Транспортно-десантные катера проекта 21820

Разработка проекта

В 1998 году на Нижегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был.

С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъемностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой получивший шифр «Дюгонь».

По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4-5 таких кораблей.

В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии.

История службы

Высадка десанта на учениях

В состав Черноморского флота в  — 1991 годах вступило 10 катеров данного типа. Один катер («Д-305» , 1979 г.в.) в начале 1990-х годов был передан Военно-морским силам Украины. В списке судов ВМСУ числится как рейдовая сухогрузная баржа «Сватове». По состоянию на 23 марта 2014 года базируется на Очаков.

По состоянию на 2015 год в составе 100-й бригады десантных кораблей Тихоокеанского флота, дислоцированной в Фокино, остаётся три катера, которые активно используются во время учений при высадке на полигоны. Один из катеров ежегодно участвует в театрализованном шоу на День Военно-Морского Флота во Владивостоке, в качестве морского дракона.

Десантные катера

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (УДК), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных флотов мира. Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.

Десантный катер типа LCM 6 (США)

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

История службы

«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё один катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Состав серии

В период с 1971 по 2009 год различным заказчикам было передано около 40 судов данного типа, при этом в период до 1995 года для Советского и Российского флота на Азовском ССЗ (с 1993 года — ОАО «Азовская судоверфь», г. Азов) было построено 25 кораблей данного типа. Кроме того, как минимум 3 судна были построены в период с 1995 по 2009 год на ОАО ”Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск), одно судно было построено в 2007 году на ОАО «Восточная верфь» (г. Владивосток). Некоторые представители данной серии представлены в таблице.

Цвета таблицы: Зелёный — Действующий в составе ВМФ РоссииЖелтый — Действующий не в составе ВМФ РоссииКрасный — Списан или утилизирован или потерян

Наименование
Бортовой №
Изготовитель
Заводской №
Ввод в строй

Флот
Текущий статус
Д-335
529

Азовская судоверфь
4001
1971

ЧФ
Списан 19.04.1990
Д-236
571, 574, 526

Азовская судоверфь
4002
01.12.1974

ЧФ
Списан в 1993
Д-237
569, 576, 527

Азовская судоверфь
4003
13.12.1974

ЧФ
С 1992 г. «MDK-01» в ВМС Грузии
Д-393
564, 582

Азовская судоверфь
4004
1975

ЧФ
Списан 24.08.1993
Д-392

Азовская судоверфь
4005
30.12.1975

КФл
Списан 30.07.1996
Д-634
562, 584, 531

Азовская судоверфь
4006
1976

ЧФ
Списан 24.08.1993
Д-395

Азовская судоверфь
4007
1976

СФ
Списан 04.08.1995
Д-704
640

Азовская судоверфь
4008
30.06.1976

ТОФ
В составе ТОФ
Д-705

Азовская судоверфь
4009
1976

БФ
Списан 4.08.1995
Д-706

Азовская судоверфь
4010
1976

БФ
Списан 4.08.1995
Д-441

Азовская судоверфь
4011
1976

СФ
Списан 16.03.1998
Д-444
720

Азовская судоверфь
4012
1977

БФ
Списан 10.04.2002
Д-448
751

Азовская судоверфь
4013
1977

БФ
Списан 10.04.2002
Д-280

Азовская судоверфь
4014
1978

СФ
Списан 30.07.1996
Д-282

Азовская судоверфь
4015
1978

ТОФ
Списан 3.05.2001
Д-286
713

Азовская судоверфь
4016
1978

БФ
Списан 16.03.1998
Д-289
533

Азовская судоверфь
4017
1979

ЧФ
Списан 5.07.1994
Д-305
559, 571, 537

Азовская судоверфь
4018
01.12.1979

ЧФ
В составе ВМС Украины
Д-306

Азовская судоверфь
4019
10.12.1980

КФл
Списан 30.06.1993
Д-70
677

Азовская судоверфь
4020
30.07.1981

ТОФ
В составе ТОФ
«Азов»

Азовская судоверфь
4021
25.06.1981
Гидроприбор
В эксплуатации Гидроприбор
Д-464
590

Азовская судоверфь
4024
30.08.1985

СФ
В составе СФ
Д-465
746

Азовская судоверфь
4025
30.12.1986

БФ
В составе БФ
Д-263
584, 532, 539

Азовская судоверфь
4026
30.11.1987

ЧФ
Списан в 2008
Д-295
535, 542

Азовская судоверфь
4027
30.12.1989

ЧФ
В составе ЧФ
Д-460
560, 534, 541

Азовская судоверфь
4028
30.06.1989

ЧФ
Списан 22.06.2005
Д-325
799

Азовская судоверфь
4029
30.12.1991

БФ
В составе БФ
Д-148
578

Азовская судоверфь
4030
30.09.1993

СФ
В составе СФ
ПСКА-771
682
Рыбинская судоверфь
3701
1995
БОХР ПС ФСБ
В осушке
ПСКА-772
Рыбинская судоверфь
3702
1995
БОХР ПС ФСБ
В осушке
Д-365
Д-365

Азовская судоверфь
4031
1994

БФ
В составе БФ
Д-182
533

Азовская судоверфь
4032
15.08.1996

СФ
В составе СФ
Д-185
642

Азовская судоверфь
4034
30.12.2000

КФл
В составе КФл
«Николай Рубцов»
555

Сокольская судоверфь
2005

СФ
В составе СФ
Д-57
675

Восточная судоверфь
2007

ТОФ
В составе ТОФ
Д-184
184

Сокольская судоверфь
2008

ЦСК ВВС
В распоряжении ЦСК ВВС
Д-106
543

Сокольская судоверфь
2009

ЧФ
В составе ЧФ
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий