Танк Т-90 (Россия)

Проблемы

Многие говорят, что если есть активна броня танка, он выйдет победителем из любой переделки. Но у всех систем защиты есть общие недочёты. Неясно, как комплекс будет работать при внушительной тряске. Многие ПТУРы (к примеру, FGM-148 Javelin) попадают в крышу танка, в обход защищённого периметра. Взрыв в нескольких метрах от «железного гиганта», возможно, повредит оборудование, размещённое на крыше. Наверняка выйдет из строя и защитная система.

Также конечная производительность устройства с необходимостью перезарядки не позволяет защищаться от множественных атак с одной стороны. Именно эту особенность учли при разработке РПГ-30, оснащённую передовым боезарядом, который обеспечивает работу защитного устройства на расстоянии безопасном для реактивной гранаты.

Модификации

В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ “Эсса” стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты “Реликт” месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек, ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа “Реликт”.

Динамическая броня “Реликт”

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс “Сосна-У”

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты “Арена-Е”
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
“Europäische Sicherheit & Technik”

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита “Контакт-5”, защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны – стандарт для всех модификаций.

Основные боевые танки: неубиваемые Т-72 и Т-90

Родоначальником принципиально нового класса боевых машин, впоследствии названных “основными боевыми танками”, был танк Т-64, разработанный в Харькове в конце 50-х годов. Но Т-64 не принимал участия в войнах, а вот танки Т-72 и Т-90 прошли славный боевой путь.

Т-72 наводили ужас на противника в ирано-иракском конфликте. На вооружении иракской армии было не менее 100 боевых машин. Иранский офицер, командир танковой роты Адар Фороузан вспоминал, что самым опасным оружием Ирака были танки Т-72: «Иракцы были частично оснащены новыми танками Т-72. Они имели хорошую скорость и огневую мощь, а их броня защищала от РПГ нашей пехоты. Т-72 был очень опасной угрозой для нас». Рассказывая о первом бое против Т-72 при наступлении в районе Дашт-Аббас весной 1982 года, он пишет: «В мой танк «Чифтен» попали. Взорвались пары топлива, ударной волной сорвало шлемофон. Все мы выскочили из танка и дальше бежали пешком».

Танкостроение в РФ

В ходе первых шагов «демократии» Российская Федерация официально распорядилась начать производство нового типа танков. Они должны были стать усовершенствованной версией Т-72. Так появился популярный Т-80 с гораздо более современной защитой.


Подбитый танк Т-90 в Запорожской области, Украина 2022 год

Неудачные действия Т-72 в Ираке во время участия в операции «Буря в пустыне» существенно повлияли на международные продажи. Следовательно, снова возникла необходимость в усовершенствовании, которым в этом отношении мог стать танк Т-88, его модификация, переходящая в Т-90. В 1999 году скончался директор КБ Уралвагонзавода Владимир Поткин, и в его честь танк стал неофициально носить имя своего создателя.

Огневая мощь танка Т-14

Основное и дополнительное вооружение, характеристики

Основное орудие танка 125-мм гладкоствольная пушка с дистанционным цифровым управлением. Орудие совмещено с заряжающим аппаратом карусельного типа. Дальность стрельбы 7 км, скорострельность 12 выстрелов в минуту, боекомплект 40 снарядов. Танк может быть легко переоборудован на пушку калибра 152 мм, которая существенно повысит бронебойность, но при этом уменьшится боекомплект.

Пулеметное вооружения танка составляет зенитный пулемет «Корд» калибром 12.7 мм. Пулемет размещен в индивидуальной башни, управляется дистанционно. «Корд» способен поражать воздушные цели на расстоянии 1,5 км, в том числе низколетящие с высокой скоростью перемещения. Зенитный пулемет интегрирован в систему активной защиты танка.

Второй пулемет имеющийся на вооружении — танковый пулемет Калашникова (ПКТМ), он спарен с орудие и предназначен для поражения живой силы противника. Калибр пулемета 7,62 мм.

Система управления огнём и прицельные приборы

С целью повышения эффективности поражения техники и живой силы противника, на танке Т-14 «Армата» используется система управления огнем. Данная система отличается простотой управления. Захват и сопровождения цели похожи на управление танком в компьютерном игровом симуляторе.

На крыше танка установлены различные приборы и датчики, сведения с которых поступают в баллистический вычислитель, который автоматически производит необходимый расчёт и наведение орудия на цель. При наведении используются следующие данные:

  • Показания навигационной системы ГЛОНАСС;
  • Скорость ветра, температура и влажность воздуха;
  • Изгиб ствола орудия;
  • Показания гироскопа.

Комплекс управляемого вооружения

В танке «Армата» реализована возможность запуска ракет комплекса «Рефлекс-М», через ствол орудия. Управляемые ракеты предназначены для поражения танков и вертолетов противника, а также хорошо укрепленных наземных целей ( ДОТов, ДЗОТов).

Танки и бронетехника государств мира

Танки Австрии
Танк SK-105 «Кирасир»
Танки Аргентины
Танк «Там»
Танки Бразилии
Танк «Озорио»Танк «Тамойо»
Танки Израиля
Танки «Меркава»Танк Merkava Мк.1
Танк Merkava Мк.2Танк Merkava Мк.3
Танк Merkava Mk.4Dor Dalet
Танк «Меркава» Мк.3
Танки Индии
Танк «Арджун»
Танки Ирана
Танки «Зульфикар»
Танки Китая
Танк «Тип 99»Танк «Тип 80»
Танк «Тип 79»Танк «Тип 69»
Танк «Тип 63А»
Танки Пакистана
Танк «Аль Халид»
Танки Швейцарии
Танк Рz68 (Panzer 68)Танк Рz61 (Panzer 61)
Танки Швеции
Танк Strv-103
Танки ЮАР
Танк «Олифант»
Танки Южной Кореи
Танк К1 (Тип 88)
Танки Японии
Танк «Тип 74»Танк «Тип 90»
Танк Type 10 (ТК-Х и МВТ-Х)

Челябинские «тридцатьчетверки»

В июле 1942 года перед ЧТЗ поставлена важная и ответственная задача – очень быстро наладить производство средних танков Т-34. Этот танк уже успел показать себя в деле – принес победу в боях за Москву и Сталинград.

В истории танкостроения не было таких примеров, чтобы всего за один месяц предприятие освоило новую машину. И это в самый разгар войны. Завод подвергся реконструкции: за несколько дней было установлено более тысячи новых станков, около 700 перенесли из одного цеха в другой. Нужно было успеть сконструировать и приготовить несколько тысяч штампов, инструментов, а тысячи специалистов обучить, как работать с ними. Чертежи деталей танка Т-34 цеха получают 22 июля 1942 года, а спустя месяц готова первая челябинская «тридцатьчетверка».

К концу 1943 года завод собирал по 25 танков Т-34 ежедневно. Кстати, один из них можно увидеть сегодня на склоне Мамаева кургана – знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник».

Семейство танков Т-90 (от Т -90 А «Владимир» до Т—90АМ/Т—90М).

Т-90А «Владимир» 

Прозвище «Владимир» взято из фамилии главного конструктора танка. Так правительство Российской Федерации почтило память его создателя. 

Одной из отличительных особенностей серии Т-90А является инфракрасная система наведения «Занавес» и защита нового поколения от лазерных систем наведения.

Т-90А имеет «сказочный» двигатель мощностью 1000 л.с. Он не такой прожорливый, как внутри Т-80У, но почти равный по скорости.

В 2011 году закупки Т-90 для российской армии были прекращены, чтобы высвободить средства на новый Т-14 «Армата». По этой причине отказались от самых последних модификаций Т-90, которые уже имеют модульную динамическую защиту «Реликт».

В настоящее время на вооружении находится около 400 танков Т-90, большинство из них модификации «А». На складе также около 200 единиц. После Т-90 А стали выпускать модернизации

Т—90АМ/Т—90М) — глубокая модернизация основного боевого танка Т—90. Экспортные версии этих модификаций танка известны под наименованиями Т—90СМ/МС.

Т-90: самый современный основной боевой танк России? – Учитывая давнюю зависимость России от использования на поле боя огромного количества бронетехники , Россия всегда стремится модернизировать и обновлять свой танковый парк, где это возможно.

Разработка и модернизация Т-90 были важным элементом этого с момента распада Советского Союза и по сегодняшний день, несмотря на плохую работу танка в Украине.

Что такое Т-90?

Россия представляет Т-90 как один из самых современных танков, стоящих на вооружении сегодня. Вооруженный 125-мм пушкой 2А46М с автоматическим заряжанием, Т-90 в базовой комплектации имеет дальность стрельбы 5 км и дополнительно оснащен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом КОРД и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПТКМ.

Базовая версия Т-90 с экипажем из трех человек приводится в движение 12-цилиндровым двигателем диаметром 1000 мм, что позволяет ему развивать скорость 60 километров в час по дорогам и 50 километров в час по бездорожью.

Т-90 способен вести огонь усовершенствованным противотанковым управляемым ракетным комплексом 9М119 «Рефлекс», предназначенным для поражения танков с динамической защитой или вертолетов.

С точки зрения собственной защиты Т-90 защищен комбинацией динамической защиты «Контакт-5» на корпусе и башне, а также многослойной стальной броней.

Разработка и модернизация Т-90

Изначально проект Т-90 начинался как модернизация Т-72 на закате Советского Союза в 1980-х годах. К 1989 году проект превратился в отдельное и независимое предприятие , что привело к ограниченному серийному производству, начавшемуся в 1992 году.

В результате негативных отзывов о Т-72 и Т-80БВ во время первой войны в Персидском заливе и первой войны в Чечне российская военная промышленность почувствовала необходимость активно продавать Т-90 экспортной аудитории, чтобы компенсировать такую ​​​​плохую прессу.

Вскоре экспорт Т-90 — Т-90С — привлек внимание российского военного руководства, которое первоначально заказало 200 экземпляров танка под обозначением Т-90А после лицензирования «урезанной» версии танка. танк для производства в Индии, где было построено 1000 шт. Т-90А получил прозвище «Владимир» после смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина

Новейшей версией Т-90 является Т-90М, который рекламируется как новый стандарт для московских Т-90, до которых Москва стремится обновить свой парк. Его основные улучшения по сравнению с Т-90А включают использование российской динамической защиты «Реликт» и улучшенную версию основного орудия, которая увеличивает дальность и точность Т-90М по сравнению с более ранними версиями.

Хотя Т-90М впервые был представлен миру в 2017 году , точное количество Т-90 на вооружении России сегодня установить сложно.

Хотя к концу 2021 года российские Вооруженные Силы должны были получить последние части заказа из 65 экземпляров Т-90М, не похоже, что у России есть много дополнительных образцов модернизированного танка помимо этой поставки, несмотря на заявление России. планирует использовать свой парк Т-90М в качестве современного заполнителя, чтобы продержаться до тех пор, пока не будет представлен Т-14 «Армата» (что вряд ли произойдет в ближайшее время).

Защита

Если ранее защита танка заключалась исключительно в его бронировании, то теперь её дополняют различные довольно продвинутые системы, которые чаще более эффективны чем, собственно, броня. Но начнём всё же с брони.

Т-90 М Прорыв имеет сварной корпус и такую же башню сделанные из броневой стали средней твёрдости. При этом лобовые детали корпуса и башня целиком сделаны из многослойной брони ещё более стойкие к попаданиям кумулятивных и бронебойных боеприпасов.

Данных по толщинам брони мне найти не удалось. В источниках приводятся данные что лобовая броня равноценна 800-830 мм катаной броневой стали. Естественно, динамическая защите увеличивает этот показатель. Указывается что с ней его броня эквивалентна 1150-1350 мм обычной брони. Из всего этого можно сделать вывод что реальная толщина композитной брони на Т-90 несколько тоньше.

Что касается динамической защите, то на машине установлена самая последняя версия этой системы – «Контакт-5». Внешне она отличается от своего аналога, скажем на Т-72, очень плотной подгонкой блоков динамической защиты друг к другу, практически исключающей незащищённые ею площади.

Другой важной и очень эффективной защитной системой является система активной защиты «Арена-М». Принцип ее работы заключается в том, что, обнаружив локатором атакующую машину объект, управляемую ракету или гранатометный выстрел, а также, например, «неперехватываемый ничем» бронебойный танковый снаряд, система выстреливает в направлении цели сноп поражающих элементов

То есть атаку американского переносного противотанкового ракетного комплекса Javelin или от РПГ-7, который наиболее часто используется в военных конфликтах, она остановит точно. Что касается подкалиберного танкового «лома», то вряд ли, она его остановит, но скорость его полета замедлит точно, а вместе с ним и его пробивные возможности.

Ну и последним, важным элементом, влияющим на живучесть машины и выживаемость экипажа, является автомат заряжания (АЗ) Т-90. У танка он не карусельный, как у всех других танков родом из СССР, расположенный в корпусе под башней, из-за которого очень часто происходит подрыв боекомплекта, сопровождающийся «красивым» полётом башни и гибелью всего экипажа. На Т-90 Прорыв, АЗ расположен в задней части башни и отделён от остальной башни довольно толстым листом брони. По замыслу конструкторов, попадание в боекомплект не должно убить экипаж, хотя танк, судя по всему, из строя он выведет. При этом боекомплект должен детонировать по сути вне танка и не повредить его основным системам и экипажу.

«Владимир» — новый российский танк

Внимательно изучив опыт боев в Чечне, российские военные умельцы внесли серьезные изменения в конструкцию самого массового российского танка — Т-72, сумев создать практически новую боевую машину, получившую индекс Т-90. По тем временам, в 90-х годах прошлого века, это был один из самых современных танков, не уступающий своим западным аналогам. Он получился настолько удачным, что после смерти главного конструктора Владимира Поткина машине, в знак уважения, был присвоен словесный индекс «Владимир».

Однако времена были тяжелые, денег в стране не было, и выпуск нового танка оказался под угрозой срыва. Шла активная приватизация советского наследства. Какое властям было дело до нового танка и умирающего завода в Нижнем Тагиле?

Положение дел спас большой индийский заказ. Индия, которая в своем противостоянии с Пакистаном традиционно делала ставку на танки, заинтересовалась новой российской машиной и сделала заказ на поставку нескольких сотен танков Т-90.

В результате за счет разработки экспортного варианта танка Т-90 С удалось не только спасти погибающее производство, но и получить средства на дальнейшее его развитие.

Следом за Индией машиной заинтересовались Алжир, Азербайджан и Казахстан. По условиям контракта 2018 года намечена поставка российских танков во Вьетнам. Всего на экспорт, начиная с 2001 года, было поставлено около 1500 машин этого типа. Тогда же началось производство варианта танка для российской армии, получившего индекс Т-90 А. Сегодня этот танк составляет основу наших бронетанковых войск.

Устройство в общем

Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий