Поиск

Фрегат «Адмирал Горшков»

Надо строить флот

Создание флота — штука непростая. Боевые корабли строятся годами, поэтому чтобы составить боеспособную группировку всего из пары десятков вымпелов, нужно решить сложную головоломку.Там срок службы продлим, здесь прикроем двумя кораблями с другого флота, эту задачу временно возложим на суда обеспечения, а с этим просто потерпим».

Дотерпели! Вчера в своей первый в истории дальний морской поход вышел долгожданный фрегатАдмирал флота Советского Союза Горшков».

Горшков» — это головной корабль проекта 22350 многоцелевых фрегатов дальней морской зоны и, без преувеличения, самый долгожданный из российских надводных кораблей. Главное в нём — многозадачность: фрегат может эффективно бороться против подводных и надводных судов противника, а также отражать воздушные и ракетные атаки.

Российский флот очень давно ждал именно такой многоцелевой корабль. И пусть вас не смущает, что это не эсминец и не крейсер, а всего лишь фрегат. Времена сейчас такие — цены поднимаются, дети растут выше родителей, вот и корабли.

Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Фрегат проекта 22350 с водоизмещением в 5400 тонн — это три полноценных эсминцаседьмой серии» времён Второй мировой войны и пара лидеров-эсминцев, таких как прославленныйЛенинград». Кроме того, в те времена никто и помыслить не мог о возможности размещения авиации на эсминце, а сейчас фрегат спокойно носит с собой противолодочный вертолёт Ка‑27.

Впрочем, до современного эсминцаГоршков» по размерам немного не дотягивает. АмериканскийАрли Бёрк» почти в полтора раза больше по водоизмещению. Так что остановимся на фрегате. Тем более, что по возможностям вооруженияГоршков», в принципе, может дать бой и американскому эсминцу, и даже крейсеру пусть и не совсем новойТикондероги».

Понятно, что современный морской бой — это скорее игра в гляделки. Первый увидевший на своих радарах противника кричиттуки-туки, ключ на старт» — и с большой вероятностью выигрывает, посылая в сторону противника весь запас противокорабельных ракет. И вот по противокорабельным ракетам к фрегату вопросов нет.

(Фото: Федеральное агентство новостей / Евгения Авраменко)

В настоящее время в пусковых установкахГоршкова» могут быть или разнообразные   калибры», или противокорабельныеониксы». Вполне возможно, что вскоре им придётся немного потесниться: на вооружение должна встать способная развивать гиперзвуковую скорость противокорабельная ракета   Циркон», а она стандартизирована по пусковой установке. Всего же на корабле две установки вертикального пуска по восемь шахт в каждой для таких ракет.

Примечания

  1. Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. — М., 2006. — Вып. 9. — № 1. — С. 8—9.
  2. Кирилл Яблочкин. . tvzvezda.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2015.
  4.  (рус.)  (неопр.) ? (недоступная ссылка). АО «Концерн «Моринсис-Агат». Дата обращения 18 сентября 2017.
  5. . militaryrussia.ru. Дата обращения 27 сентября 2017.
  6. Carlo Kopp.  (англ.). Air Power Australia (May 2009).
  7. .
  8. . www.e-disclosure.ru. Дата обращения 24 июня 2018.
  9. bmpd. . bmpd (18 марта 2019). Дата обращения 18 марта 2019.
  10. . ТАСС. Дата обращения 17 марта 2019.

Суд

имятезкаСтроителиЗаложензапущенныйПо заказуфлотСтатус
адмирал Горшков Сергей Георгиевич Горшков Северная верфь , Санкт – Петербург1 февраля 200629 октября 201028 июля 2018 северныйактивный
адмирал Касатонов Владимир Афанасьевич КасатоновСеверная верфь, Санкт-Петербург26 ноября 200912 декабря 2014 в начале 2020северныйВ морских испытаниях
адмирал Головко Арсений Григорьевич ГоловкоСеверная верфь, Санкт-Петербург1 февраля 2012 до июля 2020 года 2021северныйВ разработке
адмирал Исаков Иван Степанович ИсаковСеверная верфь, Санкт-Петербург14 ноября 2013 2022северныйВ разработке
адмирал Амелько Николай Николаевич АмелькоСеверная верфь, Санкт-Петербург23 апреля 2019 2024В разработке
адмирал Чичагов Василий Яковлевич ЧичаговСеверная верфь, Санкт-Петербург23 апреля 2019 2025В разработке
Северная верфь, Санкт-Петербург 2020Запланированные
Северная верфь, Санкт-Петербург 2020Запланированные

В чем особенность фрегата?

Как утверждают военные специалисты, «Адмирал Горшков» приспособлен для выполнения боевых задач в океанических условиях, в дальней и ближней морских зонах. 130-метровое судно с водоизмещением 4500 т. Фрегат укомплектован артиллерийским и ракетным вооружением. Кроме того, его оснастили специальной платформой, на которую корабль может принять боевой вертолет Ка-28. Как утверждают специалисты, уникальность судна заключается в том, что при создании его конструкции российские инженеры использовали совершенно новые технологии и материалы. Соперничая с американскими коллегами, российские в ходе проектирования кормовой надстройки и рубки применили современную технологию «стелс», благодаря чему фрегату обеспечена высокая скрытность. Сам процесс создания судна был очень засекречен. О том, какой фрегат будет иметь внешний вид могли знать лишь те, кто непосредственно занимался проектированием и строительством.

История строительства

Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — состоялась 1 февраля 2006 года на Санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15 — 20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356Р, до того считавшихся чисто экспортными.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ в 2010 году планировало построить серию из 10 — 12 кораблей проекта 22350. В состав Черноморского флота предполагалось включить шесть фрегатов проекта 22350.

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО Северная верфь» сообщила о заключении с Министерством обороны России контракта на строительство ещё четырёх фрегатов в дополнение к уже строящимся двум фрегатам проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года.

12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море.

Вследствие охлаждения российско-украинских межгосударственных отношений в результате политического кризиса, в июне 2014 года украинский президент П. А. Порошенко запретил военно-техническое сотрудничество с Россией. Этот запрет коснулся и контракта с «Зоря-Машпроект» на поставку газовых турбин для фрегатов проекта 22350. В качестве ответной меры, российским КБ «Алмаз» был разработан новый проект, производство газотурбинных энергетических установок для которого вместо «Зоря-Машпроект» должно освоить НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).

4 мая 2016 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что в состав ВМФ России войдут шесть фрегатов проекта 22350 к 2025 году.

12 декабря 2017 года Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев заявил, что в будущем фрегаты проекта 22350 станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны.

Строительство и испытания головного фрегата проекта 22350 — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — были сопряжены со значительными задержками и сложностями и были завершены лишь в конце июля 2018 года. 23 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась церемония одновременной закладки для ВМФ России сразу двух фрегатов проекта 22350, получивших названия «Адмирал Амелько» (заводской номер 925) и «Адмирал Чичагов» (заводской номер 926). Данные корабли стали пятым и шестым фрегатами проекта 22350, сдача их планируется соответственно на 2024 и 2025 годы. Сообщается, что данные два корабля будут несколько отличаться от первых четырех фрегатов проекта 22350 – в частности, они получат усиленное ударное вооружение в виде 24 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК вместо 16 на первых четырех кораблях.

По сообщениям источников, близких к МО РФ, в 2020 году ожидается подписание контракта на строительство двух фрегатов проекта 22350 второй подсерии на ССЗ «Северная верфь». В дальнейшем, для ВМФ ВС РФ планируется строительство кораблей дальней морской зоны класса «фрегат» по модернизированному проекту 22350М.

О тестировании

В начале ходовых испытаний «Адмирала Горшкова» произошел системный сбой в управлении. Причиной этому стал вышедший из строя двигатель. Вскоре российские конструкторы поломку устранили и фрегат продолжил совершать межфлотский переход. В сентябре он прибыл на Беломорскую военно-морскую базу. В ноябре экипажем корабля посредством ракет из УКСК были успешно поражены морские и наземные цели. Местом для стрельб стало Белое море. Летом 2016 года, как сообщали СМИ, концерном «Алмаз-Антей» был сорван государственный заказ, по производству ЗРК «Полимент-Редут». Данным зенитно-ракетным комплексом собирались оснастить корветы проекта 20380 и фрегаты 22350. Таким образом, срок сдачи «Адмирала Горшкова» оказался под угрозой срыва. В августе успешно протестировали средство радиоэлектронной борьбы 5П-28. В марте 2017 г. начались заключительные государственные испытания. В 2018 году Госкомиссия, председателем которой был назначен капитан I ранга В. Иванов, утвердила приемный акт, свидетельствующий об успешном завершении судном «Адмирал Горшков» испытаний государственного уровня.

Спустя два дня на фрегате реял Андреевский флаг. В начале осени взял курс в город Североморск, в котором он будет постоянно дислоцироваться. Мурманск 35 стал портом приписки «Адмирала Горшкова» – авианесущего крейсера.

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО “Сатурн” (г. Рыбинск, Россия) и НПП “Зоря-Машпроект” (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления “Метель-55”, разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

О ракетном вооружении

Фрегат комплектуется 16 противокорабельными ракетами ЗМ55 «Оникс». Место их размещения – носовая часть корабля. Ракетами заряжаются универсальные установки с вертикальным пуском (УВП). Одна установка обустроена 8 ячейками, в которые загружаются ракеты любого назначения. Посредством ПКР «Оникс» можно поразить корабль на дистанции не более 300 тыс. м. Боевая часть весит 300 кг. Как утверждают специалисты, противокорабельные ракеты малозаметны для вражеских радаров и работают по принципу «пустил и забыл». Также для фрегата предусмотрен второй вариант, который представлен крылатыми ракетами «Калибр». Судя по отзывам специалистов, они универсальны и одинаково эффективны как противокорабельные, противолодочные и тактические, посредством которых успешно уничтожаются наземные цели. Как и «Оникс», «Калибр» с дальностью полета 300 км., но их боевые части могут быть проникающими и осколочно-фугасными. Наведение осуществляется инерциальным и радиолокационным способами. Теоретически стрельбу боевой экипаж фрегата может производить и ракетами «Циркон», которые на вооружение еще не поступили. Данным ПКР присуща крайне высокая (гиперзвуковая) скорость. По мнению экспертов, если российские корабли полностью переоснастить на ПКР «Циркон», то значение авианосцев заметно снизится, в результате чего потенциальный противник вынужден будет заняться созданием новых более эффективных средств ПРО.

Об артиллерийском вооружении

Фрегат укомплектован впечатляющим боевым комплексом, который представлен универсальной 130-миллиметровой автоматической пушкой А-192. Разработчики решили отказаться от предыдущей артустановки АК-130, которая также имела калибр 130 мм, но была тяжелее на 80 т. В связи с этим ее эксплуатация была очень ограничена – поражались только крупные корабли крейсеры и эсминцы. Новое главное орудие весит не более 25 т. Это дает возможность при необходимости использовать А-192 на небольших кораблях, а именно на фрегатах. Орудие эффективно на дистанции до 23 тыс. м. Воздушные цели поражаются на дистанции 18 тыс. м. В течение одной минуты из пушки можно выпустить до 30 снарядов.

Фрегат со щитом

Сейчас в составе ВМФ числится один фрегат — «Адмирал Горшков». Второй — «Адмирал Касатонов» — в настоящее время проходит государственные испытания. Ожидается, что его передадут флоту до конца года. По планам, третий и четвертый — «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» — должны пополнить состав ВМФ в течение двух лет. А год назад были заложены еще два корабля этого проекта.

Фрегаты «адмиральской серии», как их еще называют на флоте, изготовлены с использованием стелс-технологий. Из особенностей можно отметить применение при их строительстве композитных конструкционных материалов, а также новую архитектуру корпуса и надстроек. Всё это в комплексе позволило снизить заметность фрегата для противника.

Эти корабли уничтожают надводные и наземные цели 130-мм артиллерийской установкой А-192М и ракетами — сверхзвуковыми «Ониксами» и крылатыми «Калибрами-НК». Дальность действия последней — не менее 1,5 тыс. км.

В ближайшем будущем на вооружение корветов должны поступить гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые из-за скорости не может перехватить ни одна из существующих в мире систем ПВО. Сейчас их активно испытывают — в феврале нынешнего года «Адмирал Горшков» отстрелялся «Цирконом» по наземной цели из акватории Баренцева моря.

От воздушного противника корабль защищают дальнобойный зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут» и два ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». В состав ЗРК входит РЛС «Полимент» с фазированными антеннами. Ракеты размещены в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Комплекс может атаковать до 16 целей одновременно. Он в первую очередь предназначен для перехвата самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Его практическая дальность — 400 км.

Автоматическая система управления (АСУ) корабля легко объединяется в единый боевой контур с другими. Ранее «Известия» писали, что в Крыму была испытана АСУ, которая объединит все средства ПВО полуострова, включая корабельные, а также авиацию. Она позволит взять под единое управление истребители, бомбардировщики, штурмовики, вертолеты, беспилотники, а также комплексы ПВО и радары.

«Адмирал Касатонов» может получить ряд новых роботизированных систем, которые серьезно повысят боевую эффективность корабля. Речь идет о БПЛА «Орлан-10» и беспилотных катерах. Так, например, воздушные дроны позволят фрегату действовать в качестве разведчика и даже комплекса радиоэлектронной борьбы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий