Поиск

Ударный беспилотник Bayraktar TB2

Немного истории

Однако немаловажно ответить на вопрос, как так вышло, что Израиль превратился в настоящего законодателя мод в этой перспективной области? Дело в том, что Тель-Авив приступил к разработке своих первых аппаратов — Firebee (“Огненная пчела”) и Harpy (“Гарпия”) ещё в начале семидесятых годов прошлого века. Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции “Арцав-19”, когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства “Волга”, “Печора” и “Квадрат”, дислоцированные на территории Ливана

Первое в истории широкомасштабное и успешное применение этой инновационной в ту пору техники произошло 9 июня 1982 года в рамках израильской операции “Арцав-19”, когда грамотно работавшие по целям рои БПЛА уничтожили сирийские ЗРК советского производства “Волга”, “Печора” и “Квадрат”, дислоцированные на территории Ливана.

Тогда-то и была в первый раз опробована техника налёта большого количества барражирующих боеприпасов на цель, что перегружало возможности расчётов зенитных установок и, в итоге, позволило Израилю одержать победу, фактически выйдя из боя без потерь.

Главное преимущество Bayraktar

Самая важная причина успеха турецкого беспилотника — цена. Одна из сделок, совершенная в 2019 году, указывает, что покупатель приобрел шесть TB2 на 69 млн долларов. Сопоставимое число ударных дронов Reaper американского производства обошлось бы в шесть раз больше.

В цену входит как поставка собственно летательного аппарата, так и целый комплекс по обслуживанию, начиная от трехмесячного обучения внешних пилотов и заканчивая полноценным сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей.

Управление простое: эффективность показывают даже обучающиеся на «удовлетворительно».

Кстати о запасных частях: в отличие от других боевых дронов, использующих авиационные стандарты разработки и изготовления, Bayraktar собирается «из того, что было». Там, где американцы ставят специально разработанный узел высокой надежности, а Россия проводит многолетние испытания, турки используют обычные агрегаты из других отраслей.

Их надежность низкая, но TB2 летает невысоко, недалеко и медленно, поэтому причин беспокоиться нет. А вот цена эксплуатации (и, особенно, ремонта) снижается кратно. Как и стоимость исходного аппарата.

Турецкий эрзац-авианосец для Bayraktar

Не стоит забывать, что для каждого дрона турецкий производитель предоставляет «аэродромный комплекс» для обслуживания и запуска. При необходимости — и платформу, позволяющую летательному аппарату стартовать с малых площадок (например, прямо из кузова грузовика). Скоро появится вариант для запуска с кораблей, способные к устойчивому поведению на качающихся платформах.

Благодаря непрерывным поставкам и низкой цене Bayraktar смог завоевать рынок развивающихся стран. Сегодня их поставляют (или поставляли) в Украину, Азербайджан (именно в Нагорном Карабахе состоялось настоящее боевое крещение «Знаменосцев», выявившее их сильные стороны), Нигерию, Эфиопию, Катар, Ливию, Марокко и Польшу.

Такая страшная видеоигра

Свободная продажа отличает продукцию из Турции. Россия и США не продают боевые дроны в третьи страны. Исключением становятся ближайшие союзники. Причем это касается как разведывательных аппаратов этих стран, подобных Bayraktar TB2, так и более скоростных, тяжелых для прямого нанесения ударов по земле.

На международном рынке также активно представлены только беспилотники Aeronautics Defense Systems из Израиля. Их стоимость значительно выше, чем предлагает ближневосточный сосед. Плюс, они продают аппараты избирательно, избегая регионов прямых конфликтов.

Сколько стоит беспилотник Байрактар?

Турецкие беспилотные летательные аппараты на внешнем рынке продаются свободно, купить БПЛА может любая страна, без ограничений по политическим мотивам. Стоимость одного «Байрактара ТБ2» составляет порядка 5 миллионов долларов, но продаются летательные аппараты только в составе комплексов.

Комплекс состоит из шести БПЛА, двух станций управления, дополнительного оборудования, боеприпасов в количестве 200 единиц. Приобрести его можно за 69 миллионов долларов.

Если сравнить, сколько стоит «Байрактар» и схожие по характеристикам дроны производства США, то выяснится, что покупать турецкие БПЛА в 4-6 раз выгоднее, чем американские.

Появление модернизированной системы «Тор» – ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Компания BaykarMakina. История создания БПЛА

В начале 2000-х в Турции было принято решение оснастить свою армию беспилотниками. Изначально планировалось закупать БПЛА у США и Израиля, но по разным причинам от этого решения позже пришлось отказаться

В 2005 году владелец компании Baykar Makina Оздемир Байрактар обратил внимание лиц, ответственных за вооружение, на беспилотник «Байрактар», созданный его сыном Сельчуком. Летательный аппарат получил название по фамилии своего изобретателя, которая в переводе с турецкого означает «знаменосец»

К тому моменту завод уже готовился к серийному производству «Байрактаров Мини».

На производстве техники

Вооружение беспилотников Bayraktar TB2

Ударные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 имеют под крылом четыре точки подвески и могут нести до четырех микробоеприпасов, специально разработанных для использования с БЛА. Bayraktar TB2 может нести планирующие боеприпасы с лазерной системой наведения на цель: MAM-L и MAM-С. В свое время управляемая авиабомба MAM-L разрабатывалась как вариант ракеты ПТРК дальнего действия L-UMTAS. От базовой версии авиационный боеприпас отличается отсутствием ракетного двигателя и более развитым оперением, позволяющим планировать на цель.

Наземная станция управления беспилотниками Bayraktar TB2

Авиационные боеприпасы для «Байрактара» были созданы крупным турецким производителем ракетного оружия – компанией Roketsan. Они представляют собой планирующие высокоточные малогабаритные боеприпасы с искусственным интеллектом, которые специально разрабатывались для использования с БЛА, легких штурмовиков, а также использования на различных воздушных платформах малой грузоподъемности. Боеприпасы в состоянии эффективно поражать как стационарные, так и движущиеся цели. Оба боеприпаса оснащены лазерной системой наведения на цель (полуактивный лазер).

Согласно официальной информации разработчика боеприпасов, MAM-L может оснащаться тремя типами боеголовок: осколочно-фугасной, термобарической и тандемной (противотанковый вариант). Вес боеприпаса составляет 22 кг, длина – 1 метр, диаметр – 160 мм. Дальность действия – 8 км. Масса боевой части для боеприпаса MAM-L оценивается в 8-10 кг. Планирующий боеприпас MAM-С отличается ещё меньшими размерами и может нести два типа боеголовок: осколочно-фугасную и многоцелевую БЧ. Вес боеприпаса MAM-С составляет 6,5 кг, длина – 970 мм, диаметр – 70 мм. Дальность действия – 8 км.

Курс на самодостаточность

Анкара всерьёз задумалась о необходимости создания собственного оружия после того, как Вашингтон отказался поставлять ей продвинутые авиационные и зенитно-ракетные комплексы. Так, в частности, произошло с ударным беспилотником Predator, ЗРК Patriot, а затем и Американцам не понравился новый политический курс действующего президента Эрдогана и его Партии справедливости и развития.

Особенно цинично американские «партнёры» проявили себя в ситуации с БПЛА Predator

Сначала они передали своему «важному союзнику» во временное пользование несколько образцов для ознакомления и оценки, используя механизмы взаимодействия между членами НАТО

Разозлившись на американцев, Эрдоган запустил программу интенсивного развития оборонно-промышленного комплекса своей страны так, чтобы в будущем не зависеть от поставок оружия странами Запада, а в перспективе и самим стать продавцами на мировом рынке. За четыре года Турция вложила в оборонную промышленность 35 млрд долларов. Если ранее страна покупала 80% оружия за рубежом и производила остальные 20%, то сейчас цифры поменялись местами. По крайней мере так утверждают местные СМИ, находящиеся под контролем правящей партии.

af.mil
Турецкие военные использовали одолженные американцами БПЛА Predator в ходе операции против повстанцев из запрещённой в стране Рабочей партии Курдистана.

История

В феврале 2001 года на авиабазе ВВС США Неллис впервые были выполнены испытательные пуски противотанковых ракет (ПТУР) AGM-114 “Хеллфайр” с борта БПЛА “Predator”. “Хищник” может вооружаться двумя ПТУР (по одной под каждым крылом).

Наведение на цель производится с помощью штатного лазерного целеуказателя. Фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое получило название Predator B (MQ-9 Reaper), с более высокими характеристиками, массу целевой нагрузки планируется увеличить до 300 кг, а максимальную высоту полёта — до 13700 метров, скорость Predator B будет превышать 400 км/ч, а максимальная продолжительность полёта 24 ч.

В 2009 году общий налет беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении ВВС США, достиг полумиллиона часов. По состоянию на начало 2009 года на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator. В марте 2010 года суммарный налёт MQ-1B Predator в ВВС США достиг 700 000 часов.

В США запущена в мелкосерийное производство следующая модификация MQ-1C Grey Eagle. Пентагон уже оплатил 399 миллионов долларов американской фирме General Atomics для запуска производства.

В 2010 году на компанию Netezza подала в суд фирма Intelligent Integration Systems. Истец утверждает, что Netezza при выполнении работы для государственного заказчика незаконно использовала продукты Geospatial Toolkit и Extended SQL Toolkit, принадлежащие IISi. Согласно документам представленными IISi, Netezza использовала взломанные версии программ. Истец заявляет о том, что из-за ограниченной функциональности взломанного программного пакета пострадали некоторые функции беспилотника, связанные с позиционированием на местности. Так, ошибка при определении координат может составлять 12 метров, что может быть критично на некоторых режимах полета, при взлете и особенно при посадке.

Боевое применение

Впервые в боевой обстановке «Байрактары» использовались в ходе операции «Щит Евфрата», проведённой в конце 2016 – начале 2017 года, в ходе которой турецкие военные и подконтрольные им сирийские повстанцы выбили террористов из городов Джераблус и Аль-Баб на севере Сирии. БПЛА проводили разведку, патрулирование и огневую поддержку. В последовавшей после этого операции «Оливковая ветвь» – против сирийских курдов – «Байрактары» шли в бой довольно часто. Боевые действия начались 20 января 2018 года. По данным местных СМИ, к тому времени вооружённые силы Турции получили 34 BTB2. Кроме того, ещё по шесть «Байрактаров» находились в распоряжении полиции и жандармерии. Из общего числа (46 ед.) BTB2 только 23 были оборудованы узлами навески оружия.

По информации турецкого министерства обороны, BTB2 выполнили 382 боевых вылета общей продолжительностью 4.916 лётных часов и применили оружие в 49 случаях. Ещё в 680 случаях данные БПЛА провели поиск целей и обеспечили целеуказание для вертолётов огневой поддержки T129, тактических истребителей F-4 и F-16, а также артиллерии. Операция «Оливковая ветвь» продлилась пару месяцев, завершившись захватом города Африн 18 марта 2018 г. Вскоре после этого турецкие военные приняли от промышленности очередную партию из восьми BTB2.

tsk.tr
Во время операции «Оливковая ветвь» BTB2 шли в бой довольно часто.

Компания «Baykar Makina»

В силу целого ряда обстоятельств из многочисленных беспилотных авиационных комплексов военного назначения, производимых в вышеперечисленных странах, наиболее известным стал турецкий комплекс «Байрактар-ТБ2» (Bayraktar ТВ2). Он получил свое название по фамилии семьи турецких предпринимателей (отца и двух сыновей), владеющих компанией «Baykar Makina». Фамилия владельцев компании переводится с турецкого как «Знаменосец». «Baykar Makina» была основана в 1986 г. и занималась производством и поставками запасных частей к автомобилям. В 2000-х годах «Baykar Makina» превратилась в ведущую турецкую компанию по производству беспилотных летательных аппаратов. Этот процесс тесно связан с деятельностью Сельчука (1979 г.р.), младшего сына О. Байрактара, основателя компании. Сельчук является талантливым инженером и учёным, энтузиастом внедрения беспилотных технологий в летательныё аппараты.

Работая в компании, принадлежащей его отцу, ему удалось реализовать свои исследования в области архитектуры систем авионики, управления полётом беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), разработки алгоритмов навигации, кинематики и динамики авиационных систем, разработки электронного оборудования и встроенного программного обеспечения. Ныне С. Байрактар — технический директор и совладелец компании «Baykar Makina». Также он стал зятем президента Турции Р. Эрдогана.

А что сегодня

Беспилотный летательный аппарат “Орлан”

На сегодня Россия обладает всеми необходимыми для ведения разведки и боя летающими роботами сразу нескольких категорий. Наиболее массовые и хорошо зарекомендовавшие себя типы боевых роботов, это:

  • “Иноходец” — ударный аппарат, способный развивать скорость до 200 км/ч при высоте до 7 с половиной километров с бомбовой нагрузкой до 300 кг;
  • “Орлан-10”, выполняющий, как правило, разведмиссии и корректирующий огонь ствольной артиллерии с боевым радиусом до 120 км и автономией до 14 часов. Его динамический потолок — 5 км;
  • И, наконец, “Форпост-Р” — разведывательно-ударный аппарат, прошедший длинный эволюционный путь от прототипа Searcher, предоставленного когда-то России по контракту о сотрудничестве тем же Израилем. Этот БПЛА имеет максимальную рабочую высоту до 7 км при автономии до 24 часов и боевом радиусе до 250 км.

Можно сказать, что России несколько не хватает тяжёлых ударных беспилотников “Альтиус-У” и “Гром”, сопоставимых по своим характеристикам с американским “Жнецом” (Reaper) и, в определённом смысле, с разведчиком “Ястреб” (Global Hawk). Однако достоверно известно, что и эти аппараты уже пошли в серию. А между тем, скоро в заводские цеха поступят чертежи и новейшего тяжёлого дрона “Охотник”, обладающего уже полновесным искусственным интеллектом и способным работать в спарке с истребителями пятого/шестого поколений.

С украинской стороны мы наблюдаем только 2 типа летательных аппаратов — широко известный теперь Bayraktar TB-2, использующий бомбы MAM-L с наведением по лазерному лучу, и местную поделку “Лелека-100” (в переводе с украинского “Аист”). Последний может использоваться только для разведки, но не для нанесения ударов. Он поднимается до высоты в 7 километров при максимальной скорости 130 км/ч.

Можно утверждать, что, вопреки пропаганде “Коллективного Запада” и собственно Украины, никакого нового слова беспилотники в ходе спецоперации на Украине не сказали. Хорошо оснащённая армия легко сбивает эти аппараты, не способные на сегодня вести воздушный бой, так как они не обладают пока ракетами “воздух-воздух”. Так, ещё в конце февраля капитан Алексей Панкратов сбил в одном бою 5 “Байрактаров”. И даже ускоренные и, в принципе, на грани законности поставки Турцией всё новых аппаратов не могут переломить ситуацию.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах в

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру»

*

Редактор Людмила Черткова
Людмила Черткова — журналист, обозреватель, редактор, корреспондент новостной службы Правды.Ру.

Конструкция БПЛА «Байрактар»

БПЛА самолетного типа, интегральный двухбалочный низкоплан. Корпус БПЛА выполнен из композитных материалов и оснащен системой автоматического взлета и посадки. При необходимости аппарат может действовать в полуавтономном режиме полета, без управления с земли. Хвост в виде перевернутого V служит одновременно рулем направления и высоты.

БПЛА оснащен канадским двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. с. В октябре 2020 года, в связи с использованием БПЛА азербайджанской армией против армянских сил в Нагорном Карабахе во время Второй карабахской войны, поставки двигателей канадской компанией Bombardier Recreational Products в Турцию были временно приостановлены. Прорабатывается возможность производства двигателей для БПЛА «Байрактар ТВ2» на украинских предприятиях, которые уже выпускают двигатели для более крупного ударного высотного БПЛА «Байрактар Акынжи».

Стандартная полезная нагрузка БПЛА включает в себя:

  • модульные электронно-оптическую и инфракрасную камеры,
  • лазерный дальномер и лазерный целеуказатель для управляемых боеприпасов либо многофункциональный АФАР радар.
  • на аппарат также может устанавливаться модуль РЭБ для нейтрализации старых систем ПВО.

БПЛА имеет защиту от средств РЭБ противника, автономную систему навигации, не зависящую от GPS, и низкую ЭПР. Благодаря высококачественной оптико-электронной системе (используется канадская станция воздушной разведки CMX-15D Wescam) дроны Bayraktar могут поражать цели с высоты 7 км, находясь за пределами досягаемости многих устаревших или низковысотных ЗРК.

Кабина управления поднимает гидравликой поворотную направленную антенну на высоту 12 метров, и защищена от оружия массового поражения по стандартам НАТО. В кабине три рабочих места.

Когда в Украине появились эти беспилотные «звери»

Беспилотники Bayraktar TB2 Украина приобрела у турецкого военного концерна Baykar Makina несколько лет назад. Из открытых данных, к 2019 году количество этих аппаратов в ВВС Украины составило 12, с тех пор наше Министерство обороны сосредоточилось на закупке нового вооружения. Кроме покупки уже готовых беспилотников Украина также получила лицензию на производство Bayraktar TB2 на своих заводах. По предварительным данным, 48 таких машин уже должны быть произведены к концу 2022 года.

Bayraktar TB2 стал настоящим ужасом для российских оккупантов. Его боятся, его проклинают, встречи с ним стараются избегать.

Преимущества и недостатки БПЛА Bayraktar TB2

К достоинствам «Байрактаров ТБ2» в первую очередь относят доступную цену, простоту управления, недорогое обслуживание. Беспилотный авиакомплекс, разработанный в Турции, неплохо зарекомендовал себя в локальных вооруженных конфликтах, а также войнах с невысокой интенсивностью боевых действий.  Примером служат боевые действия в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе. Главное условие успешной работы – отсутствие многоуровневой системы ПВО, выстроенной системы, контролирующей воздушное пространство.  По этой причине на Украине «Байрактары» способны нанести локальный ущерб, однако не оказывают принципиального влияния на ход военных действий.

К важным недостаткам TB2 относят ограниченную дальность действия рамками прямой радиосвязи (не более 150 км от наземной станции), а также потребность в прямой подсветке цели. Лазерный целеуказатель ударного беспилотника обеспечивает подсветку до 3,5 км по наклонной. Таким образом, для точного поражения цели БПЛА должен снизиться до высоты в 2,5 км. С учетом довольно больших размеров, тихоходности, отсутствия средств радиолокационной борьбы, беспилотник сам становится удобной мишенью для пушечных и ракетных систем ПВО.

Система управления

Наземный «экипаж» турецкого ударного дрона состоит из трех человек: командир, пилот и оператор оружия. При выполнении боевого задания они находятся на станции управления, которая перевозится в фургоне, установленном на шасси тяжелого грузовика. Оборудование снабжается автономным источником питания.

Одна наземная станция может одновременно управлять полетами трех дронов. В комплект оборудования, кроме того, входят:

  1. Установка для заправки баков БПЛА. Резервный запас горючего – до 800 литров.
  2. Зарядное устройство для бортовых аккумуляторов дрона.
  3. Система видеоархивирования. Предназначена для записи и последующего хранения «репортажей» во время полетов.

Бортовое оборудование и вооружение БПЛА Bayraktar TB2

Для безотказной работы авионики, в том числе при получении повреждений, предусмотрена система тройного резервирования. Используются:

  • радиоэлектронные устройства;
  • авиационное оборудование, потребляющее электрический ток;
  • авиационное вооружение с электронными узлами.

ГОЭС (гиростабилизированная оптико-электронная система) в виде всеракурсного турельного блока устанавливается под фюзеляжем. В стандартном варианте это Wescam MX-15Di (Канада). В систему входят лазерные устройства – целеуказатель и дальномер, камеры наблюдения – электрооптическая и инфракрасная. Система дает возможность обнаруживать технику противника с расстояния в 50-70 км, вести целеуказания на многокилометровой дистанции.

Трансляция изображения в режиме реального времени, запись архивных видеофайлов продолжительностью до 30 минут обеспечивается системой потокового видео, разработанной специалистами компании Baykar. С помощью MX-GEO/MX-GEO Gen 3 (аппаратура управления) ведется автоматическое картографирование, сопровождается цель в режиме видео и по координатам, рассчитывается скорость движения цели и т.п.

Видео камера, работающая в обычном и инфракрасном диапазонах

БПЛА опционально оснащается мини-РЛС, оснащенной активной фазированной антенной решеткой. Она обеспечивает высокое качество сканирования местности, для мини-РЛС не существует помех в виде дождя, тумана, дыма, обычной маскировки.

Немного про «турецкого Илона Маска»

Разработкой и производством беспилотников Bayraktar TB2 занимается Сельчук Байрактар (кажется, уже понятно, откуда название дрона?) — один из самых молодых авиагиков в современной истории.

Сегодня ему всего 44 года (впрочем, по собственным словам, он самый старый инженер в компании), что для главного конструктора совсем немного. А уж если учесть, что официально разработкой дрона он занимался самостоятельно — можно считать, что равных Байрактару сегодня действительно нет. Речь о человеке, конечно.

Недаром международная пресса называет его «Илоном Маском» от авиации. Факт: он живёт с семьей на территории собственного технологического комплекса.

В свободное время Сельчук является супругом дочери президента Турции. Но это якобы лишь подспорье для инженера.

Создание БпЛА «Байрактар-ТБ2»

Первый этап разработки БпЛА «Байрактар-ТБ2» — его прототипа под названием «Bayraktar Block A» — начался в 2007 г., а первый полёт беспилотника был совершен в июне 2009 г. Второй этап, включающий разработку и серийное производство «Bayraktar Block В», начался в январе 2012 г. Беспилотник «Байрактар-TБ2» совершил свой первый полёт в апреле 2014 г. Он представляет собой модифицированную версию одноименного разведывательного аппарата «Bayraktar Block В» (усиленное крыло, доработанный двигатель, бортовое оборудование). Его приёмочные испытания были проведены в ноябре 2014 г., и к концу того же года 6 ед. БпЛА (в составе комплекса) были поставлены турецким сухопутным войскам, то есть производство БпЛА «Байрактар-ТБ2» началось в 2014 г.

БпЛА, разработанные и производимые турецкой компанией «Baykar Makina»

Выводы

Для западных партнеров по НАТО турки всегда будут недочеловеками и поэтому «союзники» указывать им место Турции в «альянсе равных» будут открыто и незамысловато. Турецкие вооруженные силы, в первую очередь сухопутные войска, приобрели успешный опыт применения «Байрактар-ТБ2» в целой серии операций:

— против курдских иррегулярных воинских формирований в самой Турции, Ираке и Сирии в течение 2018/19 гг.;

— в военной операция против сирийских вооруженных сил в сирийской провинции Идлиб в 2020 г.;

— в военной операции в Ливии в 2020 г.;

— в Нагорно-карабахском конфликте в 2020 г.

Достигнутые результаты вызвали «головокружение от успехов» у ряда турецких военных специалистов, но особенно — в прессе, турецкой и западной.

Беспилотный авиационный комплекс «Байрактар-ТБ2» смог раскрыть полностью свои боевые возможности только в войнах и вооруженных конфликтах низкой или средней интенсивности. Они велись либо против стран, либо против отрядов мятежников или экстремистов, не обладающих развёрнутой эшелонированной многоуровневой системой ПВО и единой системой контроля воздушного пространства. В гипотетической войне против государства, обладающего такой системой ПВО, беспилотники типа «Байрактар-ТБ2», конечно, займут свою нишу, но не смогут оказать решающего влияния не только на исход, но даже и на ход отдельных военных операций.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий