Советская 100-мм зенитная пушка КС-19 1947 года – становой хребет послевоенной ПВО Советского Союза

3. Модернизация пушки КС-19М

По решению Министерства вооружений и Главного артиллерийского управления завод № 8 в 1950 году провел модернизацию 100-мм зенитной пушки обр. 1947 г. с целью улучшения ее боевых и экспериментальных характеристик.

Изменения в системе:

Моноблок имеет уширенные (упроченные) поля. Ширина поля 3,15 мм вместо 2,55 мм у штатных пушек.

В период январь-июнь 1951 года на НИАПе были проведены полигонные испытания КС-19М.

КС-19М прошла полигонные испытания в объеме: 520 выстрелов (из них 216 усиленным зарядом), возкой 1500 км за «Студебеккером» по гравийному шоссе.

Стрельба на скорострельность проведена с темпом 1416 выстрелов в час.

Повозка КЗУ-16МУ испытывалась стрельбой в объеме 520 выстрелов (216 усиленным зарядом) и возкой 1500 км. 172 выстрелов усиленным зарядом сделано с бетонной площадки под углом 70 при направлении стрельбы вдоль основной балки между опорами и вдоль откидного упора.

Повозка в целом испытания не выдержала.

Ствол с усиленными полями при стрельбе в пределах 520 выстрелов обеспечивает нормальное ведение снаряда по каналу. Выколов и смятий полей не наблюдалось. Однако, ввиду недостаточного количества произведенных выстрелов НИАП не определил преимуществ усиленных полей по сравнению со штатными полями.

Модернизации платформы

В 1947 году на заводе № 8 был разработан эскизный проект самодвижущейся платформы для 100-мм пушки КС-19 (КС-32),

В процессе эксплуатации платформы КЗУ-16 (52-У-415) был выявлен ряд недостатков, устранение которых путем модернизации платформы оказалось невозможным. Поэтому в 1953 году заводу № 13 было поручено разработать новую повозку взамен КЗУ-16. В новой повозке предполагалось заменить ручной привод перевода из походного положение и обратно (время не более 5 минут), устранить перегрузку колес (особенно задних), довести скорость движения по шоссе до 40 км/час, увеличить остойчивость пушки (предельный угол опрокидывания повозки с пушкой в статике 38) и т. д.

В 1954 году завод № 13 представил технический проект платформы КЗУ-26, главный конструктор Плотников И. И. Однако этот техпроект был отклонен Министерством оборонной промышленности и ГАУ,

В начале января 1955 года ГАУ был представлен техпроект новой платформы КЗУ-28 завода № 13. 19 февраля 1955 года техпроект был одобрен с небольшими замечаниями и было решено изготовить опытный образец.

данные приведены для работы двух сменных домкратов.

Опытный образец платформы КЗУ-28 за № 111 прошел полигонные испытания в объеме 1667 выстрелов и возкой 2000 км. Согласно заключению комиссии: платформа полигонные испытания выдержала. КЗУ-28 имеет ряд преимуществ по сравнению с КЗУ-16, которые значительно улучшают эксплуатационные свойства пушки КС-19М2 и должна быть рекомендована для производства взамен КЗУ-16.

Ввиду значительного превышения веса КЗУ-28 по сравнению с КЗУ-16 необходимо представить доклад Министру обороны на предмет получения согласия на увеличение веса платформы КС-19М2 за счет введения платформы КЗУ-28.

Производство КС-19

Примечания

  1. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 320. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  2. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 82. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  3. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 449. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  4. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 326. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  5. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 242. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  6. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 438. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  7. The Military Balance 2018. — P. 455.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 265. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 393. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 344. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 345. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  12. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 354. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  13. The Military Balance 2007. — P. 312.
  14. The Military Balance 2007. — P. 196.
  15. В. Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — С. 70.
  16. А. Хаустов, А. Котлобовский. Смерч по-европейски. — С. 19.

Предыстория разработки орудия

В конце 20-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе № 8. В это число попали и 37-мм зенитные автоматы. Мощности завода и его инженерные кадры заставляли желать лучшего.

Автоматического оружия завод никогда до этого не делал. Результат не замедлил сказаться: было сорвано не только производство 37-мм зенитных автоматов обр. 1928 г., но и всех других типов. Среди них были и зенитные автоматы 2-К (20-мм) и 4-К (37-мм), документация на изготовление и опытные образцы которых были переданы в 1930 г. германской фирмой Rheinmetall.

За три года работы завод №8 изготовил всего 75 автоматов 2-К и шесть 4-К, но ни один из них не был доведен до конца. В итоге, вооруженные силы СССР до 1940 г. остались без скорострельных зенитных орудий.

Чертеж установки

История эксплуатации

За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Довооружение вспомогательных судов, используемых для транспортировки оружия и боеприпасов, 45-мм АУ 21-К позволило в 2 раза сократить потери этих судов на Северном флоте.

Установка 21-КМ с увеличенным весом уменьшала и без того невысокую метацентрическую высоту катеров. Сами щиты из-за большой площади повысили парусность, а во время шторма волны стремились оторвать пушку от палубы, поэтому на малых судах от них вскоре отказались.

В послевоенное время 21-К устанавливали на стволах пушек главного калибра крейсеров для выполнения учебных стрельб и сбережения ресурса более дорогих тяжелых орудий.

Орудия 21-КМ и сейчас применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.

4. Общие сведения

КС-19 обеспечивала борьбу с воздушными целями, имевшими скорость до 1200 км/час и высоту до 15 км. Все элементы комплекса на боевой позиции связаны между собой электропроводной связью.

Наведение пушки в упреждающую точку производится гидросиловым приводом ГСП-100 от ПУАЗО. Но возможно наведение вручную.

В пушке КС-19 механизированы:

установка взрывателя;

досылание патрона;

закрытие затвора;

производство выстрела;

открытие затвора и экстракция гильзы.

Подготовка очередного выстрела начинается с нажатия на пусковую рукоятку автомата установки взрывателя.

Режимы ведения огня:

13 выстрелов за 1 минуту;

45 выстрелов за 5 минут;

110 выстрелов за 60 минут;

160 выстрелов за 120 минут.

Обстрел следующей цели возможен не менее, чем через 2,5 минуты.

Система ГСП-100М, предназначенная для автоматической дистанционной наводки по азимуту и углу возвышения восьми или менее пушек КС-19М2 и автоматического ввода в АУВ значений для установки взрывателя по данным ПУАЗО.

Система ГСП-100М обеспечивает возможность ручного наведения по всем трем каналам с помощью индикаторной синхронной передачи. система ГСП-100М включает орудийные комплекты ГСП-100М (по числу пушек), центральный распределительный ящик (ЦРЯ), комплект соединительных кабелей и батарейный дающий прибор.

Источником электроснабжения для ГСП-100М является штатная станция питания СПО-30, вырабатывающая трехфазный ток напряжением 23-133 В и частотой 50 Гц.

Все орудия, СПО-30 и ПУАЗО располагаются в радиусе не свыше 75 м (100 м) от ЦРЯ.

Устройство системы

Ствол пушки состоит из трубы, казенника, муфты, накладки с наметкой, дульного тормоза и гайки.

Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический.

Люлька литая, спереди имеет обойму с тремя отверстиями: одно в качестве цилиндра тормоза отката накатника, два для цилиндров тормоза наката.

Механизм изменения длины отката собран с правой стороны люльки.

Лоток предназначен для удержания патрона во время установки взрывателя, для подачи патрона на линию заряжания и для направления его при заряжании. Лоток собран на кронштейне, приваренном к левой стенке люльки.

Досылатель гидропневматический, с гидравлическим ускорителем. Перед первым выстрелом досылатель взводится вручную при помощи лебедки, далее досылка производится за счет энергии отката.

Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, закрепленный на люльке. Подъемный механизм действует от гидропривода и вручную.

Поворотный механизм включает в себя коренную шестерню, сцепленную с зубчатым венцом.

Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа, имеет две колонки.

Станок представляет собой сварную конструкцию, состоящую из литого основания, правой и левой щек, усиленных ребром жесткости, передней и задней связи.

Платформа КЗУ-16 четырехосная, подрессоривание торсионное. Колеса троллейбусного типа с шиной ГК,

Платформа состоит из: рамы с двумя упорами, переднего и заднего ходов, двух компенсаторов (механизмов для облегчения перевода из походного в боевое положение и обратно) и более мелких узлов.

Рама крестообразная сварная балка коробчатого сечения, с двумя боковыми кронштейнами для крепления откидных упоров. В передней части рамы приварены скобы для направления сошников. В средней части рамы приварено опорное кольцо с 16-ю отверстиями для крепления фундаментной плиты.

Радиолокационная станция СОН-4

Радиолокационная станция орудийной наводки комплекса ПВО КС-19 разработана по заданию ГАУ при активном участии А. А. Форштера и М. Л. Слиозберга.

Государственные полигонные испытания прошли в 1947 году с высокими результатами, после чего станция была принята на вооружение.

СОН-4 представляет собой двухосный буксируемый фургон, на крыше которого установлена вращающаяся антенна в виде круглого параболического отражателя диаметром 1,8 м с несимметричным вращением излучателя.

Имела три режима работы:

круговой обзор для обнаружения целей и наблюдения за воздушной обстановкой по индикатору кругового обзора;

ручное управление антенной для обнаружения целей в секторе перед переходом на автоматическое сопровождение и для грубого определения координат.

автоматическое сопровождение цели по угловым координатам для точного определения азимута и угла в автоматическом режиме и наклонной дальности ручным или полуавтоматическим способом.

Данные СОН-4

В комплект станции придавались магнетроны, работавшие в 4-х диапазонах, соответственно с чем и использовались модификации аппаратуры защиты от помех.

Оценка проекта

Как противовоздушное средство артиллерийская установка 21-К оказалась малоэффективной из-за низкой скорострельности, отсутствия дистанционного взрывателя у снаряда (цель могла быть поражена только прямым попаданием), а также примитивности прицела. Для стрельбы же по надводным целям снаряды орудия имели слишком слабое фугасное воздействие.

По причине низкой зенитной эффективности уже в ходе Великой Отечественной войны по мере поступления в войска 37-мм автоматов 70-К отечественного производства, а также орудий Oerlikon (20-мм) и «Бофорс» (40-мм) — по ленд-лизу, — началась повсеместная замена на кораблях орудий 21-К.

Сравнительная оценка

По своим баллистическим характеристикам установка 21-К ненамного превосходила русскую 47-мм пушку Гочкиса образца 1888 года (производства Обуховского завода).

Сравнительные данные 45-мм АУ 21-К и 47-мм Гочкиса

Система Вес снаряда, кг Нач. скорость, м/с Скорострельность, выстр/мин
47-мм Гочкиса 1,5 701 20
45-мм 21-К 1,45 760 30

Орудийная установка

Боевой расчет установок 21-К и 21-КМ состоял из четырех человек. По инструкции их обязанности распределялись следующим образом:

  1. Командир орудия — комендор зенитный (он же заряжающий) руководит расчетом, досылает снаряд и производит выстрел.
  2. Наводчик — младший комендор зенитный находит и удерживает цель на перекрестии.
  3. Установщик прицела вводит данные в ШБ-1М по командам управляющего стрельбой.
  4. Подносчик патронов подает выстрелы заряжающему, он же заменяет командира в случае его отсутствия.

Тактико-технические характеристики 21-К

ТТХ Значение 21-К/21-КМ
Угол ВН, град -10; +85
Угол ГН, град 360
Досягаемость по высоте, км 5/7
Максимальная дальность стрельбы, км 9,2/11
Живучесть ствола (при БЗ), выстр 3000/4000
Масса АУ, кг 507/867

5. Боеприпасы и баллистические данные

Зенитные осколочно-дистанционные гранаты

Заряд марки НДТ-3 18/1 весом 5,5 кг.

Гильзы с О-415 и О-415Р латунные или стальные, у выстрелов от 100-мм пушки 44 гильзы только латунные.

Таблица стрельбы

Снаряды О-415 имеют механические дистанционные взрыватели:

а) ВМ-30, ВМ-30Л, ВМ-30Л1 со временем действия 28,5 с.

б) ВМ-45 и ВМ-45Л со временем действия 43,5 с.

Снаряды О-415 имеют радиолокационные взрыватели 62, 68 и АР-21. Стрельба снарядами с АР-21 запрещена при углах возвышения, меньших +33.

Все перечисленные механические и радиолокационные взрыватели ударного действия не имеют.

Выстрелы от БС-3 и Д-10

По наземным целям КС-19 могла стрелять выстрелами от 100-мм пушек БС-3 и Д-10 (гильзы только латунные).

Устройство системы

Ствол пушки состоит из трубы, казенника, муфты, накладки с наметкой, дульного тормоза и гайки.

Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический.

Люлька литая, спереди имеет обойму с тремя отверстиями: одно в качестве цилиндра тормоза отката – накатника, два для цилиндров тормоза наката.

Механизм изменения длины отката собран с правой стороны люльки.

Лоток предназначен для удержания патрона во время установки взрывателя, для подачи патрона на линию заряжания и для направления его при заряжании. Лоток собран на кронштейне, приваренном к левой стенке люльки.

Досылатель гидропневматический. Перед первым выстрелом досылатель взводится вручную при помощи лебедки, далее досылка производится за счет энергии отката.

Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, закрепленный на люльке. Подъемный механизм действует от гидропривода и вручную.

Поворотный механизм включает в себя коренную шестерню, сцепленную с зубчатым венцом.

Уравновешивающий механизм пружинный.

Станок представляет собой сварную конструкцию, состоящую из литого основания, правой и левой щек, усиленных ребром жесткости, передней и задней связи.

Платформа КЗУ-16 четырехосная, подрессоривание торсионное. Колеса троллейбусного типа с шиной ГК.

Производство и испытания

Производство орудий

Валовое производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 – для ВМФ и 76 – для плавсредств НКВД. На 1935 г. заводу был дан план на 300 пушек для ВМФ и 82 – для НКВД, но завод сдал всего – 357.

К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 322 – на Балтийском, 290 – на Тихоокеанском, 284 – на Черноморском, 194 – на Северном флотах, 25 – на Амурской, 83 – на Каспийской и 14 – на Пинской флотилиях. К 22 июня 1941 года насчитывалось уже 2156 пушек 21-К, из которых в 1941 году было потеряно 507. За второе полугодие 1941 г. флот получил 71 орудие, в 1942 г. – 388 и в 1943 – 345.

В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена ее модификация 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, в 1945 г. – 373, в 1946 г. – 140, и в 1947 г. – 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.

Испытания

Заводские испытания орудия были проведены с 27 июня по 3 июля 1933 года. С 21 июля по 1 августа 1933 года на Морском артиллерийском полигоне под Ленинградом установка 21-К прошла полигонные испытания. Морские испытания были проведены с 21 по 26 марта 1934 года на черноморской подводной лодке типа «М» VI серии.

На вооружении

  • Алжир Алжир — 150 КС-19, по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Гвинея Гвинея — 4 КС-19, по состоянию на 2016 год
  • Египет Египет — 300 КС-19, по состоянию на 2016 год
  • КНР КНР — некоторое количество Type-59 (копия КС-19), по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Республика Конго Республика Конго — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Мавритания Мавритания — 12 КС-19, по состоянию на 2016 год
  • Марокко Марокко — 17 КС-19, по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Вьетнам Вьетнам
  • Россия Россия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий