пр.955 – BOREI – DOLGORUKIY

История

Первые проектные работы Проект начался в середине 1980-х годов, а строительство первого судна началось в 1996 году. Ранее в 1980-х годах появилась недолговечная, меньшая параллельная конструкция под обозначением Project 935 Borei II. Параллельно разрабатывалась новая баллистическая ракета подводного базирования (БРПЛ), получившая название R-39UTTH Bark. Однако работы над этой ракетой были прекращены, и была разработана новая ракета РСМ-56 «Булава». Подводную лодку потребовалось перепроектировать под новую ракету, и ее название было изменено на Проект 955 . Суда разработки КБ Рубин строятся на Северной судостроительной верфи России Севмаш в Северодвинске. Из-за неоднократных отказов во время испытательных пусков “Булавы” некоторые эксперты высказали предположение, что подлодки “Борей” могут быть вооружены БРПЛ Р-29РМУ “Синева “, уже находящимися на боевом дежурстве с класса Delta IV подводные лодки.

Сообщалось, что прибытие класса «Борей» позволит ВМФ России возобновить стратегическое патрулирование в южных широтах, где российские ракетные подводные лодки не видели в течение 20 лет.

Запуск и испытания

Дмитрий МедведевЮрий ДолгорукийЮрий ДолгорукийМурманск

Спуск первой подводной лодки Занятие Юрий Долгорукий (Юрий Долгорукий) было запланировано на 2002 год, но было отложено из-за бюджетных ограничений. Судно было в конечном итоге выкатано из строительного цеха 15 апреля 2007 года на церемонии, на которой присутствовали многие высокопоставленные военные и промышленные специалисты. Юрий Долгорукий был первой российской стратегической ракетной подводной лодкой, спущенной на воду за семнадцать лет после окончания холодной войны. Планируемый контингент из восьми стратегических подводных лодок должен был быть введен в эксплуатацию в течение следующего десятилетия, пять проектов проекта 955 планировалось приобрести до 2015 года.

Хотя Юрий Долгорукий был официально выведен из строительного цеха 15 апреля 2007 года, подводная лодка не был спущен на воду до февраля 2008 года. К июлю 2009 года он еще не был вооружен ракетами «Булава» и, следовательно, не был полностью готов, хотя был готов к ходовым испытаниям 24 октября 2008 года. 21 ноября 2008 года реактор Юрия Долгорукого был активирована и 19 июня 2009 г. начала ходовые испытания в Белом море.

. В августе 2009 г. сообщалось, что подводная лодка пройдет до шести испытаний, прежде чем будет введена в эксплуатацию, но проблема с ракетой «Булава» может задержать ее еще больше..

28 сентября 2010 года Юрий Долгорукий завершил ходовые испытания предприятия. К концу октября Тихоокеанский флот России был полностью готов к приему новых российских стратегических атомных подводных лодок класса «Борей». Ожидается, что четыре подлодки будут размещены в Северном флоте и четыре в Тихоокеанском флоте. 9 ноября 2010 года Юрий Долгорукий прошел все ходовые испытания нового оборудования и систем.

Изначально планировалось провести первые торпедные пуски во время проходящих государственных испытаний в декабре 2010 года, а затем в том же месяце провести первый пуск основного комплекса вооружения – БРПЛ РСМ-56 «Булава». Затем план был перенесен на середину лета 2011 года из-за ледовой обстановки в Белом море.

2 декабря 2010 года вторая подводная лодка класса «Борей», «Александр Невский», была переведена в плавучий док на верфи Севмаша. Перед спуском на воду подводной лодки проходили последние приготовления. Подводная лодка была спущена на воду 6 декабря 2010 года, а ходовые испытания начались 24 октября 2011 года.

28 июня 2011 года с подводной лодки класса «Борей» «Юрий Долгорукий» впервые осуществлен пуск ракеты «Булава». Испытание было объявлено успешным. После долгих простоев головное судно «Юрий Долгорукий» наконец вошло в состав ВМФ 10 января 2013 года. Официальную церемонию поднятия флага ВМФ на подводной лодке возглавил министр обороны России Сергей Шойгу. Активно использовалась в 2014 году после серии учений.

17 ноября 2017 года четвертая подводная лодка класса «Борей» и первая модернизированного проекта 955А «Князь Владимир» была выведена из строительного цеха на г. СЕВМАШ, верфь. Подводная лодка была спущена на воду годом позже и впоследствии приступила к заводским испытаниям.

The Drive оценил особенности атомной подлодки «Князь Владимир»

Портал The Drive пристально изучил видеосюжет телеканала «Звезда», который провел своеобразную экскурсию по подлодке проекта 955А «Борей-А» «Князь Владимир».

Автор отмечает, что это одна из самых передовых субмарин России, находящаяся на завершающей стадии строительства

А в связи с тем, что подводные силы ВМФ РФ в последнее время стали главными темами для обсуждения, в том числе в правительстве США, на это видео стоит обратить внимание

В материале напоминают, что в прошлом году в ходе испытаний подводный крейсер совершил пуск баллистической ракеты РСМ-56 «Булава». Ввод корабля в эксплуатацию запланирован на май 2020 года.

Особое внимание журналисты обратили на один из двух вспомогательных двигателей «Князя Владимира», попавших в кадр. В тексте портал приводит мнение ветерана-подводника ВМС США Эрика Морено

Он подчеркнул, что подруливающее устройство, похоже, имеет продвинутый тип «закрытого винта». Концы лопастей приварены к кольцу, которое движется внутри кожуха пропеллера. Такая конструкция делает двигатели более тихими, особенно за счет уменьшения шума кавитации.

Максимальная бесшумность абсолютно необходима для выживания подводной лодки. Неудивительно, что субмарины класса «Борей» и «Борей-А» оснащены водометными движителями, чего обычно не встретишь на большинстве подлодок советских времен», — говорится в статье.

«Борей» и будущий «Борей-А» являются критически важными элементами российской системы ядерного сдерживания, пишет издание. Главная задача этих подлодок — исчезнуть на бескрайних просторах океана и оставаться незаметными как можно дольше. А потому медленный ход на низкой скорости особенно важен для них.

По сравнению с первоначальным проектом 955, модель 955A имеет существенные отличия. Предполагается, что эти новшества в сочетании с другими улучшениями обеспечат подлодке лучшую маневренность и эффективность, а также снизят акустические характеристики.

Не оставила равнодушными американских журналистов баня, имеющаяся на борту «Князя Владимира». Это, по их мнению, «русская особенность подводной лодки». Она выложена осиновой древесиной и рассчитана на 3-4 человек.

«Баня имеет большое значение в России, и наличие ее на борту подводной лодки будет важным моральным стимулом, особенно при длительном плавании», — уверен автор.

В заключении он отмечает, что это был захватывающий видеосюжет об одной из самых совершенных российских подводных лодок.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»Главный конструктор……………..В. А. ЗдорновСкорость (надводная)……………..15 узловСкорость (подводная)……………..29 узловРабочая глубина погружения……………..400 мПредельная глубина погружения……………..480 мАвтономность плавания……………..90 сутокЭкипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеровСтоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублейРазмерыВодоизмещение надводное……………..14 720 тВодоизмещение подводное……………..24 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..170 мШирина корпуса наибольшая………………13,5 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..10 мСиловая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движительВооружениеТорпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Дизайн

Класс Borei включает в себя компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насос-форсунка двигательная установка на российской атомной подводной лодке. Уровень шума будет в пять раз ниже по сравнению с ядерным двигателем третьего поколения. Подводные лодки типа Акула и в два раза ниже, чем в США. Подводные лодки типа “Вирджиния”. В акустическая подпись «Борея» значительно более незаметен, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ, но сообщалось, что их гидравлические насосы становятся более шумными после относительно короткого периода эксплуатации, что снижает скрытность подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия МБР Тополь-М ) по сравнению с первоначально предложенным R-39UTTH Кора. Стоимость в 2010 г. оценивалась примерно в 23 млрд руб. (доллар США 734 миллиона долларов, эквивалент 863 млн долларов США в 2020 году), по сравнению со стоимостью Огайо-учебный класс ПЛАРБ стоила около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в условиях 2020 года).).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем Эйфелева башня. Общая протяженность трубопроводов – 109 км, длина кабельных трасс – 600 км. 10 тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Дизайн

Класс Borei включает в себя компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насос-форсунка двигательная установка на российской атомной подводной лодке. Уровень шума будет в пять раз ниже по сравнению с ядерным двигателем третьего поколения. Подводные лодки типа Акула и в два раза ниже, чем в США. Подводные лодки типа “Вирджиния”. В акустическая подпись «Борея» значительно более незаметен, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ, но сообщалось, что их гидравлические насосы становятся более шумными после относительно короткого периода эксплуатации, что снижает скрытность подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия МБР Тополь-М ) по сравнению с первоначально предложенным R-39UTTH Кора. Стоимость в 2010 г. оценивалась примерно в 23 млрд руб. (доллар США 734 миллиона долларов, эквивалент 863 млн долларов США в 2020 году), по сравнению со стоимостью Огайо-учебный класс ПЛАРБ стоила около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в условиях 2020 года).).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем Эйфелева башня. Общая протяженность трубопроводов – 109 км, длина кабельных трасс – 600 км. 10 тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”

С крылатыми ракетами

Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 “Оренбург”

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”

Проект 677 “Лада”

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”

Единицы

#ИмяПроектПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюФлотПоложение дел
К-535Юрий Долгорукий9552 ноября 1996 г.12 февраля 2008 г.10 января 2013 г.[нужна цитата ] СеверныйАктивный
К-550Александр Невский95519 марта 2004 г.13 декабря 2010 г.23 декабря 2013 г.[нужна цитата ] Тихий океанАктивный
К-551Владимир Мономах95519 марта 2006 г.30 декабря 2012 г.19 декабря 2014 г.Тихий океанАктивный
К-549Князь Владимир955А30 июля 2012 г.17 ноября 2017 г.12 июн 2020СеверныйАктивный
Князь Олег955А27 июля 2014 г.16 июля 2020 г. 2021 или так поздно, как 2022/23Тихий океанЗапущен
Генералиссимус Суворов955А26 декабря 2014 г.2021Тихий океанВ разработке
Император Александр III955А18 декабря 2015 г. 2022Тихий океанВ разработке
Князь Пожарский955А23 декабря 2016 г. 2023СеверныйВ разработке
Маршала Жукова955A?2026Планируется
Маршал Рокоссовский955A?2027Планируется

Сравнение с американской «Вирджинией»

Для сравнения на вооружении США стоят лодки аналогично четвертого поколения «Вирджиния» — многоцелевые атомные ПЛ с крылатыми ракетами. Под водой они развивают скорость 46-62 км/ч (25-34 узла), погружаются на глубину до 500 м, обладают водоизмещением в 7800 т. На борту ПЛ несет 4 торпедных комплекса (533 калибр), 27 торпед Мk-48 и 12 крылатых ракет типа «Томагавк».

Мощность двухтурбинного реактора – 30МВт. Длина корпуса составляет 115 м, а ширина – 10,4 м. Корпус обладает специальным покрытием, защищающим от обнаружения гидрорадарами, и облегчен за счет использования особого типа стеклопластика.

В качестве технологий обнаружения используются инфракрасные лазеры, телекамеры и прочие приспособления, мины ищут беспилотными подводными аппаратами. «Вирджиния» имеет на борту специальный шлюз, с помощью которого она может использовать в боевых действиях и разведывательно-диверсионных мероприятиях до девяти пловцов.

А еще может нести на себе дополнительную лодку малого водоизмещения или крупный контейнер, батискаф и другие средства современного глубоководного передвижения.

Таких лодок на сегодняшний день построено 14 штук, а всего их планируется поставить на вооружение более трех десятков. Уже готовые базируются сейчас в Перл-Харборе (Гавайи, 4 экземпляра), в Гротоне (Коннектикут, 8 шт) и Норфолке (Восточная Англия, в составе европейской группировки НАТО, 2шт).

Пять из них принадлежат к последней, самой совершенной серии, спускаемой на воду с 2013 года. Стоимость одной подлодки – 1,8-2,5 млрд. долларов.

Дизайн

Класс Borei включает в себя компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насос-форсунка двигательная установка на российской атомной подводной лодке. Уровень шума будет в пять раз ниже по сравнению с ядерным двигателем третьего поколения. Подводные лодки типа Акула и в два раза ниже, чем в США. Подводные лодки типа “Вирджиния”. В акустическая подпись «Борея» значительно более незаметен, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ, но сообщалось, что их гидравлические насосы становятся более шумными после относительно короткого периода эксплуатации, что снижает скрытность подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия МБР Тополь-М ) по сравнению с первоначально предложенным R-39UTTH Кора. Стоимость в 2010 г. оценивалась примерно в 23 млрд руб. (доллар США 734 миллиона долларов, эквивалент 863 млн долларов США в 2020 году), по сравнению со стоимостью Огайо-учебный класс ПЛАРБ стоила около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в условиях 2020 года).).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем Эйфелева башня. Общая протяженность трубопроводов – 109 км, длина кабельных трасс – 600 км. 10 тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» – видео

https://youtube.com/watch?v=E7hXBo8Ao8k

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек.Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551.В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей—М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку — 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей—М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными: средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (по другим данным — в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
  • пр.955Б «Борей-Б» — проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками. Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включен в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2020 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырех единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018—2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость — эффективность».
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий