Конструкция и компоновка
Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).
В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.
При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.
Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек – командира, наводчика и механика-водителя.
Броня крепка…
Основные этапы совершенствования характеристик танка Т-80 и создания его новых модификаций проходили в сложный для страны, армии, оборонно-промышленного комплекса период. Развал СССР привел к нарушениям экономических и производственных связей.
Взять хотя бы тесно взаимосвязанную работу харьковских и ленинградских танкостроителей. А развал Вооруженных сил и не лучшее использование бронетехники в конфликтах на постсоветском пространстве. А отсутствие финансирования различных КБ и НИИ. Можно долго продолжать…Но, честь и хвала тем, кто смог сохранить основной боевой танк и даже усовершенствовать его.
9 мая 2015 года на параде Победы был представлен новый танк Т-14 «Армата». Но это уже другая история.
История[править]
Первоначальные испытания возможности установки газотурбинных двигателей на танк отрабатывались еще на Объекте 167Т. Первый “кировский” газотурбинный танк нового поколения, Объект 219 сп 1, изготовленный в 1969 г., внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1 000 л.с., разработанный НПО им. В.Я. Климова. Следующий Объект 219 сп 2 — уже значительно отличался от исходного Т-64.
Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колёс, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.
Танк Т-80 (первоначальный вариант) принят на вооружение Советской армии 6 июля 1976 г., серийно изготавливался с 1976 по 1978 гг.
Танк Т-90М (объект 188 М)
Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.
Боевой танк Т-90М “Прорыв-3”
Новая версия Т-90М “Прорыв-3” также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
“Инвар”. От танка Т-14 также
взята современная система управления огнем “Калина” с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.
По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет “Корд”. На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.
Мобильность и защищенность
Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
“Штора-1”. По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы “Туча”. В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты “Афганит” (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.
Лазерный датчик системы “Штора-1”
Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа “Реликт”. С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.
В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.
Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня “Бурлак”. А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе “Черный орел” (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.
Объект 640 “Черный орел”
Семейство танков Т-90 (от Т -90 А «Владимир» до Т—90АМ/Т—90М).
Т-90А «Владимир»
Прозвище «Владимир» взято из фамилии главного конструктора танка. Так правительство Российской Федерации почтило память его создателя.
Одной из отличительных особенностей серии Т-90А является инфракрасная система наведения «Занавес» и защита нового поколения от лазерных систем наведения.
Т-90А имеет «сказочный» двигатель мощностью 1000 л.с. Он не такой прожорливый, как внутри Т-80У, но почти равный по скорости.
В 2011 году закупки Т-90 для российской армии были прекращены, чтобы высвободить средства на новый Т-14 «Армата». По этой причине отказались от самых последних модификаций Т-90, которые уже имеют модульную динамическую защиту «Реликт».
В настоящее время на вооружении находится около 400 танков Т-90, большинство из них модификации «А». На складе также около 200 единиц. После Т-90 А стали выпускать модернизации
Т—90АМ/Т—90М) — глубокая модернизация основного боевого танка Т—90. Экспортные версии этих модификаций танка известны под наименованиями Т—90СМ/МС.
Т-90: самый современный основной боевой танк России? – Учитывая давнюю зависимость России от использования на поле боя огромного количества бронетехники , Россия всегда стремится модернизировать и обновлять свой танковый парк, где это возможно.
Разработка и модернизация Т-90 были важным элементом этого с момента распада Советского Союза и по сегодняшний день, несмотря на плохую работу танка в Украине.
Что такое Т-90?
Россия представляет Т-90 как один из самых современных танков, стоящих на вооружении сегодня. Вооруженный 125-мм пушкой 2А46М с автоматическим заряжанием, Т-90 в базовой комплектации имеет дальность стрельбы 5 км и дополнительно оснащен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом КОРД и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПТКМ.
Базовая версия Т-90 с экипажем из трех человек приводится в движение 12-цилиндровым двигателем диаметром 1000 мм, что позволяет ему развивать скорость 60 километров в час по дорогам и 50 километров в час по бездорожью.
Т-90 способен вести огонь усовершенствованным противотанковым управляемым ракетным комплексом 9М119 «Рефлекс», предназначенным для поражения танков с динамической защитой или вертолетов.
С точки зрения собственной защиты Т-90 защищен комбинацией динамической защиты «Контакт-5» на корпусе и башне, а также многослойной стальной броней.
Разработка и модернизация Т-90
Изначально проект Т-90 начинался как модернизация Т-72 на закате Советского Союза в 1980-х годах. К 1989 году проект превратился в отдельное и независимое предприятие , что привело к ограниченному серийному производству, начавшемуся в 1992 году.
В результате негативных отзывов о Т-72 и Т-80БВ во время первой войны в Персидском заливе и первой войны в Чечне российская военная промышленность почувствовала необходимость активно продавать Т-90 экспортной аудитории, чтобы компенсировать такую плохую прессу.
Вскоре экспорт Т-90 — Т-90С — привлек внимание российского военного руководства, которое первоначально заказало 200 экземпляров танка под обозначением Т-90А после лицензирования «урезанной» версии танка. танк для производства в Индии, где было построено 1000 шт. Т-90А получил прозвище «Владимир» после смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина
Новейшей версией Т-90 является Т-90М, который рекламируется как новый стандарт для московских Т-90, до которых Москва стремится обновить свой парк. Его основные улучшения по сравнению с Т-90А включают использование российской динамической защиты «Реликт» и улучшенную версию основного орудия, которая увеличивает дальность и точность Т-90М по сравнению с более ранними версиями.
Хотя Т-90М впервые был представлен миру в 2017 году , точное количество Т-90 на вооружении России сегодня установить сложно.
Хотя к концу 2021 года российские Вооруженные Силы должны были получить последние части заказа из 65 экземпляров Т-90М, не похоже, что у России есть много дополнительных образцов модернизированного танка помимо этой поставки, несмотря на заявление России. планирует использовать свой парк Т-90М в качестве современного заполнителя, чтобы продержаться до тех пор, пока не будет представлен Т-14 «Армата» (что вряд ли произойдет в ближайшее время).
Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)
Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.
Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.
Боевой танк России T-80БВМ
На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М “Инвар”
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел “Сосна-У” с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.
Радиостанция Р-168-25 У-2
Особенности трансмиссии
В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.
Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором расход значительно снижен.
Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.
У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа “Реликт”.
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.
Плюсы и минусы ГТД
Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
установке на танки и другие тяжелые боевые машины:
– Компактность;
– Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;
– По ресурсу ГТД в
два-три раза превосходят поршневые двигатели;
– Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
самолета;
– Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.
Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
недостатков:
– Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;
– ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
условиях;
– Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.
Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.
Модификации Т-80
- Т-80А, разработанный в середине 1970-х;
- Т-80У – модификация с различными техническими усовершенствованиями;
- Т-80УК – командирский вариант танка с дополнительными радиостанциями, навигационной системой и датчиками;
- Т-80УЕ – сконструированная в 1995 году модификация для греческого тендера;
- Т-80УМ1 «Барс», относительно новая модификация (1997 год). Отличалась усовершенствованным двигателем, системой кондиционирования, новой пушкой и установленными комплексами и системами;
- Т-80Б, принятый на вооружение в 1978 году;
- Т-80УД, «Береза», с зенитной пулеметной установкой и дизельным двигателем;
Также существовал целый ряд украинских модернизаций данного танка.
Применение в бою
- 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома;
- В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного;
- В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене. Один Т-80 был уничтожен, а еще один захватили повстанцы;
- В 2015 году на востоке Украины, в зоне вооруженного конфликта, было зарегистрировано множество Т-80 без опознавательных знаков на территории повстанцев.
Память о танке
Сегодня Т-80 можно увидеть во многих музеях мира:
- В поселке Архангельское, в Музее техники Вадима Задорожного;
- В Брянске, в Мемориальном комплексе «Партизанская поляна»;
- В Верхней Пышме, в Музее военной техники «Боевая слава Урала»;
- В Бронетанковом музее в Кубинке;
- В Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- В музее истории Т-34;
- В Украинском музее Великой Отечественной войны.
Также Т-80 установлен на постаменте во многих городах России: В Казани, в Москве и московской области, в Костроме, в Петербурге и в Южно-Сахалинске.
Тактико-технические характеристики
4.1 Размеры
- Длина корпуса, мм: Т-80 – 6780; 6982; Т-80У – 7012; Т-80УД — 7020
- Длина с пушкой вперёд, мм: Т-80 – 9656; Т-80Б (Т-80БВ) – 9651; Т-80У – 9556; Т-80УД — 9664
- Ширина корпуса, мм: Т-80 – 3525; Т-80Б (Т-80БВ) – 3582; Т-80У – 3603; Т-80УД — 3755
- Высота по крышу башни, мм: Т-80 – 2300; Т-80Б (Т-80БВ) – 2219; Т-80У, Т-80УД — 2215
- Клиренс, мм: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 451; Т-80УД – 529.
4.2 Бронирование
- Тип брони: противоснарядная, литая и катаная комбинированная и стальная
- Динамическая защита: Т-80У, Т-80УД – Контакт-5
- Активная защита: Т-80УД — «Штора».
4.3 Вооружение
- Марка пушки: Т-80 — 2А46-1; Т-80Б (Т-80БВ) – 2А46-2/2А46М-1; Т-80У – 2А46М-1/2А46М-4; Т-80УД – 2А46М-1
- Тип пушки: гладкоствольная пушка
- Калибр пушки: 125 мм
- Длина ствола, калибров: 48
- Боекомплект пушки: Т-80 – 40; Т-80Б (Т-80БВ) – 38; Т-80У, Т-80УД — 45
- Углы ВН, град.: −5…+14°
- Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0, БОПС: 3,7
- Прицелы: ночной перископический ТПН-3-49, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ, 1 × 12,7-мм НСВТ
- Управляемое вооружение: Т-80Б (Т-80БВ) — 9К112-1 «Кобра» / 9К119 «Рефлекс»; Т-80У — 9К119 «Рефлекс» / 9К119М «Рефлекс-М»; Т-80УД — 9К119 «Рефлекс».
4.4 Подвижность
- Марка и тип двигателя: Т-80 — ГТД-1000Т (газотурбинный); Т-80Б (Т-80БВ) — ГТД-1000ТФ (газотурбинный); Т-80У — ГТД-1000ТФ/ГТД-1250 (газотурбинный); Т-80УД – 6ТД (дизельный)
- Мощность двигателя, л. с.: Т-80, Т-80УД: 1000; Т-80Б (Т-80БВ): 1100; Т-80У – 1100/1250
- Скорость по шоссе, км/ч: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 70; Т-80УД — 60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: Т-80 – 50; Т-80У — 60
- Запас хода по шоссе, км: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ) – 500; Т-80У – 450; Т-80УД — 560
- Запас хода по пересечённой местности, км: 250
- Удельная мощность, л. с./т: Т-80 — 23,8; Т-80Б (Т-80БВ) — 25,8 (25,17); Т-80У — 21,74/27,2; Т-80УД — 21,7
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: Т-80 — 0,83; Т-80Б (Т-80БВ) — 0,865; Т-80У — 0,93; Т- 80УД — 0,924
- Преодолеваемый подъём, град.: 32°
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0
- Преодолеваемый ров, м: 2,85
- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ).
4.5 Остальные параметры
- Боевая масса, т: Т-80 – 42; Т-80Б (Т-80БВ) — 42,5 (43,7); Т-80У, Т-80УД – 46
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 3.
Семейство танков Т-80 (от Т-80 до Т-80 БВМ)
Танк Т-80
Это первый в мире танк с газотурбинным двигателем, который за характерный свист часто называют «вертолетным» или «реактивным». В качестве топлива может использоваться обычный бензин, керосин и дизельное топливо. В чрезвычайных ситуациях можно использовать мазут, природный газ, водяной газ, спирт, судовое топливо и даже угольный щебень.
Двигатель Т-80У развивает мощность 1250 л.с.; его максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч, а по пересеченной местности – 45 км/ч. Этот танк создавался в свое время для прорыва всей Европы, так как вероятность новой войны была очень высока. А двигатель позволял «есть» что угодно и постоянно двигаться вперед. Но были и минусы: техническая сложность ремонта и расход топлива. Танк можно было отремонтировать только на заводе и расход был около 8 литров на километр. Для сравнения, дизельный Т-72 потребляет всего 2-4 литра на 1 км.
Т-80 БВМ
Танк Т-80 БВМ, это последняя модель из семейства Т-80. Российская модернизация танка Т-80БВ семейства танков Т-80. Разработан и производиться Омским заводом транспортного машиностроения. Контракт модернизацию устаревших Т-80БВ до уровня Т-80БВМ был подписан с Минобороны РФ на форуме Армия-2017. Т-80БВМ уже поступил на вооружение российской армии.
История создания
Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «Объект 219 сп 1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На боевой машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова.
Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть.
Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками.
Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.
Танк Т-80 (первоначальный вариант) принят на вооружение Советской армии 6 июля 1976 года, серийно изготавливался с 1976 по 1978 годы.
Современные танки России
Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.
Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.
Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.
Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.
В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.
О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.
Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.
Танк будущего
Наконец в 1995 году с требованиями к перспективному танку FMBT (Future Main Battle Tank — «основной боевой танк будущего») примерно определились. Основным параметром должно было стать радикальное снижение веса — до 40 тонн. Достигалось это несколькими путями.
Проект 40-тонного перспективного ОБТ FMBT
Во-первых, с помощью отказа от обычной брони в пользу активной. Работы велись как над продвинутыми комплексами активной защиты, уничтожающими ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты) и «ломики» БОПС (бронебойные оперённые подкалиберные снаряды), так и над созданием принципиальной нового типа бронирования — электромагнитной брони. Попавший в такую броню снаряд вызывал бы мощный электрический импульс, выстреливающий в сторону угрозы металлическую пластину. От обычной ДЗ этот способ отличался высокой эффективностью против кинетических снарядов, а также возможностью применять её на любом типе техники, даже на лёгкой. В более продвинутом варианте по всей броне размещались датчики, обнаруживающие попадание и, определив его тип, за микросекунды создающие нужную, а главное экономную, ответную реакцию. В итоге броня толщиной в 40-50 мм ничем не уступала по стойкости плитам метровой толщины.
Работа КАЗ (комплекса активной защиты) на FMBT
Как и в задумке РЭНД, экипаж FMBT составили два человека. Но воевали они далеко не в одиночку. Камеры танка создавали полную картину окружающей обстановки и передавали её не только экипажу, но и в штаб. Благодаря непрерывной связи с командованием создавалось настоящее виртуальное поле боя. По сути, командир танка теперь сидел не в самой машине, а в штабе, далеко в тылу. Основное оружие бронеединицы — орудие калибра 90-100 мм с жидким метательным веществом, обеспечивающим начальную скорость снаряда в 3000 м/с. Этого хватало даже для поражения целей, недоступных для 140-мм орудий.
Макет FMBT в сравнении с «Абрамсом»
И это было только начало. Если FMBT, запланированный в серию к 2010 году, был достаточно реалистичен, то дальше мечты военных ушли совсем в фантастику. Сначала на танк должны были встать электромагнитные орудия калибром 40-50 мм. С появлением новых источников энергии его можно было бы снизить даже до 30 мм, сохранив возможность поражать цели с любым уровнем бронирования. Эти же орудия можно сделать автоматическими, превратив танк в универсальную боевую единицу, способную даже выполнять роль ПВО и ПРО (противовоздушной и противоракетной обороны). Обычный КАЗ (комплекс активной защиты) заменялся на лазер, сжигающий ракеты и повреждающий снаряды. В освободившееся от боекомплекта место можно было посадить двух бойцов в виртуальной реальности управляющих целыми подразделениями роботов-танков поддержки.
Проект перспективного ОБТ 2040-х годов
Обратите внимание на панели, предназначенные для получения энергии со спутников при помощи микроволнового излучения
Облегчённый вариант М1А3
В новых реалиях американские военные смотрят на ОБТ, с одной стороны, как на машину поддержки, способную прикрыть пехоту огнём, и, с другой стороны, достаточно защищённую для размещения важной электроники — например, серверов подразделений роботов-танков. Но пока это всего лишь планы, и ситуация может в корне измениться
Танки и бронетехника государств мира
Танки Австрии | |||
Танк SK-105 «Кирасир» | |||
Танки Аргентины | |||
Танк «Там» | |||
Танки Бразилии | |||
Танк «Озорио» | Танк «Тамойо» | ||
Танки Израиля | |||
Танки «Меркава» | Танк Merkava Мк.1 | ||
Танк Merkava Мк.2 | Танк Merkava Мк.3 | ||
Танк Merkava Mk.4 | Dor Dalet Танк «Меркава» Мк.3 | ||
Танки Индии | |||
Танк «Арджун» | |||
Танки Ирана | |||
Танки «Зульфикар» | |||
Танки Китая | |||
Танк «Тип 99» | Танк «Тип 80» | ||
Танк «Тип 79» | Танк «Тип 69» | ||
Танк «Тип 63А» | |||
Танки Пакистана | |||
Танк «Аль Халид» | |||
Танки Швейцарии | |||
Танк Рz68 (Panzer 68) | Танк Рz61 (Panzer 61) | ||
Танки Швеции | |||
Танк Strv-103 | |||
Танки ЮАР | |||
Танк «Олифант» | |||
Танки Южной Кореи | |||
Танк К1 (Тип 88) | |||
Танки Японии | |||
Танк «Тип 74» | Танк «Тип 90» | ||
Танк Type 10 (ТК-Х и МВТ-Х) |