Поиск

Проект 667БДРМ — подводные лодки типа «Дельфин», основа ядерных морских сил РФ

Типы подводных лодок с баллистическими ракетами

Страна-разработчикТип ПЛГодКоличество Водоизмещение н/п, тДлина/ширина/осадка, мТип энергетической установки, л.с.Скорость надводная/подводная, узловКомплекс / БРПЛ
 СССР195561830/260090,5/7,5/5 4000ЭД 540017/152 ПУ Р-11ФМ
 СССР проект 629(629А)1959(1963)23(14)2820/355398,9/8,2/7,5ДЭУ 6000ЭД 560015,5/12,5комплекс Д2 — 3 ПУ Р-13комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21
 СССР проект 658(658М)1960(1963)8(6)4030/5300114,0/9,2/7,5АЭУ 3500015/26комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21комплекс Д5 — 3 ПУ Р-27
 СССР/ Россия проект 667А — тип «Навага»1967347766/11500128,0/11,7/7,9АЭУ 4000015/27комплекс Д5 — 16 ПУ Р-27пр.667У — комплекс Д5У — 16 ПУ Р-27Упр.667АМ — комплекс Д11 — 16 ПУ Р-31
 СССР/ Россия проект 667Б — тип «Мурена»1972188900/13700139,0/11,7/8,4АЭУ 4000016/26комплекс Д9 — 12 ПУ Р-29
 СССР/ Россия проект 667БД — тип «Мурена-М»1975410500/15750155,0/11,7/8,6АЭУ 4000015/25комплекс Д9Д — 16 ПУ Р-29Д
 СССР/ Россия проект 667БДР — тип «Кальмар»19761410600/16000155,0/11,7/8,7АЭУ 4000014/24комплекс Д9Р — 16 ПУ Р-29Р
 СССР/ Россия проект 667БДРМ — тип «Дельфин»1984711740/18200167,0/11,7/8,8АЭУ 4000014/24комплекс Д9РМ — 16 ПУ Р-29РМ
 СССР/ Россия проект 941 — тип «Акула»1981623200/48000172,0/23,3/11,0АЭУ 10000012/25комплекс Д19 — 20 ПУ Р-39 или
 Россия проект 955(955А) — тип «Борей»20133(5)14720?/24000170,0?/13,5/10АЭУ 50000?15?/29?комплекс Д30 — 16 ПУ Р-30 «Булава»
 США  класс «Джордж Вашингтон»195955959/6709116,3/9,9/6,7АЭУ 1500020/2516 ПУ Поларис А1
 США  класс «Этэн Аллен»19615?/7900125,1/9,9/6,7АЭУ 1500020/2516 ПУ Поларис А2
 США класс «Лафайет»196397250/8250129,6/10,0/9,6АЭУ 1500020/2516 ПУ Поларис А2
 США класс «Джеймс Мэдисон»1964107250/8250129,6/10,06/9,6АЭУ 1500020/2516 ПУ Поларис А3
 США класс «Бенджамин Франклин»1965127250/8250129,6/10,06/9,6АЭУ 1500020/2516 ПУ Поларис А3
 США  класс «Огайо»19761816746/18750170,7/12,8/11,1АЭУ 7000017/2524 ПУ Трайдент I С-4 (первые 8 лодок)24 ПУ Трайдент II D-5
 Великобритания  класс «Резолюшн»196747500/8400130/10/9,2АЭУ 2500020/2516 ПУ Поларис A3
 Великобритания  класс «Вэнгард»19934?/15900149,9/12,8/12АЭУ 4150020/2516 ПУ Трайдент II D-5
 Франция класс «Редутабль»197168087/8913128,7/10,6/10АЭУ 16000?/2516 ПУ М1, M2, M20 или M4
 Франция класс «Триумфан»1997412640/14335138/12,5/10,6АЭУ 150002 турбины 27500?/25 16 ПУ М51
 Китай тип 092 «Ся»198116500/8000120/10/8АЭУ 780002 турбины 2400012/2212 ПУ Цзюйлан-1
 Китай 094 «Цзинь»200469000/11500140/13/?АЭУ 120000?/2612 ПУ Цзюйлан-2
 Индия «Арихант»20151(6)6000/?112/11/10АЭУ 11100015/2412 ПУ K-15 Sagarika

Средний ремонт и модернизация

В конце ноября 2008 года «Новомосковск» прибыл в Центр судоремонта «Звёздочка» для среднего ремонта и модернизации. В результате срок его службы будет продлён на 10 лет. «Новомосковск» — шестой подводный атомоход, который будет обновлён на «Звёздочке». До него на предприятии уже были модернизированы подобные ПЛАРБ: К-51 «Верхотурье» (), К-84 «Екатеринбург» (), К-114 «Тула» (), К-117 «Брянск» () и К-18 «Карелия» (). По сообщению представителя пресс-службы завода Евгения Гладышева, подлодку планировалось сдать ВМФ России в 2010 году.
Затем сроки сдачи были перенесены на четвёртый квартал 2011 года.
Ремонт позволит «Новомосковску» продолжить службу до 2021 года. 12 декабря 2010 года крейсер был выведен из цеха № 15 предприятия «Звёздочка» для достроечных работ. 14 декабря 2010 года в прессе появилось сообщение, что центр судоремонта «Звёздочка» после среднего ремонта и модернизации спустил «Новомосковск» на воду и в ближайшее время крейсер должен приступить к швартовым и ходовым испытаниям. Возвращение подлодки в состав ВМФ России намечено на 2012 год. В результате модернизации понизилась шумность К-407, повысились живучесть и ядерная безопасность, а также возможности обнаружения подлодок противника. В общей сложности на подлодке были модернизированы более ста систем и комплексов, включая ракетный.

При 5-летней модернизации у предприятия возникли сложности с финансовым планированием и отчётностью. Одной из причин этого был переход, впервые для предприятия, на твердую конкурсную цену. Предложив изначально низкую цену и получив госзаказ, руководство предприятия надеялось на то, что как и прежде, оплачиваться он будет по фактическим расходам, а не по указанной в контракте заниженной цене. Другой причиной стала устаревшая система документооборота.

В июне-июле 2012 года заводская сдаточная команда и экипаж субмарины завершили выполнение программы заводских ходовых испытаний. 27 июля 2012 года в Северодвинске был подписан акт передачи военно-морскому флоту.

Сравнительная оценка[править]

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ «Дельфин» «Вэнгард» «Триумфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки — (план)
Годы службы —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в.
Построено 6 (1 в строю, 2 в резерве ВМФ) 18 (12 в строю) 7 (5 в строю, 2 в ремонте) 4 4 3 (3 в строю, 8 планируется)
Водоизмещение (т)надводноеподводное 23 20048 000 16 74618 750 11 74018 200 15 13015 900 12 64014 335 14 72024 000
Число ракет 20 Р-39(«Булава» по проекту 941УМ) 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 «Булава»
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) 2550 · 8250 2800 · 7400 ? · 11300 2800 · 8300 ? · 11547 2800 · 7400 ? · 11300 ? · 6000 1150 · 9300

Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65-85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м.

При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км

Список построенных ПЛАРБ

Северодвинск
НомерЗав. №ЗакладкаСпускДата вступления в строй, флотСписаниеСтатус
К-137

1970-“Ленинец”

42004.11.196411.09.1966 6 ноября , СФ19941985-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 2003

К-14042119.09.196523.08.1967 30 декабря , СФ19901978-модернизирован по пр.667АМ

Утилизирована в 1998

К-2642230.12.196523.12.1967 3 сентября , СФ1988Утилизирована в 2003
К-3242323.04.196625.04.1968 26 октября , СФ1990Утилизирована в 1998
К-21642428.06.196606.08.1968 27 декабря , СФ1988Утилизирована в 1994
К-20740004.11.196620.09.1968 30 декабря , СФ1989Утилизирована в 2001
К-21040116.12.196629.12.1968 6 августа , СФ1988Утилизирована в 2001
К-24940218.03.196730.03.1969 27 сентября , СФ1988Утилизирована в 2004
К-25341426.06.196705.02.1969 27 сентября , СФ19931988-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2004

К-39541508.09.196728.07.1969 5 декабря , СФ20021991-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2007

К-40841620.01.196810.09.1969 25 декабря , СФ19881984-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 1995

К-411 1998-«Оренбург»43025.05.196816.01.1970 31 августа , СФ20041990-модернизирован по пр.09774

Утилизирована в 2009

К-41843129.06.196814.03.1970 22 сентября ,СФ1989Утилизирована в 1998
К-42043212.10.196825.04.1970 29 октября , СФ19941990-модернизирован по пр.667М

Утилизирована в 2003

К-42344013.01.196914.07.1970 13 ноября , СФ19941987-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2003

К-42644117.04.196928.08.1970 22 декабря , СФ1990Утилизирована в 2005
К-41544204.07.196926.06.1970 30 декабря , СФ

1972-ТОФ

19881987-модернизирован по пр.09780 не закончена

Утилизирована в 2011

К-403

1997-«Казань»

45018.08.196925.03.1971 12 августа , СФ20041983-модернизирован по пр.667АК

1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-24545116.10.196909.08.1971 16 декабря ,СФ19921977-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

К-21445219.02.197001.09.1971 31 декабря ,СФ19911980-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

† К-21946028.05.197008.10.1971 31 декабря ,СФДостроена по пр.667АУ

06.10.1986-Погибла в Атлантике

К-22846104.09.197003.09.1972 30 сентября ,СФ1992Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1997

К-24146224.12.197009.06.1972 23 октября ,СФ19921981-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1994

К-44447008.04.197101.081972 9 декабря ,СФ19941983-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

Комсомольск-на-Амуре
НомерДата вступления в строй
К-39915123.02.196823.06.1969 24 декабря , ТОФ19901982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1998

К-43415223.02.196929.05.1970 30 ноября , ТОФ1989Утилизирована в 2007
К-23615306.11.196904.08.1970 27 декабря , ТОФ19901985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1994

К-38915426.07.197027.06.1971 25 ноября , ТОФ1990Утилизирована в 1995
К-25215525.12.197012.09.1971 31 декабря , ТОФ19891975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1991

К-25815630.03.197126.05.1972 30 сентября , ТОФ19911975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

К-44615707.11.197108.08.1972 30 декабря , ТОФ1993Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1996

К-451

1978-“60 лет ВЛКСМ”

15823.02.197229.04.1973 7 сентября , ТОФ1991Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-43615907.11.197225.07.1973 5 декабря , ТОФ1992Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-43016027.07.197328.07.1974 25 декабря , ТОФ1995Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 2005

Как и чем пополнится в этом году подводный флот России

До конца нынешнего года Объединенная судостроительная корпорация планирует передать в состав ВМФ России шестнадцать новых кораблей. В том числе две атомные субмарины четвертого поколения – стратегический подводный крейсер “Князь Владимир” и многоцелевую АПЛ “Казань”.

Знаковые для корабелов и ожидаемые на флотах события были анонсированы президентом ОСК Алексеем Рахмановым и в разной форме подтверждены руководителями верфей и конструкторских бюро на научно-деловой конференции в подмосковном парке “Патриот”. Вместе с представителями минпромторга, минобороны, ВМФ и компаний-контрагентов на такую встречу пригласили журналистов.

Конструкция[править]

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

Корпусправить

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Движителиправить

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.

История службы

По состоянию на 2010 год, К-407 выполнила 7 боевых служб, 15 боевых дежурств, провела 14 ракетных стрельб. За годы службы корабль прошел более 100 тысяч морских миль.

6 августа 1991 года с К-407 в рамках операции «Бегемот-2» был осуществлён успешный залп всеми шестнадцатью ракетами из подводного положения. По словам очевидцев лодка стреляла как автомат. Опыт подобных запусков уникален и не был повторён никем в мире. Командиру корабля капитану 2 ранга С. В. Егорову, после успешного залпа присвоено воинское звание капитана 1-го ранга. В том же году К-407 завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

20 марта 1993 года К-407 под командованием А. Булгакова столкнулась в Баренцевом море с американской лодкой при попытке скрытого слежения.
Потерь среди личного состава не было. К-407 удалось отремонтировать и вновь ввести в строй.

В 1996 году К-407 совместно с К-447 произвела успешные ракетные стрельбы.

4 мая 1996 года был подписан договор об установлении шефских связей между командованием войсковой части 09880-А и администрацией города Новомосковска Тульской области. 19 июля 1997 года Приказом ГК ВМФ атомному подводному крейсеру стратегического назначения К-407 присвоено наименование «Новомосковск».

7 июля 1998 года с борта РПКСН «Новомосковск» (командир капитан 1-го ранга Моисеев А. А.) запуском РН «Штиль» были выведены на низкую околоземную орбиту два немецких микро-спутника Tubsat-N, разработанные Берлинским техническим университетом. Это первый в истории освоения космического пространства вывод спутников на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды. Подводная лодка находилась в акватории Баренцева моря в точке .

Главные участники проекта с российской стороны — ГРЦ «КБ им. Макеева», ВМФ, РВСН, Министерство экономики РФ и Российское космическое агентство. Северный флот получил за пуск примерно 200 000 немецких марок (111 000 долларов).

В 1999 году с «Новомосковска» осуществлён первый пуск баллистической ракеты из географической точки северного полюса.

В —2003 годах прошёл краткосрочный ремонт на предприятии «Звёздочка».

Как и другие атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин», «Новомосковск» переоборудован для использования новых БРПЛ «Синева».

17 февраля 2004 года с «Новомосковска» была произведена неудачная попытка запуска баллистической ракеты «Синева». Позднее представители ВМФ РФ заявили, что не планировали «физического» пуска ракеты, а учения заключались в симуляции пуска. За ходом учений наблюдал Президент Российской Федерации В.В. Путин с борта подводной лодки «Архангельск».

17 марта 2004 года «Новомосковск» произвёл тестовый запуск двух БРПЛ «Синева», которые успешно поразили цели на полигоне Кура на Камчатке.

В июле 2006 года клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска и руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями священник Леонид Леонтюк, временно включённый в списки личного состава К-18 «Карелия», во время морского похода на «Новомосковске» провёл обряд освящения отсеков корабля, беседовал с экипажем об основах веры и духовной жизни. Шесть подводников приняли таинство крещения на борту «Новомосковска».

После окончания ремонта и модернизации лодка вернулась в строй в 2012, её срок службы был продлен ещё на 10 лет.

12 октября 2016 года подводная лодка произвела успешный пуск БРПЛ «Синева» из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ

Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.

https://youtube.com/watch?v=vIy4iG-dHOk

Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.

Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.

История

22 февраля 1984 года корабль заложен на стапелях как ракетный подводный крейсер. 12 января 1985 года зачислен в списки кораблей ВМФ. Спуск на воду состоялся 22 января 1987 года. 28 марта 1987 года произведён пуск ядерных реакторов, в июне-ноябре корабль прошёл швартовые, ходовые и государственные испытания, 30 октября 1987 года подписан акт о приёмке. 5 ноября 1987 года на К-114 прошло торжественное поднятие флага и корабль вошёл в состав Северного флота. Дата объявлена годовым праздником корабля. Первый командир первого экипажа — капитан 2 ранга (а в последующем — контр-адмирал) Хандобин В. А. Первый командир второго экипажа — капитан 2 ранга (а в последующем — вице-адмирал) Трегубов О. А. (Данный класс кораблей изначально комплектовался двумя экипажами, первый — проходил «Большой круг», который включал обучение в Центре подготовки экипажей РПКСН в Палдиски, и в последующем непосредственно участие в приемке корабля от промышленности в Северодвинске на «СевМаше», т.е. проведение швартовых и ходовых испытаний, а также перевод корабля к основному месту базирования на КСФ и ввод его в линию, т.е в боевой состав Флота. Второй экипаж проходил только подготовку в Центре подготовки подводников, и в последующем принимал корабль от первого экипажа на время отпуска первого, в последующем так же становясь перволинейным экипажем)

18 апреля 1995 года подписан договор об установлении шефских связей с администрацией Тульской области. 21 августа 1995 года лодке было присвоено наименование «Тула».

Первая модернизация

См. также: Р-29РМУ2

В 31 июля 2000 года «Тула» прибыла на завод «Звёздочка» в Северодвинск для прохождения ремонта и модернизации. В мае 2004 года выведена из эллинга и спущена на воду к достроечной стенке завода. Ремонт был закончен в январе 2006 года. После ремонта, модернизации и полного цикла заводских испытаний на заводе «Звёздочка», «Тула» вошла в строй Северного флота ВМФ Российской Федерации и прибыла на основной пункт базирования в губу Сайда. «Тула» стала третьим кораблём серии, прошедшим модернизацию. В результате модернизации, которая включала 83 позиции, улучшены маскировочные свойства корабля, усовершенствована система обнаружения, модернизированы системы живучести и ядерной безопасности. «Тула» получила на вооружение новый ракетный комплекс «Синева».

Вторая модернизация

15 декабря 2014 года К-114 «Тула» прибыла на ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“» для проведения планового заводского ремонта по техническому состоянию и продления срока службы.

27 февраля года выведена из цеха после ремонта.

15 декабря 2017 года пресс-секретарь предприятия «Звездочка» Евгений Гладышев сообщил, что завершение ремонта и передача подлодки флоту будут перенесены с четвертого квартала 2017 года на март 2018 года по причине «поставки бракованной продукции». 28 декабря 2017 года поступило сообщение, что еще 21 декабря РПКСН успешно прошел заводские ходовые испытания, покинул центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск) и отправился к месту своей постоянной дислокации.

История проекта

Внешний вид первых корпусов.

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта, и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Вооружение[править]

Основные статьи: Р-29РМ, Р-29РМУ2

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

Военное применениеправить

Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат». Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39. Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск».

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Мирное применениеправить

Основная статья: Штиль (ракета-носитель)

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»

Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.

Следует сразу сказать, что этот проект являлся сборной солянкой, в которую были включены лучшие конструкторские наработки в процессе строительства кораблей проекта 667. Как и прежде, разработкой улучшенного проекта занималось ЦКБ «Рубин» — флагман отечественного атомного подводного кораблестроения.

Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».

Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.

В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий