К-30 – К-МД – изделие 300

Р-60 / Р-60М – AA-8 APHID

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 – AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К – экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М – AA-8B APHID-BРакета Р-60МК – экспортный вариант – AA-8C APHID-C   Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне – НПО “Молния”). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО “Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана – в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4  в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы – А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет – на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом “Коммунар” (ныне – “Дукс”)..Первое упоминание в западной специализированной прессе – 1976 г. – западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.

Перспективы

В будущем ракета РВВ-АЕ должна получить пассивный режим самонаведения на цель и возможность активной защиты самолета-носителя. Кроме того, двигатель ракеты «воздух-воздух» может стать комбинированным ракетно-прямоточным. Такая модернизация позволит увеличить дальность пуска ракеты, особенно на небольших высотах.

Истребители пятого поколения предполагают размещение ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Это положительно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и улучшает его летные возможности в целом. Вместе с тем, данное требование накладывает жесткие ограничения на массу и габариты ракет, а также предполагает замену традиционных пусковых устройств на катапультные.

Перспективные ракеты получат радиолокационные головки самонаведения, который будут использовать допплеровский эффект и эффект вторичной модуляции. Таким образом повысится «избирательность» ракеты при атаке группы самолетов противника. Особым направление в развитии радиолокационных головок самонаведения станет их способность к использованию эффекта вторичной модуляции от несущего винта вертолета. Разумеется, авиационные ракеты «воздух-воздух» будут развиваться параллельно с БРЛС истребителей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными тенденциями в развитии рассматриваемых ракет будут:

  1. Увеличение дальности пуска. Достигается при помощи совершенствования ракетных моторов и головок самонаведения.
  2. Повышение точности наведения на цель вплоть до идентификации ее отдельных частей.
  3. Усовершенствования боевых характеристик. Достигается в основном с помощью оптимизации зоны действия поражающих факторов.
  4. Повышение маневренности.
  5. Расширение диапазона задач, выполняемых самонаводящимися головками.
  6. Повышение помехозащищенности головок.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.

,

,

,

,

,

,

,

), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Рождение нового зенитно-ракетного комплекса

В основу технических требований, предъявляемых к новым ракетным комплексам, легли замечания военных. Командование ПВО страны, высшее военное руководство поставило перед конструкторами задачу создать мобильный унифицированный для разных родов войск зенитно-ракетный комплекс. Главными условиями проекта являлись мобильность, широкий диапазон поражения целей по высоте, большая дальность и высокий темп стрельбы.

Работа над проектом началась еще в 1969 году. В течение 5 лет шла долгая и кропотливая работа по всем направлениям, от создания новой зенитной ракеты и систем управления до разработки стартовой и транспортной базы. Комплекс создавался в условиях тесной кооперации. Учитывая тот факт, что новый ЗРК должен стать универсальным, каждая модификация имела своих разработчиков. Так комплекс С-300В, рассчитанный на вооружение сухопутных армейских частей, создавался в НИИ-20. Морскую версию ЗРС создавали во ВНИИ «Альтаир». Головной разработчик ракетного комплекса С-300П для нужд войск ПВО страны – Центральное Конструкторское Бюро «Алмаз».

Несмотря на то, что общая проектная и технологическая база для создаваемых комплексов была унифицирована, добиться полной унификации ракетных комплексов не удалось. Морские и сухопутные варианты ракетного комплекса похожи только внешне и имеют унификацию только наполовину. Наибольшие различия в создаваемых системах приходились на оборудование РЛС и средства слежения. Главной изюминкой проекта должна была стать зенитная ракета 5В55 комплекса С-300, которая являлась мощным оружием поражения воздушных целей. На первой версии масса боевой части составляла 133 кг боевую часть. Бесконтактный взрыватель радиолокационного действия позволяет приводить осколочную боевую часть ракеты в действие на заданной высоте. Основной поражающий элемент – стальные кубики.

Созданное оружие позволяло решать следующие задачи:

  • оборона крупных военных и промышленных объектов;
  • защита административных населенных пунктов союзного назначения;
  • защита военных баз флота и авиации, пунктов управления войсками.

Основными целями для нового ЗРК являлись баллистические и крылатые ракеты, которые советская система могла сбивать на любой высоте от 250 м до 27км и на дальности от 5 до 50 км. Комплекс обладал двумя ЭВМ, способными обрабатывать информацию по обнаружению и сопровождению целей. Бортовая РЛС в состоянии отслеживать до 100 целей, давать целеуказание на 6 или на 12 целей сразу для 2 ракет.

Зенитная ракета зенитно-ракетного комплекса С 300 могла сбивать цели, скорость которых достигает 2Max. Более поздние версии ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ уже готовы уничтожать цели, несущиеся со скоростью в 8 раз превышающую скорость звука. Темп стрельбы составляет 2 ракеты в течение 3-4 секунд. В состав одного зенитно-ракетного дивизиона обычно входит 12 пусковых установок. Единый пункт управления может одновременно осуществлять контроль всех 12 пусковых установок, раздавая параметры цели и отслеживая воздушный горизонт в заданном секторе.

К-37 / Р-37 / РВВ-БД – AA-13 ARROW

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)К-37 / Р-37 / “изделие 610” – AA-X-13 ARROWК-37М / РВВ-БД / “изделие 610М” – AA-13 ARROW 
Ракета “воздух-воздух” большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата  ГосМКБ “Вымпел” по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) – совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).Первое появление на публике – Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) – ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа – ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией “Тактическое Ракетное Вооружение” (КТРВ) в лице ГосМКБ “Вымпел” ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД – AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).

История эксплуатации

24 февраля 1996 года два Cessna 337 из Братья спешат на помощь были сбиты во время полета над международными водами в 10 морских милях от кубинского воздушного пространства на истребителе кубинских ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.

Во время эритрейско-эфиопской войны с мая 1998 по июнь 2000 года ракеты Р-73 использовались в бою как эфиопскими Су -27 и эритрейские МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с инфракрасным самонаведением.

18 марта 2008 года МиГ-29 Опорой ВВС России перехватил грузинский БПЛА Elbit Hermes 450 над Абхазией. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73.

Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время авиаудара 2019 Джамму и Кашмир. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.

Внешние ссылки

Ракеты по типу

Ракетные аэробаллистический  · баллистической ракеты  · зенитной радар  · ракета воздух-воздух  · Ракетные воздух-земля  · противотанковый ракетный  · ПКР  · ракетными противолодочной  · Ракетные ASAT  · Ballistic Missile  · Ракетные изменение средней  · Ракетные Круизный  · ракеты наземного mer  · ядерная ракета  · ракета воздух-поверхность
См. Также: Торпеда  · Воздушная торпеда  · Ракета  · Управляемая бомба  · Летающая бомба  · Противоракетная оборона  · Батарейные авиационные ракеты.

Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначение НАТО )

Ракеты класса “воздух-воздух” Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь )  • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 )  • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб )  • Шило AA-4  • Ясень AA-5  • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий )  • R-23 ( AA-7 Apex )  • R-60 ( AA-8 Aphid )  • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos )  • R-27 ( AA-10 Alamo )  • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer )  • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder )  • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow )
Ракеты класса “воздух-поверхность” КС-1 Комет ( Питомник АС-1 )  • К-10С ( Кенгуру АС-2 )  • Х-20 ( Кенгуру АС-3 )  • Х-22 ( Кухня АС-4 )  • КСР-2 ( Кельт АС-5 )  • KSR-5 ( AS-6 Kingfish )  • Kh-23 ( AS-7 Kerry )  • Kh-28 ( AS-9 Kyle )  • Kh-25 ( AS-10 Karen )  • Kh-58 ( AS-11 Kilter )  • Х-25 ( АС-12 Кеглер )  • Х-29 ( АС-14 Кедж )  • Х-55 ( АС-15 Кент )  • Х-15 ( АС-16 Отдача )  • Х-31 ( АС-17 Криптон )  • Х-59 ( АС-18 Казоо )  • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала )  • Х-35 ( Байдарка АС-20 )  • Х-47М2 ( Кинжал )
Зенитные ракеты
Зенитные ракеты С-25 Беркут ( Гильдия СА-1 )  • С-75 Двина ( Гайд по СА-2 )  • С-125 ( СА-3 Гоа )  • 2К11 Круг ( СА-4 Ганеф )  • С-200 Ангара / Вега / Дубна ( СА-5 Гаммон )  • 2К12 Куб ( СА-6 Гайнфул )  • 9К32 Стрела-2 ( СА-7 Грааль )  • 9К33 Оса ( СА-8 Геккон )  • 9К31 Стрела-1 ( СА-9 Гаскин )  • С-300 ( SA-10 Grumble )  • SA-11 Овод  • S-300 ( SA-12 Gladiator / Giant )  • 9K35 Стрела-10 ( SA-13 Gopher )  • 9K34 Стрела-3 ( SA-14 Gremlin )  • 9K330 Tor-M1 ( SA-15 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-16 Gimlet )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-17 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-18 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-19 ​​Grison )  • S- 300 ( SA-20 Gargoyle )  • S-400 Triumph ( SA-21 Growler )  • Панцирь S-1 ( SA-22 Greyhound )  • С-300VM ( SA-23 Gladiator / Giant )  • 9K38 Игла ( SA-24 Grinch )  • Наземный Тор-М2У ( СА-Тор-М2У )  • С-500
Ракеты класса “воздух-воздух” СА-Н-1 Гоа  • С-75 Двина ( Гайд по СА-Н-2 )  • М-11 Шторм ( Кубок СА-Н-3 )  • 9К33 Оса ( СА-Н-4 Геккон )  • 9К32 Стрела-2 ( СА -Н-5 Грааль )  • С-300 ( СА-Н-6 Грамбл )  • 9К37 Бук-М1-2 ( СА-Н-7 Овод )  • 9К34 Стрела-3 ( СА-Н-8 Гремлин )  • 9К330 Тор- М1 ( SA-N-9 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-N-10 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-N-11 Grison )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-N-12 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-N-14 Рябчик )  • С-300 ( Горгулья SA-N-20 )
Ракеты класса “земля-земля”
Ракеты класса “земля-земля” GR-1 ( SS-X-10 Scrag )  • R-1 ( SS-1 Scunner ) / SS-1 Scud  • R-2 ( SS-2 Sibling )  • R-5 Победа ( SS-3 Shyster )  • R- 12 Двина ( SS-4 Sandal )  • R-14 Чусовая ( SS-5 Skean )  • R-7 Semiorka ( SS-6 Sapwood )  • R-16 ( SS-7 Saddler )  • R-9 ( SS-8 Sasin )  • Циклон Р-6 ( SS-9 Scarp )  • UR-200 ( SS-10 Scrag )  • UR-100 ( SS-11 Sego )  • Temp-S ( масштабная доска SS-12 )  • RS-12 ( SS-13 Savage )  • RT-15 ( SS-14 Scamp / Scapegoat )  • PL-1 ( SS-15 Scrooge )  • RS-14 ( SS-16 Sinner )  • RS-16 ( SS-17 Spanker )  • R-36 ( SS- 18 Satan )  • UR-100N ( SS-19 Stiletto )  • RSD-10 Pioneer ( SS-20 Sabre )  • OTR-21 Tochka ( SS-21 Scarab )  • OTR-23 ( SS-23 Spider )  • RT-23 Молодец ( Скальпель SS-24 )  • Тополь РС-12М ( Серп SS-25 )  • Искандер ( Камень SS-26 )  • 9М729 ( SSC-8 )  • Тополь-М ( Серп SS-27 В1 )  • Ярс РС-24 ( SS -X-29 )  • РС-28 Сармат ( SS-X-30 )
Ракеты класса “море-море” P-1 ( SS-N-1 Скруббер )  • P-15 Termit ( SS-N-2 Styx )  • P-5 Пятиорка ( SS-N-3 Shaddock )  • R-13 ( SS-N-4 )  • R -21 ( SS-N-5 Sark )  • R-27 Zyb ( SS-N-6 серб )  • P-70 Ametist ( SS-N-7 Starbright )  • R-29 ( SS-N-8 Sawfly )  • P -120 Малахит ( SS-N-9 Siren )  • P-35 Bazalt ( SS-N-12 Sandbox )  • R-27 Zyb ( SS-NX-13 )  • Противокорабельный комплекс Metel ( SS-N-14 Silex )  • РПК-2 «Вьюга» ( SS-N-15 Starfish )  • 100-RU Ведер ( SS-N-16 Stallion )  • RSM-45 ( SS-N-17 Snipe )  • RSM-50 Volna ( SS-N-18 Stingray). )  • П-700 Гранит ( кораблекрушение SS-N-19 )  • РСМ-52 Тайфун ( SS-N-20 Осетр )  • РК-55 ( SS-N-21 Сампсон )  • П-270 Москит ( SS-N-22 Загар )  • Р-29РМ «Штиль» ( SS-N-23 Skiff )  • R-29RMU Sineva ( SS-N-23 Sineva )  • R-29RMU2 Layner ( лайнер SS-N-23 )  • Метеорит Х-90 ( SS-N -24 Scorpion )  • Х-35 ( SS-N-25 Switchblade )  • P-800 Оникс ( SS-N-26 Strobile )  • Калибр 3M-54 ( SS-N-27 )  • R-30 Boulava ( SS-NX -30 )  • Циркон ( SS-N-33 )
Противотанковые ракеты Люциан  АТ-1  • Мухобойка АТ-2 (ru)  • Малютка 9М14 ( Саггер АТ-3 ) • Фагот 9К111 ( штуцер АТ-4 ) • 9М113 Конкурс ( Спандрель АТ-5 ) • 9К114 Чтурм ( Спираль АТ-6 ) • АТ -7 Saxhorn  • AT-8 Songster  • 9M120 Ataka -V ( AT-9 Spiral-2 ) • AT-10 Stabber  • 9M119 ( AT-11 Sniper ) • AT-12 Swinger  • AT-13 Saxhorn-2  • 9M133 Kornet ( АТ-14 Спригган ) • АТ-15 Спрингер  • 9К121 Вихрь ( АТ-16 Лук )
Код НАТО в курсивом

История

Начавшиеся в ОКБ-2 Минпрома России под руководством Д.Л. Томашевича исследования этой ракеты начались в 1951 году , первые испытательные стрельбы состоялись в году на Яковлевском Як-25 .

Изначально К-5 проектировался как легкое оружие, поэтому его можно было разместить на нынешнем истребителе МиГ-15 , и было оговорено, что этот истребитель может нести четыре, что повысит его шансы поразить цель. . В рассекреченных документах ракета получила прозвище «огненный шар» ( рус  .: «ШМ» , ШМ).

Управление НИИ-17 отвечает за разработку РЛС, адаптированной к этому новому вооружению. В очень короткие сроки на базе всепогодной РЛС РП-1У «Изумуруд» ( изумруд ), установленной на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 , была разработана модель РП-2У «Изумуруд-2» , которая будет устанавливаться на следующих модификациях МиГ-17, МиГ-19 и первых серий Як-25 .

Первая автономная стрельба проекта «болид» проведена с МиГ-17П.8 октября 1953 г., в центре авиационных экспериментов в Ахтубинске , городе Астраханской области . Затем в марте 1955 года ракета произвела серию выстрелов по беспилотным мишеням и поразила первую цель с восьмого дня.

В году ракета поступила на вооружение под названием «  Грушин / Томашевит РС-1У  » для оснащения МиГ-17ПФУ и МиГ-19П , на которых она была связана с РЛС РП-2У (Изумруд-2) . Эта новая версия МиГ-17, МиГ-17ПФУ, была создана специально для него. Это будет единственный вариант этого самолета, который будет оснащен 4 ракетами РС-1У, размещенными на 4 пусковых установках 369-Вт .

Усовершенствованная версия К-5, К-5М , разработана для истребителя МиГ-19 с увеличенными аэродинамическими характеристиками, большей стабильностью, большей боевой частью, более мощным двигателем и увеличенной дальностью полета. Он был испытан очень быстро, во Владимировке, весной 1956 года, и быстро получил хорошие результаты с МиГ-19. После принятия резолюции п O  1343 619ss Совета Министров СССР,28 ноября 1957 г., он обозначается С-2-У ( РС-2У ). Серия МиГ-19PM ( «продукт 65» ), летательный аппарат , специально предназначенного для использования этих ракет контролируются завод п о  21 Горьких, который производит 369 единиц, из до .

К концу 1950-х годов К-5 считался устаревшим, и никаких будущих приложений для будущих устройств не планировалось. Тем не менее, обстоятельство и ситуация в СССР в то время сделали , что с некоторыми изменениями, он стал базовым вооружением Су-9 в ПВО Strany . Су-9 был самым быстрым высотным перехватчиком, доступным советским войскам в начале 1960-х годов. Этот улучшенный вариант К-5М получил обозначение К-5МС ( РС-2УС ), но в ряде документов используется обозначение К-51 .

После принятия постановления 12- й  Военно-промышленной комиссии3 марта 1958 г., Было решено проверить ракету К-51 на одном из первых самолетов Су-9 продуктов в серии, серийный номер 0103. Завод п о  53 также содержит три дополнительных испытаний воздушных судов в мае и июле. ВМай 1958 г.Летчик-испытатель Владимир Ильин принимает первый самолет, оснащенный ракетами К-51, Т-43-1, опытный образец Су-9, который по этому случаю получил название ПТ-8. Под крылом этого самолета были установлены пусковые установки АПУ-19 (внутренняя пара) и АПА-20 (внешняя пара), оснащенные их ракетами. В ходе летных испытаний комбинации «Су-9 / К-51» было определено, что ракеты могут использоваться в диапазонах высот от 7 до 20  км и что автономный огонь возможен на максимальной высоте до 23  км .

В 10 октября 1960 г.Подписание указа п O  1108-460 Советом Министров СССР заявил , самолет был сертифицирован для оперативного использования ракеты К-51. По этому поводу его переименовали в Су-9-51. Он официально становится первым советским бортовым зенитным ракетным комплексом перехвата. Оснащен РЛС CDD-30 (RP9) . Впоследствии он будет оснащен радиолокационной станцией Z0T (РП-21) CD-30 CD-версии , которая затем будет установлена ​​на большом количестве самолетов, например на МиГ-21ПФ .

После разработки новой версии К-55 , взяв на себя инфракрасную и радиолокационную головки самонаведения ракеты К-13 (Р-3), ракета также будет установлена ​​на МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

В году были проведены испытания по отработке применения ракет РС-2УС по наземным целям. Такое использование ракеты было вполне возможно, но создавало много проблем. Это действительно было непрактично, потому что ракеты несли слишком низкий боевой заряд, а система наведения была недостаточно точной. Ракета Х-23 , являющаяся производным от К-5, в значительной степени решит эти проблемы, будучи модифицированной для несения большего военного заряда.

Китай производит его, локальная копия, то PL-1 , оснастить его перехватчик J-6B (А МиГ-19 производится по лицензии).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий