Новейшая российская ракета «Булава»

Небольшой инструмент сдерживания

Естественно, 30 т не получилось — так часто бывает. Итоговая стартовая масса «Булавы», по открытым источникам, около 37 т. Длина 12 метров (у «Барка» – 16 м).

По данным, которые публиковали в западных источниках, «Булава» имеет забрасываемый вес 1150 кг. Для сравнения: «Тополь-М» — около 1,2 тыс. кг. Ракета якобы способна нести до шести боеголовок, о чем имеется официальная запись в опубликованном в 2006 году американцами протоколе об обмене информацией в рамках контрольного режима договора СНВ-1.

Булава_3

Подвижной ракетный комплекс «Тополь-М»

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

На ракете реализован целый набор методов противодействия ПРО. Среди наиболее интересных из известных: сокращенный активный участок (время разгона от старта до разделения боеголовок), ограниченная способность к маневрированию на разгоне и настильная траектория. Последняя является энергетически невыгодной и поэтому приводит к снижению веса забрасываемой полезной нагрузки. То есть «Булава», вообще говоря, по своей энергетике способна тащить на себе и больше, если задать ей оптимальную траекторию.

Однако соображения противодействия перспективным системам ПРО и поражающим факторам ядерных взрывов заставили разработчиков принять этот вариант. Доставить больше блоков с меньшей вероятностью или меньше, но с большей — вопрос количественной оптимизации, которую компетентные специалисты выполняют, опираясь на закрытые характеристики ракет и параметры моделей противодействия.

Ностальгия по «Сатане»

Есть еще одна причина, по которой тема «ЖРД против РДТТ» оказалась в центре внимания. В этом году со стороны Генштаба и ряда представителей ВПК прозвучали полуофициальные заявления о намерении к 2018 году создать новую тяжелую ракету наземного базирования на ЖРД — очевидно, на базе разработок ГРЦ Макеева. Новый носитель станет одноклассником постепенно уходящего в историю комплекса РС-20, прозванного на Западе «Сатаной». Тяжелая ракета с разделяющейся головной частью сможет принять значительное количество боезарядов, что помогло бы справиться с вероятным в будущем дефицитом ракет-носителей для ЯО. В унисон Генштабу на страницах прессы выступил почетный генеральный кон­струк­тор «НПО машиностроения» Герберт Ефремов. Он предложил ни много ни мало восстановить кооперацию с днепропетровским КБ «Южное» (Украина) и на их производственных мощностях «повторить» обе ступени Р-20 (Р-362M). На эту проверенную временем тяжелую основу российские конструкторы смогли бы поставить новые блоки разведения боевых зарядов и новую систему управления. Таким образом, и у сухопутных, и у морских российских баллистических ракет на РДТТ появилась перспективная жидкотопливная альтернатива, пусть в одном случае она реальная, а в другом — весьма гипотетическая.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий