Система Смерч-3 РБУ-1000

Тактические и технические характеристики РБУ-6000

Калибр глубинной бомбы, равно как и каждого из 12 стволов пакета направляющих бомбомета, равняется 212 мм. Бомба, выпущенная из установки, успешно покрывает расстояние 6 км при скорости 300 м/с, после чего начинает погружение.

Длина, ширина и высота комплекса составляют 2 × 2,25 × 1,7 м соответственно. При весе 3,1 т управление поворотами и досылание снарядов осуществляется автоматически.

По горизонтали пушка способна вращаться на 180° для выбора нужного угла обстрела. С наведением по вертикали сложнее — есть возможность отклониться от прямого угла на 65° в положительную или отрицательную плоскость. То есть цель, располагающаяся под углом -70°, уже находится в мертвой зоне и недосягаема для орудия.

Ракетный противолодочный комплекс РПК-8

В состав комплекса входят следующие основные средства:

  • 212-мм противолодочная ракета 90Р;
  • 212-мм реактивный снаряд МГ-94Э;
  • реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (см.

    ,

    );

  • устройство заряжания, подачи и хранения 60УП;
  • приборы управления стрельбой;
  • наземное оборудование.

Ракета 90Р (см.

), предназначена для доставки гравитационного самонаводящегося подводного снаряда к месту нахождения подводной лодки. Может также использоваться как противоторпедное и противодиверсионное оружие. Противолодочная ракета 90Р состоит из ракетной части, головной части с системой отделения и гравитационным подводным снарядом 90СГ (см.

). После приводнения ракеты от нее отделяется гравитационный подводный снаряд 90СГ (см.

), который производит активное гидроакустическое лоцирование окружающего пространства и после ”захвата цели” – управляемое движение на цель и ее поражение. Для обеспечения широкого внедрения комплекса РПК-8 в 2004г. ГУП ГНПП «Сплав» разработал модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение 90Р1.

Для проведения учебных стрельб используются: ракета 90Р ПР с инертным снаряжением боевой части гравитационного подводного снаряда и ракета 90РН с габаритно-массовым макетом подводного снаряда.

Реактивный снаряд МГ-94Э (головной разработчик ЗАО «Аквамарин») является носителем отделяемого модуля гидроакустического противодействия торпедам (см.

). Масса снаряда 113кг, максимальная дальность стрельбы 4300м. Модуль гидроакустического противодействия обеспечивает отведение торпед путем воздействия на систему самонаведения. В снарядах 90Р и МГ-94Э используется единая ракетная часть.

Установка РБУ-6000 предназначена для залповой и одиночной стрельбы противолодочными ракетами 90Р и реактивными глубинными бомбами РГБ-60. РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. На переднем и заднем срезе стволов РБУ-6000 расположены специальные откидывающиеся скобы-кронштейны. Передняя скоба предназначена для размещения механизма и штепсельных разъемов подготовки к стрельбе и установки глубины срабатывания взрывателя бомбы РГБ-60, задная — для запуска маршевого двигателя ракеты 90Р или РГБ-60. Для ракеты 90Р1 передний кронштейн не используется вся предстартовая информация передается на ракету индукционным методом. Заряжание пусковой установки производится автоматически путем подачи противолодочных ракет из корабельного трюма с помощью устройства 60УП. После израсходования всех ракет установка автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и последовательно разворачивается для заряжания очередного ствола. Возможна модернизация РБУ-6000 с использованием электросилового привода на современной элементной базе. ОКБ «Пеленг» (Екатеринбург) разработало новую аппаратуру управления силовым электроприводом ЭСП-37У, которая может быть применена при модернизации установки.

Устройство заряжания, подачи и хранения 60УП, предназначено для хранения ракет в обоймах конвейера, расположенного в нижнем помещении, транспортировки ракет к подъемнику, подъема ракет и заряжания-разряжания пусковой установки. Емкость конвейера — 25 или 61 ракет. Высота подъема груза — 5825 или 14225мм, масса 60УП — 4700кг. Заряжание пусковой установки автоматическое.

Приборы управления стрельбой (ПУС), состоят из:

  • командного прибора с пунктом управления, вычислителем и монитором;
  • прибора выработки и ввода данных в пусковую установку;
  • прибора опасных зон, обеспечивающего блокировку исполнительных цепей при нахождении установки в опасных для стрельбы зонах.

Масса приборов управления — 180 кг.

Цель обнаруживается корабельной гидроакустической системой, которая определяет ее параметры и передает их приборам управления для баллистической подготовки стрельбы. Вычислитель ПУС вырабатывает углы горизонтального и вертикального наведения РБУ. Электрические силовые приводы наводят установки по непрерывно вырабатываемым углам и удерживают их на этих углах при стрельбе. РПК-8 залпом одной пусковой установки обеспечивает поражение подводных лодок всех типов с вероятностью 80% на дальностях 4,3 км и глубинах до 1000 метров. Боевое использование комплекса обеспечивается в различных климатических условиях в диапазоне температур от -30 до +50°С и при волнении моря, допустимом для боевого использования обороняемого корабля.

Тактические и технические характеристики РБУ-6000

Калибр глубинной бомбы, равно как и каждого из 12 стволов пакета направляющих бомбомета, равняется 212 мм. Бомба, выпущенная из установки, успешно покрывает расстояние 6 км при скорости 300 м/с, после чего начинает погружение.

Длина, ширина и высота комплекса составляют 2 × 2,25 × 1,7 м соответственно. При весе 3,1 т управление поворотами и досылание снарядов осуществляется автоматически.

По горизонтали пушка способна вращаться на 180° для выбора нужного угла обстрела. С наведением по вертикали сложнее — есть возможность отклониться от прямого угла на 65° в положительную или отрицательную плоскость. То есть цель, располагающаяся под углом -70°, уже находится в мертвой зоне и недосягаема для орудия.

Библиография

  • Аверин, А. (2007). Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А [Адмиралы и маршалы: корабли проекта 1134 и 1134А] (на русском). Москва: Военная книга. ISBN  978-5-90286-316-8.
  • Хэмпшир, Эдвард (2017). Советские ракетные крейсера времен холодной войны. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN  978-1-472-81740-2.
  • Костев, Георгий Г. (2004). Советский и российский флот, 1945-2000 гг. Trans-title = Военно-морской флот Советского Союза и России, 1945-2000 гг.. Москва: Петероф. ISBN  978-5-87579-038-6.
  • Презелин, Бернар; Бейкер, А. Д. (1990). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира 1990/91. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN  0-87021-250-8.
  • Такер-Джонс, Энтони (2015). Советское вооружение времен холодной войны: самолеты, военные корабли и ракеты. Барнсли: Перо и меч. ISBN  978-1-47382-361-7.

Носители, служба

Вооружение и оборудование БПК проекта 61 на примере «Строгого», отмечены РБУ-1000

Бомбомётные установки РБУ-1000 стали важной частью противолодочного вооружения БПК типа «Комсомолец Украины» проекта 61. Каждый корабль этого проекта нёс по две таких установки, наряду с двумя 12-ствольными установками РБУ-6000

Монтировались РБУ-1000 побортно в районе миделя корабля, в корму от торпедного аппарата. Боевые погреба двух установок вмещали по 24 РГБ-10 каждый, то есть всего на БПК было 48 реактивных глубинных бомб к РБУ-1000 — на 8 полных залпов.

Такой же набор из двух бомбомётов РБУ-1000 и двух РБУ-6000, как и на кораблях проекта 61, устанавливался и на всех БПК семейства «Беркут»: четырёх проекта 1134, десяти проекта 1134А и семи проекта 1134Б. Монтировались РБУ-1000 ближе к корме, по бортам от вертолётного ангара; суммарный боекомплект на обе установки составлял 48 (для проектов 1134 и 1134А) и 60 (для проекта 1134Б) реактивных глубинных бомб РГБ-10.

Эсминец «Стойкий» пр. 956 в 1987 году, вверху снимка видна РБУ-1000 левого борта

ТАРКР «Фрунзе» пр. 1144 в 1985 году, слева у надстройки видна РБУ-1000

При проектировании атомных
крейсеров типа «Киров» проекта 1144 бомбомёты РБУ-1000 тоже были включены в обширную номенклатуру их вооружения. На первых двух крейсерах серии — «Кирове» и «Фрунзе» — эти установки разместились в кормовой части верхней палубы по бортам от надстройки. В общей сложности боекомплект к двум РБУ-1000 на крейсерах типа «Киров» включал в себя 48 бомб РГБ-10. На последней паре атомных крейсеров, строившихся по улучшенному проекту 11442, от РБУ-1000 отказались, а их место заняли 10-ствольные установки противоторпедного комплекса «Удав-1».

Описание

Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.

Вооружение

В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.

Навигационный комплекс

На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.

Авиакрыло

Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.

Развитие глубинного оружия

После окончания Первой Мировой войны глубинные бомбы заметно улучшились — увеличилась максимальная глубина их погружения, были разработаны дополнительные виды взрывателей. Кроме того, уже в 1930 году для британского королевского флота начали разрабатывать специальное устройство, получившее название Hedgehog («Ёж»). Это был бомбомет, при помощи которого противолодочное судно могло атаковать субмарины, находящиеся впереди по курсу, что потенциально позволяло повысить вероятность поражения цели.

Примитивная цилиндрическая форма первых глубинных бомб снижала скорость их погружения. Кроме того, они могли, например, попасть в кильватерную струю и отклониться от заданного направления. Для устранения этих недостатков в 1940-м году в Великобритании разработали бомбы каплевидной формы со стабилизаторами – Mk.9. Правда, на вооружение она поступила лишь весной 1943 года.

Сфероцилиндрическая глубинная бомба Mk.9 (Великобритания)

Советский флот в годы войны широко применял противолодочное вооружение, поставлявшееся по ленд-лизу. Это были и бомбометы различных видов (в том числе и Hedgehog), и гидролокаторы и сами глубинные бомбы. Вся эта техника была потом использована для создания собственных образцов.

Следующим шагом на пути развития противолодочного оружия стало появление реактивных глубинных бомб. Их первые образцы были разработаны американскими инженерами в 1942 году. Новые боеприпасы предназначались для бомбомета Mousetrap («мышеловка»), первоначально представлявшего собой вариант британского «Ежа». Замена вышибного порохового заряда на активно-реактивный двигатель позволила заметно увеличить радиус действия установки и повысить скорость входа бомбы в воду.

В послевоенные годы реактивные бомбометы появились и на вооружении советского ВМФ. Первым из них стал созданный в 1945 году РБУ, а одним из наиболее совершенных – РБУ-6000. Такие установки имелись на борту всех боевых противолодочных кораблей, что позволяло им уничтожать находящиеся в погруженном состоянии субмарины на дистанции до шести километров.

Поскольку в дальнейшем появилось намного более точное и дальнобойное противолодочное оружие, предназначение глубинных бомб с годами изменилось. Современные боевые корабли с их помощью защищают себя от торпед. В частности, бомбомет РБУ-12000 («Удав») обеспечивает перехват этих средств поражения с вероятностью до 90%. Разумеется, если субмарина противника зазевается и подойдет слишком близко, то атаковать бомбами можно будет и её.

Реактивный бомбомет РБУ-6000

Конструкция и принцип работы

РБУ-1000 на корме БПК «Николаев» пр. 1134Б

Бомбомётная установка РБУ-1000 выстреливает реактивные глубинные бомбы по одной или залпом на дистанцию до одного километра от корабля-носителя. Бомбы оснащены ударно-дистанционным взрывателем, срабатывающим либо при контакте с целью, либо на заданной заранее глубине. Наведение установки в двух плоскостях и ввод глубины срабатывания во взрыватели происходят автоматически, от корабельных приборов управления стрельбой бомбомётов (ПУСБ), а те, в свою очередь, получают данные о положении подводных целей от штатных бортовых средств обнаружения (гидроакустических станций корабля). Работа установки, включая перезарядку и ввод данных во взрыватель, полностью выполняется дистанционно и не требует присутствия расчёта рядом с бомбомётом. Тем не менее, в конструкции РБУ-1000 предусмотрено и ручное наведение на случай отказов или боевых повреждений электроприводов.

Пусковая установка и боевой погреб

Пусковая установка 38УМ представляет собой пакет из шести трубчатых направляющих, собранных радиально вокруг продольной оси, наподобие барабана у револьвера. Установка наводится за счёт электросилового или ручного привода в двух плоскостях и стабилизирована на случай качки; боевое применение допускается при волнении до 8 баллов. Вертикальное наведение осуществляется от -90 градусов (положение заряжания; наименьший рабочий угол для стрельбы составляет -15 град.) до +65 градусов, горизонтальное наведение возможно на полную окружность (+- 180 градусов от нейтрали). Скорость наведения в автоматическом режиме 30 град./с, в ручном 4 град./с. Рабочая дальность стрельбы лежит в пределах от пятисот до тысячи метров, при необходимости можно стрелять и на более близкое расстояние, вплоть до мёртвой зоны установки, составляющей 0,7 кабельтовых (около 130 м).

Боевой погреб находится непосредственно под установкой, бомбы хранятся в нём вертикально, хвостовиками вверх. После залпа ПУ поворачивается вертикально, подъёмником бомбы подаются из погреба на заряжающее устройство МС-44, которое потом по очереди заряжает новые бомбы в трубы пусковой. Полная перезарядка занимает 3 минуты, далее установка вновь переходит в режим наведения.

Реактивная глубинная бомба

Глубинная бомба РГБ-10 представляет собой реактивный снаряд, стабилизирующийся в полёте вращением и несущий 99-килограммовую фугасную боевую часть

Обтекаемая форма боеприпаса способствует его быстрому погружению, что важно для поражения цели на большой глубине. При попадании в воду взводится взрыватель, так что глубинная бомба с этого момента готова к подрыву

Взрыватель ударно-дистанционного действия УДВ-60 срабатывает либо при ударе о корпус подводной лодки, либо при достижении заранее заданной глубины в пределах 15…350 метров. Подрыв под водой хотя бы одной бомбы из залпа вызывает детонацию остальных РГБ-10 в радиусе 100 метров. С 1966 года на советских глубинных бомбах начали применять также неконтактный акустический взрыватель ВБ-2, реагирующий на подводную цель на расстоянии до 6 метров от неё. ВБ-2 размещается в корпусе взрывателя УДВ-60 и применяется совместно с ним.

Тактико-технические характеристики

Характеристики реактивных бомбомётных установок семейства «Смерч»

Установка (год принятия на вооружение) РБУ-2500 «Смерч» (1957) РБУ-6000 «Смерч-2» (1961) РБУ-1000 «Смерч-3» (1961)
Общая масса установки, кг 3450 3100 2900
Число стволов 16 12 6
Дальность стрельбы, м 500-2800 500-5800 500-1000
Скорострельность в залпе, выстр./с 3,2 2,4 2,0
Длина Х ширина Х высота установки, мм н/д 2000 Х 2250 Х 1700 2165 Х 2000 Х 2030
Тип глубинной бомбы РГБ-25 РГБ-60 РГБ-10
Общая масса бомбы, кг 85 119,5 196
Масса взрывчатого вещества, кг 26 23,5 99
Диаметр бомбы, мм 213 213 305
Длина бомбы, мм 1340 1830 1700
Скорость полёта в воздухе, м/с 400 400 350
Скорость погружения в воде, м/с 11,0 11,6 11,8
Предельная глубина поражения, м 330 450 450

ПРЕДЫСТОРИЯ

К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.

Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО—ПЛО).Технический проект   по головному кораблю был окончательно утвержден 4 июня 1965 года.

Водоизмещение составило 3440 тонн, максимальная скорость хода 35,5 узлов. Артиллерия корабля представляла собой две двуствольные 76мм артустановки. Противолодочным вооружением корабля являлся пятитрубный торпедный аппарат и 4 реактивных бомбомета. В качестве ПВО самообороны было размещено два ЗРК «Волна» с дальностью действия 17,5 км.

Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоделок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ангара» и одной РЛС «Кливер»). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61А.

Часть кораблей (6 единиц) позже модернизировали по проекту 61М (61 МП) и один — по проекту 61Э . По проекту 61М (61 МП) БПК были довооружены четырьмя ПКР термит в наклонных надпалубных контейнерах и 4 АК-630, с демонтажем двух РБУ-1000:

Стрельба

Наведение реактивной бомбометной установки РБУ-6000 осуществлялось по горизонтали и вертикали. Двенадцать расположенных по кругу стволов заряжались автоматически.

С главного капитанского пульта вводились значения глубины подрыва, оттуда же осуществлялось управление огнем до четырех установок РБУ-6000. Время реакции между обнаружением вражеской подлодки и упреждающим залпом составляло 1-2 минуты.

Отметка цели производилась гидроакустическими системами или судовыми навигационными системами типа «Дозор-Тюльпан».

Силовые приводы считывают заданный угол стрельбы при обнаружении цели и удерживают стволы бомбомета в том же положении во время обстрела.

Служба

Адмирал Зозуля начал испытания 15 февраля 1967 г., пройдя 15 615 морских миль (28 919 км) за 995 часов эксплуатации, и завершился 8 октября 1967 г. Практически сразу корабль стал частью военно-морского парада в честь 50-летия Октябрьская революция 7 ноября. 18 января 1968 года корабль вошел в состав 120-й бригады ракетных кораблей (Россия: бригада ракетных кораблей) из Северный флот основанный на Североморск, оставаясь частью этого подразделения до 9 октября 1986 года. За время службы в бригаде судно было награждено премией ВМФ за противовоздушную оборону (русский язык: ПВО). Первый пуск ракеты П-35 состоялся в октябре 1968 года.

На протяжении 1968-1969 гг. Корабль участвовал в учениях до 1 декабря 1969 г., когда Адмирал Зозуля был отправлен в Средиземное море работать с египетскими вооруженными силами, а затем плавал в Атлантический океан 30 апреля 1970 г. после участия в «Океан-70». Корабль вернулся в Ленинград для ремонта и модернизации в ноябре 1971 г., вернувшись в строй в июне 1974 г. С 1 июня по 1 декабря 1975 г. судно выполняло операции в Средиземном море и Атлантике с Адмирал Исаков, во время которого 11 сентября потерпел крушение вертолет Ка-25 с единичным погибшим.

3 августа 1978 г. судно было переименовано в Большой ракетный корабль (русский: Ракетные крейсера проекта, РКР). Вскоре после этого, в сентябре 1978 г., Адмирал Зозуля присоединился Адмирал Макаров контролировать учения НАТО Северная свадьба, позже участвуя в советских учениях Атлантика-84 с 31 марта по 8 апреля 1984 г. В ходе модернизации судно отнесено к Балтийский флот в составе 12-й ракетной дивизии кораблей с мая 1992 года. Тем не мение, Адмирал Зозуля прослужил недолго в этом качестве и был выведен из эксплуатации 29 сентября 1994 года и разбит на Балтике в 1995 году.

История создания глубинной бомбы

Долгое время подводные лодки, первые образцы которых появились еще в конце XVIII века, представляли наибольшую опасность для собственного экипажа, а не для противника. По этой причине вплоть до Первой Мировой войны какие-либо средства борьбы с ними отсутствовали.

В 1913-году в Великобритании был разработан так называемый «сбрасываемый заряд». Он предназначался для уничтожения подводных мин, выставленных противником. Это была обыкновенная бочка со взрывчаткой, которую предполагалось сбрасывать с корабля-носителя. Главной технической новинкой стал гидростатический взрыватель, срабатывавший от давления воды после достижения определенной глубины (около 30 метров). Это оружие получило первоначальное название «крейсерская мина», или «глубинная мина».

Первые английские глубинные бомбы Depth Type D выстреливаются из пусковых устройств. Боеприпасы разработаны в 1916-м году, а установки – лишь в 30-е годы

Когда в 1914-м году началась война, для уничтожения подводных лодок какое-то время пытались применять специальные артиллерийские снаряды. Они были сделаны таким образом, чтобы не давать рикошетов от поверхности воды и не взрываться раньше времени. При обнаружении перископа пушка открывала огонь в направлении субмарины, в расчете на то, что снаряды, погружаясь, смогут поразить её прямым попаданием. Разумеется, подобный метод мог сработать разве только при очень удачном стечении обстоятельств (впрочем, уже во время Гражданской войны советский эсминец «Азард» ухитрился уничтожить английскую подводную лодку именно таким образом – из орудия).

Полноценные глубинные бомбы появились лишь в январе 1916 года, когда Герберт Тейлор сумел усовершенствовать гидростатический взрыватель «сбрасываемого заряда». Величина и вес новых боеприпасов были уже не так велики, как у прототипа. Глубинная бомба типа D имела массу боевой части в 140 кг (300 фунтов), а типа D* — 54 кг. Предполагалось, что более легкий вариант будет применяться с тихоходных кораблей.

Взрыватель можно было устанавливать в одно из двух положений – на подрыв на глубине в 12 или 24 метра.

Первая советская глубинная бомба ББ-1

Любопытно, что в советском телевизионном фильме «Капитан Немо» демонстрируется попытка уничтожения знаменитого «Наутилуса» при помощи глубинных бомб – и это при том, что действие романа «20 тысяч лье под водой» происходит в 60-е годы XIX века. Разумеется, данный эпизод является плодом фантазии сценариста – ничего подобного просто не могло произойти в те давние времена.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий