пр.949А Антей – OSCAR-II

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

В дальнейшей перспективе перевооружённые лодки смогут использовать и новейшие ракеты «Циркон».

Через два торпедных аппарата калибра 650мм крейсера проекта «Антей» могли запускать торпеды 65-76. Эти 4-тонные торпеды могли развивать скорость до 70 узлов (по некоторым данным), а их боевая часть содержала более полутоны взрывчатого вещества. Боезапас составлял восемь торпед, на некоторых лодках – 12. Торпеды 65-76 сняли с вооружения после гибели подлодки «Курск», придя к выводу, что катастрофа произошла из-за взрыва боеголовки такого типа оружия.

Четыре торпедных аппарата калибра 533мм используются для запуска самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80. Они развивают до 45 узлов и содержат боевой заряд массой до 300 кг.

Через 533мм аппараты также можно запускать ракето-торпеды «Водопад» и «Шквал», развивающие с помощью гидрореактивного двигателя и движения в паровом пузыре маршевую скорость в 375 км/ч.

Общая оценка проекта

Пуск ракет “Гранит” с ПЛАРК пр.949 “Гранит”

По оценкам специалистов, ПЛАРК 949-го проекта по критерию «эффективность/стоимость» является самым предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. Стоимость одной подлодки проекта 949, по состоянию на середину 80-х годов составляла 226 млн. руб., что по номиналу составляло только 10 процентов стоимости многоцелевого авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) без учёта стоимости авиационного крыла. При этом, по расчетам экспертов промышленности и военно-морского флота, один подводный атомоход был способен с высокой вероятностью вывести из строя ряд кораблей охранения и сам авианосец. Но другие достаточно авторитетные специалисты эти оценки подвергали сомнению, считая, что относительная эффективность данных подлодок сильно завышена. Необходимо учитывать и тот факт, что авианосец – универсальное боевое средство, способное решать широкий круг задач, в то время как подводная лодка являлась кораблем более узкой специализации. И если не сравнивать с авианосцами ВМС США, то постройка двух подлодок проекта 949 стоила дороже чем тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

«Герой капиталистического труда»

Со времен перестройки и распада Советского Союза государственные заказы на новые атомные подводные лодки резко сократились. Тем не менее Спасский продолжал работать над атомными подводными лодками, включая новую баллистическую ракету четвертого поколения класса « Юрий Долгорукий » (строительство началось в 1996 году), но он расширил свое бюро на новые территории, чтобы обеспечить средства к существованию своим сотрудникам.

Одним из таких направлений было проектирование и строительство нефтяных платформ (совместно с Halliburton ), которые сейчас используются для бурения нефтяных скважин в районе острова Сахалин , в Охотском море и у побережья Южной Кореи .

Другим важным проектом был Sea Launch , уникальная служба запуска космических кораблей , в качестве стартовой платформы которой используется специально модифицированная плавучая буровая платформа, расположенная в экваториальной части Тихого океана . Спасский был главным строителем морской части проекта. Морской старт обеспечивает экономичный способ отправки спутников в космос, почти в десять раз дешевле, чем НАСА .

Спасский также стал генеральным директором консорциума « Неатомные подводные лодки» (в который входят «Рубин», « Адмиралтейские верфи» и другие судостроительные компании). Компания поставляет неатомные военные подводные лодки для ВМФ России (в том числе дизель-электрические подводные лодки класса « Петербург ») и на экспорт в Индию , Польшу и другие, в том числе подводные лодки класса « Амур » и класса « Садко » («туристическая подводная лодка»). ). Два последних построены и работают на Кипре .

Спасский также предложили такие экзотические проекты , как грузовая подлодку для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и ядерная подводной передачи газораспределительной станции для транса-океанского природного газа трубопроводов , а также более скромных проекты , таких как модификация городских трамваев .

Эти проекты обеспечили достаточно плавный переход тысяч сотрудников Рубина к рыночной экономике, а также некоторую помощь Санкт-Петербургу и благотворительности. Спасский и его предприятия профинансировали реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге, церкви Иоанна Крестителя (Иоанна Претечи) в Старой Ладоге , памятника 300-летию Военно-морского флота России, празднования 100-летия Русского музея , и многие другие проекты. За благотворительность Русская Православная Церковь наградила Спасского орденом Святого благоверного князя Даниила Московского . Анатолий Собчак упомянул об успехе Спасского в переходе к рыночной экономике, когда назвал его «Героем капиталистического труда».

Первая подводная лодка проекта 949 была заложена в середине 1970-х годов и сдана в эксплуатацию в 1980 году. В 1982 году обновленная и увеличенная версия (проект 949А) пришла на смену более ранней. Всего было построено тринадцать подводных лодок. Класс «Оскар» был разработан для атаки боевых групп авианосцев НАТО с использованием противокорабельных ракет дальнего действия SS-N-19 «Кораблекрушение» и данных о целеуказании, поступающих от спутниковой системы EORSAT (через антенну подводной лодки «Punch Bowl»). В финансовых проблемах, последовавших за распадом Советского Союза, класс «Оскар» был отдан приоритетом ВМФ России, и когда многие старые классы подводных лодок были выведены на пенсию, класс «Оскар» продолжал действовать как на Северном, так и на Тихоокеанском флотах .

Модернизация

КБ « Рубин» приступило к работам по модернизации проекта 949А в 2011 году, на верфях « Звездочка» и « Звезда» — модернизация судов. В сентябре 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу объявил во время визита на завод «Звезда», что как минимум три подводные лодки класса «Оскар» будут отремонтированы и модернизированы, чтобы продлить срок их службы на 20 лет. По словам российских официальных лиц, модернизированные подводные лодки будут называться «Проект 949АМ». Стоимость модернизации оценивалась в 12 миллиардов рублей (182 миллиона долларов США) на одну подводную лодку.

В сентябре 2016 года сообщалось, что подводные лодки К-132 Иркутск и К-442 Челябинск в настоящее время модернизируются до 949АМ. По словам вице-премьера России Юрия Борисова , к 2021 году Тихоокеанский флот может получить четыре модернизированные подводные лодки класса Oscar II, вооруженные крылатыми ракетами «Калибр».

Вооружение

Основным оружием «Антеев» являются ракеты «Гранит». Как рассчитали конструкторы, если произвести пуск залпом всех 24 ракет, то это обеспечит ликвидацию любой противоракетной обороны. Кроме того, ракеты способны осуществлять передачу сведений между собой. Это предоставляет возможность распределять цели «самостоятельно». Ракеты запускаются из воды.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс АПЛ предоставляет возможность использовать торпеды на любой глубине погружения. В него включены несколько торпед. Они находятся в носовой части корпуса.

Ракетное

В боковых контейнерах средних отсеков расположены располагается 24 ракеты. Контейнеры наклонены под углом 45 градусов. Контейнеры закрыты крышками-обтекателями.

Торпедное

Всего имеется шесть торпедных устройств. Два из них имеют калибр 650 мм. Другие четыре торпеды имеют калибр 533 мм.

Боезапас состоит из 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм. Он находятся в носовом отсеке АПЛ. Так как имеется система, которая контролирует автоматическое заряжение, данное оружие имеет высокую скорость.

С 2013 г. осуществляется модернизация подлодки К-123 «Иркутск». Также ожидается, перевооружение субмарины К-442 «Челябинск». В будущем на перевооружённых лодках возможно применять новые ракеты «Циркон».

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит». Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел

Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95 , была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Oscar II weapons systems

The submarine is equipped with 24 SS-N-19 Granit (NATO codename “Shipwreck”) cruise missiles with a range of 550km. The missile has a length of 10.5m and weighs 6.9t with a warhead weighing 1000kg. Its speed is Mach 1.5.

“As with other Russian submarines, the Oscar features a double hull, comprising an inner pressure hull and an outer hydrodynamic hull.”

Under the START treaty, nuclear warheads for these missiles have been replaced with high-explosive warheads. The missiles, which are launched while the submarine is submerged, are fired from tubes fixed at an angle of approximately 40°.

The tubes, arranged in two rows of twelve, are each covered by six hatches on each side of the sail, with each hatch covering a pair of tubes. The launchers are placed between the inner pressure hull and the outer hydrodynamic hull.

The torpedo tubes fire both torpedoes and shorter-range anti-ship missiles, and a combination of some two dozen weapons are carried, including the SS-N-16 missile. The SS-N-16 has a range of 50km and is powered by a liquid fuel turbojet engine. It can carry either an explosive warhead or a Type 40 torpedo.

In the 1980s, the Rubin Design Bureau was responsible for developing a number of third-generation nuclear-powered submarines with cruise missiles, including Projects 949 (“Granit”, “Oscar I”) and 949A (“Antey”, “Oscar II”). The Bureau took the lead in using naval cruise missiles, designing the first cruise missile nuclear submarine – Project 659 (“Echo I”), then Project 675 (“Echo II”) and related modifications.

Версии

Пр.949 Гранит (Оскар I)

Пр.949

Два проекта 949 Гранит подводные лодки были построены на Северодвинск между 1975 и 1982 годами и был назначен Советский Северный флот. К-525 был заложен в 1975 году и К-206 заложена в 1979 году. После постройки первых двух подводных лодок производство продолжилось улучшенной проект 949А. Антей. Обе подводные лодки проекта 949 были выведен из эксплуатации в 1996 г. и слом в 2004 г.

Пр.949А Антей (Оскар II)

Пр.949А

Одиннадцать пр.949А Антей подводные лодки были построены на Северодвинск, из которых пять были закреплены за Советским Северным флотом. На каком-то этапе планировалось разработать новое четвертое поколение, продолжающее проект 949А, но позже от этого плана отказались. Внешние различия между двумя классами заключались в том, что класс 949A примерно на 10 метров (33 фута) длиннее своего предшественника (примерно 154 метра, 505 футов, а не 143 метра, 469 футов), обеспечивая пространство и плавучесть для улучшенной электроники и более тихой силовой установки. .

Некоторые источники предполагают, что акустические характеристики Oscar II класса лучше, чем у ранних Акула класс но уступает Акула II класса, а также последующих (4-го поколения) дизайнов. У него также плавник большего размера, а пропеллеры иметь семь лезвий вместо четырех.

Как и все советские образцы послевоенного периода, они имеют двойной корпус строительство. Точно так же, как и другие конструкции советских подводных лодок, Проект 949 не только имеет мост открыт для элементов на вершине паруса но, для использования в ненастную погоду, есть закрытый мост впереди и немного ниже этой станции. Отличительный знак – небольшая выпуклость в верхней части плавника. Большая дверь по обе стороны от плавника достигает этой выпуклости. Они шире вверху, чем внизу, и закреплены на шарнирах внизу. В Федерация американских ученых сообщает, что эта субмарина несет капсулу аварийного выхода экипажа; возможно, что эти двери закрывают его. Спасательная капсула ВСК рассчитана на 110 человек.

Проект 949АМ

Модернизация подводных лодок проекта 949А, впервые объявленная Минобороны России в 2011. В рамках модернизации на подводных лодках будут заменены 24 противокорабельные ракеты П-700 Гранит на 72 более новые. 3М-54 Калибр или П-800 Оникс противокорабельные крылатые ракеты. Модернизация не требует изменения конструкции корпуса, поскольку новые ракеты будут помещаться в существующие пусковые установки вне прочного корпуса. Модернизированные лодки также получат модернизированные системы боевой информации «Омнибус-М» и «Симфония-3.2», а также новую систему управления огнем, средства связи, гидроакустические, радиолокационные и электронные средства перехвата. Цель модернизации – довести подводные лодки до того же технологического уровня, что и подводные лодки следующего поколения. Ясень-класс атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.

Белгород, пр. 09852

В декабре 2012 года началось строительство исследовательской и спасательной подводной лодки специального назначения проекта 09852 на базе незавершенной подводной лодки проекта 949А (класс «Оскар II»). Белгород. Сообщается, что подводная лодка предназначена для перевозки как пилотируемых (например, сверхмалых подводных лодок проекта 18511), так и беспилотных (например, Klavesin-1R) подводных судов. Тем не менее, несмотря на то, что на корпусе класса «Оскар» возможна перевозка небольших беспилотных подводных аппаратов (БПА), размещение сверхмалых подводных лодок, таких как проект 18511 Paltus или даже больше Пр.10831 Лошарик, Вероятно, потребуется значительное расширение корпуса, чтобы разместить стыковочный отсек. Например, длина подводной лодки БС-64 Подмосковье был увеличен на 9 метров (30 футов), хотя ракетный отсек БРПЛ был полностью удален.

Белгород будет использоваться в качестве носителя слухов Посейдон (Название отчетности НАТО Каньон) атомный, вооруженный ядерным оружием беспилотный подводный аппарат, способный нести ядерную боеголовку мощностью 100 Мт, причем по крайней мере четыре таких устройства несут горизонтально вместо 24 П-700 Гранит (SS-N-19 Кораблекрушение) пусковые установки общей мощностью 600 мегатонны.

По оценкам Белгород будет 184 метра (604 фута) в длину, что сделает его самой длинной подводной лодкой в ​​мире.

23 апреля 2019 г. Белгород спустили со стапеля во время церемонии на заводе Севмаш, которую наблюдал президент России. Владимир Путин через ТВ-ссылку. Дальнейшие работы будут завершены на плаву, а заводские и государственные испытания АПЛ планируется начать в 2020 году после передачи ВМФ России.

История создания

Предпосылки к созданию

После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Проектирование

ПЛАРК К-525 “Архангельск” пр.949 “Гранит” – OSCAR-I

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):

  • число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
  • число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
  • характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки – вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.

Вооружение

Противокорабельное

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М45 комплекса 3К45 (П-700 «Гранит»), являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса.

На модернизированных АПЛ проекта 949АМ «Антей» до 2020 года будет до 72 ракет «Калибр» или «Оникс», а также ПКР «Циркон».

Минно-торпедное

Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: двумя калибра 650 мм и четырьмя калибра 533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 675 (Echo-II class)

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным оружием, имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”

С крылатыми ракетами

Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 “Оренбург”

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”

Проект 677 “Лада”

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”

Конструкция

Прочный корпус имеет форму цилиндра и выполнен из стали. Переборки делят его на девять (на подводных лодках проекта «Гранит») или десять (у «Антеев») отсеков. По бортам, между лёгким и прочным корпусами,помещаются пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит».

Ограждение «надстройка» закрывает собой ходовой мостик, выдвижные устройства (перископы и прочее) и системы подачи воздуха к дизель-генераторам и вентиляции.

В носовом отсеке – торпедное вооружение и аккумуляторы. В двух следующих отсеках находятся центральный пост, другие боевые посты, радиорубка. Эти отсеки тоже служат для размещения аккумуляторов. Четвёртый отсек – жилой, в пятом находятся вспомогательные механизмы. Дополнительный отсек, появившийся на проекте 949А, тоже содержит вспомогательные агрегаты.

Реакторный отсек – седьмой, за ним в отдельных отсеках размещены паровые турбины. Кормовой отсек – для электромеханики. Основа энергетической установки крейсера — два водо-водяных реактора ОК-650М и две паровые турбины, вращающие через редукторы два винта фиксированного шага.

Внутри ограждения выдвижных устройств субмарины находится всплывающая спасательная капсула. С её помощью можно эвакуировать с подлодки весь экипаж, даже если лодка находится на предельной глубине.

В носовой зоне спасения предусмотрены аварийно-спасательный люк, через который можно выйти, будучи одетым в спасательное снаряжение. Люк в кормовой зоне спасения дополнительно оснащён площадкой для посадки спасательных аппаратов. Оповещать о произошедшей аварии должны всплывающие буи В-600, способные отделяться от корпуса автоматически.

Отличия имелись не только между «Гранитом» и «Антеем», но и между индивидуальными кораблями проектов. Это было связано с тем, что проекты непрерывно модернизировались, в расчёте на постепенное внедрение пока не разработанных и не продуманных механизмов и конструкторских решений. Так, место для установки буксируемой антенны «Пеламида» появилось на К-206, а первым крейсером, фактически получившим эту антенну, стал К-148.

На субмарине К-132 установили новый гидроакустический комплекс, а К-119 получила новый перископ и иную систему продувки уравнительных цистерн.

Литература и источники информации

  • Апальков Ю.В Подводные лодки Советского флота 1945-1991 г.г. Том 1. — Моркнига, 2009. — ISBN 978-5-903080-55-7
  • Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. — Астрель, 2006. — ISBN 5-271-14736-3
  • В. Демьяновский, А. Котлобовский Подводный щит СССР. — Майор, 2003.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_949_%C2%AB%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%C2%BB
  • https://deepstorm.ru/
  • https://militaryrussia.ru/blog/topic-609.html
  • https://topwar.ru/19696-atomnye-podvodnye-lodki-s-krylatymi-raketami-proekt-949-granit-oscar-i-class.html
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий