АПКР К-18 ‘Карелия’ – атомный подводный ракетный крейсер

Пожар при ремонте

7 апреля 2015 года лодка находилась в доке, когда около 14:00 в результате сварочных работ загорелся резиновый уплотнитель между лёгким и прочным корпусом в районе 9-го отсека, возникло сильное задымление. Площадь пожара составила около 20 м². В тот момент на АПЛ находилось 13 человек экипажа, все они были эвакуированы. Боекомплект с лодки был выгружен ещё осенью 2013 года при постановке в сухой док, а ядерное топливо выгрузили летом 2014 года, до начала ремонта. После того, как пожар перекинулся на балластный отсек, руководство приняло решение о частичном затоплении АПЛ в сухом доке из-за невозможности потушить пожар. Лодка при этом не была выведена из строя — прочный корпус остался герметично задраенным, и вода попала только в пространство между прочным и лёгким корпусами, где и произошло возгорание. Оборудование АПЛ осталось нетронутым водой. В 18:00 была начата доковая операция по подъёму уровня воды, к 22:00 были ликвидированы последние очаги возгорания.

Наиболее вероятной причиной инцидента специалисты предприятия считают нарушение техники безопасности при проведении работ. По предварительным оценкам межведомственной комиссии, ущерб от пожара оценивался в сумму более 100 миллионов рублей. Оказались повреждены системы погружения и всплытия, сгорели кабельные трассы размагничивающего устройства, звукоизоляционное покрытие цистерн главного балласта и прочного корпуса. Из-за произошедшего сроки ремонта корабля сдвинули.

Лишь 6 октября 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о завершении ремонта на АПЛ «Орёл».

Российский беспилотник Орлан-10. Фото и характеристики

Полет «Орлана»

Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.

Масса на взлете14 кг
Масса нагрузкидо 5 кг
Двигательвнутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод стартас катапульты
Метод посадкина парашюте
Скорость90-150 км/ч
Длительность полета16 ч
Дальность полетадо 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)
Высота полетадо 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли)от −30 до +40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

Малоизвестная история

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.

Отсеки атомной субмарины и их назначение

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 941 в разрезе

Традиционная компоновка включает от 5 до 8 отсеков (дублируются на лодках проекта 941) со своим назначением и определенной конфигурацией, вплоть до использованных материалов.

1. Первый отсек несет торпедные аппараты и сами торпеды на нескольких палубах, поэтому в зависимости от типа и степени автоматизации лодки может быть необитаем и находиться сразу за легким корпусом.

2. Второй отсек чаще всего используется для размещения радиооборудования: здесь находится центральный пульт управления, пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование.

Именно на втором отсеке размещается рубка, используемая для размещения антенн, перископов. Её основная цель — наблюдение из подводного положения.

3. Третий отсек на современных российских подводных лодках проектов 949А и 955 используется в качестве радиосвязного. Многие ранние типы совмещают его с центральным отсеком управления.

4. Четвертый отсек (он же третий на ряде лодок 3-4 поколений) является жилым: тут размещены каюты экипажа, помещения отдыха, камбуз. В нём проводит время основная часть экипажа, не задействованная в работе на данный момент.

Советские и российские АПЛ между этим и последующим отсеком несет дополнительный отсеки для деконтаминации членов экипажа: очистке одежды членов команды, которые работали в отсеке с реакторами.

Ракетные шахты многоцелевых подводных лодок

5. Пятый (шестой на российских АПЛ) отсеки размещают силовую установку. В зависимости от типа реактора, дизель-генераторы могут находится с ним в одном помещении или в раздельной.

На субмаринах пятого поколения, а так же на американских АПЛ «Сивулф» используется герметичная капсула реактора, которая может полностью изолироваться от остальной лодки.

Самые современные субмарины имеют 7 и 8 отсек, где размещается центр управления реактором и турбинная установка с аккумуляторами. Такая компоновка позволяет исключить контакт с реактором.

Так же в последних отсеках может располагаться автономная капсула для спасения экипажа, созданная по типу спускаемого космического аппарата.

Северный флот

Класс Наименование Проект Вступление в строй
ПЛАРБ ТК-208 «Дмитрий Донской» пр.941УМ 1981
ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955 2012
ПЛАРБ К-51 «Верхотурье» пр.667БДРМ 1984
ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» пр.667БДРМ 1985
ПЛАРБ К-114 «Тула» пр.667БДРМ 1987
ПЛАРБ К-117 «Брянск» пр.667БДРМ 1988
ПЛАРБ К-18 «Карелия» пр.667БДРМ 1989
ПЛАРБ К-407 «Новомосковск» пр.667БДРМ 1990
ПЛАРК К-119 «Воронеж» пр.949А 1989
ПЛАРК К-410 «Смоленск» пр.949А 1990
ПЛАРК К-266 «Орёл» пр.949А 1992
ПЛАРК К-560 «Северодвинск» пр.885 2013
ПЛА К-317 «Пантера» пр.971 1990
ПЛА К-461 «Волк» пр.971 1991
ПЛА К-328 «Леопард» пр.971 1992
ПЛА К-154 «Тигр» пр.971 1993
ПЛА К-157 «Вепрь» пр.971 1995
ПЛА К-335 «Гепард» пр.971 2001
ПЛА Б-239 «Карп» пр.945 1984
ПЛА Б-276 «Кострома» пр.945 1987
ПЛА Б-534 «Нижний Новгород» пр.945А 1990
ПЛА Б-336 «Псков» пр.945А 1993
ПЛА Б-138 «Обнинск» пр.671РТМК 1990
ПЛА Б-414 «Даниил Московский» пр.671РТМК 1990
ПЛА Б-448 «Тамбов» пр.671РТМК 1992
ПЛАСН БС-64 «Подмосковье» пр.09787 1986
ПЛАСН БС-136 «Оренбург» пр.09786 1981
ПЛАСН АС-23 пр.1851 1986
ПЛАСН АС-21 пр.18511 1991
ПЛАСН АС-35 пр.18511 1995
ПЛАСН АС-13 пр.1910 1986
ПЛАСН АС-15 пр.1910 1991
ПЛАСН АС-33 пр.1910 1994
ПЛАСН АС-31 пр.10831 2010 (?)
ПЛСН Б-90 «Саров» пр.20120 2008
ДПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 2010
ДПЛ Б-808 «Ярославль» пр.877 1988
ДПЛ Б-459 «Владикавказ» пр.877 1990
ДПЛ Б-471 «Магнитогорск» пр.877 1990
ДПЛ Б-177 «Липецк» пр.877 1991
ДПЛ Б-800 «Калуга» пр.877 1989
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435 1990
ТАРКР «Адмирал Нахимов» пр.11442 1988
ТАРКР «Пётр Великий» пр.11442 1998
РКР «Маршал Устинов» пр.1164 1986
БПК «Вице-адмирал Кулаков» пр.1155 1981
БПК «Североморск» пр.1155 1987
БПК «Адмирал Левченко» пр.1155 1988
БПК «Адмирал Харламов» пр.1155 1989
БПК «Адмирал Чабаненко» пр.11551 1999
ЭМ «Адмирал Ушаков» пр.956 1993
МРК «Айсберг» пр.12341 1979
МРК «Рассвет» пр.12341 1988
АКА АК-388 пр.1400М 1980
МПК «Брест» пр.1124М 1988
МПК «Юнга» пр.1124М 1989
МПК «Нарьян-Мар» пр.1124М 1990
МПК «Онега» пр.1124М 1990
МПК «Мончегорск» пр.1124М 1993
МПК «Снежногорск» пр.1124М 1994
МТЩ «Гуманенко» пр.12660 2000
МТЩ «Комендор» пр.266М 1974
МТЩ «Машинист» пр.266М 1975
БТЩ «Полярный» пр.1265 1984
БТЩ «Ельня» пр.1265 1986
БТЩ «Котельнич» пр.1265 1987
БТЩ «Соловецкий юнга» пр.1265 1988
БТЩ «Коломна» пр.1265 1990
БТЩ «Ядрин» пр.1265 1991
РТЩ РТ-236 пр.1258Э 1985
БДК «Иван Грен» пр.11711 2018
БДК «Оленегорский горняк» пр.775 1976
БДК «Кондопога» пр.775 1976
БДК «Александр Отраковский» пр.775 1978
БДК «Георгий Победоносец» пр.775/II 1985
ДКА Д-464 пр.1176 1985
ДКА Д-148 пр.1176 1993
ДКА Д-182 пр.1176 1996
ДКА «Николай Рубцов» пр.1176 2005
Суммарно СФ

Строительство и сервис

Киль Карелии заложен на заводе Севмаш в г.Февраль 1987 г.Спущен на воду в 1988 году. Назван в честь Республики Карелия . Он был принят на вооружение ВМФ СССР в 1989 году, а после распада СССР был переведен в состав ВМФ России.

« Карелия» была модернизирована на заводе «Звездочка» на севере России в период с 2004 по 2009 год. Было добавлено более 100 новых компонентов, в том числе торпедный комплекс ТВР-671РМ и пусковой комплекс РСМ-54 « Синева » . Другие обновления включают снижение излучаемого шума, улучшенные возможности отслеживания надводных судов и улучшенные условия выживания. За свою карьеру подводная лодка выпустила более 14 ракет и преодолела более 140 000 морских миль (259 280 км) .

В апрель 2000 г., Владимир Путин , затем избранный президент Российской Федерации  (в) , провести ночь на борту подводной лодки на глубине 50 метров и контролирует упражнение Северного флота . Офицеры показывают Путину, как запускаются ракеты, а Путин становится почетным подводником после того, как выполнил российский подводный ритуал, попивая морскую воду на борту подводной лодки.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» – самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й – реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов. Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

Тактико-технические характеристики

Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: — «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».

Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.

Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:

Наименование критерияВеличина
Тип суднаТРПКСН
Скорость на поверхности, узел13
Скорость при погружении, узел26
Водоизмещение (над водой), т23 100
Водоизмещение (под водой), т49 000
Длина, м172,9
Ширина, м23,4
Высота, м23,4
Рекомендуемая глубина погружения, м400
Максимальная глубина погружения, м500
Экипаж/ офицерский состав160/ 52
Длительность автономного плавания, сутки180

Примеры современных подводных лодок

955 «Борей» несёт на своем борту баллистическую ракету системы «Булава»

Россия никогда не была обделена подлодками. Ее морской флот активно развивался в этом направлении на протяжении многих десятилетий. За такой период времени стране все же удалось добиться значительных перемен в лучшую сторону в вопросах строительства и эксплуатации судов данного типа.

На вооружении России находится не менее 70 суден, которые предназначены для выполнения боевых задач.

Идет активная работа над важными проектами, которые способны усилить мощь отечественного ВМФ. Речь идет о 955 «Борей» и 855 «Ясень». Первое судно способно заменить собой 667 БДР «Кальмар», который на данный момент считается устаревшим.

Основную массу российского МВФ составляют именно атомные подлодки. Так указывает статистика. Но вся проблема в том, что большая часть данных суден в текущее время находится на ремонте. Также определенный процент лодок по веским причинам не готов к выполнению своих задач.

Несмотря на это, россияне все равно могут гордиться своими рекордами, которые устанавливают отдельные экземпляры субмарин. Именно России принадлежит самая быстрая подлодка. Также рекорд поставило судно, способное погрузиться на максимальную глубину. Стоит заметить, что она составляет целых 1027 км.

Россия активно занялась разработкой новой версии подлодок. На такой шаг ВМФ подтолкнул выпуск субмарины Соединенных Штатов Америки. Россия не смогла остаться в стороне и сразу же приступила к созданию новой боевой единицы, которая должна превзойти современную разработку США.

Новейшая субмарина, по предположениям, будет относиться к пятому поколению суден. Ее производство в многочисленном количестве требуется наладить к 2030 году. Именно такая задача была поставлена одной из первых на следующие несколько лет. Проект уже успел получить название «Хаски».

На текущий момент времени самой большой подлодкой является судно «Ясень». Хотят слухи, что разработка нового поколения существенно превзойдет его по своему размеру.

Новейший проект будет развиваться сразу в нескольких направлениях. А значит, российский флот пополнится двумя видами субмарин. Одна будет относиться к лодкам, которые эффективны при ведении боевых действий под водой. Субмарины второго типа больше подойдут для сражений с надводными судами крупного размера.

Отечественный ВМФ продолжит и дальше развиваться в запланированном направлении. В случае выполнение основных задач Россия вполне может стать полноправным лидером среди других государств по количеству подводных лодок, которые успешны в выполнении самых сложных операций.

https://youtube.com/watch?v=GAoBorGYpuY

Как вам статья?

Мне нравится1.1 k.Не нравится519

Охладить пыл США

«Севмашпредприятие» построило 34 подлодки проекта «Навага», которые выполняли миссии в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х годах три субмарины постоянно «дежурили» к востоку от Бермудских Островов, неподалёку от Восточного побережья США.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что появление подводных крейсеров второго поколения обеспечило Москве более прочное присутствие в Мировом океане и стало дополнительным инструментом сдерживания ядерной мощи США. 

  • Подводная лодка проекта 667А «Навага»

«В 1967 году ещё были свежи воспоминания о Карибском кризисе 1962 года. СССР тогда отказался от размещения ядерного арсенала на Кубе, взамен США вывели свои ядерные силы из Турции. Однако Штаты в силу владения атомными подводными лодками имели преимущество перед СССР, поскольку могли нанести ядерный удар из более удобных позиций», — пояснил в беседе с RT Козюлин. 

По словам эксперта, лишь с появлением собственных атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами Советский Союз смог восстановить паритет в ракетно-ядерной сфере. Москва также в полной мере реализовала стратегию гарантированного взаимного уничтожения, «охладив пыл американской стороны».

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано,Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук.Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году(хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ясень» — 3Вирджиния» — 5

Итоговый рейтинг:

Ясень» — 31,5Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно,Ясень»Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

Подводный отель

Благодаря получившимся габаритам лодки конструкторы не были стеснены в пространстве при проектировании внутренних помещений, в том числе предназначенных для улучшения комфорта экипажа.

Сауна и бассейн на борту ТРПКСН проекта 941

На борту «Акул» были предусмотрены спортивный зал, обшитая дубовыми досками сауна, бассейн 2х4 м и глубиной 2 м, 4 душевых комнаты, 9 гальюнов и даже отдельное помещение для курения. Экипаж размещался в 2-х, 4-х и 6-тиместных каютах с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Удобства для экипажа обеспечивали очень высокую автономность плавания. Лодка могла до полугода нести боевое дежурство подо льдами Арктики.

Такой комфорт на подводных лодках не встречался ранее нигде. За это моряки негласно прозвали корабли данной серии «плавучим Хилтоном».

Характеристики и возможности

Лодка получилась очень удачной, хотя при этом и весьма внушительных размеров. Длина «Акул» составила 172,8 м, ширина корпуса 23,3 м, средняя осадка 11,2 м. Для постройки этих исполинов на заводе был специально возведён новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире.

Основные технические характеристики ТРПКСН проекта 941:

  • Скорость (надводная) — 12 узлов;
  • Скорость (подводная) — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • Рабочая глубина погружения — 400 м;
  • Предельная глубина погружения — 500 м;
  • Автономность плавания — 180 суток (6 месяцев);
  • Экипаж — 160 человек (в том числе 52 офицера);
  • Водоизмещение надводное — 23 200 т;
  • Водоизмещение подводное — 48 000 т;
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.

Все требования, указанные в тактико-техническом задании, оказались соблюдены. На лодках 941-го проекта смогли разместить 20 больших межконтинентальных баллистических ракет «Р-39». Была предусмотрена возможность одновременного пуска всех ракет залпом. Это было проверено и подтверждено в ходе учений в 1998 году.

Хотя на кораблях данного класса обычно не предусмотрено торпедное вооружение, «Акул» также укомплектовали шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Лодка получилась значительно менее шумной, чем ее предшественницы проекта 667. Высокая автономность плавания позволяла лодкам данного типа совершать длительные походы. Большой запас плавучести обеспечивался особенностями конструкции, а прочность корпуса позволяла проламывать льды толщиной до 2,5 м.

Примечания

  1. Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Судостроительная отрасль Крыма — перспективы возрождения
  3. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  4. Zaliv shipyard will purchase the shipbuilding assets from Bergen Group ASA (Norway) // JSC Shipyard Zaliv website
  5. . Дата обращения 20 февраля 2017.

  6. . Дата обращения 20 февраля 2017.

  7.  (недоступная ссылка). crimea vector. Дата обращения 20 февраля 2017.

  8. Елена Лесина. . КерчьИНФО: новости Керчи и Крыма. Дата обращения 26 апреля 2016.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий