пр.11430 – VIKRAMADITYA

Авианесущие программы для морей и океанов

Необходимость сохранить авианесущие крейсеры в составе отечественного флота диктуется, кроме прочего, и тем обстоятельством, что все крупные в экономическом и военном отношении государства ведут строительство новых авианосцев. Сегодня в мире насчитывается порядка двадцати кораблей данного класса. С учётом ведущихся в настоящее время программ это число в ближайшие годы будет только увеличиваться.

США ввели в строй «Джеральд Форд» (CVN78 Gerald R. Ford) – головной атомный авианосец (АВ) нового типа с авиагруппой из 75 летательных аппаратов, в основном – истребителей пятого поколения F-35C. По его образу и подобию строится серия на замену существующим десяти АВ типа «Нимиц». Вторая страна, эксплуатирующая атомные авианосцы, – Франция, планирующая в 2025 году дополнить свой единственный «Шарль де Голль» (R91 Charles de Gaulle) кораблём типа PANG (Porte-avions de nouvelle génération). Президент Макрон в декабре объявил о начале подготовки к строительству PANG на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере.

navy.mil
США ввели в строй «Джеральд Форд» (CVN78 Gerald R. Ford) – головной атомный авианосец нового типа.

Великобритания построила пару новых 65.000-тонных авианосцев, и в мае отправила головной «Королева Елизавета» (R08 HMS Queen Elizabeth) в первое дальнее плавание продолжительностью 28 недель с задачей продемонстрировать флаг более чем 40 государствам мира. Итальянский «Кавур» (CVH550 Cavour) прошёл модернизацию под приём F-35B, и в марте-апреле провёл испытания на способность производства полётов ЛА данного типа. На плаву достраивается универсальный десантный корабль «Триеста» (L9890 Trieste) тоже способный нести F-35B.

Стремление к обладанию авианосцами демонстрируют и государства Азии. Япония перестраивает вертолётоносцы «Идзумо» (DDH183 Izumo) и «Кага» (DDH184 Kaga) в носители истребителей F-35B (приобретается 42 таких ЛА), что по факту означает возврат Страны восходящего солнца к авианосцам после поражения во Второй мировой войне. Индия близка к завершению «Викранта» (IAC1 Vikrant) – первого авианосца собственной разработки и постройки. Он дополнит АВ «Викрамадитья» (R33 Vikramaditya), сделанный в России путём перестройки ТАВКР «Адмирал Горшков» по проекту 11430. На основе опыта эксплуатации АВ «Ляонин» (Liaoning), созданного на базе проданного Украиной корпуса незавершённого ТАВКР «Варяг», Китай построил собственный авианосец «Шаньдун» (Shandong). Корабль и его авиагруппа рапортовали о полной боевой готовности в июле прошлого года. Этим летом ожидается спуск на воду корпуса АВ проекта 003 – более крупного корабля, как и «Джеральд Форд» оснащённого электромагнитными катапультами.

Предприятия отечественной судостроительной промышленности тоже занимаются перспективными авианосцами, в инициативном порядке предлагая различные конструкторские решения. Некоторые нашли воплощение в масштабных моделях, представленных на военно-морских салонах в Санкт-Петербурге и международных военно-технических форумах «АРМИЯ» в подмосковной Кубинке. За последние шесть лет Государственный центр имени Крылова показал три модели («Шторм», «мини-Шторм» и авианосец – полукатамаран), а Невское проектно-конструкторское бюро – две («Ламантин» и «Варан»). Разные по стоимости и составу авиагруппы, по совокупности они дают некий набор возможных решений, таким образом предоставляя заказчику выбор опций для принятия решения.

INS Vikramaditya project background and details

The Admiral Gorshkov (Project 11430) is a modified Kiev-class aircraft carrier built at the Nikolayev South shipyard for the Russian Navy. Initially known as Baku, the carrier was launched in 1982 and commissioned in 1987. The Admiral Gorshkov was inactivated in 1995.

India entered negotiations with Russia for the acquisition of Admiral Gorshkov aircraft carrier in 1994 and signed a memorandum of understanding (MoU) in December 1998. The Union Government of India and the Federation of Russia signed an inter-governmental agreement for the acquisition in October 2000.

“The warship was extensively refurbished with new propulsion systems, hull sections, sensors, and flight deck.”

In January 2004, India signed a $1.5bn deal with Russia for the modernisation of Admiral Gorshkov and delivery of 12 single-seat MiG-29K and four two-seat MiG-29KUB aircraft. The refurbishment works were commenced at the FSUE Sevmash shipyard in Severodvinsk, Russia, in April 2004. The cost for repair and refit of the carrier, spares, infrastructure augmentation, and documentation was estimated to be $974m. The modernised warship was initially scheduled to be delivered by August 2008 but was delayed due to cost overruns.

The two countries reached an agreement on the final delivery and entire cost of the upgraded warship in December 2009. The deal was finalised in March 2010, the cost was fixed at $2.33bn and delivery was scheduled for December 2012.

The overhaul was completed by March 2012 and the first sea trials began in June 2012. However, the delivery was delayed again due to defects encountered in boilers and the need for replacement of additional electrical cables.

The modernised carrier completed final sea trials in the White Sea in July 2013 and aviation trials in November 2013. The INS Vikramaditya test-fired close-in weapon system (CIWS) and Barak 8 long-range air-defence system (LR-SAM) in March 2017.

Состояние после перестройки

Авианосец построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение и вместо авианесущего крейсера стал полноценным авианосцем. По словам президента «Объединённой судостроительной корпорации» Алексея Рахманова, авианосец был фактически построен заново: «Интересно, насколько живучей оказалась версия, что это было переоборудование авианесущего крейсера, построенного на верфях в Николаеве. На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось.».

В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трёхтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-62) «Касатка».

В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве. По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.

В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т. Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля. В частности, для проверки удерживающего устройства, используемого при старте самолёта.

Передача корабля индийскому ВМФ планировалась на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012 года.

8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания. Испытания оказались крайне неуспешными — вышла из строя силовая установка из-за разрушения кирпичной теплоизоляции четырёх котлов, в результате потребовался серьёзный ремонт всей силовой установки корабля.

29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.

Повторные ходовые испытания в Белом и Баренцевом морях состоялись с 3 июля по 20 сентября 2013 года и прошли успешно. В частности, прошла корабельная практика индийского экипажа в количестве 875 человек и состоялись лётные испытания палубной авиации, включая взлёты и посадки в ночных условиях.

16 ноября 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья». Торжественная передача корабля прошла на судостроительном предприятии «Севмаш». На авианосце спустили российский флаг и подняли индийский, а жена нового командира корабля Сураджа Берри разбила о борт «Викрамадитьи» кокос.

26 ноября 2013 года авианосец отправился из Северодвинска в Индию. На борту корабля, помимо индийского экипажа, находятся около 180 представителей «Севмаша» и представителей предприятий-субподрядчиков.

В рамках сотрудничества с ВМС Индии, ОАО «ПО „Севмаш“» обеспечил авианосец «Викрамадитья» запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), предназначенными для обеспечения надёжной эксплуатации корабля. ЗИП был сформирован за 13 поэтапных отгрузок в период с 2011 по 2014 годы. В частности, летом 2014 года была произведена отгрузка гребных валов.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Вооружение


Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

Фактическая авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителей МиГ-29КУБ.

ПКР «Гранит»

На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.

ЗКБР «Кортик»

В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.

Разработка нового поколения

На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.

Также по теме


«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».

Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.

БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.

Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.

  • Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»

На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.

Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.

Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.

Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.

Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.

  • Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
  • РИА Новости

На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».

«Крыловские» проекты

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) разработал как минимум три варианта инновационных концептов АВ водоизмещением от 44 до 100 тысяч тонн. Заметим, КГНЦ по факту представляет исследовательский институт с высоким кадровым потенциалом и прекрасной лабораторной базой. Достаточно сказать, что в его распоряжении самый крупный в мире «опытовый бассейн» длиной 1.322 метра. Отсюда и самые передовые схемы кораблей, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса.

Сначала на суд общественности был представлен АВ проекта 23000 «Шторм». Его впервые показали на МВТФ «АРМИЯ-2015» в виде масштабной модели. Таблица характеристик относилась к экспортному варианту «Шторм-Э» с газотурбинной силовой установкой, тогда как для собственного флота предлагалась ядерная.

Реакторы серии «РИТМ», устанавливаемые на новые ледоколы, надёжны и достаточно производительны для обеспечения всех корабельных систем как паром, так и электричеством. Поэтому атомный авианосец предпочтительнее по соображениям использования паровых и электромагнитных катапульт для начального разгона стартующих с палубы самолётов. Хотя атомных авианосцев в составе ВМФ России пока не было, нашими военными моряками накоплен огромный опыт практической эксплуатации подводных и надводных крейсеров неограниченной дальности плавания, так что технические риски здесь минимальны.

Своими размерами (водоизмещение в пределах ста тысяч тонн, длина – 330 метров) «Шторм» близок к американским АВ типа «Нимиц». Равно как и зарубежный аналог, он предназначен для выполнения ряда задач на большом удалении от пункта базирования, главная – нанесение ударов по наземным и морским целям противника посредством самолётов авиагруппы. Достоинство проекта – его бескомпромиссность. Все конструкторские решения подчинены единой – наилучшему выполнению авианосцем возложенной на него миссии.

Фото автора
Модель проекта 23000 «Шторм».

Как бы отвечая на критику, КГНЦ позднее представил менее амбициозный проект под неофициальным названием «мини-Шторм» с газотурбинной силовой установкой. Полный ход уменьшился с 30 до 25 узлов, но остаётся достаточным для обеспечения взлётно-посадочных операций истребителей типа МиГ-29К. Состав авиагруппы сократился до уровня «Кузнецова». А тот, как известно, рассчитан на базирование и обслуживание до 28 самолётов и 24 вертолётов, а практически при выходе в море несёт не более 40 ЛА.

Следующий шаг в развитии концептов Крыловского центра – вариант с корпусом «полукатамаран». Масштабную модель такого АВ можно было увидеть на МВТФ «АРМИЯ-2019». Достоинством проекта выступает передовая схема, позволяющая, при достаточных внутренних объёмах, обеспечить хорошие мореходные качества, прежде всего – высокую устойчивость корабля с широкой лётной палубой, что, безусловно, ценно при проведении взлётно-посадочных операций. Схема «полукатамаран» также обещает снижение гидродинамического сопротивления, а, значит, сокращается потребная мощность энергетической установки для обеспечения заданной скорости хода.

Фото автора
Проект под неофициальным названием «мини-Шторм» с газотурбинной силовой установкой.

Что имеем – сохраним!

Пока ни один из предложенных промышленностью концептов не принят в качестве основы для рабочего проектирования и строительства. Во всяком случае, официальной информации о начале программы создания нового авианесущего крейсера не поступало. Сам этот факт используется принципиальными противниками авианосцев в качестве доказательства «не-перспективности» кораблей данного класса для ВМФ России.

Вместе с тем посещение министром обороны 35-го СРЗ и большое внимание, уделённое им теме восстановления «Адмирала Кузнецова», свидетельствуют, что военное ведомство заинтересовано в сохранении авианесущего корабля в составе нашего флота. Более того, в Мурманске Сергей Шойгу высказался о необходимости наращивания сил и средств на объекте, а также организации круглосуточного режима работы, «особенно ввиду допущенного отставания от графика»

mil.ru
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу в Мурманске потребовал организации круглосуточного режима работы на крейсере «Адмирал Кузнецов».

Для сохранения квалификации экипажи пользуются лётными тренажёрами и имитаторами лётной палубы, имеющимися в распоряжении 859-го центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ России (в/ч 49371). Формирование Центра с дислокацией в городе Ейске началось в январе 2009 года. Расположенный здесь аэродром расширился за счёт мероприятий по реконструкции существующей взлётно-посадочной полосы и строительства новой длиной 3.500 метров, а также здания КДП и учебно-тренировочного комплекса для подготовки лётчиков-палубников. В июле 2013 года состоялся первый взлёт самолёта с трамплина НИУТК КА. Состав экипажа Су-25УТГ: Герой Российской Федерации начальник МА ВМФ генерал-майор И.С. Кожин и начальник СБП управления МА ВМФ полковник С.Г. Устюхин.

Вхождение Автономной республики Крым в состав Российской Федерации сделало возможным восстановление возведённого в прошлом веке специализированного объекта в посёлке Саки. Расположенный здесь Наземный испытательный и тренировочный комплекс корабельной авиации («НИТКА») предназначен для отработки лётчиками приёмов выполнения взлётов с носового трамплина и посадки на палубу авианосца.

migavia.ru
Корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ.

В 2016 году заново сформирован 100-й «крымский» авиаполк, получивший 24 новейших палубных истребителя МиГ-29К/КУБ. В составе морской авиации ВМФ России он дополнил 279-й авиаполк на самолётах Су-33. Всего за последнее десятилетие прошлого века была простроена серия из 26 машин, из которых в строю и на хранении остаётся около двадцати. Перед выходом «Кузнецова» в средиземноморский поход 2016-2017 гг. «сушки» прошли модернизацию с установкой новых двигателей и прицельных систем для нанесения высокоточных ударов.

Корабль-музей [ править ]

INS Vikrant сохранился как корабль-музей в Мумбаи, на летной палубе виден самолет. Табличка строителя INS Vikrant Корабельный колокол INS Vikrant

После вывода из эксплуатации в 1997 году корабль предназначался для сохранения в качестве корабля-музея в Мумбаи. Отсутствие финансирования помешало прогрессу в преобразовании корабля в музей, и предполагалось, что корабль будет превращен в учебный корабль. В 2001 году корабль был открыт для публики ВМС Индии, но правительство Махараштры не смогло найти партнера для эксплуатации музея на постоянной, долгосрочной основе, и музей был закрыт после того, как был признан небезопасно для населения в 2012 году.

История службы авианосца

Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.

Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.

С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.

В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.

В 2016 году снова сформирован 100-й полк (крымский).

В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.

Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Почему же на Западе «Адмирала Кузнецова» окрестили одним из худших авианосцев? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, однако причины такой неприязни скрываются в первую очередь в крайней степени ненадежности данного авианосца.

Практически каждый поход «Адмирала Кузнецова» завершался поломкой или серьезным инцидентом.

Так, к примеру, еще во время первого развертывания 1995 года на борту возникла острая нехватка воды, вызванная поломкой опреснителя. А в 2005 году с его палубы упал самолет «Су-33». К катастрофическим последствиям привел и третий поход корабля в Средиземном море – в 2009 году на его борту возник пожар из-за устаревшей проводки, а позже, в том же году, во время дозаправки произошел крупный разлив нефтепродуктов объемом в сотни тонн.

Наибольшее же количество проблем «Адмирала Кузнецова» вызвано ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, однако вся система вместе с восемью котлами настолько нестабильна, что авианосец постоянно сопровождается буксиром, на случай ее отказа.

Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальная длительность нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.

Что же касается операции в Сирии, то и здесь поход «Адмирала Кузнецова» не прошел гладко. Прежде всего, количество самолетов, которые могли одновременно подниматься в воздух, было ограниченно из-за недостатка обученных пилотов.

В первый месяц операции самолет «МиГ-29К», принадлежавший авиакрылу «Адмирала Кузнецова», упал в море, поскольку у него кончилось топливо – задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.

Менее чем через месяц еще один самолет «Су-33» вновь упал в море при попытке совершить посадку. Трос аэрофинишера не был исправен и не смог его затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» перебазировалось на сушу.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий