УМГТ-1 – АТ-3 Орлан

«Орлан-30»

За прошедшие с момента появления «Орлана-10» годы СТЦ планомерно расширял линейку беспилотных систем. Следующей моделью в ряду его беспилотников стал «Орлан-30». Он предназначен как для ведения разведки и наблюдения, так и для наведения артиллерии, включая определение отклонений снарядов от цели и расчет коррекции при стрельбе на поражение.

missiles2go.ru
Орлан-30 с гиростабилизированной оптико-электронной системой наблюдения.

Внешне беспилотник похож на предшественника. Это высокоплан с расположенным в носовой части двигателем с тянущим винтом. Но он больше и практически вдвое тяжелее «Орлана-10». Максимальная взлетная масса достигает 30 килограммов, а размах крыла — 3,8 метра.

В отличие от более ранней модели, «Орлан-30» имеет в составе оборудования лазерный дальномер-целеуказатель. Это дополнительная возможность по подсветке обнаруженных целей для обеспечения точного целеуказания управляемым боеприпасам, включая авиабомбы или управляемые артиллерийские снаряды.

Например, «Орлан-30» в комплектации с лазерным целеуказателем способен подсветить цель для управляемого снаряда «Краснополь» или другого подобного боеприпаса. В 2020 году Минобороны РФ сообщило о завершении летных испытаний «Орлана-30» и запуске его в серийное производство.

Надежность “беспилотника с Aliexpress”

Наверняка у многих сложилось впечатление, что “Орлан” — это некий конструктор, который собирается из деталей, закупленных на каком-нибудь Алиэкспресс. С одной стороны — это плюс, так как БПЛА обладает низкой стоимостью, а это значит, что армия может использовать такие беспилотники в больших количествах. Правда, стоимость низкая лишь в сравнении с другими военными дронами. Цена “Орлан 10” превышает 100 тыс. долларов США.

Но по мнению западных критиков, по этой причине надежность беспилотника не выдерживает критики. Об этом якобы свидетельствует тот факт, что многие БПЛА “Орлан 10”, найденные в Сирии, не имели следов повреждения и какого-либо воздействия ПВО. Поэтому, скорее всего, они упали в результате поломки, выхода из строя электроники или сбоя ПО.

Насколько это правда, сложно сказать. Те БПЛА, которые были сбиты, зачастую имеют сильный износ деталей, что говорит о большом количестве полетов. Более того, встречаются экземпляры с изношенными и отремонтированными деталями. То есть некоторые беспилотники продолжали использоваться после полной выработки своего ресурса. Поэтому говорить о низкой надежности беспилотника рано, так как факты говорят об обратном.

Орлан 3М

Регион: 
Азиатско-Тихоокеанский регион / Европа   
Страна: 
Россия   
Категория: 
БЛА   
Компания: 
ООО “Специальный технологический центр”   

Назначен­ие:­ для выполнения панарамной и плановой фото-видео сьемки месности Производитель и страна: Орлан, Россия Двигатель: двигатель внутреннего сгорания (метанол) Вес: 7кг, макс. вес полезной нагрузки – 1,8кг Производительность: скорость – 70-150км/ч, продолжительность полета – 3ч, радиус миссии – 100км, предельная высота – 7км Полезная нагрузка: фотокамера; видеокамера; гиростабилизированная телевизионная камера; тепловизор Взлет: катапульта Посадка: парашют

2014-07-02
В ЮВО на треть увеличен налет беспилотных летательных аппаратов

Как сообщила пресс-служба Минобороны России, в войсках Южного военного округа (ЮВО) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30% увеличен налет БПЛА.

2011-12-05
Летные испытания БЛА “Орлан-30” начнутся в конце 2011 года

Летные испытания нового комплекса воздушного наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) “Орлан-30” разработки ООО “Специальный технологический центр” (СТЦ) начнутся в конце 2011 года, сообщил информированный источник в оборонно-промышленном комплексе.

2011-04-01
ООО “Специальный технологический центр” проводит доработку “Орлан-3”.
ООО “Специальный технологический центр” проводит доработку беспилотного летательного аппарата (БПЛА), входящего в состав комплекса беспилотной разведки и наблюдения “Орлан-3”.

2011-03-14
Израильские и отечественные беспилотные комплексы – демонстрация возможностей.
10 марта 2011 года на авиабазе ВВС России “Кубинка” уже под руководством Генерального штаба Главного Разведывательного Управления в интересах министерства обороны РФ были проведены смотры полетов закупленных израильских беспилотных комплексов – беспилотника среднего радиуса действия Searcher MKII (фото вверху) и мини БПЛА Bird Eye 400. Присутствовали министр обороны Анатолий Сердюков, заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин, начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров, Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, а также отечественные производители, продемонстрировавшие летательные аппараты, отобранные по результатам сравнительных испытаний, проведенных осенью прошлого года. В их числе БЛА “Элерон” (Эникс), БЛА “ОРЛАН” (Специальный технологический центр), БЛА “ZALA 421-04М Ласточка” (ZALA AERO) и БЛА “Гранат” (Ижмаш»-Беспилотные системы).

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры “Курска”

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина “П-13”

Мина типа “Р” – “Рыбка”

Мина типа “С”

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины “Ремин” и БИД

Мины “Мираб” и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Шумящая мина (проект)

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина “Лира”

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мины МДС, СМДМ

МТПК-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-51

53-57

53-61

САЭТ-60, САЭТ-60М

СЭТ-40

РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р

ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

МТУ ТОФ 1939-2011

1 Флотилия пл СФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.

Адрианов И.М.

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Мещерский В.И.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д “Двигатель” 1852-1917

Обуховский з-д (1863-1917)

Обуховский з-д. Производство торпед

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 “Поиск”

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
  • БТВ 2708 1933-1945
  • БТВ 2708 1946-2013
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Западные «тяжеловесы»

Стоит отметить, что российский подход к использованию БПЛА на поле боя в корне отличается от практикуемого на Западе. Там делают ставку на ударные БПЛА, несущие боевую нагрузку. Сегодня основную массу беспилотной авиации США и армий стран НАТО составляют тяжёлые ударные беспилотники, такие как MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk. Эти «тяжеловесы» вместе с китайскими аналогами широко применяются на Арабском Востоке. Ударные БПЛА стали ключевой боевой единицей в Афганистане и Ираке, поскольку противоборствующая сторона не имела никаких средств ПВО.

Турецкие военные активно применяли свои ударные беспилотники Bayraktar TB-2 в ходе операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Родник мира». При полном отсутствии систем ПВО у террористов и курдских повстанцев, те также показали себя с лучшей стороны.

aa.com.tr
Турецкие военные активно применяли свои ударные беспилотники Bayraktar TB-2 в ходе операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Родник мира».

Однако попытки турецких войск применить свои беспилотники против высокотехнологичного противника закончились плачевно. В мае 2017 года полуэкспериментальный «Байрактар» был сбит комплексом «Панцирь-С1» при выполнении разведывательного полёта вблизи авиабазы «Хмеймим». Однако потеря не отрезвила заказчиков, и закупки подобной техники продолжились. Серийные машины затем применялись против Сирийской арабской армии и Ливийской национальной армии, понеся тяжёлые потери.

В сравнении, «Орлан-30» в 21 раз легче и гораздо компактнее, поэтому его намного сложнее обнаружить и, тем более, сбить. К тому же «орланы» на порядок дешевле и лучше приспособлены для массового строительства, что с лихвой компенсирует возможные потери. И пусть подобный беспилотник не несёт боевой нагрузки, он способен самостоятельно добыть информацию о целях на поле боя и передать их точные координаты в центр управления. После этого в дело вступает артиллерия.

Развитие [ править ]

В начале 1960-х годов Советский Союз представил противолодочные ракетные установки РБУ-6000 и РБУ-1000 , которые работали по тому же принципу, что и система « Ежик» Королевского флота времен Второй мировой войны , сбивая небольшие глубинные бомбы на глубину до 5800 метров. (6300 ярдов) с корабля. Однако это означало, что корабль по-прежнему будет в пределах досягаемости торпед и ракет подводной лодки, а глубинные бомбы были менее точными, чем самонаводящиеся торпеды. В 1963 году ВМС США представили ракету ASROC , которая долетела до предполагаемой позиции подводной лодки-цели, а затем сбросила торпеду в воду, чтобы уничтожить ее. SS-N-14 был советским ответом.

В 1993 году на экспорт была предложена модернизированная версия, получившая обозначение YP-85, с дальностью полета 250 км (130 миль).

Как работает беспилотник?

Первоначальный разгон выполняется за счет бензинового двигателя. Находиться в воздухе аппарат может не более 18 часов. Удалиться от наземного управленческого пульта он может на 200 тыс. метров. Если же расстояние будет увеличено, то могут возникнуть проблемы при передаче видеосигналов на землю. Для посадки беспилотника конструкторами создан специальный парашют. Оператором аппарат направляется в нужный район, снижается скорость, после чего подается команда на раскрытие купола. С целью уберечь беспилотник от повреждений в случае жесткой посадки разработчики оборудовали его двумя специальными системами. Одна из них отвечает за наполнение газом пневматического баллона-амортизатора, который срабатывает сразу после касания «Орлана» с землей. В том случае, если оператором будет отмечено превышение допустимой перегрузки, включается вторая система, которая осуществляет отсоединение друг от друга конструктивных элементов. В результате при жесткой посадке повреждение летательного аппарата незначительно.

Модификации Ми-14

Вертолет Ми-14 неоднократно модернизировался, в настоящее время существуют многочисленные модификации машины. Ниже представлены основные из них:

  • Ми-14БТ. Модификация вертолета, предназначенная для буксировки минных тралов. Эта машина обеспечивает буксировку контактных и бесконтактных тралов различных типов. Буксировка может осуществляться как одним вертолетом, так и парой машин.
  • Ми-14ГП. Модификация, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.
  • Ми-14П. Пассажирская версия вертолета, способная перевозить до 24 человек. Модификация была разработана для обслуживания нефтяных разработок на шельфе Каспийского моря в 1995 году.
  • Ми-14ПЖ «Элиминатор». Модификация вертолета, предназначенная для тушения пожаров. Машина создана на базе модификации Ми-14БТ. Разработка проводилась совместно с немецкой . В кабине вертолета установлен бак для воды, ее слив происходит через открывающиеся створки. Построена одна машина, она использовалась во время тушения пожаров в Испании.
  • Ми-14ПЛ. Противолодочный вертолет, является наиболее массовой модификацией машины.
  • Ми-14ПЛМ. Модернизированный вариант Ми-14ПЛ, на который планировали установить бортовой комплекс оборудования «Осьминог» и вооружить его новейшими на тот момент противолодочными торпедами «Орлан» и «Колибри». Работы по созданию этой модификации так и не были доведены до конца.
  • Ми-14ПW. Польская модификация противолодочного вертолета.

БПЛА “Орлан 10” — характеристики

Российский беспилотник “Орлан 10” представляет собой гораздо более раннюю разработку, чем БПЛА «Альтиус», о котором мы рассказывали ранее. Он поступил в эксплуатацию в 2010 году. Среди особенностей дрона высокая продолжительность и дальность полета. Он способен беспрерывно находиться в воздухе до 16 часов и летать на расстояния до 600 км. Его максимальная скоростью достигает 150 км/ч, а высота полета — 5 км. Крейсерская же скорость составляет 110 км/ч.

Благодаря этому БПЛА может патрулировать определенные районы, а также вести разведку на большой дальности. А вот полезная нагрузка у него небольшая — всего 5 кг, что обусловлено весьма компактными размерами самого дрона. Поэтому существует множество различных комплектаций для решения тех или иных задач.

«Орлан» может нести на борту не более 5 кг полезного груза

На вооружении[ | ]

Ми-14 на вооружении: Состоит на вооружении Снят с вооружения Ми-14ПС, Караганда, 1984 год. Ми-14ПС, Ливия, 2007 год. Ми-14 ВВС Грузии, 2008 год. Ми-14ПЛ, Украина, 2009 год. Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году и поступил на вооружение следующих частей авиации ВМФ СССР: 555-го отдельного противолодочного вертолётного полка (ОПЛВП), 745-й ОПЛВП , 872-й ОПЛВП (пос. Кача под Севастополем), 51-ю ОПЛВ эскадрилью и 710-ю ОПЛВ эскадрилью (Курильские острова), 830-й ОПЛВП (Североморск) и 169-го смешанного авиационного полка (Камрань). До 1991 года на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Польшу, Кубу, КНДР, Ливию, Сирию, ГДР, Югославию и Йемен было поставлено около 150 Ми-14. Некоторое количество Ми-14 было реэкспортировано впоследствии в Эфиопию.

Состоит на вооружении

  • Грузия — 2 Ми-14, по состоянию на 2020 год;
  • Йемен — 2 Ми-14, по состоянию на 2013 год;
  • Коморы — 2 Ми-14, по состоянию на 2013 год. Поставлены с Украины. Участвовали в операции на острове Ндзуани в 2008 году.
  • Куба — 5 Ми-14 на хранении, по состоянию на 2020 год.
  • Ливия — более 1 Ми-14, по состоянию на 2020 год, используются как транспортные вертолёты. В 1981 была приобретена партия из 16 вертолётов Ми-14Э. Позже закуплена ещё одна партия из 16 Ми-14Э;
  • Польша — 10 Ми-14, по состоянию на 2020 год . Авиация ВМС Польши получила 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС в 1982-85 годах. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолётный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион;
  • Россия — 20 Ми-14 и 40 Ми-14ПС, по состоянию на 2016 год
  • Сирия — 6 Ми-14, по состоянию на 2020 год.
  • Украина — 4 Ми-14 ПС/ПЛ, по состоянию на 2020 год.

Состоял на вооружении

  • СССР — стоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году;
  • Россия — Ми-14ПЛ был снят с вооружения авиации ВМФ России в 1996 году, а Ми-14ПС — в 2004 году;
  • Болгария — в 1979–1980 годах Болгария получила из СССР 6 Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007—2008. В настоящий момент ожидается замена Ми-14ПЛ на недавно приобретённые AS.565MB Panther, которые будут поставлены в 2010—2011 годах. В 2013 году полностью сняты с вооружения;
  • Вьетнам
  • ГДР — Фольксмарине (ВМС ГДР) в 1979 году получили 9 Ми-14Э и 6 Ми-14БТ. Они поступили на вооружение морской вертолётной эскадры MHG-18 «Курт Бартель», базировавшейся на аэродроме Паров. Так как со времён второй мировой войны в водах Балтики сохранилось немало мин, то немецким Ми-14БТ регулярно приходилось заниматься их тралением. После объединения Германии Вооружённые силы бывшей ГДР прекратили своё существование. На базе MHG-18 была создана новая группа, вошедшая в состав Бундесмарине. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ продолжали использоваться в качестве транспортных и поисково-спасательных, а один Ми-14Э — как учебно-тренировочный. Остальные вертолёты были законсервированы. 20 декабря 1991 г. эксплуатация Ми-14 в Бундесмарине прекратилась. Два вертолёта немцы продали в США, где они прошли тщательные испытания. Ещё 9 машин в 1993 году приобрела , а остальные 3 были переданы музеям;
  • КНДР
  • Куба
  • Югославия — 4 Ми-14. Уничтожены в 1999 году во время воздушной атаки НАТО.
  • Эфиопия

Применение

«Орлан-10» стал не просто одним из первых современных аппаратов, которые чуть более десяти лет назад начали поступать в войска. За прошедшие годы он стал самым востребованным беспилотником в подразделениях Вооруженных сил России.

Еще несколько лет назад общее число произведенных беспилотников перевалило за тысячу. Не исключено, что сейчас в войсках находится вдвое большее количество. При этом общая численность произведенных компанией СТЦ комплексов, вероятно, составляет несколько тысяч единиц.

Беспилотные комплексы, поступавшие в войска, активно использовались как в тренировках и учениях, так и в реальных боевых условиях. Например, в ходе операций российских Вооруженных сил на территории Сирии. Можно с уверенностью утверждать, что значительная часть наземных целей в Сирии обнаружена именно с помощью «Орланов». Также с их участием была выполнена немалая часть работ по контролю воздушных ударов и оценке поражения атакованных объектов.

Компанией СТЦ в разное время были разработаны и другие модели, включая «Орлан-1», «Орлан-3» и т.д

Однако наибольшее внимание все же привлекает описанная «большая тройка». Изначально разработчикам удалось сделать достаточно простую и при этом функциональную машину, которую в дальнейшем получилось масштабировать, расширив доступный функционал

Успех «десятки» был замечен и за рубежом. Она уже поставляется некоторым иностранным заказчикам, среди которых, помимо стран СНГ, также Венесуэла и Мьянма. Открывается шанс на продвижение потенциальным эксплуатантам и других имеющихся в линейке компании-разработчика моделей аппаратов, объединенных общей логикой построения и унифицированными компонентами.

Современные боевые морские вертолеты

Командование флота США, приступая к программе модернизации Kaman-20 Sea Sprite, не считало, что задача оснащения кораблей боевыми ударными вертолетами индивидуального базирования тем самым окончательно решена. Поэтому уже в 1970 году руководство ВМФ США сформулировало требования к новому перспективному ударному морскому вертолету. Основной его задачей определили: обнаружение надводных и подводных целей в радиусе 185 км с последующим уничтожением противолодочными торпедами или глубинными бомбами. Вторая задача загоризонтное обнаружение цели и наведение на нее запускаемых с корабля ракет. Заказчики планировали размещать новые вертолеты попарно на крейсерах, эсминцах и фрегатах.

Дизайн [ править ]

Ракета создана на базе противокорабельной ракеты П-120 «Малахит» (НАТО: SS-N-9 «Сирена»). Сама ракета управляется по радиоканалу и приводится в действие твердотопливным ракетным двигателем. Более поздние модели оружия «Раструб» были «универсальными» с многоцелевой торпедой УГМТ-1 и, кроме того, имели кумулятивную боеголовку массой 185 кг для использования против кораблей, управляемых по радиоканалу и ИК-ГСН. В противолодочном режиме ракета летела на высоте примерно 400 метров, а когда она находилась над расчетным положением подводной лодки-цели, ракета получила команду на выпуск торпеды или глубинной бомбы. В противокорабельном режиме ракета летит намного ниже, на 15 метров.

Классификация[ | ]

Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям

  • Для надводных кораблей;
  • Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
  • Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
  • Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
  • Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;

По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда

  • С зарядом обычного взрывчатого вещества;
  • С ядерными боеприпасом;

По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)

  • С контактным взрывателем;
  • С неконтактным взрывателем;
  • С комбинированным взрывателем;
  • С дистанционным взрывателем.

По габаритам

  • Малогабаритные (калибр до 400-мм);
  • Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
  • Крупногабаритные (калибр более 600-мм).

По режимам хода

  • Однорежимные;
  • Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);

По типу траектории

  • Прямоидущие;
  • Маневрирующие;

По следности

  • Следные;
  • Бесследные;

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

Функционал

Первоначальная и основная функция аппарата «Орлан-10» — разведка и наблюдение. Комплекс обеспечивает выполнение беспилотной воздушной разведки в тактической глубине в интересах подразделений Сухопутных войск. С самого начала предусматривалось, что он станет частью Единой системы управления тактического звена (ЕСУТЗ) — программно-аппаратного комплекса, предназначенного для координации и согласования действий подразделений на определенном участке местности.

Кроме того, на базе беспилотника «Орлан-10» создан комплекс радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы РБ-341В «Леер-3», специализирующийся на сетях сотовой связи. Первые «Лееры», поступившие в войска в 2015 году, могли обнаруживать абонентские точки мобильной связи (мобильные телефоны, планшеты и др.) и подавлять GSM-сети. При этом местоположения абонентских точек наносились на цифровую карту, данные об их расположении передавались артиллерийским расчетам для нанесения огневого удара.

После модернизации аппаратуры, размещаемой на борту «Орланов», они получили возможность работать с сетями новых поколений, подменять базовые станции сотовой связи и выполнять отправку абонентам текстовых и аудиосообщений, а в перспективе и небольших видеороликов. При этом сам комплекс, как отмечалось, обладает высокой конфликтной устойчивостью и способен функционировать в том числе в условиях активной работы средств радиоэлектронного противодействия противника.

История операций [ править ]

УРПК-3 вступил в строй в 1969 году на крейсерах классов « Креста II» и « Кара» . УРПК-4 был представлен в 1973 году, а противокорабельный вариант УРПК-5 Раструб — в 1976 году. УРПК-4 использовался на фрегате класса «Буревестник» и первой партии эсминцев класса «Удалой» ; «Удалой II» несет на борту SS-N-15 «Морская звезда». Система была установлена ​​на корабле «Адмирал Ушаков»

(бывший «Киров» ), но не на его родственных кораблях.

Из них Креста и все, кроме двух Кара, вышли на пенсию, вместе с большинством буревестников и половиной удалоев; Кирова

, кажется, был повышен до SS-N-16 «жеребец» в какой — то момент. По оценкам, по состоянию на 2006 год в строю останется 100 ракет .

Боевое применение

(ссылка)

Пуск торпеды Mark 13

Чтобы кратко описать боевое применение данного типа торпед, приведём цитату из труда Фридмана «US Naval Weapons»: «При обзоре боевого применения этой торпеды необходимо упомянуть 1287 атак (именно столько было выпущено с самолётов, еще 150 – торпедными катерами), 514 из которых (это 40%) попали по целям, включая то, что 50% этих попаданий пришлось на линкоры и авианосцы (всего 322 атаки, считая Мидуэй), 31% — на эсминцы (179 атак), а 41% из 445 атак — на торговые суда». И хотя господин Фридман не отметил в своей работе, но мы скажем, что, по крайней мере, восемь японских крейсеров были торпедированы Mk. 13 за время войны. Это процентное отношение попаданий, скорее всего, немного завышено, но, тем не менее, иллюстрирует общие успехи пилотов ВМС США за время войны.

Российский бог войны

Начальник ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский заявил, что перспективы комплекса, который военные именуют не иначе как «бог войны», связаны с переходом «в качественно иное состояние» – как разведывательно-ударной системы, объединённой одной системой управления. Это позволит сократить время для принятия решений, быстрее подготовится к открытию огня и поражать цели по мере их обнаружения и распознавания. Автоматизированный центр будет получать информацию как от традиционных источников, так и новейших комплексов разведки и контроля стрельбы – «Зоопарк-1М» и «Аистёнок», а также летательных аппаратов. При этом имеющиеся средства позволят осуществлять огневое поражение противника на предельных дальностях стрельбы, нанося ему максимальный урон.

«Орлан-30» в комплектации с ЛЦД способен подсветить цель лазерным лучом, тем самым обеспечив прямое попадание «Краснополя» или другого подобного снаряда.

mil.ru
Управление БПЛА «Орлан-30» – настоящее искусство.

В условиях реального боя лёгкий и компактный аппарат показывает себя лучше более тяжёлого и дорогого. Что, собственно, мы и наблюдаем в Сирии и Ливии. Подводя итоги, подчеркнём: контртеррористическая операция в Сирии продемонстрировала растущую мощь российского оружия, прежде всего – авиационных комплексов и артиллерийских систем, обеспечивших разгром ИГИЛ* и других запрещённых в России террористических группировок.

* Террористическая организация, запрещённая в РФ.

О ТТХ БПЛА «Орлан-10»

  • Показатель взлетной массы не превышает 14 кг.
  • Беспилотник рассчитан на полезную нагрузку до 5 кг.
  • Аппарат оборудован бензиновым двигателем ДВС. Работает он на А-95.
  • Беспилотник способен развивать скорость от 90 до 150 км/ч.
  • Рассчитан на полет продолжительностью 16-18 часов.
  • БПЛА «Орлан-10» способен проводить полеты на дистанции не более 200 км.
  • Во время старта допустимой скоростью ветра считается показатель 10 м/с.
  • Аппарат поднимается на максимальную высоту до 5 тыс. метров.
  • Эксплуатируется в температурном диапазоне от –30 до +40 градусов.
  • Во время старта беспилотника используется разборная катапульта.
  • Посадка аппарата осуществляется при помощи парашюта.

“Орлан” беспилотник и его возможности

“Орлан 10” может вести наблюдение в инфракрасном и оптическом диапазоне. Интересная особенность — возможность определять положение GSM-телефонов, РЛС, которые работают в x-диапазоне, а также станций УКВ-связи, после чего по ним может быть нанесен удар другим оружием. Беспилотники со средствами РЭБ на борту также способны глушить GSM-связь и GPS-приемники.

Одна из последних модификаций позволяет использовать “Орлан 10” в качестве ударного дрона. Однако в силу небольшой грузоподъемности от него не стоит ожидать чрезмерной огневой мощи. К дрону крепятся четыре миниатюрных снаряда, которые могут поражать небронированные автомобили противника, минометы и, разумеется, живую силу. Напомним, что осколочно-фугасные снаряды поражают ударной волной и разлетающимися осколками.

После обнаружения цели, оператор может сбросить снаряды с высоты 2 км. Как утверждают военные, ударный БПЛА “Орлан 10” обладает достаточно высокой точностью. Отклонение снарядов от цели составляет не более двух метров.

«Орлан 10» может нести на борту 4 небольших осколочно-фугасных снаряда

Надо сказать, что несмотря на возраст беспилотника, он обладает рядом интересных современных опций. К примеру, может работать полностью в автономный режиме без оператора в режиме. Маршрут может включать в себя до 100 точек. В условиях отсутствия спутниковой связи, БПЛА для ориентации в пространстве распознает местность по фотоснимкам.

ПО дрона позволяет накладывать снимки на карты OpenStreetMap , GoogleMap, а также сравнивает съемку с дрона со спутниковыми снимками Google Satellite.

История создания УРК-5 «Раструб»

Универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб» и противолодочная управляемая крылатая ракета 85РУ были созданы во исполнение Постановления СМ СССР № 302-116 «О развитии работ по созданию подводного оружия» (1976 г.), предусматривающего разработку ряда принципиально новых противолодочных комплексов и исследовательских работ.

Разработками занималось МКБ «Радуга» Минавиапрома, за основу был взят уже состоящий на вооружении комплекс аналогичного назначения УРПК-3 «Метель».

После разработки и испытаний, в 1984 году УРК-5 «Раструб» был принят на вооружение, и начал внедрятся на корабли действующего флота. Первыми новую систему вооружения получили большие противолодочные корабли пр. 1134А и пр. 1134Б.

Основным назначением комплекса было уничтожение как подводных, так и надводных целей. Именно поэтому в комплекс УРК-5 «Раструб» входила не просто ракета, а управляемая крылатая ракета-торпеда 85РУ (85РУС — с ядерным зарядом).


Установка УРК-5 «Раструб» на корабле проекта 1155

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий