Броненосцы и линкоры Балтийского флота (1870-1917 г.г.)

1854 год. Восточная (Крымская) война. Винтовая паровая канонерская лодка «Туча»

Времена были непростые: только что закончилась Восточная (она же Крымская) война 1853-1856 годов, в ходе которой тёмные силы в лице Российской империи сражались со светлой коалицией демократических империй (Британская, Французская, Османская империи, а также Пруссия и Австрийская империя на скамейке запасных). Война шла за сакральное право сказать: “Крым – наш”, а точнее – за вытеснение России с берегов Черного моря и из Закавказья.
Наряду с широко известной обороной Севастополя состоялась и героическая защита Дальнего Востока. В августе 1854 года фрегат «Аврора» (да-да, знакомое имя, которое потом было передано главному символу Октябрьской революции) и гарнизон Петропавловска-Камчатского две недели отбивались от англо-французской эскадры. Своими несоразмерно жёсткими ответными действиями они довели английского контр-адмирала Прайса до “случайного смертельного выстрела в себя”, а его эскадру до отхода в Северную Америку. Годом позже, в 1855 году, когда Тихоокеанская эскадра “сил добра” выросла до 26 кораблей, «Аврора» прикрыла переход транспортов, эвакуировавших население города в Николаевск-на-Амуре.

Служба

«Императрица Мария» прослужила около года. В 1916 году по неизвестной причине на судне произошел взрыв, в результате которого линкор утонул. Погибло 225 человек. Операцией по спасению экипажа руководил лично адмирал Александр Колчак. «Император Александр III» был передан в советский флот и снят с вооружения в 1924 году. Дредноут «Екатерина Великая» участвовал в Первой мировой войне, после захвата Крыма немцами советские власти приняли решение потопить судно, чтобы оно не досталось Германии. «Император Николай I» в связи с войной и революцией так и не был достроен. Судостроительный завод, за которым он был закреплен, несколько раз переходил от одного государства к другому. В 1924 году он был пущен на слом.

1788 год. Русско-шведская война. Адмирал Грейг

Вернёмся на Балтику, к неугомонным шведам, которые в 1788 году снова стали дерзкими. 21 июня 1788 года 30-тысячная шведская армия под командованием Густава III без объявления войны перешла границу и осадила крепость Нейшлот (ныне – финский город Савонлинна). Этот день вошёл в историю ещё и тем, что комендант неожиданно осажденного Нейшлота, безрукий ветеран, майор Кузмин, на требование о сдаче крепости отвечал: “Я без руки, не могу отворить ворота; пусть его величество сам потрудится”. Шведы так и не сумели взять Нейшлот, лишь разграбили окрестности.
В тот же день король Густав ІІІ потребовал от Екатерины II немедленно разоружить Балтийский флот, отдать шведам Финляндию, отдать туркам полуостров Крым и заключить мир с Турцией (при посредничестве миролюбивых дипломатов Швеции). Причиной обострения смелости стали три фактора:
1) Уверенность в том, что Россия отправила основные силы армии и флота на Чёрном море для войны с турками.
2) Усиленная военная подготовка к реваншу – с 1771 года шведский флот вырос до 23 линейных кораблей, 11 фрегатов, а гребной флот – до 140 кораблей.
3) Поддержка европейских стран: Великобритании, Голландии и Пруссии.

На море же боевые действия начались с того, что были захвачены два крейсирующих русских фрегата, а вот дальше начались неожиданности. По непонятным причинам “Архипелагская эскадра” под командованием шотландца на русской службе адмирала Самуила Карловича Грейга не успела уйти из Кронштадта. Пополнив эту эскадру семью кораблями отряда контр-адмирала Мартына Фондезина (настоящее имя Виллим фон Дезин), Балтийский флот через 4 дня после начала войны вышел в море. 19 июля 1788 года противники вступили в бой у острова Гогланд. Вновь обратимся к книге “Краткая история Русского Флота”: “У Грейга было 17 кораблей, из которых 5 наскоро вооруженных и не имеющих полного комплекта команды, составленной большею частью из вновь набранных неопытных матросов. Шведский же флот, бывший под начальством брата короля генерал-адмирала герцога Зюдерманландского, состоял из 17 кораблей и 7 больших фрегатов с артиллерией, по калибру равной корабельной. Кроме своевременного вполне исправного снаряжения судов, шведы имели около полутора месяца времени для практического обучения своих экипажей.
Неприятельский флот, бывший под ветром от нашего и лежавший левым галсом, держался, как на маневрах, в правильной линии, сохраняя между судами равные интервалы. Между тем, спускавшийся на шведов наш флот сохранял довольно правильный строй только в авангардии и передовой части кордебаталии, за которой в беспорядке шли 8 судов, в большинстве принадлежавшие к отряду Фондезина. Далеко отставшие задние корабли, несмотря на сигналы адмирала, сопровождаемые пушечными выстрелами, не торопились приблизиться к неприятелю.”

1863 год. Новое обострение отношений с Англией и Францией. Броненосная лодка «Русалка»

В 1861 году, отечественные корабелы построили первый железный броненосный корабль – 270-тонную канонерскую лодку «Опыт». Интересно, что годом позже на этой канонерке под руководством адмирала Г.И.Бутакова испытали “минный таран” (шестовую мину) – она приблизилась к стоящей на якоре шхуне “Метеор” и подорвала её. “Минный таран” представлял собой пороховой заряд весом до полутора пудов, прикрепленный к концу 15-метрового бревна (шпирона), служившего продолжением форштевня броненосной лодки. Тогда же было установлено что, взрыв подводного заряда, укрепленного на шесте длиной 6-8 метров, не причинит ущерба атакующему кораблю. Однако, эти интересные эксперименты с “нанотехнологиями” и задумчивое перевооружение флота явно не соответствовали сложности международной обстановки. Дело в том, что в январе 1863 года на территории Российской империи началось национально-освободительное восстание, охватившее Польшу, Литву, частично Белоруссию и Украину. Английское и французское правительства, желая ослабить Россию, заявили о поддержке восставших. Соответственно, возникла опасность новой войны с англо-французской коалицией.

Но если забыть о технической стороне дела, но флот при Николае I по регулярности, организации и боеспособности действительно был на высоте. Да, техническую революцию на море прозевали, но моряков совершенно точно не радовала перспектива очередного сидения в луже Финского залива, отгородившись от западных миротворцев минными полями. Кроме того, у преемника Николая I – императора Александра II имелась политическая воля к самостоятельному решению проблем внутренний и внешней политики. Он продолжил реформы, начатые отцом, в том числе, в 1860 году отменил крепостное право, чем немало способствовал развитию отечественной промышленности.
В общем, в 1863 году, при Александре II наши моряки должны были показать вероятному противнику “кузькину мать”, да причём в этот раз “не задним умом”, а с упреждением. Выполняя волю царя-батюшки и решение Управляющего министерством адмирала Н.К.Краббе, балтийская и тихоокеанская эскадры скрытно направились в порты Северной Америки, где в это время шла гражданская война между северными и южными штатами. Геополитический расклад был прост: наши поддерживали северян, англичане – южан. Такое развёртывание позволило крупным силам флота вырваться из Балтики и создать угрозу английским и французским морским торговым путям. В сентябре 1863 года корабли обеих русских крейсерских эскадр завершили одиночные переходы и сосредоточение в американских портах. Это произвело ожидаемое впечатление на торговые круги Англии. Франция, оставшись в одиночестве, вынуждена была отказаться от выступления против России.

Примерно в то же время, в марте 1863 года, из США вернулся капитан Н.А. Арцеулов, который доставил подробные чертежи мониторов типа «Пасаик». Представляя проект, он особо упирал на то, что их корпус погружен почти полностью в воду, поэтому очень низкий надводный борт представляет мало заметную цель, а небольшие размеры корабли удобны для мелководных стесненных условий Финского залива. В условиях отсутствия времени, денег и опыта постройки броненосных кораблей за американский проект ухватились обеими руками и приняли “Мониторную кораблестроительную программу” 1863 года, которая предусматривала строительство 11 мониторов.

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ЛИНКОРА

Современные достижения металлургии в области высоколегированных сталей и титановых сплавов позволят линкору иметь бронирование, эквивалентное по степени защиты 356 – 380-мм броне прежних времен, но меньшей толщины и массы, что даст возможность перераспределить высвободившуюся массу и объемы под вооружение. В результате противокорабельные ракеты, убийственно опасные для кораблей из легких сплавов, для современного линкора, закованного в панцирь, эквивалентный 356 – 380-мм броне, не будут уже нести смертельной угрозы.

Одна из самых распространенных противокорабельных ракет на Западе — американский «Гарпун». Она несет боевую часть весом 225 кг. Кроме того, эта боевая часть фугасная, не приспособленная для пробивания толстой брони. Таким образом, данная ракета не в состоянии проникнуть внутрь бронированной цитадели корабля, где расположены погреба боезапаса, подпалубные пусковые установки ракет, котельное и машинное отделения, и, взорвавшись там, нанести ему непоправимый ущерб. На подлете к цели на дальности порядка 100 км эта ракета по своей массе эквивалентна 305-мм фугасному снаряду, а скорость подлета у нее в два раза меньше, чем у такого же снаряда на излете.

Большинство противокорабельных ракет (ПКР) несут комбинированную — инерциальную и активную радиолокационную — систему наведения. Ракета наводится по отраженному радиосигналу на наиболее крупный объект или же на цель, захваченную первой. Поэтому селекции цели по точке попадания в цель не проводится. Следовательно, с точки зрения теории вероятности, наиболее вероятная точка попадания ПКР — средняя часть корпуса и надстроек. А именно эта часть конструкции наиболее защищена у линкоров.

В случае применения «французской» системы бронирования, когда броневой пояс простирается от носа до кормы, толщина брони может варьироваться от эквивалента броневой защиты 102 – 127 мм в оконечностях до 356 – 380 мм в районе «цитадели». То есть надводный борт на всем или на большем его протяжении будет обеспечивать достаточно надежную защиту от ПКР.

И даже применение схемы бронирования «все или ничего», когда максимально бронируется «цитадель», а оконечности прикрываются лишь минимальной защитой, обеспечивает в случае с противокорабельными ракетами высокую степень защищенности. Так как, напомним, наиболее вероятная точка попадания — средняя часть корабля — защищена максимально.

Более того, даже если ракета перед ударом в цель делает «горку» и поражает корабль в палубу, для линкора не все так трагично, как для других типов кораблей. Дело в том, что он располагает бронированной палубой или даже несколькими палубами совокупной толщиной 127 –180 мм, что делает их практически непроницаемыми для фугасных боевых частей ПКР.

Таким образом, для надежного поражения линейного корабля потребуется срочная разработка ракет со скоростью полета порядка 650—700 м/с и более, с бронебойной боевой частью весом 750—800 кг, что повлечет за собой (при сохранении дальности полета 120—180 км) резкий рост массы ПКР (примерно до 3-5 тонн) и соответственно снижение количества этих ракет, поднимаемых одним самолетом-носителем. Также потребуются серьезные доработки носителей подобных ПКР. И если сейчас для поражения крупной надводной цели, достаточно вывести на рубеж пуска ПКР один-два самолета-носителя с двумя — четырьмя ракетами на каждом из них, то для атаки линкора придется поднимать в воздух целую авиационную группу, в том числе тяжелые самолеты, способные нести 3 – 5-тонные тяжелые ракеты.

Что касается управляемых авиабомб или ракет класса «воздух — поверхность» с лазерным или телевизионным наведением, когда имеется возможность наведения ракеты или бомбы в уязвимое место, то в этих случаях самолеты-носители сами оказываются в зоне поражения средств ПВО линкора и могут быть нейтрализованы.

В результате мы приходим к ситуации, когда современный линкор необходимо атаковать авиацией напрямую, чтобы ударить с пикирования бронебойной бомбой по палубе или поразить его торпедой.

Однако сохраняется опасность выхода из строя систем управления огнем, наведения оружия и обнаружения надводных и воздушных целей в результате поражения надстроек. Эта проблема на линкоре решаема благодаря его размерам: возможно и дублирование, и триплирование систем управления и обнаружения, создание как централизованных, так и локальных децентрализованных систем управления огнем и вооружением.

“Полтава”, 1900 – 1924 гг.

Головной в серии из трёх броненосцев, другие – «Петропавловск» и «Севастополь».
  Построен в Петербурге в 1892-1894 годах, введён в строй в 1900 г. и сразу отправлен в Порт-Артур.

При осаде крепости и обстрелах корабль получил несколько пробоин и сел на грунт. Экипаж перешёл на береговые батареи, большей частью попал в плен и после войны вернулся в Россию.

Японцы подняли “Полтаву” и вновь ввели в строй как броненосец береговой обороны “Танго”.

Зимой 1915-1916 гг. Россия выкупила “Танго” у Японии. Корабль получил имя “Чесма”, т.к. прежнее уже носил дредноут.

Броненосец через Индийский океан, Суэцкий канал и вокруг Европы был переведён в Мурманск.
Там временно попал к англичанам, побыл плавучей тюрьмой и в 1924 г. разобран на металл.

11 500 тонн,   112,5 / 21,3 / 8,6 м,   11 255 л. с.,   16,5 узлов,   3750 миль,   21—27/605—625 человек,   4 × 305-мм орудий, 12 × 152-мм, 42 малокалиберных орудий, 6 торп. аппаратов, 50 заград. мин.

В музее модель выставлена с нанесённым ещё в 1930-е годы именем «Петропавловск». Возможно, как более знаковым в связи с адмиралом С.О.Макаровым.

Развитие [ править ]

Первоначально Imperator Nikolai I

был задуман как корабль меньшего размера, чем его сводная сестра Imperator Aleksandr II по типу бразильского линкора Riachuelo , но был вооружен 12-дюймовыми (305-мм) орудиями. Контракт был подписан 6 ноября 1885 года с Балтийским заводом для 7572-лун-т (7694 т) корабля , вооруженного два 12-дюймовых орудий в передней раската . Однако это было быстро аннулировано, и с Франко-Российским заводом был быстро расторгнут контракт на повторениеИмператора Александра II. хотя раньше корабль был построен Балтийским заводом. Франко-русское предприятие испытывало трудности с получением чертежей, и было вынуждено переделать некоторые из них. При этом они воспользовались возможностью изменить дизайн несколькими относительно незначительными способами. Однако, замещение орудийной башни дляImperator Александр II ‘ раската s крепление было сделано в 1887 году, а после начала строительства и оказалось проблематичным. Проект башни был завершен только в апреле 1889 года, и работы над носовой частью корпуса пришлось прекратить более чем на шесть месяцев, поскольку размеры башни еще не были известны. Башня оказалась на 44,9 длинных тонны (46 т) тяжелее барбета старого корабля и сделалаImperator Nikolai I. слегка тяжеловесный, несмотря на компенсационное уменьшение высоты поясной брони.

Николаевские верфи

Ранней весной 1914 года одобренные чертежи военного корабля с проектом спецификаций отправились в г. Николаев. В те времена постройкой крупных гражданских и военных судов занималось «Русское судостроительное акционерное общество». К технической документации прилагалось сопроводительное письмо, в котором судостроителям предлагалось определиться со временем постройки корабля и общей суммой затрат. После ряда согласований «Император Николай 1», линкор, был оценен в 32,8 тыс. рублей, а на его постройку отводилось три года. Правда, свое окончательное имя линкор получил несколько позднее.

В процессе рассмотрения представленных чертежей корабельным инженером В.И. Юркевичем были предложены некоторые изменения, которые понижали носовую волну, способствовали уменьшению нагрузки на машинные установки. Впоследствии Юркевич эмигрировал во Францию, где принимал непосредственное участие в проектировании французского лайнера «Моггапс Не». Многие узлы этого корабля были разработаны инженерами русского адмиралтейства.

Совершенно секретно

Чертежи, документы, построечные и проектные модели кораблей, а также фотографии советских линкоров были получены в Центральном Военно-морском музее (Санкт-Петербург) и в 5 государственных архивах.

Чертежи линкора «Советский Союз» проекта 23 (IX уровень) были найдены в Государственном архиве Российской Федерации в фонде Комитета обороны СССР. Этот комплект использовался только один раз — для демонстрации в Кремле Сталину при официальном утверждении проекта линкора в 1939 году. Специалистам Wargaming пришлось восстанавливать чертежи из-за плохой сохранности, по сути — перечерчивать заново.

Чертежи и другие документы по разработке линкора проекта 24 (X уровень), которая велась в конце 1940-х — начале 1950-х годов, до сих пор засекречены. Поэтому поиск велся в фондах министерств, которые участвовали в работе над проектом как подрядчики. Нашей команде пришлось изучить огромный объем документов, чтобы по крупицам выявить попавшие туда сведения о проекте 24 — в том объеме, который в итоге позволил создать реконструкцию проекта корабля.

Война и корабли

Первая мировая внесла свои коррективы и существенно отодвинула сроки спуска на воду военного судна. «Император Николай I» (линкор) нуждался в различных импортных составляющих, но их доставка была отложена или прекратилась вовсе. Надежды возлагались на отечественные машины и механизмы. Но их установка требовала пересмотра некоторых узлов военного корабля. В проект был внесен дополнительный фальшборт от первой башенной установки до самого носа. Это способствовало улучшению мореходных качеств судна

Окончательные доработки были приняты во внимание, и судно было достроено на отечественных стапелях с дополнительным фальшбортом. Тогда же и окончательно утвердилось название корабля – «Император Николай I»

1916 год – время разгара мировой войны. Несмотря на сложную обстановку на фронтах, судостроители сумели довести до конца строительство судна — 5 октября линкор сошел со стапелей и пришвартовался у стенки завода. В то время готовность судна составляла 77,5%. Работы велись с перерывами весь 1917 год, но в начале 1918 Временное правительство было вынуждено заморозить их завершение, и «Император Николай 1» (линкор) так и не был окончательно достроен.

ПРИЧИНЫ «ЗАКАТА» КЛАССА ЛИНКОРОВ

На самом деле эпоху линкоров посчитали ушедшей, когда появились реактивные самолеты. В годы Второй мировой войны только советский пикирующий бомбардировщик Ту-2 был способен поднимать сразу две-три 1.000-кг бомбы. Все остальные палубные и береговые пикировщики могли поднять от силы одну такую бомбу.

Не решило сразу проблемы и появление зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Системы управления ЗРК первого и второго поколений позволяли с каждой пусковой установки обстреливать лишь одну цель. В то же время пусковых установок ЗРК на линкоре, даже учитывая его размеры, могло иметься четыре — шесть, не больше. Корабль же могли атаковать не один, не два и не три, а десять и более самолетов и ракет одновременно. С такой атакой даже достаточно многочисленные ЗРК первого-второго поколений справиться были не в состоянии. И все решили, что время бронированных гигантов ушло. Тем не менее, на взгляд автора этих строк, «списывать» такие корабли явно поспешили, о чем мы подробнее поговорим дальше.

Точно так же несостоятельны, на мой взгляд, и представления о том, что линкоры весьма уязвимы от ударов из-под воды. Вновь обратимся к примерам из Второй мировой войны. Немецким подводным лодкам удалось потопить два британских линкора — «Роял Оук» и «Бархем», а вот авианосцев нацистскими подлодками было потоплено пять, в том числе два крупных британских — «Игл» и «Корейджерс». Соотношение потерь говорит само за себя.

Парадокс, но современные реалии избавили линкоры от их самых страшных врагов в воздухе – пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Основное оружие современной авиации — противокорабельные ракеты — вновь выдвинуло на первый план вопросы защищенности кораблей.

Давайте рассмотрим основные компоненты возможной боевой мощи линейных кораблей современности: защищенность, вооружение, энергетику.

Служба на флоте

4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт , направляясь на Тихий океан . Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур . По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров» . 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку , который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов . Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых . За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова , уступив место стационера канонерской лодке « Кореец ».

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.

В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров .

1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

«Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк»

Служба: Россия
Класс и тип суднаКанонерская лодка
Порт припискиПорт-Артур
ИзготовительНовое Адмиралтейство
Строительство начато30 апреля 1896 года
Спущен на воду22 сентября 1897 года
Введен в эксплуатацию10 октября 1898 года
Выведен из состава флота1905 год
СтатусСдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение1239 тонн
Длина63,09 м
Ширина11,15 м
Осадка3,14 м
Двигатели2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля
Мощность1179 л. с.
Движитель2
Скорость хода11,64 узла
Экипаж7/159
Вооружение
Артиллерия1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20
Минно-торпедное вооружение1 × 381-мм торпедный аппарат
 

2. Испытания

Канонерская лодка «Гиляк»

Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года, были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.

14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель. Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.

2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.

20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний.

1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.

Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости. Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.

Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.

Служба в российском флоте

  • 1893 — Пересёк Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, проходивших в Нью-Йорке.
  • Служба в Средиземном море. Корабль посетил французский флот с русской эскадры в Тулоне в октябре 1893 в рамках франко-русского союза. Коммандовал Капитан Рихард Романович Диккер (1847—1939)/li>
  • 1895—1896 — Совершил поход на Дальний Восток под флагом контр-адмирала Макарова .
  • 1897—1898 — В составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите.
  • 1898—1900 — Капитальный ремонт, скорость возросла до 16,85 узлов.
  • 1901 — Служба в Средиземном море.
  • 1902 — Прибыл на Балтику.
  • 1902 — Изменён состав малокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
  • 1904 — Срезан , на его месте установили одно 152-мм орудие длиной 45 калибров и шесть 47-мм орудий.
  • 3 февраля 1905 — Флагманский корабль Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова. Кораблём командует капитан 1-го ранга В. В. Смирнов.
  • 14 мая 1905 — Участвовал в Цусимском сражении. Серьёзных повреждений не получил (за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Нанёс повреждения японским броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».
  • 15 мая 1905 — В 10 часов утра сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова.
  • 13 сентября 1905 — Исключён из списков российского флота.

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННЫХ ЛИНКОРОВ

Таким образом, можно считать, что современный линкор вполне способен стать высокоэффективной боевой единицей флота, особенно в замкнутых морях типа Черного, Балтийского или Японского.

Прежде всего, совместно с кораблями эскорта линкор образует мощную корабельную ударную группу, способную решать широкий круг задач. Высокая боевая устойчивость линкора заставит привлекать для противодействия ему крупные силы не только кораблей и палубной авиации, но и авиации берегового базирования. Тем самым ослабится воздействие последних на другие силы флота, а это обеспечит большую свободу действия.

Но и на океанских театрах наличие линкоров может значительно повысить боевой потенциал, особенно десантно-высадочных соединений. Так, во время первой иракской войны (начало 1990-х годов) отмечалось громадное психологическое воздействие на иракских солдат артиллерийского огня 16-дюймовых орудий главного калибра американских линкоров. Введение в боекомплект главного калибра управляемых снарядов позволило достичь высочайшей точности стрельбы.

Линкор как никакой другой корабль подходит для функций демонстрации флага. Авианосец при всей его внушительности не имеет возможности встать на якорь ввиду берега государства, где происходят нежелательные процессы, поскольку даже одна батарея шестидюймовых гаубиц, скрытно выставленная на прямую наводку, может нанести «повелителю морей» непоправимый ущерб. И не только шестидюймовые гаубицы — даже единичный танк со 100-мм пушкой при удачном стечении обстоятельств может нанести авианосцу роковой удар. Точно так же современные крейсера и эсминцы вблизи берега весьма уязвимы для артиллерийского огня.

Бронированный же гигант способен не только выдержать без особого ущерба обстрел артиллерией калибра до 203,2 мм включительно, но и практически мгновенно дать сокрушительный отпор. А внушительные размеры корабля и калибр его орудий способны заставить остыть многие горячие головы и не доводить дело до крайностей.

Разработка кораблей

В конце 1913 года Главное управление кораблестроения приступило к разработке новых принципов бронирования и распределения боевой нагрузки. Предусматривалась усиленная защита броней средней палубы – до 63 мм металла, боевых рубки и скосов. Были предприняты меры для того, чтобы усилить броню палубной артиллерии – слой металла на ней в уязвимых частях превышал 300 мм. В результате модернизации проекта судна его полное водоизмещение выросло почти до 28 тыс. тонн, увеличились линейные размеры, улучшились ходовые характеристики – «Император Николай I» (линкор) мог развивать скорость до 21 узла. Эти и другие усовершенствования были отражены в проекте, который 12 марта 1914 года подали на согласование морскому министру.

1911-1914 годы. Первые русские дредноуты на Балтийском море

Ещё один интересный экспонат – прицельная труба с линкора «Марат». Чтобы понять в чём тут интерес и с какого края историческая ценность, нужно вернуться к началу XX века. Проекты новых броненосных кораблей рисовали во многих странах, но честь революции в военно-морском деле принадлежит всё-таки инженерам и адмиралам “владычицы морей”. “В соответствии с заданием английские судостроительные заводы представили на рассмотрение комиссии шесть проектов линейного корабля. Один из них был одобрен и назван «Дредноут» (“Бесстрашный”). Небывалые темпы строительства нового линкора поразили мир. «Дредноут» заложили в октябре 1905 г. в Портсмуте, а спустили на воду через четыре месяца после закладки. В октябре 1906 г. он уже блестяще закончил ходовые испытания. Название английского линкора сразу стало нарицательным. С этого момента линейный флот всех морских держав стал делиться на два подкласса кораблей – дредноуты и додредноуты. При этом боевая мощь флотов характеризовалась только количеством дредноутов. Благодаря своей защите, силе артиллерийского огня и превосходству в скорости дредноуты приобретали преимущества в боевой устойчивости и выборе позиции боя. Старые линкоры были совершенно бессильны в борьбе с ними.” И.Ф. Цветков, “Линейные корабли типа «Севастополь» (1907-1914 гг.)”

Итак, “Dreadnought” стал родоначальником нового класса кораблей – быстроходных линкоров, имевших принципиально улучшенное бронирование, вооруженных только противоминным и однородным главным калибром от 12”. Давайте посмотрим, что за волшебство подготовило и произвело революционные военно-морские перемены:
1. Новейшие башенные установки позволяли заряжать орудия в любом положении, а не как прежде – только после разворота в диаметральную плоскость, что резко повысило общую скорострельность. При этом отсутствие промежуточного калибра существенно улучшило секторы обстрела башен главного калибра.
2. Качественные сдвиги в обеспечении стрельбы из крупнокалиберных орудий: введение оптических прицельных трубок (вот одна из таких и выставлена в музее), базисных дальномеров и методики корректировки огня по всплескам снарядов позволили добиваться уверенных попаданий на дистанциях, ранее считавшихся запредельными, а новые снаряды, начинённые мощными взрывчатыми веществами, позволили наносить противнику чувствительный урон даже на таких дистанциях, на которых бронебойные снаряды бессильно отскакивали от защищённого толстой бронёй борта.
3. Новая методика корректировки огня в сочетании с достижениями в области внутрикорабельной связи позволила управлять стрельбой корабля централизованно, с поста главного артиллериста, концентрируя огонь всех орудий на одной цели, которая накрывалась теперь не отдельными снарядами, а сразу всем бортовым залпом, что не только существенно повышало вероятность её поражения, но и делало получаемые ей поражения намного более тяжёлыми. На броненосцах предыдущего поколения в бою каждое орудия наводилось самостоятельно, централизованного управления огнём не существовало, методики измерения расстояния были крайне приблизительны, а прицелы – грубы.
4. Использование паротурбинной силовой установки впервые в истории позволило линейному кораблю идти полным ходом в течение многих часов подряд.

Итоги правления

Успехи и достижения

  • Успешные войны с Персией (1826—1828) и Турцией (1828—1829), присоединены Армения и Западный Кавказ.
  • Подавлено Восстание декабристов (1825) и предотвращён приход революционеров к власти.
  • Создан единый Свод законов Российской Империи (1832).
  • Дальнейшее развитие народного образования . Основан Императорский университет Святого Владимира в Киеве (1833) и Технологический институт (СПбГТИ) в Санкт-Петербурге (1828).
  • Положено начало массовой индустриализации России — с 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза.
  • Борьба с коррупцией и взяточничеством — введены регулярные ревизии на всех уровнях, суды над чиновниками стали обычным явлением.
  • Проведение денежной реформы (1839—1843), что позволило установить в России стабильную финансовую систему.
  • Построены первые шоссе и железные дороги , в том числе железная дорога Петербург — Царское село (1837), Москва — Иркутск, Москва — Варшава и Николаевская железная дорога (1851), соединившая Петербург с Москвой
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий