с подписанным контрактом, при строительстве 2 УДК типа «Мистраль» сборка 12 блоков кормовой части корпуса каждого из десантных кораблей производится в России.

На УДК будут базироваться вертолёты российского производства, основу которых составят Ка-52 «Аллигатор», рассматривается также возможность размещения вертолётов Ка-27М и Ка-226.

Первый УДК «Владивосток» будет поставлен ВМФ РФ в 2014 году, второй — «Севастополь» — в конце 2015 года.

Спуск на воду кормовой части первого российского десантно-вертолётного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль» — «Владивосток». Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

Подробней о проекте «Мистраль» читайте в справке >>

Артиллерийская установка АК-176МА станет оружием новых кораблей

Стало известно о планах военного ведомства, касающихся развития комплекса вооружений кораблей и катеров военно-морского флота. Было решено унифицировать артиллерийское вооружение кораблей и катеров нескольких классов. В качестве основной системы для оснащения новых боевых единиц была выбрана перспективная артиллерийская установка АК-176МА, представляющая собой дальнейшее развитие существующих систем. В обозримом будущем планируется завершить все проверки новейшей установки, после чего стартует серийный выпуск оружия с последующим монтажом на корабли и катера флота.

Сведения о планах военно-морского флота, касающихся нового артиллерийского вооружения, появились 20 сентября благодаря публикации издания «Известия». От неназванного представителя главного командования ВМФ изданию удалось узнать о существующей программе модернизации вооружений кораблей. Также были опубликованы некоторые технические подробности нового проекта, касающиеся основных особенностей эксплуатации вооружения и его адаптации для использования на катерах и кораблях различных типов.

Неназванный источник в командовании флота рассказал «Известиям», что еще летом этого года военачальники приняли принципиальное решение о дальнейшей судьбе перспективной установки АК-176МА. Эта система в будущем должна будет стать основным артиллерийским вооружением всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей и ракетных катеров. Тем не менее, пока флот и промышленность не могут приступить к реализации существующих планов, которые к тому же еще не оформлены документально.

Сообщается, что в настоящее время установка АК-176МА проходит испытания. Командование военно-морского флота, Минпромторг и Объединенная судостроительная корпорация ожидают завершения всех необходимых проверок, после чего имеющееся решение будет закреплено необходимыми документами. Ожидается, что все необходимые процедуры будут завершены до конца текущего года. Кроме того, к настоящему времени установка нового типа была включена в состав вооружений малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» и ракетных катеров проекта 1241. Завершение текущего этапа проекта позволит продолжить оснащение новых кораблей и катеров артиллерийской установкой последней модели.

По имеющимся данным, артиллерийская установка АК-176МА является дальнейшим развитием существующих систем семейства АК-176, появившегося еще в семидесятых годах прошлого века. С точки зрения основных целей и задач установка нового типа является улучшенной версией существующих систем. Она предназначается для атаки надводных, воздушных и береговых целей. Обеспечен автоматический огонь с высоким темпом, что в сочетании с 76-мм снарядами должно обеспечить высокую огневую мощь и эффективность решения боевых задач.

Проект АК-176МА был создан в начале текущего десятилетия машиностроительным (г. Санкт-Петербург). Вскоре установка нового типа стала экспонатом отечественных выставок. Так, в 2013 и 2015 году изделие АК-176МА демонстрировалось в рамках Международного военно-морского салона, будучи смонтированным на наземной полигонной испытательной установке. Также новейший проект уже дошел до появления нескольких экспортных контрактов, в соответствии с которыми установки нового типа монтируются на новых надводных кораблях.

Являясь дальнейшим развитием существующих систем, новая установка АК-176МА использует имеющиеся наработки, однако отличается рядом важных нововведений. Так, при сохранении основных особенностей компоновки и некоторых характеристик используются новейшие системы управления, основанные на современных элементной базе и принципах работы. Как следствие, модернизированная артиллерийская система получает некоторые возможности, выгодно отличающие ее от предшественников.

Подлодки

Субмарины разделяются на следующие типы:

  • Многоцелевые дизель-электрические подлодки – типы «Палтус», «Варшавянка» и «Лада» – в настоящий момент в строю находится 18 кораблей. Несут в себе крылатые ракеты «Калибр», противокорабельные ракеты ЗМ-54 и «Оникс», минно-торпедное вооружение.
  • Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Кальмар» и «Дельфин» – 10 единиц, которые оснащены баллистическими ракетами Р-29Р и Р-29РМ, торпедами СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65К, ПЛУР «Водопад».
  • Атомные торпедные подлодки, в том числе, оснащенные крылатыми ракетами, типов: «Щука», «Акула», «Барракуда», «Кондор», «Антей», «Щука-Б» и «Ясень». Общее количество суден, находящихся в строю – 17 единиц. На вооружении находятся крылатые и противокорабельные ракеты «Калибр», С-10 «Гранат» и «Оникс», самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80.
  • РПКСН «Боррей» – 3 судна, включающие твердотопливные баллистические ракеты «Булава», торпеды 533 мм и 324 мм, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» и пр.

День моряка-надводника

Дату 30 октября в качестве дня для чествования надводников учредил главком Военно-морского флота Российской Федерации в 1996-м. Приурочена эта дата к решению Боярской думы в 1696 году, звучавшем так: «Морским судам быть».

Существует также и Международный день моряка-надводника, в который во всем мире поздравляют моряков гражданских судов, но он приурочен к 25 июня. Основан он был позже, чем российский День моряка-надводника — в 2010-м. Так что русские моряки отмечают профессиональный праздник в соответствии со старыми традициями.

Надводный флот Российской Федерации — это ее мощь и гордость. Один из самых впечатляющих в мире, он имеет богатую историю и морские традиции. Сейчас надводный флот РФ постоянно пополняется новыми разработками российских конструкторов. Свою эффективность надводный флот России доказал в борьбе с пиратами: в ООН ему дали высочайшую оценку.

Как известно, сильный флот — это гарант безопасности государства, что было доказано еще Петром Первым. Надводный флот России прочно стережет ее рубежи. Пограничные корабли в этот день тоже торжественно выстраиваются, поднимая в небо государственный флаг. Так что безопасность России — в надежных руках моряков-надводников.

Об авианосцах

Суда, относящиеся к первому рангу, представлены атомными подводными лодками и крупными надводными кораблями: авианосцами, противолодочными, ракетными, тяжелыми и легкими крейсерами и линкорами. В таких вопросах, как церемониальные процедуры, снабжение и комплектование, кораблям первого ранга отведено старшинство. Если классифицировать суда, то первое место за авианосцами, которые являются самыми крупными надводными кораблями особого назначения. Их ударную силу составляет транспортируемая палубная авиация. Воздушное прикрытие, высадка десанта в тыл противника и нанесение ударов с воздуха по вражеским суднам – основная задача авиационной группы – вертолетов и самолетов.

«Петр Великий»

Является тяжелым атомным ракетным крейсером. Как утверждают специалисты, этот военный корабль России считается самым большим из всех неавианесущих ударных судов в мире. Способен в одиночку уничтожить группу вражеских авианосцев. Крейсер создан по проекту «Орлан» 1144. Сегодня является единственным находящимся на плаву кораблем данного проекта.

Местом строительства «Петра Великого» стал Балтийский завод. Для мореходных испытаний военный корабль России был готов в 1989 году. После тестирования судно в течение 9 лет еще дорабатывалось, после чего было окончательно готово к эксплуатации. Кораблем пройдено 140 тыс. миль. «Петр Великий» является флагманом Северного флота ВМФ Российской Федерации. Приписан в Североморском порту. Ширина корабля составляет 28,5 м, общая длина – 251 м. Крейсер с полным водоизмещением 25860 т. «Петр Великий» оборудован двумя ядерными реакторами, мощность которых достигает до 300 Мегаватт, двумя котлами, турбинами и газотурбогенераторами. Как утверждают специалисты, вырабатываемой ими энергии достаточно для города с населением около 200 тыс. человек. Крейсер движется со скоростью не более 32 морских узлов, обладает неограниченной дальностью плаванья. В экипаже корабля 727 человек. Автономно военный корабль России может плавать в течение 60 дней.

«Петр Великий» вооружен противовоздушным ракетным комплексом С-300 Ф «Риф» с 96-ю ракетами, для которых предусмотрен вертикальный запуск, пусковыми установками СМ-233 в количестве 20 штук. Вражеские цели, расположенные на расстоянии до 700 тыс. м, поражаются с помощью крылатых ракет «Гранит» П-700. Кроме того, военный корабль оборудован артиллерийской установкой АК-130, противовоздушной системой «Кортик», запас ракет которой составляет 128 единиц и реактивными установками бомбометания РБУ-1000 и РБУ-1200 «Смерч-3». Противостоять атакам противника под водой, российское судно может с помощью двух противолодочных ракетно-торпедных комплексов «Водопад» и одного противоторпедного комплекса «Удав-1М». На борту корабля базируются противолодочные вертолеты «Ка-27» в количестве трех единиц.

Крейсеры

Ракетный крейсер — военный корабль крупного водоизмещения, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый пусковыми установками управляемых ракет. Крейсер способен поражать воздушные, надводные и подводные цели, производить артобстрел прибрежных территорий.

Одним из самых мощных кораблей Военно-морского флота России является крейсер «Пётр Великий». Он способен выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. В настоящее время это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Основное его предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Крейсер «Пётр Великий». Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Огромные морские корабли на подводных крыльях: «Комета», «Колхида» и «Циклон»

Кроме речных «пароходиков», в ЦКБ Алексеева активно разрабатывали морские скоростные теплоходы разнообразных типов.

Первым серийным образцом стала «Комета», оснащенная модернизированными дизельными двигателями, запущенная в производство в 1961 году.

С 1962 по 1982 год было выпущено 125 «Комет» с «ёмкостью» до 120 пассажиров в зависимости от модификации. Из ни 39 ушли на экспорт.

В 1982 году на смену «Комете» появилась усовершенствованная «Колхида» на 120-140 пассажиров, также с дизельными двигателями.

Этот тип получил прочный сварной корпус с полноценным разделением на 9 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков.

Завершили славную линейку двухпалубный флагман «Циклон» и малое морское судно «Ласточка», сошедшие со стапелей в 1986 году.

Производство первых планируется возродить в ближайшее время для освоения морских маршрутов Балтики и Дальнего Востока – в обновлённом варианте с индексом “250”.

Боевые катера на подводных крыльях. Первые серийные СПК

Торпедный катер проекта 123К “Комсомолец”

В результате Алексеев получил задание разработать перспективное боевое судно. Основой первого боевого корабля на подводных крыльях стал десяток серийных торпедных катеров проекта 123К.

Разработанные конструктором крылья получили уже стоявшие в стапелях корпуса, попутно лишившиеся брони. Главной защитой «москита», как их часто называют моряки, стала скорость: развивал 50 узлов (90 километров в час) при осадке всего в 0,8 метра.

Такой мог бороздить моря, безбоязненно ныряя в прилежащие реки. А пара торпедных аппаратов с 3 пулемётами были достаточны для прибрежного патрулирования. Выстрелил — убежал.

Следом появился модернизированный катер проекта 184 чуть больших габаритов, который в последствии в дополнение к носовому крылу получил турбореактивный двигатель РД-9. Тот самый, что в МиГ-19 возил советских «Ли-Си Ци-Нов» во Вьетнаме.

Благодаря этому судно достигло рекордной скорости в 69 узлов, что составляет 127 километров в час. Но одного торпедного аппарата с парой боезарядов казалось мало.

Поэтому проект был забыт, а следом появился сторожевой СПК проекта 125А с бомбосбрасывателями вместо торпедных аппаратов. Всего их с 1963 по 1967 выпустили 16 экземпляров.

Разработки Алексеева в дальнейшем послужили подспорьем в работах ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз»): серийных ракетоносцы проекта 206-М «Шторм» и 206МЭ «Вихрь» и уникального ракетного корабля проекта 1240 «Ураган» с титановыми крыльями.

ЦКБ Алексеева к теме боевых кораблей вернулось только с проектом 133 «Антарес», спроектированными для морских частей КГБ. В составе пограничных частей им удалось дослужить до 2010 года.

Пара газотурбинных агрегатов разгоняли эти торпедные катера до 112 км/ч. Среди серийных кораблей им равных так и не появилось.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий