пр.1160 – 1153 Орел

Оптимизаторы

«Адмирала Кузнецова» предполагалось отремонтировать и частично модернизировать к концу 2020-го. После чего примерно год должны продолжаться его послеремонтные испытания. В 2018-м к указанному году готовности приплюсовали единичку. Сейчас в планах – уже 2022 год. И это притом что по части восстановления авианосца еще конь не валялся.

В октябре 2017 года крейсер, вернувшийся из сирийского похода, направили в Мурманск на 82-й судоремонтный завод, где разместили в плавучем доке ПД-50, крупнейшем в РФ, построенном в Швеции в 1980-м. Сняли гребные винты. Начали проводить дефектацию корпуса, приступили к работам на подводной части корабля.

И спустя ровно год после начала докования авианосец чуть не утопили. В ночь на 30 октября 2018 года, когда в Мурманской области из-за непогоды и налипания мокрого снега на проводах линии электропередач наблюдались перебои в подаче электроэнергии, произошла авария. В балластные цистерны плавдока, в котором находился авианосец, начала неконтролируемо поступать вода. Возник постоянно нарастающий крен.

С ним можно было бороться, включив откачивающие насосы. Однако с берега прекратилась подача электроэнергии. В таких случаях полагается использовать расположенные на ПД-50 резервные дизель-генераторы. Чего сделано не было.

В конце концов плавдок затонул, унеся на дно жизни двоих рабочих. «Кузнецова» с выключенной силовой установкой и без гребных винтов каким-то чудом удалось спасти. Потери на корабле вышли минимальными – один из двух 50-тонных кранов, рухнув на палубу, пробил ее, повредив несколько отсеков под ней.

Кто виноват? Стихия? Рабочие плавдока? Виновата «Роснефть». Она, купив у ОСК 82-й СРЗ, посадила рулить предприятием, относящимся к совсем иной отрасли, «эффективных менеджеров». Ну а оная категория управленцев всегда начинает с оптимизации расходов. И в нарушение правил эксплуатации плавдоков сократили бригаду мотористов и прекратили закупки солярки для дизель-генераторов. Так что ПД-50 оказался обречен. «Кузнецов», по сути, тоже – но ему удалось спастись.

Сгоряча обескураженный промторг-министр Денис Мантуров заявил, что док поднимут, поскольку он мешает судоходству в заливе. И восстановят. «Роснефть» промолчала. Прошло уже почти два года, а док и ныне там.

(Взяли ли за это «эффективных менеджеров»? Нет. В РФ ФСБ и Следком предпочитают сажать за решетку мальчишек под видом «экстремистов». Вспомним дело «Нового величия» или челябинских нацболов. А вот настоящая мразь и настоящие враги народа у нас на свободе гуляют.Прим. ред.)

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов , 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
  • Длина наиб.: 250,1 м
  • Ширина наиб.: 28,5 м
  • Осадка габ.: 10,3 м
  • Полная – 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая – 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток

759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)

русск.

(активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)

русск.

, имеет существенные отличия. Самое главное – в топливных сборках (изготовитель – машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные , на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт , два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях

Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² – 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов .

Энтузиаст корабельного дела

И развалилось бы едва начавшееся дело, если бы не упорство и настойчивость главного «прораба» ─ Афанасия Ордин-Нащокина. Именно его стараниями удалось привлечь к работе голландских мастеров, а им в помощь из Коломны и Дединова пригнать три десятка местных плотников. Кроме того, он же сумел отыскать подходящих кузнецов, пушкарей, а также резчиков по дереву и мастеров канатного дела. Бояре же «отблагодарили» его за это злобной травлей, считая выскочкой и потворщиком пустых затей. Игнорируя доброе начинание, они старались всеми силами унизить и оклеветать его реального исполнителя.

Государево повеление

Появлению в России первого военного корабля «Орёл» предшествовали вполне мирные события. В 1664 году персидский шах Аббас II даровал российским купцам право беспошлинно торговать в его владениях. Этот знак доброй воли открывал перед Россией широкие возможности, но для их реализации предстояло решить весьма существенную проблему ─ обеспечить безопасность торговых судов на их пути через Каспий. Для этого требовался военный флот, которого тогда ещё не было, но который следовало построить.

С чего-то нужно было начать, и правивший в те годы государь Алексей Михайлович ─ отец Петра I (его портрет приведён ниже) ─ отдал повеление возвести рядом с деревней Дединово, что недалеко от того места, где Москва-река впадает в Оку (126 вёрст от столицы), судостроительную верфь, рассчитанную на постройку крупных судов. Одновременно с этим надлежало, взяв за основу западные образцы, начать закладку фрегата. Так, волею государя Алексея Михайловича был заложен корабль «Орёл», положивший начало всему будущему флоту России.

Зачем он нужен?

Советский Союз более полувека наблюдал, как США создавали свой авианосный флот, не предпринимая симметричных действий. И при этом Штаты постоянно критиковались: вот истинное лицо агрессора, стремящегося насаждать свои порядки в самых отдаленных уголках земного шара. У нас же миролюбивое государство, у нас оборонительная концепция, и нам авианосцы не нужны.

Однако во второй половине прошлого века в связи с войной в Индокитае взгляды советского руководства скорректировались. Коль мы великая держава, то и у нас есть геополитические интересы вдали от родных берегов. Янки надо окорачивать!

Вполне понятно, что полувековое отставание сказалось в технологическом отношении. Американцы начали использовать более эффективную, чем взлетный трамплин, паровую катапульту еще перед Второй мировой войной. Наши тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР) оснащены трамплином. И лишь в атомном авианосце «Ульяновск», заложенном в 1988 году, предусматривалась катапульта.

“ Утопление плавдока ПД-50 ни на что не повлияло – он был приобретен для ВМФ СССР, но перепродан публичному акционерному обществу «Роснефть» ”

Также отличием от «американцев» является меньшее водоизмещение – порядка 45 тысяч тонн против 100 тысяч. Соответственно и меньший состав авиационной группы. Причем имело место и качественное отставание в части организации эффективной работы палубных самолетов. У американцев уже давно на авианосцах используются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения типа «Хокай» («Ястребиный глаз»). У нас их нет.

Но тем не менее советские авианосцы исправно несли службу, появляясь в нужное время в нужном месте, демонстрируя кому надо красный флаг с серпом и молотом. Что же касается меньшего количества палубных самолетов, чем, скажем, на «Энтерпрайзе», то сражения авианосцев – это из области ненаучной фантастики. Сколько есть самолетов на палубе и в ангарах, столько и доставляется в регион, где запахло жареным. Лишь бы были достаточно эффективны корабли океанской зоны, обеспечивающие противовоздушную и противолодочную оборону авианосца. А с ними в Советском Союзе было все в порядке, в отличие от нынешнего времени.

Необходимо признать, что значение нашего многострадального «Адмирала Кузнецова» для ВМФ очень велико. Если его не станет, то через некоторое время РФ, которая вернется к строительству авианосцев, придется начинать буквально с нуля. Как в семидесятые годы. Потому что громадное значение имеет накопленный опыт эксплуатации столь сложного вооружения, каковым является авианосец, на котором несут службу более двух с половиной тысяч человек различных воинских специальностей. И от их слаженной работы зависит боеспособность корабля. Ну а навыки, если они не используются длительное время, как известно, утрачиваются.

И еще один очень важный момент. Пилоты палубной авиации имеют особую подготовку, их обучение – длительный процесс. Им необходимо постоянно совершать тренировочные полеты именно с корабля. Но «Кузнецов» с 2017 года стоит у стенки 35-го судоремонтного завода. И несмотря на бодрые доклады начальства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), неизвестно, сколько еще простоит.

Правда, с сентября прошлого года летчики корабельного истребительного полка Северного флота, к которому и приписан авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов», периодически готовятся в Крыму на наземном испытательном тренировочном комплексе авиационном (НИТКА). Он повторяет палубу авианосца с трамплином и авиафинишером. Однако если авианосец выведут из состава флота, что вполне возможно, то эти полеты прекратятся.

День моряка-надводника

Дату 30 октября в качестве дня для чествования надводников учредил главком Военно-морского флота Российской Федерации в 1996-м. Приурочена эта дата к решению Боярской думы в 1696 году, звучавшем так: «Морским судам быть».

Существует также и Международный день моряка-надводника, в который во всем мире поздравляют моряков гражданских судов, но он приурочен к 25 июня. Основан он был позже, чем российский День моряка-надводника — в 2010-м. Так что русские моряки отмечают профессиональный праздник в соответствии со старыми традициями.

Надводный флот Российской Федерации — это ее мощь и гордость. Один из самых впечатляющих в мире, он имеет богатую историю и морские традиции. Сейчас надводный флот РФ постоянно пополняется новыми разработками российских конструкторов. Свою эффективность надводный флот России доказал в борьбе с пиратами: в ООН ему дали высочайшую оценку.

Как известно, сильный флот — это гарант безопасности государства, что было доказано еще Петром Первым. Надводный флот России прочно стережет ее рубежи. Пограничные корабли в этот день тоже торжественно выстраиваются, поднимая в небо государственный флаг. Так что безопасность России — в надежных руках моряков-надводников.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта – 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса – 11 т, продолжительность полёта – 4,5 часа, потолок – 4300 м, максимальная скорость – 270 км/ч, дальность полёта – 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр – 350 мм, длина – 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты – 575 кг, б/ч – 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов – и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) – на средних частотах.

Память, вознесённая на адмиралтейский шпиль

Тем не менее фрегат «Орёл» навсегда занял почётное место в истории России. И это вполне закономерно. Прежде всего, он стал родоначальником всего отечественного флота, стяжавшего в дальнейшем немеркнущую славу на просторах всех морей и океанов. Неслучайно, вспоминая о нём, Пётр I говорил, что даже при том, что благое начинание корабелов не получило должного завершения, оно все равно достойно вечного прославления, так как в нём было заложено семя будущих великих свершений

Недаром модель корабля «Орёл» занимает одно из самых почётных мест в экспозиции Санкт-Петербургского Военно-морского музея и всегда привлекает к себе внимание экскурсантов

Кроме того, как было сказано в начале статьи, есть мнение, что именно фрегат «Орёл» стал прототипом знаменитого кораблика на шпиле Адмиралтейства, созданного в 1719 году голландским мастером Харманом ван Болосом и вошедшим в число исторических символов Санкт-Петербурга. Во всяком случае, его очертания удивительным образом схожи с изображением «Орла», сохранившимся в исторических документах.

«Лазареву» не светит

В мае ОСК разорвала контракт с ИИС. В июле заключили новый контракт с компанией «Оргэнергострой», основное направление деятельности которой – проектирование и строительство электростанций, от тепловых до атомных. На сей раз о том, что собой представляет новый инженерный проект получения дока необходимых габаритов, не говорится ни полслова. Очень может быть, что выбрано предыдущее инженерное решение, на реализации которого надорвалась компания ИИС. Потому что Рахманов, подписав новый контракт, сообщил, что новый подрядчик уже приступил к работам на объекте.

Смена подрядчика, внушают нам, не повлияет на срок сдачи авианосца «Адмирал Кузнецов» ВМФ России в 2022 году. В декабре прошлого года нас также гипнотизировали: мол, и пожар на авианосце тоже ни на что не повлияет. Тогда во время сварочных работ в одном из отсеков загорелось разлитое топливо. Пламя тушили почти сутки. В борьбе с огнем погибли два морских офицера. Пострадали еще 14 человек.

В июне наконец-то определились с ущербом, вызванным огнем. Ремонт должен обойтись в 251 миллион рублей, которые будут заплачены за восстановление корпусных конструкций надстройки корабля и покраску площадей в 2050 квадратных метров. Это ни на что не повлияет, хоть работы планируется завершить к сентябрю 2022 года, уверяют нас.

Ни на что якобы не повлияло и утопление ПД-50, который был приобретен для ВМФ СССР и перепродан публичному акционерному обществу «Роснефть». Лишь 5 августа суд обязал владельцев 82-го СРЗ выплатить по 750 тысяч рублей семьям двух погибших рабочих плавдока. А за док и взыскать не с кого, поскольку «Роснефть» утопила свое имущество.

Ни на что не повлияло и то, что на Дальнем Востоке в городе Приморский Камень по инициативе ОСК территориально несколько потеснился Дальневосточный завод «Звезда», обслуживающий атомные подводные лодки. Это было сделано для того, чтобы ОСК совместно с южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering построили судостроительный комплекс «Звезда» с сухим доком длиной 500 метров.

Вскоре корейцы вышли из проекта. И ОСК уступила комплекс тандему «Роснефть» – «Газпромбанк». В этом году сдан в эксплуатацию док. Но это ни на что не повлияет. Потому что тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», собрат «Петра Великого» и «Адмирала Нахимова» по проекту «Орлан», в котором остро нуждается Тихоокеанский флот, нефтегазовый бизнес не впустит в свой док для ремонта и модернизации.

И ничто не влияет на благополучие руководства ОСК, которое, по сути, уничтожает единственный российский авианосец.

Владимир Тучков

Газета “Военно-промышленный курьер”, опубликовано в выпуске № 30 (843) за 11 августа 2020 года

В начале тернистого пути

Ранним утром 14 ноября 1667 года, отслужив молебен и благословясь, как это принято у добрых людей, приступили к закладке судна. Однако на первых же порах новоявленные корабелы столкнулись с неожиданными проблемами. Начались они с того, что коломенский лес оказался непригоден для задуманного дела, и взамен оного пришлось возить брёвна из Мурома, где их заготавливали в вотчине местного архиепископа.

Кроме того, оплошали плотники. Привычные к строительству домов и церквей, они были беспомощны на корабельной верфи и не могли взять в толк, чего от них добивался не владевший русским языком Ламберт Гельт. Пришлось их отпустить с миром, а опытных плотников выписывать из той же Голландии.

Но главной помехой начатому делу был явный саботаж со стороны боярской верхушки, по мнению которой строительство корабля «Орёл» было не решением насущной проблемы того времени, а лишь минутным капризом государя. Да и вообще, в создании военного флота бояре не видели никакого проку. Рассуждали они примерно так: «Отцы-деды жили без него, и мы проживём».

Соединения[править | править код]

Авианосная ударная группа Авраам Линкольн.

Авианосцы никогда не действуют в одиночку, а всегда в составе авианосной ударной группы. В состав группы включаются крейсера, эсминцы, подводные лодки и корабли обеспечения. Всё это необходимо в первую очередь для защиты авианосца от кораблей и подводных лодок противника, т. к. авианосец почти не располагает собственным вооружением.

Исключением из этого правила являются авианосцы советской постройки, располагающие мощным собственным вооружением. Тем не менее и они редко действуют в одиночку.

Второй причиной использования группы кораблей является возможность расширить сферу деятельности авианосца за счёт дополнительного топлива и вооружений, поставляемых кораблями обеспечения.

Артиллерийская установка АК-176МА станет оружием новых кораблей

Стало известно о планах военного ведомства, касающихся развития комплекса вооружений кораблей и катеров военно-морского флота. Было решено унифицировать артиллерийское вооружение кораблей и катеров нескольких классов. В качестве основной системы для оснащения новых боевых единиц была выбрана перспективная артиллерийская установка АК-176МА, представляющая собой дальнейшее развитие существующих систем. В обозримом будущем планируется завершить все проверки новейшей установки, после чего стартует серийный выпуск оружия с последующим монтажом на корабли и катера флота.

Сведения о планах военно-морского флота, касающихся нового артиллерийского вооружения, появились 20 сентября благодаря публикации издания «Известия». От неназванного представителя главного командования ВМФ изданию удалось узнать о существующей программе модернизации вооружений кораблей. Также были опубликованы некоторые технические подробности нового проекта, касающиеся основных особенностей эксплуатации вооружения и его адаптации для использования на катерах и кораблях различных типов.

Неназванный источник в командовании флота рассказал «Известиям», что еще летом этого года военачальники приняли принципиальное решение о дальнейшей судьбе перспективной установки АК-176МА. Эта система в будущем должна будет стать основным артиллерийским вооружением всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей и ракетных катеров. Тем не менее, пока флот и промышленность не могут приступить к реализации существующих планов, которые к тому же еще не оформлены документально.

Сообщается, что в настоящее время установка АК-176МА проходит испытания. Командование военно-морского флота, Минпромторг и Объединенная судостроительная корпорация ожидают завершения всех необходимых проверок, после чего имеющееся решение будет закреплено необходимыми документами. Ожидается, что все необходимые процедуры будут завершены до конца текущего года. Кроме того, к настоящему времени установка нового типа была включена в состав вооружений малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» и ракетных катеров проекта 1241. Завершение текущего этапа проекта позволит продолжить оснащение новых кораблей и катеров артиллерийской установкой последней модели.

По имеющимся данным, артиллерийская установка АК-176МА является дальнейшим развитием существующих систем семейства АК-176, появившегося еще в семидесятых годах прошлого века. С точки зрения основных целей и задач установка нового типа является улучшенной версией существующих систем. Она предназначается для атаки надводных, воздушных и береговых целей. Обеспечен автоматический огонь с высоким темпом, что в сочетании с 76-мм снарядами должно обеспечить высокую огневую мощь и эффективность решения боевых задач.

Проект АК-176МА был создан в начале текущего десятилетия машиностроительным (г. Санкт-Петербург). Вскоре установка нового типа стала экспонатом отечественных выставок. Так, в 2013 и 2015 году изделие АК-176МА демонстрировалось в рамках Международного военно-морского салона, будучи смонтированным на наземной полигонной испытательной установке. Также новейший проект уже дошел до появления нескольких экспортных контрактов, в соответствии с которыми установки нового типа монтируются на новых надводных кораблях.

Являясь дальнейшим развитием существующих систем, новая установка АК-176МА использует имеющиеся наработки, однако отличается рядом важных нововведений. Так, при сохранении основных особенностей компоновки и некоторых характеристик используются новейшие системы управления, основанные на современных элементной базе и принципах работы. Как следствие, модернизированная артиллерийская система получает некоторые возможности, выгодно отличающие ее от предшественников.

Последние приготовления

Контроль за исполнением царского повеления был возложен на боярина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина, а непосредственное руководство работами ─ на профессиональных корабелов: дворянина Якова Полуяктова и подьячего Степана Петрова. Поскольку дело им предстояло новое и ещё не освоенное, то из Голландии пригласили опытного мастера Ламберта Гельта.

Из документов, сохранившихся с той поры, следует, что корабельный лес решили брать недалеко от Коломны, и оттуда по Оке сплавлять к новой верфи, а изготовление всей железной оснастки корабля «Орёл» поручить тульским и каширским мастерам. Определились также с изготовлением парусов и канатов.

История[править | править код]

Eugene B. Ely сразу после взлёта с палубы USS Birmingham

Eugene B. Ely перед посадкой на USS Pennsylvania

Авианесущий крейсер «Новороссийск»

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября американец Eugene B. Ely с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» (англ. USS Birmingham (CL-2)). Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе.
Через два месяца, 18 января года, он же совершил посадку на борт бронированного (бронепалубного) крейсера «Пенсильвания» (англ. USS Pennsylvania). Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем являлся британский авианосец «Арк Роял» (англ. Ark Royal), который был принят на вооружение в году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций. Через некоторое время в США переоборудовали в авианосец угольный транспорт, который получил название «Лэнгли» (англ. USS Langley (CV-1))..

Во время Первой мировой войны и в течение нескольких лет после её окончания в авианосцы были перестроены различные военные корабли, например, линейные крейсеры «Корейджес», «Глориес» и «Фьюриес» и линкор «Альмиранте Кохрейн» (авианосец «Игл») в ВМФ Великобритании, линкор «Беарн» в ВМФ Франции, линейный крейсер «Лексингтон» в ВМФ США.

В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМФ Великобритании и ВМФ Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделанные в торговые авианосцы и катапультные авианесущие транспорты. Однако, после вступления в войну США на американских верфях для собственных нужд и для нужд союзных флотов было построено большое количество эскортных авианосцев.

Во второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях. Например, знаменитая атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах.

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМФ США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65)), который, имея длину 336 метров, является крупнейшим боевым кораблём за всю историю человечества.

Особым типом авианесущих судов являлись плавучие базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и в последствии поднимались на борт судна кранами.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главкома Военно-морского флота в году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым Главкомом С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36МФ.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в и принят на вооружение в году.

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

«Кузнецова» поставили к стенке

Смирившись с потерей дока, авианесущий крейсер на неопределенное время ставят у стенки 35-го СРЗ, здесь же, в Мурманске. И в ОСК начинают напряженно думать, куда же его пристроить для завершения ремонта, по сути, еще не начавшегося, и последующей модернизации. Второй плавдок нужных габаритов, ПД-41 – на Дальнем Востоке. Туда «Кузнецова» не отбуксировать. Да и к тому же док и сам – в плачевном состоянии.

В европейской части есть два сухих дока подходящих габаритов. Но они заняты и нескоро освободятся. В одном – обслуживаются атомные подводные лодки, которые имеют наивысший приоритет. Во втором – модернизируется тяжелый атомный ракетный крейсер проекта «Орлан» – «Адмирал Нахимов». Он освободит док в 2021 году, но его место займет собрат по проекту «Петр Великий». И это все, чем располагает ОСК, чтобы доковать корабль, имеющий длину 270 метров и ширину по ватерлинии 34 метра.

Правда, поблизости от 35-го СРЗ «Новатэк» в то время строил так называемую «Кольскую верфь» для гигантских плавучих заводов сжиженного газа с двумя 400-метровыми сухими доками. Сейчас один практически готов. Однако было понятно, что крупный «государствообразующий» бизнес палец о палец не ударит для поддержания обороноспособности. Страна отдельно, бизнес – отдельно.

В конце концов додумались. СМИ облетело радостное сообщение о том, что на 35-м СРЗ есть два расположенных рядом сухих дока, между которыми всего лишь надо сломать перегородку. И «Кузнецов» войдет в удлинившийся док.

Однако то была ложь. Одна из многих, которые сопровождают злоключения нашего авианосца. Доки стоят не последовательно, а параллельно. Если убрать перегородку, то увеличится ширина. А длина останется прежней – у левого дока 187 метров, у правого – 236. Для докования «Кузнецову» требуется 335 метров. То есть необходимо удлинить длинный док на 99 метров, а короткий на 148 метров. При глубине выемки скальной породы в 14 метров. Гигантский объем работы.

ОСК объявила тендер на строительство супердока. Но никакого конкурса, по сути, не получилось. «Три гиганта – строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имевшихся», – поведал гендиректор ОСК Алексей Рахманов.

Проект оказался не просто рискованным, учитывая сроки его реализации, а прямо-таки авантюрным. Отважившаяся на победу над здравым смыслом за 20 миллиардов рублей петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС) приступила более года назад к работам при помощи пары экскаваторов и нескольких самосвалов.

Весной этого года между заказчиком и подрядчиком начались судебные тяжбы, поскольку стало понятно, что нужный для «Кузнецова» док построен не будет. А Сбербанк даже подал иск о банкротстве к ИИС.

Сложно предположить, что в ОСК не понимали нереальность в отведенные сроки (за год) получить док, в котором смог бы разместиться авианосец. Хоть проект реорганизации доков, предложенный ИИС, можно сказать, засекречен, но эксперты в судостроительной отрасли предполагают такую последовательность действий.

Ломается междоковая стенка. Поскольку длины полученного дока недостаточно для авианосца, то сооружается дамба. То есть док продлевается в залив. После чего «Кузнецов» загоняется в это временное сооружение, которое вряд ли соответствует стандартам на подобного рода объекты. После окончания ремонтных работ авианосец уходит на испытания, а док начинают переделывать. То есть удлиняют до необходимых размеров и избавляются от временной дамбы. Весь этот процесс может занять года четыре. Что же касается ремонта авианосца, то он закончится в лучшем случае в 2024 году.

Продолжение мытарств

В таком праздничном и нарядном виде фрегат простоял у стенки судостроительной верфи ещё целый год, прежде чем смог отправиться в своё первое плаванье. Причина заключалась всё в той же медлительности и нерадивости сухопутных российских чиновников, продолжавших по-прежнему всеми доступными способами мешать делу.

Пока тянулись проволочки, местные жители успели разворовать многие железные и медные детали корабля, которые пришлось делать заново. Когда же Афанасий Ордин-Нащокин обратился в пушкарский приказ с просьбой прислать кузнецов, чтобы заново изготовить утраченное, то получил отказ. Только вмешательство самого государя заставило приказных дьяков направить в Дединово кузнеца, и то лишь одного. Голландцы хмуро взирали на происходящее вокруг, ругались на непонятном языке и грозились уехать на родину…

Завершение основных работ

Первый русский корабль «Орёл», заложенный на верфи в Дединово, строился по проекту, разработанному голландским полковником Корнелиусом фан Буковеном. При длине корпуса 24,5 м и ширине 6,5 м он имел водоизмещение 250 т и полуметровую осадку. Сохранились записи, согласно которым стоимость первенца русского флота составила 2221 рубль, что по тем временам представляло огромную сумму.

Весной 1668 года, когда основной объём работ был завершён, в Дединово прибыли 22 голландских моряка, которым предстояло стать командой первого русского корабля «Орёл». Вместе с ними пожаловал и будущий капитан судна Давид Бутлер (тоже, разумеется, голландец). Под его контролем и при участии команды на корабле были выполнены последние перед спуском на воду работы.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий